Что такое ширк в исламе ответ на вопрос
Всевышний Аллах в Коране говорит, что люди и джинны были созданы лишь для поклонения Ему. Признаками поклонения являются совершение того, что Всевышний нам повелевает, и отказ оттого, что Всевышний нам запрещает. Мусульманин, который не выполняет предписанное или совершает запретное, является грешником, ослушавшимся своего Господа. В конечном итоге, совершение грехов может привести человека в Ад. Поэтому каждому мусульманину и мусульманке следует знать о больших грехах, дабы не впасть в них. Ученые Ислама писали книги, в которых разъясняли людям об этих грехах и остерегали от их совершения. Одной из таких книг является прекрасная книга имама, шейха Шамсуддина аз-Захаби (да смилуется над ним Аллах)(673-741 гг. по Хиджре) –«Китабуль Кабаир» (в переводе с арабского «Большие грехи»). Представляем перевод первой главы этой книги с небольшими пояснениями, комментариями и сокращениями:
Первый (большой) грех:
Самым большим грехом является ширк (многобожие), и он бывает двух видов.
Первый вид – это придание сотоварища Аллаху и поклонение чему-либо наряду с Аллахом, будь то камень, человек, солнце, луна, пророк, шейх, джинн, звезда, ангел или ещё что-нибудь.
Под поклонением имеется в виду придание каких-либо божественных атрибутов, таких как творение, всезнание, вечность и так далее, кому-либо помимо Аллаха.
Это большой ширк, о котором Всевышний упомянул в Коране: «Поистине, Аллах не прощает придание Ему сотоварища и прощает помимо этого ДРУГОЙ грех если пожелает» (сура ан-Нисаъ, 48).
Также Всевышний говорит: «Поистине, многобожие – великий грех» (сура «Лукман», 13).
Также Всевышний сказал: «Поистине, тому, кто придал Аллаху сотоварища, Всевышний запретил Рай, и его обителью станет Огонь» (Сура аль-Маида, 72). Аятов об этом много.
Человек, который придавал Аллаху сотоварища и умер многобожником, безусловно, станет обитателем адского огня, подобно тому, как человек, уверовавший в Аллаха и умерший мусульманином, станет обитателем Рая, если даже будет [предварительно] подвергнут наказанию [за свои грехи].
То есть человек может всю жизнь прожить праведником, не причиняя никому вреда, жертвуя большие суммы на благотворительность и так далее, но если он умер не мусульманином, он попадает в ад. И в тоже время, если мусульманин является нечестивцем, совершает даже большие грехи и так далее, но умер мусульманином, он попадает в Рай. Передаётся, что грешные мусульмане, плохие деяния которых перевесили хорошие, попадёт в ад, понесёт наказание за свои грехи и после этого попадёт в Рай.
Абу Бакр передает, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), обращаясь к сподвижникам, трижды сказал: «Поведать ли Вам о самых больших грехах?» Сподвижники ответили: «Конечно». Посланник Аллаха продолжил: «Это придание сотоварища Аллаху и ослушание родителей», посланник Аллаха лежал, опираясь на руку, а после этого сел и сказал: «И лживое слово и лживое свидетельство» и он повторял это так долго, что мы подумали: «Хоть бы он замолчал» (Бухари, 2766; Муслим 89).
Также посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Остерегайтесь семи смертных грехов» (Бухари, 6857; Муслим 89)и упомянул среди них многобожие.
В другом хадисе говорится: «Убейте того, кто сменил свою религию (ислам)» (Бухари, 3017).
Вероотступничество – это уход из Ислама после того, как человек был мусульманином. В вероотступничество можно попасть по причине убеждений, слов или действий. Вероотступничество является самым мерзким видом неверия, и по Шариату наказанием за вероотступничество является смертная казнь. Решение о вероотступничестве человека принимает квалифицированный к`ади (судья) и он сам (или его заместитель) приводит приговор в исполнение.
Второй вид многобожия – это деяния напоказ, как об этом говорит Всевышний Аллах: «Тот, кто надеется на встречу с Аллахом, пусть совершает праведные деяния и не поклоняется никому наряду со своим Господом» (сура аль-Кахф, 110). То есть [пусть человек] не совершает деяния напоказ.
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Остерегайтесь малого ширка». Его спросили: «Что является малым ширком?» и он ответил: «Фальшь, деяния напоказ (рияъ)» (Имам Ахмад).
В известном хадисе Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) говорится, что деяния зависят от намерений (Бухари, Муслим). То есть получим ли мы награду за свои деяния, зависят от того, с каким намерением мы это делаем. Человек может отдать огромную сумму денег в качестве милостыни, надеясь, что люди будут называть его щедрым, но он не получит за это никакой награды от Всевышнего. Другой может отдать сумму в сотни раз меньше первого ради довольства Аллаха и, соответственно, получит за это награду от Аллаха.
Также в хадисе говорится, что Всевышний Аллах сказал: «Кто совершит деяние ради Меня и посвятит его (это деяние) кому-то ещё, то это деяние будет для него, Я чист от этого»(Муслим, 4, есть схожий хадис 2985).
В другом хадисе говорится: «Аллах опорочит того, кто будет рассказывать (людям о своих благих делах), и выставит напоказ того, кто будет (поклоняться Ему) напоказ другим» (Бухари 6499, Муслим).
Шариат призывает к сокрытию наших благих дел, ибо Всевышний видит их, и если деяния совершаются ради него, нет нужды выставлять их напоказ. Если же человек рассказывает о них или делает их напоказ, значит, его намерения не совсем искренни, и своими деяния он преследует другие, отличные от довольства Аллаха, цели. Такие люди не найдут награду у Аллаха, как об этом говорится в следующем хадисе:
От Абу Хурайры передаётся, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Много есть постящихся, которые не получают от своего поста ничего, кроме голода и жажды. И есть много выстаивающих ночные молитвы, которые не получают ничего, кроме бодрствования». (Ахмад 373, Абу Я’ла, Байхаки). Имеется в виду, что соблюдение поста и совершение намаза не ради Аллаха не будут вознаграждены.
Спросили одного мудреца (да помилует его Аллах): «Кто является искренним?». Он ответил: «Искренний – это тот, кто прячет свои благие деяния, подобно тому, как прячут плохие». Также спросили: «Что является пределом искренности?» «Это нелюбовь к восхвалению».
Сказал Фудайл ибн Ияз: «Отказ от деяний из-за людей является лицемерием, совершение деяний ради людей является ширком, а искренность – это сохранение человека Аллахом от этих двух пороков».
О Аллах, сохрани нас от этих пороков и прости нас.
Что такое ширк в исламе ответ на вопрос
Ахлю-Сунна уаль-джама`a запись закреплена
Краткое разъяснение ширка и его видов.
Слово Ширк происходит от арабского корня «ШаРиКа» (شَرِكَ), что значит: «быть соучастником/компаньоном/партнёром(в деле)». Также от араб. глагола «аШРаКа» (أَشْرَكَ) – ввести в компанию, сделать кого-то соучастником (в доле), сделать партнёром, привлекать к участию, присоединять.
Выражение «аШРаКа би-ллях» (أَشْرَكَ بِاللَّه) будет обозначать «Сделал кого-то компаньоном (соучастником, партнёром) для Аллаха». Данное выражение зачастую переводится на русский язык как «придал Аллаху сотоварища» или «… в сотоварищи» или просто «совершил многобожие». Приравнивание творений к Аллаху в том, чего достоин только Аллах, включает:
1) Его Господство;
2) Его Божественность;
3) Его Прекрасные Имена и Высочайшие Атрибуты.
1) Выводит из Ислама;
2) Вводит человека в Ад навечно;
3) Сводит на нет все деяния человека;
4) Не прощается Аллахом, если умрет без покаяния;
5) За ним не совершается погребальный намаз, и он не хоронится на мусульманском кладбище;
6)Человек совершающий большой ширк не имеет права на любовь и дружбу мусульман, они отрекаются от него, пока он не откажется от этого деяния.
Виды Большого ширка:
وَقَالَ رَبُّكُمْ ادْعُونِي أَسْتَجِبْ لَكُمْ إِنَّ الَّذِينَ يَسْتَكْبِرُونَ عَنْ عِبَادَتِي سَيَدْخُلُونَ جَهَنَّمَ دَاخِرِينَ(60)
مَنْ كَانَ يُرِيدُ الْحَيَاةَ الدُّنْيَا وَزِينَتَهَا نُوَفِّ إِلَيْهِمْ أَعْمَالَهُمْ فِيهَا وَهُمْ فِيهَا لَا يُبْخَسُونَ(15)أُوْلَئِكَ الَّذِينَ لَيْسَ لَهُمْ فِي الْآخِرَةِ إِلَّا النَّارُ وَحَبِطَ مَا صَنَعُوا فِيهَا وَبَاطِلٌ مَا كَانُوا يَعْمَلُونَ(16)
— этот вид ширка заключается в совершении праведных деяний всецело ради показухи и мирских благ, а не ради Аллаха.
3. В ПОВИНОВЕНИИ
«Они признали господами помимо Аллаха своих первосвященников и монахов,а также Мессию, сына Марьям. А ведь им было велено поклоняться только одному Богу, кроме которого нет иного божества (истинного, достойного поклонения). Он превыше того, что они приобщают в сотоварищи!». (9:31)
اتَّخَذُوا أَحْبَارَهُمْ وَرُهْبَانَهُمْ أَرْبَابًا مِنْ دُونِ اللَّهِ وَالْمَسِيحَ ابْنَ مَرْيَمَ وَمَا أُمِرُوا إِلَّا لِيَعْبُدُوا إِلَهًا وَاحِدًا لَا إِلَهَ إِلَّا هُوَ سُبْحَانَهُ عَمَّا يُشْرِكُونَ(31)
-этот вид ширка заключается в том, что человек признает чье-либо право делать дозволенным, то что запретил Аллах, или делать запретным, что Аллах дозволил. При этом человек не просто подчиняется кому-либо в совершении греха, но и убежден сердцем в дозволенности этого и в праве того, кому он подчиняется на изменение установлений Аллаха.
4. В ЛЮБВИ
«Среди людей есть такие, которые приобщают к Аллаху равных и любят их так же, как любят Аллаха. Но те, которые уверовали, любят Аллаха сильнее. Если бы беззаконники увидели, когда они узреют мучения, что могущество целиком принадлежит Аллаху и что Аллах причиняет тяжкие мучения». (2:165)
وَمِنْ النَّاسِ مَنْ يَتَّخِذُ مِنْ دُونِ اللَّهِ أَندَادًا يُحِبُّونَهُمْ كَحُبِّ اللَّهِ وَالَّذِينَ آمَنُوا أَشَدُّ حُبًّا لِلَّهِ وَلَوْ يَرَى الَّذِينَ ظَلَمُوا إِذْ يَرَوْنَ الْعَذَابَ أَنَّ الْقُوَّةَ لِلَّهِ جَمِيعًا وَأَنَّ اللَّهَ شَدِيدُ الْعَذَابِ(165)
-этот вид ширка заключается в том, что человек любит кого-либо так, как надлежит любить Аллаха, или даже больше этого.
1) Не выводит из Ислама;
2) Не вводит человека в Ад навечно;
3) Сводит на нет то деяние человека в котором оно присутствует;
4) Если человек умрет, Аллах может простить, может подвергнуть временному наказанию в Аду;
5) За ним совершается погребальный намаз, и он хоронится на мусульманском кладбище;
6)Мусульманин не отрекается от человека совершающего малый ширк полностью, не испытывая полную любовь к нему. Он любит его за его Ислам, но ненавидит его за его грех.
Виды малого ширка:
Фразы типа:«Если бы не Аллах и ты. »,«У меня есть только Аллах и ты. »,«Что пожелает Аллах и ты. »и т.п.
Кутейля рассказывал:
Однажды к Пророку пришёл один иудей и сказал: ‘Вы совершаете ширк, так как говорите: ‘Если пожелает Аллах и ты’, а также клянётесь Каабой’. После этого Пророк повелел, чтобы, принося клятву, люди говорили: ‘Клянусь Господом Каабы’, а также: ‘Если пожелает Аллах, а затем ты». Этот хадис передал ан-Насаи и назвал его достоверным*. (Ан-Насаи 7/6, Ахмад 6/371 и 372; достоверный хадис).
Он же передал хадис Ибн Аббаса:
Один человек сказал Пророку: ‘Если пожелает Аллах и ты’. В ответ на это Пророк спросил его: Ты что, приравниваешь меня к Аллаху? Если пожелает Один Аллах! (Передали Ан-Насаи в ‘Аф’аль аль-Йаум ва-ль-Лейла’, Ахмад 1/214, 283, 347 и д.р.).
Колечки, веревочки для отведения бед.
Имран ибн Хусайн рассказывал:
Однажды Пророк увидел одного человека с жёлтым кольцом на руке и спросил его: «Что это такое?» Человек ответил: «Я ношу его, чтобы меня не постигла слабость». Пророк сказал: «Немедленно сними его, ибо оно лишь увеличивает твою слабость. Если ты умрёшь с этим кольцом на руке, то никогда не достигнешь счастья». Этот хадис передал Ахмаде неплохим иснадом. (Ахмад 4/445, Ибн Маджах (3531), Ибн Хиббан (1410), (1411), аль-Хаким; достоверный хадис).
Он же приводит хадис Укбы ибн Амира о том, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Тот, кто повесил на себя амулет (и связал свое сердце с ним), (Пусть) Аллах не даст ему благого конца, а тому, кто повесил на себя раковину (и связал свое сердце с ним), (Пусть) Аллах не даст ему спокойствие». (Ахмад 4/154, Ибн Хиббан (1443), Аль-Хаким 4/417 назвал его достоверным, с чем согласился и аз-Захаби).
В другой ривайе говорится:
«Кто повесил на себя амулет (и связал свое сердце с ним), тот совершил ширк». (Ахмад 4/156, Аль-Хаким 4/417; достоверный хадис).
2. СКРЫТЫЙ ШИРК
— Совершение некоторых религиозных деяний на показ.
— Совершение некоторых религиозных деяний ради мирских интересов.
Абу Хурайра рассказывал со слов Пророка, да благословит его Аллах и приветствует:
«Всевышний Аллах сказал: «Я самый богатый из всех сотоварищей. И Я оставлю любого, кто своим действием приобщит ко Мне сотоварища, вместе с тем, кого он придал Мне в сотоварищи»». Этот хадис приводится Муслимом. (Муслим (2985), Ибн Маджах [4202]).
Абу Саид передал следующее высказывание Пророка, да благословит его Аллах и приветствует:
«Не сообщить ли мне, что для вас является более опасным и страшным, чем аль-Масихад-Даджжаль? Люди ответили: «Сообщи, о посланник Аллаха!» Он сказал: Это — скрытый ширк: когда человек встаёт на Намаз, специально приукрашивая его, когда видит, что на него кто-то смотрит. Этот хадис приведён Ахмадом. (Ахмад 3/30, Иби Маджа (4204); хороший хадис).
Тема таухида (единобожия) и ширка (многобожия) занимает наиважнейшее место в религии и жизни человека. И важность знания об этих науках, как важность воздуха для человека и даже важнее. Человек исповедующий таухид и сторонящийся ширка должным образом непременно обретет успех в обоих мирах, если на то будет воля Аллаха.
А затем:
Если ты уже понял и заучил почему мы изучаем таухид, теперь предлагаем тебе ознакомиться с его противоположностью. И это ширк, который является основой всего зла.
1. Ширк является великой несправедливостью.
«Вот Лукман сказал своему сыну, наставляя его: «О сын мой! Не приобщай к Аллаху сотоварищей, ибо многобожие является великой несправедливостью»».
(Лукман, 13)
3. Ширк является причиной запрета Рая и вечного пребывания в огне.
«Воистину, кто приобщает к Аллаху сотоварищей, тому Он запретил Рай. Его пристанищем будет Геенна, и у беззаконников не будет помощников».
(Трапеза, 72)
«Обитатели Огня воззовут к обитателям Рая: «Пролейте на нас воду или то, чем вас наделил Аллах». Они скажут: «Аллах запретил это для неверующих».
(Ограды, 50)
4. Ширк является глубочайшим заблуждением.
«А кто приобщает к Аллаху сотоварищей, тот впал в глубокое заблуждение».
(Женщины, 116)
5. Совершение ширка подобно падению с небес.
«А кто приобщает сотоварищей к Аллаху, тот словно падает с неба, и птицы подхватят его, или же ветер забросит его в далекое место».
(Хадж, 31)
7. Аллах не простит тому, кто умрет, придавая Ему сотоварищей..
(Трапеза, 72)
«Воистину, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей, но прощает все менее тяжкие грехи, кому пожелает».
(Женщины, 48, 116)
8. Совершение ширка указывает на слабость и безрассудство человека.
«Мы сотворили для Геенны много джиннов и людей. У них есть сердца, которые не разумеют, и глаза, которые не видят, и уши, которые не слышат. Они подобны скотине, но являются еще более заблудшими. Именно они являются беспечными невеждами».
(Ограды, 179)
Что такое ширк в исламе ответ на вопрос
Ширк стал сегодня одной из самых животрепещущих тем, обсуждаемых исламской молодёжью. Кто-то считает ширком просьбу одного брата к другому помолиться за него, а кто-то утверждает, что ширк – это если человек слепил для себя статуэтку и стал поклоняться ей.
Неужели люди с далёких времён считали, что статуэтки, которые они сами делали из глины и дерева, а иногда из фиников, которые изнашивались и портились, а порой их даже ели при голоде, являются их богами? Потом эти люди воевали против пророков, утверждавших, что статуэтки не есть боги и что людей сотворил Аллах, проливали из-за этого кровь, тратили на это свои силы и имущество…
В данной статье мы поговорим о том, что же такое ширк.
Посоветовавшись с близкими людьми, предложившими мне написать о грехах, я решил начать с тех из них, которые являются наиболее тяжёлыми, вред которых усердно разъясняли и от которых предостерегали величайшие представители человечества – посланники Аллаха.
Что же мы знаем о ширке? Когда он появился? Почему он является самым большим грехом? Большим, чем даже убийство. Почему он явился камнем преткновения между всеми посланниками и их народами? Почему раз за разом Аллах отправлял посланников, а люди возвращались к ширку?
Давайте попробуем разобраться в этом вопросе, обратимся к авторитетным источникам, узнаем, не грозит ли нам опасность попасть в ту же яму, в которую попали многие поколения людей.
Определение
В арабском языке слово «ширк» используется в смысле «соучастие». Определяется как противоположное (инфирад): «обособленность», «уединение», «одиночество» и т. д. Арабы говорят: («я участвовал (шаракту) с таким-то в этом»). Т. е. стал его соучастником. Так оно, например, использовалось в смысле соучастия в земледелии и т. п. Из хадиса нам известно, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) разрешил (аш-ширка) людям из Йемена. Т. е. разрешил им совместно обрабатывать землю. Также у арабов есть выражение – «мы бы желали иметь с вами «ширк»». Смысл этого выражения похож на наше «мы бы хотели с вами породниться». То есть принимать участие в вашем роде, потомстве.
Этот же смысл данного слова мы находим в Коране, когда пророк Муса обратился ко Всевышнему с просьбой разрешить его брату Харуну участвовать в донесении послания до своего народа, где он сказал: – «Ашрикгьу фи амри» – «Позволь ему разделить со мной мою миссию» (Пере-вод смыслов Корана, сура «Та-ха», аят 32).
В наши дни в арабском языке словом (аш-шарика) называют компанию (предприятие), имея в виду, что в ней есть компаньоны, соучастники.
Ширк, о котором мы будем говорить, это, конечно, не желание людей породниться друг с другом или совместно обрабатывать землю. В этом случае слово «ширк» используется в его более конкретном терминологическом значении.
Имам Аль-Мунави пишет:
Противоположным этому слову будет (таухид) – единобожие. То есть отрицание соучастника по отношению к Аллаху и непринятие кого-либо, кроме Него, в делах (то есть отсутствие показухи).
Появление ширка
Пророк Нух (Ной) (мир ему) сказал: «Господи! Они ослушались меня и последовали за тем, чьё богатство и чьи дети приносят им только убыток. Они замыслили тяжкую хитрость и сказали: “Не отрекайтесь от ваших богов: Вадда, Сувы, Йагуса, Йаука и Насра”» (смысл 21–23 аятов суры «Нух»).
Ибн Касир в тафсире этого аята приводит следующий хадис Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «Они [Вадд, Сува, Йагус, Йаук и Наср] были хорошими людьми из народа Нуха. У них были последователи. Когда они умерли, кто-то из последователей сказал: «Если бы мы сделали их изображение, это побуждало бы нас к поклонению при их вспоминании». Так они сделали их изображения. А когда умерли и они, к их потомкам подкрался иблис и внушил, что предки поклонялись им и посредством них просили дождя, после чего они стали им поклоняться».
Мы видим коварство иблиса и его стратегию, рассчитанную на несколько поколений, чтобы ввести человечество в ширк. И становится ясным, как он запутал людей, ввёл их в ширк через такие благие цели, как побуждение себя к поклонению, вспоминание хороших людей. Они выбрали для этого неправильные методы.
Виды ширка
Как мы уже отметили, ширк бывает большим: придавание Аллаху сотоварища, которого любят, как любят Аллаха, страшатся, как страшатся Аллаха, и т. д. Всевышний говорит: «Среди людей есть такие, которые приравнивают к Аллаху идолов и любят их так же, как любят Аллаха. Но те, которые уверовали, любят Аллаха сильнее. Если бы совершающие ширк знали, когда они узреют мучения, что могущество целиком принадлежит Аллаху и что Аллах причиняет тяжкие мучения [то уверовали бы в этом мире]!» (сура «аль-Бакара», аят 165).
Большой ширк можно условно разделить на три вида:
1. Придание сотоварища Аллаху в том, что Он делает. То есть утверждение, что помимо Аллаха есть кто-то, кто сотворил, владеет или управляет всем тем, что сотворил Всевышний, или какой-либо частью этого.
Такой вид ширка мало распространён. Даже язычники, которые воевали против нашего Посланника (да благословит его Аллах и приветствует), признавали, что только Аллах всё это сотворил и что только Он управляет этим миром, даёт его обитателям пропитание и т. д. И в истории человечества было мало тех, кто отрицал единственного Создателя.
Аллах говорит в Коране (смысл): «Если ты спросишь их [язычников]: “Кто ниспосылает с неба воду и оживляет ею землю после того, как она умерла?” – они непременно скажут: “Аллах”. Скажи: “Хвала Аллаху!” Но большинство их не разумеет» (сура «аль-Анкабут», аят 63).
Также Всевышний сказал (смысл): «А те, которые взяли себе вместо Него [Аллаха] других покровителей [т.е. идолов], говорят: “Мы поклоняемся им только для того, чтобы они приблизили нас к Аллаху как можно ближе”» (сура «аз-Зумар», аят 3).
Удивительно, что даже в наше время есть остатки этого ширка, например убеждения, что звёзды что-то решают. Нас уверяют, что у них сегодня плохое настроение, и лучше бизнесом в этот день не заниматься, или что они настроены «романтично» по отношению к «Ракам» и «Овенам», и им могут назначить свидания. Гороскопы «рассказывают» судьбу, а мусульман при этом умудряются обвинять в средневековье. Как мы видим, они более отсталые, чем те, кого Ислам вывел на свет ещё 14 веков назад.
Разумеется, ни звёзды, ни другие создания Господа ничем не управляют, а наоборот – сами подчинены Аллаху.
2. Придание Всевышнему сотоварища в том, чем Он обладает. То есть в таких качествах и атрибутах Аллаха, как Всевидящий, Всезнающий, Прощающий, Говорящий и т. д. Всеми этими качествами обладает только Всевышний Аллах. И они не присущи больше никому. Иногда названия качеств Аллаха и Его творений могут быть похожими. В частности, Милостивый, Милосердный, Говорящий и т. д. Но качества Аллаха абсолютны, и в них нет недостатков. Они вечны и не похожи на качества каких-либо из Его творений. А по отношению к человеку или другим творениям они условны, не полноценны, не похожи на качества Всевышнего. Более того, они приобретены человеком, получены от Всевышнего.
Аллах говорит в Коране (смысл): «Скажи: “Я не знаю, скоро ли настанет обещанное вам [имеется ввиду наказание] или же мой Господь отсрочил его”. Он – Ведающий сокровенное, и Он не открывает Своего сокровенного никому, кроме тех посланников, которыми Он доволен и к которым Он приставляет спереди и сзади стражей» (сура «Джины», аят 25).В другом аяте говорится (смысл): «Скажи: “Я не властен принести себе пользу или причинить себе вред, если того не пожелает Аллах. Если бы я знал сокровенное, то приумножил бы для себя добро, и зло не коснулось бы меня. Однако я – всего лишь предостерегающий увещеватель и добрый вестник для верующих людей”» (сура «аль-А’ра», аят 188).Таким образом, мы понимаем, что даже если человек может описываться знающим, его знания будут ограничены. Знания эти приобретены от Аллаха, и Он не открывает всех знаний даже Своим посланникам.
Поэтому мы должны чётко осознавать, что, когда мы описываем Аллаха тем, что Он говорит, видит, слышит, вознёсся над Троном и т. п., мы не придаём Ему места и ни в коем случае не уподобляем Аллаха Его творениям. А говорим, что эти Его качества не похожи на людские. Если по отношению к человеку слово «видит» означает, что он воспринимает окружающий мир посредством света, проникающего через орган зрения – глаза, то по отношению к Аллаху смысл совершенно иной. Аллах видит при свете и без оного. Если мы говорим, что Аллах возвысился над Троном, это не означает, что Он ограничен местом и т. д. (арабское слово «истава» буквально означает «возвысился, вознёсся», и когда мы говорим: «Аллах возвысился над Троном», то это означает, что Он сделал это так, как подобает Его Величию, и что это не похоже на дела Его творений. – Прим. ред.).
Поэтому имам Малик говорил, когда его спросили про возвышение Аллаха над Троном: «Возвышение – известно, как [возвысился] – недосягаемо, верить в это обязательно, и спрашивать про это – ересь».
3. Придание сотоварища Аллаху в том, что человек делает по отношению к Нему (ширк в поклонении). То есть любить кого-либо как Всевышнего Аллаха или сильнее; просить кого-либо как Всевышнего Аллаха или больше; подчиняться кому-либо как Всевышнему Аллаху или больше. А также совершать иные действия, которые позволительны только по отношению к Творцу.
Всё вышеперечисленное является большим ширком. Причём иногда человек может думать, что он не поклоняется никому, кроме Аллаха, и при этом делать то, что является поклонением, по отношению к другим.
Приведём несколько примеров. Вот что говорится в Коране о ширке в подчинении кому-либо наряду со Всевышним: «Они [христиане и иудеи] взяли своих книжников и монахов за господ себе, помимо Аллаха, и Мессию (мир ему), сына Марьям. А им было повелено поклоняться только единому Богу, помимо которого нет божества. Хвала Ему, превыше Он того, что они Ему придают в соучастники!» (сура «ат-Тавба», аят 31).
Фахруддин Ар-Рази аш-Шафии, разъясняя этот аят в своем тафсире, приводит следующий хадис: «Передаётся от Адийа ибн Хатима, который в своё время был христианином: “Когда я зашёл к Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), он читал суру «Бараа», и когда дошёл до этого аята, я сказал: «Мы не поклоняемся им!»
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Разве они не запрещают то, что Аллах разрешил, и вы считаете его запрещённым, и не разрешают то, что Аллах запретил, и вы позволяете себе его?» Я сказал: «Да, конечно». – «Это и есть их поклонение им»».
Мы видим, что право запрета и разрешения принадлежит только Аллаху. А следовать за тем, кто взял на себя это право, является поклонением ему.
Так обстоит дело со слов нашего Посланника (да благословит его Аллах и приветствует).Другой пример – ширк взывания к кому-либо наравне с Аллахом (смысл): «Когда беда постигает вас в море, вас покидают все, к кому вы взывали, кроме Него. Когда же Он спасает вас и выводит на сушу, вы отворачиваетесь. Воистину, человек неблагодарен» (сура «Аль-Исра», аят 67).
Ибн Касир говорит в тафсире этого аята: «Аллах говорит, что когда людей постигает бедствие, люди взывают к Нему, раскаиваясь перед Ним, очищая для Него религию… Поэтому Аллах сказал: «Когда беда постигает вас в море, вас покидают все, к кому вы взывали, кроме Него», – т. е. уходит из ваших сердец всё, чему вы поклонялись, кроме Аллаха. Как это случилось с Икримой сыном Абу Джахля [тот самый Абу Джахль, который был заклятым врагом Ислама и был убит при Бадре]. Икрима подался в бега от Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), когда открылась Мекка. Он сел на корабль, чтобы направиться в Эфиопию. В пути их настигла сильная буря. И люди сказали друг другу: «Вам поможет только обращение к одному Аллаху».
Икрима сказал про себя: «Клянусь Аллахом, если в море помогает только Он, то на суше тоже помогает только Он. Аллах, даю тебе обещание, если Ты выведешь меня отсюда, что я пойду, вложу свои руки в его [Посланника (да благословит его Аллах и приветствует)] руки, и я найду его милостивым, милосердным». Они спаслись от морской бури и вернулись к Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Икрима принял Ислам, и его Ислам был прекрасен. Пусть Аллах будет доволен им, удовлетворит его».
О Аллах! Как же Творец раскрывает сердца даже самым ярым врагам Ислама, если того пожелает!
Мы видим, что даже язычники, когда попадали в трудные минуты, обращались к одному Аллаху.
Также к большому ширку относится, как говорит Абуль Бака Аль-Кафуми, ширк средств.
Это утверждение, что средства имеют воздействие сами по себе. Как, к примеру, убеждение в том, что лекарства сами по себе лечат и т. д. Всевышний говорит (смысл): «Не вы убили их [т.е. неверующих], а Аллах сразил их. Не ты [о Мухаммад] бросил горсть песку, когда бросал, а Аллах бросил, дабы подвергнуть верующих прекрасному испытанию от Себя. Воистину, Аллах – Слышащий, Знающий» (сура «аль-Анфаль», аят 17).
Тут важно понять две вещи:
1) Когда мы поняли, что средства сами по себе ничего не делают, надо понимать, что когда говорят: «это лекарство помогло», «самолёт упал из-за неполадки» и т. д. – это не значит, что люди допускают ширк. Аллах вложил в лекарство лечащую силу, а сжигающую – в огонь. И, когда хочет, забирает эту силу из этих вещей, как это случилось с Ибрахимом (мир ему), когда зажгли костёр, чтобы его сжечь. Здесь имеется в виду, что это лекарство или неполадка послужила причиной, условием для осуществления воли Творца. Но некоторые люди путают эти вещи и утверждают, что говорить подобным образом – это ширк.
2) Причинно-следственная связь устанавливается двумя путями. Первый – посредством приобретённых человеком знаний: науки и практики.
Например, наше знание о том, что то или иное лекарство избавляет от головной боли, а другое – от простуды.
Второй путь – посредством знаний, которые к нам пришли через нашего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Например, когда Аллах поведал нам, что в Коране есть исцеление для человека, один из сподвижников вылечил язычника, которого укусила змея, прочитав на него суру «Аль-Фатиха». И много других хадисов, в которых передаётся, что в определённых вещах есть исцеление.
Если у человека нет доводов из практических знаний о причинно-следственной связи или из Корана и Сунны, нельзя утверждать, что такая связь имеется. И, таким образом, мы утверждаем, что укрепление родственных связей увеличивает материальные блага, потому что об этом нам сказал Пророк (да благословит его Аллах и приветствует). Также мы говорим, что торговля увеличивает материальные блага, потому что это известно из практики. Аллах сделал эти вещи причиной, посредством которой Он нам даёт пропитание. Но мы отрицаем, что лягушка, поставленная в магазине с монетой во рту, влияет на материальное состояние. Потому как этот способ не подтверждается ни наукой, ни откровением от Аллаха. Поэтому эта лягушка если и служит чему-то, то только тому, чтобы человека сделать мушриком (многобожником).
Малый ширк (не выводящий человека из Ислама) – это, например, показуха, клятва не Аллахом, ношение амулетов и т. д. В одном из хадисов говорится: «Кто поклянётся не Аллахом, тот придал Ему сотоварища» (имам Ахмад, ат-Тирмизи).
Малый ширк тоже очень распространён в наше время. И, наверное, самая распространённая его форма – это показуха. Мы часто видим амулеты в виде глаза, которые якобы оберегают от сглаза, деревяшки или что-либо ещё, которые подшивают к одежде младенцев или ставят в дом, в машину, лягушки, которые «приносят деньги», колючки, которые вешают на зеркало автомобиля, и, конечно, подкова при входе в дом. Всё это относится к амулетам и является малым ширком, если человек считает эти амулеты средством для достижения определённых целей. Если же он полагает, что они сами по себе дают перечисленные выше результаты, то это будет уже большим ширком.
К подобным амулетам не относятся талисманы, сделанные для маленьких детей, которые сами не могут делать дуа. Это талисманы, в которых записаны аяты Корана или дуа, достоверно переданные от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Это должно быть написано на ясном арабском языке, и человек должен быть убеждён, что эти мольбы являются причиной (сабаб), а помощь исходит только от Аллаха. Однако в дозволенности и таких видов талисманов среди учёных, ещё со времен сподвижников, есть разногласия.
Хукм ширка
Большой ширк является неверием, выводящим человека из Ислама. Малый же ширк не выводит человека из лона единобожия, но является большим грехом.
Аллах говорит (смысл): «Воистину, кто приобщает к Аллаху сотоварищей, тому Он запретил Рай» (сура «аль-Маида», аят 72).
Ещё один важный момент – это обвинение в ширке и вывод человека из Ислама. Всё, что говорится в этой статье, написано, чтобы люди остерегались этих дел. И нельзя, прочитав это, обвинять в ширке кого-либо из тех, кто утверждает, что он мусульманин. Такое обвинение нуждается в фундаментальных знаниях науки вероубеждения, а безосновательное обвинение возвращается к самому обвинителю, как это пришло в хадисе Пророка (да благословит его Аллах и приветствует).
Совершая ширк, человек приравнивает к Аллаху того, кто является Его рабом, тем самым проявляя неблагодарность и невежество и забывая о наказании, которое постигнет человека в Судный день.
В истории человечества мы видим, что народы, которые отходили от единобожия, занимались разного рода бесчинствами и низостью, совершали бесчестие на земле. Они сами ввергали себя в несчастье в этом мире ещё до того, как получат наказание на том свете.
Для того чтобы понять, какую опасность представляет ширк, достаточно вспомнить, сколько было посланников, и как каждый раз люди вновь возвращались к этому греху. Вспомнить, как иблис, будучи самым опасным врагом человека, строил планы на многие поколения для введения в ширк.
«Он [иблис] сказал (смысл): «Клянусь Твоим могуществом! Я совращу их всех, кроме Твоих избранных (или искренних) рабов» (сура «Сад», аяты 82, 83). Поэтому посланники опасались и просили для себя и для своего потомства защиты от ширка (смысл): «Вот Лукман сказал своему сыну, наставляя его: “О сын мой! Не приобщай к Аллаху сотоварищей, ибо многобожие является великой несправедливостью”» (сура «Лукман», аят 13).
В достоверном хадисе от Магкиля ибн Ясара передаётся, что он вместе с Абу Бакром пошли к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует), и он сказал: «Абу Бакр! Поистине ширк в вас (в умме) более скрытый, чем шевеление муравья». Абу Бакр сказал: «Ширк – это же только придание Аллаху сотоварища?» Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «Клянусь Тем, в Чьих руках моя душа, ширк более скрытый, чем шевеление муравья. Не направить ли тебя на слова, при произнесении которых от тебя уйдут его малые и множественные остатки? Говори: “О Аллах, я прошу у тебя защиты от того, чтобы я придал Тебе сотоварища, зная об этом, и прошу у Тебя прощения за то, чего я не знаю”» (имам аль-Бухари, «Адабу-ль-Муфрад»).
Аль-Мунави пишет: «“В вас” – значит в умме. Это потому, что люди склонны уповать на причины и забывают об Аллахе. Склонны привязываться к тому, что они любят, а вера является любовью и неприязнью ради Аллаха. И когда в сердце человека отсутствует любовь к Аллаху, он обязательно найдёт что-то другое, что будет любить, к чему стремиться больше, чем к Аллаху».
И в завершение просим Аллаха о защите от совершения ширка, зная это, и просим прощения за то, чего мы не знаем. Восхваляем Аллаха и благословляем и приветствуем нашего Пророка Мухаммада.
Расул Шахов [islamcivil.ru]
Появились вопросы?