откуда в узбекистане рис

Узбекский рис и его сорта

откуда в узбекистане рис. Uzbekskij ris i ego sorta. откуда в узбекистане рис фото. откуда в узбекистане рис-Uzbekskij ris i ego sorta. картинка откуда в узбекистане рис. картинка Uzbekskij ris i ego sorta. Все чайханы на Великом Шелковом пути угощали купцов и путешественников ароматным пловом. Праздником считался тот день, когда плов делали из знаменитого риса девзира, ведь календарей не было, а по указу шахов из династии Саманидов плов из девзиры можно было готовить только по праздникам. Блюдо из девзиры отличается необычайной красотой и тонким, еле заметным, сладким привкусом. Девзира, в отличие от обычного риса, в любом блюде увеличивается в 7 раз, поэтому впитывает намного больше жира, воды, а главное, специй, поэтому он становится потрясающе вкусным, вобрав в себя ароматы и вкусовые оттенки всех остальных продуктов.

Все чайханы на Великом Шелковом пути угощали купцов и путешественников ароматным пловом. Праздником считался тот день, когда плов делали из знаменитого риса девзира, ведь календарей не было, а по указу шахов из династии Саманидов плов из девзиры можно было готовить только по праздникам.
Блюдо из девзиры отличается необычайной красотой и тонким, еле заметным, сладким привкусом. Девзира, в отличие от обычного риса, в любом блюде увеличивается в 7 раз, поэтому впитывает намного больше жира, воды, а главное, специй, поэтому он становится потрясающе вкусным, вобрав в себя ароматы и вкусовые оттенки всех остальных продуктов.

Девзира — самый лучший и самый дорогой узбекский рис, причем чем старше его возраст, тем дороже цена. Девзиру перед употреблением обязательно ферментируют, некоторые сорта отлеживаются в закромах по два-три года. За много сотен лет мало что изменилось в способах ферментации девзиры. Хранят его в мешках, в темном месте, периодически поливая рис водой. Только тогда девзира приобретает свой специфический цвет, покрываясь тем самым драгоценным розоватым налетом, а также специфический легкий запах и неповторимый вкус.

Выдержанный таким образом рис хранится необычайно долго — до 5 лет, с возрастом только улучшая свои вкусовые качества.

Цвет девзиры представлен во всех оттенках — от бело-жемчужного — через серые, бежевые и розовые цвета — до темно-коричневых и грязно-красноватых. После промывки этот сорт становится особенно красивым, приобретая все оттенки янтаря. А еще рис одного сорта из разных партий отличается размером, толщиной, длиной и весом.

Зерна достаточно крупные, имеют неровную, ребристую поверхность и розоватый налет, остающийся после ферментации. По каждой рисинке девзиры проходит продольная бороздка темного цвета.

Настоящий рис девзира стоит дорого, но он действительно того стоит, а дешевый — поддельный, с кирпичной пылью — не принесет пользы вашему здоровью. Настоящий рис девзира — кладезь витаминов В2 и В4 (холина), необходимых организму для выполнения жизненно важных функций.

«Настоящий плов — это плов из девзиры»,-говорят узбеки, и, что самое интересное, никто и не пытается с ними спорить, потому что все полностью с этим соглашаются, хоть раз попробовав плов из девзиры.

Чунгара
Чунгара, в отличие от классической девзиры, имеет почти белый цвет. Это удивительный светлый рис, имеющий несколько менее твердую структуру благодаря большему содержанию крахмала, нежели классическая девзира, но не уступающий ей по своим качествам впитывать жидкость.

Девзира Кора килтирик
Девзира Кора килтирик — сорт девзиры цвета темного янтаря. Он самый дорогой из всех сортов девзиры, потому как проходит долгую, зачастую многолетнюю процедуру подготовки: его ферментируют и выдерживают до продажи от 2 лет и более. И только после этого он приобретает свои прекрасные свойства.

Дастар-Сарык
Дастар-Сарык — это разновидность девзиры, отличающаяся своим самым темным цветом и терпким специфическим вкусом, который приобретает в процессе ферментации с последующим копчением. Подобная закалка придает рису замечательные пловные свойства — он становится очень крепким и способным впитывать еще больше жидкости. Этот рис на любителя, но настоящие знатоки плова, если встанет вопрос о выборе риса, обязательно выберут именно этот рис.

Лазер
Лазер — это разновидность длиннозерного белого риса, зерно прозрачное, содержит минимальное количество крахмала, напоминает внешне рис Басмати. Он достаточно быстро готовится, хорошо держит форму, не крошится и не разваривается и при готовке увеличивается в 2-3 раза. Выращивается исторически в Хорезме.

Аланга
Аланга — рис круглозерный, зерно достаточно крупное, белого, прозрачно-жемчужного цвета, крахмала содержит не много, выращивается в Хорезмской области.

Авангард
Авангард — длиннозерный рис кремового цвета, с белесо-матовой серединой, со средним содержанием крахмала, выращивается в Хорезмской области.

Какир
Какир — длиннозерный рис бежеватого цвета, разновидность девзиры, носит имя местности в Ферганской долине, где выращивается, содержит не много крахмала.

Ханабад
Ханабад — длиннозерный твердосортный рис светло-кремового цвета, увеличивающийся при готовке в 2-3 раза, выращивается в Ферганской долине.

Видео рецепт узбекский плов из длиннозерного риса в казане:

▼▼▼ Рекомендуем посмотреть Мой Видео рецепт ▼▼▼

Источник

Откуда в узбекистане рис

откуда в узбекистане рис. back rounded. откуда в узбекистане рис фото. откуда в узбекистане рис-back rounded. картинка откуда в узбекистане рис. картинка back rounded. Все чайханы на Великом Шелковом пути угощали купцов и путешественников ароматным пловом. Праздником считался тот день, когда плов делали из знаменитого риса девзира, ведь календарей не было, а по указу шахов из династии Саманидов плов из девзиры можно было готовить только по праздникам. Блюдо из девзиры отличается необычайной красотой и тонким, еле заметным, сладким привкусом. Девзира, в отличие от обычного риса, в любом блюде увеличивается в 7 раз, поэтому впитывает намного больше жира, воды, а главное, специй, поэтому он становится потрясающе вкусным, вобрав в себя ароматы и вкусовые оттенки всех остальных продуктов. откуда в узбекистане рис. up. откуда в узбекистане рис фото. откуда в узбекистане рис-up. картинка откуда в узбекистане рис. картинка up. Все чайханы на Великом Шелковом пути угощали купцов и путешественников ароматным пловом. Праздником считался тот день, когда плов делали из знаменитого риса девзира, ведь календарей не было, а по указу шахов из династии Саманидов плов из девзиры можно было готовить только по праздникам. Блюдо из девзиры отличается необычайной красотой и тонким, еле заметным, сладким привкусом. Девзира, в отличие от обычного риса, в любом блюде увеличивается в 7 раз, поэтому впитывает намного больше жира, воды, а главное, специй, поэтому он становится потрясающе вкусным, вобрав в себя ароматы и вкусовые оттенки всех остальных продуктов.

откуда в узбекистане рис. 4425 1. откуда в узбекистане рис фото. откуда в узбекистане рис-4425 1. картинка откуда в узбекистане рис. картинка 4425 1. Все чайханы на Великом Шелковом пути угощали купцов и путешественников ароматным пловом. Праздником считался тот день, когда плов делали из знаменитого риса девзира, ведь календарей не было, а по указу шахов из династии Саманидов плов из девзиры можно было готовить только по праздникам. Блюдо из девзиры отличается необычайной красотой и тонким, еле заметным, сладким привкусом. Девзира, в отличие от обычного риса, в любом блюде увеличивается в 7 раз, поэтому впитывает намного больше жира, воды, а главное, специй, поэтому он становится потрясающе вкусным, вобрав в себя ароматы и вкусовые оттенки всех остальных продуктов.

откуда в узбекистане рис. 1540 5. откуда в узбекистане рис фото. откуда в узбекистане рис-1540 5. картинка откуда в узбекистане рис. картинка 1540 5. Все чайханы на Великом Шелковом пути угощали купцов и путешественников ароматным пловом. Праздником считался тот день, когда плов делали из знаменитого риса девзира, ведь календарей не было, а по указу шахов из династии Саманидов плов из девзиры можно было готовить только по праздникам. Блюдо из девзиры отличается необычайной красотой и тонким, еле заметным, сладким привкусом. Девзира, в отличие от обычного риса, в любом блюде увеличивается в 7 раз, поэтому впитывает намного больше жира, воды, а главное, специй, поэтому он становится потрясающе вкусным, вобрав в себя ароматы и вкусовые оттенки всех остальных продуктов.

откуда в узбекистане рис. 2. откуда в узбекистане рис фото. откуда в узбекистане рис-2. картинка откуда в узбекистане рис. картинка 2. Все чайханы на Великом Шелковом пути угощали купцов и путешественников ароматным пловом. Праздником считался тот день, когда плов делали из знаменитого риса девзира, ведь календарей не было, а по указу шахов из династии Саманидов плов из девзиры можно было готовить только по праздникам. Блюдо из девзиры отличается необычайной красотой и тонким, еле заметным, сладким привкусом. Девзира, в отличие от обычного риса, в любом блюде увеличивается в 7 раз, поэтому впитывает намного больше жира, воды, а главное, специй, поэтому он становится потрясающе вкусным, вобрав в себя ароматы и вкусовые оттенки всех остальных продуктов.

откуда в узбекистане рис. 7293 3. откуда в узбекистане рис фото. откуда в узбекистане рис-7293 3. картинка откуда в узбекистане рис. картинка 7293 3. Все чайханы на Великом Шелковом пути угощали купцов и путешественников ароматным пловом. Праздником считался тот день, когда плов делали из знаменитого риса девзира, ведь календарей не было, а по указу шахов из династии Саманидов плов из девзиры можно было готовить только по праздникам. Блюдо из девзиры отличается необычайной красотой и тонким, еле заметным, сладким привкусом. Девзира, в отличие от обычного риса, в любом блюде увеличивается в 7 раз, поэтому впитывает намного больше жира, воды, а главное, специй, поэтому он становится потрясающе вкусным, вобрав в себя ароматы и вкусовые оттенки всех остальных продуктов.

откуда в узбекистане рис. 5. откуда в узбекистане рис фото. откуда в узбекистане рис-5. картинка откуда в узбекистане рис. картинка 5. Все чайханы на Великом Шелковом пути угощали купцов и путешественников ароматным пловом. Праздником считался тот день, когда плов делали из знаменитого риса девзира, ведь календарей не было, а по указу шахов из династии Саманидов плов из девзиры можно было готовить только по праздникам. Блюдо из девзиры отличается необычайной красотой и тонким, еле заметным, сладким привкусом. Девзира, в отличие от обычного риса, в любом блюде увеличивается в 7 раз, поэтому впитывает намного больше жира, воды, а главное, специй, поэтому он становится потрясающе вкусным, вобрав в себя ароматы и вкусовые оттенки всех остальных продуктов.

откуда в узбекистане рис. 5000 prosmotrov. откуда в узбекистане рис фото. откуда в узбекистане рис-5000 prosmotrov. картинка откуда в узбекистане рис. картинка 5000 prosmotrov. Все чайханы на Великом Шелковом пути угощали купцов и путешественников ароматным пловом. Праздником считался тот день, когда плов делали из знаменитого риса девзира, ведь календарей не было, а по указу шахов из династии Саманидов плов из девзиры можно было готовить только по праздникам. Блюдо из девзиры отличается необычайной красотой и тонким, еле заметным, сладким привкусом. Девзира, в отличие от обычного риса, в любом блюде увеличивается в 7 раз, поэтому впитывает намного больше жира, воды, а главное, специй, поэтому он становится потрясающе вкусным, вобрав в себя ароматы и вкусовые оттенки всех остальных продуктов.

Более того, Узбеки относительно недавнее государственное образование. И там никогда не росли помидоры, перец Болгарский сладкий, огурцы, перец острый Чили и тем более морковь. А исконные типа специи для плова как Зира и, прочие шафраны и куркума, и корица, тем более никогда в пустыне Узбекистана не росли.

Иногда я задумывался, почему любимое блюдо Чингизхана было таким простым и тупо мясным? (тупо свареное в казане куча мяса на камнях и между камнями). И до меня дошло, просто у кочевников кроме мяса ничего и не было в приготовлении. Одно мясо, как у Якутов.

wheag, хорошее блюдо есть,казан-кабоб называется.

откуда в узбекистане рис. anonym. откуда в узбекистане рис фото. откуда в узбекистане рис-anonym. картинка откуда в узбекистане рис. картинка anonym. Все чайханы на Великом Шелковом пути угощали купцов и путешественников ароматным пловом. Праздником считался тот день, когда плов делали из знаменитого риса девзира, ведь календарей не было, а по указу шахов из династии Саманидов плов из девзиры можно было готовить только по праздникам. Блюдо из девзиры отличается необычайной красотой и тонким, еле заметным, сладким привкусом. Девзира, в отличие от обычного риса, в любом блюде увеличивается в 7 раз, поэтому впитывает намного больше жира, воды, а главное, специй, поэтому он становится потрясающе вкусным, вобрав в себя ароматы и вкусовые оттенки всех остальных продуктов.

Это для России только плов узбекский или таджикский. Так как оттуда в России появилось. Также как позы бурятские считаются в России. Хотя произошли совсем в тех местах.

Блюдо является очень древним, происхождение его вряд ли может быть достоверно установлено. Можно предположить, что принципы приготовления плова сложились на Ближнем Востоке и в Индии не позднее II—III веков до нашей эры, то есть с началом возделывания риса на Ближнем Востоке. Рис культивировался в Китае ещё ранее, однако принципы приготовления риса в китайской и японской кухне позволяют сделать вывод, что это блюдо не было заимствовано оттуда. Вполне вероятно, что корни плова следует искать в Индии, где издревле существуют похожие рисовые, но вегетарианские блюда, очевидно дополненные мясом уже в древней Персии. В пользу этого, кстати, может говорить повсеместно сохранившаяся традиция подкрашивать плов шафраном или куркумой. Сведения о плове, как о праздничном блюде, имеются в источниках IX—X веков, упоминания о плове (под названием «пилав») содержатся в памятнике средневековой арабской литературы Тысяча и одна ночь. Очевидно, что принцип приготовления блюда распространялся с Востока, особо был принят и развит в Средней Азии, причём именно там сложился наиболее распространившийся способ приготовления плова. В современности блюдо стало одним из самых (если не наиболее) популярных на Ближнем и Среднем Востоке, Средней Азии, отчасти в Закавказье. Плов распространился через Турцию в Восточную Европу, на Балканы, где также приобрёл национальные особенности.

В Западной Европе плов, или точнее, сведения о блюде, появились в конце XVII века. Впечатления о блюде, но не его рецепт были привезены во Францию посланниками королевского двора, вернувшимися из Турции, которые остались в восхищении от блюда и описали его вкус и составляющие королевским поварам, которые, не зная методики приготовления и используя типичные приёмы французской кухни (отваривание, а затем обжаривание мяса в сливочном масле, отваривание риса в молоке и смешивание его с желтками) не смогли его приготовить, превратив плов в некую кашу с мясом и соусом, получившую название миротон. Это блюдо было забыто в Западной Европе только в XIX веке, когда настоящий рецепт был завезён французскими инженерами, строившими Суэцкий канал.

На востоке плов употребляется повседневно, при этом существенные события никогда не обходятся без специально готовящегося плова — свадебного, поминального, по поводу рождения детей и т. п. В повседневной жизни приготовлением плова заняты женщины; плов для какого-либо события готовят мужчины или специально приглашаемые мастера по приготовлению плова — ашпазы.

это как русский самовар, матрешка, пельмени. Можно тоже выпускать якутские самовары, матрешки, пельмени. А вот лапти якутскими ни как не удастся назвать.откуда в узбекистане рис. 1f602. откуда в узбекистане рис фото. откуда в узбекистане рис-1f602. картинка откуда в узбекистане рис. картинка 1f602. Все чайханы на Великом Шелковом пути угощали купцов и путешественников ароматным пловом. Праздником считался тот день, когда плов делали из знаменитого риса девзира, ведь календарей не было, а по указу шахов из династии Саманидов плов из девзиры можно было готовить только по праздникам. Блюдо из девзиры отличается необычайной красотой и тонким, еле заметным, сладким привкусом. Девзира, в отличие от обычного риса, в любом блюде увеличивается в 7 раз, поэтому впитывает намного больше жира, воды, а главное, специй, поэтому он становится потрясающе вкусным, вобрав в себя ароматы и вкусовые оттенки всех остальных продуктов.откуда в узбекистане рис. 1f602. откуда в узбекистане рис фото. откуда в узбекистане рис-1f602. картинка откуда в узбекистане рис. картинка 1f602. Все чайханы на Великом Шелковом пути угощали купцов и путешественников ароматным пловом. Праздником считался тот день, когда плов делали из знаменитого риса девзира, ведь календарей не было, а по указу шахов из династии Саманидов плов из девзиры можно было готовить только по праздникам. Блюдо из девзиры отличается необычайной красотой и тонким, еле заметным, сладким привкусом. Девзира, в отличие от обычного риса, в любом блюде увеличивается в 7 раз, поэтому впитывает намного больше жира, воды, а главное, специй, поэтому он становится потрясающе вкусным, вобрав в себя ароматы и вкусовые оттенки всех остальных продуктов.откуда в узбекистане рис. 1f602. откуда в узбекистане рис фото. откуда в узбекистане рис-1f602. картинка откуда в узбекистане рис. картинка 1f602. Все чайханы на Великом Шелковом пути угощали купцов и путешественников ароматным пловом. Праздником считался тот день, когда плов делали из знаменитого риса девзира, ведь календарей не было, а по указу шахов из династии Саманидов плов из девзиры можно было готовить только по праздникам. Блюдо из девзиры отличается необычайной красотой и тонким, еле заметным, сладким привкусом. Девзира, в отличие от обычного риса, в любом блюде увеличивается в 7 раз, поэтому впитывает намного больше жира, воды, а главное, специй, поэтому он становится потрясающе вкусным, вобрав в себя ароматы и вкусовые оттенки всех остальных продуктов.

Плов стал узбекски благодаря СССР. Именно тогда плов появился в рационе советских людей, и готовили его выходцы из УССР (Узбекская). Поэтому и узбекский плов у нас считается настоящим.

откуда в узбекистане рис. anonym. откуда в узбекистане рис фото. откуда в узбекистане рис-anonym. картинка откуда в узбекистане рис. картинка anonym. Все чайханы на Великом Шелковом пути угощали купцов и путешественников ароматным пловом. Праздником считался тот день, когда плов делали из знаменитого риса девзира, ведь календарей не было, а по указу шахов из династии Саманидов плов из девзиры можно было готовить только по праздникам. Блюдо из девзиры отличается необычайной красотой и тонким, еле заметным, сладким привкусом. Девзира, в отличие от обычного риса, в любом блюде увеличивается в 7 раз, поэтому впитывает намного больше жира, воды, а главное, специй, поэтому он становится потрясающе вкусным, вобрав в себя ароматы и вкусовые оттенки всех остальных продуктов.

На севере Африки готовят похожее блюдо, только в виду засушливого климата, готовят не из риса, а из кус-куса, шариков из пшеничной муки. Так что рис из Китая, способ привезли арабы. Правда кус-кус больше похож на кавказский плов, который на пару.

откуда в узбекистане рис. anonym. откуда в узбекистане рис фото. откуда в узбекистане рис-anonym. картинка откуда в узбекистане рис. картинка anonym. Все чайханы на Великом Шелковом пути угощали купцов и путешественников ароматным пловом. Праздником считался тот день, когда плов делали из знаменитого риса девзира, ведь календарей не было, а по указу шахов из династии Саманидов плов из девзиры можно было готовить только по праздникам. Блюдо из девзиры отличается необычайной красотой и тонким, еле заметным, сладким привкусом. Девзира, в отличие от обычного риса, в любом блюде увеличивается в 7 раз, поэтому впитывает намного больше жира, воды, а главное, специй, поэтому он становится потрясающе вкусным, вобрав в себя ароматы и вкусовые оттенки всех остальных продуктов.

Бабур появился в Индии намного раньше появления португальцев у берегов Кореи. Тем не менее корейские острые блюда с красным перцем не считают некорейским. Когда Бабур появился в Индии, там уже давно были выходцы с современных Пакистана, Афганистана и Ирана.
Грузины считают своё фасолевое лобио своим, сациви настоящее у них ищ индейки, у чеченов есть кукурузный хлеб, у Молдова кукурузная каша, у итальянцев пицца с помидорами, у белорусов картофельные драники, в садиках пили какао с молоком, в Легенде о Нараяме деревенских воришек вживьем закопали за воровство батата, огородницы мечтают сажать клубнику, детки мадут хлеб арахисовой пастой, модницы едят орех кешью, кубанские кащачки шелкали подсолнух, праздничный стол украшают ананасом, селяне задумываются о посадках табака в огороде, все обожают шоколад, у армян баклажан любимый овощ, французская Золушка поехала на бал в карете из Тыквы, хозяйки тушат кабачки, умелицы из сушеных тыкв делают всякие ёмкости. А ведь пришли продукты эти из Нового света.
У китайцев плова как такового нет.

Источник

Что за рис Девзира

«Для плова – только девзира!»

Такое мнение часто высказывают и любители, и профессионалы плововарения. Достойный выбор: эта группа сортов обладает уникальным, наиболее подходящим для плова вкусом. Но не только она: есть ещё несколько сортов, будто специально созданных, чтобы стать пловом.

Что за сорт

Девзирой, или ферганским рисом, называется один из древнейших сортов риса, который традиционно используют для приготовления плова. Известен он с III-IV тысячелетия до нашей эры – времен, когда на Древнем Востоке только возникали первые государства.

Название сорта переводится с фарси как «чудесное зерно» и к специи под названием зира отношения не имеет. «Зира» – это зерно, зёрнышко, крупинка. Слово «дев» или «див» интереснее. Им назывались духи – любые, как злые, так и добрые. С внедрением ислама в регионе слово приобрело негативную окраску, девы стали похожи на христианских чертей. А в древности в Средней Азии девы были ближе к нашим русалкам, водяным и лешим.

Завезли девзиру переселенцы из Китая, но в самой Поднебесной этот сорт не выращивают уже многие века. Существует легенда, что именно благодаря девзире местные жители изобрели плов.

По современным меркам урожая с гектара девзира приносит немного. Но чуть сладковатый вкус и особые свойства (девзира в процессе приготовления вбирает в себя ароматы зирвака) делали его особенным, праздничным рисом, плов из которого при иранской династии Самонидов специальным шахским указом разрешалось варить лишь по особым случаям.

Обратите внимание на фото. Зерна девзиры темные, от красновато-бурого до янтарно-коричневого цвета, с неровной поверхностью. Некоторые из них прозрачны полностью, в некоторых есть мутные включения. Но обязательно почти на каждом зерне есть темный рубчик от оболочки, которую не отшлифовывают, а попросту сбивают с зерен.

После промывания и замачивания все зерна делаются непрозрачными и прибавляют в объеме примерно на четверть. Цвет его становится неравномерным, некоторые зерна становятся белыми, а некоторые остаются розовыми. В сваренном виде зерно белое, с характерной бугристостью и еще более заметным рубчиком.

Насколько рис из конкретной партии увеличится в объеме при замачивании и варке, предсказать невозможно.

Как минимум вес и объем крупы увеличится вдвое, но есть сведения и о семикратном увеличении. Откуда берется такая разница? Девзира – это как минимум 17 различных сортов риса, каждый из которых в зависимости от года сбора и урожая выглядит и ведет себя по-разному. Дастар-сарык, кора-килтанок, даста сарик, хонобод – вот только самые известные виды из этой обширной группы.

Как выращивают рис в Узбекистане

Девзиру выращивают в Ферганской долине, которую прорезают построенные специально для рисоводства оросительные каналы. Элитный сорт дастар-сарык растет и по соседству, в киргизском Узгене. Это по-настоящему крафтовый пловный рис. Земля в Узгене – каменистая глина, она тяжело пашется. Делать это нужно дважды – перед тем, как пустить на поле воду, чтобы почва набухла, и примерно через неделю. Замачивают и зерно, а затем высевают его в воду, которой покрыты поля. Ухаживают за ростками – полют, прореживают, пересаживают – в жару, стоя по колено в холодной воде. Только в октябре воде дают уйти с полей и начинается жатва, а затем обмолот.

Обычный рис затем быстро сушат, шлифуют и отправляют в продажу. А что же девзира? Если обойтись с ней так, в плов она не пойдет. Он будет ломким и крахмалистым. Поэтому рис, еще в оболочке, укладывают в мешки на просушку и выдержку. Весной его продолжат сушить уже на воздухе, тщательно оберегая от излишней влаги, но позволяя напитываться росой и снова высыхать. Так проходит как минимум год, а для самых ценных и дорогих сортов – 3-5 лет. Только после этого дивзиру можно извлечь из оболочки – обрушить. Выдержанное зерно легко переносит удары пестов, высвобождаясь из оболочки, распадающейся в пыль – ту самую, которой покрыты зерна настоящей девзиры.

В Узгене девзира – рис ручной работы. Механизировать труд дехкан не позволяют условия. Но с 2017 года в Узбекистане существует госзаказ на производство риса, предпринимаются меры по увеличению объемов производства этой культуры. Рассадный способ, высадка озимых, в некоторых регионах – применение механизации позволяет увеличить количество узбекского риса девзира на прилавках. Но машины могут только облегчить труд крестьян. Полностью избавить их от работы в холодной воде и глинистой взвеси они не в состоянии.

Плов с рисом девзира

Чтобы приготовить плов с девзирой, нужно использовать не совсем обычный рецепт.

Источник

Откуда в узбекистане рис

Одной из самых крупных отраслей в земледельческом хозяйстве Узбекистана до октябрьского переворота являлось зерноводство. Основным растением была пшеница, затем шли кукуруза и местная джугара (оқ жўхари), ячмень, рис (шоли), овес, просо, маш, фасоль и др. В 1915 г. в Туркестанском крае больше половины засеваемой площади, в Бухарском эмирате и Хивинском ханстве – 2/3 всей площади было занято пшеницей. Здесь сеяли в основном три вида пшеницы и тем самым удовлетворяли не только внутренние потребности, но и определенную часть поставляли на рынок. Особенно распространенными сортами пшеницы были «оқ буғдой», «қора буғдой», «лайлак буғдой», «туятиши», в горных районах – морозоустойчивый «чивит» и т.д. Местные дехкане засевали ячмень не только как корм для лошадей, – из ячменной муки пекли хлеб в бедных хозяйствах. В этих же хозяйствах в пищу использовали муку просяную и из джугары. В Зарафшанской и Ферганской долинах было известно несколько видов джугары: «калтапоя», «йўғонпоя», «узунпоя» или «ширинпоя», в Хорезме – «матхоп», «ясмак», «каттабош», а также сахарный тростник «болчингирик» или «шакарқамиш» и т.д. Кукурузу в прошлом засевали очень мало, в основном в Фергане и Сурхандарье. Отдельные сорта джугары и кукурузы сеяли как корм для скота («ғовуш»). Джугару также засевали совместно с машем и фасолью, стебли которых служили кормовой культурой.

В полеводстве одной из самых почитаемых, но весьма трудоемкой культурой был рис (шоли). Это благородное и любимое узбеками растение требует не только огромных усилий, но и значительно больше воды, чем другие культуры. В Узбекистане испокон веков выращивали различные сорта риса: «оқ шоли», «қизил шоли», «девзира», а в последнее время появились новые виды – «янтарный», «авангард» и другие, отличающиеся особыми вкусовыми качествами. Для посева риса выделяли небольшие делянки, разделенные межами, чтобы полностью залить их водой. На делянки семена бросали вручную или в течение нескольких дней заливали водой саженцы, которые затем тщательно пропалывали, чтобы очистить от курмака (ежовник) и сорняков. Такие сорта риса поспевают за 15 – 16 недель, остальные в основном за 17 – 18 недель при хорошем уходе. В народе бытует поговорка: «Саксонда савокда, тўқсонда товокда» (за восемьдесят дней зреет, а за девяносто – появляется на блюде, т.е. употребляется в пищу). Для того, чтобы вовремя напоить и своевременно прополоть рис, требуются большие знания и умения. В отдельных районах (Коканд) выращиваются ранние сорта риса, называемые «хонаки», которые могут дать за сезон два урожая. Рис молотят так же, как пшеницу, на хирмане, провеивают и очищают от сорняков и соломы, которая используется в строительстве. Рис очищают на водяных мельницах («сув жувоз») или в специальной ступе («кели»).

Среди злаковых культур большое значение в прошлом имела джугара, которая легко переносит засоленность почвы, что позволяет получить большой урожай. Засевали в основном два вида – «ямлик жугари», когда початок рос вертикально и был малоурожайным, и «қўқанджугари» («оқ жугари») с увесистым, густо усыпанным зерном початком, склоненным вниз. Зерна джугары употребляли в пищу и использовали как корм для лошадей, а стебли шли на корм скоту.

Местные дехкане испокон веков культивировали бобовые растения. Среди народа наиболее распространенным и любимым считался маш. Пользовались уважением местный горох (нўхот) и фасоль. В богатых хозяйствах было несколько специальных зернохранилищ (ғаллахона), большинство же дехкан хранили зерно в больших ямах, оштукатуренных глиной, смешанной с соломой. Узбеки Зарафшана использовали конусообразную яму глубиной до 2 – 2,5 м, обмазанную глиной, а в отдельных хозяйствах – небольшие ямы 1,5 метров глубиной («ўра»), куда закладывали зерно, а семенные сорта зерновых сохраняли отдельно в мешках. В Хорезме традиционным зернохранилищем служила надстройка болохона (талак), где зерно также сохраняли в мешках или специальных глиняных ящиках. Для соломы также имелось место, называемое «сомонхона».

Мукомольни различались в зависимости от природногеографических условий и характера использования – с применением силы животных или водяные. Там, где было многоводье, устанавливались водяные мельницы. В Зарафшанской и Кашкадарьинской долинах, в Хорезме преимущественно мололи на мельницах с большими жерновами, вращаемыми силой животных, известных под названием «харас» или «қаскаш». В прошлом в сельской местности у полукочевых узбеков и в Хорезме широко использовали ручные мельницы («қўл тегирмон») и зернотерки.

Рис также молотили на водяных молотилках, называемых «обижувоз», а в Хорезме использовали специальные молотилки («дапма»), работавшие за счет силы животных. Во всех дехканских хозяйствах для молотьбы риса и других зерновых имелись деревянные ступы (сўқи) с пестом.

Из технических культур земледельцы Узбекистана много веков засевали хлопчатник, кунжут, лен, сафлор, из семян которых получали масло. Для выжимания масла использовали также дынные семена, иногда смешивая их с культурными семенами. Из стеблей льна плели веревки, арканы и нить для мешковины.

Применение хлопка было весьма широким, но он оставался главным сырьем в текстильной промышленности – начиная от первобытных веретен и прялки и кончая современными технически оснащенными предприятиями. Поэтому и по настоящее время хлопок остается важнейшей культурой в сельском хозяйстве Узбекистана. Однако как в ханствах, так и в колониальном Туркестане хлопок не занимал монопольного положения. В конце XIX в., по данным статистики того времени, в Туркестанском крае только 6,4% всех засеваемых площадей было занято под хлопок, в Бухарском эмирате – 6,2%, в Хивинском ханстве – 14,3%. В советское время из-за проведения колониальной политики под флагом достижения хлопковой независимости полностью была нарушена традиционная культура земледелия и установлена монокультура хлопчатника, оттеснившая на второй план все остальные виды сельхозкультур.

До 20-х годов прошлого столетия в Узбекистане засевали в основном два сорта хлопчатника – местный «Буза» или «қўвача» и «амирокони». Местные сорта делились на четыре вида, широко распространенные в Бухаре, Хиве, Коканде и других областях. Сорт «амирокони» также был нескольких видов: «кўкчигит», «малла чигит», «корачигит», «оқ чигит», появление которых способствовало введению в земледельческих хозяйствах новых способов производства и некоторых технических новшеств. Однако сельхозорудия оставались прежними – традиционные омач, мола и кетмень. Чеканка, прополка и сбор хлопчатника осуществлялись вручную, примитивно, хотя внедрение новых сортов и внесло некоторые новшества в хлопководство. Основной урожай оставался в хозяйстве дехкан, где на ручном веретенце («чигирик») хлопок очищали от семян, из которых на маслобойке (жувоз) добывали масло, а из очищенного хлопка изготавливали нить, которую на ручном ткацком станке (дўкон) превращали в ткань. Часть урожая хлопка через ростовщиков и торговцев, а иногда самим дехканином поставлялась на рынок.

В советское время в целях обеспечения хлопковой независимости страны в сельском хозяйстве Узбекистана были проведены большие преобразования. В полеводстве установилась система монокультуры хлопчатника, другие традиционные отрасли земледелия или исчезли, или же их посевы резко сократились. Колхозно-совхозная система оказалась весьма удобной для проведения в национальных республиках неоколониальной политики, призванной управлять ими в интересах метрополии, а узбекские дехкане превратились в винтики тоталитарной машины. В результате веками сложившееся многоотраслевое сельское хозяйство, основу которого составляло зерноводство, начинает развиваться однобоко, и Узбекистан превращается в республику с монокультурой хлопчатника. Нарушение традиций земледелия привело не только к существенному изменению его вековой структуры, но и к трагическим социально-экономическим последствиям. С обретением независимости Узбекистан становится многопрофильной развитой аграрно-промышленной республикой, производящей все необходимое для собственных нужд, а часть продукции поставляющей в дальнее и ближнее зарубежье.

В Узбекистане с глубокой древности были высокоразвиты овощеводство и бахчеводство, садоводство и виноградарство. В национальном рационе и поныне овощи и бахчевые занимают особое место. Поэтому каждый дехканин на своем приусадебном участке выращивает морковь, лук, свеклу, редьку, перец и другие овощи, на отдельных участках – разных сортов дыни, арбузы, тыкву, огурцы и другие традиционные бахчевые культуры. Такие овощи, как картофель, помидоры, капуста, редиска, баклажаны, болгарский перец, появились здесь во второй половине XIX века.

По данным специалистов, весьма высокую оценку получали узбекские дыни. В произведениях Бабура и других исторических источниках сообщается, что в средневековье хорезмские, бухарские и ферганские дыни были знамениты на всем Востоке, по заказу халифа их отправляли в далекий Багдад. Дыни, засеваемые на берегах рек и каналов, отличались своими вкусовыми качествами. Узбекские дехкане могли сохранить отдельные сорта дыни до следующего урожая. Следует отметить, что в разных областях Узбекистана дыни отличались как по вкусовым качествам, так и по названию, начиная от ранних сортов (кандалака) до летних и осенних сортов. Во всем регионе и за его пределами наиболее знаменитыми являются хорезмские дыни (гурвак, гулоби, печак, ола қовун, қарриқиз, бекзоти и т.д.). Бахчевые культуры пользуются большой популярностью, занимая почетное место в рационе узбеков.

Из овощей наиболее широко используются разные сорта лука и моркови, возделывание которых требует значительного труда. В большом количестве в пищу употребляются репчатый и зеленый лук. Любимыми сортами моркови являются известные под названием «мурзои мушики», а также местные желтые и красные сорта. Посев, обработка и сбор лука и моркови в основном производятся вручную. Однако перец и другие горькие виды овощей по древним приметам выращивают не везде.

Ассортимент овощей, засеваемых на приусадебных участках, весьма широк. Разнообразные национальные блюда узбеков требуют употребления большого количества зелени и различных приправ, выращиваемых на месте. В каждом дехканском хозяйстве почти всегда были зеленый лук, кориандр, укроп, петрушка, свекла, редька (туруп), репа и другие овощи. Дехкане не только умели получать несколько урожаев зелени в год, но и сохранять их в течение года в сушеном или свежем виде.

К древнейшим занятиям земледельцев относятся садоводство и виноградарство, для развития которых в регионе сложились весьма благоприятные природно-климатические условия. Почти в каждом хозяйстве имелись разного рода сады и виноградники или несколько фруктовых деревьев при усадьбе. Обычно частные сады огораживали стеной из пахсы или глиняных катышей, вдоль стен часто сажали ивовые, тополевые, тутовые или абрикосовые деревья. В отдельных усадьбах в центре сада или во дворе строили хаузы (водоемы), также обсаженные тополем, гужумом (вид карагача) или вязом. В жаркие дни лета сделанная из пахсы супа для сидения, устанавливаемая возле хауза, служила прохладным местом отдыха.

В садах виноград сажали отдельно от фруктовых деревьев. Там, где земельные участки были небольшими, в садах между деревьями культивировали люцерну или другие растения. Непременным украшением усадеб или садов являлись различные виды розы, райхон, усма, хна и другие местные цветы. В горных и предгорных хозяйствах выращивали орех, фисташки (бодом), абрикос и др.

В Узбекистане отдельные хозяйства специализировались в садоводстве. Так, например, в Ферганской долине выращивали в основном косточковые, особенно абрикосовые, гранатовые, персиковые и другие фруктовые деревья, а также знаменитые сорта кураги и кишмиша. В Зарафшанской и Ферганской долинах даже были особые абрикосовые рощи. Садовники владели искусством долго сохранять гранаты, яблоки и виноград. В Маргилане, Намангане и Андижане выращивали прекрасные сорта яблок и персиков, Сурхандарья и Кува славились своими сочными гранатами. По всей долине местное население из сушеных тутовых плодов, а иногда из их муки пекли хлеб, употребляли их в толченом виде (толкон), изготавливали патоку (шинни). Наиболее распространенными были такие сорта тута, как балхитут, коратут, беданатут, шотут, хуросантут. В Хорезме самым любимым сортом яблок является хозарайский, отличающийся особым ароматом и сладостью. Существует много сортов узбекских груш; ранний сорт лоби, более поздний, хранящийся до зимы нашвоти, мягкий и мелкий – дилфуз и т.д. Во многих районах выращивали летние и зимние сорта инжира (желтый и черный), айву (бехи), джиду и др. Орех, фисташки и хурма встречаются во многих хозяйствах как в диком, так и в культурном виде.

Древнейшей и любимой культурой узбекских дехкан остается и поныне виноград. На горных хребтах, на высоте 1500 м над уровнем моря, можно выращивать виноград. В Пскентской долине и Чаткальских горах среди ореховых рощ растет дикий сорт винограда, обвивая стволы деревьев. К началу прошлого столетия в Узбекистане было известно более 20 сортов винограда, наиболее популярными из которых считались урожайные чиллаки и сладкий чарос, черный и белый кишмиш, каттакургон, хусайини, маска, шакарак, султони и др. В Зарафшанской долине известны 24 сорта винограда, отличающиеся большой сахаристостью. Здесь виноградные лозы растут прямо на земле, тогда как в других районах, в частности в Хорезме, на специальных шпалерах.

Виноград поспевал в основном в период, когда созревали и другие фрукты. Поэтому половину урожая сушили или изготавливали патоку (шинни), и т.д. Из буваки и других сортов винограда, добавляя после брожения воду и различные приправы, получали сухое вино – мусаллас, которое хранили в кувшинах (кўза). В царское время, да и в советский период, очень много винограда отправляли в Россию. По некоторым данным, накануне октябрьского переворота, то есть в начале XX в., из Узбекистана в Россию и Сибирь ежегодно поставляли до 35 тысяч пудов винограда и полмиллиона пудов кишмиша и сухофруктов.

Узбекская земля и в настоящее время славится своими садами и виноградниками. Если в 1924 году площади, занятые фруктовыми деревьями, составляли 13,6 тыс. га, виноградниками – 25,3 га, то к концу 80-х годов прошлого столетия фруктовые сады занимали 208,3, а виноградники – 130,6 тыс. га земли. Отдельные районы даже специализировались на выращивании фруктов и винограда. Так, например, Зарафшанская долина была основной базой производства кишмиша высшего сорта. Здесь располагалось больше половины виноградников всей республики и производилось более 1/3 всего кишмиша. Основным центром производства косточковых растений считается Ферганская долина, где росли знаменитые абрикосы, гранаты, персики и кишмиш. В Южном Узбекистане наряду с такими традиционными фруктовыми деревьями, как гранат, инжир, фисташки, миндаль, выращивают цитрусовые и хурму. В Ташкентской области 70% садов заняты яблоневыми и грушевыми деревьями. До недавнего времени Хорезм, Бухара и Сурхандарья славились своими садами.

Монокультура хлопчатника разрушила традиционные направления хозяйственной деятельности этих областей, что лишило их многих садов и виноградников. Теперь, после обретения республикой независимости, эти ошибки постепенно исправляются и восстанавливается традиционное многоотраслевое хозяйство узбекских дехкан.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *