сюжет фильма похороните меня за плинтусом полностью
Похороните меня за плинтусом (фильм)
Из Википедии — свободной энциклопедии
Леонид Литвак
сценария
ролях
Светлана Крючкова
Алексей Петренко
Мария Шукшина
Константин Воробьёв
«Похороните меня за плинтусом» — российский фильм, снятый по мотивам одноимённой повести Павла Санаева. Вышел на широкий экран 3 декабря 2009 года.
В отличие от книги, фильм сосредоточен вокруг дня рождения Саши Савельева. Таким образом, за пределами фильма остались многие яркие эпизоды книги. На роль бабушки претендовали Лидия Федосеева-Шукшина, Елена Санаева и Эра Зиганшина, которая играла роль бабушки в спектакле театра «Балтийский дом». [ источник не указан 1758 дней ]
Павел Санаев — Похороните меня за плинтусом:
Краткое содержание
Рассказчик вспоминает детство. Он, второклассник Саша Савельев, с 4 лет живет с дедушкой Семеном Михайловичем и бабушкой Ниной Антоновной. Еще у него есть мама Ольга. Но мама, как говорит бабушка, связалась с «карликом-кровопийцей» (вышла замуж за дядю Толю), а сына Сашу повесила ей на шею.
Купание
Купание – «веселая» процедура. Самому мыться нельзя, температура воды строго 37,5. Это чтоб заморыш не простудился. Рядом горячий рефлектор и стулья. Бабушка все делает с проклятиями. И моет тоже. «Гниющий» Саша – сволочь, дочь – предательница. Никто не ценит заботу бабушки. Она тянет на себе никчемных и неблагодарных. В итоге уже одетый мальчик падает в воду, рефлектор бабушке на колени, а проклятия достаются дедушке.
Утро
Без ругательств образ бабушки был бы неполным, а описание детства – фальшивым. Рассказчик передает все, как было. По утрам в доме так: «бабушка не в духе». Разбив чайник, она плачет. Виноваты те, кто «гадят ей в мозг». Саша обязан пить для желудка «Панзинорм», есть тертые яблоки. И много чего еще, что не делают другие. Бабушка знает, как укрепить здоровье. А если оно не крепнет – сам виноват.
Цемент
«Потеть мне не разрешалось», иначе неминуем гайморит. Пропускать прием укрепляющих лекарств тоже. Ходить на стройку МАДИ (института) – тем более. Но Саша все-таки ходил туда с дружком Борькой Нечаевым. И чуть не утонул в яме с цементом. Отмылся у Борьки, а потом его с проклятиями бабушка забрала домой.
Белый потолок
«Я все время ходил у бабушки в идиотах». Бабушка видит в нем кучу болячек (стафилококк в голове, например), поэтому в школу он ходит редко. Зато дома делает и домашнюю, и классную работу. Однажды бабушка, вне себя от ошибки в тетради, расцарапала себе ногтями лицо и уставилась в белый потолок над собой. И Саша опять сел за уроки.
Лосося
Бабушка родом из Киева, в юности мечтала стать артисткой, но пришлось работать в прокуратуре. Вышла замуж за дедушку-артиста, уехала в Москву. Их сын умер во время войны. Осталась дочка Оля.
Теперь они живут в 2-комнатной квартире с разным барахлом и парой холодильников (в них – еда и дары врачам, к примеру, лосось). Дедушка на рыбалке жалуется другу, что жить невмоготу. Но бабушку тоже жалко, да и внук на ней, куда дочке с ним, больным. Пусть живет с художником своим.
Парк культуры
История о том, как бабушка раз в жизни согласилась зайти в парк, но не дала покататься на аттракционах. Впервые купила мороженое – а оно размокло у нее в сумке, пока Саша играл в морской бой.
День рождения
«Только с мамой мне было весело и хорошо». Она ничего не запрещала. С ней никогда не было страшно. И день рожденья в 4 года был настоящим – с ней и дядей Толей. Катались на корабле, смеялись, ели торт. Бабушка дни рожденья не отмечала.
Железноводск
Поездки в санаторий – самое яркое событие в жизни Саши, хоть и бабушка по соседству, а среди медсестер есть злые. Он нашел друзей, играл в игры, смеялся, и раз даже съел жареные котлеты вместо паровых. А для бабушки он «самый больной» и вообще «хуже всех».
Похороните меня за плинтусом
Ссора
Однажды бабушка «пилила» словами дедушку. А он назвал ее сволочью и ушел на весь день к другу. Дедушка – кормилец их семьи. Без него они никак. И дед вернулся к своей бабке и внуку.
Чумочка
«Я любил Чумочку, любил ее одну и никого, кроме нее». Бабушка звала маму чумой, а Саша – Чумочкой. В игрушках мамы была часть ее самой. «Счастье не могло стать жизнью» – уйти с мамой было нельзя.
Однажды после крупной ссоры с бабушкой мама вернулась в ее отсутствие. И забрала Сашу с собой. И дядя Толя ее поддержал. Совсем скоро бабушка явилась за внуком. Проклинала дочь, плакала, что вся ее жизнь – во внуке. Он – ее единственная радость, хоть и не любит. Все бегут от ее любви. Потом бабушка ушла. Так «жизнь у бабушки стала прошлым». Саша попросил маму, если что, похоронить его тут, за плинтусом. Чтоб он мог всегда ее видеть.
Прошло не так много времени, и бабушка умерла. На похоронах Саше было страшно. А дедушка с мамой плакали у ее могилки.
Читательский дневник по повести «Похороните меня за плинтусом» Санаева
Сюжет
Саша Савельев, ученик 2 класса, живет с бабушкой Ниной и дедушкой Семеном. Так решила бабушка. Любимая мама Саши приходит только в гости. Ей ребенка не отдают: пусть живет со своим «пьяницей»-художником. Для Саши все под запретом. Он «идиот» и ничего не умеет. Она бережет его от инфекций, но Саша все время болеет. Однажды мама «похищает» сына у бабушки. Мальчик просит, если он умрет, похоронить его за плинтусом ее комнаты. Чтоб он мог видеть маму. Бабушка требует внука, свое «счастье», назад. Но уходит ни с чем. И вскоре умирает.
Отзыв
В основе повести – детство автора. Он из известной актерской семьи. Для него было важно отпустить детские обиды, прошлое. Бабушка – сильная личность, которой никто не может сопротивляться. Она «душит» всех своей любовью. Близкие для нее – неблагодарные люди. Она давит на жалость, создает у всех чувство вины. Бабушка по-своему несчастный человек. Тема детства, семейного воспитания через запреты. Героя отучают самостоятельно что-то делать и мыслить. Название повести – о материнской любви, которой так не хватало ребенку. Если нельзя жить рядом с ней, так хоть после смерти лежать в ее комнатке, смотреть на нее. Повесть учит любить свою семью, прощать друг другу ошибки, видеть в каждом личность, дарить радость, делать детство счастливым. В семье важно взаимопонимание.
«Похороните меня за плинтусом»: что автобиографического в фильме по повести Павла Санаева
Повесть Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом», как и одноименный фильм, производят неизгладимое впечатление своей правдивостью, покоряют с первых строк и эпизодов. Потрясает то, что автор выносит внутренние проблемы знаменитой семьи на всеобщее обозрение, не беспокоясь об общественном мнении. И оказывается прав, поскольку лейтмотив произведения — это любовь во всех ее проявлениях, даже самых уродливых. А любовь, как известно, всегда права.
Дед-актер
В одном из своих интервью Павел Санаев говорил, что повесть представляет собой литературное произведение на основе реальных событий его детства, а не абсолютную автобиографию. Однако автобиографичного в ней много.
Дедушка главного героя Саши Савельева так же, как дед Павла Санаева, — актер, терпящий деспотизм своей супруги не от слабости характера, а от доброты к не очень здоровому, но горячо любимому человеку.
В реальности Всеволод Санаев пережил свою супругу всего на несколько месяцев, потому что не видел смысла в существовании без нее.
Бабушка-деспот
Образ художника
Художник дядя Толя из Сочи — конечно же, Ролан Быков, отчим Павла Санаева, заменивший ему отца, о котором автор вспоминает с теплом и благоговением. Как в повести и фильме, в жизни Ролан Быков пришелся «не ко двору» Санаевых, поскольку вывел из-под влияния бабушки маму Павла — Елену Санаеву, а по мнению деда, вместе они «не монтировались».
И так же, как в книге и фильме, в центре семейного раздора оказался ребенок — мальчик Саша Савельев, прототипом которого стал сам автор.
Павел Санаев говорит о себе как о ребенке, который «должен был вырасти клиническим идиотом с глубинным комплексом неполноценности» и, только благодаря тому же Ролану Быкову, смог избежать этой участи.
Думается, что написав книгу, препарировав на бумаге проблемы своей семьи, автор прошел свою терапию, смог увидеть себя и своих близких во внутрисемейном конфликте со стороны и с юмором, хотя вещи, описываемые им, иногда просто чудовищны.
Как бы то ни было, произведение Павла Санаева и снятый по нему фильм считаются культовыми и рекомендуются к прочтению и просмотру всем, особенно родителям.
А вы читали эту повесть? Или, может быть, смотрели кинокартину? Поделитесь своими впечатлениями!
«Похороните меня за плинтусом» — краткое содержание повести Павла Санаева
Одним из самых необычных произведений современной русской литературы является повесть Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом», краткое содержание которой приведено ниже. Книга описывает факты из биографии автора, когда он был еще мальчиком.
По мотивам повести был снят одноименный фильм. И книгу, и фильм можно прочитать и посмотреть бесплатно онлайн в интернете.
Главные герои повести Павла Санаева
Саша Савельев – спокойный и застенчивый мальчик, послушный и тихий, учится во втором классе, живет с бабушкой и дедушкой.
Нина Антоновна – бабушка главного героя, деспотичная и нервозная женщина. Любит внука безумной и разрушительной любовью. Страдает психическим расстройством.
Семен Михайлович – дедушка Саши, молчаливый персонаж, боится жены и живет под ее «каблуком».
Мама Ольга – тихая, кроткая и терпеливая женщина. В свое время еле вырвалась из-под гнета матери. Боится свою мать, поэтому попытки забрать сына всегда проваливаются.
Дядя Толя, отчим – муж матери Саши.
Краткое содержание рассказа «Похороните меня за плинтусом»
Сюжет повести рассказывает о нелегкой жизни мальчика со своими дедушкой и бабушкой. Саша не отличается крепким здоровьем и часто болеет, отчего часто пропускает школу.
Бабушка постоянно звонит родителям одноклассников мальчика, чтобы узнать домашнюю работу и заставляет скрупулезно учиться Сашу. При малейшей ошибке женщина начинала истошно кричать на внука, иногда доходя до настоящей истерики.
Сашу редко выпускают из дома, врач сама приходит на дом и выписывает ему лекарства, за приемом которых строго следит бабушка. Даже перед купанием в ванной женщина сначала измеряет градусником температуру воды и после плотно занавешивает дверь ванной плотным одеялом.
Бабушка вела себя всегда очень странно. Несмотря на то, что она постоянно твердила о своей любви к внуку, часто кричала и бранила его. Мужу женщины тоже часто доставалось, и он старался не перечить ей. Однажды, гуляя по соседней стройке с другом, Саша свалился в незастывший цемент. Как бы ему не хотелось идти домой, деваться было некуда, отчего бабушка закатила очередной скандал.
Как-то дедушка получает две путевки в санаторий, бабушка берет внука и отправляется на отдых. Мальчику нравится поезд, в туалете он падает на пол, что злит его бабушку. Она заявляет внуку, что он собрал все микробы с грязного пола, а значит скоро умрет.
Мальчик переживает и ждет своей смерти. Бабушке говорит, что не надо его хоронить на кладбище, а лучше в доме своей мамы за плинтусом. В этом и кроется смысл названия повести. Ведь тогда он навсегда останется с родной и любимой мамой, и она не очень сильно будет плакать и переживать.
Бабушка была против встреч мальчика со своей мамой, так как считала ее недостойной и плохой матерью. Но Саша очень любил свою маму, и она его тоже.
Маме все-таки удается выкрасть родного ребенка у своей матери. Теперь мальчик живет с мамой и ее мужем. Вскоре герой узнает, что бабушка умерла.
Анализ произведения
Жанр произведения — автобиографическая повесть. Сам автор признавался, что любовь его бабушки по отношению к нему была «разгромной», порой даже «тиранической». Взрослые постоянно ругались, что сильно отразилось на юном писателе.
Книга отражает его личную жизнь и непростые взаимоотношения в семье. Бабушка мальчика в книге все время произносит неприятные фразы о его матери, отчего мальчик на автомате уже всем говорит: «мама променяла меня на карлика-кровопийцу».
Мысль повести такова, что даже, постоянные обвинения родной дочери, которые то и дело слышит ребенок от бабушки, не отдаляет Сашу от родной матери. Он любит маму и ценит ее не за подарки, а за ее любовь. Следующая цитата из повести наглядно демонстрирует это: «Я любил ее (маму) не за эти вещи, а эти вещи любил, потому что они были от нее».
Проблематика повести состоит в конфликте отцов и детей. Более того в «Похороните меня за плинтусом» конфликт присутствует в трех поколениях семейства.
Помимо этого, возникает другой конфликт – мужа и жены. Дед мальчика знает о психическом расстройстве жены, понимает, что забота о мальчике плохо сказывается на женщине, но молчит и не предпринимает никаких действий к облегчению ее ноши.
14. Книга, испохабленная экранизацией. Павел Санаев. «Похороните меня за плинтусом»
Санаев написал повесть о том, как любовь может искалечить и того, на кого она обрушилась, и того, кто любит. «Похороните меня за плинтусом» не дает никаких готовых рецептов по спасению от этой напасти. Есть очень неплохая, тоже автобиографическая, книга Огюстена Берроуза «Бег с ножницами», так вот она вся – о том, как не сойти с ума, живя буквально в дурдоме. Но «Бег с ножницами», обстановка в котором куда страшнее и безумие ядренее, чем в книге Санаева, сам по себе кажется куда легче. Во-первых, потому что большинство из нас хоть раз в жизни, так или иначе, прикасались к тому, что описывает Санаев. Бесконечное переписывание домашней работы, упреки образца «эта сволочь постоянно гниет», сравнение с другими, нормальными, детьми – мало кто не прошел через этот филиал ада, потому что это – изнанка огромного числа приличных семей. Причины этого и вскрывает Санаев, – удушающая и неумелая любовь, постепенно перегорающая в постоянное раздражение. Просто здесь краски гуще и ярче, а ситуация доведена почти до абсурда, потому что у Бабушки – главного семейного тирана – нездоровая психика. Больна и мать Огюстена в «Беге с ножницами», но разница в том, что Берроуз своих родителей так и не простил, а это, если ненадолго забыть елейные советы сетевых психологов, очень упрощает жизнь. Вся повесть Санаева – это клубок эмоций и обид, который автор распутывает, чтобы простить бабушку.
Книга Санаева не скатывается в депрессивное нытье, потому что страшные вещи он рассказывает сквозь смех. Эта авторская усмешка, его живой и бойкий юмор не дают непрошеным слезам излиться на читателя и в то же время делают происходящее в книге еще объемнее, еще страшнее.
«Бабушка подняла крышку, нашла в чайнике вместо целебного отвара заплесневелую массу и стала кричать, что в такую же массу дедушка превратил ее некогда блестящий мозг.»
«Вот и наш двор. Цемент, который облепил меня, весил килограммов десять, поэтому походка у меня была, как у космонавта на какой-нибудь большой планете, например на Юпитере. На Борьке цемента было поменьше, он был космонавтом на Сатурне. »
«— Сенечка! Мышь! Мышь! Мышь, твою мать!
— Что такое? — прибежал, шаркая тапочками, дедушка.
— Там! Под холодильником! Мышь! Мышь!
— Ну и что?
Такое безразличие поразило бабушку в самое сердце. Она, наверное, думала, что дедушка станет прыгать по кухне, кричать: «Мышь! Мышь, твою мать!», бросится поднимать холодильник, а он даже не удивился.»
Так вот, в фильме Снежкина усмешка есть, причем неизменно желчная. А узнавания нет. И слез – нет, и боли нет. Перед нами просто фантазии благополучного человека на тему жизни в дурдоме. Краски сгущены дальше некуда, к ужасам книги полной ложкой добавляют еще и еще. Блестящие актеры блестяще изображают гротескных уродов. А узнаваемость истории исчезла. И ребенок из фильма, здоровый, упитанный ребенок, попросту не мог вырасти в такой семье, иначе о чем вообще история? Неправдоподобие сочится из всех щелей, а весь фильм можно отнести к ненавистной для меня категории «Каких дураков не бывает!». Понимаете, и «Идиота» можно поставить про идиота. Даже про трех. Но тогда, может быть, лучше не ставить? «Бег с ножницами» Берроуза, с его экзотично извращенной атмосферой, мог бы удаться режиссеру. А «Похороните меня за плинтусом» в его постановке лишился того нерва, который заставлял оглянуться на собственную семью. В ситуацию из фильма, по правде-то говоря, даже вникать неинтересно – после него можно лишь удовлетворенно отмахнуться: «Слава богу, это не про меня». И добавить: «Ну и уроды!».