Что такое цветовая гамма в литературе

Цветовая гамма в литературе

Материал будет полезен учителям и учащимся старших классов при подготовке презентаций. Статья разделена на три части: цвет в литературе, цвет как символ, цвет и литературный псевдоним.

Просмотр содержимого документа
«Цветовая гамма в литературе»

Цветовая гамма и литература

Великий живописец Природа одарила художников (живописцев, музыкантов, писателей, поэтов) богатейшей палитрой красок и их оттенков. Не все возможно передать обычными словами. Поэтому писатели, поэты прибегают к языку символов. Поэт Валерий Брюсов по этому поводу писал: «В истинно художественном создании за внешним конкретным содержанием должно скрываться иное, более глубокое. На место художественного образа, определенно выражающего одно явление, художественный символ, таящий в себе целый ряд значений».

Цвет в литературе используется очень широко. Цвет как таковой – колер (окраска) – белый шарф, голубые глаза, вороной конь. Цвет как отличительная черта, сущность героя, явления, состояния мира, человека – щенок Белолобый («Белолобый» А.П. Чехова), полуволк, полусобака Белый клык («Белый клык» Д. Лондона), белый окрас и черное ухо у Бима («Белый Бим Черное ухо» Г. Троепольского). Благодаря семантическому богатству и разнообразию прилагательные, обозначающие цвет, выполняют роль эпитетов как средства художественной выразительности, особенно в поэзии. Например, в стихотворениях Сергея Есенина «Белая береза», «В багровом зареве закат шипуч и пенен», «Вечером синим, вечером лунным», «Выткался на озере алый свет зари» и т.д.

На этом остановимся подробнее. Начнем необычно. Отдав дань французскому поэту Артюру Рембо, «Шекспиру-дитя», как назвал его Виктор Гюго.

Виртуозное использование символики цвета предстает в стихотворении «Гласные», написанное 16-летним А. Рембо:

«А – черный, белый – Е, И – красный, У – зеленый,

О – синий… Гласные, рождений ваших даты

Еще открою я … А – черный и мохнатый

Корсет жужжащих мух над грудою зловонной.

Е – белизна шатров и в хлопьях снежной ваты

Вершина, дрожь цветка, сверкание короны;

И – пурпур, кровь плевка, смех, гневом озаренный,

Иль опьяненный покаяньем в час расплаты.

У – цикл, морской прибой с его зеленым соком,

Мир пастбищ, мир морщин, что на челе высоком

Алхимией запечатлен в тиши ночей.

О – первозданный Горн, пронзительный и странный.

Безмолвье, где миры, и ангелы, и страны,

— Омега, синий луч и свет Ее Очей.

Структура стихотворения, как видим, проста. В нем представлены гласные. С ними ассоциируются различные цвета. Они, в свою очередь, разворачиваются в целые живописные миниатюры, где цвет символизирует определенные картины, явления, даже космос, первородство мира.

Так, сопоставив звуки с палитрой, шестнадцатилетний поэт с удивительной художественной силой воплотил юношеское стремление объять мир и познать его во всей полноте, не страшась ни его безобразия, ни его красоты, ни глубины бездны, отделяющей от Бога и Ангелов.

Сам же А. Рембо в «Алхимии слова» («Одно лето в аду», гл. «Бред ІІ») писал: «Я придумал цвет гласных! А – черный, Е – белый, И – красный, У – зеленый, О – синий. Я установил движенье и форму каждой согласной и льстил себя надеждой, что с помощью инстинктивных ритмов я избрал такую поэзию, которая когда-нибудь станет доступной для всех пяти чувств».

Цвет и литературный псевдоним

Многообразие, многоликость символики цвета подтверждают и литературные псевдонимы:

Андрей Белый (Борис Николаевич Бугаёв) и Саша Чёрный (Александр Михайлович Гликберг).

— Ну, помолилась за Андрея Белого, теперь за Сашу Чёрного помолись!

