Что такое швартовка судна
Самостоятельная швартовка судна
Процесс швартовки включает в себя три последовательных операции:
1. Судно разворачивают с основного курса для захода в порт и с целью погашения инерции уменьшают ход.
2. Производят вторичное изменение курса по направлению к причалу, удерживая нос судна на то место причала, где после швартовки
будет находиться середина второго трюма. На этом курсе дается машине задний ход, гасится инерция, и судно идет к причалу ходом, при котором оно только слушается руля, или толчками (имеется в виду использование двигателя у причала для погашения инерции с расчетом, чтобы после первых оборотов машины судно совершенно остановилось).
3. Производится подача и крепление швартовных тросов с предварительным полным погашением инерции.
Подход к причалу левым бортом без отдачи якоря в штилевую погоду
Для выполнения маневра необходимо следующее:
Швартовку левым бортом можно произвести без разворота кормы на носовом шпринге. Тогда, подведя нос судна к причалу, подают носовой продольный и прижимный швартовы, для погашения инерции держат носовые концы слабо, дают задний ход; когда корма подойдет на расстояние, с которого можно подать бросательный конец, стопорят машину и подают кормовые швартовы; если корма судна быстро пойдет в сторону причала, то нужно задержать носовой прижимный швартов.
Подход к причалу правым бортом без отдачи якоря в штилевую погоду
При выполнении этого маневра следует помнить, что при даче машине заднего хода корма пойдет в сторону от причала, а нос в сторону причала. Поэтому нужно подходить к причалу под более острым углом (10—20°), после подачи носовых швартовов следует руль положить лево на борт и дать на короткий период передний ход, чтобы корма ближе подошла к причалу. Как только будут поданы кормовые концы, следует для погашения инерции дать задний ход, тогда судно остановится параллельно линии причала, после чего его подтягивают и крепят. Если этот маневр не выполним, то первоначально подводят нос судна, крепят его, а затем руль перекладывают в сторону от причала, дают передний ход и разворачивают корму судна на шпринге в сторону причала.
Подход к причалу левым бортом между стоящими судами
Для выполнения этого маневра необходимо следующее:
• идти к причалу под углом 30—40° малым ходом или по инерции;
• отдать якорь со стороны «морского» борта, не доходя до причала 75—100 м, продолжая идти к нему по инерции и потравливая
якорную цепь;
• подойти к причалу, задержать якорную цепь, подать и закрепить носовой продольный и шпринг, руль положить в сторону от
причала и дать передний ход;
• когда корма судна подойдет к причалу, застопорить машину, подать и закрепить кормовые концы.
Швартовка правым бортом в этих условиях принципиально не отличается от описанной выше.
Подход к причалу кормой
Швартовку кормой производят с отдачей одного или двух якорей тогда, когда невозможна или ненадежна стоянка на рейде, или отсутствует достаточная длина причала.Швартовку кормой производят с отдачей одного или двух якорей тогда, когда невозможна или ненадежна стоянка на рейде, или отсутствует достаточная длина причала.
При выполнении швартовки с отдачей двух якорей необходимо следующее:
• идти к причалу под углом, близким к 90°, малым ходом или по инерции, удерживая нос левее места швартовки;
• не доходя до причала, заблаговременно отдать правый якорь (рассчитывая вытравить якорной цепи при глубине 10—20 м не менее 12—15 глубин) и продолжать идти к причалу, потравливая якорь-цепь;
• вытравив 2—3 смычки (с расчетом, чтобы якорь не полз), задержать и обтянуть якорь-цепь, руль переложить в сторону отданного якоря и дать передний ход;
• когда корма судна развернется примерно на 135е и нос судна будет на линии отданного правого якоря, отдать левый якорь, дать ход назад и травить якорные цепи, учитывая движение кормы судна влево;
• подойдя кормой к причалу, подать и крепить швартовы. Затем выбрать слабину якорных цепей и равнять натяжение швартовов, перетравливая их втугую.
Если швартовка кормой производится при боковом ветре, то для выполнения маневра необходимо следующее:
• идти к месту отдачи якоря малым ходом или по инерции курсом бакштаг правого галса;
• не доходя до линии швартовки, отдать наветренный правый якорь и продолжать идти вперед, потравливая якорную цепь;
• вытравив 2—3 смычки цепи, задержать якорную цепь правого якоря и, как только нос судна пойдет на ветер, отдать подветренный левый якорь, дать машине задний ход, потравливая якорную цепь и удерживая корму на ветре;
• при подходе кормы к причалу первым завести и крепить с наветренной стороны швартов, после чего подтянуть и установить судно, как при подходе к причалу кормой.
При наличии буксировщика выполнение маневра значительно облегчается. В этом случае судно, положив два якоря на линии, перпендикулярной причалу, подает буксирный трос на буксировщик, который разворачивает и подтягивает корму судна к причалу, а в это время с судна травят якорные цепи.
Подход судна к причалу при воздействии ветра и течения
При выполнении маневрирования в сложных гидрометеорологических условиях необходимо учитывать действие винта в сочетании с действием ветра и общим дрейфом судна, поэтому швартовка в таких условиях сложна и опасна и постановку судна следует производить при помощи буксировщика. В зависимости от условий существует несколько различных случаев швартовки.
Швартовка при прижимном ветре
Швартовка при прижимном ветре допустима только для небольших судов и при малой силе ветра (до 3 – 4 баллов).
Если свободный дрейф судна с расстояния 1—1,5 его длины не вызывает опасения поломки причала или повреждения корпуса и имеется свободное место для маневрирования, то при швартовке судна левым бортом в этих условиях необходимо:
• идти к причалу малым ходом или по инерции под углом 20—30° с расчетом, чтобы при подходе к причалу расстояние от судна до него составляло 1 —1,5 длины корпуса судна;
• подойдя к месту швартовки на указанное расстояние так, чтобы нос судна по сравнению с кормой был более удаленным от причала. Развернуть нос судна на ветер, для этого руль положить право на борт и на короткое время дать ход вперед, затем для погашения инерции дать задний ход;
• после погашения инерции судно дрейфует на причал с большим дрейфом носовой части. Для уменьшения его следует отдать со стороны «берегового» борта якорь и вытравить одну смычку якорной цепи, в этом положении якорь-цепь идет под корпус судна, якорь сразу забирает и уменьшает общий дрейф. Регулируя натяжение якорной цепи, можно плавно подвести судно всем бортом к причалу.
Швартовка правым бортом в этих условиях не имеет существенного отличия. В обоих случаях нужно добиваться, чтобы судно дрейфовало в сторону причала всем бортом с наименьшей скоростью. Для предупреждения возможного повреждения причала необходимо, чтобы в момент навала судно не имело поступательного движения.
Швартовка при отжимном ветре
Швартовка при отжимном ветре относительно безопасна. Наиболее трудной частью маневрирования является прижимание кормы к причалу. Способы маневрирования левым и правым бортом не имеют принципиального различия.
Швартовка судна при ветре, направленном вдоль причала
Схема швартовки такая же как и без ветра, но необходимо учитывать следующие особенности: тормозной путь уменьшается (особенно если судно в балласте); скорость бокового сближения с причалом больше; в непосредственной близости от причала возможно значительное изменение направления ветра. Поэтому швартовка должна производиться с обязательной отдачей якоря и угол сближения с причалом должен быть возможно более малым.
Швартовка судна бортом к причалу на течении
Наиболее безопасной является швартовка носом против течения. В таком случае нет необходимости давать задний ход продолжительное время, и поэтому работа винта не создает сильного отклоняющего воздействия.
Для выполнения этого маневра необходимо:
• развернуться носом против течения, продвигаться вдоль причала малым ходом на расстоянии з/4—1 длины корпуса судна, подходя к причалу под углом 10— 15°;
• уравнять свою скорость со скоростью течения и малыми перекладками руля приближаться к причалу;
• потравливая якорную цепь, работая машиной и рулем, подвести нос судна к причалу, задержать якорную цепь, подать носовой продольный шпринг.
• для того чтобы сдержать движение кормы в сторону причала, руль переложить в сторону причала или при неизменном положении руля, удерживаясь на носовом шпринге, дать передний ход.
Чтобы обеспечить большую безопасность, суда швартуют против течения с отдачей якоря.
Швартовные операции
За 15-20 мин до подхода к причалу подается команда с мостика: «Палубной команде по местам швартовки стоять!» Члены палубной команды, одетые по сезону, в противоударных касках и рукавицах без застежек, занимают свои места согласно расписанию по швартовным операциям.
По команде «Швартоваться правым (левым) бортом!» носовая и кормовая швартовные партии приступают к подготовке швартовного устройства.
До подхода судна к причалу на носу и корме судна необходимо выполнить следующие операции: установить и опробовать связь с мостиком; проверить работу всех швартовных механизмов на холостом ходу, подготовить оба якоря к отдаче; подготовить швартовные тросы к подаче на причал. Для этого надо расчехлить вьюшки, смотать с них достаточное количество стальных швартовных тросов и разнести их по палубе длинными шлагами.
Швартовка танкера в Керчи 25.02.2012
Для этого следует смотать, начиная от легости, линь каждого конца ровными шлагами в небольшую бухту так, чтобы легость висела несколько ниже бухты, разделить бухту на две примерно равные части и положить их около огонов тросов; подготовить парусину и маты для предохранения швартовов от трения в местах их прохождения через клюзы и киповые планки; присоединить цепные и растительные стопоры к кнехтам или палубным обухам; подготовить кранцы и разложить их вдоль борта, которым судно будет швартоваться к причалу; подготовить противокрысиные щиты.
Швартовка к причалу лагом осуществляется различными способами в зависимости от направления и силы ветра, течения, ледовой обстановки и т. д., а также возможностей маневрирования, наличия и расположения судов у причала.
Основные способы швартовки лагом: самостоятельно без отдачи или с отдачей якоря и с помощью буксиров. Во всех случаях управление судном и общее руководство швартовкой осуществляет капитан. Рассмотрим действия швартовных партий при самостоятельной швартовке судна к причалу лагом без отдачи якоря (рис. 45). Маневрируя машиной и рулем, капитан приводит судно в положение, примерно параллельное причалу.
По команде с мостика начинают подавать на причал швартовы. Так как при подходе нос судна бывает обычно ближе к причалу, чем корма, и судно продолжает по инерции медленное движение вперед, первыми подают носовые шпринг и продольный. При первой возможности необходимо подать хотя бы один швартовный трос с кормы для ее подтягивания.
рис. 45 Швартовка к причалу лагом
Привязав бросательный конец к тросу выбленочным узлом с петлей, начинают травить швартов за борт. Трос следует травить свободно, с небольшой слабиной и без задержек, чтобы береговые матросы могли легко выбрать его на причал за поданный с судна бросательный конец.
После того как береговые матросы закрепят трос на береговом пале, накладывают не менее четырех шлагов троса на турачку брашпиля и выбирают втугую. Швартов переносят на кнехты с помощью стопора (рис. 46). Во избежание обрыва стопора нагрузка на него переносится плавно медленным потравливанием швартова брашпилем.
рис. 46 Наложение стопора на швартовный трос
Швартовка лагом с отдачей якоря производится при подходе к причалу в промежуток между судами, при свежем ветре, а также в условиях ограниченной для маневрирования акватории. Отданный якорь позволяет избежать навала судна на причал и ошвартованные к нему суда, способствует развороту судна, а при отшвартовке облегчает отход судна от причала без буксиров. Действия матросов при швартовке в этом случае ничем не отличаются от описанных. Швартовка кормой к причалу осуществляется в случае, если для стоянки судна отведена минимальная длина причальной линии. В зависимости от возможности маневрирования на акватории к причалу подходят либо параллельным, либо перпендикулярным курсами.
рис. 47 Швартовка судна кормой к причалу
В первом случае (рис. 47, а) следуют малым ходом параллельно причалу (положение I) и в положении II отдают якорь с противоположного причалу борта. Переложив руль в сторону от причала, потравливают якорную цепь и продолжают движение. Когда судно сделает поворот на 30-60° и корма окажется напротив места швартовки (положение III), отдают второй якорь на малом заднем ходу.
После этого равномерно потравливают обе якорные цепи и, работая машиной назад, подводят судно кормой к причалу (положение IV). По команде с мостика подают и крепят кормовые швартовы, а затем обтягивают якорные цепи. Во втором случае (рис. 47, б) маневрируют так же, как и в первом, но к моменту отдачи второго якоря судно разворачивают на 120—150° перекладкой руля на борт. В сложных условиях швартовка к причалу кормой осуществляется с помощью портовых буксиров.
Постановка судна на швартовную бочку осуществляется по указанию портовых властей на стесненных рейдах, а также в местах карантинных стоянок. В зависимости от условий и целей стоянки судно может быть пришвартовано к одной, двум, трем или четырем бочкам.
Суда швартуются к нескольким бочкам обычно в тех случаях, когда предстоят грузовые операции с использованием плавсредств и необходимо обеспечить неподвижность судна под воздействием ветра или течения. По команде с мостика «Палубной команде по местам стоять, на бочки становиться!» носовая и кормовая партии готовят швартовное устройство. В огоны тросов, которые будут подаваться на бочки, заводят швартовные скобы.
Швартов проводят на корму шлюпки чисто по борту, набирают и укладывают на корме шлюпки большими шлагами такое количество троса, чтобы его длина была не менее расстояния от судна до бочки.
Затем гребцы направляют шлюпку к бочке, а один матрос, находясь со стороны носа шлюпки по отношению к бухте уложенного троса, по мере движения шлюпки сбрасывает за борт шлаги троса.
Когда шлюпка подойдет к бочке, один из матросов переходит на бочку и крепит трос швартовной скобой к рыму бочки. После того как матрос сойдет с бочки и шлюпка отойдет в сторону, начинают брашпилем выбирать трос. Когда судно будет надежно закреплено за носовую бочку, аналогично завозят на кормовую бочку швартов с кормы.
рис. 48 Отход судна от причала на шпринге
При длительной стоянке в плохих погодных условиях иногда прибегают к креплению судна за бочку расклепанной от якоря цепью. При стоянке на бочке судно поднимает днем черный шар, а ночью включает якорные огни.
Отшвартовка судна в зависимости от условий может осуществляться самостоятельно или с помощью буксиров. Рассмотрим отход от причала при тихой погоде на шпринге без буксира. По команде с мостика на корме отдают все швартовы и быстро их выбирают, а на баке оставляют один шпринг. Получив сообщение, что под кормой чисто, руль перекладывают в сторону причала и дают машине самый малый передний ход (рис. 48, положение I). По мере выхода на шпринг увеличивают ход до малого.
Судно, удерживаемое шпрингом, начнет отходить кормой от причала (положение II). Приведя корму к такому направлению, при котором судно на заднем ходу сможет чисто пройти мимо стоящих по корме судов, машине дают задний ход. Когда судно начнет двигаться назад, отдают шпринг и продолжают следовать задним ходом до возможного безопасного разворота судна.
Что такое швартовка судна
Швартовное и буксирное устройства
Под термином «швартовные операции» понимают действия членов экипажа при швартовке и отшвартовке судна. Швартовные операции — ответственный и сложный элемент рейса судна. Для качественного их выполнения необходимо хорошо знать маневренные элементы судна, учитывать обстановку у причала (наличие и расположение судов) и внешние факторы (направление и силу ветра, течение и др.). Все команды с мостика должны выполняться своевременно и четко, действия швартовных партий должны быть умелыми и слаженными.
Для выполнения швартовных операций членов экипажа закрепляют за определенными местами швартовки. Швартовными операциями на баке обычно руководит третий помощник капитана, на корме — второй помощник. Управляют носовыми и кормовыми швартовными механизмами соответственно боцман и старший матрос.
Подготовка к швартовке — необходимое условие качественного ее проведения. О предстоящей швартовке заранее предупреждают швартовные партии и вахтенного механика, который готовит двигатель к работе в маневренном режиме. Подается питание на швартовные механизмы.
Заблаговременно, до подхода к причалу, с мостика подают команду «Швартовным партиям стоять по местам швартовки!» Члены швартовных партий в противоударных касках и рукавицах установленного образца занимают места согласно расписанию по швартовным операциям. На ходовой мостик вызывают старшего помощника капитана, в машинное отделение — старшего механика.
По команде «Швартоваться правым (левым) бортом!» носовая и кормовая швартовные партии выполняют следующие операции:
Швартовку к причалу лагом осуществляют различными способами в зависимости от направления и силы ветра, течения, ледовой обстановки, а также возможностей маневрирования, наличия и расположения судов у причала. Основные способы швартовки лагом: самостоятельно без отдачи или с отдачей якоря и с помощью буксиров. Во всех случаях управляет судном и руководит швартовкой капитан.
При самостоятельной швартовке судна к причалу лагом без отдачи якоря (рис. 1), маневрируя машиной и рулем, приводят судно в положение, примерно параллельное причалу. По команде с мостика начинают подавать на причал швартовы. Обычно первым подают носовой шпринг или продольный и при первой возможности — хотя бы один швартовный трос с кормы для ее подтягивания. Для предупреждения навала судна на причал в нужных местах подставляют мягкие кранцы.
Рис. 1. Схема швартовки судна к причалу лагом.
По команде «Подать носовой шпринг (продольный)!» матрос на баке берет одну часть бухты бросательного конца с легостью в правую руку, другую часть — в левую, удерживая коренной конец за огон рукой или прижав его к палубе ногой. Затем, сделав предостерегающий окрик «Берегись!», сильным взмахом правой руки снизу вверх бросает на причал бухту с легостью и сбрасывает бухту с левой руки. Привязав бросательный конец сбоку к огону троса выбленочным узлом с петлей, начинают травить швартов за борт. Трос травят свободно, с небольшой слабиной и без задержек, чтобы береговые матросы могли легко выбратьего на причал за поданный с судна бросательный конец. После того как береговые матросы закрепят на береговом пале трос, последний накладывают на турачку брашпиля, выбирают втугую и переносят на кнехты посредством стопора (рис. 2).
Рис. 2. Схема наложения стопора на швартовный трос.
При наличии автоматической лебедки швартовный трос подается на берег и выбирается лебедкой.
По окончании швартовки на верхние шлаги тросов, закрепленных на кнехтах, накладывают схватки из шкимушгара, убирают бросательные концы и свободные кранцы, наматывают на вьюшки и укладывают на банкетки излишние части тросов. На все швартовы надевают противокрысиные щиты.
Швартовку лагом с отдачей якоря выполняют при подходе к причалу для швартовки в промежуток между судами, при свежем ветре, в условиях ограниченной для маневрирования акватории и т. д. Отданный якорь позволяет избежать навала судна на причал и ошвартованные к нему суда, а при отшвартовке облегчает отход судна от причала без буксира. Действия швартовных партий при такой швартовке не отличаются от описанных выше.
Швартовку кормой к причалу осуществляют в тех случаях, когда для стоянки судна отведена минимальная длина причальной линии или когда перегрузочные работы должны вестись с использованием плавучих средств с обоих бортов. В зависимости от возможности маневрирования на акватории судно к причалу подходит параллельным или перпендикулярным курсом.
Рис. 3. Схема швартовки судна кормой к причалу.
Постановку судна на швартовную бочку осуществляют по указанию портовых властей на стесненных рейдах, а также в места карантинных стоянок. В зависимости от условий и целей стоянки судно может быть пришвартовано к одной — четырем бочкам. Суда швартуются к нескольким бочкам обычно в тех случаях, когдя предстоят грузовые операции с использованием плавучих средств и необходимо обеспечить неподвижность судна под воздействием ветра или течения.
По команде с мостика «Швартовным партиям по местам стоять на бочки становиться!» носовая и кормовая швартовные партии готовят швартовное устройство. В огоны тросов, которые будут подавать на бочки, заводят швартовные скобы. Швартовные тросы на бочки заводят, как правило, портовые буксиры или рейдовые катера. Когда судно, следуя малым ходом против ветра или течения, приблизится к носовой бочке, на буксире принимают пропущенный через скуловой клюз или киповую планку швартовный трос и завозят его на бочку. Трос прикрепляют к рыму бочки швартовной скобой или заводят дуплинем (ходовой конец троса пропускают через рым и завозят обратно на судно, где закрепляют). Другой конец троса берут на турачку брашпиля, обтягивают втугую и закрепляют на кнехте.
Крепление дуплинем предпочтительнее, так как при снятии с бочки можно выбрать трос, не посылая матросов на бочку для его отдачи. В любом случае выбирать трос можно только после того, как матросы сойдут с бочки. Аналогично завозят, закрепляют на бочках, обтягивают и закрепляют на кнехтах другие швартовные тросы.
Отшвартовка судна в зависимости от условий может быть осуществлена самостоятельно или с помощью буксиров. При самостоятельной отшвартовке (рис, 4) по команде с мостика на корме отдают все швартовы и быстро их выбирают, а на баке оставляют один шпринг. Получив сообщение, что под кормой чисто, руль перекладывают в сторону причала и дают самый малый передний ход (положение 1). По мере выхода на шпринг увеличивают ход до малого. Судно, удерживаемое шпрингом, начинает отходить кормой от причала (положение 2). Приведя корму к такому направлению, при котором судно на заднем ходу сможет пройти мимо стоящих по корме судов, дают задний ход. Когда судно начинает двигаться назад, отдают шпринг. Судно продолжает следовать задним ходом до тех пор, пока не появится возможность безопасного разворота.
Рис. 4. Схема отшвартовки судна от причала на шпринге.
При выполнении швартовных операций необходимо строго соблюдать правила безопасности труда. Категорически запрещается:
Кроме того, не допускается: