Что такое шахматный движок и как им пользоваться
Шахматный движок stockfish: краткий обзор программы
День добрый, дорогой друг!
Сегодня разберем еще одного программного «монстра»- шахматный движок stockfish. В дословном переводе — вяленая рыба. Откуда такое название, не берусь судить. Знаю только, что в некоторых интеллектуальных играх фишОм (рыбой) называют слабого игрока.
Что это за программа?
Stockfish – шахматный движок с открытым исходным кодом. Историю своего развития ведет с 2008 года.
Движок поддерживает 32-битный и 64-битный режимы,
В последние лет 6-7 борьба за первенство в основном проходит под знаком соперничества движков Komodo и Stockfish, Борьба проходит с переменным успехом.
В 2014 году (Сезон 6) чемпионский титул завоевал Stockfish обыгравший Komodo 35.5 :28.5
В конце этого же года (Сезон 7) Комодо реваншировался.
В сезоне 8 (ноябре 15 года) очередной матч и снова впереди Komodo.
В 9 сезоне (декабрь16 года) Стокфиш в финале обыгрывает Гудини (Houdini) – 17 побед, 8 поражений, 75 ничьих.
2016 год стал прорывным в истории развития движка. Сегодня по многим параметрам Stockfish опережает своих извечных соперников в последние годы Komodo и Houdini.
Успехи Стокфиша во многом связаны с политикой распространения. Найдя и протестировав усиление, разрабтчики выкладывают новую версию для открытого тестирования.
Отмечают чистоту кода движка. Серьезных глюков практически не осталось.
В рейтинге по версии CCRL Стокфиш занимает 2 строчку.
Где скачать?
Сайт разработчика: https://stockfishchess.org/
Также имеются версии для Mac, Android, Linux.
Подключиться тестированию и тем самым участвовать в совершенствовании движка может любой желающий. Число людей, участвующих в тестировании в сентябре 17 года, уже подходит к 1000.
Обновление тестовых версий здесь http://abrok.eu/stockfish/
Как можно использовать движок?
На практике, чтобы использовать движок в практических целях нужна оболочка, интерфейс. Большинство движков и стокфиш не исключение, таковой не имеют и встраиваются в специальные пользовательские программы.
Из известных мне топовых движков собственный интерфейс имеет только Шреддер.
Важно : оболочка, интерфейс, — должны поддерживать UCI протокол.
Подключить движок можно в несколько кликов. Как это сделать – показано в этом видео:
Многие шахматисты поступают следующим образом, цитирую:
Скачиваю движок, не важно от кого и проверяю его в конкретных позициях из своих партий. Какой двиг быстрее находит решение, тем и пользуюсь. Скорость какую он пишет для меня совсем не важно.
Что у меня лучше играет, то и использую.
По моему заочнику так и нужно поступать, проверять движки конкретно по своим позициям и на своём компе и на основании этого делать выбор.
Особенности стиля и сила игры
Stockfish имеет двадцать уровней сложности.
Поскольку движок имеет огромную практическую силу, значительно превосходящую любого человека, включая чемпионов мира всех времен, оценивать его стиль имеет смысл только в сравнении с другими ТОПовыми движками.
Например, считается, что в сравнении с Комодо, сильной стороной которого является позиционная игра, Стокфиш делает больший упор на тактику.
Можно ли использовать движок в практических партиях?
В заочной игре, по переписке, использовать движки вполне допустимо и даже целесообразно. Так и делают многие шахматисты.
Тем не менее, такие попытки предпринимались еще со времен появления первых движков.
Иногда успешно, но чаще всего, — все эти манипуляции заканчивались для игрока печально. А именно дисквалификацией и не только на текущий турнир, но и пожизненно.
Вообще тема шахматного читерства одна из самых актуальных в современном шахматном сообществе и заслуживает отдельного обсуждения.
Кроме того, на серьезных порталах установлены античитерские программы. В случае подозрений на читерство вас могут забанить без особых церемоний.
А самое главное: зачем это вам нужно? Это все равно, что сесть «на иглу». Мы с вами знаем, что последствия зависимостей разного рода всегда не самые приятные.
Благодарю за интерес к статье.
Если вы нашли ее полезной, сделайте следующее:
Где взять бесплатные шахматы для вас и вашего ребенка
Шахматы, пожалуй, самая известная и древняя игра, которая сочетает в себе компоненты искусства, науки и спорта. Наличие компьютера позволяет оттачивать свое мастерство в удобные время и в удобном месте.
Когда я отвел младшего сына в шахматную школу, то справедливо решил, что детям мощь домашнего компьютера нужно использовать не только для просмотра роликов в Youtube или выживания в MineCraft. А было бы неплохо установить хорошую шахматную программу.
Результаты моих поисков привели к написанию этой статьи. И теперь я делюсь с вами где взять хорошие шахматы бесплатно.
Бесплатные он-лайн шахматы
Если вы начинающий шахматист или вам просто хочется поиграть в шахматы, то я настоятельно рекомендую начать с бесплатного он-лайн ресурса https://lichess.org/ — это шахматный интернет-сервер, созданный французским программистом Тибо Дюплесси.
Самое главное преимущество этих шахмат в том, что вам не нужно ничего устанавливать на компьютер, играть вы будете в своем любимом браузере. Но отсюда и недостаток, для игры вам нужен интернет.
Посетите сайт lichess.org и вы будете играть в шахматы бесплатно.
И не думайте, что эти шахматы всего лишь очередная интернет-забава. Ресурс имеет режим обучения, позволяет организовать турниры, можно просто поиграть с компьютером. В последнем режиме вам доступно несколько уровней сложности. На сервере используется Stockfish — сильнейший в мире свободный и открытый UCI-совместимый шахматный движок. В мировом рейтинге шахматных движков Stockfish уверенно входит в тройку лидеров наряду с Houdini и Komodo.
И самое главное, что все это бесплатно и без регистрации. Попробуйте и возможно читать эту статью дальше вам не будет нужды :-).
Бесплатные движки и свободные оболочки для шахмат
Дальнейшее повествование я буду вести исходя из того, что как правило современные шахматные программы состоят из двух частей: из программы оболочки, которая рисует доску с фигурами и перемещает их согласно вашим действиям, и движка, это как раз тот искусственный интеллект, который обдумывает каждый ход компьютера за шахматной доской.
Это позволяет с одним движком использовать несколько оболочек и соответственно к одной оболочке подключить несколько движков. Главное, чтобы оболочка и движок использовали один и тот же протокол обмена, например UCI (Universal Chess Interface).
Бесплатные шахматные программы оболочки
Большинство шахматных движков не имеют собственного графического интерфейса пользователя (GUI). Но программы оболочки в своем составе могут содержать как минимум один движок.
Арена — бесплатный графический интерфейс пользователя (GUI) для шахмат. Арена поможет вам как в анализе игры, так и в самой игре, а также при тестировании шахматных движков. Arena работает и Linux, и в Windows. Арена совместима с протоколами Winboard и UCI. Скачать шахматную программу Арена можно на ее официальном сайте — http://www.playwitharena.com/
Преимущество оболочки «Arena» заключается в том, что вы можете использовать несколько шахматных движков и по своему вкусу можно подобрать дизайн, цвета интерфейса, уровень аналитики.
К недостаткам Арены можно причислить отсутствие русского языка в последней версии «из коробки».
WinBoard не менее популярная оболочка к шахматным движкам. Является портированной программой XBord на платформу Windows. Сама же XBoard есть не сто иное как графические шахматы для X Window System в Linux. Распространяется совершенно бесплатно, скачать шахматы бесплатно можно на форуме посвященному WinBoard
XBoard/WinBoard позволяет подключать несколько шахматных движков, дает возможность играть через серверы и проводить розыгрыши, знает классические шахматы, а также китайские, японские и другие.
BabasChess — это многоязычные шахматы для игры через интернет. Распространяются бесплатно, скачать можно на официальном сайте — http://www.babaschess.net/.
У BabasChess самый популярный интерфейс для шахматных серверов (FICS), есть гибкие возможности изменения доски, присутствует возможность компоновки окон и присутствует поддержка плагинов.
Lucas Chess – обучающая шахматная программа с богатым набором функций и широким спектром настроек для игры. Распространяется так же бесплатно, скачать бесплатно шахматы можно на официальном сайте — http://lucaschess.pythonanywhere.com/.
Отличительная особенность Lucas Chess в том, что уровень сложности подстраивается под игрока. С каждой победой (при ограниченном числе подсказок), программа повышает уровень сложности текущего движка, а когда уровень доходит до максимального, переключается на более сильный движок.
Если вы пока не готовы выиграть корону мирового шахматного чемпионата, Lucas Chess предлагает использовать встроенного шахматного тренера. Работает это так, когда вы играете на слабом движке, программа использует более сильный движок для того, чтобы подсказать вам возможные варианты ходов. Таким образом, вы получаете гроссмейстера себе в помощь.
Лучшие бесплатные шахматные движки
Шахматный движок – это компьютерная программа, которая используется для расчета вариантов игры. И может использоваться как для анализа, так и для самой игры.
Один из лучших движков — Komodo. Это коммерческая программа действующий чемпион мира среди шахматных движков, но версия 9 и ниже (старше) распространяются бесплатно и ее совершенно свободно можно скачать на официальном сайте — http://komodochess.com/
Шахматный движок Stockfish так же как и Komodo является лидером среди программ этого класса и периодически на соревнованиях его (Komodo) побеждает. Stockfish продукт с открытым исходным кодом, распространяется бесплатно и доступен для операционных систем Windows, Mac OS X, Linux, iOS, Android. Скачать его можно на официальном сайте — https://stockfishchess.org/
Рейтинг шахматных движков
Среди компьютерных программ регулярно проходят соревнования. За рейтингом можно следить здесь — http://www.computerchess.org.uk/ccrl/4040/
Если вы хотите сразиться с серьезным противником, то следует выбирать движки лидеры.
Где научиться играть в шахматы
Самый правильный вариант — это пойти в «живую» шахматную школу, так мы и поступили с младшим сыном. Но если у вас нет такой возможности, то можно посетить одну из интернет-школ, например Шахматы с Жориком.
Такое дистанционное обучение вполне оправдано и отнюдь не ново. Читатели постарше наверняка помнят, что в СССР по телевидению была передача Шахматная школа, которая была организована студией учебных программ Центрального телевидения и Шахматной федерацией СССР.
В ходе занятий зрителям школы предлагались к решению домашние задания для самостоятельной работы. Ответы нужно было отправлять на почтовых карточках (открытках) на адрес редакции телепередачи. По результатам выполнения заданий присваивались шахматные разряды.
Ваш покорный слуга в детстве с удовольствием смотрел эту передачу и решал домашние задания. И в итоге получил какой-то минимальный разряд, который присваивала передача, правда этот документ я утерял и подтвердить свои слова увы не могу.
Шахматная литература
Я так же рекомендую почитать специальную шахматную литературу, например двухтомник Зигберта Тарраша «Учебник шахматной стратегии». Это, как говорится, классика. Его к прочтению и изучению рекомендует шахматный тренер моего сына.
Зигберт Тарраш — выдающийся немецкий шахматист, теоретик и автор множества книг по шахматам.
Выводы или какие шахматы лучше
Перепробовав все варианты описанные в данной статье я пришел к следующим выводам. Если нужно быстро и с любого устройства, то при наличии интернета лучше всего начать с онлайн шахмат https://lichess.org/.
Если вы «не волшебник, а только учитесь», то попробуйте Lucas Chess. Тем более что эта программа содержит в себе несколько популярных шахматных движков, в том числе описанные в статье Komodo и StockFish. Так что играть можно начинать сразу и ничего скачивать дополнительно не придется.
В остальных случаях, я думаю, есть смысл обратить внимание на Арену и использовать движки Komodo и StockFish.
А идеальный вариант — это ходить в оффлайн шахматную школу, и тогда компьютерная программа послужит хорошим дополнением к вашему обучению.
Шахматные алгоритмы, которые думают почти так же, как человек, только лучше
Когда создавались первые вычислительные машины, их воспринимали только как дополнение к человеческому разуму. И до недавнего времени так и было. Программисты учили компьютеры играть в шахматы с 1960-х годов. И тогда победа у игрока-новичка уже считалась большим прогрессом. О серьёзных матчах даже не задумывались.
В 1980-х программа Belle достигла рейтинга Эло в 2250 пунктов, что примерно соответствует рейтингу мастера спорта. И с того времени развитие компьютерных шахмат вышло на совершенно новый уровень.
Сначала честь человечества не смог защитить Гарри Каспаров в 1996 году, а сегодня уже создана нейросеть с рейтингом около 5000 Эло, что в разы превосходит даже сильнейших игроков.
Сегодня разберёмся, как работают шахматные алгоритмы и почему нейросеть Alpha Zero думает практически так же, как человек, только лучше.
Как работает шахматный движок: от механического перебора вариантов до «умного» выбора
У шахмат довольно простые правила. Две противоборствующие стороны, шесть разновидностей фигур и одна цель – дать мат сопернику.
Но при этом вариативность шахмат просто огромна. Существует 400 уникальных комбинаций первого хода – 20 вариантов первого полухода белых и 20 вариантов ответа чёрных. С каждым последующим ходом количество уникальных позиций увеличивается на степень.
Шахматам не грозит быть посчитанными полностью. Поэтому в бой вступают алгоритмы оценки позиции и дерево возможных ходов.
В шахматной теории у каждой фигуры есть своя ценность, которая измеряется в пешках:
Король – бесценен, потому что его потеря означает проигрыш партии.
Анализ современных машин подтверждает истинность такой оценки. Так, в зависимости от позиции на доске компьютер оценивает ферзя в 9–12 пешек, ладью – в 5–6, коня и слона – в 3–5. Короля же машина оценивает в 300 пешек. Это задаёт максимальную границу оценки.
Чтобы было более понятно, преимущество в 0,5 пешки – это уже неплохо для шахматиста. В целую пешку – серьёзный перевес. В 3 пешки – подавляющее преимущество, которое можно практически без проблем довести до победы.
Но счётные возможности машины ограниченны. Иногда она показывает оценку в +51 или что-то вроде. Это означает, что алгоритм видит колоссальное преимущество белых в позиции и материале, но не может найти конкретный путь к мату.
Минимакс, или прямой перебор вариантов, в таком случае не работает. Даже КМС без проблем найдёт на доске мат в 3 хода в миттельшпиле, когда на доске ещё много фигур. А программе для этого нужно будет перебрать свыше 750 млн. полуходов.
Даже если программа перебирает 1 млн вариантов в секунду, чтобы найти мат в 3 хода, ей понадобится до 750 секунд, или 12,5 минут.
И это глубина в 3 хода. В стратегических позициях, где развитие игры идёт с учетом на пять или десять ходов вперёд, такие программы и вовсе будут бесполезными.
Поэтому для анализа позиции используется алгоритм под названием «альфа-бета-отсечение».
Система анализирует начальные варианты ходов и сразу отсекает те из них, которые ведут к мгновенному ухудшению оценки.
Программа отметает те варианты, в которых она сразу проигрывает материал или которые включают комбинации со стороны соперника, в ходе которых она выигрывает материал или партию.
Это позволяет сократить количество рабочих линий на порядки, сосредотачивая вычислительные ресурсы только на тех ветвях дерева, которые в перспективе ведут к улучшению позиции.
Псевдокод для минимакса с ограниченной глубиной с отсечением альфа-бета выглядит следующим образом:
За код особо не ругайте.
Рассмотрим на примере. Движок Stockfish считается сегодня одной из самых сильных компьютерных шахматных программ. Обратите внимание на первые пять линий.
Из всего множества вариантов развития событий программа выбирает ряд линий, которые в перспективе ведут к улучшению позиции. Их она анализирует более глубоко – на 15–20 ходов вперёд, чтобы отсечь возможные проигрышные варианты. В результате она выбирает лучшую из возможных линий и делает ход.
После ответа соперника ситуация снова анализируется по тому же алгоритму. Сначала отсекаются заведомо проигрышные линии (таких порядка 95 %), а затем путём более глубокого анализа перспективных вариантов выбирается лучший из них.
Новая эра в шахматных движках: нейросеть Alpha Zero
В 2017 году компания Deep Mind объявила о создании нейросети Alpha Zero. Тестировать её решили на трёх самых популярных стратегических настольных играх: шахматы, го и сёги.
Обучение и подготовка нейросети отличаются от классических компьютерных движков.
Stockfish и другие движки используют для своей работы существующие дебютные базы и анализ позиций огромного количества сыгранных партий.
Alpha Zero не использует ничего, кроме правил. Ей просто дали стартовую позицию, объяснили, как ходят фигуры, и цель игры – поставить мат сопернику. И всё.
За 24 часа игры с самой собой нейросеть смогла достичь сверхчеловеческого уровня игры и по сути изобрести заново всю шахматную теорию, которую человечество по крупицам разрабатывало веками.
В декабре 2018 года Alpha Zero во второй раз сразилась с самой последней версией движка Stockfish.
Исследователи провели 1000 партий с контролем 3 часа на партию плюс 15 секунд на ход. Alpha Zero одержала уверенную победу, выиграв в 155 партиях, сыграв вничью 839 партий и проиграв только 6.
Более того, Alpha Zero одерживала победу даже в партиях с форой по времени на обдумывание. Имея в 10 раз меньше времени, чем у противника, нейросеть всё равно победила в суммарном итоге. Только 30-кратная фора во времени смогла уравнять шансы и дать Stockfish примерно равную игру – 3 часа у движка и всего лишь 6 минут у нейросети.
Alpha Zero анализирует лишь 60 000 позиций в секунду, а тестируемая версия Stockfish – 60 млн. позиций. Для достижения аналогичных результатов анализа нейросети нужно в 1000 раз меньше ресурсов, чем движку.
Секрет успеха – в качественно другом уровне анализа. Нейросеть использует метод Монте-Карло, который высчитывает математическое ожидание комплекса ходов.
Если альфа-бета отсечение способно убрать большинство заведомо проигрышных вариантов, то проверять перспективные всё равно нужно механическим перебором, нейросеть сосредоточена на вариантах, которые ведут к улучшению позиции фигур, материальному перевесу, стеснению фигур соперника или созданию комплексных угроз, включающих матовые атаки.
И, что гораздо более важно, при оценке ситуации Alpha Zero учитывает стратегическую позицию.
Давайте рассмотрим на примере одной из партий.
После 20-го хода на доске творится невообразимая стратегическая борьба. Но если нейросеть шаг за шагом минимально укрепляет свою позицию, избавляясь даже от призрачных слабостей, то движок с 24-го по 29-й ход просто топчется на месте ладьёй.
Интересно, что Stockfish в упор не видит стратегических решений Alpha Zero, оценивая позицию как абсолютно ничейную. Но в результате минимальных укреплений позиции к 39-му ходу оказывается, что все фигуры белых активны, а чёрный конь и слон занимают пассивную оборонительную позицию. А после размена ферзей и ладей даже Stockfish оценивает преимущество нейросети в +2,2. Ещё несколько ходов – и король черных зажат в углу доски, а конь в одиночку не способен справиться с проходной пешкой. Поэтому программа сдалась.
Позиционная игра – это то, что отличает нейросеть от классического шахматного движка. Ведь она подразумевает длительные игровые планы, которые часто превышают вычислительные возможности машин.
Тем не менее нейросеть умеет играть позиционно не хуже человека и при этом идеально играет тактические позиции, где преимущество достигается в течение 5 или меньше ходов.
Более того, нейросеть уже помогла найти теоретикам шахмат целый ряд неочевидных, но при этом очень сильных разветвлений дебютов, которые никогда не рассматривали ранее.
Многие теоретики считают, что благодаря шахматным компьютерам повысился и средний рейтинг топовых шахматистов. Ведь современные тренировки включают глубокую проработку компьютерных вариантов и разбора партий движками. Средний рейтинг ведущих топ-100 шахматистов в 2000 году составлял 2644 пункта Эло, а в январе 2021 года – 2715. За 20 лет среднее значение увеличилось на 71 пункт.
Сегодня человек уже не способен соревноваться с компьютером в шахматах. Нейросеть вобрала в себя все преимущества человеческого шахматного мышления, но при этом лишена его недостатков.
Она умеет мыслить позиционно и при этом не допускает зевков и ошибок. И самое интересное в этом – шахматы для Alpha Zero являются только тестовым полигоном, где система оттачивает навыки работы. Реальные же её цели Google не раскрывает. Поэтому здесь может быть всё что угодно: от анализа изменений климатической ситуации до создания системы идеально персонифицированной рекламы. А как вы считаете, для чего создают настолько мощную нейросеть?
Создать своего гениального цифрового шахматиста или получить Level Up по навыкам и зарплате можно пройдя онлайн-курсы SkillFactory со скидкой 40% и промокодом HABR, который даст еще +10% скидки на обучение. Узнайте подробности.
Шахматные движки
Современные шахматные движки прошли долгую историю, которую мы кратко вспомним во вступлении. Можно сказать, что, впервые машина заиграла в шахматы в 1769 году в Вене. Местный изобретатель Вольфганг фон Кемпелен представил еe величеству королеве австрийской Марии Терезии некий аппарат, являвший собой деревянный комод, на котором была расположена шахматная доска, а за доской – механическая фигура, одетая турком, которая искусно играла в шахматы. Перед началом выступления шахматного автомата дверцы комода открывались и публике демонстрировался сложный механизм с узлами и деталями. Затем дверцы закрывались, механизм заводился с помощью ключа и начиналась игра. Многие ученые того времени пытались объяснить это чудо механики. А разгадка оказалось простой – в комоде прятался достаточно сильный шахматист, который и делал ходы.
Создание механических шахматных автоматов прекратилось с появлением цифровых компьютеров в середине XX века. Первая шахматная программа для полной доски с участием всех фигур была реализована в 1957 году на IBM704. Программа была любительского уровня.
Важное событие для компьютерных шахмат произошло в 1962 году, когда был разработан алгоритм, получивший название «alpha-beta-отсечение», на основании которого построены функции поиска современных программ.
Первая шахматная программа, достигшая уровня мастера, CrayBlitz в период с 1983 по 1989 гг. была чемпионом среди программ. На сверхсовременной тогда машине CrayXMPs она играла лучше первого специализированного шахматного компьютера Bell, побеждавшего на многих компьютерных шахматных турнирах с 1980 по 1983 год.
В 1985 году в Гамбурге 13-м чемпионом мира Гарри Каспаровым был проведен сеанс одновременной игры с пятнадцатью компьютерами, который завершился триумфальной победой человека со счетом 15-0.
В 1994 году о себе громко заявила шахматная программа Fritz, сражаясь на равных с сильнейшими гроссмейстерами мира на турнире по быстрым шахматам в Мюнхене и уступив первое место только Каспарову, да и то лишь в тай-брейке.
В 1996 году в Филадельфии в матче против Deep Blue Гарри Каспаров проиграл партию машине. Таким образом компьютер впервые победил чемпиона мира. Однако матч Каспаров выиграл, одержав победы в трех из пяти оставшихся партий и две завершив в ничью. Состоявшийся в следующем году матч-реванш остался за компьютером со счетом 3,5-2,5.
В 2002 году в Бахрейне 14-й чемпион мира Владимир Крамник играл матч из восьми партий против Deep Fritz, который закончился в ничью. А в 2006 году Deep Fritz одержал победу со счетом 2-4.
Современные вычислительные мощности, дебютные и эндшпильные базы данных, которые используют сегодняшние программы сводят шансы человека в соревновании с машиной к минимуму. В 2016 году один из ведущих шахматистов в мире Хикару Накамура играл матч против Komodo. Матч состоял из четырех партий, в каждой из которых компьютер предоставил гроссмейстеру фору: в первой партии Komodo играл черными без пешки f7; во второй – Komodo играл белыми без пешки f2; в третьей – Komodo играл белыми без качества; в четвертой партии Накамура играл белыми и получил право начать игру, сделав четыре любых хода, не пересекая середину доски. Матч закончился победой компьютера 2,5-1,5. Человек свел первые три партии в ничью и проиграл четвертую.
Рейтинг шахматных движков 2020
С 2000-х годов вопрос соревнования программы с человеком в искусстве шахматной игры уже не стоит. Современные машины служат шахматисту для анализа сыгранных партий, для разработки новых вариантов в дебютной теории, для поиска лучших ходов в конкретных позициях. Программы стали инструментом для помощи шахматисту при подготовке к партии и в целом для совершенствования игры.
Сегодняшние шахматные программы доступны любому пользователю ПК. Современная программа – это оболочка и движок. Оболочкой называется интерфейс, который обеспечивает взаимодействие пользователя с движком. Помимо этого, оболочка, такая как, например, ChessBase Reader, самая продвинутая и популярная из всех, позволяет:
А также многое другое.
Однако главную работу проводят движки. Исследуя позицию, движок просчитывает огромное количество возможных вариаций, в поисках лучшего хода, численно оценивая в конце каждый вариант и представляя результат пользователю. Анализируя положение и определяя оценку, программа руководствуется множеством шахматных факторов, заложенных в нее. Разработанные программистами алгоритмы позволяют движкам при анализе отсекать плохие ходы или уменьшать глубину поиску для конкретного варианта, если машина не уверена, что ход плох, возвращаясь к нему позже. Таким образом сокращается время на исследование позиции. Программа учитывает большое количество запрограммированных шахматных правил и условий, а не просто считает все возможные варианты.
Несмотря на значительное превосходство в игре шахматных программ над человеком, они тоже имеют некоторые недостатки и слабые места. Всякий шахматист должен это учитывать. Об этом в конце статьи.
Между движками постоянно проводятся соревнования, состоящие из большого количества игр, по результатам которых составляются рейтинг-листы. Один из таких наиболее авторитетных рейтингов шахматных программ на 30 апреля 2020 года выглядит вот так:
Скачать шахматные движки бесплатно
Далее мы хотим поделиться с вами ссылками, с помощью которых вы сможете скачать ведущие шахматные движки бесплатно на свой компьютер.
Stockfish
Текущая версия: 11. Шахматный движок с открытым кодом, первая версия которого вышла в 2008 году. Один из (трех) сильнейших шахматных движков в мире. Стиль игры – универсальный, с тактическим уклоном. Доступен на операционных системах: Windows, Mac OS X, Linux, iOS, Android. Абсолютно бесплатный и дающий возможность всякому шахматисту скачать его с официального сайта.
Komodo
Текущая версия: 13.3. Один из лидеров шахматных рейтингов среди движков, наряду со Stockfish и Houdini. Первый выпуск состоялся в 2010 году. Стиль игры – универсальный, с позиционным уклоном. Доступен на операционных системах: Windows, Mac OS X, Linux, iOS, Android. Бесплатно не распространяется, за исключением версии Komodo 9. Скачать его можно на официальном сайте.
Houdini
Текущая версия: 6.03. Ближайший преследователь Stockfish и Komodo в различных рейтингах шахматных движков. Более того в декабре 2017 года Houdini 6.03 играл матч против Komodo и выиграл со счетом 53-47, став чемпионом TCEC, неофициального первенства среди шахматных машин. Доступен только на ОС Windows. Коммерческое ПО.
AlphaZero
В последнее время все возможные рейтинги шахматных программ неизменно возглавляют Stockfish и Komodo. Долгие годы эти шахматные машины считались сильнейшими. Однако в конце 2017 года в мире шахматных движков произошла революция. Разработанная компанией DeepMind нейронная сеть AlphaZero в течение 24 часов достигла сверхчеловеческого уровня игры в шахматы (а также в сёги и го) и разгромила Stockfish в матче из 100 партий, одержав 25 побед белыми, 3 черными и оставшиеся 72 партии сведя в ничью.
Leela Chess Zero
Текущая версия: 0.21. Искусственный интеллект, который базируется на идеях AlphaZero и реализован для использования широкой аудиторией на ПК с помощью принципа распределенных вычислений. Основателем проекта является один из программистов Stockfish – Гэри Линскотт. В конце мая 2019 года шахматный движок LCZero победил в 15 сезоне TCEC, обыграв в суперфинальном матче Stockfish, триумфатора четырех предыдущих розыгрышей чемпионата.
Shredder
Текущая версия: 13. Одна из наиболее признанных шахматных программ в мире. Была разработана в 1993 году. В отличие от большинства имеет собственный графический интерфейс. Доступен на операционных системах: Windows, Macintosh, Linux. Коммерческое ПО.
Fritz
Текущая версия: 17. Первый выпуск состоялся в 1991 году. Издается компанией ChessBase и распространяется вместе с оболочкой Fritz Chess или отдельно. Оболочка представляет из себя грубо ChessBase Reader с дополнительными функциями и интерфейс для доступа на сервер. Оболочка позволяет подключать сторонние движки и имеет множество полезных возможностей. Доступен только на ОС Windows.
Rybka
Текущая версия: 4. Шахматный движок с закрытым кодом, первая бета-версия которого вышла в 2005 году. С 2008 по 2010 год Rybka была сильнейшей шахматной программой и выигрывала множество соревнований, в том числе 4 раза Чемпионат мира по шахматам среди компьютерных программ. В 2011 разработчик Васик Райлих был обвинен в плагиате. От автора потребовали вернуть все шахматные награды и призовые деньги и запретили участвовать в чемпионатах мира. Бесплатно не распространяется, за исключением версии 2.3.2a.
Слабые места шахматных движков
Несмотря на все величие шахматных движков, они тоже имеют свои недостатки. Приведенные ниже примеры наглядно демонстрируют это.
Любому, даже самому начинающему шахматисту, который только узнал, как ходят фигуры, с первого взгляда ясно, что на приведенных диаграммах ничьи. Однако и Stockfish 9 и Komodo 11 оценивают позицию на диаграмме слева, как «-10,5» в пользу черных. Анализируя положение на диаграмме справа, Stockfish дает оценку «-28», Komodo же – «-31», но как черные выигрывают, разумеется, движки не пишут.
На следующей диаграмме – известная шахматная крепость. Черные, не смотря большой материальный перевес не достигают выигрыша. Без подключения к шестифигурной базе окончаний Komodo оценивает позицию, как «-3,5», Stockfish – «-5,5».
Считается, что когда дело доходит до комбинаций, то машина демонстрирует безукоризненное тактическое зрение. Но в позиции на приведенной диаграмме на приличной, казалось бы, достаточной для такого положения, глубине поиска 33, ни Stockfish, ни Komodo не видят выигрывающего форсированного варианта. Stockfish замечает выигрыш только на глубине 45: 1.Фf6+ Сxf6 2.gxf6+ Крg8 3.Лxh7 Крxh7 4.Лh3+ Крg8 5.Сh6 Фc7 6.f4 и после 7.Сg7 от у черных нет спасения от мата.
Помимо рассмотренных примеров есть и другие, не менее показательные, которые вместе с приведенными позициями, призывают шахматистов быть внимательными при работе с шахматными программами и не полагаться только на машину, анализируя интересующие положения в том числе самостоятельно.
Видео с комментариями игры шахматных движков
Революция в компьютерных шахматах: новый алгоритм AlphaZero победил Stockfish:
Первая шахматная партия между Человеком и Компьютером: