Что такое школьный спортивный клуб
Школьный физкультурно-спортивный клуб – конструктивная форма организации внеурочной деятельности
На заседании Совета при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта (11 октября 2016 г.) министр образования и науки Российской Федерации О.Ю.Васильева выступила с докладом «О физическом воспитании в образовательных организациях». Из её выступления: «. Дойти до каждого ребенка, увлечь, создать условия – наша цель» [1]. Таким образом, в системе образования необходимо создать все необходимые условия для совершенствования физического развития, физической культуры, спорта и здорового образа жизни обучающихся.
Школьный спортивный клуб – системообразующее звено в комплексном процессе физического воспитания школьников. Он является механизмом интеграции урока физической культуры, внеурочных форм физического воспитания и спортивно-массовой работы по месту жительства. Кроме того, школьный спортивный клуб обладает потенциалом решения задач профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних и задач по развитию двигательной одаренности школьников[1].
Школьный физкультурно-спортивный клуб – организационная конструкция, обладающая потенциалом интеграции и повышения эффективности всех форм физического воспитания в общеобразовательной организации. Научно-методическим обоснованием являются существенные отличия модели ШСК от модели ШФСК по пяти признакам:
Образовательным результатом является созданная и апробированная методически–обоснованная нормативно-функциональная модель ШФСК. Практическую значимость для системы образования города Кургана и Курганской области является реализация готовой модели ШФСК «Тридцаточка», позволяющая апробировать создание организационной основы для запуска аналогичных клубов в других образовательных организациях, что в значительной мере облегчит работу организаторам ШФСК.
ШФСК работает по трем направлениям и содержит 4 блока:
Разработан пакет документов (Положение о деятельности ШФСК, где прописано, что ШФСК является детским общественным объединением, создается на базе системы дополнительного образования детей; Приказ о создании ШФСК; годовой план работы ШФСК, который включает организационную, методическую деятельность и отражает взаимодействие с различными организациями; планирование физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы; календарный план работы, в который в течение учебного года общее руководство клуба вносит корректировки; расписание занятий школы общественного инструктора, кружка шахмат и секций) регламентирующих деятельность ШФСК «Тридцаточка».
Изучив опыт других регионов, можно увидеть, что всего в двух областях РФ функционируют ШФСК, которые были созданы в 2018 году. Поэтому Курганская область, создавая с 2017 года именно школьные физкультурно-спортивные клубы, совершает прорыв в инновационной деятельности образования.
Забота о поддержании здоровья обучающихся, повышение показателей физической подготовленности, предотвращение дефицита двигательной активности и определили выбор между моделями ШСК и ШФСК. Созданная модель ШФСК была адаптирована к конкретным условиям и ориентирована на сочетание нескольких видов физической деятельности. Таким образом, выстроили функциональную взаимосвязь между формами организации физического воспитания, содержанием работы блоков в трех направлениях и методами их проведения во время урочной и внеурочной деятельности.
Алгоритм создания Школьного спортивного клуба
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Школьный спортивный клуб «Победитель» МБОУ СОШ №98 г.Екатеринбург, п.Садовый
Целевым ориентиром стратегических программ развития физической культуры и спорта, образования в Российской Федерации на период до 2020 года является увеличение количества занимающихся физической культурой, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года определена важная роль физической культуры и спорта в развитии человеческого потенциала России.
Нормативно-правовое обеспечение деятельности ШСК: Конвенция ООН о правах ребенка; Конституция Российской Федерации; ФЗ «Об образовании в РФ»; ФЗ «О развитии физической культуры и спорта в РФ»; Указ и распоряжения президента РФ; Постановления и распоряжения Правительства РФ; Стратегия развития физической культуры и спорта в РФ на период до 2020 года;
Основные документы, регламентирующие деятельность спортивных клубов: Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»; Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 15, ст. 51; Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»; Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года; Федеральный закон о физической культуре и спорте в Российской Федерации; Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016–2020 годы» от 21 января 2015 г. № 30; Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»; правительство свердловской области постановление от 21 октября 2013 года n 1262-пп об утверждении государственной программы свердловской области «развитие системы образования в свердловской области до 2020 года» Приказ Министерства образования и науки РФ от 13 сентября 2013 г. № 1065 «Об утверждении порядка осуществления деятельности школьных спортивных клубов и студенческих спортивных клубов»; Приказ Минздрава России от 21 декабря 2012 г. № 134н «О Порядке прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров, в том числе при поступлении в образовательные учреждения и в период обучения в них»; Письмо Министерства образования Российской Федерации от 31 октября 2003 г. № 13-51-263/13 «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой»; Приказ Минобрнауки от 19 декабря 2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»; Письмо Минобрнауки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС ОО»; Методические рекомендации для преподавателей (тренеров) и организаторов внутришкольных и межшкольных физкультурных и спортивных мероприятий (письмо Минобрнауки РФ от 02.03.2015 г. № ВК-457/09); Порядок осуществления деятельности школьных спортивных клубов и студенческих спортивных клубов (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 21, ст. 1930; 2012, № 30, ст. 4172); Комплекс мер, направленных на развитие инфраструктуры для занятий физической культурой и спортом во всех образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы до 2020 года (утвержден Правительством РФ 15 декабря 2014 г., № 8432п-П8).
Что такое школьный спортивный клуб? Школьный спортивный клуб — общественная организация учащихся, родителей и учителей, способствующая развитию физической культуры, спорта и туризма в школе.
Статья «Школьный спортивный клуб»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
«Школьный спортивный клуб»
Казанкова Ирина Алексеевна
г.Краснокаменск, Забайкальский край
В России любят спорт. Спорт является одним из ярких проявлений современной культуры. Ведь это показатель здорового образа жизни.
И наша школа не остается в стороне от спортивных жизни страны. На базе МАОУ «СОШ№7» г. Краснокаменска в сентябре 2015года был организован физкультурно-спортивный клуб «Олимпиец». Клуб работает согласно Положению «О школьном спортивном клубе «Олимпиец», разработана Программа клуба. Руководит работой физкультурно-спортивного клуба «Олимпиец» учитель физической культуры Берлякова Л.Н Клуб «Олимпиец» имеет свою символику: эмблему, девиз и осуществляет деятельность в соответствии с целями, задачами и функциями, закрепленными в положении.
Школьный спортивный клуб «Олимпиец» является одним из основных направлений развития спортивно-оздоровительной деятельности во внеурочное время в школе в рамках реализации ФГОС. Он создан с целью организации и проведения спортивно-массовой работы, способствующей формированию здорового образа жизни и развитию сотрудничества между школой, родителями и социумом. Огромное значение имеет сотрудничество с градообразующим предприятием, совместные спортивные мероприятия с работниками которого проводятся по всем направлениям воспитания: спортивно-оздоровительное, патриотическое профориентационное, духовно- нравственное, эстетическое, гражданско-правовое.
В рамках работы школьного спортивного клуба происходит закрепление и совершенствование умений и навыков, полученных на уроках физической культуры, формирование жизненно необходимых качеств; привлечение в спортивно-массовой работе в клубе известных спортсменов, ветеранов спорта, родителей учащихся школы; воспитание у обучающихся чувства гордости за своё общеобразовательное учреждение, развитие культуры и традиции болельщиков спортивных команд; профилактика таких асоциальных проявлений в детской и подростковой среде как наркомания, курение, алкоголизм, выработка в здоровом образе жизни. Занятость детей и подростков в спортивной работе школы стало одним из условий профилактики безнадзорности, преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних.
Система физкультурно-оздоровительной работы школы состоит из следующих направлений:
секционная работы (секции волейбол, баскетбол, шашки, шахматы, легкая атлетика);
школьные спортивные соревнования, конкурсы, праздники;
соревнования муниципального, краевого и Всероссийского уровня;
предметная олимпиада по физической культуре;
Наиболее значимые результаты деятельности школьного спортивного клуба «Олимпиец» являются:
более 42% обучающихся школы охвачены занятиями в спортивных секциях во внеурочное время в школе и учреждениях дополнительного образования детей;
на протяжении 3-х последних лет ученик школы становятся призерами научно-практической конференции в секции валеологии и спорта ;
1 место в городской спартакиаде школьников – 2015/16 учебный год, 2 место – в 2016/17 учебном году;
2 место в районной предметной олимпиаде по физической культуре в 2015/16 учебном году, 1 место в 2016/17 учебном году;
Успешное участие в краевых спортивных мероприятиях
Снижение уровня преступлений и правонарушений среди школьников
Снижение числа обучающихся, подверженных вредной привычке курения
Для профилактики вредных привычек в школе проводились классные часы с приглашением специалистов центра Здоровья КБ № 4. Кроме того, специалистами ГУЗ «Краевая больница № 4» были проведены лекции по темам: «Профилактика наркомании, ВИЧ-инфекции, ЗППП».1 декабря перед обучающимися 8,10 классов выступили студенты медицинского колледжа с материалами по профилактике СПИДа.
Эти мероприятия способствовали формированию у школьников потребности в ведении здорового образа жизни.
В 2016/17 учебном году в школе продолжил активную деятельность школьный спортивный клуб «Олимпиец» (руководитель Берлякова Л.Н.), который работает под девизом:
Олимпиец – спорт он для всех!
Подготовим олимпийскую смену!
В 2016/17 учебном году продолжается внедрение в образовательный процесс Всероссийского комплекса «Готов к труду и обороне». 5 выпускников школы изъявили желание сдать нормы ГТО и выполнили их на «Золотой значок»
Школьные соревнования, организованные кафедрой учителей физической культуры и школьным спортивным клубом, прошли на высоком методическом и эмоциональном уровне. Это соревнования для обучающихся 1,2,3,4 классов «Веселые старты», соревнования по пионерболу – 5,6,7 классы, школьные соревнования по волейболу – 8,9,10,11 классы. Совместные с управлением ПАО «ППГХО» спортивные состязания по волейболу, по стрельбе, по мини-футболу и День Здоровья
Итоги участия в муниципальных, региональных и Всероссийских соревнованиях по разным видам спорта и в олимпиаде по физической культуре, результаты публичного смотра-конкурса на лучшую постановку физкультурной работы и развитие массового спорта среди ШСК, итоги сдачи норм ГТО выпускниками школы указывают на высокий уровень организации работы по данному направлению.
В рамках спортивных мероприятий в школе проводятся соревнования по пионерболу среди обучающихся 5-8 классов, в игре по мини-футболу участвуют ребята 9-11 классов.
Клуб оказывает помощь в организации и проведении школьного этапа «Президентских состязаний», «Президентских спортивных игр», а также члены клуба принимают активное участие в судействе на городских соревнованиях. В рамках пропаганды физкультуры и спорта была организована встреча старшеклассников с бывшей ученицей МАОУ «СОШ№7», двукратной чемпионкой России по боксу Добрыниной Зинаидой.
Школьный клуб активно сотрудничает с другими учреждениями города, так многие спортивные праздники («А, ну-ка, парни!») и соревнования по волейболу проводятся совместно с командами разных подразделений ОАО «ППГХО.
В рамках военно-патриотического воспитания физкультурно-спортивный клуб «Олимпиец» успешно сотрудничает с ДЮЦ, с ДООЦ, со спорткомитетом города Краснокаменска и с военно-патриотическим клубом «Зарница».
Особое значение в работе ШСК имеет информирование, организация и подготовка обучающихся к сдаче норм ГТО. Первая группа школьников готова приступить к сдаче норм ГТО на золотой значок.
В перспективах развития спортивного клуба «Олимпиец» намечены следующие мероприятия:
— вовлечение «трудных» детей в мероприятия клуба, в занятия спортивных секций;
-расширение материально-технической базы;
-вовлечение в научно-практическую деятельность, создание книги «Рекорды школы»;
-оформление стенда школьного спортивного клуба;
— продолжить сотрудничество с образовательными и административными учреждениями города, в рамках социального партнерства.
Спорт обладает огромными объединительными возможностями. Это значит, что во время тренировок, соревнований у спортсменов, у людей, занимающихся спортом, невольно возникает чувство товарищества, сотрудничества.
Приятно осознавать, что в состязаниях участвуют все новые поколения молодежи. Массовая физическая культура и спорт открывают перед каждым неисчерпаемые возможности для гармоничного развития.
«Методические рекомендации по созданию школьных спортивных клубов общеобразовательных организаций» (утв. Минпросвещением России 28.09.2021 N 06-1400)
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО СОЗДАНИЮ ШКОЛЬНЫХ СПОРТИВНЫХ КЛУБОВ
1. Нормативные правовые основы деятельности школьных
В настоящее время создана нормативная правовая база для общеобразовательных организаций в создании и обеспечении деятельности школьных спортивных клубов.
Так, в Федеральном законе от 04.12.2007 N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (статья 28 «Физическая культура и спорт в системе образования») указано, что в целях вовлечения обучающихся в занятия физической культурой и спортом образовательными организациями могут создаваться школьные спортивные клубы.
В Федеральном законе от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (статья 27 «Структура образовательной организации») определено, что образовательная организация может иметь в своей структуре школьные спортивные клубы.
Формирование системы школьных спортивных клубов является неотъемлемой частью реализации федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование»; плана основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства на период до 2027 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 23 января 2021 года N 122-р); Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2020 года N 3081-р); Стратегии воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р); Межотраслевой программы развития школьного спорта до 2024 года (совместный приказ Министерства спорта Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от 17 февраля 2021 года N 86/59), приказа Минпросвещения России от 23 марта 2020 года N 117 «Об утверждении порядка осуществления деятельности школьных спортивных клубов (в том числе в виде общественных объединений), не являющихся юридическими лицами».
В соответствии с перечнем поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта от 10 октября 2019 г. N Пр-2397 к 2024 году должно быть завершено создание школьных спортивных клубов в общеобразовательных организациях.
Настоящие Методические рекомендации предназначены для органов исполнительной власти субъектов Российской, осуществляющих государственное управление в сфере образования, административных работников общеобразовательных организаций, педагогического и родительского сообществ с целью формирования и повышения их компетентности в вопросах создания и деятельности ШСК.
2. Алгоритм создания школьного спортивного клуба
2.1. Основания для создания школьного спортивного клуба
Создание ШСК является инициативой школьного сообщества (ученического, родительского, педагогического и административного), которая играет определяющую роль в создании механизмов самоуправления в развитии физической культуры, спорта и формирования здорового образа жизни в общеобразовательной организации.
ШСК, создаваемые на базе общеобразовательных организаций, реализующих образовательные программы начального, основного и среднего общего образования, осуществляют деятельность в следующих организационно-правовых формах:
— в качестве структурного подразделения общеобразовательной организации (деятельность осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, регламентируется локальными актами общеобразовательной организации, а также разработанным и утвержденным Положением о ШСК);
— в виде общественного объединения без образования юридического лица (деятельность осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе в соответствии с Федеральным законом от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ «Об общественных объединениях»).
В сферу деятельности ШСК (на основании Устава) входят организация и проведение физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий, подготовка и формирование сборных школьных команд по видам спорта, участие в соревнованиях разных уровней (муниципального, окружного, городского, всероссийского), пропаганда основных идей физической культуры, спорта и здорового образа жизни. Таким образом, ШСК может входить в сетевую структуру и представлять интересы своей общеобразовательной организации.
Целью деятельности ШСК являются вовлечение обучающихся в систематические занятия физической культурой, школьным и массовым спортом, формирование здорового образа жизни, а также развитие и популяризация традиций региона в области физической культуры и спорта.
Приоритетными задачами деятельности ШСК могут являться:
— вовлечение обучающихся, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, в систематические занятия физической культурой и спортом;
— организация и проведение спортивных, физкультурных и оздоровительных мероприятий в общеобразовательных организациях, реализующих программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, в том числе этапов Всероссийских соревнований обучающихся по различным видам спорта, проводимых в данных общеобразовательных организациях;
— развитие волонтерского движения по организации массовых мероприятий и пропаганде здорового образа жизни;
— повышение эффективности пропаганды идеи физической культуры, школьного и массового спорта и здорового образа жизни;
— содействие в создании условий для систематических занятий физической культурой (материально-технических, кадровых, психологических, маркетинговых [расширение спектра предлагаемых услуг]).
В целях реализации основных задач ШСК осуществляет:
— организацию и проведение физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы, расширение спектра услуг секционной и досуговой работы, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья;
— организацию и проведение социально значимых мероприятий: Всероссийские спортивные соревнования (игры) школьников «Президентские состязания», «Президентские спортивные игры», фестивали, акции;
— подготовку и формирование команд общеобразовательной организации по видам спорта и обеспечение их участия в соревнованиях различных уровней организации;
— поощрение обучающихся, добившихся высоких показателей в физкультурно-спортивной работе;
— обновление форм и средств воспитания в области физической культуры и спорта для развития творческих, интеллектуальных и физических возможностей обучающихся;
— обеспечение условий для индивидуализации обучения, профессиональной ориентации, выявления и поддержки обучающихся, проявивших выдающиеся способности в области физической культуры и спорта, в том числе для социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, средствами физической культуры и спорта;
— совершенствование комплексных мероприятий по повышению компетенций учителей физической культуры, педагогов дополнительного образования и других специалистов в области физической культуры и спорта;
— развитие потенциала физкультурно-спортивной деятельности для профилактики вредных привычек, асоциального поведения, а также формирования антидопингового мировоззрения через взаимодействие с родительским сообществом;
— расширение воспитательных возможностей информационных ресурсов, средств массовой информации, направленных на пропаганду занятий физической культурой и спортом, ведения здорового образа жизни, нравственных, духовных и гражданских ценностей;
— представление администрации предложений по совершенствованию системы физической культуры и спорта, а также развитию материально-технической базы в общеобразовательной организации;
— организацию и проведение информационной и пропагандистской деятельности, воспитание физических и морально-волевых качеств, социальной активности школьного сообщества, включая меры по популяризации социально значимых мероприятий: Всероссийских спортивных соревнований (игр) школьников «Президентские состязания», «Президентские спортивные игры», фестивали, ВФСК ГТО, акции и иных.
2.2. Основные направления деятельности школьного
По содержанию ШСК может представлять разнообразные направления, включающие различные формы организации обучающихся, способствующие формированию здорового образа жизни, развитию физической культуры, школьного и массового спорта:
— освоение образовательных программ, позволяющих обучающимся значительно повысить интерес к учебному предмету «Физическая культура» и двигательной активности в целом;
— практико-ориентированная спортивная направленность (педагогическая, медико-биологическая, IT-технологии, менеджмент в спорте), которая позволит обучающимся осознанно выбрать в будущем спортивные профессии (тренера-преподавателя, спортивного юриста, спортивного врача, спортивного журналиста, менеджера в сфере спорта). Это в дальнейшем позволит готовить для профильных и других вузов конкурентоспособных специалистов;
— блок дополнительного образования, включающий спортивные секции по различным видам спорта (при наличии лицензии на осуществление образовательной деятельности по виду образования «дополнительное образование детей и взрослых»);
— спортивно-массовое направление, включающее организацию и проведение социально значимых, спортивно-массовых мероприятий (соревнований, спартакиад, олимпиад) по различным видам спорта, включая национальные виды спорта (этнокультурный компонент);
— выявление на ранних этапах обучения способных и талантливых обучающихся в области физической культуры и спорта с использованием образовательных программ на основе традиционных, прикладных и вновь развивающихся видов спорта, а также их тьюторское сопровождение;
— пропаганда физической культуры, школьного и массового спорта, здорового образа жизни, волонтерского движения для всех участников образовательных отношений.
Деятельность ШСК в общеобразовательной организации может осуществляться как внеурочная деятельность в рамках реализации основных общеобразовательных программ, так и как деятельность по реализации дополнительных общеразвивающих программ.
Рабочие программы внеурочной деятельности предназначены для обучающихся, осваивающих основные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования.
Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью основных общеобразовательных программ, участие в которых является обязательным.
Решение о конкретном объеме часов внеурочной деятельности определяется образовательной программой, которая утверждается общеобразовательной организацией с учетом специфики выбора одного из направлений ее деятельности, имеющегося в наличии кадрового и материально-технического ресурса организации, потребностей и интересов обучающихся, а также пожеланий их родителей.
Обучение по дополнительным общеобразовательным программам в области физической культуры и спорта не является обязательным и осуществляется на основе добровольного выбора.
Продолжительность дополнительной общеобразовательной программы дополнительного образования определяется общеобразовательной организацией.
Для обучающихся, осваивающих дополнительные общеобразовательные программы, установлены рекомендуемый режим занятий и максимальная ежедневная нагрузка.
В период каникул могут использоваться возможности организации отдыха детей с помощью тематических лагерных и профильных смен, летних школ, создаваемых на базе общеобразовательной организации, образовательных организаций дополнительного образования детей. Формы реализации физкультурно-спортивной деятельности определяются организацией самостоятельно.
Школьный спортивный клуб вправе:
— иметь эмблему, знак, флаг и другую атрибутику, информационный сайт в сети Интернет;
— в установленном порядке выдавать членам ШСК во временное пользование спортивный инвентарь и экипировку;
— осуществлять планирование, подготовку и проведение массовых спортивных соревнований, спартакиад и других массовых физкультурно-оздоровительных мероприятий;
— поощрять членов ШСК за результативность и активную физкультурно-спортивную деятельность;
— осуществлять иную деятельность, не противоречащую законодательству.
2.3. Управление деятельностью школьного спортивного клуба
Общая структура ШСК формируется с учетом пожеланий обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников общеобразовательной организации.
Непосредственное руководство по всем направлениям деятельности ШСК осуществляет руководитель ШСК.
Если ШСК создается в форме структурного подразделения, руководителя приказом назначает директор общеобразовательной организации.
Руководитель ШСК может занимать данную должность на постоянной основе или осуществлять данную деятельность на условиях совмещения или внутреннего совместительства в порядке, предусмотренном трудовым законодательством РФ.
Контроль деятельности спортивного клуба, обеспечение взаимодействия с органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами осуществляет руководитель общеобразовательной организации или работник образовательной организации, им уполномоченный.
При создании спортивного клуба в форме общественного объединения на общем собрании (конференции) принимается Устав ШСК, избирается руководитель ШСК, формируются руководящие и контрольно-ревизионные органы. Члены общественного объединения имеют право избирать и быть избранными руководителем ШСК, в контрольно-ревизионные органы данного объединения, а также контролировать деятельность ШСК в соответствии с его Уставом.
Органами самоуправления в ШСК являются Совет ШСК, попечительский совет, общее собрание и другие, которые в порядке, установленном Уставом общеобразовательной организации, содействуют ШСК в проведении физкультурно-оздоровительной, спортивно-массовой работы.
Руководитель ШСК, действуя от имени ШСК и по согласованию с Советом ШСК, осуществляет общее руководство текущей деятельностью ШСК, ведет его заседания, представляет его интересы в администрации образовательной организации, при взаимодействии с органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами.
Общее собрание членов ШСК созывается по мере необходимости, но не реже одного раза в год. На общем собрании членов ШСК избирается Совет ШСК из числа обучающихся, спортсменов-активистов, организаторов физической подготовки классов, родителей, педагогических работников.
Заседания совета ШСК проводятся не реже одного раза в два месяца.
— принимает решение о названии ШСК;
— утверждает символику ШСК;
— утверждает план работы на год и предоставляет ежегодный отчет о работе ШСК;
— принимает решения о приеме и исключении членов ШСК;
— планирует организацию и проведение общешкольных спортивных мероприятий;
— обеспечивает систематическое информирование обучающихся и родителей (законных представителей) о деятельности ШСК;
— обобщает накопленный опыт работы и обеспечивает развитие лучших традиций деятельности ШСК;
— обеспечивает взаимодействие с учреждениями, общественными организациями, спортивными федерациями и т.д.;
— готовит предложения руководителю образовательной организации и управляющему совету о поощрении членов клуба, обеспечивших высокие результаты в организационной, физкультурно-оздоровительной спортивно-массовой работе.
Непосредственное проведение занятий осуществляется педагогами дополнительного образования и другими специалистами в области физической культуры и спорта.
В классах и учебных группах избирается физкультурный организатор (физорг), который организует спортивно-массовую работу в классах и учебных группах общеобразовательной организации.
Для организации работы по различным направлениям деятельности в структуре ШСК могут создаваться комиссии.
2.4. Кадровое и материально-техническое обеспечение
Обеспечение деятельности ШСК осуществляют педагогические работники общеобразовательных организаций, соответствующие общим требованиям, предъявляемым к данной категории работников: учителя физической культуры, педагоги дополнительного образования, инструкторы по физической культуре.
Утверждение в установленном порядке структуры и штатного расписания ШСК относится к компетенции руководителя общеобразовательной организации.
Для эффективного осуществления деятельности ШСК общеобразовательная организация предоставляет объекты спорта, необходимое спортивное оборудование и инвентарь, а также может предоставлять возможность использования материально-технической базы организаций дополнительного образования, учреждений культуры и спорта в порядке, определяемом руководителем общеобразовательной организации.
2.5. Учет и отчетность деятельности школьного
Официальный учет всей работы ШСК ведется в журнале установленной формы по следующим разделам:
— состав Совета ШСК, комиссий, учителей физической культуры, педагогов дополнительного образования и других специалистов в области физической культуры и спорта, осуществляющих свою деятельность в ШСК;
— состав занимающихся, расписание занятий, программный материал, посещаемость;
— проведение физкультурно-спортивных мероприятий и результаты участия в соревнованиях.
2.5.1. Примерный перечень локальных актов школьного спортивного клуба:
— Положение о ШСК (Устав ШСК);
— приказ по образовательной организации о создании ШСК (протокол заседания общего собрания о создании ШСК);
— должностные инструкции руководителя ШСК, педагогов дополнительного образования (учителей физической культуры, инструкторов по физической культуре);
— списочный состав членов ШСК;
— журналы групп, занимающихся в спортивных секциях;
— положение о Совете ШСК;
— списочный состав Совета ШСК;
— протоколы заседания Совета ШСК;
— списочный состав физоргов;
— календарный план спортивно-массовой, физкультурно-оздоровительной, секционной и досуговой работы на учебный год;
— план спортивно-массовых, физкультурно-спортивных и социально значимых мероприятий на учебный год;
— положения и отчеты о проведении социально значимых, спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий;
— дополнительные образовательные программы по направлениям деятельности;
— учебные планы к программам дополнительного образования;
— пакет документов по предупреждению травматизма;
— результаты участия в соревнованиях образовательной организации;
— копии годовых отчетов о проделанной работе.
2.5.2. Положение о ШСК или Устав ШСК должны предусматривать:
— название, цели ШСК, его организационно-правовую форму;
— структуру ШСК, руководящие и контрольно-ревизионные органы, территорию, в пределах которой данный ШСК осуществляет свою деятельность;
— условия и порядок приобретения и утраты членства в ШСК, права и обязанности членов данного клуба (только для ШСК, предусматривающего членство);
— компетенцию и порядок формирования руководящих органов ШСК, сроки их полномочий, место нахождения постоянно действующего руководящего органа;
— порядок внесения дополнений и изменений в Положение о ШСК (Устав ШСК);
— источники формирования денежных средств и иного имущества ШСК, права клуба и его структурных подразделений по управлению имуществом;
— порядок реорганизации и (или) ликвидации ШСК.
Положение о ШСК или Устав ШСК могут содержать описание символики данного объединения.
2.6. Информационное обеспечение школьного спортивного клуба
Отчет работы ШСК ведется через информационное пространство (сайт общеобразовательной организации, сайт ШСК, социальные сети, СМИ, стенд и иное), где отражаются символика ШСК (название, логотип, девиз), календарный план мероприятий, режим секционной работы, поздравления победителей и призеров соревнований и иная информационно-агитационная информация.
Важным стимулирующим фактором приобщения обучающихся к занятиям физической культурой и спортом становится информационный ресурс ШСК, который позволяет участникам получать информацию о проводимых физкультурных и спортивных мероприятиях ШСК.
Для создания единого информационного пространства ШСК рекомендуется использовать следующие ресурсы:
— средства массовой информации (СМИ): телевизионные и радио-ресурсы, Интернет-ресурсы, печатные издания;
— социальная реклама, акции, рекламные компании по физкультурно-спортивному направлению ШСК;
— использование стенной печати ШСК: афиши, объявления, газеты, листовки, информационные и имиджевые материалы, программы, брошюры, буклеты, пресс-релизы, фотовыставки, плакаты, баннеры, альбомы;
— привлечение известных спортсменов, тренеров, ветеранов спорта для координации деятельности ШСК, физкультурно-массовой работы и участия в протокольных церемониях, мастер-классах, фотосессиях и встреч с юными болельщиками.
Информационное обеспечение ШСК требует эффективного взаимодействия как организаторов и участников на местах, так и организаторов этих соревнований на различных уровнях. Для этой цели рекомендуется разработать информационный портал по сопровождению каждого спортивного мероприятия, дающий возможность своевременно и полно информировать участников об условиях проведения соревнований, календаре физкультурных и спортивно-массовых мероприятий, результатах, рейтингах (школ, команд, самих участников), проведении процедуры регистрации команд, получения оперативной информации и т.д.
Для поддержки информационного портала целесообразно в образовательных организациях создать постоянно действующий информационный (координационный) центр, отвечающий за организацию и сопровождение мероприятий ШСК. Такой центр может обеспечивать общее администрирование сайта, координацию деятельности ШСК, оргкомитетов по проведению соревнований, фестивалей, конкурсов, иметь реестр ШСК и спортивных объектов с указанием возможных направлений их использования.
Информационные (координационные) центры могут выполнять работу по технической и методической поддержке организаторов и участников школьных спортивных мероприятий, проведению занятий и семинаров с судейским корпусом, сбору и систематизации статистической и иной информации.
2.7. Государственная поддержка деятельности школьных
3. Основные ориентиры к выработке Комплекса мер,
направленных на создание и поддержку деятельности школьных
спортивных клубов, а также обеспечение их участия
в физкультурных и спортивных мероприятиях, проводимых
школьными спортивными лигами
1. Создать межведомственную рабочую группу по вопросам развития физической культуры и спорта в субъекте Российской Федерации.
2. Включить в Концепцию развития субъекта Российской Федерации, как одну из приоритетных задач, развитие физической культуры, школьного и массового спорта.
4. Предусмотреть финансирование ШСК (на заработную плату, приобретение спортивного оборудования, инвентаря) в рамках Программы.
5. Издать распорядительный документ органа исполнительной власти субъектов Российской Федерации, утверждающий положение о ШСК.
6. Разработать и утвердить методические рекомендации по открытию ШСК на уровне субъекта Российской Федерации (с учетом традиций и особенностей региона).
7. Издать приказ органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации «О назначении координатора деятельности школьных спортивных клубов».
Организация-координатор осуществляет деятельность по различным направлениям, в том числе:
Основные аспекты деятельности:
— мониторинг выполнения Целевой Программы субъекта Российской Федерации;
— организационно-методическое сопровождение ШСК, создание стажировочных площадок и ресурсных центров на базе лучших образовательных организаций;
— организация и проведение мероприятий, направленных на повышение компетенций педагогических работников физкультурно-спортивной направленности;
— внедрение современных инновационных технологий;
— расширение спектра дополнительных проектов и творческих инициатив в области физической культуры и спорта;
— создание базы данных и ведение единого реестра ШСК региона;
— организация и проведение регионального Конкурса на лучшую постановку физкультурно-оздоровительной работы и развитие массового спорта среди ШСК;
— организация и проведение спортивных мероприятий (спартакиад, первенств и т.д.), направленных на развитие спектра деятельности ШСК и выявление лучших спортсменов, секций, клубов.
8. Включить в оценку эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, осуществляющих управление в сфере образования, увеличение числа обучающихся, вовлеченных в занятия физической культурой, школьным и массовым спортом, а также увеличение числа ШСК.