норма завтрака в школе

Приложение N 12. Количество приемов пищи в зависимости от режима функционирования организации и режима обучения

Количество приемов пищи в зависимости от режима функционирования организации и режима обучения

время нахождения ребенка в организации

Количество обязательных приемов пищи

Дошкольные организации, организации по уходу и присмотру

2 приема пищи (приемы пищи определяются фактическим временем нахождения в организации)

завтрак, второй завтрак, обед и полдник

завтрак, второй завтрак, обед, полдник и ужин

завтрак, второй завтрак, обед, полдник, ужин, второй ужин

Общеобразовательные организации, организации начального и среднего профессионального образования

не менее двух приемов пищи (приемы пищи определяются временем нахождения в организации) либо завтрак и обед (для детей, обучающихся в первую смену), либо обед и полдник (для детей, обучающихся во вторую смену)

завтрак, обед, полдник, ужин, второй ужин

Группы продленного дня в общеобразовательной организации

дополнительно к завтраку обед

дополнительно обед и полдник

Общеобразовательные организации (обучающиеся на подвозе)

более 6 часов с учетом времени нахождения в пути следования автобуса

дополнительно к завтраку обед

Организация с дневным пребыванием в период каникул

завтрак, обед и полдник

Стационарные загородные организации отдыха и оздоровления детей, организации санаторного типа, детские санатории

завтрак (возможен второй завтрак), обед, полдник, ужин, второй ужин

Лагеря палаточного типа

завтрак, обед, полдник, ужин

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Источник

Школьной перемене на завтрак и обед дали не меньше 20 минут

норма завтрака в школе. . норма завтрака в школе фото. норма завтрака в школе-. картинка норма завтрака в школе. картинка . Количество приемов пищи в зависимости от режима функционирования организации и режима обучения норма завтрака в школе. TASS 23405393 d 850. норма завтрака в школе фото. норма завтрака в школе-TASS 23405393 d 850. картинка норма завтрака в школе. картинка TASS 23405393 d 850. Количество приемов пищи в зависимости от режима функционирования организации и режима обучения

Калории и граммы

Завтрак должен состоять из горячего блюда и напитка, рекомендуется добавлять ягоды, фрукты и овощи. Для 1-4-х классов он должен содержать белок (12-16 г), жиры(12-16 г) и углеводы (48-60 г). Варианты продуктов для завтрака: крупяные и творожные блюда, мясные или рыбные, молочные продукты (в том числе сыры и сливочное масло), блюда из яиц, овощи, макаронные изделия и напитки.

норма завтрака в школе. . норма завтрака в школе фото. норма завтрака в школе-. картинка норма завтрака в школе. картинка . Количество приемов пищи в зависимости от режима функционирования организации и режима обучения

норма завтрака в школе. . норма завтрака в школе фото. норма завтрака в школе-. картинка норма завтрака в школе. картинка . Количество приемов пищи в зависимости от режима функционирования организации и режима обучения

Обед должен включать закуску (салат или свежие овощи), горячее первое, второе блюдо и напиток. Белки (20-25 г), жиры (20-25 г) и углеводы (80-100 г). Целесообразно дополнение блюд свежими фруктами, овощами, ягодами. Фрукты должны выдаваться поштучно.

Для учеников, которым нужно лечебное питание, разрабатывается отдельное меню.

Электросковорода в помощь

Плакаты и викторины

Как популяризировать здоровое питание среди учеников? Роспотребнадзор предлагает школам проводить на эту тему лекции, беседы, викторины. А еще помогут плакаты, иллюстрированные лозунги в столовой, в «уголке здоровья». Ну и, конечно, работать в этом направлении нужно будет вместе с родителями.

Советы для родителей

норма завтрака в школе. . норма завтрака в школе фото. норма завтрака в школе-. картинка норма завтрака в школе. картинка . Количество приемов пищи в зависимости от режима функционирования организации и режима обучения

норма завтрака в школе. . норма завтрака в школе фото. норма завтрака в школе-. картинка норма завтрака в школе. картинка . Количество приемов пищи в зависимости от режима функционирования организации и режима обучения

А еще из документа родители могут узнать, какие витамины нужны ребенку и в каких продуктах они содержатся, сколько нужно соли ребенку в день (3-5 г в сутки) и другое.

Примерное меню

Завтрак на неделю, 1-4 классы

Понедельник: каша гречневая молочная, чай, хлеб, масло сливочное, сыр.

Вторник: омлет натуральный, зеленый горошек отварной консервированный, кофейный напиток, хлеб, масло сливочное.

Среда: рыба припущенная, картофельное пюре, чай с лимоном, хлеб, масло сливочное.

Четверг: запеканка творожно-морковная со сметанным соусом, какао с молоком, хлеб, масло сливочное.

Пятница: макаронные изделия с тертым сыром, чай, хлеб, масло сливочное.

Источник

Роспотребнадзор рассказал, каким должно быть питание школьников

норма завтрака в школе. fpztVmFheiBLpwMJhBo1gJWbnv98ai. норма завтрака в школе фото. норма завтрака в школе-fpztVmFheiBLpwMJhBo1gJWbnv98ai. картинка норма завтрака в школе. картинка fpztVmFheiBLpwMJhBo1gJWbnv98ai. Количество приемов пищи в зависимости от режима функционирования организации и режима обучения

Роспотребнадзор в связи с предстоящим началом учебного года напомнил о рекомендациях родителям по контролю за организацией горячего питания детей в школах и дома. В документе прописаны основные принципы и правила организации приёма пищи учащимися, основанные на здоровом питании.

Здоровое питание, прежде всего, направлено на профилактику патологических пищевых привычек и ожирения, поэтому предлагается исключить: избыточный по калорийности ужин, чрезмерное потребление соли и сахара (норма потребления соли составляет 3-5 г в сутки в готовых блюдах), легких углеводов, продукцию с высоким содержанием сахара (кондитерские изделия, сладкие выпечка и напитки), жира (колбасные изделия и сосиски, бутерброды), не должно быть и продолжительных перерывов между основными приемами пищи. Также здоровое питание школьников должно быть направлено на снижение рисков формирования патологии желудочно-кишечного тракта, эндокринной системы, снижение риска развития сердечно-сосудистых заболеваний.

Энергетическая ценность ежедневного рациона должна соответствовать энергозатратам; питание в школах и дома должно быть разнообразным, исключается использование фальсифицированных пищевых продуктов.

Рекомендуемое количество приемов пищи в образовательной организации в зависимости от режима функционирования

Кроме качества самой пищи, необходимо формирование у детей культуру правильного питания: в образовательной организации необходимо создать благоприятные условия для приема пищи, включая интерьер обеденного зала, сервировку столов, микроклимат, освещенность в столовых.

норма завтрака в школе. 9I5toBsf1VOc718TBKOBZ4NAGJg2m8. норма завтрака в школе фото. норма завтрака в школе-9I5toBsf1VOc718TBKOBZ4NAGJg2m8. картинка норма завтрака в школе. картинка 9I5toBsf1VOc718TBKOBZ4NAGJg2m8. Количество приемов пищи в зависимости от режима функционирования организации и режима обучения

В меню предусматривается рациональное распределение суточной калорийности по приемам пищи:

При приготовлении пищи дома рекомендуется:

— исключать жареные блюда, приготовление во фритюре;
— не использовать дополнительный жир при приготовлении;
— ограничивать употребление колбасных изделий, мясных копченостей и т.д.;
— использовать в питании нежирные сорта рыбы, снимать шкуру с птицы, применять нежирные сорта мяса, молока и молочных продуктов;
— контролировать потребление сахара, основные источники сахара ограничить: варенье, шоколад, конфеты, кондитерские изделия, сладкие газированные напитки;
— готовьте без соли, солите готовое блюдо перед употреблением, используйте соль с пониженным содержанием натрия;
— предпочтительно готовить на пару, отваривать, запекать, тушить.

норма завтрака в школе. wl9dCEIdJfg76nBAoEfd0wEVKMPtHh. норма завтрака в школе фото. норма завтрака в школе-wl9dCEIdJfg76nBAoEfd0wEVKMPtHh. картинка норма завтрака в школе. картинка wl9dCEIdJfg76nBAoEfd0wEVKMPtHh. Количество приемов пищи в зависимости от режима функционирования организации и режима обучения

Комментарии (5)

норма завтрака в школе. kifBz2S8eSHseTN0yaHlsLCwtN3XLC. норма завтрака в школе фото. норма завтрака в школе-kifBz2S8eSHseTN0yaHlsLCwtN3XLC. картинка норма завтрака в школе. картинка kifBz2S8eSHseTN0yaHlsLCwtN3XLC. Количество приемов пищи в зависимости от режима функционирования организации и режима обучения

норма завтрака в школе. kifBz2S8eSHseTN0yaHlsLCwtN3XLC. норма завтрака в школе фото. норма завтрака в школе-kifBz2S8eSHseTN0yaHlsLCwtN3XLC. картинка норма завтрака в школе. картинка kifBz2S8eSHseTN0yaHlsLCwtN3XLC. Количество приемов пищи в зависимости от режима функционирования организации и режима обучения

Но со времен рассвета этой секты поборников строгих диет (по времени в эрэф он примерно совпал с расцветом секты Марии Девы Христос и Аум Синрикё) рекомендации эти остались. И мне кажется, что теперь Роспотребнадзор решил их на злобу дня тупо экстраполировать на школьников.

Смотрите сами, из чего они исходят: «Здоровое питание, прежде всего, направлено на профилактику патологических пищевых привычек и ожирения, поэтому предлагается исключить. »
А почему собственно выбран и поставлен во главу угла именно этот приоритет?
А не скажем приоритет того, чтобы сформировать у школьников крепкие кости и зубы, развитую мускулатуру, мощную имунную систему и неспецифические факторы защиты? Ведь это все и формируется в школьном возрасте. И очень во многом зависит именно от питания. Но почему-то деятели Роспотреба говорят только об ожирении.
Что опять таки больше актуально для пьжилых теток, малоподвижных или находящихся на постельном режиме людей. А в школьном возрасте бороться с лишними калориями лучше и полезнее не путем изнурительных диет, ослабляющих организм, а путем активизации механизмов их сжигания- занятий спортом, полезными делами. Тут не надо дорогих тренажеров, чтобы поотжиматься, на турнике повисеть. Про это почему- то Роспотреб не говорит ни слова. Только о том, чтобы диету сделать менее полноценной.Хотя путем активации физической активности можно сжечь несколько дневных средних норм калорийности. Вот для тех, кто не двигается и сидит дома- тут может и стоит прислушаться к рекомендациям Роспотреба. Но если школьник занимается спортом, помогает родителям на даче, много ходит пешком, то ничего, кроме вреда эти рекомендации Роспотреба ничего не дадут.
Особенно добивает вот это вот дебильная компиляция про «нежирные сорта молока». Да настоящее молоко оно у коровы одно. «Нежирные сорта»- означает разбавленное. Как оно может быть полезнее натурального- не укладывается в голове. Это раз. Во-вторых, молоко вообще относится к сравнительно малокалорийным продуктам. И в-третьих, количество поступивших в организм с молоком жиров зависит не от жирности молока, а от количества выпитого. Поэтому с чашкой настоящего вкусного натурального коровьего молока может поступить меньше жира чем с бутылки разбавленного пустого. Это во многом сходно с модной одно время теорией уменьшения концентрации никотина в сигаретах. В итоге оказалось, что эффект- увеличение количества выкуриваемых сигарет и общего количества дыма, пропущенного через лёгкие- основного канцерогенного фактора и фактора риска развития онкопатологии легких..
В молоке содержится не только жир, но также многие полезные белки и необходимый для формирования крепких зубов и костей кальций. Если пить водянистое разбавленное молоко, то кальций, наоборот, будет вымываться из организма.
Поэтому мне лично по меньшей мере кажется странным, что Роспотребнадзор берет устаревшие рецепты для старых малоподвижных тусных тёток, и тупо механически переносит на школьников.

Источник

Норма завтрака в школе

2.4. ГИГИЕНА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

1. РАЗРАБОТАНЫ: Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Брагина И.В., Шевкун И.Г., Яновская Г.В.); ФГБУН «ФИЦ питания и биотехнологии» (Никитюк Д.Б., Батурин А.К., Пырьева Е.А., Гмошинская М.В., Димитриева С.А., Тоболева М.А.); ФБУН «Новосибирский научно-исследовательский институт гигиены» Роспотребнадзора (Новикова И.И., Ерофеев Ю.В., Романенко С.П.); Управление Роспотребнадзора по Брянской области (Самойленко Т.Н.); Управление Роспотребнадзора по Ставропольскому краю (Сорокина М.И.); ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тульской области» (Денисова О.И.); ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в г.Москве в Юго-Восточном округе г.Москвы» (Молдованов В.В.).

2. УТВЕРЖДЕНЫ Руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации А.Ю.Поповой 18 мая 2020 г.

I. Общие положения и область применения

1.2. МР предназначены для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги по организации питания в общеобразовательных организациях; для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, поставляющих (реализующих) пищевые продукты и продовольственное сырье в общеобразовательные организации; общеобразовательных организаций, органов управления образованием, органов и учреждений Роспотребнадзора.

1.3. МР направлены на организацию здорового питания, в том числе горячего в общеобразовательных организациях, формирование принципов рационального, сбалансированного питания при оказании услуг по организации питания. Реализованы принципы здорового питания, в том числе включающие уменьшение количества потребляемых кондитерских изделий, колбасных изделий, сахара и соли.

1.4. В МР предложены варианты базового меню для разработки региональных типовых меню, учитывающих территориальные, национальные и другие особенности питания населения.

II. Организация питания обучающихся в общеобразовательных организациях

2.1. Здоровое питание предусматривает первый прием пищи ребенком дома с учетом режима дня и организации образовательного процесса.

2.2. Обучающиеся общеобразовательных организаций, в зависимости от режима (смены) обучения обеспечиваются горячим питанием в виде завтрака и (или) обеда. Продолжительность перемены для приема пищи должна составлять не менее 20 минут. Обучающиеся первой смены обеспечиваются завтраком во вторую или третью перемены.

2.3. Завтрак должен состоять из горячего блюда и напитка, рекомендуется добавлять ягоды, фрукты и овощи.

2.4. Обучающиеся во вторую смену обеспечиваются обедом. Не допускается замена обеда завтраком.

Обед должен включать закуску (салат или свежие овощи), горячее первое, второе блюдо и напиток. Обед в зависимости от возраста обучающегося, должен содержать 20-25 г белка, 20-25 г жира и 80-100 г углеводов.

Для реализации принципов здорового питания целесообразно дополнение блюд свежими фруктами, ягодами. При этом фрукты должны выдаваться поштучно.

2.5. Меню разрабатывается на период не менее двух учебных недель, с учетом требуемых для детей поступления калорийности, белков, жиров, углеводов, витаминов и микроэлементов, необходимых для их нормального роста и развития.

Для обеспечения биологической ценности в питании детей рекомендуется использовать:

— пищевые продукты с ограниченным содержанием жира, сахара и соли.

Содержание вносимой в блюдо соли на каждый прием пищи не рекомендуется превышать 1 грамм на человек.

При разработке меню рекомендуется руководствоваться следующим: включать блюда, технология приготовления которых обеспечивает сохранение вкусовых качеств, пищевой и биологической ценности продуктов и предусматривает использование щадящих методов кулинарной обработки.

Наименования блюд и кулинарных изделий в меню должны соответствовать их наименованиям, указанным в используемых сборниках рецептур.

Изготовление готовых блюд осуществляется в соответствии с технологическими картами, в которых указывается рецептура и технология приготовления блюд и кулинарных изделий.

В меню не допускается включать повторно одни и те же блюда в течение одного дня и двух последующих дней.

При составлении меню (завтраков, обедов, полдников, ужинов) рекомендуется использовать среднесуточные наборы продуктов (приложение 1 к настоящим МР).

Меню разрабатывается с учетом сезонности, необходимого количества основных пищевых веществ и требуемой калорийности суточного рациона, дифференцированного по возрастным группам (классам) обучающихся (приложение 2 к настоящим МР). На основе предлагаемых вариантов меню могут быть разработаны другие варианты в зависимости от региональных, национальных и других особенностей при условии соблюдения требований к содержанию и соотношению в рационе питания основных пищевых веществ.

Для обучающихся, нуждающихся в лечебном питании, разрабатывается отдельное меню в соответствии с утвержденным набором продуктов для данной патологии.

В исключительных случаях (нарушение графика подвоза, отсутствие необходимого запаса продуктов и т.п.) может проводиться замена блюд. Заменяемые продукты (блюда) должны быть аналогичны заменяемому продукту (блюду) по пищевым и биологически активным веществам (приложение 3 к настоящим МР).

2.6. Разрабатываемое для обучающихся 1-4 классов меню должно отвечать следующим рекомендациям:

2.6.2. Для общеобразовательных организаций, расположенных в Арктической зоне, необходимо повышать суточную калорийность пищевого рациона на 10%.

2.6.3. Суточный режим питания по отдельным приемам пищи и в зависимости от сменности занятий обучающихся представлен в таблице 1. На домашние завтраки обучающихся в первую смену от суточного потребления в среднем может приходится до 10% энергетической ценности.

% к суточной калорийности

% к суточной калорийности

2.6.4. При составлении меню необходимо соблюдать требования по массе порций (блюд). Рекомендуемая масса блюд (порций) с учетом возраста обучающихся представлена в таблице 2.

Рекомендуемая масса порций блюд для обучающихся различного возраста

Масса порций (в граммах, мл) для обучающихся двух возрастных групп

Каша, овощное, яичное, творожное, мясное блюдо

Напитки (чай, какао, сок, компот молоко, кефир и др.)

Закуски (салат, овощи в нарезке и т.п.)

2.7. Информация о питании детей, в том числе меню, доводится до родителей и детей любым доступным способом (размещается в обеденном зале, на доске (стенде) информации, на сайте общеобразовательной организации и т.п.).

III. Объемно-планировочные решения и размещение организаций общественного питания в общеобразовательных организациях

3.1. Организациями общественного питания общеобразовательных организаций для обслуживания обучающихся могут быть:

— базовые организации школьного питания (комбинаты школьного питания, школьно-базовые столовые и т.п.), которые осуществляют закупки продовольственного сырья, производство кулинарной продукции, снабжение ими столовых общеобразовательных организаций.

В базовых организациях питания, столовых общеобразовательных организаций, работающих на продовольственном сырье и (или) полуфабрикатах, должны быть предусмотрены объемно-планировочные решения, набор помещений и оборудование, позволяющие осуществлять приготовление безопасной, с максимальным сохранением пищевой ценности, кулинарной продукции и ее реализацию;

— столовые, работающие на продовольственном сырье или на полуфабрикатах, которые производят и (или) реализуют блюда в соответствии с разнообразным по дням недели меню;

— столовые-доготовочные, на которых осуществляется приготовление блюд и кулинарных изделий из полуфабрикатов, порционирование и выдача блюд;

— буфеты-раздаточные, осуществляющие реализацию готовых блюд, кулинарных, мучных кондитерских и булочных изделий, приготовление горячих напитков.

3.2. Питание обучающихся может осуществляться в помещениях, находящихся в основном здании общеобразовательной организации, пристроенных к зданию, или в отдельно стоящем здании. Рекомендуемый набор помещений приведен в приложении 4 к настоящим МР.

3.3. При оснащении пищеблоков необходимо учитывать современные тенденции по использованию технологического оборудования. При оснащении пищеблоков необходимым технологическим оборудованием и кухонной посудой (кастрюли с крышками, противни с крышками, гастроемкости с крышками и т.п.) учитываются количество приготавливаемых блюд, их объемы и виды (1-е, 2-е или 3-е блюдо), ассортимент основных блюд (мясо, рыба, птица), мощность технологического оборудования и т.п.

Примерный расчет технологического оборудования и кухонной посуды для пищеблоков:

— в соответствии с рецептурными сборниками, расчет закладки продуктов первых и третьих блюд проводится на 1000 мл.

— в составе технологического оборудования необходимо предусмотреть наличие не менее 2-х электроплит на 4 конфорки каждая. При наличии электрокотла (объемом не менее 100 л) возможно использование одной электроплиты на 6 конфорок.

Объем (выход) готовых гарниров составляет не менее 150 гр, следовательно, для гарниров необходимо наличие не менее 2 кастрюль объемом по 40 л (400х150 гр).

Объем (выход) основных блюд (из мяса, рыбы, птицы) составляет не менее 80 гр. Для основных блюд необходимо наличие не менее 2 кастрюль объемом 20 л (400 чел. 80 гр).

Для реализации принципов здорового питания, в современных условиях при строительстве, реконструкции, модернизации, капитальных ремонтах пищеблоков, рекомендуется проводить их оснащение пароконвекционными автоматами (пароконвектоматы), в которых возможно одномоментное приготовление основных блюд на всех обучающихся (400-450 чел.). Пароконвектоматы обеспечивают гастроемкостями установленных техническим паспортом объемов и конфигураций. Количество пароконвектоматов рассчитывается, исходя из производственной мощности и количества обучающихся.

С учетом использования щадящих методов приготовления блюд (парение, тушение, припускание и т.п.) и современных технологий приготовления основных блюд на пищеблоке необходимо наличие электрического духового (или жарочного) шкафа (на 3 или 4 секции), электросковороды.

Для раздачи основных блюд, приготовленных и (или) подаваемых с соусами, необходимо наличие на пищеблоке специального кухонного инвентаря (разливочные ложки, соусницы) с мерной меткой установленных объемов (50, 75 мл и т.д.). Для соусов необходимо наличие не менее 3 кастрюль объемом по 10 л. (400 чел. 75 мл).

Для раздачи блюд жидкой (полужидкой) консистенции (первые, третьи блюда, жидкие каши, молочные супы и т.п.) необходимо наличие на пищеблоке специального кухонного инвентаря (ковши) с длиной ручки, позволяющей при приготовлении и раздаче перемешивать весь объем блюда в кастрюле, с мерной меткой установленных объемов (200, 250 мл и т.д.).

3.4. Производственные помещения пищеблоков оснащаются достаточным количеством холодильного оборудования для обеспечения условий, сроков хранения и товарного соседства различных видов продуктов и сырья.

Источник

Первое, второе и компот: как должны питаться дети в школьной столовой?

норма завтрака в школе. stolovaya 3. норма завтрака в школе фото. норма завтрака в школе-stolovaya 3. картинка норма завтрака в школе. картинка stolovaya 3. Количество приемов пищи в зависимости от режима функционирования организации и режима обучения

Школьное питание — вопрос всегда актуальный и, зачастую, болезненный. С одной стороны, всем очевидно, что еда в столовой должна соответствовать принципам здорового питания, быть полезной и покрывать потребности растущего детского организма. С другой, она должна быть вкусной и аппетитной, нравиться детям, а с третьей — вписываться в бюджет, указанный в тендере.

Разбираемся, как закон регулирует обеспечение учеников горячим питанием и контролирует его качество, кто имеет право на льготные обеды и что делать, если ребёнок жалуется на школьную еду.

Содержание:

Питание в школьных столовых: основные законы

норма завтрака в школе. stolovaya 5. норма завтрака в школе фото. норма завтрака в школе-stolovaya 5. картинка норма завтрака в школе. картинка stolovaya 5. Количество приемов пищи в зависимости от режима функционирования организации и режима обучения

Согласно статье 37 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», организация питания обучающихся возлагается на образовательные учреждения.

В них приведены следующие требования:

Главное новшество — СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения», он же СанПиН, который содержит перечень недопустимых для школьного питания продуктов, размеры и массу порций, порядок составления меню, требования к оборудованию и гигиене помещений для приготовления пищи, хранению готовых блюд и пищевых продуктов и др.

По сути, СанПиН — это главный документ, с учётом требований которого должно быть организовано питание в школе.

Также на федеральном уровне регулируют качество питания в школах:

Дополнительно порядок обеспечения детей питанием в учебных заведениях формировать могут региональные законы.

Порядок организации питания детей в школах

норма завтрака в школе. stolovaya 6. норма завтрака в школе фото. норма завтрака в школе-stolovaya 6. картинка норма завтрака в школе. картинка stolovaya 6. Количество приемов пищи в зависимости от режима функционирования организации и режима обучения

Образовательное учреждение может иметь собственную столовую и штат работников либо привлечь специализированные предприятия общественного питания с помощью аутсорсинга, то есть передавая полномочия подрядчику путем заключения государственного или муниципального контракта через Госзакупки.

На основании договора компания, которая выиграла тендер, получает школьный пищеблок в аренду, занимается его оборудованием и содержанием и, в рамках установленного контрактом бюджета, обеспечивает питание учеников.

В большинстве школ сейчас действует именно такая (договорная) схема.

В зависимости от режима функционирования образовательной организации и часов нахождения в ней ученика, ему будет предусмотрено разное количество приёмов пищи:

Для приёма пищи в расписании занятий должна быть предусмотрена перемена продолжительностью не менее 20 минут.

Сколько стоит питание школьников?

норма завтрака в школе. stolovaya. норма завтрака в школе фото. норма завтрака в школе-stolovaya. картинка норма завтрака в школе. картинка stolovaya. Количество приемов пищи в зависимости от режима функционирования организации и режима обучения

Стоимость школьного рациона формируется с учётом сложившихся в регионе цен на продукты, рекомендованные для меню законодательством. Также в неё входит оплата за услуги по организации питания.

Бесплатное питание учеников начальных школ и льготников покрывают муниципальные или региональные бюджеты. Заложенные на это тарифы в разных регионах отличаются:

В зависимости от типа льготополучателя (учащийся с ОВЗ, из многодетной или малоимущей семьи, сирота и т.д.) тарифы могут отличаться в большую или меньшую сторону.

Если ребёнку не положена компенсация расходов питания, его ежемесячно должна оплачивать семья ученика. В каждой школе цена будет отличаться, и почти всегда она будет выше установленного на льготника норматива. Например, в Москве в минувшем учебном году завтрак для учеников 5-11 классов стоил порядка 100 рублей, обед — 180. В Уфе расценки начинались от 60 и 70 рублей соответственно.

Периодически возникают скандалы из-за того, что дети, обеспеченные питанием за бюджетный счёт, получали другие блюда, их порции были меньше.

По закону меню для всех школьников, независимо от их статуса и наличия льгот, должно быть одинаковым. Отличия допустимы лишь по медицинским показаниям.

Льготные обеды: кто может питаться в школе бесплатно?

норма завтрака в школе. stolovaya 1. норма завтрака в школе фото. норма завтрака в школе-stolovaya 1. картинка норма завтрака в школе. картинка stolovaya 1. Количество приемов пищи в зависимости от режима функционирования организации и режима обучения

1 марта 2020 года был подписан Закон об обеспечении учащихся в начальной школе бесплатным горячим питанием. Предполагается, что оно появится во всех образовательных учреждениях страны в срок до сентября 2023 года.

К этому моменту для школ вводится обязанность полностью обеспечить каждого учащегося 1-4 классов как минимум одним горячим блюдом и горячим напитком в день. Что именно это будет — каждое образовательное учреждение решит самостоятельно. Средства на обеспечение этих расходов будут выделены из бюджетов муниципального образования или региона.

Что касается предоставления бесплатного питания ученикам 5-11 классов, то на него может претендовать:

Дополнительные категории получателей социальной поддержки формируются органами местного самоуправления.

Чаще всего бесплатно или со скидкой в школе также могут питаться:

Как оформить бесплатное питание для школьника?

норма завтрака в школе. stolovaya 10 2. норма завтрака в школе фото. норма завтрака в школе-stolovaya 10 2. картинка норма завтрака в школе. картинка stolovaya 10 2. Количество приемов пищи в зависимости от режима функционирования организации и режима обучения

Чтобы получить льготное питание, нужно обратиться в службу социальной защиты населения (если вы проживаете в Москве, можно подать заявление через сайт mos.ru) либо напрямую в школу.

Для этого потребуются следующие документы:

⠀⠀
В случае оформления заявления через соцзащиту, полученную справку необходимо передать классному руководителю. Приложите к ней документы о состоянии здоровья ребёнка, чтобы школа могла сформировать ему отдельное меню, когда это требуется.

Как правило, льгота оформляется сразу на весь учебный год.

Всё про школьное меню

норма завтрака в школе. stolovaya 4. норма завтрака в школе фото. норма завтрака в школе-stolovaya 4. картинка норма завтрака в школе. картинка stolovaya 4. Количество приемов пищи в зависимости от режима функционирования организации и режима обучения

Важность здорового питания для детей объяснять не нужно, и в его правильной организации в образовательных учреждениях должны быть заинтересованы все.

Список разрешённых и запрещённых продуктов, требования к приготовлению блюд — всё это строго регламентируется. При этом многие родители сталкиваются с жалобами детей на невкусную еду. Разбираемся, как составляют школьное меню.

Кто составляет меню для школьников?

По действующему законодательству ученики обязательно должны получать горячее питание согласно утверждённому основному меню. Интересы детей, которым по состоянию здоровья положено лечебное и/или диетическое питание, также должны быть соблюдены школой.

Для каждой возрастной группы примерное меню разрабатывают минимум на две недели с учётом предусмотренных потребностей в белках, жирах, углеводах и микроэлементах, а также в соответствии с рациональным распределением суточной калорийности.

Если еда готовится работниками школы, разработкой меню занимается образовательная организация, а утверждает его директор. Когда питание отдано на аутсорсинг, меню утверждает руководитель предприятия общественного питания либо ИП, предоставляющий услугу, и согласовывает с руководителем образовательной организации.

Раньше основное меню также было необходимо утверждать в Роспотребнадзоре, но СанПиН 2.3/2.4.3590-20, введённый с 1 января 2021 года, этого больше не требует.

Требования к пище в школьной столовой

норма завтрака в школе. stolovaya 11. норма завтрака в школе фото. норма завтрака в школе-stolovaya 11. картинка норма завтрака в школе. картинка stolovaya 11. Количество приемов пищи в зависимости от режима функционирования организации и режима обучения

Питание учеников должно соответствовать возрастным нормам и удовлетворять потребности детского организма в условиях интенсивного роста, быстрого метаболизма, а также высоких умственных нагрузок.

Приложение 10 к СанПин 2.3/2.4.3590-20 указывает, какое количество основных веществ должна содержать пища, но этот параметр можно корректировать с учётом климатических, национальных, конфессиональных и территориальных особенностей.

Основные требования к рациону школьника:

Формирование меню происходит в соответствии с рациональным распределением суточной калорийности по приёмам пищи. Если суточная норма калорий для школьников, в зависимости от возраста, составляет 2370-2520 ккал в сутки, то на школьный завтрак должно приходиться 20-25%, на обед 30-35%, на полдник 10-15%.

Допускается отклонение от этих норм по отдельным приёмам пищи в течение дня в пределах 5% при условии, что средний процент пищевой ценности за неделю будет соответствовать установленным требованиям.

Из чего готовят школьную еду: перечень разрешённых и запрещённых продуктов

норма завтрака в школе. stolovaya 8. норма завтрака в школе фото. норма завтрака в школе-stolovaya 8. картинка норма завтрака в школе. картинка stolovaya 8. Количество приемов пищи в зависимости от режима функционирования организации и режима обучения

Запрещённые продукты и блюдаРазрешённые продукты и блюда
Окрошки и холодные супыГовядина
Яичница-глазуньяМясо кролика
Макароны по-флотски (с фаршем)Мясо птицы (кура, цыплята-бройлеры, индейка)
Макароны с рубленым яйцомКонина
Жареная во фритюре пищевая продукцияБаранина
Блинчики с творогомРыба: треска, лосось
Блинчики с мясомКолбасные изделия, в т.ч. сосиски
Грибы и всё, что из них приготовленоКартофель
Овощи и фрукты консервированные, содержащие уксусСвёкла
Консервы с нарушением целостности банок и признаками порчиКапуста белокочанная, цветная
ПаштетыМорковь
Субпродукты, кроме говяжьихКабачок
Сырокопченые мясные гастрономические изделия и колбасыБобы (фасоль) и зелёный горошек, в том числе консервированные
Сырки творожныеФрукты свежие, консервированные
Изделия творожные более 9% жирностиСухофрукты: курага, чернослив, изюм
Молочная продукция и мороженое на основе растительных жировМакаронные изделия, крупы
Острые соусы, кетчупы, майонез, уксус, горчица, хрен, перец острыйЯйцо
Карамель, в том числе леденцоваяСыр
Кремовые пирожные и тортыХлеб ржаной и пшеничный
Молоко, молочные и кисломолочные напитки стерилизованные менее 2,5% и более 3,5% жирностиМолоко, молочные и кисломолочные напитки стерилизованные 2,5-3,2% жирности


Помимо этого запрещено приготовление блюд из мяса диких и сельскохозяйственных животных и птицы, а также рыбы, не прошедших ветеринарно-санитарную экспертизу.

Что касается напитков, то под запретом находятся морсы без термической обработки из плодово-ягодного сырья, газированные напитки, включая питьевую воду, натуральный кофе, тонизирующие и энергетические напитки, квас и соки концентрированные диффузионные, то есть сделанные на основе жмыха и воды.

Полный перечень можно посмотреть в СанПиН 2.3/2.4.3590-20.

Что готовят для школьников и почему им это не нравится?

норма завтрака в школе. stolovaya 9. норма завтрака в школе фото. норма завтрака в школе-stolovaya 9. картинка норма завтрака в школе. картинка stolovaya 9. Количество приемов пищи в зависимости от режима функционирования организации и режима обучения

В СССР школьные обеды готовили, опираясь на рекомендации «Книги о вкусной и здоровой пище». Впервые она вышла в 1939 году, и её авторы — главный диетолог СССР Мануил Певзнер и промышленник Анастас Микоян — сочли, что детям вредно всё жареное и острое. Основной упор в меню делался на отварное мясо, бульоны и молочные каши.

Спустя десятилетия рекомендации изменились не сильно — согласно действующим нормативам, блюда для детей должны готовиться с щадящими методами обработки продуктов. Приемлемы отваривание, запекание, паровая обработка, тушение и припускание. В идеале должно быть вкусно и полезно. На практике это работает не всегда. Действительно ли школьные столовые предлагают детям правильно питание?

Три основные претензии к школьному меню и с чем они связаны:

Нежелание детей есть «правильную» еду работники школьной столовой часто списывают на пищевые привычки современных детей, избалованных сладостями и фаст-фудом. Приготовленные на пару котлеты и творожные запеканки проигрывают бургерам и чизкейку. Ещё один аргумент в защиту еды в школе — ориентированность детей на домашнее меню. Если ребёнок не привык есть дома овощные гарниры, то они не будут его привлекать и в школе.

Дети часто жалуются, что в школьной столовой еда остывшая. Еле тёплый суп или постоявшая каша… Эту проблему необходимо решать со школьной администрацией и поставщиком услуг питания. По нормативам супы, соусы и напитки при раздаче должны иметь температуру не ниже 75°С, вторые блюда и гарниры — не ниже 65 °C. Еда может подаваться к столу холодной из-за нарушения температурного режима подачи, а подогревать уже приготовленное блюда нельзя. В итоге получаем голодных детей.

Частая претензия детей и родителей к школьному питанию — скудный набор блюд и продуктов, из которых они готовятся. Хотя перечень разрешённых продуктов достаточно широкий и, казалось бы, даёт пространство для манёвра, здесь нужно помнить, что нормативами разрешена замена одного вида пищевой продукции, блюд и кулинарных изделий на другой с учётом пищевой ценности. Учитывая бюджеты, которые выделяются на школьное питание, не удивительно, что вместо мяса часто у детей в тарелках сосиски, белая рыба и нелюбимая говяжья печень, а гарниры сделаны из того, что в данный момент дешевле.

Как понять, что детские претензии к невкусной еде обоснованы?

норма завтрака в школе. stolovaya 10. норма завтрака в школе фото. норма завтрака в школе-stolovaya 10. картинка норма завтрака в школе. картинка stolovaya 10. Количество приемов пищи в зависимости от режима функционирования организации и режима обучения

О качестве школьного питания говорит так называемый «индекс несъедаемости» – разница между детской порцией и тем, что в итоге пошло в отходы. Если на выброс отправилось более 50% предложенной еды, значит, с меню явно не всё хорошо и оно требует корректировок.

Контроль качества питания в школах

Передача на аутсорсинг услуг по предоставлению питания не освобождает школьную администрацию от контроля. Закон также разрешает участвовать в проверках и родителям учеников. Рассказываем, как это устроено.

Требования к столовой, пищеблоку и его работникам

Как и любые работники общественного питания, школьные повара должны иметь медицинские книжки. У сотрудников пищеблока, непосредственно контактирующих с пищевой продукцией и занятых в приготовлении блюд, не должно быть гнойничковых заболеваний кожи рук и открытых поверхностей тела, а также признаков инфекционных заболеваний. Для допуска к работе проводится их ежедневный осмотр школьным медиком либо назначенным ответственным лицом.

Работники столовой обязаны использовать одноразовые перчатки при порционировании блюд, приготовлении холодных закусок, салатов и менять их согласно инструкции.

В пищеблоке для сырья и готовых к употреблению блюд должны использоваться раздельное технологическое и холодильное оборудование, производственные столы, разделочный инвентарь, упаковка и кухонная посуда.

В конце рабочего дня вся посуда, столовые приборы и подносы должны быть вымыты в посудомоечных машинах с использованием режимов обработки, обеспечивающих дезинфекцию, либо вручную с обработкой дезинфицирующими средствами. При этом для мытья кухонной, столовой посуды и разделочного инвентаря должны использоваться разные ёмкости.

Учащиеся могут допускаться к дежурству по кухне, в том числе к чистке и нарезке сырых овощей, хлеба, к сервировке и уборке столов, а также мытью посуды, но под присмотром взрослых. Все обязательно должны работать в фартуках и шапочках или косынках.

Бракераж в школьной столовой

норма завтрака в школе. stolovaya 9 2. норма завтрака в школе фото. норма завтрака в школе-stolovaya 9 2. картинка норма завтрака в школе. картинка stolovaya 9 2. Количество приемов пищи в зависимости от режима функционирования организации и режима обучения

Бракераж готовой продукции — снятие пробы с блюда для проверки его соответствия установленному внешнему виду и вкусу.

Его проведение — обязанность школы. Для этого ежегодно создаётся специальная комиссия минимум из трёх человек. Директор образовательной организации либо его заместитель — всегда в качестве председателя. Также к бакеражу могут привлекаться медицинский работник, педагоги, повара, представители родительского комитета.

Бакеражная комиссия контролирует все аспекты работы пищеблока, качество продуктов, отслеживает правильность составления ежедневного меню, сроки реализации блюд, а также снимает пробы за 30 минут до начала их реализации.

Родительский контроль

В мае 2020 года Роспотребнадзор утвердил Методические рекомендации MP 2.4.0180-20 «Родительский контроль за организацией горячего питания детей в общеобразовательных организациях». Это совершенно новый документ, не имеющий аналогов ранее.

Он официально предусматривает допуск родителей к контролю качества питания в школах, благодаря чему можно проверить не только соответствие фактического ассортимента блюд утверждённому меню и прочие соответствия установленным нормативам, но и оценить «индекс несъедаемости», а также обсудить с учениками их удовлетворённость ассортиментом и качеством еды, уточнить вкусовые предпочтения детей.

Жалобы и предложения необходимо направить школьной администрации.

Что делать, если в школьной столовой есть явные нарушения?

норма завтрака в школе. stolovaya 10 3. норма завтрака в школе фото. норма завтрака в школе-stolovaya 10 3. картинка норма завтрака в школе. картинка stolovaya 10 3. Количество приемов пищи в зависимости от режима функционирования организации и режима обучения

В этом случае обращайтесь с жалобой в территориальное подразделение Роспотребназдора. В жалобе необходимо указать время, место, точный адрес школы, описать, в чём состоит нарушение, приложить фото и видео при наличии.

За нарушение администрации школы грозит административная ответственность согласно статье 6.6. КоАП РФ «Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения».

Что делать, если качество питания в школьной столовой плохое?

Когда поставщик услуги систематически допускает нарушения в организации питания, а качество блюд стабильно неудовлетворительное, необходимо воздействовать на подрядчика, привлекая нормативы и законы, или добиваться его смены.

Для начала нужно фиксировать все факты нарушений в школьной столовой – будь то использование некачественных или запрещённых продуктов, реализация просроченных блюд, их несоответствие нормам по выходу и калорийности и т.д. При этом обязательно нужно составлять соответствующий акт в присутствии представителя поставщика услуги.

Затем директор школы должен потребовать устранить нарушения. Если недочёты сохраняются, устраняются не в полном объёме или допускаются систематически, это основание потребовать расторгнуть контракт по соглашению сторон.

С данной инициативой должна выступить администрация школы.

Поскольку это грозит комбинату питания или ИП внесением в реестр недобросовестных поставщиков, на данном этапе улучшения обычно всё же наступают. Когда этого не происходит, а юридическое лицо, осуществляющее школьное питание, отказывается от добровольного расторжения договора, необходимо обращаться в суд.

Можно ли отказаться от питания в школе?

норма завтрака в школе. stolovaya 7. норма завтрака в школе фото. норма завтрака в школе-stolovaya 7. картинка норма завтрака в школе. картинка stolovaya 7. Количество приемов пищи в зависимости от режима функционирования организации и режима обучения

По закону ни учителя, ни администрация школы не могут принуждать вас оплачивать питание ребёнка в школьной столовой, если он не хочет там есть.

Семья имеет право написать заявление в свободной форме на имя директора образовательного учреждения о том, что вы будете самостоятельно обеспечивать питание ребёнка в течение учебного времени. Требование справки от врача о том, что питание на общих основаниях в школе не рекомендовано ученику в связи с каким-либо заболеванием неправомерно.

Роспотребнадзор также не запрещает ребёнку питаться едой, принесённой из дома. В приложении к СанПиН 2.3/2.4.3590-20 сказано, что «пищевая продукция домашнего (не промышленного) изготовления не допускается при организации питания детей», и многие ошибочно восприняли это как запрет на употребление в школе любой принесённой с собой пищи. Однако в действительности это значит, что домашние продукты нельзя использовать именно в организованном питании всей школы.

Школьное питание — тема, которая волнует всех родителей. Качество блюд порой вызывает вопросы, да и детские жалобы на эту тему не редкость. Регулируют качество пищи и порядок её предоставления, в том числе бесплатного, множество нормативов, но и сами родители могут подключиться к процессу контроля. Разобраться во всех нюансах на самом деле не так сложно. Законодательство позволяет добиться существенных улучшений в работе школьной столовой, а также вовсе отказаться от её посещения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *