нужно ли говорить спасибо после еды этикет
10 правил ресторанного этикета, которые не дадут опозориться
Одни люди ходят в рестораны раз в год, другие — каждый день, но правила поведения для всех одинаковы. Правда, с каждым годом они становятся менее строгими, но все еще существуют! Узнайте, что нельзя делать в ресторане и как правильно себя вести.
Куда положить телефон
Согласно правилам ресторанного этикета, мобильный телефон нельзя класть на стол, собственно, как и любые постороние предметы — ключи от машины, солнечные очки, кошелек и т.д. Но в последние годы это правило в отношении телефона так часто нарушается, что теперь не считается моветоном, а в некоторых заведениях и вовсе стали предлагать специальную подставку под смартфон и мобильное зарядное устройство к нему. Но разговоры по телефону все еще не приветствуются, особенно на повышенных тонах. Также недопустимо перемещаться по ресторану и громко говорить по телефону, да и сам телефон лучше перевести в беззвучный режим.
Как сделать заказ
Если вам нужно время, чтобы ознакомиться с меню, можно попросить официанта подойти к вам через 5-10 минут. В случае, когда нужна помощь, спросите официанта, что он советует заказать. Кстати, существует правило, касающееся удержания в руках меню — его нельзя отрывать от стола: желательно, чтобы хотя бы одной стороной оно касалось поверхности или полностью лежало на столе. Как бы вам не хотелось поднести его ближе к глазам.
Первым всегда делает заказ тот, кого пригласили — вне зависимости от того, романтический ли это ужин или деловой обед. И количество курсов все же должно быть одинаковым, чтобы не получилось так, что один человек заказал лишь салат, а другой — первое, второе и десерт. Это невежливо.
Как подозвать официанта
В действительно хорошем ресторане ни один гость не останется без внимания — официанты заботливо следят за ходом обеда или ужина. Но бывает так, что вам нужно привлечь внимание обслуживающего персонала. Конечно, не стоит свистеть, кричать «эй, вы!» и «посчитайте нас!» или же начать активно жестикулировать, изображая в красках поедание супа или расстройство по поводу отсутствия ножа на столе, достаточно установить зрительный контакт с кем-то из сотрудников и поднять вверх руку. Кстати, заигрывание и флирт с официантами и хостес так же недопустимы, как и устраивание скандалов. Если вы чем-то недовольны, вежливо попросите вызвать менеджера и объясните ситуацию.
Что делать с салфеткой
Сервировка стола, вне зависимости от уровня заведения, предполагает наличие тканевой салфетки, которая предназначается не для рук и лица, а для защиты одежды — ее следует расправить и расположить на коленях. Если салфетка испачкается, попросите официанта принести свежую. По окончанию ужина сложите тканевую салфетку пополам и положите слева от тарелки, но не надо класть ее на грязную посуду. Если же вам нужно ненадолго отлучиться, сложенную салфетку можно положить на сиденье вашего кресла, а затем снова разместить на коленях. Губы и руки во время приема пищи лучше промакивать с помощью привычных бумажных салфеток. Не нужно с помощью этой салфетки вытирать столовые приборы, при необходимости вам всегда могут их заменить.
Что делать со столовыми приборами
Как уйти в туалет
Первое правило туалета: никогда не говорить о туалете. Лучше всего вежливо извиниться, встать из-за стола без объяснений и при необходимости негромко спросить у персонала, где находится дамская или мужская комната.
Как использовать зубочистку
После славного стейка или зеленого салата, безусловно, может возникнуть необходимость в использовании зубочистки. Но не спешите орудовать зубочисткой во рту, сидя за столом в ресторане. Даже прикрыв рот ладошкой или салфеткой! Лучше всего встать из-за стола и выйти в уборную, где провести все необходимые манипуляции.
Что делать с несъедобными частями
Во время ужина могут оставаться несъедобные части, например, косточки от оливок, рыбные кости или лимонная цедра. Куда их можно сложить? Не стоит заворачивать их в салфетку и подсовывать под тарелку. Согласно правилам этикета, их можно оставить в верхней левой части вашей тарелки.
Кто должен платить
Это самый сложный вопрос, касающийся ресторанного этикета. Согласно правилам, должен платить тот, кто приглашает. Но это правило часто нарушают. Лучше всего заранее обговорить данный вопрос, чтобы не возникало неловких ситуаций. Или же можно предложить разделить счет — сейчас это очень просто сделать даже в безналичном варианте.
Как оставить чаевые
Если вам понравилась работа персонала заведения и вы получили приятное гастрономическое впечатление, можно оставить чаевые. Обычно их размер составляет 10-15% от суммы конечного счета. Это могут быть и наличные, но сейчас существует несколько вариантов безналичной оплаты — можно воспользоваться специальным приложением или отсканировать QR-код на чеке. Стоит иметь ввиду, что в некоторых заведениях могут включать в счет строку «Сервис», но с 1 января 2021 года вступил в силу запрет на навязывание дополнительных услуг, и обязательный сервисный сбор был признан незаконным.
Приятного аппетита, когда и где говорить уместно, а когда запрещено
Приятного аппетита многие желают по привычке, даже не задумываясь о смысле этого словосочетания. Его обычно говорят перед едой – это словно сигнал о том, что можно начинать есть. А на самом деле с этим выражением не всё так просто.
Когда приятного аппетита появилось впервые
Когда впервые появилось выражение приятного аппетита неизвестно, но первые упоминания об использовании французского bon appetit в Англии относятся к 1860 гг. А это значит, что приятного аппетита перешло в это время границы Франции и стало распространяться по англоязычному миру.
Интересно, что слово «аппетит» в русском языке появилось в петровское время. До этого наши предки говорили: «кушайте/ешьте на здоровье» или «хлеб да соль». Впрочем, старорусские пожелания сохранились и до сегодняшнего дня.
А известное выражение «аппетит приходит во время еды» впервые засветилось в сочинении «О причинах» Жерома де Анже, французского епископа в 1515 г. Через пару десятков лет оно стало весьма популярно, поскольку в 1533 г. Франсуа Рабле опубликовал книгу о добродушном великане Пантагрюэле и его «ужасающих и устрашающих деяниях и подвигах». В книге аппетит великана – главная движущая сила всех событий.
Откуда пришло выражение приятного аппетита
Приятного аппетита (bon appetit ) заимствовано непосредственно из французского языка, где bon означает «хороший», appetit – «аппетит».
Многим нравится иногда блеснуть иностранным словцом и/или выражением, поэтому обратите внимание, что bon appetit правильно произносить без последнего t.
Что приятного аппетита обозначало первоначально
Есть мнение, что первоначально слова были адресованы человеку, который собирался есть. Часто приятного аппетита произносили хозяин/хозяйка или повар, когда гости садились за стол. Оно означало: «Надеюсь, вам понравится ваша еда». Таким образом приятного аппетита выдавали авансом – в надежде, что блюда удались и гостям всё понравится.
Джулия Чайлд – популяризатор приятного аппетита
Известный повар и телеведущая Джулия Чайлд с 1963 по 1973 гг. популяризировала французскую кухню в США. В то время она вела тв-шоу «Французский повар», которое всегда заканчивала словами Приятного аппетита!
Что правила современного этикета говорят об использовании выражения приятного аппетита
Во Франции современные преподаватели этикета сообщают, что желать приятного аппетита неуместно. «Когда люди употребляют это выражение, оно звучит как сигнал к «началу» пищеварения. Оно предполагает, что едок настолько голоден, что может наброситься на любую предложенную еду без разбора».
Такое отношение этикета к словам приятного аппетита пришло из XIX в. Тогда нельзя было вести застольные разговоры обо всём, что касалось организма человека.
Фредерик Рувиллуа, автор книги по истории этикета: «Хозяйку никогда не поздравляли с удачным и прекрасно организованным ужином, который она устроила. Говорить о еде было табу. Это считалось слишком земным, материалистическим».
По мнению Фредерика, в XIX веке «люди были склонны больше интересоваться интеллектуальными, даже идеалистическими проблемами. С того времени и сохранился негласный запрет на пожелания приятного аппетита».
Но не все французы знают о табу на популярнейшее выражение. Многие продолжают его использовать: сами желают приятного аппетита и рады услышать эти слова в ответ.
В Великобритании тоже настороженно относятся к приятному аппетиту. По словам Мики Мейер, эксперта по этикету и учителя выпускной школы Plaza Hotel, не стоит желать гостям приятного аппетита, пока они не поели.
Эксперт по этикету объяснила, как нельзя благодарить близкого человека
Рафаэль Залян
Несмотря на то, что к правилам этикета нас приучают с детства, далеко не все в повседневной жизни их придерживаются. В частности, когда речь идет о приветствии или выражении благодарности. Какие формы нужно использовать при встрече с руководителем — «Здравствуйте» или «Приветствую» — а также, какое количество «спасибо» должно прозвучать в вашей речи при получении неожиданного подарка от друга, «Вечерняя Москва» выяснила у эксперта.
«Здравствуйте» или «Добрый день»
Как отметила президент Национальной ассоциации экспертов по деловой этике и протоколу Альбина Холгова, этикет — вещь консервативная и не всегда приемлет даже форму «Здравствуйте».
— Как показывает практика, слово «Здравствуйте» слишком часто произносится как «Здрасте». Выяснилось, что первый вариант фактически не применяется, так как многим сложно произносить полную форму. Теперь, согласно правилам этикета, слово «Здравствуйте» исключено из перечня обязательных уважительных вариантов приветствия, — сказала собеседница «ВМ».
Идеальной формой приветствия считается сочетание слов: «Добрый день», «Добрый вечер» или «Доброй ночи».
— Утро — до 11 часов, с 11 до 18 — день и после 18 — вечер, — пояснила специалист. — Но в то же время форма «Здравствуйте» остается актуальной и допустимой, если произносить ее полностью.
Как приветствовать руководство
Среди мужчин или бизнес-партнеров, помимо словесного приветствия, используется рукопожатие. И в зависимости от возрастных особенностей и иерархии инициировать первым этот жест должен кто-то один.
— Если перед нами модель «руководитель — подчиненный», то первым протягивает руку вышестоящий по должности. Если он не протягивает руку, то сотрудник не в праве этого делать, — уточнила Холгова.
Рукопожатие в бизнесе
Несмотря на то, что на дворе XXI век, многие представители бизнес-сообщества, по словам эксперта, забывают о том, что в деловом этикете отсутствует гендерная идентификация.
— До сих пор мне дамы задают вопрос: «Может ли женщина-партнер пожимать руку мужчине-партнеру?». Конечно, может и должна. Здесь только нужно не забывать о принципе иерархии — инициирует тактильный контакт тот, кто выше по должности. Но если в должности они равны, то протягивает первым руку тот, кто старше по возрасту, — объяснила спикер.
Светские встречи
При раутах, где используется целый комплекс невербальных и вербальных жестов, даже случайный «взмах руки» имеет свою особенность.
— В светской системе координат всегда инициируют рукопожатие дамы, что часто забывают российские мужчины, и, протягивая первыми им ладонь, ставят себя в неловкое положение. Ведь представительницы противоположного пола могут в таком случае применить вендетту, то есть отомстить своему собеседнику за нарушение правил этикета, — сказала специалист.
«Благодарю» и «Спасибо»
Про то, какая из форм «Спасибо» и «Благодарю» более правильная и литературная, лингвисты и представители школ по этикету спорят давно. Но сегодня оба варианта равнозначны.
— Здесь нужно усвоить золотое правило: максимально можно использовать одну из этих форм лишь два раза. Например, когда вы получили подарок от близкого человека, то первый раз это слово вы должны сказать, когда коробка с бантиком оказалась в наших руках. Во второй раз «Спасибо» или «Благодарю» можно сказать, когда вы открыли подарок и увидели его содержимое, — отметила президент Национальной ассоциации экспертов по деловой этике и протоколу.
От варианта «От души», который часто используют в обиходе люди с низкой социальной ответственностью, эксперт рекомендует избавляться, поскольку в таком сочетании слов прослеживаются элементы неискренности и притворства.
— Достаточно сказать «Спасибо большое», если вы хотите добавить значимости и экспрессии вашей речи, — заключила Альбина Холгова.
Правила этикета. Распространенные ошибки
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО УКРАШЕНИЙ по международному протоколу не должно превышать 13 предметов, причем сюда включаются ювелирные пуговицы. Поверх перчаток не надевают кольцо, но браслет позволителен. Чем темнее на улице, тем дороже украшения. Бриллианты раньше считались украшением для вечера и замужних дам, однако в последнее время стало позволительно носить бриллианты и днем. На молодой девушке серьги-гвоздики с бриллиантом около 0,25 карат вполне уместны.
МУЖЧИНА ВСЕГДА первым входит в лифт, но выходит первым тот, кто ближе к двери.
В АВТОМОБИЛЕ наиболее престижным считается место позади водителя, его занимает женщина, мужчина садится рядом с ней, и когда он выходит из машины, то придерживает дверцу и подает даме руку. Если мужчина сидит за рулем, женщине тоже предпочтительнее занять место за его спиной. Однако, где бы вы не сидели, мужчина должен открыть перед вами дверцу и помочь выйти. В деловом этикете в последнее время мужчины все чаще нарушают эту норму, пользуясь девизом феминисток: «В бизнесе нет женщин и мужчин».
ГОВОРИТЬ ВО ВСЕУСЛЫШАНИЕ о том, что вы сидите на диете – дурной тон. Тем более нельзя под этим предлогом отказываться от блюд, предложенных гостеприимной хозяйкой. Обязательно похвалите ее кулинарные таланты, при этом вы можете ничего не есть. Также следует поступать с алкоголем. Почему вам нельзя пить – это ваши проблемы. Попросите белого сухого вина и слегка пригубите.
ТЕМЫ-ТАБУ для светской беседы: политика, религия, здоровье, деньги. Неуместный вопрос: «Боже, какое платье! Сколько вы заплатили?» Как реагировать? Мило улыбнитесь: «Это подарок!» Переведите разговор на другую тему. Если собеседник настаивает, мягко скажите: «Я не хотела бы об этом говорить».
ОБСУЖДАТЬ ОТСУТСТВУЮЩИХ, то есть попросту сплетничать, недопустимо. Непозволительно говорить плохо о близких, в частности обсуждать мужей, как это у нас принято. Если муж плох – почему ты с ним не разведешься? И точно также непозволительно с презрением, с гримасой говорить о родной стране.
Этикет за столом для взрослых и детей
Этикет за столом в ресторане: Pxhere
Этикет за столом — важная составляющая культуры человека. Чтобы избежать конфузов, проявить себя воспитанным человеком, детям и взрослым следует выучить правила поведения за столом. Усвойте их, сделайте привычными, чтобы чувствовать себя уверенно и в компании друзей, и на официальных приемах.
Как надо вести себя за столом: правила для взрослых
Еда — одно из удовольствий в жизни, и нам хочется дополнить ее прием комфортом. В повседневности сложилась привычка есть на бегу, у телевизора или компьютера. В этом случае об этикете не задумываются. Но как быть, если участвуете в семейном застолье или пришли на банкет, прием?
Манеры за столом — показатель культуры человека. Общие правила этикета за столом сложились давно, на них влияют традиции и национальные особенности. Их полезно усвоить и сделать нормой жизни.
Правила этикета
Не испортить настроение и аппетит себе и другим помогают усвоенные заранее элементарные правила этикета:
Помните, что в компании за общим столом нельзя затевать разговоры на острые темы, обсуждать диеты. Не следует даже тихо вести отдельную беседу с соседом. Кстати, это касается и разговоров по мобильному телефону: поставьте его заранее на виброрежим, а если надо ответить, то извинитесь и отойдите ненадолго в сторонку.
Этикет за столом: Pxhere
Как правильно есть разные блюда
Сложились определенные правила, как употреблять блюда. Это предусматривает этикет за столом. Приборы для них подаются специальные:
Помните, что хлеб не режут, а отламывают маленькими кусочками. Неприемлемо есть с ножа.
Как вести себя за столом детям
Есть первые блюда ложкой, а вторые — вилкой, не разговаривать во время приема пищи — таков элементарный детский этикет за столом. Для детей уроки этикета начинаются с 11–12 месяцев, когда они осваивают столовые приборы, учатся самостоятельно есть каши и супы.
В дальнейшем дети подражают взрослым. Лучший пример для них — это то, как ведет себя семья за столом. Правильное поведение за столом лучше усваивается в игровой форме, без окриков и наказаний. Наглядный урок — сервировать вместе с ребенком стол для кукол, учить на их примере, как красиво есть, или разыгрывать в ролях сценки посещения кафе.
Этикет за столом для детей: Pxhere
Правила этикета для детей начинаются с простого:
Усвоив базовые требования, ребенок с возрастом запомнит и более сложные правила поведения за столом:
Будьте снисходительны к малышу, если он что-то уронил, разлил: такое случается со всеми. Ребенок должен испытывать удовольствие от правильного поведения за столом, а не страх что-то нарушить.
Терпение и последовательность родителей, приучающих детей к правильному поведению за столом, дадут стойкий результат. Не надо пытаться научить ребенка всему сразу, знакомьте его с правилами постепенно, от простых к более сложным. Воспитанный ребенок не осрамит во время посещения кафе или в гостях.
Этикет за столом, как и в других жизненных ситуациях, создает комфортную обстановку для всех. Человек, который обладает элементарными навыками, чувствует себя уверенно, не боится ошибиться. Тогда время за столом пройдет в приятном легком общении.
Узнавайте обо всем первыми
Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.