Что такое штатив трипод
Что выбрать? Штатив для фотоаппарата (+ видео)
Да, тема нашей сегодняшней статьи — «Штатив для фотоаппарата». Какие штативы бывают, чем отличаются друг от друга, какой штатив стоит выбрать? Вы узнаете, что такое монопод и для чего он используется. Мы поговорим о том, для чего нужны мини-штативы. Ну, и конечно, поговорим о главном – о классических триподах.
+ Для тех, кто предпочитает чтению просмотр видео, я подготовил небольшой материал, в котором освещены основные моменты данной статьи. Видео можно найти в самом низу.
Для чего нужен штатив?
Прежде всего давайте скажем, а зачем вообще нужен штатив? Может в нём нет никакой необходимости? На самом деле, штатив – одно из основных приспособлений, облегчающих жизнь фотографу. Штативы в фотосъемке используют чтобы:
Итак, теперь, когда понимание того, для чего нужен штатив, к вам пришло, поговорим о видах штативов. Вообще, разделить их можно по разным параметрам. Прежде всего, штативы различаются по видам: моноподы, триподы и мини-штативы.
Что такое монопод?
Монопод – это штатив с одной ногой. Это понятно уже из названия. Основной плюс такой конструкции – мобильность. Монопод можно переносить с места на место вместе с камерой, и это не напрягает.
Минус монопода – невозможность снимать на длинных выдержках. То есть, по сути, монопод позволяет избежать шевеленки, но снять сюжет на длинной выдержке с ним не выйдет, так как положение камеры с ним лишь чуть более устойчиво, чем без него.
Вообще, монопод больше подходит для любителей видеосъемки. По сути, моноподом можно заменить (или дополнить) стабилизатор изображения в видеокамере.
Монопод обычно гораздо легче классических штативов, хотя для его изготовления используют аналогичные материалы. Сказывается количество ног. Минимальный размер монопода обычно от 40 до 50 см, а максимальная высота съемки с использованием монопода порядка 160-170 см. Всё это дело очень удобно раскладывается и складывается. Фотоаппарат прикручивается путем вращения монопода вокруг своей оси.
Что такое мини-штатив?
Мини-штатив — это очень маленький трипод (о триподах поговорим чуть ниже), штатив на трех ногах, весом обычно до 200 грамм, и высотой до 30 сантиметров (в максимально разложенном положении). Для чего вообще нужны подобные конструкции?
Во-первых, мини-штатив всегда можно взять с собой, потому что в сложенном виде он занимает очень мало места, а его вес сравним с весом мобильного телефона.
Во-вторых, в путешествиях, особенно если вы путешествуете вдвоем со своей второй половинкой, всегда можно сделать совместный снимок, просто установив камеру на миништатив и включив съемку по таймеру. То есть, подведу итог: миништатив полезен в путешествии, в походе и в любом другом месте, куда вам не хочется брать полноценный штатив.
Трипод — классический штатив
Ну, и наконец, штативы-триподы. Самый распространенный вид штативов. Триподов сейчас огромное количество. Друг от друга они отличаются по материалам изготовления, наличию съемной головы, виду этой самой головы.
Что касается материалов, то указанный в спецификации материал, это то – из чего сделаны ноги штатива. Это может быть: алюминий, магний, титан, сталь, пластик и углепластик. Самый распространенный из вариантов – алюминий. Это прочный, легкий и недорогой материал. В штативах любительского уровня он встречается чаще остальных.
Профессиональные штативы часто сделаны из углепластика (он же карбон). Эти штативы, пожалуй, самые дорогие. Особенно выделяется фирма Gitzo, чьи штативы стоят как хорошая зеркальная камера. Другие фирмы, штативы которых считаются качетсвенными, это Manfrotto, Benro. Есть и другие, но конкретно эти две меня не разочаровали, когда я пользовался их продукцией, поэтому о них и говорю.
Сам по себе штатив состоит из следующих частей: тренога и голова. Высота штативов достигает 2 метров. Фотоаппарат присоединяется с помощь специальной площадки, которая с помощью винта прикручивается к фотоаппарату, и только потом устанавливается на голову.
Я писал о том, что штативы также различаются по виду штативной головки. Штативные головки бывают 2D, 3D и шаровые. 2D означает, что эти головки регулируются в 2-х плоскостях. Чаще всего эта конструкция используется для видеосъемки. 3D головки позволяют регулировать наклон во всех трех плоскостях, но при этом, обычно, для изменения положения в каждой отдельной плоскости имеется свой рычаг. Это основное, чем отличается 3D голова от шаровой. Последняя – самая продвинутая версия штативной головки. Также способна менять наклон в трех плоскостях, но регулируется всё это одним фиксатором, а сама голова вращается на шарнире.
Казалось бы, плюсы шаровой головки очевидны. И для дорогих штативов выбор закономерен – обычно в приоритете именно шаровая головка. С дешевыми штативами всё не так просто. Дело в том, что сама по себе конструкция 3D головки надежнее. Поэтому в случае с любительскими штативами приходится выбирать между надежностью и удобством использования.
Что касается штативной головы, то я уже упоминал, что она может идти в комплекте с треногой, а может продаваться отдельно. Скажу даже больше. У дешевых вариантов голова и тренога чаще идут комплектом, который при этом невозможно разъединить. А вот у профессиональных штативов голова почти всегда съемная. Таким образом, можно подобрать штативную головку независимо от треноги и наоборот.
Итак, сегодня мы с вами поговорили о том, какие штативы бывают и чем они различаются. Вам остается выбрать по потребностям. А сегодня на этом всё, делайте правильный выбор!
Трипод что это такое: фото и описание
Приветствую! Тема сегодня звучит как название страшных существ из глубин океана – триподы. На самом деле трипод в переводе с греческого языка «три» и «нога», и такие треноги используются в разных сферах деятельности.
Это даже разные приборы, которые сложно назвать одним и тем же названием. Трипод что это такое, и как он связывает фотографа, геодезиста и метро?
Что такое трипод
Трипод – разновидность штатива, одна из самых распространенных кстати. Когда просишь представить фотографа, то обычно думают или о веселом человеке с фотоаппаратом в руках на празднике или о студийной съемки.
Студийная съемка практически всегда делается с использованием штативов, но и в полевых условиях он часто спасает от размытых фотографий и заваленного горизонта.
Что такое штатив
Это подвижная или неподвижная опора для измерительных приборов. Например, уровня у геодезистов. Или для фотографа и видеооператора.
Используется для удержания прибора в одном положении, стабилизации измеряемого вида и точной фиксации на наведенном объекте. Как итог — получается плавное видео без дергающейся камеры, четкие фотографии с нужного расстояния.
Какие бывают
Трипод – в вольном переводе тренога – один из видов используемых штативов. Раз есть три, то должны быть и «ди» и «моно». Но давайте расширим классификацию штативов еще больше.
Количество ног:
Три ноги вообще является наименьшим количеством опор у стабильного предмета, недаром табуретки на трех ножках так тяжело расшатать. Немного фотографий для понимания.
Монопод
Дипод
Трипод
Струбица
На прищепке
Высота или способ установки
Высота на любой вкус, к тому же многие штативы имеют выдвижные элементы, увеличивающие или уменьшающие высоту. Обо все подумали.
В быту триподом часто называют не штатив на трех ногах, а «лайт» версию штатива. Это селфи-палка, у которой есть крепление для установки на стол, нет изменения высоты.
А штатив – конструкция для тяжелого фотоаппарата, с фиксацией высоты. Мы считаем, что трипод – это штатив, а все остальное вопрос ценовых и функциональных предпочтений.
Что еще называется триподом
Кроме приспособления для крутых фотографий, триподом еще называют:
Парочка фотографий
Турникет (есть еще диподы, тоже турникеты, но статья и так слишком ушла в сторону):
Штатив микроскопа:
Тренога:
В архитектуре:
В автомобиле:
И немного инопланетян:
Слово, не слишком распространенное в повседневной речи, но многогранное и с большим количеством значений. Хотя чаще всего мы думаем о треноге, и чаще всего это или штатив или разновидность табуретки.
Как выбрать
Этот раздел отчасти про разные классификации триподов, точнее материалы, функционал и т.д. Прежде чем открывать Google, нужно подумать для какого устройства нужна стабилизация и для какой цели.
На штатив для фотоаппарата телефон прикрепить не получится. Селфи-палки оснащены кнопкой, позволяющей сделать фото, что облегчает процесс в повседневной жизни. От выбора устройства зависит максимальный вес, на который рассчитан штатив. Чем больше он может удержать, тем он дороже.
Что мы получаем со штативом
• Качественный портрет
• Пейзажи, съемка природы с большой выдержкой.
• Автопортреты, оно же селфи.
• Макросъемка. Существуют даже крепления для фотоаппаратов на микроскопы, чтобы снимать микромир.
Это те ситуации, когда наличие штатива сделает даже любительскую фотографию качественной. На самом же деле, список можно продолжать долго, личные предпочтения и удобства у всех разные.
Изменение высоты:
• С регулировкой высоты.
• Без регулировки высоты.
Регулировка высоты добавляет возможностей, но добавляет и цены и потенциальных мест поломки.
• Дерево. Традиционный и немного устаревший материал. Без регулировки высоты, зато экологично.
• Пластик. Самый прочный, универсальный и износостойкий материал. При условии качественного пластика. А чтобы пластик был качественным, придется изучить маркировки и выбирать с умом.
• Алюминий или другие металлы. Прочно, долговечно, но может быть тяжеловато.
• Углепластик.
От материала зависит долговечность, вес, конструктивные особенности и другие характеристики. Наиболее дешевые алюминиевые и пластиковые. Наиболее легкие из углепластика.
Угол поворота устройства:
• 2D. Поворот камеры в двух плоскостях.
• 3D. Поворот камеры в трех плоскостях.
• Шаровое. Кручение на шаровом суставе.
• Панорамная. Для съемки по кругу.
От этого выбора зависят возможности для фото и видеосъемки. Поэтому важно определить нужен ли штатив, какие требования к его функционалу и какое устройство планируется использовать для съемки.
Трипод как обязательный атрибут фотографа
Профессиональные фотографы практически всегда возят на съемки штативы. Этот прибор позволяет сделать фото качественнее. И он незаменим для портретной съемки и фотографий с долгой выдержкой. Как еще добиться идеально зафиксированного положения фотоаппарата?
Даже для съемки торжеств и мероприятий может понадобиться тренога. Например, чтобы все фотографии были с одного ракурса, одной высоты. И чтобы минимизировать трясущиеся после нескольких часов съемки руки.
Профессиональный штатив ставится на землю, может менять высоту и имеет крепления для разных фотоаппаратов. Для любителей такая тренога будет только в тягость, особенно если учесть ее вес в 2-5 кг.
Для использования дома и для телефона вполне подойдет селфи-палка или простой треногой на стол. Особенной популярностью пользуются штативы «осьминоги», у которых ноги гибкие и можно зафиксировать телефон в любом положении и под любым углом. Фото осьминога, самый универсальный штатив для любителя:
Штатив на прищепке для телефона кроме фото может быть очень удобен в быту, позволяя смотреть видео в удобном положении телефона, читать книги и просто хранить смартфон на виду.
Похожие штативы существуют для разных моделей фотоаппаратов, но уже относятся к более профессиональному оборудованию и могут иметь неудобства в бытовом использовании.
Трипод – полезный аксессуар в работе фотографа, удобное дополнение для домашней съемки и специфических задач, вроде съемки панорамы. Выбрать правильный штатив поможет понимание тех задач и целей, которые ставятся перед этим аксессуаром. Важно учесть используемое оборудование, вес треноги и ее возможности.
Выбор за вами
Казалось бы такой небольшой термин, а сколько тонкостей существует вокруг него. Выбирать вам, в зависимости от целей и задач. Надеюсь, статья была для вас полезна, и вы многое узнали о триподе.
Пишите в комментариях чем вы пользуетесь, и в чем прелесть вашего выбора! А на этом я заканчиваю. До скорых встреч в новых статьях и обзорах.
Как выбрать штатив или монопод (2019)
Многие фотографы не пользуются штативами и уверены, что он им не нужен. А некоторые утверждают, что серьезному фотографу штатив просто необходим. Кто же прав?
Все зависит от того, в каких условиях работает фотограф, что он снимает и какими объективами.
Штатив нужен для стабильной фиксации камеры. Но такая необходимость возникает не так уж и часто: если вы снимаете портреты короткими выдержками при хорошем освещении, штатив вам не нужен. Если вы работаете с быстро меняющимися сценами, и время на удачный кадр измеряется секундами, неповоротливый трехногий штатив вам даже вреден. Неудивительно, что многие репортеры, портретисты и свадебные фотографы не пользуются штативами и не видят в этом ничего необычного.
Необходимость в штативе появляется тогда, когда тремор рук может повлиять на качество фотографии или когда требуется один и тот же ракурс для нескольких снимков:
При съемке длинными выдержками. Это бывает необходимо при слабом освещении, при съемке с минимальной диафрагмой для получения большой глубины резкости, при съемке предметов в технике световой кисти.
При съемке длиннофокусными объективами. Телеобъективы, во-первых, заметно утяжеляют камеру, что ведет к усилению тремора. Во-вторых, чем больше увеличение объектива, тем сильнее смещение камеры влияет на смещение изображения.
При предметной съемке однотипных предметов с одного и того же ракурса – например, для каталога или интернет-магазина.
Штатив используется для фиксации не только камер, но и телескопов, зрительных труб, биноклей, осветительной техники и т.д.
Штатив бывает необходим при съемке видео. Даже для любительской сьемки качающееся и трясущееся видео сегодня уже «не комильфо». Что уж говорить, если запись ведется для видеоблога или видеообзора.
Также штатив может помочь сделать необычный кадр. Так, ручной штатив или монопод позволяют поднять камеру высоко над головой и сделать снимок, для которого иначе вам потребовалась бы стремянка,
Каким же должен быть штатив?
Во-первых, очевидно, стабильным – ведь это основное его качество. Стабильность при этом подразумевает, что камера не должна менять свое положение после установки под действием собственного веса, прикосновений к кнопкам камеры или из-за ветра.
Во-вторых, никакой фотограф не любит таскать лишний вес – желательно, чтобы штатив был легким и компактным.
В-третьих, конечно, всякому хочется чтобы он стоил подешевле.
Увы, совместить все эти три качества невозможно – легкий и стабильный штатив однозначно не будет дешевым, а легкий и дешевый будет дрожать «при каждом чихе». Кроме того, характеристики штатива должны соответствовать вашей камере и характеру съемки.
Характеристики штативов
По конструкции штативы делятся на триподы и моноподы.
Триподы имеют три ноги и стоят без поддержки фотографа. Трипод полностью фиксирует камеру в нужном положении и обеспечивает её стабильность. Такие штативы используются для съемки статичных сцен и при съемке длинными выдержками. Недостатоки трипода – он тяжел, габаритен, а его установка и выставление камеры занимают довольно продолжительное время.
Моноподы имеют одну ногу и полностью камеру не стабилизируют. Поэтому для съемки длинными выдержками они непригодны. Зато они легче, подвижнее, и их не надо раскладывать для установки. Моноподы используются при съемке динамичных сцен для снижения тремора рук и для разгрузки рук при использовании тяжелых объективов. Фотографы-репортажники не пользуются штативами-триподами, но прикрученный к телевику монопод в руках репортажника – картина довольно распространенная.
По способу установки штативы делятся на напольные, настольные и ручные.
Напольные штативы предназначены для установки на пол (или на землю) и имеют максимальную рабочую высоту от 100 до 170 см и более. Какую именно высоту выбрать – зависит от личных предпочтений фотографа, наиболее распространенная рекомендация – максимальная рабочая высота должна быть такой, чтобы вы могли смотреть в видоискатель камеры, не нагибаясь.
Настольные штативы, как следует из названия, предназначены для установки на стол или какую-нибудь другую поверхность.
Настольные штативы используются для предметной съемки и для макросъемки. Кроме того, малые габариты и вес настольного штатива позволяют таскать его с собой и хоть как-то да использовать в отсутствие нормального штатива. Все равно это лучше, чем класть камеру прямо на камень или парапет.
Ручные штативы обычно используются для съемки видео легкими камерами. Такой штатив позволяет расширить возможности оператора по выбору ракурса. Кроме того, увеличившееся расстояние позволяет владельцу ручного штатива включать в кадр себя – как при использовании селфи-палки.
Максимальная нагрузка – первое, на что следует смотреть при выборе штатива. Чем меньше максимальная нагрузка, тем более хлипкую конструкцию он имеет. Здесь следует иметь в виду, что максимальная нагрузка – это та нагрузка, которую штатив выдержит, не сломавшись. Поэтому подбирать этот параметр нужно с большим запасом – минимум двукратным, а то и больше. Иначе сразу штатив, может, и не сломается – но будет шататься под весом камеры, гнуться в сторону объектива, трястись при нажатиях на кнопки камеры и при срабатываниях затвора. Кроме того, большой запас по максимальной нагрузке позволит вам не покупать новый штатив, если вы обзаведетесь новым тяжелым телевиком. К сожалению, чем больше максимальная нагрузка на штатив, тем он тяжелее и дороже.
Для беззеркалок с электронным затвором можно выбирать штатив с меньшим запасом. И даже вообще без запаса, но тогда следует озаботиться наличием пульта ДУ для камеры – иначе фотографии будут портиться из-за дерганий фотоаппарата при нажатии на кнопку спуска. Можно, конечно, пользоваться и автоспуском с таймером, но это подходит только для съемки статичных сцен.
Количество секций штанги влияет на высоту штатива в сложенном состоянии – чем больше у него секций, тем меньше места он займет при транспортировке. Минус штативов с большим (4 и больше) секций в том, что они будут либо менее стабильны, либо дороже.
У недорогих штативов головка несьемная, профессиональные же модели имеют съемную головку, а могут и вообще не иметь штативной головки в комплекте – в этом случае её придется докупать отдельно. Дело в том, что в разных условиях съемки удобные различные типы головок и возможность их замены повышает универсальность штатива.
2D-головка позволяет перемещать камеру по двум осям – вращать вокруг вертикальной оси и наклонять вверх или вниз.
3D-головка задействует уже три оси – добавляется возможность наклонять камеру вправо-влево.
2D- и 3D-головки позволяют быстро и плавно повернуть камеру только по одной оси. Фиксация положения камеры обеспечивается той же ручкой, которой производится её перемещение, что гарантирует высокую точность фиксации. Профессиональные 2D и 3D головки имеют редукторные механизмы, позволяющие осуществить прецизионную установку положения по каждой оси.
Шаровая головка имеет в основе шаровый шарнир и позволяет свободно перемещать камеру в различных направлениях.
Шаровой головкой можно быстро выставить камеру в нужное положение – намного быстрее, чем 3D-головкой. Минус шаровой головки в невозможности повернуть камеру четко только вокруг одной оси – например, поднимая объектив вверх или опуская вниз, вы неизбежно немного наклоните камеру вправо или влево. Поэтому для съемки видео шаровые головки лучше не использовать – или при движении камеры картинка будет «шататься». Еще один минус шаровых головок – с ними неудобно работать, если центр тяжести камеры сильно смещен относительно точки крепления к штативу – например при использовании тяжелого объектива.
Пузырьковый уровень на штативной площадке – весьма полезная опция, позволяющая избежать эффектов «падения» объектов на широкоугольных объективах и заваливания горизонта.
Наличие центральной штанги, с одной стороны, позволяет варьировать рабочую высоту в больших пределах. С другой стороны, она снижает стабильность штатива – одиночная центральная штанга сильно подвержена колебаниям – особенно в максимально выдвинутом состоянии. Поэтому многие профессионалы советуют выбирать штатив без центральной штанги.
Кроме того, центральная штанга увеличивает минимальную рабочую высоту штатива – но только в том случае, если у него нет возможности переворота центральной штанги. Если же такая возможность есть, то минимальная рабочая высота, наоборот, снижается практически до нуля – такой штатив позволяет разместить камеру почти вплотную к земле.
Интересные возможности предоставляет наклоняемая центральная штанга – с такого штатива можно выполнять макросъемку расположенных на земле объектов строго сверху.
Крюк для сумки – более полезная опция, чем может показаться из названия. Подвешивание груза к этому крюку позволяет увеличить стабильность штатива – что особенно важно для легких углепластиковых моделей.
Наконечники опор могут быть резиновыми, комбинированными или иметь острый наконечник – шип. Выбирается наконечник, следуя из условий эксплуатации штатива, но стоит отметить, что в большинстве случаев резиновый наконечник более практичен, чем заостренный – на гладких твердых покрытиях резина обеспечивает лучшее сцепление, не говоря уже о том, что шипы могут повредить некоторые виды напольных покрытий.
Обратите внимание на винт под штативное гнездо камеры – он должен соответствовать ответному гнезду на корпусе камеры (или объектива – на некоторых тяжелых объективах есть штативное гнездо, к которому и следует крепить штатив при использовании этого объектива).
Сменная площадка позволяет ускорить процесс установки камеры на штатив.
Штативное гнездо камеры – резьбовое и затягивание винта занимает некоторое время. Сменная площадка закрепляется на камере винтом, а к штативу крепится быстроразъемным соединением, что значительно упрощает (и ускоряет) установку камеры. К счастью, большинство штативов оснащено сменной площадкой.
Варианты выбора штативов и моноподов.
Для легкой беззеркальной камеры вам подойдут триподы с небольшой максимальной нагрузкой – они позволят вам заметно улучшить качество фотографий при съемке длинными выдержками, при этом стоят недорого и весят немного.
Для снимков длинными выдержками тяжелой зеркальной камере потребуется трипод с большой максимальной нагрузкой.
Монопод уменьшит влияние тремора рук и почти не помешает вам быстро сменить ракурс для «поимки» ценного кадра.
Для предметной и макросъемки будет полезен настольный штатив.
Ручной штатив позволит вам делать автопортреты без привлечения прохожих и намного расширит ваши возможности по выбору ракурса.