Что такое хорошая школа в вашем понимании

Сильная школа для ребенка – лучший выбор?

Елизавета Филоненко

Что такое хорошая школа в вашем понимании. 1558522142 day 3622988 960 720. Что такое хорошая школа в вашем понимании фото. Что такое хорошая школа в вашем понимании-1558522142 day 3622988 960 720. картинка Что такое хорошая школа в вашем понимании. картинка 1558522142 day 3622988 960 720. В середине пошлого века американский исследователь Д. Дэвис обнаружил интересную закономерность, которую назвал "эффектом большой лягушки в маленьком пруду".

Большая лягушка в маленьком пруду

В середине пошлого века американский исследователь Д. Дэвис обнаружил интересную закономерность, которую назвал «эффектом большой лягушки в маленьком пруду».

Английская пословица Better a big frog in a little puddle, than a little frog in a big puddle, означает, что лучше быть значимой фигурой в небольшом коллективе, чем посредственной в более крупном.

Русский аналог пословицы «Лучше быть первым в своей деревне, чем вторым в городе».

Ученый обнаружил, что ребята из элитных школ реже стремились попасть в такие же элитные вузы, чем ребята с тем же уровнем оценок и знаний, но из средних или даже слабых школ. Дети из более сильных школ имели гораздо более скромное мнение о своих способностях.

«Эффект большой лягушки» связан с самооценкой ученика, ее академической частью. Благодаря тому, что ребята из сильных школ имели высоко конкурентную среду и постоянно сравнивали себя с более сильными одноклассниками, их уровень самооценки был ниже, чем у ребят из обыкновенных школ (при том же уровне знаний и оценках). То есть ребенок, получавший средние баллы в сильной школе считал, что способности у него так себе, и учится он похуже многих. А ребенок из обыкновенной школы, где были собраны ученики разного уровня, получая средние баллы, считал себя способным и преуспевающим учеником.

Ученики, которые оценивают себя, как способных, больше интересуются предметом, склонны углубляться в него, более восприимчивы к информации, активно включены в процесс обучения
— уровень притязаний

Оценивание себя, как способного и успешного позволит ученику претендовать на большее в своих планах, иметь большие учебные и профессиональные амбиции, ставить высокую планку и ожидать от самого себя наилучших результатов.

Итак, «эффект большой лягушки» влияет и на сегодняшнее состояние учебных дел и на то, как будет развиваться учебная и даже профессиональная деятельность после школы.

Это открытия, более чем полувековой давности не потеряло актуальности и сегодня. Эксперименты доказали, что «эффект большой лягушки в маленьком пруду» актуален в разных странах, хотя выражен в разной степени в зависимости от культурных особенностей. Недавно «эффект большой лягушки» изучался и на материале российских школ, также подтвердив свою актуальность. У российских школьников академическая самооценка также связана с тем местом, которое ребенок занимает в классе и меньше связана с объективными результатами учебы. Самооценка влияет на то, какую тактику дальнейшего образования выберет ученик и на что он будет претендовать. Дети с высокой академической самооценкой склонны брать более сложные задачи, претендовать на более высокий уровень.

«Эффект большой лягушки» хорошо понятен на интуитивном уровне, он связан с иерархическим статусом, местом, которое ребенок занимает в классе. Самооценка ученика больше связана с его окружением, чем с реальными знаниями и оценками. Высокая самооценка соответствует высокому иерархическому уровню, тогда как более низкая – результат сравнения себя с блестящими одноклассниками.

Решая, в какую школу отдавать ребенка, нужно учитывать «эффект большой лягушки», его возможное влияние на будущее ребенка. Это, конечно, не означает, что сильных школ лучше избегать, дабы не навредить самооценке ребенка. Это скорее значит, что вопрос о школе должен решаться строго индивидуально, в зависимости от личных характеристик каждого ребенка.

Не может быть универсальных решений типа – «только самая сильная школа в городе» (чтобы обеспечить блестящий уровень знаний) или «только школа попроще, рядом с домом» (чтобы у ребенка не было стресса).

У сильных в академическом отношении школ есть много преимуществ – преподавательский состав, отношение к учебе, адекватный уровень контроля, настрой учеников на высокие результаты. Все это, безусловно, дает преимущества ученикам. Кроме того, сама принадлежность к сильной школе часто дает ученику чувство сопричастности чему – то значительному, повышает его чувство собственного достоинства. Также известно влияние оценок окружающих учеников на то, насколько старательно учится каждый из них. Если оценки высокие, то старания больше, чтобы дотянуться до более высоких баллов, соответствовать общему уровню. Это хорошо знают родители, чьи дети попали в сильные классы и старались учиться, чтобы не отстать (а желательно и перегнать остальных). Это здоровая естественная конкуренция, но, доходя до очень большой интенсивности, она может начать оказывать негативное влияние на эмоциональных фон учеников.

Решая в какой школе будет учиться ребенок, важно внимательно рассмотреть следующие вопросы:

Насколько ребенок эмоционально устойчив

Ребенку сильного, уравновешенного темперамента, оптимистично настроенному, устойчивому к неприятностям будет легко переносить конкуренцию и высокие требования. Если же ребенок подвержен эмоциональным колебаниям, склонен к подавленности или повышенной возбудимости, то ему нагрузку будет переносить сложнее. Школа с самыми высокими требованиями, возможно, не лучший вариант для него.

Насколько поездки в школу соответствуют общим возможностям семьи

Если отвезти ребенка в школу – это подвиг местного значения для родителей, то общая обстановка в семье перегревается, рано или поздно это скажется на ребенке. Родители склонны ожидать осязаемых бонусов за свои жертвы.

Этими бонусами должны стать академические успехи ребенка или уж по крайней мере его радость и увлеченность школьной жизнью. Если ребенок этих успехов и радости не демонстрирует, то разочарование и соответственно давление на ребенка может стать чрезмерным. Это не улучшит в итоге учебных результатов, которые и были изначально главной целью.

Общее состояние здоровья ребенка

Уровень учебной мотивации ребенка

Весьма спорное решение: поместить ребенка, который не хочет учиться в сильную школу или сильный класс. «Он же способный!», восклицают родители, игнорируя тот факт, что далеко не только, и даже не столько способности отвечают за успешное обучение. Энергии и энтузиазма родителей хватает надолго, они уверены, что даже при отсутствии желания ребенка, смогут его заставить учиться («потом спасибо скажет!»). Часто это касается первенцев, старших детей, со вторым уже, наломав дров, реже пускаются в подобные авантюры.

Лошадь можно, как известно, привести к ручью, но нельзя насильно заставить ее пить. Так и родители учеников с низкой учебной мотивацией выбиваются из сил, делая с ними домашнюю работу (предварительно выяснив ежедневно, что же задали). Но они не могут насильно заставить ребенка включиться, быть активным или хотя бы элементарно внимательным на уроках или собранным на контрольных. В итоге ребенок приходит домой, не усвоив значительной части учебного материала в школе, все, что можно, прослушав, и садится вместе с родителями за уроки, которые, как знают все участники, продлятся до позднего вечера и будут похожи на маленькую войну. Слезы детей, раздражение и бессилие взрослых – не лучшая основа для завтрашнего учебного дня, и ситуация выходит на новый виток.

Те, кто побывал в подобных обстоятельствах знают, насколько непереносимой может стать жизнь в семье в результате всего лишь ежедневного домашнего задания школьника. Тем не менее, родители готовы сражаться за будущее ребенка до последнего. Однако, их ожидает неприятное открытие – власти над ребенком по мере взросления становится все меньше, а учебных задач прибавляется. То, чего можно добиться от 7 летнего ребенка уже не добьешься от 12 летнего, рычаги управления стремительно исчезают, а учебная деятельность держалась на принуждении и контроле.

В сильные классы лучше отдавать детей, в ответственности и познавательной активности которых вы уверены, так как вы не сможете учиться за ребенка (то есть вместо него).

Объективный уровень знаний и способностей ребенка

Исследования показывают, что дети в сильных классах показывают наивысшие результаты и склонны стремиться к большему в том случае, если их личные результаты средние или выше средних, то есть, когда разница с наивысшими результатами в классе не слишком большая и наивысший успех представляется достижимым. В том же случае, когда разрыв с «идеалом» слишком значительный это уже не стимулирует ребенка, а наоборот вызывает у него пассивность и отказ от борьбы.

Если по каким-то причинам ребенок тяжело усваивает школьный материал, имеет объективные трудности с обучением, то сильная школа не лучший выбор. В результате сравнения себя со значительно более сильными одноклассниками, ребенок будет испытывать постоянную фрустрацию, учиться и чувствовать себя хуже. В таком случае лучше выбрать более спокойную школу, где при поддержке взрослых можно добиться во всех отношениях более позитивного результата.

Источник

Как выбрать школу

Что такое хорошая школа в вашем понимании. medium. Что такое хорошая школа в вашем понимании фото. Что такое хорошая школа в вашем понимании-medium. картинка Что такое хорошая школа в вашем понимании. картинка medium. В середине пошлого века американский исследователь Д. Дэвис обнаружил интересную закономерность, которую назвал "эффектом большой лягушки в маленьком пруду".

Какой родитель не хотел бы, чтобы его драгоценное чадо училось в хорошей школе? Но определение «хорошая школа» при этом многих ставит в тупик.

Какой родитель не хотел бы, чтобы его драгоценное чадо училось в хорошей школе? Но определение «хорошая школа» при этом многих ставит в тупик.

Что такое «хорошая школа»?

Для одних образцом будет «хорошая советская школа», в которой когда-то учились они сами (и ничего, нормальными людьми выросли!), так что теперь они хотят для своих детей примерно того же самого только за деньги. Увы, то же самое осталось в советском прошлом. И безвозвратно.

Для других хорошая школа – это та, где учатся дети «приличных людей», т.е. престижная. Такая школа непременно должна занимать в разнообразных рейтингах только первые места, находиться в самом современном здании, иметь имидж Крутой Школы. Видимо, в ней, по мнению родителей, и сосредоточены самые лучшие педагоги и самые высокие требования.

Третьи настаивают на том, что в джентльменский набор «Хорошей Школы» обязательно должны входить охрана, бассейн, углубленное изучение языка и второй иностранный язык. А еще чтобы была высокая «поступаемость», индивидуальный подход, психологический комфорт и при этом жесткая дисциплина.

Как же найти школу, которая подойдет именно вашему ребенку?

Школьный маркетинг в теории

Для начала вам надо будет собрать самую разную информацию о школах – ближайших и не очень. Каналов для поиска информации множество: от справочников до соседей по лестничной клетке. Но имейте в виду, всякая информация, даже представленная в официальных источниках, нуждается в проверке. Например, в справочнике может быть написано, что школа сотрудничает с определенным вузом. Но в реальности оказывается, что отношения между школой и вузом – вещь непостоянная. «Сарафанное радио», естественно, может быть субъективным, ведь, как известно, каждый выбирает для себя, по своим собственным критериям и представлениям.

Существуют еще рейтинги школ. Разнообразные справочно-информационные журналы (например, «Образование и карьера», «Карьера», «Лучшие школы Москвы», «Элитные школы») ежегодно публикуют свои рейтинги школ. Казалось бы, яснее некуда – сразу видно, какая школа лучше всех. Но и тут есть свои подводные камни.

И дело даже не только в продажности мест (из-за этого многие интересные школы (и частные, и государственные) просто не принимают участия в рейтингах, экономя нервы и средства), а в том, что практически все рейтинги составляются исключительно по формальным критериям. Важную роль в них играет быт и техническая оснащенность, преподавательский состав оценивается по формальным признакам (ученые степени, публикации и пр.), и по таким же формальным признакам оценивается успеваемость учеников. Регалии отдельных учителей не гарантируют, что в школе будет команда учителей-единомышленников, а победы отдельных учеников на олимпиадах – что все ученики одержимы жаждой познания.

Что же нужно учесть при выборе школы?

Казалось бы, все ясно – к чему у ребенка есть склонность, такую школу и следует предпочесть. Но имейте в виду, что столь популярные во все времена языковые спецшколы подходят не всем. У ребенка должна быть достаточно неплохо сформирована родная речь, произношение без логопедических проблем, хороший словарный запас.

«Домашнему» ребенку, который никогда не ходил в детский сад, больше подойдет небольшой класс. Нередко родители выдвигают взаимоисключающие требования – хотят, чтобы в школе был принят индивидуальный подход, но при этом достаточно большие классы. Класс в 6-7 человек (а в частных школах это обычное дело) их пугает своей необычностью.

В т.н. «сильных» школах нагрузка «хуже института». И это не преувеличение. По медицинским нормам на выполнение домашнего задания в начальной школе ученик должен тратить не больше часа. В престижных же, «сильных» школах первоклассники нередко корпят над домашними заданиями до одиннадцати часов вечера. И если абсолютно здоровый организм (пусть с большим трудом!), но все-таки справляется с такой нагрузкой, то для ослабленного ребенка она может стать катастрофой. «Сильная» школа категорически не подходит для часто болеющих детей, для тех, у кого есть хронические заболевания.

Государственные школы считаются бесплатными. В реальности родители собирают на многочисленные «нужды класса» от 300 до 2000 рублей в месяц (иногда эта сумма официально назначается опекунским советом). Обучение в частной школе в среднем стоит около 500-700 долларов в месяц. Однако далеко не всегда высокая оплата в частной школе гарантирует качество обучения. Бывает, что недорогие частные школы дают гораздо лучший результат (в том числе и по сравнению с государственными).

Конечно, чем младше ребенок, тем важнее для него, чтобы школа была рядом с домом. Но если выбирать между плохой школой во дворе и хорошей через два квартала от него, то лучше выбрать ту, что подальше. Оцените, удобно ли будет вам и ребенку пользоваться транспортом, подземными и наземными переходами и пр.

Личное знакомство

Итак, в результате теоретического маркетинга вы выбрали несколько подходящих школ. Теперь вам предстоит лично познакомиться с ними. Сходите, оцените обстановку на месте. У директора и завуча обычно есть приемные часы, когда он отвечает на вопросы населения. Нелишне будет поговорить и с родителями детей, которые уже учатся в этой школе.

На что обратить внимание в школе?

Родители нередко первым делом выясняют, есть ли в школе (и если есть, то в каком состоянии) спортивные и компьютерные залы, лаборатории, игровые комнаты, бассейны. Однако порой в школе может не быть собственного бассейна, но она арендует помещение спорткомплекса и проводит занятия там. По качеству они будут ничуть не хуже.

А вот на территорию вокруг школы стоит посмотреть внимательно. Выяснить, например, не валяются ли на ней использованные шприцы.

И совершенно необходимо познакомиться с будущей учительницей вашего школьника. Ведь именно с ней ему придется проводить большую часть времени. Некоторые опытные родители считают, что для первоклассника лучше выбирать не столько школу, сколько учительницу. Следует учесть, например, такую вещь, как темперамент. Если у педагога быстрая речь, резкие движения, быстрый темп деятельности, то медлительному ребенку учиться у такого человека будет неимоверно тяжело. Конфликтные ситуации и постоянный цейтнот здесь просто неизбежны. Заметим, кстати, что и гиперактивному ребенку подобный наставник не подходит. Лучше всего, если первая учительница вашего малыша будет спокойной и уравновешенной.

Одним словом, ищите да обрящете. В одной маленькой статье мы все равно не сможем дать универсальных рецептов. Помните только – выбор школы – дело нелегкое, и от него зависит очень много. Прежде всего, в жизни вашего ребенка (ну и в вашей, понятное дело, тоже).

Источник

Лучшая в мире школа, или Что сделать, чтобы мой ребенок захотел учиться?

Что такое хорошая школа в вашем понимании. children at the office with a laptop. Что такое хорошая школа в вашем понимании фото. Что такое хорошая школа в вашем понимании-children at the office with a laptop. картинка Что такое хорошая школа в вашем понимании. картинка children at the office with a laptop. В середине пошлого века американский исследователь Д. Дэвис обнаружил интересную закономерность, которую назвал "эффектом большой лягушки в маленьком пруду".

Что такое хорошая школа в вашем понимании. 28 n. Что такое хорошая школа в вашем понимании фото. Что такое хорошая школа в вашем понимании-28 n. картинка Что такое хорошая школа в вашем понимании. картинка 28 n. В середине пошлого века американский исследователь Д. Дэвис обнаружил интересную закономерность, которую назвал "эффектом большой лягушки в маленьком пруду".

Российская система образования мечется между двумя крайностями: то «все равны», то «поддержим таланты». То мы сливаем уникальную матшколу с районным «образовательным учреждением», чтобы, по словам еще недавнего руководителя московского образования И. Калины, «какой огурец в хороший рассол ни попадет — маленький, большой, свежий, малосольный, — происходит усреднение, все становятся одинаково хорошими солеными огурцами» (оценим умение мэтра солить огурцы по отдельной шкале, не будем сейчас этим заморачиваться). То мы создаем центр «Сириус», чтобы воспитывать уникальных детей по уникальным методикам.

Давайте понимать, что эти метания — они чиновные. Их задача — спокойно пересидеть и безбедно дожить до того благословенного часа, когда под начало выделят что-нибудь действительно стоящее.

Наша с вами задача — совсем другая.

Трудное умение хотеть

«Как сделать так, чтобы мой ребенок захотел учиться?» — этот вопрос на родительских форумах и в чатах лидирует с большим отрывом от второго места. На него можно отвечать сутки кряду — и так и не дать практического совета. А можно ответить коротко.

Вот только ответ далеко не всем понравится.

Что такое хорошая школа в вашем понимании. c9aguthxuaa2dmb. Что такое хорошая школа в вашем понимании фото. Что такое хорошая школа в вашем понимании-c9aguthxuaa2dmb. картинка Что такое хорошая школа в вашем понимании. картинка c9aguthxuaa2dmb. В середине пошлого века американский исследователь Д. Дэвис обнаружил интересную закономерность, которую назвал "эффектом большой лягушки в маленьком пруду".

Как вообще сделать так, чтобы человек хотел? О чем-то (многом, на самом деле) позаботилась биологическая природа, и для здорового организма нет проблемы в том, чтобы захотеть есть или спать. Она же делает нас существами любопытными. Что это, продолжение инстинкта самосохранения или еще что-то, — сложный вопрос; но любопытство в нас есть, нам интересно узнавать. Да вот только между «интересно узнавать» и «интересно учиться» — «дистанция огромного размера».

«Учиться» означает получать систему знаний, умений и навыков — в одном ли предмете, по десятку ли, в любом случае — систему. А в ней наряду с интересными, увлекательными сюжетами и разделами почти наверняка встретятся скучные. Более того, в еще худшем варианте интересные могут вообще не встретиться. Поэтому ответ будет такой: в идеале нужно найти школу, которая максимально соответствовала бы образовательным потребностям ребенка. Не вашим, уважаемые родители, не государства — ребенка.

Нет, автор не с луны свалился. Да, он в курсе. Он понимает. Нет-нет, он сам всем этим был: и учеником, и учителем, и родителем. И за это время пришел к выводу: нет ничего хуже образовательного равенства. Внимание: не равенства прав, а одинаковой их реализации.

Почему? Да потому, что люди не равны. Дело не в «лучше-хуже», просто они не одинаковые: кто-то быстр умом, а кто-то — медлителен; кто-то питает склонность к точным наукам, кто-то к гуманитарным, а кто-то вообще не интересуется науками, но зато одарен творчески. Есть интроверты и есть экстраверты. Есть, в конце концов, «овны» и «львы», «рыбы» (совершенно не уверен, что это как-то зависит от даты рождения, но вряд ли кто-то будет спорить, что среди окружающих встречаются как упрямые, так и властные и даже уравновешенные люди).

«Удивительный подбор преподавательских кадров, новейшие, совершенно непривычные для советской школы программы и методы преподавания — все это приводило к тому, что нам, ученикам, во Второй школе было очень интересно. Как мне кажется, интересно было и нашим учителям, большинство из которых, по-видимому, воспринимало свою деятельность в школе не как “работу”, а как “служение”. Не декларируя этого специально, наши учителя старались воспитать способность самостоятельно и весьма критично оценивать окружающую действительность, умение формировать и отстаивать свое мнение» ( Александр Крауз, выпускник школы №2 города Москвы, 1968 год).

Ковать элиту

Немного истории вопроса. В Российской империи в последние десятилетия ее существования наблюдалось большое разнообразие учебных заведений, дававших начальное и среднее образование. Попадали туда в зависимости от места жительства, сословной принадлежности и возможности платить. Переход из городского трехклассного училища, скажем, в гимназию, был весьма затруднен, а в некоторых случаях и просто невозможен.

Школа была вполне утилитарным социальным фильтром: она, как и все остальное в СССР, была заточена под выполнение определенных задач. В общем виде задача эта формулировалась так: дать стране необходимое количество работников, обладающих определенными учебными и трудовыми навыками и воспитанных в русле ясной идеологии. Далее в зависимости от народнохозяйственных потребностей часть выпускников шла работать немедленно, получая профессиональные навыки непосредственно на производстве, часть продолжала учебу в профессиональных учебных заведениях, часть шла получать высшее образование.

Мысль о том, что для подготовки в чем-либо особенного «контингента» логично создавать профильные учебные заведения, казалась простой и естественной.

Например, перед войной на волне всеобщей милитаризации были созданы специальные артиллерийские школы для обучения будущих курсантов соответствующих военных училищ; их было 16 — в Москве, Ленинграде, Киеве, Одессе и других городах. Туда стянули лучшие кадры преподавателей как военных, так и общеобразовательных дисциплин, подтянули материальную базу, провели жесткий отбор окончивших семилетку. По сути, был применен опыт дореволюционных «военных гимназий». Он был признан положительным, и в 1940-м к ним добавили военно-морские и авиационные спецшколы. В 1945-м необходимости больше не было, армии предстояло сокращение, наблюдался переизбыток младших офицеров — и их расформировали, заменив суворовскими училищами с несколько другим принципом комплектования.

Что такое хорошая школа в вашем понимании. . Что такое хорошая школа в вашем понимании фото. Что такое хорошая школа в вашем понимании-. картинка Что такое хорошая школа в вашем понимании. картинка . В середине пошлого века американский исследователь Д. Дэвис обнаружил интересную закономерность, которую назвал "эффектом большой лягушки в маленьком пруду".

Соловецкая школа юнг

Война выявила острый дефицит кадров, свободно владеющих иностранным языком. На фронте штаты разведотделов и других нуждающихся в переводчиках подразделений худо-бедно укомплектовывали не только за счет мобилизации студентов инязов, но и советскими немцами (невзирая на существовавший приказ не допускать их до передовой) и владеющими идиш евреями; однако теперь главными потенциальными противниками стали вчерашние союзники, а людей с рабочим английским или французским было совсем немного: коминтерновские-то кадры — того-с…

В воздухе начинает витать идея языковых спецшкол, в 1946-м в порядке эксперимента на Украине создали три языковых «дипломатических» интерната: в Одессе (в популярном сериале «Ликвидация» там учится мальчик Мишка Карась), Киеве и Харькове. И опять — строгий отбор, лучшие педкадры, особые методики и программы. В 1948-м в Ленинграде, а на следующий год — в Москве открылись три языковые спецшколы (иностранный язык — со второго класса, классы делятся на малые подгруппы, по 5 уроков языка в неделю плюс в старшей школе на языке преподаются некоторые общеобразовательные предметы). Естественно — жесткий отбор, лучшие кадры, материальная база.

Потом (в начале 1960-х) таких спецшкол создадут десятки, в середине 60-х создали физико-математические, биологические и иные спецшколы. На 1 сентября 1968 года число спецшкол разного вида в СССР перевалило за тысячу.

«В восьмом классе нам добавили английскую литературу, и… забот мне прибавилось. До сих пор хорошо помню, как поздно вечером ходил вдоль побеленной печки-голландки и учил наизусть текст про Вильяма Шекспира: “William Shakespeare was born in Stratford-upon-Avon in…” Господи, какой это был трудный предмет! Надо было знать биографии английских поэтов и писателей, учить наизусть стихотворение Роберта Бернса “My heart’s in the Highlands, my heart is not here”, пересказывать “Маугли” Киплинга и читать на английском роман шотландского писателя Арчибальда Кронина “Цитадель”» ( Вячеслав Шпаковский, с сайта topwar.ru).

«Ряд ошибочных тенденций»

Поначалу общественность никто не спрашивал и она, как положено в таких случаях, горячо одобряла. Однако затем вожжи ослабили, и чуткое райкомовское ухо начало фиксировать легкое поначалу «жужжание снизу»: где социальная справедливость, братцы? где равенство? нешто дворян не упразднили в 17-м? какая может быть «элита» в обществе, строящем коммунизм? а чем мой Петька хуже?

При этом в спецшколах обучались дети представителей всех социальных слоев (автор, учившийся в 1975-85-м в одной из московских «английских» школ, тому свидетель), но, разумеется, потихоньку разъедаемый изнутри советский эгалитаризм («завсклад-товаровед-директор магазина»), блат и прочие «прелести» делали свое дело, и нередко вопросы поступления решались «через заднее крыльцо». Впрочем, «правильное происхождение» еще ничего не гарантировало, и на памяти автора из его школы «за тихие успехи и громкое поведение» вылетели сначала сын начальника районного ГАИ, а затем чадо о-очень видного кинорежиссера.

Минпрос РСФСР в начале 1970-х констатировал: « Наряду с изложенными положительными моментами в работе классов с углубленным изучением ряда предметов в работе большинства из них возник ряд ошибочных тенденций, несовместимых с требованиями, предъявляемыми к развитию народного образования в нашем обществе».

Дифференциация школьников «как по успеваемости, так и по социальному составу» признавалась противоречащей «принципу единства советской школы».

«Самым нежелательным последствием такой порочной системы приема детей в специализированные школы и классы является возникшая и все увеличивающаяся односторонность социального состава учащихся… Дети рабочих составляют менее 10% учеников школ с преподаванием ряда предметов на иностранном языке в Москве и менее 15% — в Московской области… В классах с углубленным изучением физики курской школы №6 только 21 ученик из 199, принятых за три года,— дети рабочих…»

И — неизменная вишенка на торте: «Вызывает тревогу и резкое несоответствие в отдельных случаях национального состава того или иного района с национальным составом специализированных школ»; и ведь не татары с грузинами беспокоят, будьте покойны…

«Из нас растили людей знающих и думающих, но вряд ли революционеров. Хотя, если честно, революционную романтику нам тоже прививали, хотя и в более изысканных формах: через поэму “Двенадцать” и “комиссаров в пыльных шлемах”. Мы многое научились понимать, хотя действовать пока не умели» ( Михаил Бейзер, выпускник школы № 239 Ленинграда, 1967 год).

Давайте сделаем паузу и разберемся — почему дети рабочих оказались «поражены в правах», и это при советской-то «гегемоноцентричности»? В партию рабочему вступить легче, чем кому-либо; в «органы» попасть — так периодически «рабочий набор» проводится; в районные-городские депутаты — тоже. Санатории-детсады — тоже в первую очередь у заводов-профсоюзов. А в спецшколах это почему-то не работает, странно…

Интересно, что в начале «спецшкольного движения» рабочие не хотели отдавать детей в такие школы, даже когда их тянули на аркане; в 1949-м директор первой ленинградской спецшколы Щеголев оправдывался на коллегии министерства: «Администрация школы вместе с учителями связалась с райкомами партии, бывали на предприятиях, в частности на заводе “Большевик”, на Кировском заводе, Авиационном заводе и ряде других крупных заводов. Но вся эта работа не дала должного результата».

Что такое хорошая школа в вашем понимании. d rsugt gwq. Что такое хорошая школа в вашем понимании фото. Что такое хорошая школа в вашем понимании-d rsugt gwq. картинка Что такое хорошая школа в вашем понимании. картинка d rsugt gwq. В середине пошлого века американский исследователь Д. Дэвис обнаружил интересную закономерность, которую назвал "эффектом большой лягушки в маленьком пруду".

На уроке иностранного языка в 6-м классе школы № 15. Сумгаит, 1972. Фото: Фред Гринберг

Похоже, дело было в другом (нет, в блате, конечно, тоже, кто бы спорил): книг во многих рабочих семьях было сильно меньше, чем у интеллигенции, читали там неохотнее, с детьми в театры и на концерты ходили крайне редко. Установка учиться была выражена нигилистически: «А че, батя не шибко учился, после восьмилетки — в профучилище, из армии — на завод, и вот двести пятьдесят заколачивает, в два раза больше молодого инженера, и в партию вступил, и квартиру получил, какое там «шпрехензидойч» еще? Их вообще всех разогнать надо…»

«Под видом классов с углубленным изучением ряда предметов в них собираются наиболее сильные ученики, которые получают лучшее, чем их сверстники, образование» ( Из доклада Министерства просвещения РСФСР о спецшколах, начало 1970-х).

Их таки чуть не разогнали во второй половине 80-х, была такая идея, активно ее поддерживал не чуждый популизма тогдашний первый секретарь московского горкома Борис Ельцин, но — то ли времени не хватило, то ли ресурса.

Однако с началом «новой России» ситуация вырвалась из-под контроля. Оставшись без недреманного партийного и в значительной степени отеческого чиновного ока, школы «не для всех» вступили в самый благословенный период своего существования.

Золотой век

Очень быстро выяснилось, «кто есть who». Пафосно-номенклатурные, откровенно-«блатные» (по аналогии со спецполиклиниками: «полы паркетные, врачи анкетные») перестали прятаться и залоснились спонсорами.

Бо́льшая часть остались формально государственными, но «выкатили» неслабый прейскурант на «дополнительные услуги» в диапазоне от поступления до факультатива по ретороманскому языку.

Мат- и био-, а также часть «честных» языковых «вышли из подполья» и закружились в вальсе того, что раньше делали по чуть-чуть и втихую: спецсеминаров и вечерних школ «для особо интересующихся», невероятных лекций, фантастических учебно-методических экспериментов, КВНов-«капустников» и прочего начинающегося в субботу «Понедельника…».

Казалось, что наивные мечты ранних Стругацких об обществе, где лучшие люди идут в учителя, а на работу ходят потому, что это интересно, недалеки от осуществления (за окном, правда, параллельным курсом все больше наступали поздние Стругацкие). Они стали лицеями и гимназиями, специализированными или многопрофильными, но отличались «лица необщим выраженьем», то есть совершенно четкими видовыми признаками.

«Миссия школы — работать с детьми, которые оказываются “белыми воронами” в своих школах. Такой ребенок обычно мешает учителю на уроке, задает слишком много вопросов. Одноклассники часто считают таких детей ботаниками и не любят. В школе каждый может учиться так много, сколько сам захочет» ( Сайт школы «Интеллектуал» города Москвы, раздел «Наши ценности»).

Во-первых, учителями. «Очкарики» с серьезными «тараканами» в головах, они могли быть строгими или мягкими, молодыми или пожилыми, мужчинами (кстати! это вам не «военрук-трудовик-физкультурник» стандартного школьного кадрового набора) или женщинами, «физиками» или «лириками», — но их роднило то, что они были яркими, они были личностями и признавали (иногда своеобразно) право на личность в своих учениках. И еще они знали свой предмет гораздо шире и глубже, чем предполагала школьная программа.

Что такое хорошая школа в вашем понимании. 1572473 600 1. Что такое хорошая школа в вашем понимании фото. Что такое хорошая школа в вашем понимании-1572473 600 1. картинка Что такое хорошая школа в вашем понимании. картинка 1572473 600 1. В середине пошлого века американский исследователь Д. Дэвис обнаружил интересную закономерность, которую назвал "эффектом большой лягушки в маленьком пруду".

Они не всегда были хорошими учителями в классическом школьном смысле этого слова, не всегда в должной мере владели методикой и имели нечеловеческое терпение, но даже в этом случае у их учеников оставалось стойкое ощущение прикосновения к чему-то очень большому и важному. Зайдите на неофициальные сайты таких школ, и вы увидите десятки благодарных воспоминаний взрослых уже людей из серии «а вот теперь я понимаю, как это было важно. »

Кстати, они самовоспроизводились. До трети учителей таких школ было их собственными выпускниками. На зачеты и спецкурсы валом валили вчерашние одиннадцатиклассники, ныне студенты мехматов и биофаков — помогать учить, принимать задачки, вести индивидуальную работу. Любой КВН собирал полторы (а то и две!) максимальных вместимости школьного зала: в жюри — выпускники, на стульях друг на друге штабелем и в проходах на полу — выпускники, на сцене (хотя бы и в качестве реквизита) — выпускники. И первого сентября — обязательно во дворе кучка двадцатилетних с табличкой «14-й “В”»…

«Учитель начинается не тогда, когда он дает свой первый урок, и даже не тогда, когда поступает в педагогический институт. Учитель начинается на ученической скамье, он зарождается в ученике под влиянием того педагога-наставника, который сумеет высечь в его душе «педагогическую искру», пробудить и сделать «ненасыщаемой» потребность в педагогической деятельности…» ( Р.М. Бескина, директор школы №67 города Москвы в 1957–1985 годах).

Во-вторых, учениками. Для того, чтобы не просто выдержать все вышеописанное, а еще и получить от него острое удовольствие и вспоминать через десятилетия как лучшие годы своей жизни, требовались особенные ученики. Вопреки широко распространенному убеждению, совершенно необязательно гении или таланты, среди них было немало ребят довольно средних способностей. Но вот кого среди них практически не было — так это людей скучающих, тех, которым «не интересно». Их невозможно было насытить, они впитывали, как губка.

Едучи в поход на весенний Кавказ, они всем скопом решали вместе задачки из розданного на каникулы «листочка», и вовсе не потому, что боялись двойки (вот чего-чего, а двоек они не боялись, они носили их, как медали), а потому, что это классно — решать вместе задачки. Они говорили о влиянии Ахматовой на Бродского не для того, чтобы произвести впечатление на девушек (девушки-то были из той же среды), а потому, что это интереснее, чем о тряпках и выпивке.

Что такое хорошая школа в вашем понимании. e078f37d4b82. Что такое хорошая школа в вашем понимании фото. Что такое хорошая школа в вашем понимании-e078f37d4b82. картинка Что такое хорошая школа в вашем понимании. картинка e078f37d4b82. В середине пошлого века американский исследователь Д. Дэвис обнаружил интересную закономерность, которую назвал "эффектом большой лягушки в маленьком пруду".

Фото: Сергей Субботин / ТАСС

В-третьих, родителями. Именно благодаря им в первую очередь «спецшкольники» и вырастали такими. В их домах книжные полки занимали внушительное пространство, и уставлены были не подписными собраниями сочинений «по цвету», а Лучшими на Свете Книгами. Они понимали (не всегда сразу, не всегда полностью) своих детей, хотя им нередко было очень с ними трудно: строптивые, ершистые, привыкшие к полемике, острые на язык — у родителя заурядного такие отпрыски вызывали бы приступ либо «ремневой» жестокости, либо отчаянного бессилия. А эти — смирялись и начинали помогать. И шли в школу — читать лекции, строить для спектакля декорации, быть помощниками в походах и на турслетах.

Разумеется, у всего есть своя оборотная сторона. Ею нередко были снобизм и высокомерие, ощущение избранности. Вокруг ярких, но небезупречных в нравственном отношении учителей могли возникать своеобразные «секты». Травимые в своих прежних школах «за непохожесть», тут эти дети могли притравить сородича «за обыкновенность». Разумеется, это так, ибо величайшая проблема что отдельных людей, что целых коллективов — это чувство меры. Вроде бы норма, отличная норма — гордость за свою причастность к кругу интересных, ярких людей, самоуважение, культ Знания — а сделаешь пару лишних шагов, и такое начинается…

«Мне импонировало свойственное нашим гимназистам чувство избранности. Оно зависело не от конкурсов при поступлении, а от взятой здесь высокой планки человеческих отношений и требований к себе и другим» ( Алеся Васильева, выпускница гимназии №1543 города Москвы 2003 года).

«Теперь — о главном»

Главное в таких школах — это гармоничное сочетание всех трех элементов, ни один из них нельзя убрать, без любого они лишатся своего фундамента. И поэтому — важнейший, многим людям неприятный вывод: они должны быть вместе. Такие дети таких родителей должны учиться у таких учителей.

Приведите в подобную школу обычного, совершенно нормального ребенка, славного и веселого, которому просто гонять мячик с приятелями интереснее, чем в 12 лет читать «Мастера и Маргариту», и вы с большой долей вероятности через полгода получите мрачного, закомплексованного мизантропа. Возьмите в такую школу на работу «русичку» МарьВанну, обычную училку из серии «“не” с глаголами пишется раздельно», святую на самом деле женщину, терпеливо десятилетиями учившую в школе на рабочей окраине детей читать, возившуюся с ними, балбесами, в ущерб своей семье и здоровью, и в конечном итоге выводившую их «в люди» с честной тройкой за сочинение, — и через те же полгода у вас будет ненавидящий весь мир неврастеник. Посадите в такой класс на родительское собрание фрезеровщика Михалыча, трудягу, хорошего доброго дядьку, любящего рыбалку, домино и футбольную команду «Торпедо», — и он уйдет домой со стойким убеждением, что окружающие над ним издеваются.

Мы начали этот длинноватый текст с банальнейшей мысли: учеба — это труд. Награда за труд — это не только зарплата или орден, не только уважение окружающих, но и возможность получать радость от самого труда. Объединение под одной крышей людей, способных радостно трудиться — это не нарушение принципа социальной справедливости, (которым, кстати, за человеческую историю какие только гнусности и мерзости не оправдывались), а наоборот — его блестящее воплощение.

Когда недалекий родитель угрюмо бубнит: «Почему это им лучших учителей?», он не понимает, что нет никаких абстрактных «лучших учителей», что для разных детей разными «лучшими» будут совершенно разные педагоги.

Для кого-то лучшим учителем будет назидательный, склонный к нравоучениям Илья Семенович Мельников из «Доживем до понедельника», для кого-то — мало что умеющий, но искренний и трогательный Нестор Петрович из «Большой перемены», для кого-то — строгая Валентина Федоровна из «Дневника директора школы». Ученику хорошо с тем учителем, которого он заслуживает.

И наше дело, товарищи родители, не метаться по наиболее раскрученным школам, не просиживать дни и ночи на родительских форумах в надежде вычитать там, какая школа — лучшая и как в нее попасть, не нанимать десятилетней крохе репетиторов, а спокойно и ответственно понять, что вашему ребенку (еще раз: не вам, не государству, — ребенку) нужно, где ему будет хорошо. И твердо помнить: если он(а) не подходит / ему (ей) не подходит знаменитая Вторая, это не значит, что ваш ребенок — не лучший в мире.

«Часы никогда не носил и не ношу, у меня и в кабинете нет ни одних. Потому что время — нечеловеческое понятие. Божественное. Ученые установили, сколько длится настоящее. Три секунды, понимаете? Потом это уже прошлое, а впереди будущее. Если живешь настоящим, то уж три секунды можно и без часов отсчитать» (Александр Попов, директор Физико-математического лицея № 31 города Челябинска с 1989 года по настоящее время).

Конечно, лучший. Давайте поможем Лучшему Ребенку в Мире найти Лучшую в Мире Школу. Не исключено, что вот она, из окна виднеется.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *