Что такое шестистопный хорей
Хорей
Когда в XVIII веке еще только формировались основы силлабо-тонической метрики, между Тредиаковским и Ломоносовым возникла дискуссия о том, какие метры возможны в русском стихосложении, и какие наиболее приемлемы. Тредиаковский считал, что русские стихи прежде всего следует писать хореем, что этот метр лучше всего подходит для русского языка. Ломоносов не возражал против хорея как такового, но отстаивал достоинства ямба. Тредиаковский же считал ямб в русской поэзии неприменимым.
С той поры прошло достаточно времени, чтобы смело говорить о применимости обоих метров. Но вот какая деталь – ямб гораздо чаще используется, чем хорей. Им написано большинство русских стихотворений в XIX веке, да и ныне – этот метр лидирует. Понятно, что Тредиаковский был неправ. Но до какой степени? Если углубиться в этот вопрос, нам предстоит много неожиданного.
На самом деле, хорей, наряду с пэоном III и акцентным стихом, имеет древнейшую историю в русской поэзии. Многие былины написаны именно хореем. Он же встречается и в древнерусских духовных стихах. Больше того, народная поэзия, уже после становления русской книжной поэзии, продолжала отдавать предпочтение хорею. Что же такое хорей?
Это двусложник, основная стопа которого начинается с ударного слога, а завершается безударным. Это метр, сильные места которого приходятся на нечетные слоги, начиная с первого. Как и в ямбе, помимо собственно хореических стоп, в составе стиха могут быть (и должны быть) другие двусложные стопы – пиррихий, спондей, ямб.
Размеры хорея очень разнообразны. Вот трехстопный хорей:
«Горные вершины
Спят во тьме ночной,
Тихие долины
Полны свежей мглой» (Лермонтов, вольный перевод Гёте)
Или так:
«Зацвела на воле
В поле бирюза.
Да не смотрят в душу
Милые глаза» (Бунин)
Стихотворение Бунина, откуда взят этот отрывок, называется «Песня». Хорей очень подходит для песенного жанра, и им написано множество русских песен, в том числе и общеизвестная: «Ой, цветёт калина В поле у ручья». Кстати, тоже трехстопный хорей.
Четырехстопный хорей – размер русской частушки. Сколько этих частушек сочинено, про то один Бог ведает, а нам не сосчитать. Но, кроме частушек, этим размером написаны многие хрестоматийные стихотворения:
«Мчатся тучи, вьются тучи,
Невидимкою луна
Освещает снег летучий,
Мутно небо, ночь мутна» (Пушкин)
Четырехстопный и пятистопный хорей широко распространены в русской поэзии, встречаясь чаще всего в народных стихах, реже – в стихах литературных, книжных. Эти размеры непросты из-за того, что очень часто использовались в народной поэзии и потому очень сильно тяготеют к ее темам и ритмам. Здесь удивительно владение хореем Пушкина, который мог с одинаковым успехом дать и его «книжную», как в «Бесах», так и его народную, как в «Сказке о царе Салтане» вариацию, без единой фальши.
Наконец,. опять по аналогии с ямбом, существуют неравностопные виды хорея, а также вольный хорей. Последний часто использовался Маяковским в его полиметрических композициях:
«Подступай к глазам, разлуки жижа,
Сердце мне сентиментальностью расквась!
Я хотел бы жить и умереть в Париже,
Если б не было такой земли – Москва»
Или:
«Разворачивался и входил товарищ «Теодор
Нетте».
Хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест
Стихотворные размеры
Условные обозначения
Мч а́ тся т у́ чи, вь ю́ тся т у́ чи,
На хорей они летят
В ы́ рыта д а́ ктилем я́ ма глуб о́ кая
Примеры
Примеры стихотворений
(псевдоударные (со вторичным ударением в слове) слоги выделены ЗАГЛАВНЫМИ буквами)
Б у́ ря мгл о́́ ю н е́ бо кр о́ ет
__/ __ __/ __ __/ __ __/ __
В и́ хри сн е́ жныЕ крут я́ ;
__/ __ __/ __ __ __ __/
Я приш е́ л к теб е́́ с прив е́ том
__ __ __/ __ __/ __ __/ __
РАссказ а́ ть, что с о́ лнце вст а́ ло,
__ __ __/ __ __/ __ __/ __
ЧтО он о́ гор я́ чим св е́ том
__ __ __/ __ __/ __ __/ __
ПО лист а́ м затрЕпет а́ ло.
__ __ __/ __ __ __ __/__
ВЫхож у́ од и́ н я нА дор о́ гу;
__ __ __/__ __/__ __ __ __/__
СквОзь тум а́ н кремн и́ стый п у́ ть блест и́ т;
___ ___ __/ ____ __/ ___ __/ _____ __/
И звезд а́ с звезд о́ ю гОвор и́ т.
__ __ __/ _____ __/__ __ __ _/
А вчер а́ зар е́ й
__/ __ __/ __ __/
Всё грач и́ лет а́ ли
__/ __ __/ __ __/ __
Да, как с е́ ть, мельк а́ ли
__/ __ __/ __ __/ __
В о́ н над т о́ й гор о́ й.
__/ __ __/ __ __/
Мой д я́ дя с а́ мых ч е́ стных пр а́ вил,
__ __/ __ __/ __ __/ __ __/ __
Когд а́ не в ш у́ тку зАнем о́ г,
__ __/ __ __/ __ __ __ __/
Он Уваж а́ ть себ я́ заст а́ вил
__ __ __ __/ __ __/ __ __/ __
И л у́ чше в ы́ думАть не м о́ г.
__ __/ __ __/ __ __ __ __/
Я п о́ мню ч у́ дноЕ мгнов е́ нье
__ __/ __ __/ __ __ __ __/ __
ПерЕдо мн о́ й яв и́ лась т ы́
__ __ __ __/ __ __/ __ __/
Как мИмол е́ тноЕ вид е́ нье
__ __ __ __/ __ __ __ __/ __
Как г е́ ний ч и́ стой крАсот ы́
__ __/ __ __/ __ __ __ __/
Нар я́ женЫ мы вм е́ сте г о́ род в е́ дать,
__ __/ __ __ __ __/ __ __/ __ __/ __
Но, к а́ жетсЯ, нам н е́ за кЕм смотр е́ ть…
__ __/ __ __ __ __/ __ __ __ __/
Пок у́ да зв о́ н ближ а́ йшей и́ з церкв е́ й
__ __/ __ __/ __ __/ __ __/ __ __/
Не вОзвест и́ т, что э́ тот н и́ зкий св е́ т
__ __ __ __/ __ __/ __ __/ __ __/
Я прОмен я́ л на н и́ зший м и́ р черв е́ й.
__ __ __ __/ __ __/ __ __/ __ __/
Н а́ суетл и́ вую н е́ жность
__/ __ __ __/ __ __ __/ __
Я́ промен я́ ть безнад е́ жность
__/ __ __ __/ __ __ __/ __
Т у́ чки неб е́ сные, в е́ чные стр а́ нники!
__/ __ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __ __
Ст е́ пью лаз у́ рною, ц е́ пью жемч у́ жною…
__/ __ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __ __
Сл а́ вная о́ сень! Здор о́ вый, ядр е́ ный
__/ __ __ __/ __ ___ __/ __ __ __/ __
В о́ здух уст а́ лые с и́ лы бодр и́ т…
__/ __ __ __/ __ __ __/ __ __ __/
Не в е́ тер буш у́ ет над б о́ ром,
__ __/ __ __ __/ __ __ __/ __
Мор о́ з-воев о́ да доз о́ ром
__ __/ __ __ __/ __ __ __/ __
Дор о́ же отч и́ зны — не зн а́ л ничег о́
__ __/ __ __ __/ __ ___ __/ ___ __ __/
Бо е́ ц, не люб и́ вший пок о́ я.
__ __/ __ __ __/ ___ __ __/ __
Есть ж е́ нщины в р у́ сских сел е́ ньях
__ ___/ __ __ __/ ___ __ __/ ___
С спок о́ йною в а́ жностью л и́ ц,
___ ___/ __ __ __/ ___ __ __/
С крас и́ вою с и́ лой в движ е́ ньях,
___ ___/ __ __ __/ ___ __ __/ __
С пох о́ дкой, со взгл я́ дом цар и́ ц.
__ __/ __ ___ ___/ ___ __ __/
Средь ш у́ много б а́ ла случ а́ йно,
__ ___/ __ __ __/ __ __ __/ __
Теб я́ я ув и́ дел, но т а́ йна,
__ __/ __ __ __/ __ __ __/ __
О, весн а́ без конц а́ и без кр а́ ю —
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __
Узна ю́ тебя, ж и́ знь! Приним а́ ю!
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __
Есть в нап е́ вах тво и́ х сокров е́ нных
___ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __
Роков а́ я о г и́ бели в е́ сть.
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/
Есть прокл я́ тье зав е́ тов свящ е́ нных,
___ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __
Поруг а́ ние сч а́ стия е́ сть.
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/
Пропад у́ от тоск и́ я и л е́ ни,
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __
Сердце н о́ ет, слаб е́ ют кол е́ ни,
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __
В каждый гв о́ здик душ и́ стой сир е́ ни,
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __
поочерёдно: дактиль, амфибрахий и анапест:
В о́ все не сл о́ жные
__/ __ __ __/ __ __
Разм е́ ры трёхсл о́ жные,
__ __/ __ __ __/ __ __
Всё зав и́ сит от с и́ льных в них м е́ ст.
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/
Ну а тр е́ тий уже анап е́ ст!
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/
Стихотворные размеры
Как определить стихотворный размер?
а) если ударение повторяется каждые 2 слога, это двусложный размер: хорей или ямб;
б) если повторяется каждые 3 слога, это трехсложный размер: дактиль, амфибрахий или анапест.
Хорей: стихотворный размер и примеры стихов
Хорей – двусложный стихотворный размер с ударными нечетными слогами. Хорей менее распространен, чем ямб, хотя тоже ведет свою историю с давних времен. Примеры стихов, написанных хореем, известны нам со школьной скамьи, ведь все знаменитые русские поэты использовали этот стихотворный размер в своих произведениях.
Происхождение термина
Слово «хорей» происходит от древнегреческого «χορεῖος» – «хоровой», а «χορός» означает также «танец, хоровод». Таким образом, «хорей» буквально – «пляска по кругу». Интересно, что раньше его называли трохеем, от греческого «τροχός» – «колесо, круг». В русском литературоведении этот термин ныне считается устаревшим, а вот в западном – наоборот, «хорей» менее употребителен.
Как устроен хорей
Как и у его двусложного «собрата» ямба, ритмическая группа (стопа) хорея тоже строится из двух слогов, но в ином порядке: ударный слог занимает первое место. Схематически это можно представить как ÚU| ÚU| ÚU| ÚU, например:
Если ямб можно сравнить с размеренным дыханием, то хорей напоминает смех – звонкое начало, выброс воздуха, за которым следует вдох. Поэтому в стихах, написанных хореем, часто скрывается ощущение запрятанной улыбки. Еще первый ударный слог можно сравнить с притопом в народном танце – отсюда его «плясовой», песенный характер.
Таким образом, хореическая стопа – это последовательность из ударного и безударного слогов.
Разновидности хорея с примерами
В зависимости от числа стоп, используемых в строке, стихи, написанные хореем можно разделить на несколько типов. Главные из них и примеры к ним перечислены ниже.
Четырехстопный хорей
Из всех хореических размеров в русской поэзии четырехстопный хорей – самый распространенный и популярный.
В лирике круг применения четырехстопного хорея довольно широк: это и торжественные гимны (например, «Гром победы раздавайся» Державина), и элегии («Дар напрасный, дар случайный» Пушкина), и шуточные стихи, и народные песни:
Ах вы,| се́ни| мо́и,| се́ни,
Се́ни| но́вы|е мо|и́
Стихам, написанным хореем, присуща разговорная эмоциональность, которая порождает ощущение некоторой простоватости, прямоты. Именно на хорее выстроена поэма «Василий Теркин»:
Пе́ре|пра́ва,| пе́ре|пра́ва!
Бе́рег| ле́вый,| бе́рег| пра́вый,
Сне́г шер|ша́вый,| кро́мка| льда́…
В более крупных произведениях он используется для стилизации народных эпических песен, а также представлен в сказках и балладах (например, «Утопленник» Пушкина):
При́бе|жа́ли| в и́збу| де́ти,
Вто́ро|пя́х зо|ву́т от|ца́:
«Тя́тя! | тя́тя! | на́ши| се́ти
При́та|щи́ли| ме́ртве|ца́».
Четырехстопный ямб не утратил своей актуальности до наших дней. Вот пример этого размера в шедевре мастера тяжелого русского рока Анатолия Крупнова «Аве, Цезарь»:
Трехстопный хорей
Довольно редкий вид хорея в русской поэзии. Обычно он встречается в коротких стихотворениях, но бывают и исключения, например знакомое всем стихотворение «Детство» Сурикова:
Во́т мо|я́ де|ре́вня,
Во́т мой| до́м род|но́й…
Очень редко трехстопный хорей выступает самостоятельно, обычно он сочетается с четырехстопным:
Спи́, мла|де́нец| мо́й пре|кра́сный,
Ба́ю|шки́-ба|ю́.
Ти́хо| смо́трит| ме́сяц| я́сный
В ко́лы|бе́ль тво|ю́… (М. Лермонтов)
Пятистопный хорей
Пятистопный хорей также встречается нечасто. Пушкин, например, не написал пятистопным хореем ни одной строчки (по крайней мере, ни одна не сохранилась до наших дней).
Лермонтов также мало писал этим хореем – всего четыре стихотворения, но одно из них, знаменитое «Выхожу один я на дорогу», оказало очень сильное влияние на целый ряд писателей и русскую литературу.
Вы́хо|жу́ о|ди́н я| на́ до|ро́гу;
Скво́зь ту|ма́н крем|ни́стый| пу́ть блес|ти́т;
Но́чь ти|ха́. Пус|ты́ня| вне́млет| бо́гу,
И звез|да́ с звез|до́ю| го́во|ри́т.
Пятистопный хорей встречается в переводах эпических поэм и народных песен:
Вы́со|ко́, под| са́мым| си́ним| не́бом,
Про́ле|та́ли| ма́лы|е три| пти́чки… (А. Майков, из «Сербских песен»)
Куплеты знаменитой песни ДДТ «Что такое осень» также написаны пятистопным хореем:
Шестистопный хорей
Шестистопный хорей обычно встречается с цезурой в середине стиха и как бы распадается на два трехстопника:
Ле́бедь| бе́ло|гру́дый, // ле́бедь| бе́ло|кры́лый,
Ка́к же| не́лю|ди́мо // ты́, от|ше́льник| хи́лый… (В. Жуковский)
Цезура (ритмическая пауза) здесь отмечена знаком //.
Встречается и бесцезурный хорей из шести стоп. Он ведет свое начало от народной поэзии. Это типичный стих севернорусских причитаний, но также появляется и в народной лирической песне, и текстах шутливой тематики:
Ты́ по|ди́, мо|я́ ко|ро́вуш|ка, до|мо́й;
Про́па|ди́, мо|я́ го|ло́вуш|ка, до|ло́й…
Другие (редкие) виды хорея
У́ли|ца бы|ла́ как| бу́ря.| То́лпы| про́хо|ди́ли,
Сло́вно| и́х прес|ле́до|ва́л не|о́твра|ти́мый| ро́к…
Вне́мля| ве́тру,| то́поль| гнётся,| с не́ба| до́ждь| осе́нний| льётся,
На́до| мно́ю| ра́зда|ётся| ме́рный| сту́к ча|со́в стен|ны́х… (К. Бальмонт)
Хорей в русской поэтической традиции
Как уже говорилось, хорей имеет древнейшую историю в русской поэзии. Им написаны многие былины, встречается он и в древнерусских духовных стихах. Народная поэзия на протяжении столетий отдавала предпочтение хорею.
«Книжный» хорей встречается в сделанном Ломоносовым переводе оды французского богослова Фенелона, хотя сам он хореем писал мало. Популярности хорея в большей степени способствовали Тредиаковский и Сумароков.
Младший современник Ломоносова Сумароков был особенно близок к образцам народной лирической поэзии, которым часто подражал в своей лирике. Тредиаковский же и вовсе выступал решительным противником чисто ямбических стихов, предпочитая хорей.
Хорей в русской поэзии XIX и XX веков
В 1800-е годы хорей попадает в поле зрения предромантиков, заинтересовавшихся народным стихом (Мерзляков, Востоков). Всплеск популярности этого размера отмечается в связи с подъемом карамзинских легких жанров: песни и романса. Дальнейшей популяризации хорея способствовали Некрасов (поэма «Коробейники», стилизованная под фольклор), Жуковский, Пушкин и другие их современники.
В 1840-х годах хорей входит в русскую элегическую лирику (уже упоминавшееся знаковое стихотворение Лермонтова «Выхожу один я…»), и в простой стиль реализма (баллада Тургенева «Перед воеводой молча…»).
Во второй половине XIX века этот размер употребляется в лирике Фета, Майкова, А. К. Толстого, Полонского. Встречается он и у символистов и других поэтов XX века (Блока, Ахматовой, Гумилева, Кузмина, Волошина, Есенина. Поэты середины-конца XX века (Окуджава, Вознесенский) тоже не сторонились хорея:
В на́шей| ка́чке| те́, кто| кру́че,
у́хва|тя́сь за| зо́в не|бе́с,
сло́вно| де́ржат|ся́ за| ру́чки.
А трол|ле́йбус| и́х ис|че́з… (А. Вознесенский)
Владимир Высоцкий пользовался хореем, чтобы передать душу простого народа. Особенно удачно ему это удается в песне «Инструкция», рассказывающей о работяге, которому выпала честь отправиться в загранкоммандировку:
Занятие I. Хорей
План занятия:
1. Определение хорея.
2. Распространённые хореические размеры.
3. Равносложные хореические размеры.
4. Разностопные хореические размеры.
5. Разнообразие хореических строф.
6. Задания для самостоятельной проработки.
1. Хорей – двусложный стихотворный размер, в стопах которого ударения приходятся преимущественно на первые слоги, или на нечётные слоги строки, считая слева направо: 1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15, 17. В отдельных стопах реального хорея могут вообще отсутствовать ударения, или наоборот стоять сверхсхемные ударения, но ударения основных членов предложения, использованных в строке, должны располагаться на её нечётных слогах.
Количество стоп и слогов в строках хорея, в зависимости от вида рифмы, и схемы ударных и безударных слогов указаны в таблице, приведённой выше.
Рассмотрим на примерах различные хореические размеры.
1.1. Вот короткие пушкинские строки:
Милый мой, сегодня
Бешенных повес
Ожидает сводня,
Вакх и Геркулес.
Для определения размера любого стихотворения необходимо, во-первых расставить в словах ударения, а затем выделить в строках стопы. Ударения ставят во всех членах предложений, использованных в строках стихотворения. В служебных частях речи, т.е. в предлогах, союзах, частицах и междометиях, состоящих из одного слога и не являющихся членами предложений, ударения не ставят.
В нашем примере ударения в словах выделим заглавными гласными, которые находятся под ударением. Чтобы не путать заглавную букву начала строки и ударную букву в сказуемом «ожидает» запишем его со строчной буквы. Получим следующее:
МИлый мОй, сегОдня
БЕшенных повЕс
ожидАет свОдня,
ВАкх и ГеркулЕс.
Выделим в строках стопы, т.е. пары слогов, и отделим их друг от друга знаком дефис:
Схематически строки четверостишия выглядят так:
Кроме метра размер стихотворения определяют количество слогов в строках и схема рифмовки. В приведённом выше примере в нечётных строках по 6 слогов, а в чётных по 5 слогов. В нечётных слогах используется так называемая женская рифма с ударением на предпоследнем слоге, а в чётных строках мужская рифма с ударением на последнем слоге. Схема рифмовки перекрёстная, т. е. первая строка рифмуется с третьей, а вторая с четвёртой. Такая рифмовка является наиболее совершенной. (Самой слабой рифмовкой считается смежная, при которой рифмуется пара строк. В указанном нами сборнике такая рифмовка встречается только в 14 стихотворениях из 212).
В рукописи стихов после заголовка или первой строки полезно указывать подробный размер стихотворения, включающий такие характеристики, как количество стоп соответствующего метра и количество слогов в строках, схема рифмовки и виды рифм в нечётных и четных строках. Для рассмотренного стихотворения запись этих сведений выглядит так:
Размер стихотворения: 3-х стопный хорей: 6/5/6/5 слогов; рифмовка перекрёстная: ж/м/ж/м.
Примечание. Поскольку при перекрёстной рифмовке количество слогов и рифмовка первых двух строк четверостишия идентичны соответствующим характеристикам двух последующих строк, постольку размер стихотворения может быть записан более кратко, применительно к паре строк: 3-х стопный хорей: 6/5 слогов; рифмовка перекрёстная: ж/м. Подобную сокращённую запись мы и будем применять далее. При кольцевой (охватной,опоясывающей) рифмовке строк четверостишия, а также при рассмотрении более сложных строф, в которых применяется смешанная рифмовка, стихотворный размер придется записывать подробно.
1.2. Такой же размер имеет есенинское стихотворение:
Топи да болота,
Синий плат небес.
Хвойной позолотой
Взвенивает лес.
Расставим ударения в четверостишии:
ТОпи да болОта,
СИний плАт небЕс.
ХвОйной позолОтой
ВзвЕнивает лЕс.
Представим строки четверостишия схематически:
Ключевой строкой является вторая. Размер стихотворения: 3-х стопный хорей: 6/5 слогов; рифмовка перекрёстная: ж/м.
Если в рассматриваемом фрагменте стихотворения нет ключевой строки, то надо либо перейти к следующему отрывку, либо анализировать строки данного фрагмента в совокупности.
Осени плачевной
наступил черёд –
листьев предвечерних
кончен перелёт.
Расставим ударения в четверостишии:
Осени плачЕвной
наступИл черЁд –
лИстьев предвечЕрних
кОнчен перелЁт.
В словах, содержащих букву «ё» ударение приходится именно на неё. По этой причине в стихах целесообразно писать букву «ё» последовательно, а не выборочно.
Выделим в строках стопы:
Представим строки четверостишия схематически:
Во всех строках фигурирует по одной безударной стопе. Тем не менее, из схемы видно, что во всех строках ударения приходятся на нечётные слоги: в первой, третьей и четвертой строках – на первые и пятые слоги, во второй строке – на третий и пятый слоги, что характерно для хорея. Размер стихотворения: 3-х стопный хорей: 6/5 слогов; рифмовка перекрёстная: ж/м.
Понятно, что слишком короткие строки требуют много рифм, а слишком длинные строки затрудняют их чтение, так как рифмы встречаются редко и стихи перестают восприниматься стихами. Вспомним пушкинское: «Не много рифм и много прозы». Тем не менее, встречаются стихи и с более длинными строками:
Милый мальчик, ты так весел, так светла твоя улыбка,
Не проси об этом счастье, отравляющем миры,
Ты не знаешь, ты не знаешь, что такое эта скрипка,
Что такое темный ужас начинателя игры!
Расставим ударения в четверостишии:
МИлый мАльчик, тЫ так вЕсел, так светлА твоЯ улЫбка,
Не просИ об Этом счастьЕ, отравлЯющем мирЫ,
ТЫ не знАешь, тЫ не знАешь, чтО такОе Эта скрИпка,
ЧтО такОе тЕмный Ужас начинАтеля игрЫ!
Выделим в строках стопы:
Представим строки четверостишия схематически:
В третьей и четвёртой строках «что» – местоимения, которые находятся под ударением. Ключевой для определения размера является третья строка четверостишия. Размер стихотворения: 8-ми стопный хорей: 16/15 слогов; рифмовка перекрёстная: ж/м.
2. Самыми распространёнными хореическими размерами являются 4-х, 5-ти и 6-ти стопные хореи. Количество стоп при этом во всех в строках одинаковое, а вот количество слогов разное, некоторые строки, чётные или нечётные могут быть короче на один слог за счёт использования мужской рифмы.
Только глянет сквозь утесы
Королевский старый форт,
Как веселые матросы
Поспешат в знакомый порт.
Расставим ударения в четверостишии:
ТОлько глЯнет сквозь утЕсы
КоролЕвский стАрый фОрт,
Как весЕлые матрОсы
ПоспешАт в знакОмый пОрт.
Выделим в строках стопы:
Представим строки четверостишия схематически:
Как видно, во всех строках присутствуют безударные стопы. Наиболее близки к хорею первая, вторая и четвёртые строки. Размер стихотворения: 4-х стопный хорей: 8/7 слогов; рифмовка перекрёстная: ж/м.
2.2. А вот стихотворение, написанное разновидностью 4-х стопного хорея.
Я проснулся ровно в шесть
И взглянул на жизнь трезвее.
Утро, верно, мудренее.
В этом тоже что-то есть. С. 15.
Расставим ударения в четверостишии:
Я проснУлся рОвно в шЕсть
и взглянУл на жИзнь трезвЕе.
Утро, вЕрно, мудренЕе.
В Этом тОже чтО-то Есть.
Как следует из схемы, ключевыми строками являются первая и четвёртая.
Размер стихотворения: 4-х стопный хорей: 7/8/8/7 слогов; рифмовка кольцевая м/ж/ж/м.
Только змеи сбрасывают кожи,
Чтоб душа старела и росла.
Мы, увы, со змеями не схожи.
Мы меняем души, не тела.
Расставим ударения в четверостишии:
ТОлько змЕи сбрАсывают кОжи,
Чтоб душА старЕла и рослА.
МЫ, увЫ, со змЕями не схОжи.
МЫ менЯем дУши, не телА.
Представим строки четверостишия схематически:
Несмотря на наличие безударных стоп во всех строках, первая, третья и четвёртая строки позволяют определить размер стихотворения как 5-ти стопный хорей: 10/9 слогов; рифмовка перекрёстная: ж/м.
2.4. Реже встречается следующая разновидность пятистопного хорея:
Время лечит? Время не лечи!
Что со мною будет с исцеленным?
Позабуду горя плеск соленый
И обиды жаркие лучи. С. 59.
Расставим ударения в четверостишии:
ВрЕмя лЕчит? ВрЕмя не лечИ!
Что со мнОю бУдет с исцелЕнным?
ПозабУду гОря плЕск солЕный
И обИды жАркие лучИ.
Выделим в строках стопы:
Представим строки четверостишия схематически:
Во второй строке «что» – местоимение, а не союз, по этой причине ударение на нём уместно. Несмотря на наличие в каждой строчке безударных стоп, в целом схема четверостишия показывает, что размер стихотворения: 5-ти стопный хорей: 9/10/10/9 слогов; рифмовка кольцевая: м/ж/ж/м.
2.5. А вот пример 6-ти стопного хорея:
ПЕСНЯ О РОДНОМ ГОРОДЕ
Занесенный чистым снегом или вымыт
Самым грустным, самым ласковым дождем,
Он меня к себе каким угодно примет
И согреет,
Словно голубь,
Под крылом. С. 75.
Расставим ударения в четверостишии:
ЗанесЕнный чИстым снЕгом или вЫмыт
САмым грУстным, сАмым лАсковым дождЕм,
Он менЯ к себЕ какИм угОдно прИмет
И согрЕет,
СлОвно гОлубь,
Под крылОм.
Выделим в строках стопы:
Представим строки четверостишия схематически:
Как видно из схемы, ключевой строкой является третья строка, размер стихотворения: 6-ти стопный хорей: 12/11 слогов; рифмовка перекрёстная: ж/м.
3. Если в строках одинаковое число стоп и рифма одного вида, то и количество слогов в строках одинаково.
Он поклялся в строгом храме
Перед статуей Мадонны
Что он будет верен даме,
Той, чьи взоры непреклонны.
Расставим ударения в четверостишии:
Он поклЯлся в стрОгом хрАме
Перед стАтуей МадОнны,
Что Он бУдет вЕрен дАме,
ТОй, чьИ взОры непреклОнны.
Выделим в строках стопы:
Представим строки четверостишия схематически, выделив сверхсхемные ударения в местоимених «Он» и «чьИ» знаками «+»:
Итак, первая строка четверостишия является ключевой поскольку хорей в ней представлен идеально. Размер стихотворения: 4-х стопный хорей: 8/8 слогов; рифмовка перекрёстная: Ж/ж.
Мы стояли у Москвы-реки,
Ветер шелком платья шелестел.
Почему-то вдруг из-под руки
На меня ты странно посмотрел –
Расставим ударения в четверостишии:
МЫ стоЯли у МосквЫ-рекИ,
ВЕтер шЕлком плАтья шелестЕл.
ПочемУ-то вдруг из-пОд рукИ
На менЯ тЫ стрАнно посмотрЕл –
Выделим в строках стопы:
Представим строки четверостишия схематически, выделив сверхсхемное ударение в местоимении «тЫ» знаком плюс «+»:
Несмотря на наличие безударных стоп, схемы двух первых строк указывают на пятистопный хорей. Размер стихотворения: 5-ти стопный хорей: 9/9 слогов; рифмовка перекрёстная: М/м.
3.3. Н. Крандиевская-Толстая
Яблоко, протянутое Еве,
Было вкуса – меди, соли, желчи,
Запаха – земли и диких плевел,
Цвета – бузины и ягод волчьих.
Расставим ударения в четверостишии:
Яблоко, протЯнутое Еве,
БЫло вкУса – мЕди, сОли, жЕлчи,
ЗАпаха – землИ и дИких плЕвел,
ЦвЕта – бузинЫ и Ягод вОлчьих.
Выделим в строках стопы:
Представим строки четверостишия схематически:
Вторая строка, являясь ключевой, позволяет определить размер стихотворения как 5-ти стопный хорей: 10/10 слогов; рифмовка перекрёстная: Ж/ж.
В том лесу белесоватые стволы,
Выступали неожиданно из мглы,
Расставим ударения в двустишии:
В тОм лесу белесовАтые стволЫ,
ВыступАли неожИданно из мглЫ,
Выделим в строках стопы:
Представим строки двустишия схематически:
Обе строки изобилуют безударными стопами, но имеющиеся ударения приходятся на нечётные слоги: 1,7, и 11 в первой строке, и 3, 7, и 11 во второй строке, что характерно для хорея. Размер стихотворения: 6-ти стопный хорей: 11/11 слогов; рифмовка смежная: м/м.
Соловьи на кипарисах и над озером луна,
Камень черный, камень белый, много выпил я вина.
Мне сейчас бутылка пела громче сердца моего:
Мир лишь луч от сердца друга, все иное тень его!
Расставим ударения в четверостишии:
СоловьИ на кипарИсах и над Озером лунА,
КАмень чЕрный, кАмень бЕелый, мнОго вЫпил Я винА.
МнЕ сейчАс бутЫлка пЕла грОмче сЕрдца моегО:
МИр лишь лУч от сЕрдца дрУга, всЕ инОе тЕнь егО!
Выделим в строках стопы:
Представим строки четверостишия схематически:
Ключевыми строками являются вторая и четвёртая. Размер стихотворения: 8-ми стопный хорей: 15/15 слогов; рифмовка смежная: м/м.
Рифма в равносложном хорее может быть и дактилической:
3.6. Н. Крандиевская-Толстая
В кухне крыса пляшет с голоду,
В темноте гремит кастрюлями.
Не спугнуть ее ни холодом,
Ни холерою, ни пулями.
Расставим ударения в четверостишии:
В кУхне крЫса плЯшет с гОлоду,
В темнотЕ гремИт кастрЮлями.
Не спугнУть еЕ ни хОлодом,
Ни холЕрою, ни пУлями.
Выделим в строках стопы:
Представим строки четверостишия схематически:
В первой строке пятистопный хорей проявляется почти идеально. Поскольку все строки заканчиваются дактилическими рифмами, постольку последние слоги строк безударные. Размер стихотворения: 5-ти стопный хорей: 9/9 слогов; рифмовка перекрёстная: Дактилич./дактилич.
4. Иногда стихотворения пишут разностопным хореем, используя в строках разное число стоп.
Радость всех невинных глаз
– Всем на диво! –
В этот мир я родилась –
Быть счастливой,
Расставим ударения в четверостишии:
РАдость всЕх невИнных глАз
– ВсЕм на дИво! –
В Этот мИр Я родилАсь –
БЫть счастлИвой,
Выделим в строках стопы:
Представим строки четверостишия схематически, выделив сверхсхемное ударение в местоимении «Я» знаком плюс «+»:
Ключевыми строками являются все, кроме третьей. Размер стихотворения: 4-х стопный/двустопный хорей: 7/4 слога; рифмовка перекрёстная: м/ж.
4.2. Р. Бёрнс (перевод С. Маршака)
– Муженек, не спорь со мной,
Не сердись напрасно.
Стала я твоей женой –
Не рабой безгласной!
Расставим ударения в четверостишии:
– МуженЕк, не спОрь со мнОй,
Не сердИсь напрАсно.
СтАла Я твоЕй женОй –
Не рабОй безглАсной!
Выделим в строках стопы:
Представим строки четверостишия схематически:
В нечётных строках четырёхстопный хорей. На это однозначно указывает третья строка, являющаяся в этом смысле ключевой. В остальных строках первые стопы безударны. Тем не менее, в чётных строках ясно виден трёхстопный хорей. В целом размер стихотворения: 4-х/3-х стопный хорей: 7/6 слогов; рифма перекрёстная: м/ж.
Раз, полунощной порою,
Сквозь туман и мрак,
Ехал тихо над рекою
Удалой казак.
Расставим ударения в четверостишии:
РАз, полУнощной порОю,
Сквозь тумАн и мрАк,
Ехал тИхо над рекОю
УдалОй казАк.
Выделим в строках стопы:
Представим строки четверостишия схематически:
В первых трёх строках имеются безударные стопы. Четвёртая строка – идеальный трёхстопный хорей. Таким образом, в четных строках – трёхстопный хорей, в нечётных – четырёхстопный хорей. Запишем размер четверостишия: 4-х/3-х стопный хорей: 8/5 слогов; рифмовка перекрёстная: ж/м.
Ночь – как ночь, и улица пустынна.
Так всегда!
Для кого же ты была наивна
И горда?
Расставим ударения в четверостишии:
НОчь – как нОчь, и Улица пустЫнна.
ТАк всегдА!
Для когО же тЫ былА наИвна
И гордА?
Выделим в строках стопы:
Представим строки четверостишия схематически:
Невзирая на наличие безударных стоп в нечётных строках, и анализируя их вместе, приходим к выводу, что в них по пять стоп хорея.Схема второй строки показывает, что а в четных строках по две стопы хорея. Итак, размер стихотворения: 5-ти стопный/двустопный хорей: 10 слогов/3 слога; рифмовка перекрёстная: ж/м.
Тяжкий, плотный занавес у входа,
За ночным окном – туман.
Что теперь твоя постылая свобода,
Страх познавший Дон Жуан?
Расставим ударения в четверостишии:
ТЯжкий, плОтный зАнавес у вхОда,
За ночнЫм окнОм – тумАн.
ЧтО тепЕрь твоЯ постЫлая свобОда,
СтрАх познАвший ДОн ЖуАн?
Выделим в строках стопы:
Представим строки четверостишия схематически:
Размер чётных строк определяем по четвёртой строке, являющейся ключевой. Размеры нечётных строк определяем отдельно, подсчитывая число стоп, включая и безударные. Размер стихотворения: 5-ти стопный/4-х стопный/6-ти стопный/4-х стопный хорей: 10/7/12/7 слогов; рифмовка перекрёстная: ж/м.
К разностопному хорею приводит и использование дактилической рифмы в двух строках четверостишия:
«Стой, ямщик! Жара несносная,
Дальше ехать не могу!»
Вишь, пора-то сенокосная –
Вся деревня на лугу.
Расставим ударения в четверостишии:
«СтОй, ямщИк! ЖарА неснОсная,
ДАльше Ехать не могУ!»
ВИшь, порА-то сенокОсная –
ВсЯ дерЕвня на лугУ.
Выделим в строках стопы:
Представим строки четверостишия схематически:
Ключевой строкой, позволяющей определить размер стихотворения, является первая строчка. Размер стихотворения: 5-ти стопный/4-х стопный хорей: 9/7 слогов; рифмовка перекрёстная: дактилич./м.
4.7. Н. Крандиевская-Толстая
Фаусту прикидывался пуделем,
Женщиной к пустыннику входил,
Простирал над сумасшедшим Врубелем
Острый угол демоновых крыл.
Расставим ударения в строках:
ФАусту прикИдывался пУделем,
ЖЕнщиной к пустЫннику входИл,
ПростирАл над сумасшЕдшим ВрУбелем
Острый Угол дЕемоновых крЫл.
Выделим в строках стопы:
Представим строки четверостишия схематически:
Схема четверостишия усыпана безударными стопами. В нечётных строках по шесть стоп и дактилические рифмы, в чётных строках по пять стоп и мужские рифмы. Размер стихотворения: 6-ти/5-ти стопный хорей:11/9 слогов; рифмовка перекрёстная: дактилич./м
5. Хореическими размерами могут писаться не только двустишия и четверостишия, но и строфы с другим количеством строк.
5.1. Н. Крандиевская-Толстая
За спиной свистит шрапнель.
Каждый кончик нерва взвинчен.
Бабий голос сквозь метель:
«А у Льва Толстого нынче
Выдавали мервишель!»
Расставим ударения в строках:
За спинОй свистИт шрапнЕль.
КАждый кОчик нЕрва взвИнчен.
БАбий гОлос сквозь метЕль:
«А у ЛьвА ТолстОго нЫнче
ВыдавАли мервишЕль!»
Выделим в строках стопы:
Представим строки схематически:
Размер строфы из пяти строк: 4-х стопный хорей: 7/8/7/8/7 слогов; рифмовка сложная: м/ж/м/ж/м.
5.2. Н. Крандиевская-Толстая
В небе авиаигрушки,
Ни покоя им, ни сна.
Ночь в прожекторах ясна.
Поэтической старушкой
Бродит по небу луна.
Расставим ударения в строках:
В нЕбе авиаигрУшки,
Ни покОя Им, ни снА.
НОчь в прожекторАх яснА.
ПоэтИческой старУшкой
БрОдит пО небУ лунА.
Выделим в строках стопы:
Представим строки схематически:
Размер строфы из пяти строк: 4-х стопный хорей: 8/7/7/8/7 слогов; рифмовка сложная: ж/м/м/ж/м.
Что за звуки? Мимоходом
Ты поешь перед народом,
Старец нищий и слепой!
И, как псов враждебных стая,
Чернь тебя обстала злая,
Издеваясь над тобой.
Расставим ударения в строках:
Что за звУки? МимохОдом
ТЫ поЕшь перед нарОдом,
СтАрец нИщий и слепОй!
и, как псОв враждЕбных стАя,
ЧЕрнь тебЯ обстАла злАя,
издевАясь над тобОй.
Выделим в строках стопы:
Представим строки схематически:
Размер шестистишия: 4-х стопный хорей: 8/8/7/8/8/7 слогов; рифмовка смешанная: Ж/Ж/м/ж/ж/м. Примечание. Обстать – (устар. поэт.) окружить, обступить.
5.4. Н. Крандиевская-Толстая
Вещи есть совсем обычные,
Незаметные, привычные, –
И не думаем о них,
Например, вот эта палочка,
Путевод и выручалочка,
Антигона всех слепых.
Расставим ударения в строках:
ВЕщи Есть совсЕм обЫчные,
НезамЕтные, привЫчные, –
И не дУмаем о нИх,
НапримЕр, вот Эта пАлочка,
ПутевОд и выручАлочка,
АнтигОна всЕх слепЫх.
Выделим в строках стопы:
Представим строки схематически:
Первая и последняя строки наглядно демонстрируют, что пару строк пятистопного хорея с дактилической рифмой завершает четырёхстопный хорей с женской рифмой.
Размер строфы из шести строк: 5-ти стопный/5-ти стопный/4-х стопный/5-ти стопный/5-ти стопный/4-х стопный хорей: 9/9/7/9/9/7 слогов; рифмовка смешанная: Дактил./Дактилич./ж/дактил./дактил./ж.
6. Задания для самостоятельной проработки.
Во всех заданиях необходимо расставить ударения в словах, выделить стопы в строках, представить строки схематически, найти ключевую строку (строки) и определить размер стихотворения.Решения заданий можно отражать в рецензиях на данное занятие.
Мама ходит на работу,
кормит птичку на окне,
мама добрую заботу
проявляет обо мне… С. 123.
Лунным светом пыль к земле прибита,
И дорога белая видна.
Столько тьмою перепутий скрыто,
Столько бед, а Родина одна. С. 21.
Дерево упало – стало больше света!
Только ветер взвился, ветви шевеля.
Поглядел направо – вертится планета,
Влево глянул – крутится матушка-земля. С. 81.
Мимо Клина и Любани
По немеряной России
Мягко шли снега,
ступали,
Будто ноженьки босые. С. 33.
Поплавок мой из гусиного пера.
Клюй смелей, стальная густера! С. 63.
Город сильных
за Полярным кругом
стал мне первым комсомольским другом. С. 180.
Помнишь, ночь была на свете, ночь без времени и края?
На недвижимые воды звезды падали, сгорая… С. 132.
Мелкий дождь идет на нет,
окна смотрят сонно.
Вот и выключили свет
в красной ветке клена. С. 76.
Родина! Великая, большая,
видная с обоих полушарий –
другу и врагу!
Захожу я в горницу –
пышут калачи,
вечная работница
вечно у печи. С. 142.
- можно ли испечь что нибудь без яиц
- манная каша с йогуртом