там русские пришли которые в пост едят мясо и говорят прости господи

Пост как средство классового угнетения или за что крестьян лишили мяса

Каждым Вели­ким постом в интер­нете всплы­вают свет­ские вопросы и рас­суж­де­ния об исто­ри­че­ской подо­плеке воз­ник­но­ве­ния поста. Почему нельзя есть мяса и молоч­ной пищи? – Потому что бед­ному кре­стья­нину в это время итак кушать было нечего: зимние запасы уже кон­чи­лись, а из весен­него еще ничего и не выросло. В лучшем случае скажут – в этом муд­рость цер­ков­ная. А чаще пони­ма­юще кивнут: понятно, так Цер­ковь «услу­жала госу­дар­ству» – заглу­шала недо­воль­ство кре­стьян. Мнение это усту­пает по попу­ляр­но­сти разве что с попе­ре­мен­ным успе­хом веду­щимся рас­суж­де­ниям о вреде и полез­но­сти поста для здо­ро­вья (о кото­ром заме­тим лишь, что есть кано­ни­че­ские послаб­ле­ния для неко­то­рых кате­го­рий людей и вопрос этот реша­ется чело­ве­ком со своим духов­ни­ком).

Основ­ное недо­уме­ние в этом вопросе раз­ре­ша­ется просто: мы, веками жившие при­мерно на 1 ⁄ 6 части суши и уна­сле­до­вав­шие импер­ское мыш­ле­ние, забы­ваем порой, что не все начи­на­лось с нас и огра­ни­чи­ва­ется нами (ведь кроме Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви суще­ствуют и другие); с другой сто­роны, с отдель­ными реа­ли­ями цер­ков­ной жизни мы больше зна­комы по запад­ным лите­ра­туре и филь­мам, и «святой отец» для нас при­выч­нее, чем «отче» (а кто ж там постится?). Но пост к несчаст­ным рус­ским кре­стья­нам (как, впро­чем, и к кня­зьям) пришел через Визан­тию от Древ­ней хри­сти­ан­ской Церкви, с апо­столь­ских времен. Мало того, первые хри­сти­ане вос­при­няли иудей­скую тра­ди­цию поще­ния. Ветхий завет дает нам мно­же­ство ука­за­ний на пост, прямо с самого начала: «И запо­ве­дал Гос­подь Бог чело­веку, говоря: от вся­кого дерева в саду ты будешь есть; а от дерева позна­ния добра и зла, не ешь от него» ( Быт. 2:16-17 ). Это значит, что воз­дер­жи­ваться от опре­де­лен­ного рода пищи сам Гос­подь запо­ве­дал первым людям еще… в раю!? Ничего уди­ви­тель­ного: пост изна­чально – рели­ги­озно-нрав­ствен­ный подвиг послу­ша­ния чело­века Богу.

В вет­хо­за­вет­ное время пости­лись по 40 дней св. про­роки Моисей и Илия ( Исх. 34:28 ), 3 недели без пищи провел прор. Даниил ( Дан. 10:2-3 ) и 7 дней – Ездра ( Езд. 8:21-23 ). Молился и постился царь-псал­мо­пе­вец Давид и полу­чил через прор. Нафана про­ще­ние своего греха от Бога ( 2Цар. 12:16-20 ); жители города Нине­вии молит­вой и постом «от боль­шого до малого» отвра­тили от себя кару Божию за их вели­кие грехи ( Ион. 3:5-10 ). Изра­иль­тяне, по пове­ле­нию Божию, пости­лись во время страш­ного опу­сто­ше­ния их земли гусе­ни­цей и саран­чой ( Иоил. 1:14; 2:12-15 ); имели они и посто­ян­ные посты 4, 5, 7 и 10-го меся­цев (см. Зах. 8:19 ).

На гра­нице Вет­хого и Нового завета мы видим пример вели­кого подвиж­ни­че­ства в посте Кре­сти­теля Гос­подня Иоанна ( Марк. 1:6 ) и 84-летней про­ро­чицы Анны ( Лк. 2:36-37 ).

В Новом Завете пост освя­щен самим Главой Церкви, Гос­по­дом Иису­сом Хри­стом – личным при­ме­ром стро­гого 40-днев­ного поще­ния в пустыне перед выхо­дом на обще­ствен­ное слу­же­ние и запо­ве­дью о посте уче­ни­кам ( Мф. 6:16,18 ); в словах Спа­си­теля рас­кры­ва­ется зна­че­ние поста как орудия борьбы с дья­воль­скими иску­ше­ни­ями: «сей же род [бесов­ский] изго­ня­ется молит­вою и постом» ( Мф. 17:21 ).

Пости­лись и уче­ники Христа – апо­столы и научали этому народ, о чем есть сви­де­тель­ства Древ­ней Церкви: «когда они слу­жили Гос­поду и пости­лись, Дух Святый сказал: отде­лите мне Вар­наву и Савла на дело, к кото­рому Я при­звал их. Тогда они, совер­шив пост и молитву и воз­ло­жив на них руки, отпу­стили их» ( Деян. 13:2-3 ).

Утвер­ждая «есте­ствен­ность» поста в период, когда кре­стья­нам итак есть было нечего, мы забы­ваем, что постов-то в годо­вом круге четыре. Т.е. есть им должно было быть нечего и июне-июле (Петров пост), и в авгу­сте (на Успен­ский), и в Рож­де­ствен­ский (Филип­пов) пост с ноября по Рож­де­ство. Конечно, Вели­кий, как и одно­днев­ные посты в среду и пят­ницу, – наи­бо­лее древ­нее цер­ков­ное уста­нов­ле­ние: его зачатки можно обна­ру­жить еще в I в. (см. «Тол­ко­вый типи­кон» М. Ска­бал­ла­но­вича). Слова Спа­си­теля «когда отни­мется у них Жених, и тогда будут поститься» ( Мф. 9:15 ), воз­можно, были поняты апо­сто­лами как осно­ва­ние для пас­халь­ного поста, кото­рым они еже­годно освя­щали день смерти Гос­под­ней. Инте­ресно, что даже в III в. Пасха была крест­ной, т.е. сво­ди­лась к посту (само это слово озна­чало «пост»). До 40 дней Вели­кий пост удли­нился лишь в III в. (и то не везде; пер­во­на­чально в Пале­стине, в Иеру­са­лим­ской церкви) под вли­я­нием прак­тики огла­ше­ния – из жела­ния постом и молит­вою содей­ство­вать под­го­товке огла­шен­ных к таин­ству Кре­ще­ния. Памят­ники II в. гово­рят об обычае хри­стиан поститься вместе с огла­шен­ными (кре­ща­ю­щих, в первую оче­редь, но по воз­мож­но­сти и других – «Учение 12 апо­сто­лов»). Уже в начале IV в. св. четы­ре­де­сят­ница рас­про­стра­ни­лась повсюду.

В IV‑V вв. в Запад­ной Церкви воз­никли «посты 4 времен года», о них упо­ми­нает папа Лев I: «закон о воз­дер­жа­нии пред­пи­сан для всех времен года: именно пост весен­ний совер­ша­ется в 40-цу, летний в 50-цу [т.е. Троицу], осен­ний в 7 мес., зимний в 10‑м»; в каче­стве осно­ва­ния для этих постов он ука­зы­вает бла­го­дар­ность Богу за собран­ные плоды. Дей­стви­тельно, эти посты были хри­сти­ан­ским пре­об­ра­зо­ва­нием рим­ских язы­че­ских празд­ни­ков, соеди­нен­ных с раз­лич­ными пери­о­дами зем­ле­дель­че­ского года (празд­ника посева, празд­ника жатвы, празд­ника сбора вино­града).

Парал­лельно и на Востоке годич­ные посты были дове­дены до 4. В VI-VIII вв. раз­вился Рож­де­ствен­ский пост; его зерном мог быть 4‑ый из «постов 4 времен года» (на Западе он назы­ва­ется «адвент», что значит под­го­тов­ле­ние к при­ше­ствию (adventus) Спа­си­теля). Цер­ков­ное пре­да­ние гласит, что Рож­де­ствен­ский пост возник из-за того, что ап. Филипп перед смер­тью просил небес­ной кары своим мучи­те­лям: за это ему было открыто, что в тече­ние 40 дней он не будет допу­щен в рай, почему Филипп просил апо­сто­лов поститься за него в эти дни. В IX в. появ­ля­ются первые упо­ми­на­ния об Успен­ском посте – ана­логе Вели­кого поста, но в честь Бого­ма­тери.

Таким обра­зом, оста­ется вопрос: с чем же свя­заны огра­ни­че­ния на вку­ше­ние мяса (в первую оче­редь) и молоч­ных про­дук­тов во время поста? Известно, что у древ­них зем­ле­дель­че­ских наро­дов мясо вообще упо­треб­ля­лось редко: в основ­ном, это было мясо, при­не­сен­ное в жертву Богу (или богам у языч­ни­ков), в празд­нич­ные дни. Хри­сти­ане уна­сле­до­вали эти обычаи.

Где-то до V в. кри­те­рием поста было время и крат­ность при­ня­тия пищи: ели один раз в день вече­ром, после 9‑го часа. Род и сте­пени огра­ни­че­ния пищи заим­ство­ваны из отшель­ни­че­ской прак­тики: так как наи­бо­лее рас­про­стра­нен­ной пищей мона­хов были хлеб и овощи, то она и стала вскоре повсе­мест­ной для мирян. Так Цер­ковь на время постов воз­вра­щает нас к нор­маль­ной рай­ской пище первых людей. Мясо тяжело и при­во­дит к пре­сы­ще­нию и раз­го­ря­че­нию, что спо­соб­ствует воз­буж­де­нию гре­хов­ных стра­стей.

Время поста, напо­ми­нает нам Цер­ковь, – время душев­ной скорби о грехах. А скорбь, пока­ян­ные чув­ства, как пока­зы­вает тыся­че­лет­няя аске­ти­че­ская прак­тика, несов­ме­стимы с сытной едой в свое удо­воль­ствие и раз­вле­че­ни­ями. В пост мы особо при­званы к духов­ной работе над собой, и огра­ни­че­ния в пище – вспо­мо­га­тель­ное сред­ство: «Постя­щеся, братие, телесне, постимся и духовне: раз­ре­шим всяк союз неправды… дадим алчу­щим хлеб, и нищия бес­кров­ныя введем в домы, да примем от Христа Бога велию милость» (сти­хира на вечерне в среду 1‑ой сед­мицы Вели­кого поста).

Исполь­зо­ван­ные мате­ри­алы: М. Ска­бал­ла­но­вич, Тол­ко­вый типи­кон; прот. Нико­лай Дом­бров­ский, Пост как боже­ствен­ное уста­нов­ле­ние и духовно-вра­чеб­ное сред­ство. Сайт: «Татья­нин день»

Источник

Суть поста: Пост в радость, или Зависят ли от мяса отношения с Богом?

В чем суть поста?

Про Великий пост сейчас знают все, и даже некоторые нецерковные люди пытаются его соблюдать. А вот услышав о прочих, особенно летних постах, многие недоумевают: в чем смысл такого частого отказа от удовольствий? Порой и для православных пост, казавшийся в годы неофитства чем-то значительным и глубоким, со временем превращается в повинность. Хозяйкам прибавляется хлопот на кухне, денег уходит больше… Так в чем же смысл поста? Как поститься с пользой для души? На эти вопросы отвечают известные священники.

там русские пришли которые в пост едят мясо и говорят прости господи. post 580. там русские пришли которые в пост едят мясо и говорят прости господи фото. там русские пришли которые в пост едят мясо и говорят прости господи-post 580. картинка там русские пришли которые в пост едят мясо и говорят прости господи. картинка post 580. Каждым Вели­ким постом в интер­нете всплы­вают свет­ские вопросы и рас­суж­де­ния об исто­ри­че­ской подо­плеке воз­ник­но­ве­ния поста. Почему нельзя есть мяса и молоч­ной пищи? – Потому что бед­ному кре­стья­нину в это время итак кушать было нечего: зимние запасы уже кон­чи­лись, а из весен­него еще ничего и не выросло. В лучшем случае скажут – в этом муд­рость цер­ков­ная. А чаще пони­ма­юще кивнут: понятно, так Цер­ковь «услу­жала госу­дар­ству» – заглу­шала недо­воль­ство кре­стьян. Мнение это усту­пает по попу­ляр­но­сти разве что с попе­ре­мен­ным успе­хом веду­щимся рас­суж­де­ниям о вреде и полез­но­сти поста для здо­ро­вья (о кото­ром заме­тим лишь, что есть кано­ни­че­ские послаб­ле­ния для неко­то­рых кате­го­рий людей и вопрос этот реша­ется чело­ве­ком со своим духов­ни­ком).

Дополнительная нагрузка и лишние расходы?

Постом многие советуют не только отказываться от скоромной пищи, но и вообще уделять кулинарным вопросам меньше внимания. На деле же именно пост становится для хозяйки испытанием. Денег больше уходит (постные продукты дороже), все мысли только о том, чем накормить мужа и детей. Когда поста нет — проще, больше выбор, не приходится все время думать об этом. Разве это правильно?

Протоиерей Валериан КРЕЧЕТОВ, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы села Акулово Московской области, духовник Московской епархии:

там русские пришли которые в пост едят мясо и говорят прости господи. krechetov. там русские пришли которые в пост едят мясо и говорят прости господи фото. там русские пришли которые в пост едят мясо и говорят прости господи-krechetov. картинка там русские пришли которые в пост едят мясо и говорят прости господи. картинка krechetov. Каждым Вели­ким постом в интер­нете всплы­вают свет­ские вопросы и рас­суж­де­ния об исто­ри­че­ской подо­плеке воз­ник­но­ве­ния поста. Почему нельзя есть мяса и молоч­ной пищи? – Потому что бед­ному кре­стья­нину в это время итак кушать было нечего: зимние запасы уже кон­чи­лись, а из весен­него еще ничего и не выросло. В лучшем случае скажут – в этом муд­рость цер­ков­ная. А чаще пони­ма­юще кивнут: понятно, так Цер­ковь «услу­жала госу­дар­ству» – заглу­шала недо­воль­ство кре­стьян. Мнение это усту­пает по попу­ляр­но­сти разве что с попе­ре­мен­ным успе­хом веду­щимся рас­суж­де­ниям о вреде и полез­но­сти поста для здо­ро­вья (о кото­ром заме­тим лишь, что есть кано­ни­че­ские послаб­ле­ния для неко­то­рых кате­го­рий людей и вопрос этот реша­ется чело­ве­ком со своим духов­ни­ком).— Настоящее растительное питание вообще бесплатное. Конечно, в городе на бетоне ничего не вырастишь, но в сельской местности достаточно иметь пятачок земли, чтобы иметь все необходимое. У нас Успенским постом повара в храме отдыхают: выйдут на грядочку, нарвут крапивы, сныти, лучку, выберут несколько картошечек — и овощной суп готов! Быстро, вкусно, полезно! Мы к сныти и крапиве относимся как к сорнякам, а ведь преподобный Серафим Саровский два года одной снытью питался! Ботву свекольную сейчас все выкидывают, забыли о таком вкусном блюде, как ботвинья. На самом деле съедобна и полезна ботва не только от свеклы, но и от моркови, от репы.

Басня «Стрекоза и муравей» по-прежнему актуальна. Одни трудятся, готовятся к посту, на зиму заготавливают соленья, замораживают свежие овощи, чтобы и Великим постом есть вкусную и здоровую пищу, другие не утруждают себя, не хотят даже фантазию проявить, сами едят что попало и домашних вынуждают. А ведь готовить очень интересно, я бы сам с удовольствием готовил, только не хватает времени. Вот я знаю, что академик-хирург Александр Федорович Черноусов осенью всегда сам заготавливает перец, супруга только под его командой все делает. И знаю многих мужчин, которые готовят лучше своих половин.

Наверное, постные полуфабрикаты стоят дорого — не знаю, не ем. Есть еще более важная проблема, чем расходы. Мы забыли о главном назначении пищи. Сократ говорил: многие живут, чтобы есть, а я ем, чтобы жить. Пища дана нам для жизни, для поддержания телесных сил. И растительная пища, безусловно, для этого больше подходит, она полезнее, здоровее. Например, ученые посчитали, что суп из белых грибов полезнее мясного такой же калорийности в семь раз. Мы не умнее наших предков, которые соблюдали пост и были гораздо здоровее нас.

Нужно ли в пост есть невкусно?

Из постных продуктов можно приготовить изысканные блюда. Не является ли это грехом? Может быть, правильно в пост отказываться не только от скоромной, но и вообще от вкусной пищи?

Протоиерей Александр БОРИСОВ, настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана в Шубине (Москва):

там русские пришли которые в пост едят мясо и говорят прости господи. borisov. там русские пришли которые в пост едят мясо и говорят прости господи фото. там русские пришли которые в пост едят мясо и говорят прости господи-borisov. картинка там русские пришли которые в пост едят мясо и говорят прости господи. картинка borisov. Каждым Вели­ким постом в интер­нете всплы­вают свет­ские вопросы и рас­суж­де­ния об исто­ри­че­ской подо­плеке воз­ник­но­ве­ния поста. Почему нельзя есть мяса и молоч­ной пищи? – Потому что бед­ному кре­стья­нину в это время итак кушать было нечего: зимние запасы уже кон­чи­лись, а из весен­него еще ничего и не выросло. В лучшем случае скажут – в этом муд­рость цер­ков­ная. А чаще пони­ма­юще кивнут: понятно, так Цер­ковь «услу­жала госу­дар­ству» – заглу­шала недо­воль­ство кре­стьян. Мнение это усту­пает по попу­ляр­но­сти разве что с попе­ре­мен­ным успе­хом веду­щимся рас­суж­де­ниям о вреде и полез­но­сти поста для здо­ро­вья (о кото­ром заме­тим лишь, что есть кано­ни­че­ские послаб­ле­ния для неко­то­рых кате­го­рий людей и вопрос этот реша­ется чело­ве­ком со своим духов­ни­ком).— Можно так разнообразить постную пищу, что и разговляться не захочется. Особенно Успенским постом — в конце лета много дешевых овощей и фруктов. Но такой пост теряет смысл. Ведь суть поста не просто в отказе от животной пищи, а в ограничении удовольствий. Сознательно лишая себя утешения, которое мы получаем от вкусной пищи и вина, мы становимся чувствительнее к духовной жизни. Если же человек озабочен, как поизысканнее поесть, ему не до духовного. Хотя он и отказывается от животной пищи, но радости жизни в Господе не получает. Всему свое время. Кончается пост — приходит праздник, и мы радуемся, накрываем праздничный стол, зовем гостей, угощаем их вкусной пищей, вместе славим Господа, в том числе и благодарим его за вкусную трапезу, ведь это тоже дар Божий. А постом заботы о еде должны занимать минимум времени. Но искусственно делать пищу невкусной не только не нужно, но и грешно — мы же во славу Божию вкушаем! Постная пища должна быть простой, здоровой и быстрой в приготовлении. И не надо забывать об умеренности — если простой картошкой до отвала наестся, тоже будет не до молитвы, не до чтения Евангелия, не до размышлений о вечном.

там русские пришли которые в пост едят мясо и говорят прости господи. germogen. там русские пришли которые в пост едят мясо и говорят прости господи фото. там русские пришли которые в пост едят мясо и говорят прости господи-germogen. картинка там русские пришли которые в пост едят мясо и говорят прости господи. картинка germogen. Каждым Вели­ким постом в интер­нете всплы­вают свет­ские вопросы и рас­суж­де­ния об исто­ри­че­ской подо­плеке воз­ник­но­ве­ния поста. Почему нельзя есть мяса и молоч­ной пищи? – Потому что бед­ному кре­стья­нину в это время итак кушать было нечего: зимние запасы уже кон­чи­лись, а из весен­него еще ничего и не выросло. В лучшем случае скажут – в этом муд­рость цер­ков­ная. А чаще пони­ма­юще кивнут: понятно, так Цер­ковь «услу­жала госу­дар­ству» – заглу­шала недо­воль­ство кре­стьян. Мнение это усту­пает по попу­ляр­но­сти разве что с попе­ре­мен­ным успе­хом веду­щимся рас­суж­де­ниям о вреде и полез­но­сти поста для здо­ро­вья (о кото­ром заме­тим лишь, что есть кано­ни­че­ские послаб­ле­ния для неко­то­рых кате­го­рий людей и вопрос этот реша­ется чело­ве­ком со своим духов­ни­ком).— Мы от всего в жизни получаем удовольствие — от каждого цветка, от солнца, от пения птиц, шелеста листьев. Да и от того, что мы просто дышим. Что же, не жить? Просто нужна рассудительность. Получать удовольствие от разумного удовлетворения потребностей нормально. Грех — когда это удовлетворение переходит в страсть, мы хотим насыщаться все больше, есть все изощреннее. Первое — чревобесие, второе — гортанобесие.

Конечно, пост подразумевает ограничение удовольствий, но только глубокие молитвенники и аскеты могут есть совсем невкусную пищу и не замечать этого. Большинству же людей, тем более мирянам, совсем без утешения даже в пост тяжело. Часто люди, особенно новоначальные, прочитав о подвигах святых, пытаются подражать им внешне, в том числе и постятся очень строго, безжалостно по отношению к себе, а в результате впадают в уныние, некоторые даже до нервных срывов себя доводят. Нужна мера, которая у каждого своя. Пища должна быть простой, но достаточно сытной и вкусной. Не может простой человек есть совсем без удовольствия.

Протоиерей Валериан КРЕЧЕТОВ:

— Священноисповедник Афанасий (Сахаров) говорил: «Ешьте хоть вкусную, но постную пищу». Есть невкусно — не наша мера. В понедельник первой седмицы Великого поста поется стихира: «Постимся постом приятным, благоугодным Господеви: истинный пост есть, злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления. Сих оскудение, пост истинный есть, и благоприятный». Отец мой, протоиерей Михаил, Великим постом всегда за трапезой говорил: «Постимся постом приятным» — и на этом останавливался.

Как вести себя постом в гостях?

Как быть, если в пост зовут в гости? Не всегда можно отказаться, не обидев близких людей. Попросить их заранее, чтобы на столе была постная пища или руководствоваться тем, что любовь выше поста? Чаще мы выбираем второе, но нет ли в этом лукавства?

Протоиерей Константин ОСТРОВСКИЙ, настоятель Успенского храма города Красногорска Московской области, благочинный церквей Красногорского района:

там русские пришли которые в пост едят мясо и говорят прости господи. ostrovskiy. там русские пришли которые в пост едят мясо и говорят прости господи фото. там русские пришли которые в пост едят мясо и говорят прости господи-ostrovskiy. картинка там русские пришли которые в пост едят мясо и говорят прости господи. картинка ostrovskiy. Каждым Вели­ким постом в интер­нете всплы­вают свет­ские вопросы и рас­суж­де­ния об исто­ри­че­ской подо­плеке воз­ник­но­ве­ния поста. Почему нельзя есть мяса и молоч­ной пищи? – Потому что бед­ному кре­стья­нину в это время итак кушать было нечего: зимние запасы уже кон­чи­лись, а из весен­него еще ничего и не выросло. В лучшем случае скажут – в этом муд­рость цер­ков­ная. А чаще пони­ма­юще кивнут: понятно, так Цер­ковь «услу­жала госу­дар­ству» – заглу­шала недо­воль­ство кре­стьян. Мнение это усту­пает по попу­ляр­но­сти разве что с попе­ре­мен­ным успе­хом веду­щимся рас­суж­де­ниям о вреде и полез­но­сти поста для здо­ро­вья (о кото­ром заме­тим лишь, что есть кано­ни­че­ские послаб­ле­ния для неко­то­рых кате­го­рий людей и вопрос этот реша­ется чело­ве­ком со своим духов­ни­ком).— В мясопустную родительскую субботу положено апостольское чтение, в котором говорится: «Если кто из неверных позовет вас и вы захотите пойти, то все, предлагаемое вам, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести. Но если кто скажет вам: это идоложертвенное, — то не ешьте…» (1 Кор. 10 : 27-28). Этим наставлением апостола Павла мы обычно пренебрегаем по гордости, сластолюбию и малодушию.

Вот вам две типичные ситуации. Мы пришли в гости к людям, знающим, что мы соблюдаем посты, и знающим, что день постный, но хозяева, презирая церковные уставы, уговаривают нас: «Да ладно, ты же в гостях, ничего страшного, если разочек пост нарушишь». И мы отчасти по сластолюбию, а отчасти по малодушию не устаиваем перед соблазном и в осуждение себе едим пищу, которая сама по себе чиста, но наше чревоугодие и человекоугодие делают ее «идоложертвенным», про которое апостол Павел сказал: «Не ешьте».

А вот второй пример. Люди совсем нецерковные от души угощают нас, не имея намерения соблазнить, а просто не зная о наших правилах. Но мы надуваем щеки от высокомерия или втягиваем их от лжесмирения и отказываемся есть, смущая этим хозяев. А может быть, если бы они услыхали благовестие о Христе и увидели бы в нас искреннюю любовь и смирение, то сами захотели бы стать христианами и тогда бы уже соблюдали посты. Но, видя нашу гордость и не желая стать такими же, как мы, не похулят ли они невольно Церковь Божию, которая на самом деле не виновата в том, что мы в пост разгуливаем по светским гостям и пренебрегаем наставлениями святого апостола Павла?

Если, оказавшись в гостях у нецерковных людей, мы отступаем от поста, чтобы не смущать их, это дело смирения, а если, приходя домой, продолжаем есть скоромное, это дело не смирения уже, а чревоугодия. Речь, разумеется, идет о пище, а не о пьянстве, которое всегда грешно: и в пост, и не в пост.

Какая пища считается постной?

По какому принципу продукты делятся на более или менее скоромные? Во многие дни Рождественского и Петрова постов благословлено вкушение рыбы. Почему она считается менее скоромной, чем молочные продукты?

Игумен ГЕРМОГЕН (Ананьев):

— Самый строгий пост — сухоядение. Послабления идут в следующем порядке: вареная пища, подсолнечное масло, вино, рыба, молочные продукты и яйца, мясо. Неудивительно — млекопитающие сотворены с человеком в один день. По этой же причине молочные продукты мы считаем более скоромной пищей, чем рыбу, — они тоже часть плоти млекопитающих.

Протоиерей Александр БОРИСОВ:

Зависят ли от мяса отношения с Богом?

Многие нецерковные люди не понимают, когда постом православные друзья отказываются от скоромной пищи. Говорят примерно следующее: «Какое значение имеет для Бога, ем ли я мясо? Как отказ от мяса может повлиять на мои с Ним отношения?»

Священник Сергий ПАШКОВ, настоятель Богоявленского храма села Быки Курчатовского района Курской области, руководитель секции дзюдо для детей и подростков в деревне Макаровка Курчатовского района:

— В одном патерике я читал о старце, который, когда в старости занемог, стал по совету врачей вкушать мясо. Он был монахом, а монахи, как вы знаете, мясо вообще не едят. И его родной брат, мирянин, стал в душе осуждать старца за это, думал про себя: лучше бы он умер от своей болезни, чем нарушил монашескую традицию. И однажды услышал он глас Божий: «Что ты осуждаешь брата своего? Если хочешь знать, чему он уподобился за свою внутреннюю жизнь, посмотри направо». Он повернулся и увидел своего брата распятым на кресте. То есть по внутреннему своему устроению старец был подобен Христу, и мясо, которое он вкушал, ничуть его духовной жизни не повредило. Пища не отдаляет нас от Бога и не приближает к Нему. Цель поста в воздержании от страстей, от осуждения ближнего, а отказ от скоромной пищи — лишь средство для достижения этой цели.

Протоиерей Алексий ПОТОКИН, помощник настоятеля храма иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыне (Москва):

там русские пришли которые в пост едят мясо и говорят прости господи. potokin. там русские пришли которые в пост едят мясо и говорят прости господи фото. там русские пришли которые в пост едят мясо и говорят прости господи-potokin. картинка там русские пришли которые в пост едят мясо и говорят прости господи. картинка potokin. Каждым Вели­ким постом в интер­нете всплы­вают свет­ские вопросы и рас­суж­де­ния об исто­ри­че­ской подо­плеке воз­ник­но­ве­ния поста. Почему нельзя есть мяса и молоч­ной пищи? – Потому что бед­ному кре­стья­нину в это время итак кушать было нечего: зимние запасы уже кон­чи­лись, а из весен­него еще ничего и не выросло. В лучшем случае скажут – в этом муд­рость цер­ков­ная. А чаще пони­ма­юще кивнут: понятно, так Цер­ковь «услу­жала госу­дар­ству» – заглу­шала недо­воль­ство кре­стьян. Мнение это усту­пает по попу­ляр­но­сти разве что с попе­ре­мен­ным успе­хом веду­щимся рас­суж­де­ниям о вреде и полез­но­сти поста для здо­ро­вья (о кото­ром заме­тим лишь, что есть кано­ни­че­ские послаб­ле­ния для неко­то­рых кате­го­рий людей и вопрос этот реша­ется чело­ве­ком со своим духов­ни­ком).— Если вы когда-то влюблялись, вспомните, сильно ли вас в тот момент беспокоило, что вы будете есть на обед или ужин? Думаю, что не очень, потому что, когда человек по-настоящему влюблен, потребность в еде ослабевает, он уделяет ей минимум внимания и времени. И если у меня есть любовь к Богу, радует Его мудрость, красота, святость, я рад, что имею возможность побыть наедине с Ним, отложив все попечения, забыв дурные привычки. Воздержание — не самоцель, а способ восстановить отношения с Богом как со старым другом. Это возможно, только если мы контролируем себя, свои дурные привычки.

Человек до грехопадения был чист, в ангельском образе он внимал Слову Божиему, слышал Его. И питался тогда только растительной пищей. Для нас такое состояние — редкость. Мы хитры, эгоистичны, раздражительны. Любой врач вам скажет, что, когда человек раздражается, на кого-то злится, он тратит гораздо больше энергии. Вот мясо и другая животная пища и были благословлены Богом, чтобы поддержать силы падшего человека, духовно немощного, страстного. Но укрепляет эта пища именно телесные силы, а для восстановления связи с Богом необходимо хотя бы на время смирить свою плоть, чтобы она не так нас будоражила.

Если я хочу больше общаться с Богом, мне надо хоть чуть-чуть отвлечься от общественной суеты, чуть меньше обращать на нее внимания. И отказ от животной пищи этому помогает. Евангелие учит нас не борьбе с излишествами, но призывает искать сокровище: «Ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет» (Лк. 12: 34). Если это сокровище в общении с другим человеком, мы естественным образом меньше думаем о насыщении. Тем более если сокровище наше в общении с Богом. А после того как ты побыл наедине с Богом, прекрасно сесть за общую праздничную трапезу. Утраченная связь восстановлена, в сердце вернулась любовь, мир заиграл всеми красками, и мы празднуем, славим Господа!

Источник

Как не обманывать себя?

там русские пришли которые в пост едят мясо и говорят прости господи. 130455.p. там русские пришли которые в пост едят мясо и говорят прости господи фото. там русские пришли которые в пост едят мясо и говорят прости господи-130455.p. картинка там русские пришли которые в пост едят мясо и говорят прости господи. картинка 130455.p. Каждым Вели­ким постом в интер­нете всплы­вают свет­ские вопросы и рас­суж­де­ния об исто­ри­че­ской подо­плеке воз­ник­но­ве­ния поста. Почему нельзя есть мяса и молоч­ной пищи? – Потому что бед­ному кре­стья­нину в это время итак кушать было нечего: зимние запасы уже кон­чи­лись, а из весен­него еще ничего и не выросло. В лучшем случае скажут – в этом муд­рость цер­ков­ная. А чаще пони­ма­юще кивнут: понятно, так Цер­ковь «услу­жала госу­дар­ству» – заглу­шала недо­воль­ство кре­стьян. Мнение это усту­пает по попу­ляр­но­сти разве что с попе­ре­мен­ным успе­хом веду­щимся рас­суж­де­ниям о вреде и полез­но­сти поста для здо­ро­вья (о кото­ром заме­тим лишь, что есть кано­ни­че­ские послаб­ле­ния для неко­то­рых кате­го­рий людей и вопрос этот реша­ется чело­ве­ком со своим духов­ни­ком).

Когда неверующий человек угощает нас в пост скоромным, мы стараемся не обижать человека и принимаем угощение. Но за этим антифарисейством часто прячется просто желание полакомиться. Некоторые специально ищут повод сходить постом в гости к тем, кто не постится, чтобы под видом любви к ближнему поесть мяса. Но даже самому себе сложно в этом признаться. Как различить в себе истинные побуждения и не впадать в крайности?

Протоиерей Алексий ПОТОКИН, помощник настоятеля храма «Живоносный Источник» в Царицыне (Москва):

Один из главных признаков души человека, его богоподобия — совесть. Она нам подсказывает, как далеко удалились мы от Бога, постимся из любви к Нему или просто потому, что так положено. Проблема в том, что современный человек пытается обойтись без совести. У верующих есть тенденция переложить ответственность за свои поступки на духовника и даже на всю Церковь. Но даже дружба между людьми невозможна через посредников. Тем более отношения с Богом. Священник может помочь выстроить эти отношения, но в душу другому никто не влезет. Человек должен сам познать себя, а для этого всю свою жизнь проверять совестью.

Проблема не в том, съел или не съел человек постом скоромное, а в том, где его сокровище. Конечно, во время поста, особенно Великого, лучше избегать хождения в гости и других увеселительных мероприятий. Я обычно говорю прихожанам так: «Сами не ищите встреч во время постов, но, если близкие люди, родители, просят прийти, не откажите им во внимании — это малая жертва. Пришли в гости — по возможности кладите себе на тарелку постное. Положили вам на тарелку скоромное — съешьте, но больше не подкладывайте и добавки не просите». Это ведь тоже ограничение — обычно мы в гостях меры в еде не знаем. Например, если человек все свободное время проводит у телевизора, вряд ли он постом сможет совсем его не смотреть. Пусть хотя бы заранее отметит передачи, которые хочет посмотреть, и ими ограничится. Для телезависимого человека это тоже воздержание — любое самое малое ограничение требует усилий. Так и с чревоугодием. Подсказывает нам совесть, что мы искали повод нарушить пост, — уже хорошо. Мы поняли на самом деле, какие мы есть.

Сила христианства в том, что Господь принимает любого кающегося грешника, дарует ему милость, которой мы не заслуживаем. Придите в храм, скажите искренне: «Господи, насколько же я больше люблю котлеты, чем Тебя!» Пост нужен и для того, чтобы мы лучше поняли себя, какие мы есть, с Богом мы живем или механически выполняем правила. Если человек увидел, что пост не доставляет ему радости, что он не обращается сердечно к Богу, а монотонно вычитывает правило, и у него хватает мужества признаться в этом Богу — пост прошел не зря.

Источник

«Пост – это возможность измениться сейчас, а не потом»

Священники о Рождественском посте

28 ноября для всех православных христиан наступает Рождественский пост. Что представляет из себя это время, как достойно встретить Рождество Христово, на что в первую очередь обратить внимание в своей духовной жизни, – обо всем этом размышляют священники Русской Православной Церкви.

– Волхвы пришли к яслям не с пустыми руками, а принесли Младенцу дары. Готовясь к Рождеству Христову, мы должны по-новому осмыслить свою жизнь, делать добро ближним, и с этими дарами подойти к Рождеству Христову. Каждый год в России – это год милости Божией. Рождество – это праздник мира, и в этот праздник наши соотечественники посещали больницы, тюрьмы, старались помогать другим. Мы жили мирно и с мусульманами, и с буддистами, они радовались тому, что есть такой замечательный праздник, хорошие традиции, связанные с ним.

– Во время Рождественского поста нужно больше внимания уделять главному – взаимоотношениям с Богом. Во время поста мы жертвуем очень немногим, но, даже отказываясь от малого, мы учимся преодолевать себя, учимся любви, потому что Бог есть Любовь и Он действует через Жертву. Конечно, надо понимать, что дело не в отказе от скоромной пищи, а в том, чтобы сделать то, что мы в обычные дни не делаем, например то, что откладываем на потом. Пост – благоприятное время для внутреннего делания, но оно должно сопровождаться и внешними делами, делами любви и милосердия. Каждый новый пост – это возможность измениться сейчас, а не потом или в старости.

– Пост – это средство, помогающее очиститься от страстей и стать ближе к Богу. Тогда и сам праздник Рождества переживается иначе. Если во время поста нет возможности прийти в храм, мы должны просить у Бога прощение. Тем, кто редко причащается, нужно обязательно причаститься в Рождественский пост.

Конечно, в затвор тоже не надо уходить, нужно уделять внимание родственникам, можно немного посидеть с ними в новогоднюю ночь, но, тем не менее, нужно гореть перед Богом, поскольку у каждого есть огонек.

Часто у верующих пост становится автоматическим: просто меняется рацион питания, кто-то отказывается от просмотра телевидения – но живой веры нет. У нас не хватает ревности, а ее Господь может дать за стремление к Нему. Нам нужно просить, чтобы Господь даровал крепкую веру, нужно понуждать себя к молитве, а не к вычитке. Нужно понуждать себя к делам веры, постараться жить по духу, а не по букве, потому что Дух животворит. И нам важно быть христианами везде – начиная с кухонь, заканчивая храмами. Сразу это не получится, грехов много, мы немощные, но если будем с Божией помощью меняться, то Господь дарует, как многим святым, исцеление греховной проказы души.

У каждого – свое поле борьбы: у кого-то обострена зависть, у кого-то плотские страсти, у кого-то иные. Надо читать святых отцов, понимать, как они побеждали страсти, – мы не первые, кто с этим сталкивается. Например, если человека мучает зависть, нужно съездить в больницу, посмотреть, сколько есть несчастных людей, посочувствовать им и помочь – и через милосердие побороть страсть зависти. А во-вторых, пересилить себя и говорить: «Прости, Господи, помоги мне преодолеть эту зависть», – и помолиться за людей, в чем-то нас превосходящих. Это будет по-христиански. Это уже начало духовного роста.

– Пост – это время, когда мы должны понять, для чего живем, какие у нас страсти и как с ними бороться. Это и есть задача и цель поста. Рождественский пост – это подготовка к Рождеству Христову, когда в мир пришел Спаситель Иисус Христос, поэтому мы должны бороться с греховными наклонностями в течение всего поста.

Во время поста нам особенно видны наши недостатки, например страсть осуждения, гнева, зависти, гордости. Надо бороться с этими страстями, молиться, исповедаться и причащаться. Чем ближе мы подходим к Богу, тем больше искушений, тем сильнее на нас нападает враг, диавол. Это видно, и с этим надо бороться. Сейчас в мире очень много зла, нужно побороться хотя бы с ненавистью и гневом. Гнев – это разрушение, это конец. Чем больше зла, тем быстрее приближение Второго пришествия, мир не сможет долго существовать во зле, он погибнет.

Еще хочется сказать по поводу встречи Нового года. Мои родители так встречали Новый год: они слушали речь Левитана, гимн Советского Союза, выключали радио и ложились спать – никакого веселья не было. По поводу чего веселье?! Что прошел год? Что стали ближе к смерти?! Мои родители всегда говорили, что нужно в Новый год вспомнить, что произошло в прошлый год, поблагодарить Бога за то, что еще один год жизни даровал, и попросить с молитвой благословление на следующий год. Также я не знаю, что такое «старый Новый год». «Старый Новый год» 14 января, а это Обрезание Господне. Какое веселье?!

Очень важно, чтобы люди в это время чувствовали свою семью, своих детей, чтобы это время проводили не в монастырях, а в своей семье, чтобы наставляли своих детей.

– Самая существенная особенность Рождественского поста – что он Рождественский. Что он ведет нас к событию, смысл которого ускользает от неверующих и требует изрядного усилия, даже подвига сердца и рассудка, от верующих: Бог стал Человеком. Вот содействию этому подвигу и служит пост. А с противоположной стороны – тоже немалые усилия: пошлятина под видом культуры, идиотизм под видом рекламы, коммерческая лихорадка, алчность и обжорство – все что угодно, только бы скрыть от человека факт Воплощения Бога. И к нашему стыду, сорокадневные усилия православных людей по отбору и приобретению «постных» тортов, пирожных, бисквитов, конфет, шоколада, майонезов, маргаринов и т.п., становятся в тот же ряд.

– Рождественский пост, как и любой другой, может стать для нас периодом воздержания в том числе и от излишней информации, которой буквально перегружены наши современники.

Сейчас люди, особенно живущие в городах (а таких, судя по всему, большинство), буквально опутаны по рукам и ногам разными информационными сетями, связями, контактами, лишающими человека мира, в первую очередь, душевного. Ключевую роль в этом играют социальные сети, мобильные устройства и классические СМИ, извергающие на нас постоянные потоки пустой информации, не несущей никакой реальной пользы для нашего ума и души. Это пожирает наше время и силы, которые Господь даровал нам для того, чтобы мы шли по пути спасения. Людей охватила какая-то безумная суета. Все это выхолащивает, иссушает душу, расслабляет дух и ничего больше. Часто мы сами предаемся этой суете под благовидным предлогом, оправдываем это некой необходимостью, работой, дружбой или «делами».

Наступающий Рождественский пост является прекрасным временем для того, чтобы устраниться по мере сил от суеты мира и задуматься о главном деле нашей жизни – деле спасения и соединения с Богом.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *