Что такое штанкеты в театре

Театральные термины, которые важно знать перед походом в театр

Что такое штанкеты в театре. %D0%A2%D0%B5%D0%B0%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B5 %D1%82%D0%B5%D1%80%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D1%8B. Что такое штанкеты в театре фото. Что такое штанкеты в театре-%D0%A2%D0%B5%D0%B0%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B5 %D1%82%D0%B5%D1%80%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D1%8B. картинка Что такое штанкеты в театре. картинка %D0%A2%D0%B5%D0%B0%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B5 %D1%82%D0%B5%D1%80%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D1%8B. В театре существует множество вещей и понятий, которых в обычной жизни не встретишь. Представьте, что мы идем в театр на спектакль. Мы пройдем путь от входа в здание театра и до окончания спектакля. И на пути будем изучать театральные термины и разбираться, что они означают.

В театре существует множество вещей и понятий, которых в обычной жизни не встретишь. Представьте, что мы идем в театр на спектакль. Мы пройдем путь от входа в здание театра и до окончания спектакля. И на пути будем изучать театральные термины и разбираться, что они означают.

До начала спектакля

Мы входим в театр с центрального входа. Чтобы пройти в гардероб, нужно предъявить билет контролеру. В театре таких служащих много, мы еще встретим их в фойе, на ярусах, в зале. Человек, встречающий вас при входе и проверяющий билет, называется капельдинер.

Капельдинер — служащий театра, который проверяет билеты, помогает отыскать ваше место в зале, продает программки. Словом, капельдинер — это ваш проводник в театре.

ТЕАТРАЛЬНАЯ ПРОГРАММА — красиво оформленный листок бумаги, сложенный вдвое, с логотипом театра и всеми данными про спектакль, который вы пришли смотреть. В программке указываются:

ПОРТРЕТНАЯ ГАЛЕРЕЯ располагается обычно в основном фойе театра. В ней представлены фотографии всех артистов труппы с упоминанием всех их званий и регалий. Как правило, портретные галереи оформляются в каком-то особом художественном стиле. Портретная галерея — это витрина театра, она должна привлекать внимание зрителей.

Что такое штанкеты в театре. %D0%A3%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BA%D0%B0 %D0%B4%D0%B5%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B9 %D0%B2 %D1%82%D0%B5%D0%B0%D1%82%D1%80%D0%B5. Что такое штанкеты в театре фото. Что такое штанкеты в театре-%D0%A3%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BA%D0%B0 %D0%B4%D0%B5%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B9 %D0%B2 %D1%82%D0%B5%D0%B0%D1%82%D1%80%D0%B5. картинка Что такое штанкеты в театре. картинка %D0%A3%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BA%D0%B0 %D0%B4%D0%B5%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B9 %D0%B2 %D1%82%D0%B5%D0%B0%D1%82%D1%80%D0%B5. В театре существует множество вещей и понятий, которых в обычной жизни не встретишь. Представьте, что мы идем в театр на спектакль. Мы пройдем путь от входа в здание театра и до окончания спектакля. И на пути будем изучать театральные термины и разбираться, что они означают.Театр Пушкина в Москве, монтаж декораций, вид со сцены в зрительный зал / фото Алены Патрикеевой

В зрительном зале

Начинают звучать звонки, открываются двери в зрительный зал. Нам с вами нужно отыскать свои места. Зал в классических театральных зданиях делится на несколько частей.

ПАРТЕР — основная часть зрительного зала, расположенная ниже уровня сцены. Пол в зале всегда делают с уклоном, чтобы всем зрителям было видно происходящее на сцене, а впереди сидящие не мешали смотреть сидящим сзади. Чем дальше от сцены ваши ряд и место, тем выше они будут расположены.

АМФИТЕАТР — места в нижней части зала, начинающиеся от окончания партера и заканчивающиеся у задней стены зрительного зала. Ряды в амфитеатре выстраиваются с более серьезным подъемом, нежели уклон в партере, как правило, каждый ряд располагается на длинной ступени, тянущейся от одного края партера до другого.

БЕНУАР — это две группы лож, расположенные по бокам партера, почти на уровне сцены или чуть ниже его.

БЕЛЬЭТАЖ — второй этаж. Ложи, отделенные друг от друга барьерами или перегородками, опоясывающие зал над партером.

ЯРУСЫ — балконы над бельэтажем. Здесь места зрителей, как правило, не делят на ложи. Ярусов бывает два или три, все зависит от вместимости зрительного зала.

БАЛКОН — самый верхний ярус в зале. Здесь во все времена были самые дешевые места, поэтому билеты на балкон пркупали не самые имущие зрители, в основном, студенты. Балкон часто именуют «галеркой», в старину его называли «раек».

ЛОЖА — несколько мест для зрителей, отделенных от других перегородкой или барьером. В некоторых театрах есть так называемые ЛИТЕРНЫЕ ЛОЖИ, почти вплотную примыкающие к сцене.

Что такое штанкеты в театре. %D0%9F%D0%BE%D0%B4%D0%BF%D0%B8%D1%88%D0%B8%D1%81%D1%8C. Что такое штанкеты в театре фото. Что такое штанкеты в театре-%D0%9F%D0%BE%D0%B4%D0%BF%D0%B8%D1%88%D0%B8%D1%81%D1%8C. картинка Что такое штанкеты в театре. картинка %D0%9F%D0%BE%D0%B4%D0%BF%D0%B8%D1%88%D0%B8%D1%81%D1%8C. В театре существует множество вещей и понятий, которых в обычной жизни не встретишь. Представьте, что мы идем в театр на спектакль. Мы пройдем путь от входа в здание театра и до окончания спектакля. И на пути будем изучать театральные термины и разбираться, что они означают.

В музыкальных театрах немалую часть пространства перед сценой занимает ОРКЕСТРОВАЯ ЯМА. В ней располагается оркестр. Звук из ямы не перекрывает голоса солистов. Оркестранты, сидя в яме, не мешают зрителям видеть сценическое действие.

Устройство сцены

Пока спектакль не начался, давайте посмотрим на сцену. Над сценой стены образуют некую раму.

ПОРТАЛ или ЗЕРКАЛО СЦЕНЫ — это та самая рама, которая отделяет сцену от зала. «Зеркалом сцены» портал назвали из технических соображений: данные о длине и высоте сценической площадки позволяют художникам вымерить декорации, точно вписать их в пространство сценической коробки. «Зеркало» еще и потому, что сценическое действие отражает жизнь.

В театре существует понятие «одежды сцены». Это совершенно разные по форме, способу изготовления и функциям большие куски ткани.

К одежде сцены относятся:

ЗАНАВЕС — огромное полотнище из тяжелой дорогой ткани (часто из бархата), отделяющий сцену от зала. Занавес открывается в начале спектакля, закрывается в антракте и в финале. В разных театрах оформление занавеса зависит от истории, традиций самого театра. Где-то он одноцветный, где-то расшитый и богато оформленный. Знаменитый занавес МХАТа уже много десятилетий несет на себе изображение чеховской чайки, давно ставшей символом театра.

Занавесы бывают раздвижными и подъемно-опускными. Раздвижной занавес расходится посередине, две части его при открытии прячутся за портал. Подъемно-опускной занавес поднимается практически до самой верхней части сценического портала. Но на самом деле в мире насчитывается порядка 13 типов занавеса. Они различаются нюансами в способах открытия и устройством.

АРЛЕКИН — продольно висящий прямоугольный отрез ткани, который венчает занавес. Арлекин шьется из той же ткани, что и занавес. Его задача: скрыть рабочие механизмы самого занавеса и те, что расположены за порталом.

ПАДУГИ — отрезы той же ткани, из которых сшиты кулисы, висящие перпендикулярно им и параллельно арлекину. Падуги ограничивают пространство сцены и скрывают висящие за ними осветительные приборы.

ЗАДНИК — огромный кусок ткани, висящий на самом заднем плане пространства сцены. Задник может быть черным, как кулисы и падуги, может быть расписным, если того требует художественное решение спектакля. Иногда в театрах используют белый задник, края которого шире обычного задника. Их подворачивают по направлению к зрительному залу. Такой задник используется для видеопроекции и называется в театре «горизонтом».

ПОЛОВИК — сценический планшет, как правило, деревянный. Где-то он выкрашен в черный цвет, где-то нет. В большинстве театров планшет закрывают половиком. Это сшитые продольно длинные полосы черной или темно-серой плотной ткани. В зависимости от художественного решения половик может быть темным или расписным. Если в спектакле используется поворотный круг, то для спектакля шьется специальный половик из двух частей: одна покрывает сам круг, другая все остальное пространство сцены, открытое для зрителя.

Сценическое пространство делится на такие части:

АВАНСЦЕНА — самая передняя часть сцены, выступающая в зрительный зал от портала. Иногда ее называют «просцениум».

АРЬЕРСЦЕНА — пространство сцены, которое чаще всего оказывается за задником. Там во время спектакля проходят артисты и технические службы, там хранятся части декораций. Иногда пространство арьерсцены используют в спектаклях: арьерсцена помогает создать эффект глубины сценической коробки.

Немного расскажу о том, что скрыто от зрителей в сценическом пространстве.

Кулисы, падуги и все, что оказывается в сценическом пространстве, подвешивается на штанкеты.

ШТАНКЕТ — длинная металлическая труба, подвешенная на металлические тросы. Диаметр такой трубы — 7-8 см. Длина в каждом театре своя, главное, чтобы края штанкета уходили далеко за порталы на 1,5-2 метра.

КОЛОСНИКИ — практически самый потолок пространства над сценой, где установлены подъемные механизмы, лебедки и прочее.

Прогулка по театральным местам Москвы: Станиславский, Немирович-Данченко, Вахтангов, Мейерхольд, Чехов

КАРМАНЫ — пространство по бокам сцены, где хранятся декорации.

СОФИТЫ — группы фонарей и сценических прожекторов, расположенные прямо над сценой по нескольким параллельным планам.

РАМПА — группа фонарей, расположенных по краю авансцены, освещающая первый план сценического пространства.

Что такое штанкеты в театре. %D0%A2%D0%B5%D0%B0%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F %D1%81%D1%86%D0%B5%D0%BD%D0%B0. Что такое штанкеты в театре фото. Что такое штанкеты в театре-%D0%A2%D0%B5%D0%B0%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F %D1%81%D1%86%D0%B5%D0%BD%D0%B0. картинка Что такое штанкеты в театре. картинка %D0%A2%D0%B5%D0%B0%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F %D1%81%D1%86%D0%B5%D0%BD%D0%B0. В театре существует множество вещей и понятий, которых в обычной жизни не встретишь. Представьте, что мы идем в театр на спектакль. Мы пройдем путь от входа в здание театра и до окончания спектакля. И на пути будем изучать театральные термины и разбираться, что они означают.Сцена театра Пушкина в Москве / фото Алены Патрикеевой

Спектакль начался

Спектакль состоит из ДЕЙСТВИЙ. Их часто путают с отделениями, поэтому запомните: в театре —действия, отделения бывают в концертных программах и в цирке.

ПРОЛОГ — самая первая картина сценического действия, которая вводит зрителя в курс дела, объясняет жанровые особенности спектакля, своего рода, правила игры.

ЭПИЛОГ — финальная часть спектакля, подводящая итог сыгранной истории.

АНТРАКТ — перерыв между действиями (актами) спектакля. Происходит от французских слов «между» и «акт». Антракт предназначается для отдыха зрителей и артистов За время антракта часто меняются декорации.

ЧИСТАЯ ПЕРЕМЕНА — этим термином называется момент, когда на сцене гаснет свет, и за считанные секунды, пока, скажем, звучит музыка, меняется оформление. Поворачивается круг на сцене, и при зажженном свете действие продолжается в другом месте — был зал в доме, теперь берег реки. «Чистой» такая перемена называется потому, что она скрыта от глаз зрителя.

ИНТЕРМЕДИЯ — небольшая сценка, часто развлекательного характера, играющаяся на авансцене, иногда перед закрытым занавесом. Предназначена для снятия напряжения у зрителя после сложной или тяжелой сцены, для перемены декорации, для создания у зрителя иной точки зрения на поступки главных героев.

АКТЕР — исполнитель роли в спектакле. Часто путают слова «актер» и «артист». Разделение тут довольно условное. «Актер» в переводе с греческого — «действующий», а «артист» на латыни означает «мастер, художник, творец». Выбирайте сами, какое слово вам нравится больше. Скажу только, что профессия называется все-таки «актер».

РЕЖИССЕР — человек, создающий спектакль. Он выбирает пьесу, анализирует ее, трактует так или этак, выбирает актеров и репетирует с ними будущий спектакль. Вместе с художником режиссер сочиняет сценическое пространство. Потом уже художник создает макет декорации, по которому декораторы выстраивают ее на сцене.

ПОМОЩНИК РЕЖИССЕРА — человек, которого никто из зрителей никогда не видит. Но важнее его во время спектакля нет никого в театре. Все нити управления спектаклем в его руках: выходы артистов на сцену, перемены декораций, смена света, связь со всеми техническими службами театра, поиск выхода из чрезвычайной ситуации, открытие и закрытие занавеса и многое другое. В программках про помощника режиссера часто пишут «Спектакль ведет такой-то».

Спектакль закончился

Спектакль заканчивается поклонами артистов.

АПЛОДИСМЕНТЫ — это благодарность зрителя актерам за сыгранный спектакль. Зритель активно хлопает в ладоши.

А мы с вами выходим из театра, уже зная многие его тайны и понимая странные словечки, которые сотрудники театра используют в своей речи каждый день.

Источник

Сцена — место повышенной опасности

«МК» в Питере» узнал, на чем держится театральное закулисье

Из зрительного зала сцена выглядит как «кукольный домик». Кажется простой и понятной. Но с обратной стороны декораций — множество сложных механизмов. И чтобы они функционировали правильно, без казусов и ЧП во время постановок, над ними работает бригада людей. Их никогда не видно, но они многое делают для искусства. О тонкостях своей профессии рассказал заведующий постановочным отделением Театра «На Литейном» Кирилл Григорян.

Что такое штанкеты в театре. DETAIL PICTURE 98770681. Что такое штанкеты в театре фото. Что такое штанкеты в театре-DETAIL PICTURE 98770681. картинка Что такое штанкеты в театре. картинка DETAIL PICTURE 98770681. В театре существует множество вещей и понятий, которых в обычной жизни не встретишь. Представьте, что мы идем в театр на спектакль. Мы пройдем путь от входа в здание театра и до окончания спектакля. И на пути будем изучать театральные термины и разбираться, что они означают.

Чтобы артисты не истекали кровью…

— Если актер после вчерашнего пьянства себе ногу или руку сломал, то сам и виноват. Надо быть внимательным. Потому что сцена — место повышенной опасности в театре, — сразу предупредил Кирилл.

— Какие элементы декораций и механизмы сцены могут быть опасны и почему?

— Штанкеты — необходимая часть любой сцены. У нас в Театре «На Литейном» пятнадцать штанкетов (металлические трубы с противовесом, закрепленные на тросах, которые поднимают и опускают декорации. — Ред.). И грузоподъемность у них разная. Если стенка, например, весит 500 кг, то и груз на штанкете тоже 500 кг. На сцене еще бывают подвижные круг и кольцо. Выставляешь декорации на круг — они крутятся по часовой стрелке, а на кольце — против. Опасность в том, что если актер неловко встанет на кольцо и круг одновременно, то ему может вывернуть ногу.

Есть сцены, которые поднимаются и опускаются, провалы, лестницы. Все эти механизмы — источники опасности, как минимум можно ободрать кожу на руках и ногах артиста. Да и любая травма может стать серьезной. Был случай, когда актер ударился головой о железный уголок декораций и рассек себе кожу. В обычной ситуации — ничего страшного, пластырь наклеил, и прошло. Но у актера было повышенное давление, и он буквально стал фонтанировать кровью на сцене, еле скорую дождались.

Вообще на сцене находится большое количество подъемных и опускных механизмов. В принципе, они легки в обращении в руках у знающего человека. А если человек не знающий, то легко может опустить штанкет кому-нибудь на голову, даже если у него все на кнопочках. Поэтому важно, чтобы на сцене работали подготовленные специалисты.

Декорацию нужно поднимать драматично

— За последние годы сильно изменилось оборудование сцены театров?

— С середины ХIХ века до начала наших «нулевых» практически не было никаких новшеств ни в материалах, ни в технике изготовления декораций. Но сейчас все резко шагнуло вперед. Свет, пульты звуковые стремительно меняются.

— У вас в театре много сложных технических новинок?

— «На Литейном» преимущественно аналоговый театр. Но в провинции проведены серьезные реконструкции, и театры просто напичканы новой аппаратурой. В Питере хорошо оборудованы Мариинка и Александринка. Но все должно быть гармонично в оснащении. Да, с одной стороны, замечательно, когда все работает на электроприводе. Такие штанкеты имеют гораздо большую грузоподъемность, регулировку скорости подъема или режим плавного хода. Но иногда человек сделает лучше, чем любой двигатель. Например, под музыку надо поднять какую-то стенку, и работник может это сделать с душой, драматично… И зритель захлопает обязательно, поэтому я бы обязательно оставил и ручные штанкеты.

Хабенский умеет забить гвоздь в сцену

— И много человек «На Литейном» занимаются монтажом сцены?

— В штате десять человек вместе со мной. Надеюсь, будет больше, и главное — толковых. Потому что монтировочный цех — как футбольная команда — каждый должен знать свое место и выполнять четко именно свое задание. Если распустить половину «Зенита» и поставить на их место людей из «Зенита-2», то футбола уже не получится. А у нас вообще с улицы работников набирают — оттого и толкового монтажа не получается.

— Почему с улицы? Кто эти люди по образованию?

— На монтировщика сцены нигде не учат, нет такой специальности. Я слышал, что в 90-е годы собирались открывать ПТУ, но не получилось. Надо ли учить? Безусловно, надо. Наверное, хорошо бы было сделать хотя бы курсы при том же СПбГАТИ или при театрах. А пока мы учимся друг у друга. Но за полгода-год делаем из людей «с улицы» хороших монтировщиков. Я сам в 17 лет пришел работать в театр. Так и прижился. Работал в Театре им. Ленсовета, ТЮЗе им. Брянцева, Театре «Буфф» и всяких небольших, не счесть их. Я пришел в 1996 году, и мне повезло. Застал еще старые монтировочные цеха, было у кого учиться. А потом так резко случилось, что кто-то на пенсию ушел, кто-то умер, и монтировочные цеха в театрах распались. Теперь пытаюсь восстановить такой цех у себя.

А по специальности в дипломе мои сотрудники могут быть кем угодно: и медики, и историки, да и актеры. Очень популярный сейчас Хабенский когда-то начинал с должности монтировщика в «Театре дождей». И до сих пор помнит полученные навыки. Лет пять назад прибивал я гвозди на сцене. Хабенский посмотрел и спрашивает: «Ты прибиваешь, чтобы было легче вытаскивать?» А действительно, гвозди вбивают под углом, чтобы вытащить быстро. Так он очень попросил, чтобы один гвоздь я прибил прямо, чтобы актер не зацепился, когда будет танцевать. Пришлось потом его выковыривать. Но что делать — человек понимает, о чем просит.

«Мы с актерами неразделимы»

— Что должен уметь монтировщик?

— Безусловно, он должен быть физически сильным, сообразительным и уметь работать в команде. А вот насчет специальных знаний… Например, надо уметь правильно носить декорации. Бывают плоские или высокие стенки или огромный куб. Неправильно возьмешь — сам же пострадаешь, у тебя сорвется спина. И меня учили этому, причем, когда я неправильно брался за элемент какой-то, то старый монтировщик просто бросал декорацию и дальше не шел.

Надо уметь вязать узлы, потому что на сцене много что привязывается — задники, кулисы, грузы к штанкетам. Все это можно связать за полдня, и оно упадет, или за 15 минут, и будет нормально держаться. Надо уметь натянуть «половик» на сцену. Неправильно натянешь — люди будут спотыкаться и падать. На 40–50 квадратных метрах сцены это непросто. Если есть механика, то надо знать, на какие кнопки нажимать, и понимать весь механизм, чтобы немедленно починить, если он вдруг сломается во время спектакля.

Еще надо выйти вовремя на работу и обеспечить установку декораций, которая может занимать от 20 минут до нескольких суток. А если бригада монтировщиков необученная, то и несколько недель.

Жаль, что у нас во многих театрах культура постановочной части отсутствует. Слышал реплику от одного деятеля культуры: «Если закроется театр, то монтировщики пойдут хоть в грузчики, а бедному артисту некуда податься будет». Честно говоря, мне хотелось этого человека стукнуть за такие слова. Постановочная часть и актерская часть — неразделимы. Апогей работы — семь часов вечера, когда артисты выходят на сцену. Но до этого проходит целая жизнь. И если работники монтировочного и осветительного цехов не обучены и не готовы, то художественного произведения на сцене не получится. Да и как артисту работать, если он не уверен в том, что декорация закреплена и на голову ему не упадет?! Он же в образе должен быть, а не о собственном здоровье размышлять. Директора многих театров должны понять, что цеха нужно создавать, любить и лелеять не меньше, чем режиссеров и актерскую труппу.

ЧП в театрах

Образцова полюбила коня

Елена Образцова несколько лет назад пела отрывок из оперы на сборном праздничном концерте в Москве. Выпившие монтировщики перепутали очередность номеров, и на сцену вдруг неожиданно выехал большой деревянный конь. Не смутившись такому обстоятельству, певица развернулась в его сторону и стала петь, обращаясь к раскрашенному животному. Не все зрители знали итальянский язык, а потому не поняли, что ария была о любви. За кулисами и певица, и ее друзья хохотали до слез, называя ее выступление: «Полюби коня».

Иван Краско упал с декораций

В 2011 году в Театре им. Комиссаржевской во время спектакля «Эрос» Иван Краско упал с трехметровой высоты. Декорации, на которых стояли 81-летний актер и его партнерша, рухнули вниз. Занавес мгновенно закрыли, пострадавшим вызвали скорую. Все обошлось, серьезных травм артисты не получили.

Иван Краско признался, что очень переживал — боялся подвести зрителей и прервать спектакль. Но он мужественно доиграл второй акт, а за свое спасение благодарил партнершу: «Она держала мою голову в полете, чтобы я не разбился».

В Большом театре погиб скрипач

В этом году в Большом театре погиб 65-летний скрипач оркестра Виктор Седов, который свалился в оркестровую яму на Новой сцене. Седов «упал в подвал оркестровой ямы, обо что-то споткнувшись», — написано в Сети на страничке одного из его друзей. По факту гибели музыканта ведется расследование. Есть версия, что скрипач потерял равновесие из-за оставленной на сцене мелкой детали крепежа декораций.

Адский круг

На гастролях в Петербурге немецкого театра «Суббота» в прошлом году спектакль обслуживали наши монтировщики. Как ни объяснял им приехавший с труппой инженер, в какой момент и на какой скорости нужно запускать крутящийся в центре сцены круг с главными героями, ребята все перепутали. В итоге круг разбежался слишком сильно, у главной героини под хохот зала от ускорения сорвало парик. Не до шуток стало, когда с круга упала девочка-подросток. У юной актрисы закружилась голова, при падении она сломала левую руку.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Метки

Рубрики

Музыка

Подписка по e-mail

Поиск по дневнику

Интересы

Постоянные читатели

Статистика

Устройство сцены. (чтобы начинающим не путаться в терминах)

Источник: «Что есть что? Справочник-словарь для молодого человека» Петр Монастырский

Арьерсцена. Задняя часть сцены, служащая резервным помещеньем для хранения декораций.

Колосники. Верхняя часть, расположенная над планшетом сцены. Основной элемент колосников настил брусьев, смонтированных на соответствующем расстоянии друг от друга. Такое их положение позволяет осуществлять подъем или спуск декораций и других элементов идущего спектакля. Над и под колосниками устанавливаются блоки для двигающихся тросов, осветительные приборы и все, что необходимо упрятать от глаз зрителей.

Планшет. Пол в сценической коробке. Кладется он, таким образом, чтоб в нем не было щелей. Это связанно с охраной здоровья, с безопасностью для ног. В драматических театрах планшет делают с врезными поворотными кругами и концентрическими кольцами. Такая «малая механизация» позволяет решать дополнительные творческие задачи.

Кольцо-круг. Одним из важнейших элементов машинерии на сцене является круг, врезанный в планшет и вращающийся вровень с неподвижной частью планшета. В последние три- четыре десятилетия появилось в сценической машинерии еще и кольцо. Оно может вращаться вместе с кругом, если его крепят соответствующими креплениями. Если в этом есть необходимость, оно может вращаться автономно от круга. Эта сложная механика помогает решать многие сценографические идеи художника и режиссера. Особенно когда круг, допустим, движется по часовой стрелке, а кольцо – против часовой. При правильном использовании этих средств могут возникнуть дополнительные видеоэффекты.

Авансцена. Часть сцены, несколько выдвинутая в зрительный зал. В драматических театрах служит местом действия для небольших сцен перед закрытым занавесом, являющихся связным звеном между основными картинами спектакля.

«Карман». Удобные служебные помещения по обеим сторонам сценической коробки, где, во-первых, могут храниться элементы сценического оформления спектаклей текущего репертуара, во-вторых, монтироваться движущиеся фурки, на которых собирают нужные декорации для подачи на сцену, чтобы на их фоне мог быть сыгран следующий эпизод. Таким образом, пока левая фурка задействована в спектакле, правая загружается для следующего эпизода. Такая технология обеспечивает динамику смены «места действия».

Кулисы. В театре часть подвесной декорации, часть «одежды сцены». Расположены по бокам сценической коробки, параллельно или под углом к порталу, ограничивают игровое пространство, маскируют стоящую по бокам сцены декорацию, прикрывают боковые пространства сцены, скрывая техническое оборудование, осветительную аппаратуру и артистов готовых к выходу. Кулисы делают невидимым то, что за ними.

Портал сцены. Вырезы в передней стене сцены отделяющие ее от зрительного зала левый и правый порталы образуют так называемое зеркало сцены. Кроме постоянных каменных на сцене есть два подвижных, при их помощи сцена может сокращаться в размерах.

Зеркало сцены. Прием в архитектурном портале, отделяющем сценическую коробку от зрительного зала.

Декорация. В наши дни при решении художественного оформления спектакля предпочтительней говорить о сценографии, а не о декорации. Сколько существует театр, декорация к спектаклям была обязательной составной частью лишь как характеристика места действия. К этому обязывали, во-первых, назначение спектакля, в котором актеры рассказывали сюжет. Во-вторых, авторские ремарки обязывали оформить их по подсказке место действия. Но с тех пор как в театре появилась фигура режиссера, все стало меняться в сторону создания образа спектакля, эмоционального его толкования… Театр перестал быть прямолинейным зрелищем, он заговорил иносказаниями, намеками. Элементарная декорация в этом случае уже пригодиться не могла: она не могла обеспечить сколько-нибудь интересного союза сцены и зрителей. В новых условиях нужной стала уже сценография, которая с течением времени стала все больше завоевывать сердца и зрителей, и самых больших художников-создателей спектакля.

Одежда сцены. Обрамление сценической коробки, состоящие из кулис, падуг, задника. Падуги закрепляются над планшетом на горизонтальных штанкетах. Они «прячут» все хозяйство, располагающееся вверху, подзор тоже падуга, но он располагается ближе к зрителю и прикрывает батарею и первый софит. Половиками прикрывают дощатый не очень привлекательный на вид деревянный пол, в каждом серьезном театре таких комплектов бывает несколько, в зависимости от обстоятельств. Как правило, одежда сцены удовольствие довольно дорогое.

Падуга. Полоса ткани такого же цвета, что и кулисы, подвешенная горизонтально в верхней части сценической коробки. Она же и перекрывает взору зрителей «техническую грязь, расположенную под колосниками (софиты, подсветки, другие элементы оформления).

Подзор. Оборка, кружевная кайма идущая по краю чего-либо. Закреплен на штанкете.

Штанкет. Деталь сценического механизма – штанга от левого до правого мостика, опускающая и поднимающая подвязные к ней элементы декораций, приводимые в движение руками или мотором.

Задник. Большое живописное полотно, которое может являться фоном для спектакля. Следует напомнить, что задник не обязательно должен быть живописным. Он иногда может являться просто частью одежды сцены. Значит, он может быть нейтральным таким же по цвету, как кулисы и падуги.

Софит. Батарея светильников, собранных в определенной запрограммированной последовательности, направленных вниз на планшет или на задник или на зрительный зал, или на разные части сценической коробки.

Рампа. Длинный низкий барьер вдоль авансцены, скрывающий от зрителей осветительные приборы, направленные на сцену.

Просцениум. Сценическое пространство перед занавесом. Просцениум это и дополнительная площадь, которая может быть использована для интермедий, заставок между картинами, для общения со зрителями.

Что такое штанкеты в театре. m2. Что такое штанкеты в театре фото. Что такое штанкеты в театре-m2. картинка Что такое штанкеты в театре. картинка m2. В театре существует множество вещей и понятий, которых в обычной жизни не встретишь. Представьте, что мы идем в театр на спектакль. Мы пройдем путь от входа в здание театра и до окончания спектакля. И на пути будем изучать театральные термины и разбираться, что они означают.КРЫЛЬ, спасибо огромное Вам за эту картинку.

Что такое штанкеты в театре. 25436173 19145470 scena. Что такое штанкеты в театре фото. Что такое штанкеты в театре-25436173 19145470 scena. картинка Что такое штанкеты в театре. картинка 25436173 19145470 scena. В театре существует множество вещей и понятий, которых в обычной жизни не встретишь. Представьте, что мы идем в театр на спектакль. Мы пройдем путь от входа в здание театра и до окончания спектакля. И на пути будем изучать театральные термины и разбираться, что они означают.

Рубрики:Живущие на сцене

Метки: сцена устройство сцены

Процитировано 13 раз
Понравилось: 3 пользователям

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *