В чем вы видите своеобразие композиции драмы гроза островского

Художественное своеобразие пьесы Гроза Островского

Драма «Гроза» Александра Николаевича Островского является классикой русской литературы. Ее уникальность и особенность подчеркивают своеобразие этого произведения. Сюжет ходит естественно и логично. В течение всего произведения автор использует специальные методы, которые заставляют читателя ощущать остроту действия и напряженность обстановки.

Двусмысленная роль пейзажа — одна из главных особенностей драмы. С одной стороны, пейзаж подчеркивает несоответствие между покоем жителей города Калинов и их образом жизни и нравами. С другой стороны, местная природа представлена во всей своей красе, но не все могут видеть эти прекрасные вещи. Красоту пейзажа подчеркивает Кулигин словами: «Открылась безбрежность, звезды полны. Звезды безграничны, безбрежность — имени». Он единственный, кто восхищается местной красотой. Картины оголтелых и семьи Кабановых в явном противоречии хотят уничтожить все, что красиво, нежно и естественно. Это противопоставление подчеркивает двусмысленность фона.

Рядом с картиной грозы перила «барыня со дворянином с двумя приставами». Нападки страха и страха греха Катерины сопровождаются словами старой барыни: «… Вот красота-то куда направляет. Через некоторое время она, она, в такое бездном».

Для усиления образа в картине Островский использует противопоставления. Например, параллельное развитие отношений героев Варвары Кудряш и Катерины Борисовны. Данный прием ясно виден во время сцены свидания в овраге. Здесь простые и грубые чувства Кудряша затмевают яркие и светлые чувства Бориса. В дополнение к этому характеры этих двух героев абсолютно разные. Кудряш — храбрый, проворный и энергичный человек, он даже не позволяет себя угнетать Хулящие. Это нельзя сказать о Борисе. В отличие от Катерины, Варвара не так легко подчиняется матери, она защищает свою свободу. Она не понимает душевные мучения главной героини.

В пьесе «Гроза» Островский использует художественный прием — так называемые говорящие имена (Кабаниха, Кудряш, Волчеха). Стоит отметить, что Островский использует такой способ не только в «Грозе», но и во многих других произведениях. Внутренний мир героев подчеркивается их способом говорить. Волччрда говорит просто, грубо, его речь является литературой материал. Разговоры Кабанихи наполнены пословицами и употребление ласкательных слов, иногда герои переходят на религиозный язык в разговоре. Кулигин — утонченный человек, говорящий поэтическими магическими образами, вставки подчеркивают его чувства.

2 вариант

Драма характеризуется тем, что она представляет конфликт между отдельной личностью и окружающим обществом. В трагедии выявляются острые и непримиримые противоречия, что приводит к гибели главного героя. Несмотря на то, что в пьесе «Гроза» Катерина погибает в конце пятого действия, произведение можно отнести к драме, а не к трагедии. Основным сюжетным замыслом является противостояние главной героини и «темному царству» (особенность драмы).

Инновацией в произведении Островского является появление настоящей героини из народной среды. В центре внимания произведения находится образ Катерины и описание ее характера, поскольку городок Калинов и его жители стоят на втором плане.

В пьесе представлены непреодолимые противоречия и острый конфликт. Автор не идеализирует купечество, а, напротив, в яркой сатире высмеивает старые ценности патриархального общества, которое не может принять новшества. Город Калинов превращается в «темное царство», в котором места нет для просвещения.

Также читают:

Уникальный текст: Картинка для сочинения о художественном своеобразии пьесы «Гроза»

Популярные актуальные темы

С первого взгляда может показаться, что незаметная Соня Мармеладова — дочь вечно пьяного титулярного советника, с которой Раскольников познакомился в распивочной, оказала огромное влияние на Родиона.

Егор Иванович, обычный деревенщина, очень нуждался в лошади. В крестьянском хозяйстве без нее нельзя было обойтись. Егор Иванович копил на важную покупку каждый копейку.

Это пришлось делать долго и с большим трудом.

И. А. Гончаров стал известен благодаря своему произведению «Обломов». В этом романе показывается, каким может быть настроение человека, способное разрушить его жизнь.

Из этого примера можно учиться на своих ошибках и исправлять их.

Рассказ «Студент», написанный А. П. Чеховым, имеет свою определенную схему, в которой можно выделить несколько уникальных черт.

Поставленная Александром Николаевичем Островским пьеса, состоящая из пяти актов, была написана в 1959 году. Основным содержанием произведения считается отражение национального стагнации в обществе, однако тематика пьесы более широка.

Источник

Особенность композиции в пьесе «Гроза».

Конфликт.

Пьеса «Гроза» представляет собой двойной конфликт: внешний и внутренний. Внешний конфликт заключается в отношениях между героями, такими как Катерина и Кабаниха, Борис и Дикая, и другими. Внутренний конфликт происходит в душе Катерины, где она борется между желанием свободы и самостоятельности и нравственными и религиозными обязательствами.

Пейзаж.

Великая роль в «Грозе» принадлежит пейзажу, описанному через ремарки и диалоги персонажей. Он создает особую эмоциональную атмосферу в пьесе: трагические события в городе Калинове не случайно разворачиваются на живописном берегу Волги. Кроме того, отношение к природе и понимание ее красоты являются критерием для оценки героев.

Пейзаж — это описание и изображение природы в литературном или музыкальном произведении.

Символы.

В пьесе Феклуша является символом «темного царства», а сумасшедшая барыня — символом расплаты за грехи.

Символ — это художественный образ, который имеет несколько значений и связан с контекстом произведения.

Жанр.

Большинство исследователей определяют «Грозу» как социально-бытовую драму (так считал А.Н. Островский). Однако есть мнение, что «Гроза» по своим жанровым признакам больше напоминает трагедию. На это указывают такие факты, как: исключительные нравственные качества героев (как у Катерины), неразрешимость конфликта, вызванного столкновением исторических эпох (патриархальный мир и Новое время) и трагический конец (самоубийство).

Драма — это один из трех основных жанров литературы (наряду с эпосом и лирикой), который представляет собой произведения, построенные в форме диалога и предназначенные для исполнения актерами на сцене. Он является одним из основных жанров, что изображает жизнь человека в его остроконфликтных, но не безысходных отношениях с обществом или самим собой.

Заключение.

Итоговый тест по пьесе «Гроза»:

1. Публичное признание Катерины является элементом композиции

2. Конфликт в пьесе «Гроза» можно охарактеризовать как двуплановый (внешний и внутренний)

3. Реплики о грозе принадлежат следующим героям:

А) Катерина

Б) Кулигин

В) Дикая

4. А.Н. Островский определил жанр «Грозы» как комедию в пяти действиях

Б) катастрофа в пяти действиях

B) пьеса в пяти действиях

5. Какой является символом предстоящих изменений в городе Калинове?

Методы отслеживания развития общих навыков

По завершении изучения темы «А.Н. Островский «Гроза»» студенты должны овладеть рядом элементов общих навыков. Студент:

1. Успешно проходит все поурочные тесты — 1 балл;

2. Способен выделять ключевую информацию (конспекты уроков 2, 6) — 1 балл;

3. Владеет навыками структурирования и анализа первичной информации (характеристика «темного царства» на уроках 3,4) — 1 балл;

4. Умеет делать выводы на основе полученной информации (уроки 2-6) — 1 балл.

В результате изучения данной темы студент должен получить 5 баллов.

Сформированность элементов общих навыков

ФИО студентаЭлементы общих навыковВсего баллов
ТестыСпособность выделять ключевую информациюСтруктурирование и анализ первичной информацииКоммуникативная компетенцияУмение делать выводы

В чем вы видите своеобразие композиции драмы гроза островского. image021. В чем вы видите своеобразие композиции драмы гроза островского фото. В чем вы видите своеобразие композиции драмы гроза островского-image021. картинка В чем вы видите своеобразие композиции драмы гроза островского. картинка image021. Драма «Гроза» Александра Николаевича Островского является классикой русской литературы. Ее уникальность и особенность подчеркивают своеобразие этого произведения. Сюжет ходит естественно и логично. В течение всего произведения автор использует специальные методы, которые заставляют читателя ощущать остроту действия и напряженность обстановки.

В чем вы видите своеобразие композиции драмы гроза островского. image003. В чем вы видите своеобразие композиции драмы гроза островского фото. В чем вы видите своеобразие композиции драмы гроза островского-image003. картинка В чем вы видите своеобразие композиции драмы гроза островского. картинка image003. Драма «Гроза» Александра Николаевича Островского является классикой русской литературы. Ее уникальность и особенность подчеркивают своеобразие этого произведения. Сюжет ходит естественно и логично. В течение всего произведения автор использует специальные методы, которые заставляют читателя ощущать остроту действия и напряженность обстановки.

В чем вы видите своеобразие композиции драмы гроза островского. image052. В чем вы видите своеобразие композиции драмы гроза островского фото. В чем вы видите своеобразие композиции драмы гроза островского-image052. картинка В чем вы видите своеобразие композиции драмы гроза островского. картинка image052. Драма «Гроза» Александра Николаевича Островского является классикой русской литературы. Ее уникальность и особенность подчеркивают своеобразие этого произведения. Сюжет ходит естественно и логично. В течение всего произведения автор использует специальные методы, которые заставляют читателя ощущать остроту действия и напряженность обстановки.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от природы защищаемого объекта.

В чем вы видите своеобразие композиции драмы гроза островского. image033. В чем вы видите своеобразие композиции драмы гроза островского фото. В чем вы видите своеобразие композиции драмы гроза островского-image033. картинка В чем вы видите своеобразие композиции драмы гроза островского. картинка image033. Драма «Гроза» Александра Николаевича Островского является классикой русской литературы. Ее уникальность и особенность подчеркивают своеобразие этого произведения. Сюжет ходит естественно и логично. В течение всего произведения автор использует специальные методы, которые заставляют читателя ощущать остроту действия и напряженность обстановки.

Организация стока поверхностных вод: Большинство влаги на планете испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Источник

Жанровое своеобразие драмы «Гроза»

«Гроза» — народная социально-бытовая трагедия.

«Гроза» является ведущим, этапным сочинением драматурга. «Гроза» предполагалось войти в сборник «Ночи на Волге», задуманный автором во время путешествия по России в 1856 году, организованного морским министерством. Однако Островский позже изменил свое решение и не объединил цикл «волжских» пьес общим названием, как сначала задумал. «Гроза» была опубликована отдельной книгой в 1859 году. За время работы над ней произошли значительные изменения — автор добавил несколько новых персонажей, но главное — Островский изменил свою первоначальную идею и решил написать не комедию, а трагедию. Однако социальный конфликт в «Грозе» настолько сильный, что можно говорить о ней не только как о трагедии, но и как о драме. Существуют аргументы в пользу обоих взглядов, поэтому жанр пьесы сложно определить однозначно.

Безусловно, пьеса основана на социально-бытовой теме: для нее характерно особое внимание автора к описанию бытовых деталей, стремление максимально достоверно передать атмосферу города Калинова, его «жестокие обычаи». Вымышленный город описан подробно и многогранные. Важная роль также отводится пейзажу, однако здесь возникает противоречие: Ку-лигин говорит о красоте прибрежных краев и высоких обрывов Волги. «Это так?» — возражает Кудряш. Образы ночного променада по бульвару, песни, живописная природа, рассказы Катерины о своем детстве — все это поэзия мира Калинова, который сталкивается с повседневной жестокостью его обитателей, историями о «бедности на периферии». Калиновцы сохранили только смутные представления о прошлом — Лифта «упала к нам с неба», новости из внешнего мира приносит странница Феклуша. Нет сомнений, что такое внимание автора к бытовым деталям персонажей позволяет говорить о том, что «Гроза» — это драма.

Еще одна черта, характерная для драмы и присутствующая в пьесе, — присутствие цепи внутрисемейных конфликтов. Сначала это конфликт между невесткой и свекровью из-за запоров на воротах дома, затем этот конфликт становится известен всему городу и выходит за пределы бытового разрешения. Свойственное драме выражение конфликта в поступках и словах героев наиболее живо показано в монологах и диалогах действующих лиц. Так, мы узнаем о жизни Катерины до брака из разговора молодой героини с Варварой: Катерина жила, «не печалась о ничем», словно «птица на свободе», проводя весь день в удовольствиях и домашних делах. Мы не знаем ничего о первой встрече Катерины и Бориса, о том, как возникла их любовь. В своей статье Н.А. Добролюбов считал отсутствие «развития страсти» существенным недостатком, он говорил, что именно поэтому «борьба страсти и долга» обозначается для нас «не совсем ясно и сильно». Но этот факт не противоречит законам драмы.

Жанр пьесы «Гроза» представляет собой уникальное сочетание мрачного трагического настроения и комических, сатирических сцен. Такие сцены вроде анекдотических рассказов Феклуши о салтанах или о людях с «песьими головами» кажутся нелепыми. А. Д. Галахов в своем отзыве о пьесе отмечал, что хоть действие и катастрофа трагические, некоторые моменты вызывают улыбку.

Сам автор назвал свою пьесу драмой, но можно ли было поступить иначе? В то время трагедия обычно предполагала исторический сюжет с выдающимся героями, которые оказывались в исключительных жизненных обстоятельствах. Образы исторических деятелей, будь то Эдип, Гамлет или Борис Годунов, обычно ассоциировались с трагедией. По-моему, Островскому назвать «Грозу» драмой было просто подражанием традиции.

Революционность пьесы А. Н. Островского заключается в том, что он написал трагедию на основе повседневных событий, которые обычно не свойственны трагедиям.

В «Грозе» конфликт с окружающей средой испытывают не только главная героиня Катерина, но и другие персонажи. В этой пьесе «живые завидуют мертвым», как сказал Н. А. Добролюбов. Участь Тихона также трагична: он является марионеткой в руках своей деспотичной матери. По словам Добролюбова, горе Тихона в его нерешительности. Если жизнь так скверна, почему же он не бросается в Волгу? Тихон не может ничего сделать даже для своего «блага и спасения». Также безысходное положение находится Кулигин, который мечтает о счастье рабочего народа, но вынужден подчиняться грубому самодуру Дикому и заниматься мелким ремеслом, зарабатывая на пропитание «честным трудом».

Одной из особенностей трагедии является выдающийся герой с высокой духовной природой, как рассказывал В. Г. Белинский, «человек высшей природы». Если мы рассмотрим «Грозу» А. Н. Островского с этой точки зрения, то главная героиня идеально подходит к этому образу.

Катерина отличается от Калинова своей моралью и силой воли. Ее душа постоянно тянется к красоте, ее сны полны сказочных видений. Кажется, что она полюбила Бориса, созданного своим воображением. Катерина могла бы стать жертвой морали города и продолжать обманывать своего мужа, но она не умеет обманывать или скрывать что-либо, честность не позволяет ей притворяться. Как верующая, Катерина должна была обладать огромной силой, чтобы преодолеть не только страх перед смертью, но и страх перед «судьей» за грех самоубийства. Духовная сила Катерины и ее желание свободы, смешанные с религиозными убеждениями, становятся источником трагедии (В. И. Немирович-Данченко).

Одной из особенностей трагедии является смерть главного героя. Таким образом, Катерина, по мнению В. Г. Белинского, является настоящей трагической героиней. Судьбу Катерины определило столкновение двух исторических эпох. Ее беда заключается не только в том, что она заканчивает жизнь самоубийством, это беда и трагедия общества. Она должна освободиться от тяжелого бремени и страха, которые давят на ее душу.

Еще одна характерная черта трагедии заключается в очищающем воздействии на зрителей, которое вызывает в них благородные и исключительные стремления. Как сказал Н. А. Добролюбов, «Гроза» даже имеет что-то освежающее и ободряющее.

Трагичен и общий колорит пьесы с ее мрачностью и ощущением надвигающейся грозы. Здесь явно подчеркнут параллелизм между социальной и природной грозой.

Таким образом, «Гроза» является трагедией, первой русской трагедией, основанной на социальной и повседневной тематике. Это трагедия не только Катерины, но и всего русского общества, которое находится на рубеже своего развития, в условиях революции, что способствовало осознанию личностью собственного достоинства. В. И. Немирович-Данченко правильно отмечает, что если бы история была о купеческой жене, изменившей своего мужа и столкнувшейся с несчастьем, это была бы драма. Но у Островского это основа для высшей жизненной темы, что поднимает его произведение до уровня трагедии.

Источник

Урок по литературе на тему «Художественное своеобразие пьесы А.Н. Островского «Гроза»

<Х>Пьеса «Гроза» была создана Островским в процессе лета и осени 1859 года. В тот же год она была поставлена в театрах Москвы и Петербурга, а ее печать произошла в 1860 году. Успех пьесы и спектаклей был настолько огромным, что драматург был удостоен Уваровской премии, которая была высшей наградой за драматическую работу.

За основу сюжета автор взял свои воспоминания от литературной экспедиции по Волге в 1856-1857 годах. Он хотел изучить быт и нравы жителей поволжских поселений. Сюжет был взят из реальной жизни. Не секрет, что многие города Волги пытались претендовать на то, чтобы сказать, что действие пьесы происходит именно в их городе. Во многих городах России того времени было распространено домоседство, тирания, грубость и унижение.

… Особенность образа грозы заключается в том, что он символизирует главную мысль пьесы и при этом непосредственно участвует в действиях, будучи реальным явлением природы. Образ грозы во многом определяет поступки главной героини.

Гроза над Калиновым разразилась в первом акте. Это вызвало потрясение в душе Катерины.

В четвертом акте мотив грозы не утихает. («Дождь капает, как бы гроза не набиралась.»; «Гроза служит нам в качестве наказания, чтобы мы чувствовали…»; «Гроза убьет! Это не просто гроза, а благословение…»; «Не забудь мои слова, что эта гроза не пройдет даром…»)

Гроза — это мощная стихийная сила природы, которая вызывает ужас и еще не до конца изучена.

Гроза — это «состояние общества во время грозы», это гнев в душах жителей города Калинова.

Гроза — это угроза уходящему, но все еще могущественному миру сельских жителей и дикарей.

Гроза — это радость о новых силах, которые освобождают общество от деспотии.

Для Кулигина гроза — это благословение Божье. Для Дикого и Кабанихи — это небесное наказание. Для Феклуши — это Илья Пророк, идущий в небесах. Для Катерины — это возмездие за ее грехи. Но сама главная героиня, ее последний шаг, который поколебал калиновский мир, — это тоже гроза.

Гроза в пьесе Островского, так же как и в природе, воплощает в себе разрушительную и творческую силы.

В этой драме отражен подъем общественного движения и проникнуто теми чувствами, которыми жили передовые люди эпохи 50-60 годов.

«Гроза» была разрешена драматической цензурой для показа в 1859 году, а печать произошла в январе 1860 года. По просьбе друзей Островского, цензор И. Нордстрем, выступивший в его защиту, рекомендовал «Грозу» презентовать как любовно-бытовую пьесу, которая не является обличительной или сатирической, и в своем рапорте не упомянул ничего о Диком, Кулигине и Феклуше.

В самых общих терминах, основная тема «Грозы» можно определить как противостояние новых тенденций и старых традиций, противоречий между угнетенными и угнетателями, стремлениями людей к осуществлению их прав и духовных потребностей и господствующими общественными и семейно-бытовыми порядками, которые существовали в России до реформы.

Тема «Грозы» неразрывно связана с её конфликтами, в которых проявляется противостояние старых социально-бытовых принципов и новых, прогрессивных стремлений к равноправию и свободе личности. Основной конфликт между Катериной и Борисом с окружающей их средой соединяет остальные конфликты в пьесе. Кроме того, есть несколько конкретных тематических линий:

а) Истории Кулигина, Кудряши, Бориса, Дикого и Кабанихи детально характеризуют материальное и правовое положение различных слоев общества того времени.

б) Проходя через жизнь, интересы, увлечения и переживания персонажей, автор воспроизводит общественные и семейные обычаи сословий купечества и мещанства, что затрагивает социальные и семейно-бытовые отношения. Показано положение женщин в этой среде.

в) Пьеса отражает контекст времени, где герои обсуждают важные общественные явления, такие как возникновение железных дорог, холерные эпидемии, развитие торгово-промышленной деятельности в Москве и другое.

г) Вместе с социально-экономическими и бытовыми условиями, автор также искусно передает образы окружающей природы и различные отношения к ней со стороны героев.

Итак, в «Грозе» А.Н.Островский представляет обширную картину общественной и семейной жизни России до реформ. Пьеса состоит из 5 актов: введение, развитие (часть 1 и 2), кульминация и разрешение конфликта.

Примеры ключевых сцен:

— сцена, описывающая волжскую просторность и традиции Калиново (акт 1, сцена 1-4);

— сцена, где Катерина достойно и миролюбиво отвечает на придирки свекрови (акт 1, сцена 5);

— монолог Катерины, в котором она прощается не с жизнью, а с любовью (акт 5, сцена 4);

— разрешение конфликта: самоубийство Катерины, потрясение жителей города и Тихона, который остается живой и завидует умершей жене (акт 5, сцена 7).

Интересно отметить, что пьеса «Гроза» А.Н.Островского занимает особое место в русском драматическом искусстве. Являясь академией, меценатом и защитой, она является уникальным тематическим исследованием жизни. Также стоит упомянуть о другой пьесе Островского «Бесприданница» (1878), которая является драмой жизни и содержит конфликты, свойственные данной пьесе. Таким образом, пьесы Островского представляют значимое и многообразное содержание общественной жизни и морали.

«Пьеса Гроза» — В центре внимания в этом тексте находится анализ мотивов греха и смерти в пьесе А.Н. Островского «Гроза». Также рассматривается система образов, используемых в драме, и раскрывается смысл названия. Затем автор обращается к читателю с вопросом, почему пьеса «Гроза» была пропущена в афише. Далее следует рассмотрение примеров из других пьес Островского, особенностей его стиля и смысла названий. Урок завершается информацией о детстве автора и различных районах Москвы.

«Композиция» — В этом разделе обсуждаются основы композиции в компьютерном дизайне, включая приемы, такие как «рыба», и историю шрифтов. Также рассматривается развитие письма от пиктографического до деографического и основные принципы создания графического дизайна. Раздел заканчивается обсуждением разнообразных форм графического дизайна.

«Виды композиции» — В данном разделе рассматриваются основные виды композиции, включая объемную, пространственную и глубинно-пространственную композиции. Также обсуждаются влияние зрительных иллюзий на восприятие пространства и различные принципы выявления характера объемной формы.

«Пьесы А.Н. Островского» — В этом разделе рассматриваются различные пьесы Островского, включая «Земляничка-ягодка», «Среди долины ровныя», «Разуверение» и «Снегурочка». Также обсуждается роль музыки в пьесах Островского и виды романсов, используемые в его работах.

Драма Островского «Гроза» является значительным произведением драматурга, написанным во времена общественных потрясений. Она рассказывает историю жителей провинциального города, ограниченных рамками домашней жизни и не осведомленных о событиях во внешнем мире. Однако за их спокойным наружным видом скрываются мрачные мысли и нелицеприятная реальность купеческого быта. Главная тема пьесы — противостояние новым и старым ценностям, стремление к свободе и духовным потребностям на фоне существующих социальных и семейных норм.

Если рассматривать пьесу «Гроза» Островского с позиции своего времени, то внешний конфликт представляется простым и социальным. Герои играют роли, необходимые для развития сюжета, и помогают его распутыванию. Вся система персонажей действует таким образом, чтобы конфликт возник и разрешился с помощью всех действующих лиц. Таким образом, «Гроза» является бытовой драмой с простым и легко угадываемым конфликтом.

Пьеса Островского «Гроза» отражает изменения, произошедшие в общественной жизни в 50-х годах XIX века. Автор не пытается быть абсолютно непредвзятым и выражает свою позицию через ремарки, но этих ремарок недостаточно для полного выражения позиции автора. Поэтому автор выражает свою позицию через композицию, символику и имена персонажей. В «Грозе» имена персонажей являются говорящими и символичными. Например, имя Кабановой рисует перед нами женщину тяжелого характера, а прозвище «Кабаниха» усиливает эту картина. Имя Дикого характеризует его безудержность. Имя Кулигина имеет двойное значение: с одной стороны, оно ассоциируется с кулибинским механиком-самоучкой, с другой стороны, «кулига» имеет значение болота.

Долгое время в литературной критике рассматривался только один или другой конфликт в пьесе. Но автор наделил произведение глубоким смыслом, превратив его в народную трагедию.

Пьеса «Гроза» Островского является социально-бытовой и характеризуется особым вниманием автора к деталям быта и атмосфере города Калинова. Вымышленный город описан подробно и многосторонне. Пейзажный зачин также важен, но здесь видно противоречие между красотой природы и жестокостью жителей города. Картины гуляния по бульвару, песни и рассказы о детстве создают поэтичный образ города, который сталкивается с суровой действительностью жителей и бедностью. История города остается неясной, а новости о внешнем мире доносятся только от странницы Феклуши. Именно из-за такого внимания к деталям быта можно считать «Грозу» драмой.

В пьесе можно заметить еще одну характеристику драмы — наличие различных семейных конфликтов. Сначала возникает конфликт между невесткой и свекровью, связанный с открытием ворот дома. Постепенно этот конфликт распространяется на весь город и становится социальным. Кодфликт проявляется ярче всего в поступках и словах героев, особенно в их монологах и диалогах. Например, в разговоре между молодой Кабановой и Варварой мы узнаём о жизни Катерины до замужества — она проводила дни, не огорчаясь ни о чем, словно птичка на воле, занимаясь своими делами и наслаждаясь удовольствиями. Но нам неизвестно о первой встрече Катерины и Бориса и о том, как возникла их любовь. В своей статье Н. А. Добролюбов обратил внимание на недостаток развития страсти, который на его взгляд привёл к неясности и слабости борьбы страсти и долга. Однако это не нарушает законы драмы.

Кроме трагической атмосферы, в пьесе «Гроза» есть и комические, сатирические сцены. Некоторые рассказы Феклуши о салтанах и людях с песьими головами кажутся нелепыми и наивными. A.Д. Галахов в своём отзыве о пьесе отмечает, что хотя действие и катастрофа трагические, некоторые моменты вызывают смех.

Пьеса Александра Николаевича Островского «Гроза» справедливо считается одним из великих произведений русской драматургии. Она представляет собой социально-исторический конфликт, в котором противостоят два разных времени, кризис общественной и политической жизни государства. Ниже представлен литературный анализ произведения по плану, который может пригодиться ученикам 10 класса при изучении литературы

Краткий анализ

– Первоначальной идеей пьесы послужило авторское путешествие по живописной Волге, в котором писатель аккуратно заносил интересные сцены из повседневной жизни местных жителей и их разговоры.

– Произведение отражает проблемы, возникающие между двумя поколениями, которые живут в совершенно разных мирах. Кроме того, в нем также поднимаются важные темы семьи и брака, греха и покаяния.

— Структура образовала произведения основана на контрасте. В экспозиции представлены описания главных персонажей и деталей их жизни, в завязке возникает конфликт между Катериной и Кабанихой, развитие сюжета охватывает показ любви Катерины к Борису, кульминацию составляют ее внутренние мучения и трагическая гибель, а развязка представляет сопротивление Варвары и Тихона против тирании, совершаемой Катериной.

История создания

Островский приступил к написанию своей пьесы в июле 1859 года, а через несколько месяцев она была уже готова и отправлена на рассмотрение литературным критикам в Петербурге.

Одним из вдохновляющих факторов для писателя стала этнографическая экспедиция по Волге, организованная морским министерством для изучения нравов и обычаев коренного населения России. Островский стал одним из участников этой экспедиции.

Во время путешествия Александр Николаевич был свидетелем множества бытовых сцен, диалогов провинциальной публики, которые он усвоил себе, как губка. Позднее они стали основой для пьесы «Гроза», придавая ей народный характер и истинный реализм.

Вымышленный город Калинов, описанный в пьесе, восходит по своим чертам к приволжским городам. Самобытность и неповторимый колорит этих мест очаровывали Островского, который внимательно фиксировал все свои наблюдения о жизни провинциальных местечек в своем дневнике.

На протяжении долгого времени считалось, что сюжет своего произведения писатель взял из реальной жизни. Накануне написания пьесы в Костроме произошла трагическая история — молодая девушка по имени Александра Клыкова утонула в Волге, не выдержав тягостной атмосферы в доме мужа. Чрезмерно властная свекровь насиловала невестку, тем временем ее слабый муж не мог защитить жену от материнских нападок. Ситуацию усугубляло романтическое увлечение Александры почтовым служащим.

Пройдя успешно через цензуру, пьеса была поставлена на сцене Малого академического театра в Москве и в Александринском драматическом театре в Петербурге.

Своим произведением Островский затронул множество важных тем, но главной среди них стала тема противостояния двух эпох

— патриархальной и молодой, сильной и смелой эпох, полных светлых надежд на будущее.

Катерина стала олицетворением новой, прогрессивной эпохи, жаждущей освобождения от уз темной обывательщины. Она не могла смириться с лицемерием, раболепием, унижением для удовлетворения установленных привычек. Ее душа стремилась к свету и красоте, но в условиях застоя и невежества все ее устремления были обречены на провал.

Основная идея произведения

заключена в настойчивой защите своих интересов — стремлении к независимости, красоте, новым знаниям и духовности. В противном случае все великолепные душевные порывы будут жестоко подавлены жестокими старыми порядками, для которых любые отклонения от установленных правил ведут к беспощадному уничтожению.

Особенности драмы А.Н Островского «Гроза». Смысл названия драмы.

1. Островский стремится к обобщению конкретных фактов. События, происходящие в Калинове, рассказывают о жизни провинциальной России второй трети XIX века.

2. Драма характеризуется двумя основными конфликтами: социальным и любовным. При этом развитие любовного конфликта не является главным интересом автора. Его внимание сосредоточено на том, как результаты любовного конфликта, внутренний кризис и падение героини сказываются на Катерине.

3. Островский использует различные приемы, чтобы поддерживать постоянное психологическое напряжение в драме. Мотив предсказания трагического развития событий имеет особое значение в пьесе. Он проявляется в предчувствиях Катерины («… быть беде, Тиша»; «Нет, мне не дожить!»), в пророчествах сумасшедшей барыни, в песне Кудряши, в общем ожидании катастрофы перед грозой, в замечаниях людей о том, что «кто-то умрет».

4. Описания красоты русской природы еще больше подчеркивают контраст между радостными ощущениями жизни и реальными событиями, происходящими на сцене.

6. В пьесе используются говорящие фамилии и особые характеристики персонажей. Непокорность Дикого полностью соответствует его фамилии. Тем не менее, мы знаем, что в городе его называют «воином». Фамилия Бориса символизирует, что он был выбран Диким в качестве «жертвы». Особенность Кабанихи заключается в ее стремлении выглядеть благочестивой: Кулигин прямо говорит, что она “ханжа”.

А. Н. Островский умело заметил неизбежность гибели патриархального мира и хотел продемонстрировать ее читателю. Он показывает постепенное уничтожение старых традиций, подобно приближающейся и разворачивающейся буре. Буря уничтожает все на своем пути. Она символизирует перемены в жизни и обществе, поэтому название произведения имеет множественное значение. Слово «буря» — важное для пьесы.

Композиция

В пьесе «Гроза» осуществляется анализ композиционной структуры произведения. Особенность построения композиции заключается в использовании художественного контраста, который пронизывает всю структуру пьесы, состоящей из пяти действий.

Произведение Островского рассказывает о жизни жителей города Калинина, изображая исторически сложившиеся обычаи и устои местной общины, являющиеся фоном для разворачивающегося драматического сюжета.

Затем наступает завязка, события которой описывают безумное нарастание конфликта Катерины с ее новой семьей. Борьба Катерины с Кабанихой, их обоюдная неприязнь и отсутствие взаимопонимания, а также бездействия Тихона создают напряженную атмосферу в доме.

Главное содержание пьесы заключается во внутреннем противоречии, которому подвержена Катерина. Безвыходная ситуация ведет ее к решительному шагу — она предается другому мужчине. Нравственная девушка испытывает страдания совести, осознавая, что совершила измену своему законному мужу.

Кульминацией произведения является признание, которое Катерина делает под воздействием внутренних страданий и ругательств со стороны сошедшей с ума барыни, а также ее добровольное уход из жизни. В отчаянии героиня видит свою смерть как единственное решение для всех ее проблем.

Особая значимость пьесы заключается в проявлении протеста со стороны Тихона и Варвары против деспотичности Кабанихи.

Композиция сказки

Произведения народного фольклора имеют особую композицию, которая отличается своими непреложными характеристиками. Песни, сказки, былины создаются в соответствии со своим собственным внутренним законом.

Начало сказки оформляется как присказка: «На море-океане, на острове Буяне …». Присказка, часто записанная в форме стихотворения, может сильно отличаться от содержания сказки. Сказочник с помощью присказки привлекает внимание слушателей и ожидает, когда его станут внимательно слушать. Затем он говорит: «Это всего лишь присказка, сказка будет дальше».

Далее следует вступление. Наиболее знаменитое из вступлений начинается словами: «Жили-были» или «В некотором царстве, в тридесятом государстве…». Затем сказочник переходит к самой сказке, к ее героям, к чудесным событиям.

В сказках часто используется прием повтора событий три раза: богатырь трижды сражается с Горынычем, царевна трижды сидит у окна в терему, и только Иванушка позволяет себе подлететь на коне и сорвать кольцо, и царь в сказке «Царевна-лягушка» трижды испытывает невесток.

Завершение сказки также имеет свои традиционные особенности: «Живут, радуются и счастье имеют». Иногда в конце упоминается о трапезе: «Вам сказка, а мне выпечка из бараньего мяса».

Литературная композиция — это упорядочение частей произведения в определенной последовательности, формирующей единую систему художественного изображения. С помощью средств и приемов композиции можно раскрыть глубинный смысл изображаемого, характеризовать персонажей. Каждое художественное произведение имеет свою неповторимую композицию, но всегда соблюдаются традиционные законы в некоторых жанрах.

В период классицизма существовала система правил, которые авторы должны были соблюдать при написании текстов. В этих правилах были закреплены основные требования к времени, месту и сюжету. Драматические произведения должны были быть построены по схеме пяти актов. Роль героев определялась через их имена, которые соответствовали их положительным или отрицательным качествам. Характерные особенности композиции произведений классицизма остаются в прошлом.

Композиционные приемы в литературе зависят от жанра художественного произведения и от таланта автора, который использует различные виды, элементы, техники композиции и знает особенности этих художественных приемов.

По мнению Островского, драма «Гроза» является реалистической.

Данный литературный жанр характеризуется серьезным, эмоционально насыщенным сюжетом, максимально приближенным к реальности. Основой всегда является конфликт, с которым сталкивается главный герой, противопоставляясь окружающему ему миру.

Если говорить о литературном направлении, то данная пьеса полностью соответствует реализму. Подтверждением этому являются подробные описания обычаев и быта жителей маленьких городов на Волге. Этот аспект имеет для автора большую значимость, так как реализм как можно лучше подчеркивает главную идею произведения.

Композиция драмы «Гроза»

Островский-драматург преобразует привычный сюжет о измене жены и ее самоубийстве в исследование социальных условий жизни русской нации.

Завязка конфликта

(«В нашем городе крайне жестокие нравы», сказал один);

(«Просто невозможно найти такого худшего ругателя, как наш Савел Прокофьевич», заявил другой),

(«На самом деле он лишь ханжа, сударь! Оделел нищих, но семью его совершенно угробил»);

(«Мне видится, что я навсегда навечно заточена в этой трущобе», «…а еще увязалась в эту ситуацию, как будто не наговорились на дуру»);

(«Отныне я с вашего позволения ни на шаг не шагну»);

(«Кому нравится насиловать? Это невыносимо!»);

(«Я жила, не страдала от скуки, словно птичка на воле», «Плохо ли то, что я полюбила кого-то еще, милый Варенька?»);

(«Молодая девушка, как же ты не приутив тебя должны боятся? Всем должно быть страшно», «…смерть обрушится на тебя так же, как ты есть, со всеми твоими грехами и злыми помыслами»).

Второе действие — развитие характеров и сюжета

А) Тихон собрался уехать, это последняя попытка Катерины противостоять своим внутренним противоречиям

(она говорит: «Возьми меня с собой», «Я не знаю, как выпутаться из этой ситуации, а ты всё ещё настаиваешь на том, чтобы быть со мной», «Как же я могу любить тебя, когда ты говоришь такие слова?»)

Катерина соглашается на свидание с Борисом

Б) Развитие персонажа Кабанихи и её отношение к молодым людям

(она говорит: «И эти глупые ребята сами хотят делать то, что хотят»)

В) Информация о характере Катерины

(«У меня такой нрав, я всегда горячая!», «Я не умею обманывать…», «Но если я потеряю интерес здесь, то никакая сила не сможет меня удержать»)

Г) Информация о характере Варвары

(«Я тоже не была обманщицей, но я научилась, когда это стало нужно»)

Действие третье — продолжение традиционного сюжета измены мужу

На этом месте происходит встреча Катерины и Бориса, а также развивается социальный конфликт.

1) Характеры Дикого и Кабанихи развиваются через их диалоги.

(«Ты намеренно причиняешь себе страдания в сердце»);

2) В монологе Кулигина обобщаются нравы города Калинина.

«Обокрасть сирот, родственников, племянников, ограбить домочадцев до такой степени, что никто даже не может подозревать, что он творит»;

3) Развивается характер Бориса: Борис не защищает Катерину (предостережение от Кудряши:

«Только обратите внимание — вы сами привлечете лишних хлопот и причините ей беду»);

4) Происходит встреча и разъяснение между Катериной и Борисом. Катерина проявляет себя как более сильный характер

(«Если бы ты не пришел, я бы, кажется, сама пришла к тебе»).

Четвертое действие — кульминация сюжета

В конечном счете, признанием Катерины становится ее развитие в IV акте: разговоры калиновцев на бульваре, беседа Дикого и Кулигина, диалог Варвары и Бориса о состоянии Катерины после возвращения Тихона

(«Она вся дрожит, точно ее лихорадка бьет; такая бледная, она мечется по дому, отчаянно что-то ищет», «она бухнет мужу в ноги и все расскажет»),

А еще гроза нависает над городом, и дикая барыня обращается к ней

(«Куда прячешься, ты глупая! От Бога-то не уйдешь!»);

Наконец, самой кульминацией становится признание самой героини. Что делает это особенным — это происходит на бульваре, перед многими людьми, что только усиливает конфликт.

Гроза». Своеобразие конфликта и композиции. Внутренняя драма Катерины. Спор критиков о драме

Бедность не порок» и ее скрытое обрядовое начало

Примером в этом отношении является славянофильская пьеса «Бедность не порок», в которой автор создал свою модель русского патриархального мира, вступающего в конфликт с миром современной цивилизации. Основа сюжета – воспроизведение ритуального святочного веселья в духе символичного народно-карнавального праздника. В пьесе есть фольклорные элементы, звучат народные песни, которые комментируют действие. Объясняя явление карнавализации, М.М. Бахтин указывает на то, что это мир, перевернутый наизнанку, в котором шут на время становится королем, а наоборот. Автор дает своим героям разные маски, используя при этом их имена и характеристики. Гордей Торцов – это гордец и тиран, который втягивается в атмосферу святочного действа. Его брат Любим Торцов – пьяница и балагур, позор семьи, но оказывается скрытым хозяином положения благодаря тому, что его казущаяся глупость обернулась мудростью, простота – проницательностью, болтливость – добрым шутливым общением. Островский защищает идею нравственного превосходства человека с независимыми взглядами над самодуром. Тема самодурства становится любимой темой Островского. В непомерной гордости богачей (Гордея Торцова и хищника Коршунова) и их презрении к бедным – залог их неизбежного поражения.

Комедийное и драматическое начала тесно переплетены в пьесе «Бедность не порок». Счастливый финал не противоречит тому, что уже здесь видны зачатки конфликта «Грозы».

Подобно Некрасову, Островский мечтал о том, чтобы создать драматургию о народе и для народа как основу для развития национальной культуры. С этим связана относительная простота и прозрачность организации пьес славянофильского периода, ясное разделение героев на добрых и злых, наказание порока в развязках. Народная культура проявляется в осмыслении обрядов, ритуалов, фольклора и противопоставляется европейским веяниям. Тема народного просвещения противопоставляется Островским буржуазному и купеческому варварству. Островский не призывает механически возрождать старину; с исконными обычаями и представлениями он связывает исконную народную нравственность. Главной целью Островского является изображение быта. Перенос идей русской гуманистической демократической литературы в сферу драматургии.

В предреформенной ситуации 1856–1860 гг. взгляды Островского постепенно меняются. «Гроза» (1859) – в ней отчетливо прослеживается отход от славянофильских идей и полемика с идеализацией устоев купеческого быта, которая также была характерна для славянофилов. Основной символ в замкнутом мире самодуров – город Калинов на реке Волге, который закрыт во времени и пространстве и лишен исторической памяти. Очень символичен образ Феклуши, странницы, гостя дома Кабанихи, распространительницы мракобесия.

Город наполнен неприязнью и мракобесием в сюжетной оппозиции: среди него есть мир, где люди с псыми головами, и где огненный дракон бежит по рельсам. Но даже в этой мрачной жизни таится светлое начало. В драме нет места судьбоносности, возмездия, трагической вины, и поведение Катерины Кабановой на самом деле не является героическим. Она — обычный человек, поэтический тип, который по своей природе не может и не хочет жить во лжи. Трагедия выдающейся женщины в мире купцов, а не восстание против ордена — главная тема пьесы. Академическая и умная Кабаниха, бессильный Тихон, хамоватая Баба-яга, лживая Варвара, позорный Борис, поэтичная Катерина — вот ансамбль персонажей.

Образ Катерины вызывал острые дискуссии среди критиков. Добролюбов в своем произведении «Свет во тьме» говорит о революционном протесте, о готовности Катерины протестовать, о символе свободолюбия русского народа. Писарев, в свою очередь, в своих «Мотивах русской драмы» представлял Катерину как недостойную женщину в рамках узкомиры конфликта, как далеко не светлую личность. В период спада общественного движения нужны герои, подобные «новым людям» Чернышевского. Обе эти крайности не в состоянии в полной мере понять суть пьесы. Катерина не может противостоять формализму и автоматизации в жизни и воспламеняет свое горячее сердце. Лишь любовь временно освобождает ее от оков и ложных ограничений. Островский интересуется стихией любви, свободы, душевного здоровья и поэзии. Психология Катерины раскрывается в борьбе против собственного чувства вины, поэтому в сюжете есть ложное поведение героини перед народом, которое может привести к торжеству людей без религиозных принципов. Однако основным испытанием является смерть Катерины — это трагический отказ от той жизни, которую ведут все остальные. Самоубийство Катерины Кабановой символизирует поражение самолюбия дураков.

Не случайно в ансамбле персонажей пьесы рядом с Катериной стоит Кулигин — просветитель и ученый, почитатель Ломоносова и Державина. Он предлагает построить громоотвод в городе, чтобы просветить дураков. Кулигин — это исключение в «царстве тьмы», он утопичен, но он также представляет идею народного разума, которая все еще жива даже среди узких границ. Его горести и сочувствие героине и к милосердному судье свидетельствует о том, что ее протест не остался незамеченным и неоправданным.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *