необходимо мыть руки перед едой так как
Почему так важно мыть руки перед едой?
Как правило, болезни грязных рук связаны с множеством недугов желудочно-кишечного тракта.
Прежде всего опасны острые кишечные инфекции, передающиеся элементарным путем – через употребление грязными руками пищи, воды, продуктов.
Также существуют болезни, которые передаются через рот, но они в меньшей степени подвержены «влиянию» грязных рук. Например, сальмонеллез. Человек может сесть за обеденный стол, стерильно вымыв руки, тем самым уничтожив все бактерии, но у него в тарелке находятся зараженные сальмонеллами продукты, скажем, творог, сметана, яйца, сваренные всмятку. Несмотря на отсутствие бактерий на руках, человек заразится этой инфекцией, и последствия будут плачевные
.
Среди болезней, передающихся через грязные руки, гепатит А, В, дизентерия, брюшной тиф. Представим картину: мы купили виноград и съели одну ягодку, не помыв ее. При этом почему-то не задумались, где и как виноградинка хранилась до этого момента. Знакомая ситуация?
Надо внимательно относиться к приготовлению любых блюд и особенно салатов.
Перед тем как нарезать и съесть продукты, мы в лучшем случае моем их. А надо бы ошпарить кипятком помидорку или огурчик – это точно спасет от микробов!
Оказывается
Известно, что во время массовых эпидемий большое количество людей спаслись от заболеваний именно потому, что вовремя и тщательно мыли руки. На микробов эта процедура «производит неизгладимое впечатление» – если их поместить на чистую кожу, они погибнут в течение 10 минут.
Консультация «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей при организации приема пищи»
Валентина Салопова
Консультация «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей при организации приема пищи»
Консультация: «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей
при организации приема пищи».
Подготовила: воспитатель 1 категории Салопова В. А.
Цель: оказание методической помощи воспитателям и помощникам воспитателям по организации приема пищи.
В режимных процессах у детей формируются навыки личной и общественной гигиены, правильного поведения в быту, в общественных местах, соблюдения общепринятых норм, этикета. В процессе приема пищи происходит формирование следующих культурно-гигиенических навыков: мыть руки перед едой; аккуратно есть; брать хлеб столько, сколько съешь; есть молча; жевать с закрытым ртом; пользоваться салфеткой; правильно сидеть за столом; уметь обращаться с ложкой, вилкой, столовым ножом; тщательно пережевывать пищу.
Переход навыка в привычку достигается систематическим повторением в одинаковых или сходных условиях. Пока привычка не закрепилась, ребенок нуждается в контроле и указаниях взрослого, а также в поощрении, похвале, одобрении.
Профессиональная обязанность воспитателя ДОУ – обучить ребенка правилам поведения за столом. Это обучение происходит как на специально организованных занятиях, так и во время приема пищи. В процессе приобщения ребенка к столовому этикету большое внимание уделяется взаимодействию воспитателей с родителями. Согласованность действий в этом вопросе приобретает первостепенное значение. Уже с раннего возраста необходимо вырабатывать у ребенка правильное отношение к еде, разным блюдам, умение пользоваться столовыми приборами и салфетками.
Однако не следует превращать прием пищи в поле битвы за хорошие манеры детей. Хорошие манеры приобретаются путем многократных упражнений, а также благодаря среде, в которой постоянно вращаются дети. В данном случае этой средой являются взрослые в дошкольном учреждении. Культурой еды и общения, доброжелательностью они создают условия, благодаря которым хорошие манеры поведения за столом вырабатываются достаточно быстро и усваиваются детьми на всю жизнь.
Усложнение задач формирования культурно-гигиенических навыков происходит последовательно и постепенно с учетом возрастных особенностей ребенка.
• сформировать умение пользоваться ложкой, приучить самостоятельно есть разнообразную пищу, есть с хлебом, пользоваться салфеткой после еды (сначала с помощью взрослого, а затем по словесному указанию, выходя из-за стола, задвигать свой стул;
• закрепить умение самостоятельно мыть руки перед едой, насухо вытирать лицо и руки полотенцем, опрятно есть, полоскать рот по напоминанию взрослого;
• сформировать умение выполнять элементарные правила культурного поведения: не выходить из-за стола, не закончив еду, говорить «спасибо».
• научить самостоятельно и аккуратно мыть руки и лицо, пользоваться мылом и расческой, насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на свое место;
• сформировать навыки приема пищи: не крошить хлеб, правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой – со второй половины года, салфеткой, полоскать рот после еды.
•совершенствовать приобретенные умения: пищу хорошо пережевывать, есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой, ножом, салфеткой, полоскать рот после еды.
• закрепить умения правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой, ножом); есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом;
• продолжать прививать навыки культуры поведения: выходя из-за стола, тихо задвигать стул, благодарить взрослых.
• закрепить навыки культуры поведения за столом: прямо сидеть, не класть локти на стол, бесшумно пить и пережевывать пищу, правильно пользоваться ножом, вилкой, салфеткой; благодарить взрослых.
Методы и формы организации работы с детьми:
1. Наглядный (показ приемов владения столовыми приборами, демонстрация правил сервировки, положительный личный пример, рассматривание картин и иллюстраций, экскурсия на пищеблок, наблюдение за сверстниками)
2. Словесный (объяснение, разъяснение, убеждение, использование художественного слова, разбор проблемных ситуаций, поощрительная оценка деятельности ребенка)
3. Практический (дежурство, закрепление навыков поведения за столом, дидактические игры, сюжетные игры)
Проблемы с питанием: плохой аппетит или?
Воспитать у ребенка есть разнообразную пищу – дело достаточно трудное, но выполнимое.Важно выяснитьпричины возникновения плохого аппетита:
— наличие разных заболеваний, проблем со здоровьем (повышенная возбудимость, недостаточная деятельность слюнных желез, глисты, увеличенные миндалины);
— ребенок ест без аппетита после большой физической нагрузки или сильных переживаний, например, обиды или огорчения;
— несформированность правильного отношения к еде (привычка есть однообразную пищу или только любимые блюда, отсутствие привычки самостоятельно принимать пищу);
Условия воспитания положительного отношения к еде (в основе лежит индивидуальный подход и валеологическое просвещение):
• удобное расположение столов, эстетически приятная сервировка и подача блюд;
• благоприятный психологический климат, доброжелательное и внимательное отношение взрослых;
• разъяснение необходимости рационального питания, пропаганда здорового образа жизни;
• исключение агрессивных методов воздействия (угрозы, принуждение, наказание, нежелательно заставлять ребенка есть без аппетита;
• постепенное приучение ребенка к нужной норме в еде (тем детям, которые привыкли есть дома только одно блюдо (первое или второе, надо обязательно давать неполную норму);
• оказание помощи в кормлении, при этом предоставляя возможность проявлять самостоятельность (для детей, у которых нет навыка самостоятельного приема пищи);
• позволить детям запивать пищу компотом, киселём, соком или просто теплой водой –тогда они охотно едят (для детей, которые с трудом глотают пищу);
• во время приема пищи педагогу целесообразно находиться за столом вместе с детьми.
Огромное значение в работе с детьми имеет пример взрослого. Дети испытывают потребность в личном контакте со взрослыми, подражают им в действиях. Исходя из этого предъявляются высокие требования к культуре каждого сотрудника ДОУ.
Преимущества совместного приема пищи педагога и детей:
— завтракая и обедая вместе с детьми, воспитатель демонстрирует им красоту этикета, разумность и необходимость его соблюдения во время застолья;
— между людьми, вместе принимающими пищу,возникают более тесные взаимоотношения: ребенок воспринимает воспитателя как часть родственного сообщества, доверяет ему и прислушивается к его словам.
Порядок действий по организации приема пищи:
1. Подготовка к приему пищи. Соблюдение гигиенических требований (мебель расставлена удобно в соответствии с ростом детей; столы промыть горячей водой с мылом. Помощник воспитателя обязан тщательно вымыть руки, надеть специальную одежду, проветрить помещение, использовать только чистую посуду)
2.Гигиенические процедуры: валеологическое просвещение детей, закрепление правил мытья рук; игры-соревнования (старший возраст); самоконтроль детей; оценка деятельности.
3.Сервировка стола: организация дежурства; ознакомление с меню, объявление его детям; привлечение внимания детей к эстетичному оформлению столов, соблюдение правильной осанки.
4. Прием пищи (завтрак, обед, полдник, ужин). Индивидуальная работа по воспитанию культуры еды; обучение правилам этикета; оценка деятельности.
Организация дежурства
— дежурство носит характер поручений;
— единство требований со стороны обоих воспитателей и их помощника;
— обязательно выполнение гигиенических процедур, наличие привлекательной формы для дежурных (фартук, колпачок);
— назначают по 1 дежурному для каждого стола;
— поощрение и благодарность за помощь;
— раскладывание на столе ложек, салфетниц и хлебниц.
— сервировка стола под руководством взрослого;
— уборка использованных салфеток;
— составление грязной посуды стопкой в центре стола.
— сервировка стола (самостоятельно под присмотром взрослого);
— размещение бумажных салфеток в салфетницах (скручивание в трубочки, нарезание, складывание);
— уборка грязной посуды и использованных салфеток.
Сервировать стол – это значит подготовить его для приема пищи. Основная цель сервировки стола – создать порядок на столе, обеспечить всех необходимыми предметами. Порядок сервировки выработан годами, продиктован требованиями гигиены и необходимостью обеспечить наибольшее удобство.
Что же необходимо для того, чтобы накрыть стол к приему пищи?
Правильная сервировка стола как необходимое условие воспитания положительного отношения к еде и формирования навыков приема пищи.
— на чистый стол постелить скатерть, ее края опускают со всех сторон одинаково, но не ниже сидений стульев;
— бумажные салфетки не раскладывают, а ставят в салфетнице (закончив есть, вытирают сначала губы, затем руки, а использованные салфетки кладут на блюдо);
— хлебница ставится в центре стола, при необходимости хлеб нарезается пополам (не ломается);
— если подают компот с ягодами, то на блюдце кладут чайную ложку;
— салат, овощную нарезку, маринад подают в отдельной тарелочке;
— все блюда разливаются согласно возрастной норме:
Однако помните: большие порции способствуют снижению аппетита, поэтому возможно деление подачи вторых блюд (например, гарнира из гречневой каши) на несколько порций.
— раскладка блюд на тарелках должна быть эстетически привлекательной;
— при подаче кисломолочных продуктов можно добавлять по вкусу сахар (непосредственно в чашку ребенка);
— для детей младшего возраста возможно деление пирожка, булочки пополам (разрезание);
— по мере съедания блюд необходимо убирать грязные тарелки.
Тематическая проверка «Этикет за столом»
Проанализировать состояние работы педагогов МДОУ по воспитанию культуры поведения воспитанников разных возрастных групп за столом.
Беседы с воспитанниками средней и старшей групп.
4. Работа с родителями. Проверка имеющейся наглядной агитации.
моменту кормления он не был раздраженным или утомленным. Для этого воспитатели создают в группах спокойную обстановку, избегают перед едой шумных игр.
Наблюдение за организацией воспитательно – образовательного процесса показало, что педагоги ДОУ уделяют большое внимание эстетике питания и культуре поведения детей за столом, начиная с групп младшего дошкольного возраста. Ведь чем раньше у ребенка сформированы правильные навыки еды, тем они прочнее закрепятся, станут привычкой в детском возрасте и необходимостью в зрелом.
Закрепляется это с помощью дидактических, настольных и сюжетно-ролевых игр, создание специальных ситуаций, занятий по развитию речи, изодеятельности и т. д.
Посещение в разных возрастных группах д/с режимных моментов связанных с приемом пищи (завтрак, обед, полдник) показало, что обучение детей правилам поведения за столом происходит как во время приема пищи, так и перед и после этого. Перед едой все воспитанники ДОУ обязательно моют руки. Воспитатели используют стихи, потешки, прибаутки, игровые моменты способствующие созданию интереса к процессу мытья рук и приема пищи. Помощники воспитателей группы раннего возраста, младшей и средней групп накрывают столы скатертями, раскладывают салфетки.
В старшей группе организован процесс дежурства направленный на формирование навыков самообслуживания. Дежурные сами накрывают столы скатертями, кладут салфетки, оказывают помощь при уборке посуды после приема пищи.
Во время еды во всех группах д/с создана спокойная обстановка. Педагоги следят за эстетикой питания, правильной посадкой детей за столом, развивают навыки пользования столовыми приборами и принадлежностями. В процессе кормления они не торопят воспитанников, не отвлекают посторонними разговорами, а своевременно напоминают о том, что пищу надо хорошо пережевывать, съедать все что предложено, что ставить локти на стол некрасиво и это мешает соседям. Длительность процессов приема пищи (завтрака, обеда, полдника) соответствует нормам
После окончания еды дети аккуратно промокают салфеткой рот и вытирают руки. Благодарят за еду и выходят из-за стола. Детям не разрешается выходить из-за стола с остатками какой – либо пищи в руках, а также с фруктами, печеньем или конфетой.
Педагоги всех групп детского сада имеют материалы для проведения наглядной агитации среди родителей по теме «Этикет за столом», но на момент проверки они не были представлены вниманию родителей.
Вывод: Анализ состояние работы педагогов МДОАУ № 57 по воспитанию культуры поведения воспитанников разных возрастных групп за столом показал, что обучение правилам этикета за столом начинается в группе раннего возраста с последующим усложнением на каждом возрастном этапе дошкольного детства. За все время пребывания в ДОУ ребенок учится правильно вести себя за столом, пользоваться приборами (ложкой, ножом, вилкой, приобретает определенные навыки культуры питания.
С целью закрепления воспитанниками правил этикета за столом дома планировать и проводить систематическую работу с родителями по данной теме.
Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшей группы Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшей группы. Актуальность проекта. Выбранная тема показалась мне интересной и актуальной.
Консультация «Формирование культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников» Введение Общеизвестно, что здоровье человека закладывается в детстве. Организм ребенка очень пластичен, он гораздо чувствительнее к воздействиям.
Консультация для родителей «Развитие навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста» Консультация для родителей на тему: “Развитие навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста. ”.
Консультация для родителей «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей среднего дошкольного возраста» Консультация для родителей «Формирование культурно – гигиенических навыков у детей среднего дошкольного возраста» Уважаемые родители, не.
Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста ГН важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности,содержания в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви, продиктована.
Проектная работа «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей 2–3 лет» Проектная работа на тему: «Формирование культурно – гигиенических навыков у детей 2- 3 лет» Автор проекта: воспитатель Ахметгалиева.
Семинар для воспитателей «Организация питания детей и формирование эстетических навыков приема пищи» В режимных процессах у детей формируются навыки личной и общественной гигиены, правильного поведения в быту, в общественных местах, соблюдения.
Семинар-практикум для педагогов «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей» Семинар-практикум для воспитателей и помощников воспитателей на тему: «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей при организации.
Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 47» Статья на тему: «Формирование.
Необходимо мыть руки перед едой так как
«Если не знаете, как
поступайте по этикету»,
Прием пищи является одним из базовых процессов, которые неизбежно сопровождают людей на протяжении всей жизни.
Правила столового этикета
1. Садиться за стол надо не очень далеко и не слишком плотно к краю, также нельзя на него класть локти, можно только кисти.
2. На стуле необходимо сидеть прямо, не склоняясь над тарелкой с едой.
3. Положите салфетку себе на колени.
4. Есть следует в спокойном темпе, небольшими порциями.
5. Не тянитесь за блюдом, если оно далеко, попросите других участников трапезы передать его.
6. Не принято дуть на горячие блюда. Можно немного подождать, пока еда остынет сама.
7. Принимать пищу следует бесшумно, чтобы не испортить аппетит окружающим.
9. Супы следует черпать ложкой от себя. Этот способ убережет от брызг на одежде.
10. Масло сливочное и оливковое нужно отрезать или отливать в свою тарелку из общего сосуда. Также следует намазывать не весь кусок хлеба, а тот, который сможете положить себе в рот.
По правилам этикета сумки не должны находиться на обеденном столе ни при каких обстоятельствах. Это же правило справедливо для ключей, шляп, перчаток, очков и футляров для них, пачек сигарет. В общем, если предмет не является частью обеда, он не должен находиться на столе.
Ресторанный этикет
1. Приступать к еде можно тогда, когда всем принесли еду или напитки.
2. По ресторанным правилам этикета за столом бутылки с алкоголем открывает официант.
4. Правила поведения в ресторане гласят, что не стоит каждый раз громко чокаться, это делают только во время важных, торжественных тостов.
5. Бокал с вином держите тремя пальцами за ножку. Во-первых, Вы не запачкаете бокал пальцами, а во-вторых, температура и вкус вина не поменяются от тепла рук.
6. Наполняйте бокалы с вином меньше чем наполовину.
7. При передаче блюда следует ставить его на стол рядом с соседом, а не отдавать в руки.
8. Соль и перец мы передаем в одной подставке, не вытаскивая отдельно соль или перец.
9. Некрасиво и негигиенично пользоваться одним бокалом с соседом, брать еду из его тарелки даже при близком знакомстве.
10. Если в каком-то блюде Вам попался хрящик или косточка, нужно аккуратно вернуть несъедобный элемент обратно в ложку и переместить на тарелку (или салфетку).
11. В том случае, если кусок не прожевывается, нужно поднести бумажную салфетку к губам и незаметно избавится от него.
12. Сигналом к забору официантом тарелки послужат правильно сложенные приборы на ней.
13. Не забывайте, что приборы, если Вы ими уже пользовались, ни в коем случае нельзя класть на стол. Только на тарелку, независимо от того, будете вы ими еще пользоваться или нет.
15. Садиться за стол с сигаретой – недопустимо.
Правила поведения детей за столом
1. Детей следует приучать к этикету с самых ранних лет. Прежде всего, ребенка нужно научить мыть руки перед каждым приемом пищи. Сначала родители сами подают пример и помогают малышу, а затем это действие закрепится.
2. Во время обеда не рекомендуется включать телевизор, который будет отвлекать от еды.
3. За воротник можно заправить текстильную салфетку. Она предотвратит попадание кусочков еды и напитков на одежду. Для маленьких детей придуманы специальные пластиковые вилки и ножи. У них нет острых лезвий и зубцов, так что ребенок не нанесет себе травмы, а яркая расцветка вызовет интерес.
4. За столом следует сидеть ровно, нельзя раскачиваться на стуле и мешать другим, сидящим за столом. Недопустимы крики и громкие разговоры.
5. Важным моментом в процессе обучения ребенка хорошим манерам за столом является запрет на игры с пищей. Нужно объяснить детям, что такое поведение неприемлемо, и нельзя размазывать еду по столу.
6. После еды нужно поблагодарить за вкусный обед и попросить разрешение выйти из-за стола. Одним из способов научить ребенка правильной сервировке является привлечение его к процессу накрывания стола. Пусть малыш помогает расставлять тарелки и раскладывать столовые приборы.
7. Самое главное – быть терпеливым и не повышать голос. Возможно, ребенок не с первого раза поймет непривычные для него правила, но не стоит опускать руки и нервничать. Пример других членов семьи поможет ему быстрее адаптироваться и правильно себя вести.
Необходимо мыть руки перед едой так как
2. На руках живет больше всего бактерий.
Большинство бактерий на человеческом теле сосредоточено на волосах и руках. При этом на руках прячется в среднем 840 000 различных микроорганизмов. Большая часть из них существует под ногтями, на боковых частях ладоней и в складках кожи.
3. На чистой коже рук микробы гибнут буквально в течение 10 минут. А если руки грязные, микробы выживают в 95% случаев. И к тому же могут активно размножаться!
5. Также ученые обнаружили, что на левой и правой руке живут совершенно разные микробы.
6. При первом намыливании смываются микробы с кожи. При втором, нас покидают микробы из открывшихся пор.
7. На пористых поверхностях бактерии могут жить до 48 часов. Руки обычного офисного работника в повседневной жизни соприкасаются с 10 миллионами различных бактерий.
11. Частое мытье рук убивает полезные микроорганизмы
На руках живут не только болезнетворные, но и вполне себе миролюбивые бактерии, которые защищают наш организм. К сожалению, слишком частое мытье рук приводит к их гибели. К тому же из-за контакта с моющими средствами, на коже могут образоваться трещинки, которые становятся своего рода «входными воротами» для инфекций. Однако это не значит, что стоит мыть руки всего пару раз в сутки — их необходимо мыть по мере загрязнения.