Самое забавное, что нянька и не подозревала о существовании Саши Чёрного, что она его в противовес, в противоцвет Андрею Белому – сама сочинила, по женскому деревенскому добросердечию смягчив полное имя на уменьшительное …» Саша Чёрный – сатирик, но он же и тонкий лирический детский поэт, милый, трогательный. Мог бы сказать о себе словами любимого поэта Г. Гейне:

«Геральдом моим будет юмор

С смеющейся слезкой в щите».

Почему такой псевдоним Саша Чёрный (имя сохранил)?

Может, потому что был настоящим брюнетом с блестящими чёрными непослушными волосами, чёрными печальными глазами? Как знать. Может, «чёрный» совпал со всем тем, (тёмным, пошлым, никчемным, подлым, обывательской самодовольной тупостью) что его сатире пришлось высмеивать? Здесь мы можем только, увы, предполагать. Но, несомненно, одно – «чёрный», кроме всего перечисленного выше, символизирует и неизреченную горечь, трагедию судьбы поэта, чей лирический голос вынужден смеяться и высмеивать, не щадя собственной души.

Намного сложнее с псевдонимом Андрея Белого. По собственному признанию Б.Н. Бугаёва, придумал псевдоним отец друга Михаил Сергеевич Соловьев, сын знаменитого автора «Истории России с древнейших времён» Сергея Соловьева. Идейным же учителем был старший брат Владимир Соловьев, поэт, религиозный философ.

В. Соловьев развивал учение о мировой душе, превосходстве интуиции над разумом, значении слов как символов, дающих возможность доступа за грань сущего. И, возможно, псевдоним имеет теолого-символистический смысл: белый цвет – цвет «Богопознания».

Попытаемся и мы понять или приблизиться к пониманию. Обратимся к толковому Словарю русского языка Ожегова С.И. и Полному церковно-славянскому словарю протоирея Дьяченко Г.

Белый – цвет снега, молока: светлый, чистый, незамаранный, свободный, бледный, в первые годы советской власти – контрреволюционный.

Эпитет «белый» был взят неспроста. Он символизирует душевную чистоту, высоту помыслов, непорочность, святость, к чему стремился в жизни, творчестве, поиске истины Б.Н. Бугаёв.

А ещё, может, отражает главное – его сущность – поэтический дух воображения, дух, устремленный к Небу, Богу, к совершенству.

В подтверждение в стихотворении «Я» читаем:

В себе самим разъятый,

Из дней во мне – ко мне –

Над «Ты Еси на не-бе-си».

Марина Цветаева, как всегда, глубоко чувствовавшая, любила в Борисе Николаевиче Бугаёве (Андрее Белом), в этом странном человеке, чудаке, гении Дух Поэта, представший в его земной оболочке. Одинокий дух Поэта, смятенный и мятущийся, обречённый чуждой ему земной жизни. Дух, не способный ни слиться с окружающим, ни вырваться из него. Таким именно предстает Андрей Белый в эссе М. Цветаевой «Пленный Дух», посвященное ему, поэту А. Белому.

Но ничто не может более доказать такое утверждение, как конкретный пример со страниц литературных произведений.

1. Андрей Белый. Всемирная библиотека поэзии. Избранное. Издательство «Феникс», Ростов-на-Дону, 1996.

2. Ожегов С. И. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов/ Под ред.чл.-корр. АН СССР Н.Ю.Шведовой.—20-е изд., стереотип. М.: Рус. яз., 1989.—750 с.

3. Рембо Артюр. В Зеленом Кабаре. – М.: Из-во Эксмо, 2005.

4. Цветаева М. И Сочинения. В 2 т. Т.2 Проза. – Мн. : Нар. Асвета, 1988

Источник

Что такое цветовая гамма в литературе

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Символика цвета в литературе

Вы обращаете внимание на цвета в литературном произведении? Оказывается, всякий цвет также может быть прочтен, как слово, или истолкован, как сигнал, знак, или символ. Символика цвета используется в литургии, иконографии, геральдике, алхимии, литературе и изобразительном искусстве.

