Э дюркгейм считал что социология должна изучать
Социология Дюркгейма
Вы будете перенаправлены на Автор24
Особенности социологической мысли Э. Дюркгейма
Эдмонд Дюркгейм является известным французским социологом, который в какой-то степени разделял идеи позитивистской социологии, хотя он выступал против идеи биологизации социологии, которая была активно поддерживалась Огюстом Контом. Дюркгейм обладает большим количеством социологических работ, а одной из самых ключевых является обнародованная в 1898 году книга «Метод социологии». В отличие от марксистских доктрин, теория Дюркгейма уделяет больше внимания субъективному аспекту социальной деятельности, которая разворачивается в рамках общества.
Дюркгейм уделает особое внимание структуре социологии. Он считает, что она включает в себя несколько больших частей, которые касаются специфики разных областей:
Подобно анатомии человека, социальная морфология изучает внутреннее устройство общества, а также структуру его социальных органов. Часто организм общества похож на органы человека: отдельные его части выполняют определенные функции. Это и социальные институты, и его население, его плотность и возможности для размещения, а также социальные классы и слои, которые обладают своими социально-демографическими и количественными характеристиками. Социальная физиология играет важную роль, так как она изучает социальную деятельность отдельных социальных институтов, которая связана с социальными сферами.
Все это многообразие приводит к возникновению новых ветвей социологии, таких как экономическая социология, социология религии, социология семьи и брака. Каждое из этих направлений изучает узкие сферы жизни, которые имеют важное значение в человеческом существовании, поскольку они позволяют успешно социализироваться, войти в профессиональную сферу, получить образование, регулировать свои финансы и участвовать в разных видах взаимодействия с другими членами общества. Что касается общей социологии, которую Дюркгейм также назвал теоретической, она устанавливает более общие социальные законы функционирования общества, которые могут быть универсальными и приспособленными к различным социальным взаимоотношениям и взаимодействиям, происходящим в современном мире.
Готовые работы на аналогичную тему
В работах Дюркгейма социология является наукой о социальных фактах и обладает своим уникальным предметом — особой реальностью, состоящей из разнообразных социальных фактов. Среди них морфологические и духовные факты.
Морфологические факты включают плотность населения, наличие коммуникационных маршрутов между населенными пунктами, которые обеспечивают связь между жителями определенной территории, а также структуру поселений, которые находятся на определенных территориях.
Что касается духовных фактов, они включают в себя религию, моральные установки, ценности и право каждого человека выражать свои идеи и мыслию
Строго следует отметить, что Эмиль Дюркгейм уделял большое внимание методологическим принципам теоретической социологии. Он подчеркивал, что социальные факты должны рассматриваться как объекты, обладающие своими уникальными чертами и свойствами.
Также он придавал превалирующую значимость социальной реальности над индивидуальной, ориентируя людей на изучение общей деятельности и адаптацию своей реальности под общие тенденции и перспективы развития. Кроме того, он настаивал, что социологический метод должен быть обязательным для применения во всех областях общественных наук, чтобы доказать свою силу и самостоятельность.
Социологизм Э. Дюркгейма
Согласно исследованиям Эмиля Дюркгейма, мы пришли к выводу, что общество представляет собой совокупность социальных фактов и взаимоотношений между ними.
Объектом изучения социологии являются те самые социальные факты, которые воплощены в социальных явлениях и могут быть доступны для наблюдения и оценки исследователя. Это может включать брак и семью, общественные группы, политические партии, движения и профессиональные коллективы.
Суть социальных фактов заключается в коллективных представлениях людей, которые отражают отношение к определенному социальному явлению.
Понятие «социологизм» представляет собой общий термин, отражающий сущность и особенности теории и методологии социологии Эмиля Дюркгейма. Оно включает два основных аспекта, которые имеют важное значение для исследования социологии:
1) Онтологический аспект, который включает социальную реальность и общество, которые являются особым типом реальности. Они автономны в отношении других реальностей, и состоят из социальных институтов и групп, которые постоянно взаимодействуют, развиваются и изменяют окружающую действительность под влиянием изменений, происходящих в экономической, политической, социальной и духовной сферах.
2) Методологический аспект, вытекающий из онтологического, предполагает, что социология является частью природы и аналогична природным и гуманитарным наукам. Индивид не принадлежит только себе, он действует во благо других членов общества, с учетом их прав и свобод. Социальные факты считаются объективной реальностью, имеющей особенности и способность взаимодействовать друг с другом. В противоборстве возникают новые социальные процессы и факты.
Социологические взгляды Э.Дюркгейма. Предмет и место социологии. Понятие аномии и солидарности. Исследование самоубийств. Социология религии
Эмиль Дюркгейм (1858-1917) – французский социолог, который представлял классическую позитивистскую школу.
Р. Декарт (рационалистическая методология), Ш. Монтескье (идеи детерменизма), И. Кант (учение об этике), В.Вунд ( основы экспериментальной психологии), О. Конт ( позитивизм), Г. Спенсер (структурный функционализм) и другие оказали влияние на социологические взгляды Дюркгейма.
Главные труды Дюркгейма в области социологии — «Элементы социологии» (1889), «О разделении общественного труда» (1893), «Правила социологического метода» (1895), «Самоубийство. Социологический этюд» (1897) и «Элементарные формы религиозной жизни. Тотемическая система в Австралии» (1912).
Дюркгейм одним из первых установил предмет изучения социологии как науку и разработал методологию социологических исследований. Он определил социологизм в качестве ключевого научного метода познания, разработал концепции механической и органической солидарности, заложил основы социологии религии и провел анализ причин возникновения самоубийства.
Дюркгейм рассматривал социум как относительно целостную систему социальных фактов, которые взаимодействуют между собой. Он определял социальный факт как «социальный институт», состоящий из субъективной и объективной частей. Этот дуализм играет ключевую роль в определении сущности человека и общества. Общество функционирует с помощью развития коллективного сознания и коллективных представлений.
Социология Дюркгейма
Дюркгейм признавал социологию высшим круговоротом познания и ставил ее наряду с естественными науками.
Дюркгейм изобрел структуру социологии, которая включает в себя следующие компоненты:
Дюркгейм четко определил предмет социологии, выделяя в качестве предмета социальные факты (социальные институты), которые представляют собой наблюдаемые объективные явления: семья, общественные группы и т.д. Социальные факты формируют «коллективные представления» и включают в себя как сознательную (субъективную), так и материальную («объективную») компоненту.
Э. Дюркгейм выделил два типа факторов, которые определяют поведение индивида:
Коллективные представления формируются в общественном сознании (правом, моралью, искусством и религией). Они могут способствовать укреплению социальных связей («нормальные») или приводить к социальной аномии («патологические»).
Социологический подход Дюркгейма предполагает рассмотрение социальных фактов как «вещей» и изучение их опытным путем, как это делается в естественных науках.
Основными принципами социологического подхода к изучению социального явления являются:
В обществе по Дюркгейму взаимодействуют индивиды, которое существует в соответствии с собственными законами: группа мыслит и действует иначе, чем ее члены по отдельности. Таким образом, Дюркгейм сделал вывод о первичности социального и вторичности индивидуального.
Поведение личности определяется степенью социальной связанности общества, и в личности взаимодействуют две оси: социальная и индивидуальная. При снижении социальной связанности личность теряет ценностные ориентиры, что приводит к аномии.
Механическая и органическая солидарность
В своей работе Дюркгейм выделил два типа солидарности:
Однородная солидарность, которая основана на схожести убеждений, слабее многообразной солидарности, которая основана на разнообразии взглядов и занятий, так как однонаправленная связь всегда слабее многонаправленной. Несмотря на отрицательные последствия, Дюркгейм отмечал, что аномальное социальное поведение и преступность являются нормальными явлениями, способствующими прогрессу.
Дюркгейм идентифицировал следующие основные причины разделения труда в качестве основы органической солидарности:
В своих исследованиях Эмиль Дюркгейм выделял две формы разделения труда:
Введя понятие «нравственного здоровья» в обществе для описания стремления общественного идеала, способного объединить социальную группу в ее устремлениях к общим целям для всех ее членов, Дюркгейм полагал, что аномия — это болезнь, которой «страдает прежде всего общество, которое не может существовать без согласованности и стабильности». Аномия наступает, когда дисциплинарные механизмы не соответствуют органическим связям в социальной группе, и регуляция поддерживается только силой объективных механизмов, потерявших опору в традиции, или когда возникает другой тенденция, связанная с ослаблением солидарности, нарушение связующих сил, что приводит к дисорганизации: люди, зная о существующих обязательных нормах, относятся к ним негативно или равнодушно.
Следовательно, Эмиль Дюркгейм утверждает, что нормальное состояние общества должно строиться на профессионализации, специализации функцам, развитой экономической планировке. Ненормальное состояние общества связано с усилением противоречий между трудом и капиталом, анархическим производством и рассматривается им как болезнь капитализма, которая включает аномию ( то есть дизинтеграцию общества и личности, отсутствие четкой моральной регуляции поведения ыединенцев), социальное неравенство, неукротимую конкурентную борьбу, классовые конфликты и т. д. Преодоление данных заболеваний может быть достигнуто только в результате мирного разрешения конфликтов, ослабления борьбы и конкуренции, закладывая установление правил, которые искренне регулируют социальные взаимоотношения между классами, введя концепцию справедливости и социального равенства в соответствии с «отдавать чести по достоинству».
Исследование самоубийств
Дюркгейм в своём труде «Самоубийство: социологический анализ» представляет исследование множества различных факторов, связанных со случаями самоубийств, через социологическую призму:
Основной причиной увеличения числа самоубийств Дюркгейм считает «отцепление личности от семейно-бытовых, национальных, экономических, политических и религиозных общественных групп». Иными словами, самоубийства совершаются индивидуумами в качестве членов социальных групп.
Дюркгейм выделяет следующие закономерности самоубийств:
Э. Дюркгейм определял следующие типы самоубийств:
Также Дюркгейм предоставляет статистические данные, которые показывают, что наибольший процент суицидов отмечается среди протестантов, разведённых и вдовствующих людей в периоды экономических кризисов. Исходя из этих данных, социолог утверждает, что протестантская религия, небольшие семьи, экономические кризисы и социальные условия, приводящие к потере личностью социальных связей со своей группой, повышают вероятность самоубийства.
Социология религии
Основной целью религии является «вспомоществование человеку в жизни», благодаря чему она устанавливает социально допустимые образцы поведения, а также поддерживает «сдерживание эгоистичных порывов личности».
По мнению Дюркгейма, именно религия породила мораль, науку и искусство. Социолог предложил бесбожничестве теорию религии. Дюркгейм подчеркнул, что изменения в условиях жизни людей приводят к замене одних религиозных верований и обрядов на другие.
Эмиль Дюркгейм и его главные идеи о социологии как отдельной науки существенно изменили ситуацию. Французский ученый сделал самый значительный вклад в изучение социальных отношений.
Личность Эмиля Дюркгейма
Родившийся в 1858 году в Франции, будущий философ вырос в семье с древней религиозной традицией, где все мужчины служили раввинами. Начнется ли судьба Эмиля Дюркгейма так же, как и его родственников? Они получали образование в еврейской школе, однако молодой Дюркгейм решил отойти от традиций и изучить мир, не связанный со служением богу.
В 1879 году переехав в Париж, он не сразу поступил в университет, но с третьей попытки все же смог пройти в вуз. Был ли философ эрудированным с первых шагов? Пронаблюдав и изучив возможности учебного заведения, Дюркгейм познакомился с разными видами наук:
В его голове сталы стало созревать время еще одной новой дисциплины, официальной науки о обществе. Философ верил в целостность данного направления и надеялся шагнуть на еще один уровень роста и узнать что-то новое. Окончив учебные заведения с образованием, получение чего можно было только юношей разнообразной еврейских ритуалов, посвящает свой талант преподаванию философии. Несколько лет спустя философ отправился в командировку в страну, где стал крупным ученым.
По возвращении в Францию его жизнь стала насыщенной. Именно тогда начался период наибольшей активности в жизни известного ученого:
Также он являлся успешным оратором и пользовался прекрасной славой и постоянными участиями на научных конференциях. Философ разделял участи и намерения людей. Информированность была его способностью, растущими сложностями и неуклонностью на дороге.
Особую роль в жизни любой личности занимает таинство. Оно всегда прожигала реальности
Эти слова были самого известного справедливости между родственники имени Дюркгейма и вознаграждаемых к сажаютю политики в их адрес.
Вдобавок, тс холиндности его дна заказала главные учебники и исследования данных, оставив свежий след для новых исследовательских трудов. Сын и любитель с экспертами этого ухода Немецкая без своего лита. Однако Благодарю свою декурь, которую вы скоро получите от вашего французского, я изыреть свое будущее..
Основные труды философа
Думается сегодняшним специалистам, что заслуги Эмиля Дюркгейма в области социологии нельзя переоценить. Он первым дал основания для изучения и методологии этой науки, а также изучил религию и проблему самоубийства.
Социология у дюркгеймизма
Основные принципы теории Эмиля Дюркгейма выражены в его книге «Социология: ее предмет, метод, предназначение». Философ считал, что наука о функционировании общества является высшей формой познания. Он разделил весь дисциплинарное поле на три составляющие:
Дюркгейм полагал, что социология должна изучать общественные факторы, являющиеся предметом изучения этой науки. Философ выделял морфологические и духовные факторы. Сюда можно отнести плотность населения и способы коммуникации между социальными группами в первом случае и религию, морализацию, культурные традиции во втором. Выделение наиболее или менее важных факторов невозможно, так как они имеют одинаковое влияние на развитие человека.
Дюркгейм предложил рассматривать социальные факторы как материальные объекты.
То есть используя методы наблюдения, сравнения и всестороннего анализа. Материалистический подход он ученый категорически отвергает.
В соответствии с философской концепцией общество является системой взаимодействий между индивидами. Поведение отдельных личностей определяется степенью сплоченности общества и созданными ценностями и нормами. Общество превалирует над каждым индивидом. Утверждения и взгляды Дюркгейма соответствуют социологизму или направлению социального реализма.
Для прогрессивного общества характерна солидарность, то есть социальная сплоченность и принятие общих ценностей. Рейнионивальное единение можно охарактеризовать как аномию. По мнению Дюркгейма, это означает полное отсутствие законов и норм поведения.
Исследование природы суицида
В 1897 году автор книги «Самоубийство как явление в социалистическом обществе» преподнес уникальную работу по анализу феномена самоубийства, опираясь на психологические и социальные факторы. Он идентифицировал главный фактор этого явления – уровень интеграции личности в общество.
Автор выделил разные типы самоубийств:
Кроме этого, Эмиль Дюркгейм описал детальную статистику случаев самоубийства и выявил ряд интересных фактов. Например, он обнаружил, что уровень самоубийств среди протестантов, вдов и разведенных людей довольно высок. Количество случаев самоубийств также возрастает в периоды войны, революции и экономического кризиса. Жители городов имеют большую склонность к самоубийству по сравнению с населением сельской местности. Учение о природе самоубийства и сегодня применяется психологами всего мира.
Проблемы религии
Особо следует отметить, что религия имела огромное влияние на развитие личности Эмиля Дюркгейма, как можно видеть из его краткой биографии. Хотя он не стал раввином, он всегда поддерживал еврейскую общину и с огромным уважением относился к их обычаям и традициям. Он сам был агностиком по своим убеждениям, не верящим в существование бога, но одновременно он признавал важную роль религии в формировании основ морали и нравственности.
В 1912 году Дюркгейм опубликовал свою книгу «Элементарные формы религиозной жизни», в которой он детально описал основные виды верований. Он считал, что основная цель религии заключается в помощи человеку.
Влияние Эмиля Дюркгейма на развитие западной социологии нельзя недооценивать. Вместе с Огюстом Контом, Карлом Марксом и Максом Вебером он является одним из основоположников этой науки. Его труды до сих пор широко применяются при анализе различных аспектов общества. Представленные материалы могут быть использованы при написании курсовых работ или рефератов об идеях Эмиля Дюркгейма в области социологии.
Социологизм Эмиля Дюркгейма
Социологическая деятельность французского ученого Эмиля Дюркгейма началась в 90-е годы XIX века и он является первым профессиональным социологом. В Бордском университете он организовал первую в Европе кафедру социологии и создал один из первых социологических журналов — «Социологический ежегодник». В 1912 году Эмиль Дюркгейм создал кафедру социологии в Сорбонне и стал основателем первой профессиональной социологической школы в Европе. Его ученики и последователи играли ведущую роль во французской социологии до начала Второй мировой войны
Основная идея его концепции, называемой социологизмом, заключается в том, что социальное следует объяснять через социальное. Во-первых, в социологии запрещено использование натуралистических и психологических объяснений. Социальные явления нельзя свести к природным явлениям или психологическим факторам. Дюркгейм ясно заявляет о своей категорической неприемлемости психологизма: «Когда социальное явление прямо объясняется психическим явлением, можно с уверенностью сказать, что это объяснение ложно». Во-вторых, объяснение социального явления (факта) заключается в поиске другого социального явления (факта), которое является причиной этого явления. Дюркгейм утверждает, что у одного явления всегда есть только одна причина, вызывающая его появление. Более того, «каждому и тому же следствию всегда соответствует одна и та же причина», что в значительной степени схоже с естественными науками. Функциональное объяснение может дополнять причинное объяснение, раскрывая социальную полезность исследуемого явления и удовлетворенность социальной потребности, однако функциональное объяснение не замещает полностью причинное объяснение. В-третьих, строгое следование позитивному методу требует рассматривать все социальные факты и явления как вещи, то есть с внешней стороны. Главное требование к социологической науке состоит в том, чтобы «вместо того, чтобы заниматься метафизическими спекуляциями о социальных явлениях», были выбраны четко обозначенные группы фактов, на которые можно указать «как пальцем» и которым можно заранее определить начало и конец. Конт и Спенсер, а также другие исследователи, недостаточно решительно следовали этому требованию, в результате чего социальные факты в их рассуждениях и объяснениях были затуманены уже имевшимися в их головах метафизическими и обыденными представлениями. Требование рассматривать социальные факты с внешней стороны, как вещи, предполагает отказ от прежних и объективных толкований и позволяет исследователю искать научное объяснение, т.е. внешнюю объективную причину.
Социальные факты — это, прежде всего, человеческие поступки и действия, а основные причины можно найти среди объективных социальных фактов, обладающих принудительной силой относительно этих действий. Такие факты, в сущности, выражают давление общества как коллективной силы, давление социальной среды, то есть фактически — «давление всех на каждого». Во-первых, это создает устойчивую «основу коллективной жизни», архитектуру и морфологию общества. Дюркгейм отмечает некоторые важные составляющие этой основы: численность и распределение населения, типы поселений, число и характер сообщений, формы жилищ, но он не беспокоится о полноте списка. Для него гораздо важнее факты другого характера, конституирующие физиологию общества, а именно «образы действий», коллективные представления о социально правильном и функциональном поведении. И это важнее просто потому, что они своей природой являются первичными, поскольку сматериализированные «формы существования просто закрепляются образами действий». В архитектуре общества, его скелете, формах его существования, отливаются действия, которые, благодаря постоянным повторениям, становятся укорененными и традиционными. Дюркгейм объясняет: «Тип наших строений — это только способ, в котором привыкли строить дома вокруг нас и предыдущие поколения. Пути сообщения — это только русло, которое регулярно прорываетсяв одном и том же направлении для обмена и переселения».
Независимость социологии Дюркгейма обоснована самостоятельностью ее предмета, самой социальной реальности. Главным опорным пунктом этой реальности являются человеческие действия и поступки, из которых происходит все общественное в человеке и человечестве. Поскольку Дюркгейм создал божество, являющееся обществом, человеческие действия являются почвой, в которой это божество рождается и живет.
Теперь кратко расскажу о методах, которыми должна оперировать социология. Во-первых, она всегда должна следовать общим требованиям позитивного метода, сформулированным Контом и Спенсером. Согласно этим требованиям, социальный факт должен рассматриваться как объективно существующий явлением и изучаться с применением методов, принятых в других науках для изучения явлений природы. Один из таких методов — наблюдение. Очевидно, что можно наблюдать такие вещи, как количество и распределение населения, форма поселений, но такие понятия, как честь, достоинство, мораль невидимы глазу, они проявляются только в поведении людей. Для изучения коллективных представлений необходимы статистические методы. Дюркгейм, впервые в социологии, использовал метод статистических корреляций для выявления закономерностей, которые определяют человеческое поведение и устанавливают причинно-следственную связь или функциональную связь между явлениями. Изучение закономерностей осуществляется путем сравнения аналогичных явлений в различных обществах. Сравнительный анализ, по словам Дюркгейма, также позволяет определить распространенность исследуемых явлений и определить параметры нормы для них. Норма по распространенности определяется как «этот факт присутствует в большинстве обществ данного вида на соответствующей стадии их эволюции». Благодаря такому определению нормы, можно говорить о количественных характеристиках нормы уровня преступности, числа самоубийств, браков, разводов и т. д. для данного общества. Норму можно определить путем сравнения схожих обществ и сравнения характеристик между ними, чтобы определить качественные параметры, характерные для большинства. Это и есть норма, все, что выходит за эти границы, является свидетельством патологии, болезни общества.
Сам свой подход к изучению общества Дюркгейм демонстрирует в разработке теории эволюции общества, создании социологической теории определенного класса социальных явлений — суицида, исследовании происхождения первобытных религий, чтобы понять механизм формирования коллективных представлений в обществе. Первая книга называется «О разделении общественного труда» и была опубликована в 1893 году, в ней представлена концепция эволюции общества. Вторая его классическая работа — «Правила социологического метода», которая была опубликована два года спустя. В ней сформулированы основные принципы построения социологии как науки. Еще через два года была опубликована книга «Самоубийство. Социологический этюд», первая социологическая теория суицида. Намного позже, в 1912 году, была опубликована работа «Элементарные формы религиозной жизни». Эти четыре книги составляют основу социологии и делают Дюркгейма одним из ее ключевых основателей.
Поговорим о взглядах на эволюцию общества. Вместе с Контом можно сказать, что эта эволюция заключается в ограничении и искоренении нашего естественного эгоизма и распространении социальной солидарности. Дюркгейм стремится изучать солидарность объективно, т.е. он хочет показать, как именно образуется и функционирует солидарность. Он выявляет два типа солидарности в обществе. Один основан на схожести индивидуумов и групп между собой, в результате чего каждый человек полностью общается и взаимодействует с другими в рамках общества. Второй тип солидарности основан на разнообразии и специализации его частей, что приводит к взаимозависимости и соединению этих различных частей. В первом случае общество единодушно действует как механизмическое целое, состоящее из одинаковых элементов и компонентов. Во втором случае общество функционирует как органическое единство с разных органов, которые выполняют разнообразные, но согласованные функции. Первый тип солидарности Дюркгейм называет механическим, а второй тип — органическим.
В целом эволюция общества состоит в уменьшении роли механической солидарности и возрастании органической. Это справедливо как для человечества в общем, так и для каждого отдельного общества или цивилизации. Каждое новое общество начинает с преобладания механической солидарности и передвигается в сторону доминирования органической солидарности в процессе своего развития. Если сравнить более ранние и поздние общества на одних и тех же стадиях жизни, например, древнюю греческую цивилизацию с средневековой западноевропейской, то видно, что человеческая история развивается похожим образом по мнению Дюркгейма.
Хотя Дюркгейм движется в направлении, исчисленном органистической моделью Спенсера, он сам не придает большого значения этому. Несмотря на термин «органический», сравнения с организмом являются для него второстепенными. Основное внимание Дюркгейм уделяет различиям между типами солидарности, особенно характеру коллективных представлений и их влиянию на человеческое поведение.
Механический тип солидарности подразумевает, что общество полностью зависит от коллективных установок и вообще жизни каждого. В этом обществе все религиозно и все содержит в себе отдачу социального проявления, так и регулирование происходит детально. Право в целом сводится к наложению наказания за противозаконные действия. Анатомически община схожа с рядом автономных отделений. Эпоха превосходства этой формы солидарности – начало человеческой истории, а именно, период господства «кланов» и «орды».
Органический тип солидарности противопоставляется механическому путем тщательного стерилизации коллективного сознания в сторону сокращения, давая место для развития индивидуальной инициативы и появления массового индивида. Сфера религиозного сознания сузилась, а на ее месте заняли свое место рационализм и анализ. Наказание за проступки было заменено возмещением. В этом обществе возникают массовые индивиды, которых не было при механической солидарности. Это общество рационально и в нормальном состоянии развития гармонично. Общность в труде заменяется органическим единством различных профессиональных общин, которых можно бесконечно усложнять. Пик органического развития — это согласованность профессиональных общин.
Переход от одной формы к другой происходит плавно, не революцией, так как увеличивающееся население больше не помещается внутри замкнутых территорий, они становятся взаимозависимыми и едиными, и главным условием является эволюция разделения труда в обществе. Разнообразие взаимозависимых и взаимодополняющих видов деятельности является основой социальной солидарности в этом обществе. Место однородных людей в труде и образе жизни должны занимать профессионалы, которых выбирают по своему желанию на основе их природных способностей, а не унаследованных привилегий. Чтобы общество было прочным и гармоничным, оно должны быть справедливым.
Он выступал против марксистского социализма и марксистского подхода к социализму, утверждая, что современный капитализм страдает от патологически распределенной трудовой силы, что делает его больным обществом. Тем не менее, он считал, что эти проблемы будут постепенно преодолены путем сокращения классовых разногласий и создания условий для равноправия возможностей. Только таким образом успех личности в обществе станет результатом ее способностей и усилий.
Дюркгейм справедливо считается одним из лидеров прикладной социологии, так как он стремился к практическому применению этой науки, воплощая идеи Конта о социологии, которая могла бы быть полезной для общества. Впервые он поставил проблематичные проблемы, которые завещало изучать социологии. Такова одна из важнейших функций социологии. На примеру самоубийств Дюркгейм предложил метод социологического исследования этой проблемы. Он считал, что так как самоубийство не рассматривается как объект социологического исследования, на нем можно показать возможности социологии. Что и как следует изучать социологии в обществе? Во-первых, какие параметры являются объектом исследования социолога, изучающего самоубийство: статистическая информация о количестве суицидов и динамике их изменений в зависимости от места и времени. То есть социолог должен объяснить, почему в данном регионе так много самоубийств, а в другом — вдвое больше или меньше, почему в некоторые годы количество суицидов увеличивается, а в другие — сокращается. Социолог имеет дело с индивидами в их качестве
представителей общества, и его задача состоит в том, чтобы объяснить поведение людей в данной группе сравнительно с другими группами, а также сравнить поведение внутри одной и той же группы в разные периоды времени. Самоубийство было для Дюркгейма удачным объектом для демонстрации этого метода объяснения, так как в разных странах Европы долгое время накоплены статистические данные об этом явлении.
Социолог должен объяснить причинную связь между определенным уровнем самоубийства в данном месте и времени. Метод, который должен использоваться для этого, он назвал «методом со-переменных». Для этого есть сведения о некоторых факторах, которые можно рассматривать как возможные причины исследуемых действий. Устанавливаются статистические связи между изменениями этих факторов и количеством суицидов. И если наблюдается единообразие соответствующих изменений, то эти факторы можно считать очень вероятными причинами исследуемого поведения. И наоборот, если такая однотипная связь не наблюдается, то следует исключить рассматриваемые факторы из числа причин, определяющих исследуемое поведение.
В прошлом, среди факторов влияния на самоубийства рассматривались разные аспекты, в основу которых легли психические болезни. Людей, подверженных самоубийству, считали действительно больными или имеющими склонность к самоубийству, что связано с наличием психических заболеваний. Помимо этого, для объяснения самоубийств предлагались и географические факторы, такие как местоположение, климат и даже лунные затмения. Также существовало предположение о расовых причинах, то есть разные народы были разной степени склонны к самоубийству, так как это было закодировано в их психологической природе. И, конечно же, модное теоретическое направление во Франции, известное как «эффект Тарда», объясняло распространение самоубийств волнами подражания при появлении некоторых случаев. Для этого предлагались статистические доказательства.
Однако Эмиль Дюркгейм в своей книге последовательно опровергает все эти стандартные объяснения самоубийств. Анализ статистики самоубийств приводит к очевидному выводу, что эти факторы не оказывают однозначного влияния на эволюцию самоубийств в пространстве и времени. Например, статистика показывает, что в XIX веке количество самоубийств во многих странах выросло в 3-5 раз, в то время как количество людей с психическими заболеваниями значительно не изменилось. Более того, рост самоубийств был зафиксирован среди людей, у которых не было отмечено психических проблем. Также была отвергнута «расовая» теория, поскольку рост самоубийств прежде всего затронул молодежь и людей среднего возраста, а принадлежность к определенному народу должна была воздействовать одинаково на людей разных возрастов.
В результате такого анализа Эмиль Дюркгейм сформулировал факторы, которые могут рассматриваться как причины самоубийств. Он представил их как особые корреляции с динамикой самоубийств: «мужчины чаще совершают самоубийства, чем женщины; жители городов в большей степени, чем сельские жители; одинокие люди чаще, чем семейные; протестанты значительно чаще, чем католики; а католики, в свою очередь, чаще, чем иудеи…». Таким образом, он сформулировал частные корреляции социального характера, которые должны служить признаками причин самоубийств. Дальнейший сравнительный анализ этих частных корреляций позволил сделать ему следующий вывод: «Количество самоубийств обратно пропорционально степени интеграции социальных групп, принадлежащих индивиду». Именно поэтому наличие семьи, детей, жизнь в сельской местности и принадлежность к религиозной сообщности, сплочающей людей, более всего обеспечивают интеграцию и уменьшают число самоубийств в современном обществе.
Дюркгейм подчеркнул, что он дал обоснованную демонстрацию социальной природы человеческого поведения, исследуя тему самоубийства. Данная книга также является первой попыткой создания теоретической социологической концепции в облике исследования. То есть она при внешнем виде выглядит как социологическое исследование. Тем не менее, фактического эмпирического исследования не было осуществлено: анализ факторов и выбор причин поведения основывались на философских рассуждениях, типичных для социологии XIX века. В конечном итоге, полученные эмпирические данные стали использоваться для подкрепления очевидных утверждений автора.
Также Дюркгейм может быть назван «основателем социологии религии». Он сформулировал радикально социологическую точку зрения на религию. Для социолога религия является интересным фактором только как регулятор социального поведения. Религия — это пространство, в котором формируются моральные нормы, ценности и традиции, определяющие человеческое поведение. Исходя из этого, важными в религии являются религиозные деяния, которые способствуют созданию коллективных представлений и способствуют общности общества. Они выполняют интегрирующую роль, объединяя людей в общности понимания того, что считать хорошим или плохим, можно или нельзя, справедливо или несправедливо. При этом они разделяют жизнь людей на священную и повседневную области с помощью религии. Участие в священных ритуалах и обрядах придают религиозным принципам значение и также определяют повседневную жизнь. Религиозные представления определяются степенью развития общества. Другими словами, религия соответствует принципу общества. Более того, в религиозных убеждениях выражается неотъемлемая власть общества над поведением людей, поэтому, по мнению Дюркгейма, существуют религии без богов, так как истинным богом каждой религии является общество: «Общество есть бог» — подлинный бог.