литературное родство моего персонажа с этим героем с самого начала было для меня бесспорным
Биография
Андрей Сергеевич Некрасов — советский писатель, прозаик, очеркист. Родился в 1907 году в Москве. Родился в семье врача. Увлекался чтением приключенческой литературы, в частности «Путешествиями Марко Поло», что пробудило интерес к странствиям. Ребенком Некрасов переболел полиомиелитом, левая нога прихрамывала. Но, вопреки обстоятельствам, Некрасов после окончания в 1924 средней школы поступил на московскую трамвайную станцию, работал чернорабочим, монтером.
В 1926 году переехал в Мурманск и поступил матросом на рыболовецкое судно, начал вести записи «об интересных случаях, участником и свидетелем которых приходилось быть». Затем плавал на различных судах в районах Крайнего Севера и Дальнего Востока. С 1928 начал печатать отдельные заметки, стихи (стихи подписывал псевдонимом Топе). В журнале «Борьба миров» (1930. №2. С.47-56) Некрасов опубликовал свой первый серьезный рассказ «Из-за Ваера» о героях Северного моря и поступил на должность литературного секретаря журнала «Смена». Но тяга к активной жизни заставила молодого журналиста отказаться от редакторского кресла.
В 1930 Некрасов участвовал в перелете «Москва — Дальний Восток» с известным летчиком М.В.Водопьяновым. В конце 1920-х — начале 1930-х будущий писатель «бурил нефть на Сахалине, мыл золото на Амуре, был китобоем морского зверя на Шантарском море». Сдав экстерном экзамен на штурмана, 2 года занимался на Тихом океане организацией китобойной промышленности. В 1933 окончил Владивостокский морской техникум. В этом же году назначен заместителем начальника морского управления треста «Дальморзверпром».
В 1935 вышел первый сборник рассказов Некрасова «Морские сапоги», посвященный трудовым будням моряков и рыбаков Дальнего Востока. Популярность пришла к Некрасову с выходом повести «Приключения капитана Врунгеля». Во время совместной с Б.С.Житковым работы над книгой о С.М.Кирове Некрасов рассказал ему о своем давнем знакомом А.М.Вронском, возглавившем первый китобойный трест на Дальнем Востоке. Этот удивительный рассказчик развлекал на досуге своих друзей выдуманными историями о морских приключениях. Житков подсказал Некрасову мысль написать небольшую повестушку о капитане, который рассказывает о своем кругосветном плавании и «к былям небылиц без счету прибавляет». В дневниках отмечена точная дата рождения идеи повести: «Случилось это в Москве, на Таганке, 22 декабря 1934 года, в 4 часа утра». Имя литературного героя — Врунгель Христофор Бонифатьевич — родилось не сразу. Некрасов точно знал, что в основе фамилии должен лежать глагол «врать» или один из его синонимов. «После недолгих поисков возникла простая ассоциация: барон Мюнхгаузен (литературное родство которого с героем будущей повести с самого начала было для меня бесспорным), барон Врангель (знаменитый русский моряк, именем которого назван большой остров в Восточной Арктике) и, как производная из этих двух имен, капитан Врунгель». В то же время писатель Н.В.Богданов убежден, что одним из прототипов капитана Врунгеля можно считать и самого Некрасова, который слыл в редакционной среде «морским волком» и неизменно веселил сотрудников рассказами-байками.
В 1937 появился журнальный вариант книги, который был втрое короче первоначального и печатался в виде рисунков-комиксов. Несомненной удачей стало то, что рисунки к повести сделал известный художник К.П.Ротов. В 1939 вышло отдельным изданием книги. В нем были сняты редакторские правки, искажения текста, присущие журнальному варианту. Неоднозначно оценила книгу Некрасова критика 1930-х. В журнале «Детская литература» были помещены две противоположные рецензии. Л. Кассиль отозвался о повести одобрительно, верил, что ей суждено долгая жизнь, считая ее книгой «для тех, кто любит шутку и ценит затейливую прелесть небылиц, кто примечает истинный жизненный смысл в смешных несуразицах». И. Рахтанов предрекал повести Некрасова скорое забвение, назвав ее в ряду «скороспелок, печального, но трудно-искоренимого в жизненной практике явления». Через 30 лет этот же критик иначе отозвался о «Врунгеле», включив повесть в разряд «немеркнущих книг, таких, которым суждено долгая и счастливая жизнь».
В 1937 г. Некрасов был помощником первого секретаря Днепропетровского обкома ВКП(б) и стал жертвой набиравшей обороты машины репрессий. После осуждения он отбывал срок в Норильлаге, в 1953 г. был освобожден и в том же году опубликовал сборник рассказов «Завидная биография». Ему также принадлежит повесть «Судьба корабля» (1958), ряд научно-популярных книг. В 1958 вышло 2-е издание книги про капитана Врунгеля, в которое добавлены некоторые рассуждения Врунгеля и «Толковый морской словарь для бестолковых сухопутных читателей». В 1941 Некрасов добровольцем ушел на фронт, служил в пехоте и в авиации. После войны вышли сборники рассказов «Завидная биография» (М., 1953), «Судьба корабля» (М., 1958), «Мы были на Диксоне» (Красноярск, 1960), в которых отражена история страны. До последних дней Некрасов был членом редколлегии журнал «Пионер» и литературно-художественный альманах «Океан». Некрасов умер в 1987 году, в возрасте 80-ти лет.
Литературное родство моего персонажа с этим героем с самого начала было для меня бесспорным
Слово герой имеет в словарях три основных значения: исключительный по смелости и доблести человек; действующее лицо литературного произведения; человек, рельефно выражающий свою среду или эпоху, свое время, типическое лицо.
Исключительные персонажи были героями мифов и эпических произведений. Печорин является героем во втором и третьем значении слова. Однако привычное восприятие героизма приводило уже к психологическим парадоксам, к парадоксам восприятия.
Ссыльный декабрист В. К. Кюхельбекер, прочитавший роман уже после смерти Лермонтова, оставил высокую оценку романа и резкий отзыв о герое времени: «Лермонтова роман – создание мощной души: эпизод „Мери» особенно хорош в художественном отношении: Грушницкому цены нет – такая истина в этом лице; хорош в своем роде и доктор; и против женщин нечего говорить… и все-таки! Все-таки жаль, что Лермонтов истратил свой талант на изображение такого существа, каков его гадкий Печорин» (В. К. Кюхельбекер. Дневник. 8 августа 1843 года).
Однако еще один парадокс восприятия романа в том, что сходным образом воспринял главного героя император Николай I, постоянный недоброжелатель своего строптивого подданного. Он писал жене 12/24 июня 1840 года (написанное по-французски письмо стало известно в России через немецкий перевод одного историка): «Я прочел „Героя» до конца и нахожу вторую часть отвратительной, вполне достойной быть в моде. Это такое же преувеличенное изображение презренных характеров, которое находим в нынешних иностранных романах. Итак, я повторяю, что, по моему убеждению, это жалкая книга, которая обнаруживает большую испорченность сочинителя. Характер капитана хорошо намечен. Когда я начал эту историю, я надеялся и радовался, что, вероятно, он будет героем нашего времени, потому что в этом сословии есть гораздо больше настоящих людей, чем среди тех, кого обыкновенно так называют. Господин Лермонтов был неспособен провести в жизнь этот благородный и простой характер и замещает его негодными, весьма мало привлекательными личностями, которых, если бы они и существовали, следовало бы оставить в стороне, чтобы не возбуждать отвращения».
Максим Максимыч, простой офицер с его нерассуждающим добродушием и привычкой повиноваться, конечно, казался императору идеальным подданным.
Лермонтов понимает этого героя и рисует его с большой симпатией. «Печорин и Максим Максимыч – вот две полярные точки, которыми определяется размах его духовных колебаний» (Ю. И. Айхенвальд. «Памяти Лермонтова»). Но все-таки Максим Максимыч, Вернер, женщины, оставаясь полноценными характерами, лишь оттеняют, подсвечивают образ настоящего героя времени.
Уже В. Г. Белинский заметил: «Вообще, хотя автор и выдает себя за человека, совершенно чуждого Печорину, но он сильно симпатизирует с ним, и в их взгляде на вещи – удивительное сходство» («Герой нашего времени»). Действительно, многие стихотворения Лермонтова, прежде всего «Дума», кажутся страничками из дневника Печорина.
Однако между автором (которому формально принадлежит только предисловие ко всему роману) и героем находится еще, как мы помним, Рассказчик 1 из «Бэлы» и «Максима Максимыча». Он, в свою очередь, оказывается близок как герою, так и Автору романа. Печорин, Рассказчик, Автор образуют узкий круг посвященных, понимающих друг друга с полуслова.
Портреты Грушницкого и доктора Вернера в «Журнале Печорина» строятся по тому же самому методу, по какому написан портрет самого Печорина: здесь есть и движение от внешних деталей к внутреннему облику, и обнаружение противоречий, парадоксов характера.
Повторная встреча Рассказчика с Максимом Максимычем сопровождается многозначительной деталью: он и штабс-капитан встречаются как старые приятели, хорошо проводят сырой и холодный день за бутылкой вина, курят трубки, но это и есть то немногое, что их объединяет: «Мы молчали. Об чем было нам говорить. Он уж рассказал мне об себе все, что было занимательного, а мне было нечего рассказывать. Я смотрел в окно. Множество низеньких домиков, разбросанных по берегу Терека, который разбегается шире и шире, мелькали из-за дерев, а дальше синелись зубчатою стеной горы, и из-за них выглядывал Казбек в своей белой кардинальской шапке. Я с ними мысленно прощался: мне стало их жалко…» («Максим Максимыч»).
Но ведь точно таким же бывал в отношениях с Максимом Максимычем Печорин: «Бывало, по целым часам слова не добьешься». Сходным созерцательным, грустным взглядом смотрит он на природу: «Я завернулся в бурку и сел у забора на камень, поглядывая вдаль; передо мной тянулось ночною бурею взволнованное море, и однообразный шум его, подобный ропоту засыпающего города, напомнил мне старые годы, перенес мои мысли на север, в нашу холодную столицу. Волнуемый воспоминаниями, я забылся…» («Тамань»).
Кажется, эти пейзажи видит и описывает один и тот же человек!
Но точно так же близок оказывается вымышленный Рассказчик автору, самому Лермонтову. «Может быть, некоторые читатели захотят узнать мое мнение о характере Печорина? Мой ответ – заглавие этой книги. „Да это злая ирония!» – скажут они. – Не знаю», – говорит Рассказчик в Предисловии к «Журналу Печорина».
«Герой Нашего Времени, милостивые государи мои, точно, портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии, – подхватывает Лермонтов в первом предисловии, написанном уже после окончания романа и критической реакции на него. – Но не думайте, однако, после этого, чтоб автор этой книги имел когда-нибудь гордую мечту сделаться исправителем людских пороков. Боже его избави от такого невежества! Ему просто было весело рисовать современного человека, каким он его понимает и, к его и вашему несчастью, слишком часто встречал. Будет и того, что болезнь указана, а как ее излечить – это уж Бог знает!»
Не знаю – Бог знает – вот окончательные ответы на вопрос о смысле изображенного характера.
Несмотря на все попытки, Печорин так и уходит из романа неразгаданным. Он и сам до конца не понял себя. Но самое главное в том, что Рассказчик и даже автор романа не претендуют на абсолютное всезнание. Лермонтов с максимальной полнотой и правдивостью рисует объективный характер, поэтому «Герой нашего времени» не только психологический, но и реалистический роман.
Лермонтов создавал образ Печорина не как ответ, а как вопрос. Однако подлинный Автор все-таки видит и знает больше героя. Ответы на поставленные в романе вопросы находятся в созданном Автором романном мире, существующем вокруг Печорина. Этот мир живет по своим законам и отчасти компенсирует одиночество, разорванность сознания героя, дает ответ на его безответные вопросы.
Печорину оппонируют не конкретные люди. Никто, даже Вернер, не оказывается ему вровень. Словом, с которым связан эффект оправдания, владеет только главный герой. Но воспроизведенный в романе мир в целом противостоит печоринскому безрадостному скептицизму и беспощадному анализу.
В этом мире есть люди и ценности, противостоящие индивидуализму и безверию героя: любовь Бэлы, княжны Мери и Веры, преданность простодушного Максима Максимыча, трезвый взгляд первого Рассказчика, который, кажется, лучше всех понимает героя, но почти ничего не говорит о себе. Есть, наконец, без всяких оговорок, прекрасная природа : горная река, далекий парус в море, месяц и звезды над спящей станицей, дальняя дорога – те самые детали смиренной родины и экзотического Кавказа, которые излечивали и внушали надежду автору стихотворений «Родина», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Валерик» («Я к вам пишу, случайно, право…»), «Выхожу один я на дорогу…». Созерцание природы временами примиряет с жизнью и самого Печорина, заставляет его забыть о мучительной рефлексии, увидеть в мире гармонию и красоту. «Весело жить в такой земле! Какое-то отрадное чувство разлито во всех моих жилах. Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка; солнце ярко, небо сине – чего бы, кажется, больше? – зачем тут страсти, желания, сожаления?»
Это размышление опять сближает героя с автором:
И с грустью тайной и сердечной
Я думал: жалкий человек.
Чего он хочет. небо ясно,
Под небом места много всем,
Но беспрестанно и напрасно
Один враждует он – зачем?
( «Я к вам пишу, случайно, право…», 1840 )
Отрицая мир человеческий, не видя, в отличие от «людей премудрых» и лирического героя стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива…», в небесах Бога, Печорин не может избавиться от обаяния Божьего мира.
Какого героя литературного произведения или фильма вы бы могли назвать родственной душой?
В сочинении Вы сделали попытку порассуждать над предложенным вопросом. Работа самостоятельная, личностная- это её сильная сторона. Вместе с тем следует обратить внимание на некоторые моменты.
Вы очень категоричны в своих суждениях. Кто эти «мы» и «каждый из нас», которые настолько несамостоятельны и не ориентруются в жизни, потому им «инструкцию не выдали»?
Уходите от обобщений «все» и «каждый»: люди разные. Откуда Вы можете знать, как поступают люди «всю свою жизнь»: «сравнивают себя с кем-либо»или нет?
В соответствии с критериями проверки итогового сочинения ваша работа оценивается следующим образом:
К1 (соответствие теме) + 1 балл.
Мария, были колебания в том, ставить ли балл по этому критерию.
Непонятно самое главное: чем близки Вам Андрей Болконский и Григорий Александрович Печорин (обратите внимание, что автор называет его так, а не по имени)?
«Герой времени» «очарователен пустотой»? Вы хотите этим быть похожим на Печорина?
Болконский прожил не зря-верно. А чем это родственно Вам, человеку молодому, которому истина пока не открылась?
К 2 (наличие литературного аргумента) + 1 балл.
Прекрасно, что Вы берёте два произведения: так доказательство имеет шанс быть более убедительным.
Чувствуется, что представления о героях Вы имеете, пытаетесь анализировать поступки персонажей, но делаете это сумбурно. Две больших проблемы работы- отсутствие логики и неумение грамотно выразить мысли, которые, безусловно, у Вас есть.
Приведу примеры ошибок.
Родственная душа – это тот, кто притягивает нас своей энергетикой. Безусловно, таких людей может быть множество, да и не только людей. У каждого в голове заложено с определённого возраста восприятие мира, а также человечества в целом. Именно на этом пороге мы выбираем к кому как относиться, всю свою жизнь сравниваем себя с кем-либо, находя подходящего человека. Так почему же мы сопоставляем себя с теми или иными людьми? Мне кажется, потому что никто не давал никому инструкцию к жизни, и поэтому каждый из нас ищет смысл даже в различных личностях. |
1. В свое время он поразил меня до глубины души. 2. Все мои любимые персонажи связаны тонкой нитью от сердца к сердцу. 3. В них есть много схожего, например, поиск себя в этом мире. |
Герой стал пустым, и в пустоте этой он очарователен. НЕТ СВЯЗИ Безумно сильное впечатление произвел эпизод, в котором этот, хладнокровный, скучающий и не видящий ничего стоящего вокруг, персонаж, рыдая, понимает, что любовь все-таки была в его сердце. НЕТ ПЕРЕХОДА Родственная душа – это то, что важно и нужно каждому. |
Не имеет значения, где найдется этот лучик света, главное, что он поможет двигаться по жизни увереннее и счастливее. Надеюсь, что всем в этом мире удастся достичь успеха и отыскать именно того, кто поймет и станет вам путеводной звездой. |
Думаю, каждый человек ответит на этот вопрос по- свое му. Попытаюсь дать свое определение этому понятию. Родственная душа – это тот, кто притягивает нас своей энергетикой |
Про него я могу сказать так: кто не был любим, так и не будет играючи ; на мой взгляд, эти слова четко и ясно характеризуют этого персонажа. |
К5 (грамотность) + 1 балл
. не может принять пустое существование без цели и усилий над постижением этого мира |
Мне импонируют сила воли и нескончаемое желание понять все тайны и смысл мироздания этого персонажа. |
Общий вывод по работе
Итак, Мария, ваше сочинение оценивается на «зачет», однако следует тщательно поработать над логикой и речью. Обратите внимание на сочетаемость слов.
Приключения капитана Врунгеля
Персонажи
Поиск персонажей
Группы персонажей
Главный антагонист бандитов. Расследует похищение Венеры.
Главный злодей книги.
Спикера яхт-клуба и одновременно шефа гангстеров.
Гангстер. Подручный Арчибальда Денди.
Гангстер. Подручный Арчибальда Денди.
Серебряный призер регаты.
Старший помощник капитана. Огромного роста и силы молодой моряк. Простодушен, наивен, исполнителен, но все приказы понимает буквально. Имеет тонкий нюх на спиртное. Превосходный кулинар.
Нанят Врунгелем в качестве матроса. Профессиональный карточный шулер.
Полный, невысокий человек. Опытный моряк, солидный, рассудительный, не лишён изобретательности. Преподаёт навигацию в мореходном училище.
Какого героя литературного произведения или фильма вы бы могли назвать родственной душой? (Итоговое сочинение (декабрьское))
Какого героя литературного произведения или фильма вы бы могли назвать родственной душой?
Кого можно назвать родственной душой? Всякий по-своему ответит на этот вопрос. Я думаю, что моя родственная душа это тот, кто схож со мной своей энергетикой, имеет схожие интересы и взгляды на жизнь. На протяжении всей своей жизни каждый человек, так или иначе, сравнивает себя с другими. С некоторыми могут найтись сходства, а другие могут показаться полностью противоположными. И это нормально, ведь все мы очень разные. Но бывает так, что мировоззрение у людей совпадает настолько, что создаётся впечатление, что этот человек не отдельный индивид, а часть тебя, часть твоей личности. И я хочу аргументировать свою позицию примером из читательского опыта.
Лично моей родственной душой является Пьер Безухов из романа “Война и мир” Льва Николаевича Толстого.
Этот персонаж является воплощением духовных исканий. Он мечется, не зная что хочет от жизни. Он примеряет на себя множество ролей, ни одна из которых ему не подходит. После смерти отца он получил большое наследство, но это его не особо радовало, так как он не до конца понимал как правильно ими распорядиться. Он был не особо хозяйственным и даже не смог закончить начатые в своём имени преобразования. Также он не нашёл себя и в семейной жизни с Элен Курагиной, так как они были слишком разные. Пьер прекрасно понимал, что совершил огромную ошибку, женившись на ней. Он не раз разочаровывается в людях, причиной чего являлась его наивность, из-за которой он не видел истинного лица людей. Так, например, он очень огорчился, узнав, что Элен изменяет ему с Долоховым так открыто. Но в то же время Пьер был очень добрым, преданным, искренним и отзывчивым человеком, а также настоящим другом. Он стал прекрасным мужем для Наташи Ростовой потому что нашёл в ней по-настоящему родственную душу. Мне очень импонирует его простодушие и доброта. И я очень рада, что в конце концов у него все сложилось наилучшим образом.
Родственная душа-это то, что очень важно иметь каждому человеку. Особенно хорошо когда удаётся её найти в реальной жизни, ведь такой человек всегда может подобрать ключик к твоему сердцу, сможет понять и поддержать когда это особенно нужно.
Требование №1. Объём итогового сочинения.
Количество слов: 343.
Требование №2. Самостоятельность написания итогового сочинения.
Критерий № 1 «Соответствие теме»
Критерий № 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала»
Приведен один пример из литературы.
Критерий № 3 «Композиция и логика рассуждения»
Критерий № 4 «Качество письменной речи»
Критерий № 5 «Грамотность»
Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ
Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.