В классификации, разработанной в психологии, выделяются две группы цветов: первая из них включает теплые, «стимулирующие» цвета (красный, оранжевый, желтый и белый), а вторая группа состоит из холодных цветов, соотносимых с процессами расслабления (синий, индиго, фиолетовый и черный); зеленый цвет может относится к обеим группам.

Цветовые эпитеты выполняют в художественной литературе следующие три функции: смысловая (к примеру, розовый цвет лица — признак завидного здоровья персонажа, рыжеватость сапог — свидетельство их поношенности, цвет ассигнации указывает на ее достоинство и т.д.); описательная (цветовые эпитеты привлекаются писателем, чтобы описание стало зримо, выпукло) и эмоциональная, определенным образом воздействующая на чувства.

Интересно, что у каждого народа свое «видение» символики цвета. Книжный Клуб предлагает вспомнить основные цвета и их возможные значения в литературе.

Что такое цветовая гамма в литературе. 189586 900. Что такое цветовая гамма в литературе фото. Что такое цветовая гамма в литературе-189586 900. картинка Что такое цветовая гамма в литературе. картинка 189586 900. Материал будет полезен учителям и учащимся старших классов при подготовке презентаций. Статья разделена на три части: цвет в литературе, цвет как символ, цвет и литературный псевдоним.

«Ему приснилось, будто он входит в пустой дом с белыми стенами, испытывая тягостное чувство, что он первое переступающее этот порог человеческое существо»

Габриэль Гарсия Маркес, «Сто лет одиночества»

Что такое цветовая гамма в литературе. 189729 900. Что такое цветовая гамма в литературе фото. Что такое цветовая гамма в литературе-189729 900. картинка Что такое цветовая гамма в литературе. картинка 189729 900. Материал будет полезен учителям и учащимся старших классов при подготовке презентаций. Статья разделена на три части: цвет в литературе, цвет как символ, цвет и литературный псевдоним.

Черный цвет имеет «отрицательное» значение, это символ смерти, зла. Символика черного у большинства народов в основном негативна. В черном небе, в глубине пещер, ям, колодцев, в глубокой тени скрывается нечто таинственное и опасное. Черное делает бессильным зрение человека, что само по себе грозит опасностью.

«И вот тут-то прополз по проулкам и улицам черный слушок..

Что такое цветовая гамма в литературе. 189989 900. Что такое цветовая гамма в литературе фото. Что такое цветовая гамма в литературе-189989 900. картинка Что такое цветовая гамма в литературе. картинка 189989 900. Материал будет полезен учителям и учащимся старших классов при подготовке презентаций. Статья разделена на три части: цвет в литературе, цвет как символ, цвет и литературный псевдоним.

Красный цвет в белорусской и русской лингвокультуре является священным. Раньше в русском языке слово красный означало красивый, прекрасный: красно солнышко, красна девица, Красная площадь. Также означает напряжение сил, концентрацию энергии — тяжелый труд, борьбу, войну, конфликты, трагедию, драму, гнев, жестокость, ярость, страсти.

«На гладях бесконечных вод,
Закатом в пурпур облеченных,
Она вещает и поет,
Не в силах крыл поднять смятенных…
Вещает иго злых татар,
Вещает казней ряд кровавых,
И трус, и голод, и пожар,
Злодеев силу, гибель правых…
»

Что такое цветовая гамма в литературе. 190267 900. Что такое цветовая гамма в литературе фото. Что такое цветовая гамма в литературе-190267 900. картинка Что такое цветовая гамма в литературе. картинка 190267 900. Материал будет полезен учителям и учащимся старших классов при подготовке презентаций. Статья разделена на три части: цвет в литературе, цвет как символ, цвет и литературный псевдоним.

Означает состояния, связанные с позитивной энергетикой: веселье, разрядка напряженности, радость, праздник, игра, красота.

Негативная символика желтого и золота — грех, предательство, продажность, безумие, увядание, грусть, тление, отчаяние, болезнь. Общеизвестны такие выражения, как желтая пресса, желтые профсоюзы, Желтый дом; «Йеллоу Джек» — флаг, который поднимали на кораблях в знак карантина. В средневековой Испании одевали в желтое еретиков, сжигаемых на кострах инквизиции.

Что такое цветовая гамма в литературе. 190994 900. Что такое цветовая гамма в литературе фото. Что такое цветовая гамма в литературе-190994 900. картинка Что такое цветовая гамма в литературе. картинка 190994 900. Материал будет полезен учителям и учащимся старших классов при подготовке презентаций. Статья разделена на три части: цвет в литературе, цвет как символ, цвет и литературный псевдоним.

Это цвет растительности; отсюда все его позитивные значения: произрастание, весеннее возрождение природы, надежда (на урожай), молодость. Цвет райского сада (Эдема), оазиса в пустыне, мусульманского рая.

«Зеленый цвет ласкает в полдень тенью,
Дарует он покой душе и зренью.
И травы зелены, и тьма в лесах,
Зеленый свет колеблется в глазах.
Зеленый цвет – наряд любого сада,
И для жасмина стебель — как награда
»

Амир Хосров Дехлеви

Негативные символы: тление, разложение, демонизм, отвращение, злоба, зависть, тоска, безумие, ужас гибели. Эти значения происходят от цвета плесени, гниющих органических веществ, злобных мифологических животных (змеев, драконов), таинственных обитателей лесов (леший, Зеленой царь), глаз хищных ночных животных и птиц, горьких ядовитых трав.

Что такое цветовая гамма в литературе. 190918 900. Что такое цветовая гамма в литературе фото. Что такое цветовая гамма в литературе-190918 900. картинка Что такое цветовая гамма в литературе. картинка 190918 900. Материал будет полезен учителям и учащимся старших классов при подготовке презентаций. Статья разделена на три части: цвет в литературе, цвет как символ, цвет и литературный псевдоним.

Символика синего исходит из очевидного физического факта — синевы безоблачного неба. В мифологическом сознании небо всегда было обиталищем богов, духов предков, ангелов; отсюда главный символ синего — божественность. В средневековой Европе синий был цветом костюма рыцаря, желающего продемонстрировать своей даме верность в любви

«Он как будто ждал гостей – по целым дням были открыты и двери, и окна во всех комнатах: в белом зале, в синей старомодной гостиной, в маленькой диванной, тоже синей и увешанной овальными миниатюрами, и в солнечной библиотеке, большой и пустой угловой комнате со старыми иконами в переднем углу и низкими книжными шкафами из ясени вдоль стен. И везде в комнаты празднично глядели приблизившиеся к дому разнообразно зеленые, то светлые, то темные, деревья с яркой синевой между ветвями»

Источник

Символика цвета в произведениях русских писателей

Работа для МАН по литературе. В реферате исследована символика основных цветов на примере прозаических произведений русских писателей.

Просмотр содержимого документа
«Символика цвета в произведениях русских писателей»

1. Символика цвета в мировой культуре…………………………………. 4

2. Проявление цветовой символики в литературе……………………………..6

3. Колоронимы как одно из средств анализа малой прозы русских писателей…………………………………………………………………………8

Список использованной литературы…………………………………………. 13

Цвет всегда играл важную роль в жизни человека, но он этого обычно не замечает. Окружая себя предметами быта и другими необходимыми вещами, мы как будто создаем свой собственный мир, приятный глазу и комфортный для нашего восприятия. У нас есть любимые цвета, которые могут сказать о нас больше, чем мы сами. Кроме того, цвет вообще способен изменить настроение или улучшить самочувствие.

Мы воспринимаем цвет визуально, т.е. при помощи глаз. Это восприятие в большей мере зависит от настроения, ассоциаций, вызываемых тем или иным тоном, а также от нашей информационной «подготовленности», а именно от тех знаний о цвете, которые получены нами из окружающего мира. Постоянное совершенствование «цветопонимания» помогает человеку во всей полноте увидеть чудесный мир, открыть для себя как можно больше неизведанного и прекрасного.

Такое значение цвета приводит к тому, что любое его упоминание вызывает из подсознания человека определённый образ, который сформировался там при участии семейного окружения, традиций, народных обычаев и, безусловно, литературы. Авторы художественных произведений осознанно выстраивают в них колорит, поскольку цветовая наполненность помогает читателю в полной мере раскрыть основной замысел текста и представить прочитанное.

Актуальность реферата объясняется необходимостью включения цветовой символики в анализ художественных произведений, проводимый на уроках русской литературы.

Цель: исследовать символику основных цветов на примере прозаических произведений русских писателей.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

— рассмотреть историю становления цвета как определенного символа;

— выяснить символику основных колоритов в культуре;

— проследить цветовое значение в литературе;

— исследовать цветовую символику на примере малой прозы трех русских писателей.

Предмет исследования: основные цвета.

Объект исследования: литературные произведения А. П. Чехова, И. А. Бунина, Тэффи.

1. Символика цвета в мировой культуре.

С течением времени цвет постепенно превратился в средство передачи информации о мире, затем стал использоваться как знак-символ, и, наконец, достиг уровня целой системы, каждый элемент которой несет смысловую характеристику. Каждое упоминание об определённом цвете не просто вызывает в памяти образ, а и создает ассоциации с эмоциями, предметами и явлениями. Этот процесс удивителен еще и тем, что символика того или иного цвета очень индивидуальна для каждого из нас.

Символика цвета имеет давнюю историю. Люди с незапамятных времён придавали особое значение чтению «языка красок», что нашло отражение в первых произведениях древней литературы: в древних мифах, народных приданиях, сказках, различных религиозных и мистических учениях. Человек, издавна ищущий ответы на удивительные загадки окружающего мира, смог проследить взаимосвязь между цветом и характером настроения, поведения человека. Это проявлялось в подборе одежды определённых цветов, народных поговорках, обрядах и т.д. У разных народов сложилась определённая символика красок, дошедшая и до наших дней, в том числе и посредством литературы.

Количество цветовых символов достаточно ограничено. «Наиболее часто в этом качестве используются так называемые «основные цвета», к которым, обычно, относят белый, черный, красный, синий, зеленый, желтый и фиолетовый. Этот список может меняться в зависимости от конкретной культуры» [4, стр. 272]. Каждый народ за историю своего существования сформировал определённый набор духовных и материальных ценностей, традиций и обычаев, подчиняющих себе символичность того или иного цвета. Таким образом, тон, обладающий позитивной окраской на одной части земного шара, может быть истолкован отрицательно в другой.

Белый цвет символизирует чистоту, незапятнанность, невинность, добродетель, радость. Однако белый цвет может получать и противоположное значение. «По своей природе он как бы поглощает, нейтрализует все остальные цвета и соотносится с пустотой, бестелесностью, ледяным молчанием и в конечном итоге – со смертью. Славяне одевали умерших в белую одежду и покрывали белым саваном» [6, стр. 54].

Черный цвет, как правило, символизирует несчастье, горе, траур, гибель. Так, в Древней Мексике при ритуальном жертвоприношении человека лицо и руки у жрецов были окрашены в черный цвет.

Желтый – цвет золота, которое с древности воспринималось как застывший солнечный цвет. Это цвет осени, цвет зрелых колосьев и увядающих листьев, но также и цвет болезни, смерти, потустороннего мира. «У многих народов женщины отдавали предпочтение желтой одежде. Нередко желтый цвет служил отличительным признаком знатных особ и высших сословий» [6, стр. 80].

Синий цвет у многих народов символизирует небо и вечность. Он также может символизировать доброту, верность, постоянство, расположение, а в геральдике обозначает целомудрие, честность, добрую славу и верность. «Голубая кровь» говорит о благородном происхождении

Зеленый – цвет травы и листьев. У многих народов он символизирует юность, надежду, веселье, хотя порой – и незрелость, недостаточное совершенство. Зеленый цвет предельно материален и действует успокаивающе, но может производить и угнетающее впечатление (не случайно тоску называют «зеленой», а сам человек «зеленеет» от злости).

2. Проявление цветовой символики в литературе.

Наиболее частое проявление цветовой символики в литературных произведениях выражается в цветовых эпитетах. Цветовые эпитеты выполняют в художественной литературе следующие три функции: смысловая (к примеру, розовый цвет лица — признак завидного здоровья персонажа, рыжеватость сапог — свидетельство их поношенности и т.д.); описательная (цветовые эпитеты привлекаются писателем, чтобы описание стало зримо, выпукло) и эмоциональная, определенным образом воздействующая на чувства. Можем отметить, что символика основных цветов в общекультурном значении часто схожа с их проявлением в литературе.

«Ему приснилось, будто он входит в пустой дом с белыми стенами, испытывая тягостное чувство, что он первое переступающее этот порог человеческое существо». Габриэль Гарсия Маркес, «Сто лет одиночества»

Черный цвет имеет «отрицательное» значение, это символ смерти, зла. Символика черного у большинства народов в основном негативна. В черном небе, в глубине пещер, ям, колодцев, в глубокой тени скрывается нечто таинственное и опасное. Черное делает бессильным зрение человека, что само по себе грозит опасностью. «И вот тут-то прополз по проулкам и улицам черный слушок. ». Михаил Шолохов, «Тихий Дон» [2].

Красный цвет в русской лингвокультуре является священным. Раньше в русском языке слово красный означало красивый, прекрасный: красно солнышко, красна девица, Красная площадь. Также означает напряжение сил, концентрацию энергии — тяжелый труд, борьбу, войну, конфликты, трагедию, драму, гнев, жестокость, ярость, страсти.

«На гладях бесконечных вод,

Закатом в пурпур облеченных,

Не в силах крыл поднять смятенных…

Вещает иго злых татар,

Вещает казней ряд кровавых,

И трус, и голод, и пожар,

Злодеев силу, гибель правых…»

Желтый означает состояния, связанные с позитивной энергетикой: веселье, разрядка напряженности, радость, праздник, игра, красота.

Негативная символика желтого и золота – грех, предательство, продажность, безумие, увядание, грусть, тление, отчаяние, болезнь. Общеизвестны такие выражения, как желтая пресса, желтые профсоюзы, Желтый дом.

Как от боли, я кричу,

Стала желтой и припадочной,

Еле ноги волочу…». Анна Ахматова [2]

Зеленый – это цвет растительности; отсюда все его позитивные значения: произрастание, весеннее возрождение природы, надежда (на урожай), молодость. Цвет райского сада (Эдема), оазиса в пустыне, мусульманского рая.

Негативные символы: тление, разложение, демонизм, отвращение, злоба, зависть, тоска, безумие, ужас гибели. Эти значения происходят от цвета плесени, гниющих органических веществ, злобных мифологических животных (змеев, драконов), таинственных обитателей лесов (леший, Зеленой царь), глаз хищных ночных животных и птиц, горьких ядовитых трав.

Символика синего исходит из очевидного физического факта – синевы безоблачного неба. В мифологическом сознании небо всегда было обиталищем богов, духов предков, ангелов; отсюда главный символ синего – божественность. В средневековой Европе синий был цветом костюма рыцаря, желающего продемонстрировать своей даме верность в любви

3. Колоронимы как одно из средств анализа малой прозы русских писателей.

Антон Павлович Чехов.

Рассказ «Человек в футляре» открывает для читателя образ преподавателя Беликова. Темные очки Беликова – образ точный, конкретный: темные очки отделяют человека от всего живого, гасят все краски жизни. К «темным очкам» примыкают и другие внешние детали: плащ, зонтик, теплое пальто на вате, чехольчик из серой замши для перочинного ножа; «лицо, казалось, тоже было в чехле, так как он все время прятал его в поднятый воротник».

В портретном описании Беликова выделяется относительное прилагательное серый – тусклый неживой цвет, который сочетается с двумя постоянными цветовыми определениями Беликова – бледный и темный: темные очки на бледном лице [5].

Цветовой фон (вернее, его бесцветность) еще более усиливает значение определений: маленький, скрюченный, слабая улыбка, кривая улыбочка, маленькое бледное лицо…

Однако Беликов не застывший символ, а живое лицо. И живая «реакция Беликова на события дается опять красками, которые сменяют привычную бледность лица. Так, получив карикатуру о «влюбленном антропосе», он делается зеленым. «Зеленым, мрачнее тучи» становится он, встретив Вареньку и ее брата, мчавшихся на велосипедах. Возмущенный Беликов «из зеленого стал белым»…[5]

В рассказе «Ионыч» цвет страшен отсутствием… всякого цвета! Вот Старцев потянулся к Туркиным, влюбился в их дочь. Но все остается бесцветным или темным: темные листья в саду, «было темно», «в темноте», «темный дом»…

В этом темном ряду встречаются и другие краски. Но где, а главное – как они даны? Розовая от напряжения Екатерина Ивановна играет на фортопьяно, – розовая только от физического напряжения. Голубым был конверт, в котором мать Котика прислала письмо Старцеву с просьбой приехать к ним. Желтый кладбищенский песок, желтые и зеленые деньги, которыми набивает карманы Старцев. А в финале – пухлый, красный Ионыч и его кучер, тоже толстый, красный с мясистым затылком…

В рассказе другого русского писателя И. А. Бунина «Лапти» мы встречаем противостояние двух основных для русской культуры цветов.

Само собой разумеющимся считается то, что «в такой ужас» из дома выходить нельзя: до Новоселок шесть верст, идти нужно через снежное поле, которое в такое ненастье превращается в «белое, куда-то бешено несущееся степное море», «бездну снежного урагана и мрака» (враждебную, бесконечную стихию). Мотив зловещего звучания этой враждебности усиливается и временем суток – «ночь была еще страшнее»: страшно за ребенка, который продолжает метаться в бреду, за Нефеда, судьба которого неизвестна, потому что он ушел, «утопая по сугробам… и потонул в белом, куда-то бешено несущемся степном море» [1]. Деепричастие «утопая» и глагол «потонул» уже с самого начала указывают на то, что живым Нефед домой не вернется: он уходит в другой мир, из которого не возвращаются, символами которого и являются вьюга, снежное поле, «степное море», мрак, «бездна снежного урагана». Кстати, и появление его в рассказе так же символично: он входит в дом, неся «солому на топку» (чтобы затопить печь – внести в дом тепло, жизнь). «Шапка, борода, старый полушубок, разбитые валенки – все в снегу, все обмерзло…»: его портрет словно предвещает то, что случится [1].

Красные лапти становятся единственной надеждой на выздоровление ребенка, их его «душа желает» – это хорошо понимает Нефед («Значит…надо добывать»), именно поэтому он и не может поступить иначе и, жертвуя собой, отправляется в свой последний путь, вступает в схватку со смертью.

Рассвет приходит в дом со «зловещим стуком в окно»: новосельские мужики привезли тело мертвого Нефеда, который, даже погибший, оказался их спасителем – вывел их из снежного мрака, показал путь к человеческому жилью. Интересна здесь символика окна – границы, разделяющей мир живых (дом) и иной мир, мир смерти (поля, мрака, стихии). Стук в окно («зловещий») как весточка из другого мира – привезли мертвого Нефеда [1]. Дом наполняется жизнью, голоса звучат явственно, совсем не так, как звучали ночью: мужики, благодаря Нефеду, остались живы – так, может, и мальчик останется жив? Ведь Нефеду удалось достать новенькие ребячьи лапти и пузырек с фуксином. Об этом автор не пишет, оставляя финал рассказа открытым. Да, наверное, это уже и не важно, потому что главное в этом рассказе – подвиг Нефеда, его жертва во имя любви к мальчику, к людям.

Тэффи «Жизнь и воротник».

Как правило, в каждом произведении присутствует множество разных цветов, каждый из которых может отображать разные признаки людей и предметов. Однако в рассказе «Жизнь и Воротник»» по-настоящему участвует только один цвет и один оттенок, в сочетании образующие один очень необычный цвет – серо-желтый. Серый потому, что жизнь Олечки Розовой до появления воротника была скучной, однообразной, ничем не выделялась. Желтый же – это цвет банта на сером воротничке [3].

После покупки Воротничка жизнь Ольги Розовой стала напоминать диван, купленный Воротничком, но не купленный самой девушкой. Это выражалось тем, что жизнь Ольги стала «полосатой» – когда Олечка не носила эту безделицу, то она жила своей «серой» жизнью, но когда Ольга решала надеть Воротник, то это уже была не Олечка Розова, а совершенно другой человек, давайте назовем его Мадам Краснова. У этого человека, чья жизнь была уже не серо-розовая, а красная с оттенком серого, исчезла нежность, доброта, наивность, нерешительность и появилась тревога, прямолинейность, даже «кровожадность». Эта Мадам была полной противоположностью порядочной девушки – она курила, пила и «смеялась, как только слышала хоть какую-то двусмысленность» [3, стр. 4].

Если начать углублятся в символику цветов рассказа, то первое, что мы узнаем будет то, что желтый в сочетании с разными оттенками образует разные состояния души. Всего таких состояний три: счастье, расставание и безумие. Да вот только серо-желтый – это ни счастье, ни даже расставание, а именно безумие. Это безумие в рассказе Тэффи проявляется в виде того, что человек не управляет предметом, а предмет человеком. Далее мы узнаем, что розовый цвет – цвет душевной радости, легкости, оптимизма [6, стр.154].

В результате объединения серо-желтого и розового образуется самый неожиданный из всех цветов – красный. Этот цвет, который кажется таким схожим с розовым, имеет абсолютно иные качества. В данном рассказе же символика красного цвета немного изменена. Здесь красный цвет – цвет противоположности. Это хорошо заметно, если сравнить поведение Олечки Розовой и Мадам Красновой [3].

Когда же в конце рассказа Воротничок теряется, то «серая» жизнь Олечки приобретает два слабых оттенка желтого – оттенок расставания и оттенок безумия. Они оба наводят сильный страх на Олечку, хотя она и понимает, что сама виновата во всем произошедшем с ней. Но даже если бы она попыталась сопротивляться Воротничку, то кто знает, что случилось бы? Все могло стать лучше, но в то же время все могло стать гораздо хуже.

После того, как вы узнаете все это, создается впечатление, что Тэффи с помощью этого рассказа хотела показать нам, что нельзя просто плыть по течению времени, а надо стремиться туда, где тебе будет лучше, и ни в коем случае не сходить с верного пути.

Таким образом, проанализировав символику основных цветов в литературных произведениях, можем сделать выводы. Руководствуясь собственным опытом, традициями и обычаями, люди издавна придавали особое значение тому или иному цвету, что нашло свое яркое отражение в литературе. Ученые выделяют основные цвета, символика которых в общекультурном масштабе перекликается с литературной сферой.

Наиболее частое проявление цветовой символики в литературных произведениях выражается в цветовых эпитетах. Как одно из художественно-выразительных средств, эпитет помогает более образно раскрыть замысел произведения. Именно это явление мы и замечаем в рассказах А. П. Чехова, И. А. Бунина и Тэффи.

Список использованной литературы

Бунин И.А. Лапти [Электронный ресурс] / И. А. Бунин. – Режим доступа: http://az.lib.ru/b/bunin_i_a/text_2180.shtml

Символика цвета в литературе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://bookclubby.livejournal.com/171226.html

Тэффи Н. А. Юмористические рассказы / Н. А. Тэффи. – М.: Художественная литература, 1990. – 170 с.

Чернокозов А. И. История мировой культуры (Краткий курс) / А. И. Чернокозов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. – 480 с.

Чехов А.П. Рассказы, повести / А. П. Чехов – М.: Дрофа, 2006. – 357 с.

Шейнина Е. Я. Энциклопедия символов / Е. Я. Шейнина. – М., Издательство «Торсинг», 2001. – 324 с.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *