В чем вы видите специфику универсальных учебных действий
Универсальные учебные действия учеников. Виды УУД
Универсальные учебные действия являются совокупностью различных методов, которые помогают учащимся самостоятельно усваивать новые знания и навыки.
Понятие «универсальные учебные действия»
Развитие способности ученика эффективно осваивать новые знания и формировать умения и компетенции, включая организацию этого процесса, т.е. умение учиться, обусловлено использованием универсальных учебных действий в качестве обобщенных действий, которые позволяют учащимся лучше ориентироваться в различных областях знания, а также понимать структуру самой учебной деятельности с осознанием цели, ценностных аспектов и операций. Таким образом, развитие умения учиться включает в себя полное овладение учениками всеми компонентами учебной деятельности, такими как познавательные и учебные мотивы, учебная цель, учебные задачи, учебные действия и операции (ориентация, преобразование материала, контроль и оценка). Умение учиться является важным фактором для более эффективного освоения учебного материала учениками, формирования не только знаний и навыков, но и пользовательских взглядов и ценностей, ориентирующих на личностный и нравственный выбор.
Функции универсальных учебных действий
Виды условий усвоения учебного материала
Усвоение личностной информации и взаимодействие с окружающим миром обеспечивает осознание ценностей и культурных норм, а также развитие коммуникативных навыков. К ни относятся:
Планирование учит управлять своим временем, разбивать задачи на подзадачи и работать в соответствии с установленными сроками
Основное внимание делится на две группы:
Усвоение знаний и развитие навыков включает обучение, логические действия, а также решение проблем на основе специальных знаний.
Обучение сосредо-и общегохньейные действия
Развитие логических умений:
Решение проблем:
Обратная связь обеспечивает общение и понимание позиции других людей, с которыми мы общаемся или работаем, умение слушать и участвовать в диалоге; быть частью коллективных дискуссий; объединяться с ровесниками и устанавливать продуктивное взаимодействие и сотрудничество с детьми и взрослыми. Следующие типы коммуникаций включают в себя:
Критерии для оценки формирования умений и навыков учащихся включают:
Условиями, способствующими развитию этих навыков
Формирование универсальных учебных навыков в групповом процессе определяется тремя основными принципами:
Ссылка на источник. Запись статьи выполнена с активной ссылкой на источник.
Универсальные учебные действия (УДД): их классификация и характеристика
«Управление образовательной организацией:
новые тенденции и современные методы»
Каждому участнику предоставляется свидетельство и скидка на обучение
«Универсальные учебные действия (УУД):
типы и характеристики»
Понятие «универсальные учебные действия»
В широком смысле термин «универсальные учебные действия» описывает способность учиться, то есть возможность субъекта развиваться и улучшаться путем активного и осознанного усвоения нового социального опыта.
Возможность у обучающегося самостоятельно и успешно усваивать новые знания, формировать навыки и компетенции, включая самоорганизацию и контроль процесса обучения, т.е. умение учиться, достигается через использование универсальных учебных действий, которые позволяют учащимся ориентироваться и в различных предметных областях и в структуре учебной деятельности, включающей цели, ценности и операции. Таким образом, развитие умения учиться предполагает полное овладение обучающимися всеми компонентами учебной деятельности, включая познавательные и учебные мотивы, учебные цели, учебные задачи и операции (например, ориентирование, преобразование информации, контроль и оценка). Умение учиться является важным фактором успешного освоения учебного материала, развития навыков и компетенций, формирования мировоззрения и ценностных оснований для личного и морального выбора.
Функции универсальных учебных действий:
обеспечивают возможность учащегося самостоятельно осуществлять учебную деятельность, формулировать учебные цели, находить и применять необходимые средства и способы для их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты учебной работы;
создают условия для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; способствуют успешному усвоению знаний, формированию навыков, умений и компетенций в разных предметных областях.
Универсальные учебные действия можно разделить на четыре основных блока:
помогают осмыслить учение, связывая его с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют ориентироваться в нравственных нормах и правилах, формировать свою жизненную позицию в отношении мира.
Универсальные действия, которые представляют собой совокупность ценностных ориентаций школьника, отражающих его отношение к различным аспектам окружающего мира, имеют важное значение в обучении. Личностные универсальные действия позволяют детям играть разные социальные роли, такие как «гражданин», «школьник», «ученик», «собеседник» и другие. Кроме того, они способствуют личностному моральному выбору и установлению связи между учебной деятельностью и ее мотивацией.
Эти действия включают также организационные аспекты, такие как прогнозирование, контроль, коррекция и оценка. Прогнозирование предполагает предвосхищение результата и усвоения учебных материалов, а также определение временных характеристик процесса обучения. Контроль позволяет сравнить способ действия со своими планами и ожиданиями и обнаружить возможные расхождения. Коррекция включает в себя внесение необходимых изменений в действия и планы в случае несоответствия ожидаемого результата и его фактического достижения. Оценка помогает ученикам осознать, что они уже усвоили, а также определить дальнейшие задачи обучения.
Познавательные универсальные действия являются важной частью учебного процесса. Они включают такие навыки, как постановка цели, поиск и анализ информации, построение связного высказывания, выбор эффективных способов решения задач, рефлексия и оценка процесса обучения. Эти действия также включают навыки чтения и понимания различных текстовых жанров, ориентацию в информационной среде и адекватную оценку средств массовой информации.
Сформулирование и постановка задачи, самостоятельное разработка методов решения проблем творческого и исследовательского характера.
Особую группу общеучебных умений составляют знаково-символические действия:
моделирование — перевод объекта из сенсорной формы в модельный объект, где выделены основные характеристики объекта (пространственно-графические или знаково-символические);
преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Логические универсальные действия:
анализ объектов с целью выделения характеристик (существенных, несущественных);
синтез — составление целого из частей, включая самостоятельное доделывание недостающих компонентов;
выбор основ и критериев для сравнения, классификации объектов;
введение понятия, вывод заключений;
установление причинно-следственных связей;
построение логической цепочки рассуждений;
выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение задачи:
самостоятельное создание способов решения проблем творческого и исследовательского характера.
Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и систематизации необходимой информации, моделирование изучаемого материала.
Данная система познания окружающего мира строит самостоятельный процесс поиска, исследования и совокупность операций по обработке, структурированию, обобщению и использованию полученной информации.
Социокоммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участие в коллективном обсуждении проблем; включение в группу сверстников и развитие продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми.
К коммуникативным действиям относятся:
планирование сотрудничества с учителем и сверстниками — определение целей, функций участников, способов взаимодействия;
постановка вопросов — активное сотрудничество в поиске и сборе информации;
разрешение конфликтов — выявление и определение проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие и реализация решения;
управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий;
способность ясно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Критериями определения готовности обучающихся общеобразовательных учреждений к жизни и труду являются:
соответствие возрастно-психологическим нормам;
соответствие требованиям, предъявляемым к УУД.
Условия, способствующие развитию универсальных учебных действий:
Формирование универсальных учебных действий является основной целью образовательного процесса и определяет его содержание и организацию.
Формирование УУД происходит в условиях освоения различных предметных областей.
Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, включая освоение знаний и умений, формирование образа мира и ключевых компетенций учащихся, включая социальные и личностные.
Универсальные учебные действия (УУД)
Универсальные образовательные действия (УОД) разработаны группой ученых-психологов под руководством члена-корреспондента Российской академии образования, профессора Московского государственного университета Алексея Асмолова. Авторы стандартов второго поколения рассматривают универсальные образовательные действия как средство развития способностей учащихся к самостоятельному действию в процессе образования.
Теоретико-методологическим основанием формирования универсальных образовательных действий может служить системно-деятельностный культурно-исторический подход, основанный на работах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова и других ученых.
В данном подходе наиболее полно изложены основные психологические условия и механизмы усвоения знаний, формирования представлений о мире и общая структура учебной деятельности учащихся.
Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания, связанные с ключевыми задачами и универсальными образовательными действиями, которыми должны владеть учащиеся.
Универсальные образовательные действия в широком понимании означают умение учиться, то есть способность субъекта осуществлять саморазвитие и самосовершенствование путем активного сознательного усвоения нового социального опыта.
Универсальные образовательные действия в более узком (психологическом) понимании — это совокупность действий учащегося и навыков учебной работы, позволяющих самостоятельно усваивать новые знания, формировать умения и организовывать этот процесс.
Универсальные образовательные действия имеют следующие характеристики:
1. Охватывают предметные и прекрасные (метапредметные) аспекты;
2. Обеспечивают связность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности;
3. Обеспечивают непрерывность всего образовательного процесса;
4. Лежат в основе организации и регулирования любой деятельности учащихся независимо от ее специфического содержания;
5. Обеспечивают этапы усвоения учебного материала и развитие психологических способностей учащихся.
Виды универсальных образовательных действий:
В рамках основных видов универсальных учебных действий, связанных с ключевыми целями общего образования, можно выделить следующие блоки: 1) личностный; 2) регулятивный (включая действия саморегуляции); 3) познавательный; 4) коммуникативный.
Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, способность связывать поступки и события с принципами этики, привлечение нравственных аспектов поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. В рамках учебной деятельности можно выделить три вида личностных действий:
• личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
- Смыслообразование — это установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, а также между результатом учения и тем, что побуждает действие. Ученик должен задавать себе вопрос: какое значение и какой смысл имеет учение для меня? И он должен уметь на него отвечать.
- Нравственно-этическая ориентация, включая оценку усваиваемого материала (на основе социальных и личностных ценностей), обеспечивает индивидуальный моральный выбор.
- Регулятивные действия обеспечивают организацию учебной деятельности учеников.
- К ним относятся:
- Целеполагание, которое заключается в формулировании учебной задачи на основе сопоставления известной и усвоенной учеником информации с тем, что он еще не знает.
- Планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий.
- Прогнозирование — предвидение результата и уровня усвоения знаний, а также определение временных характеристик.
- Контроль, который состоит в сравнении способа действия и его результата с заданным эталоном для обнаружения отклонений и отличий.
- Коррекция — внесение необходимых дополнений и изменений в план и способ действия в случае расхождения между заданным эталоном, реальным действием и его результатом.
- Оценка — выделение и осознание учеником того, что уже усвоено им и что еще нужно усвоить, а также осознание качества и уровня усвоения.
- Саморегуляция как способность мобилизовать силы и энергию, совершить волевое усилие (при выборе в ситуации мотивационного конфликта) и преодолеть препятствия.
- Познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические и решение проблемы.
- Общеучебные универсальные действия:
- Самостоятельное определение и формулирование познавательной цели.
- Поиск и выделение необходимой информации, использование методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.
- Сознательное и произвольное построение устных и письменных высказываний.
- Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.
- Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
- Смысловое чтение, включающее понимание цели чтения, выбор способа чтения в зависимости от цели, извлечение необходимой информации из текстов разных жанров, определение основной и второстепенной информации, свободную ориентацию и восприятие текстов разных стилей, адекватное понимание языка средств массовой информации.
- Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов действий при решении проблем творческого и исследовательского характера.
Знаково-символические действия являются особой группой универсальных общеучебных действий:
• Моделирование — это преобразование объекта из сенсорной формы в модель, где выделяются существенные характеристики объекта (спациально-графические или знаково-символические);
• Преобразование модели для выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Логические универсальные действия:
• Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
• Синтез — составление целого из частей, включая самостоятельное доработку недостающих компонентов;
• Выбор того, на чём основывать сравнение, сериацию, классификацию объектов;
• Приведение к понятию, вывод следствий;
• Установление причинно-следственных связей;
• Построение логической цепочки рассуждений;
• Выдвижение гипотез и их обоснование.
Становление и решение проблемы:
• Самостоятельное формирование способов решения проблем творческого и исследовательского характера.
Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и участвовать в диалоге; участие в коллективном обсуждении проблем; интеграция в группу сверстников и строительство продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми.
К коммуникативным действиям относятся:
• Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
• Формулирование вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
• Урегулирование конфликтов — выявление и идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов урегулирования конфликта, принятие решения и его реализация;
• Менеджмент поведения партнера — контроль, коррекция, оценка его действий;
• Умение выражать свои мысли достаточно полно и точно в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Развитие системы универсальных учебных действий включает в себя личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные действия, которые определяют развитие психологических способностей личности и осуществляются в рамках нормативного возрастного развития личности и познавательной сферы ребёнка. Процесс обучения определяет содержание и характеристики учебной деятельности ребёнка и тем самым определяет зону ближайшего развития указанных универсальных учебных действий (их уровень развития, соответствующий «высокой норме») и их свойства.
Важное значение для формирования универсальных коммуникативных действий, а также для формирования личности ребенка, имеет организация коллективной работы учащихся в группе. Можно выделить следующие преимущества коллективной работы:
• увеличивается объем и глубина понимания преподаваемого материала;
• требуется меньше времени для формирования знаний, умений, навыков по сравнению с фронтальным обучением;
• уменьшаются некоторые дисциплинарные проблемы (уменьшается число учеников, которые не работают на уроке или не выполняют домашние задания);
• снижается тревожность учащихся;
• повышается интерес к познавательной деятельности и творческая самостоятельность;
• укрепляется единство класса;
• меняется характер взаимоотношений между детьми, они начинают лучше понимать друг друга и себя сами;
• повышается самокритичность, у ребенка, имеющего опыт работы с сверстниками, более точно оценивается его возможности, он лучше контролирует себя;
• дети, помогающие своим товарищам, проявляют большее уважение к труду учителя;
• дети приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: ответственность, тактичность, умение учитывать позицию других людей.
В контексте образования важность овладения учащимися коммуникативными действиями и навыками сотрудничества связана с их подготовкой к взаимодействию с внешним миром за пределами школьной жизни. Современное образование не может игнорировать тот факт, что обучение всегда происходит в определенном социальном контексте и должно соответствовать его потребностям, а также способствовать формированию гармоничной личности.
К таким задачам относятся толерантность и способность жить с другими в многонациональном обществе, что в свою очередь предполагает:
• осознание приоритетности многих общих для всех проблем над частными;
• соблюдение моральных и этических принципов, соответствующих современным вызовам;
• понимание того, что гражданские качества основаны на уважении друг друга и обмене информацией, то есть на способности слушать и слышать друг друга;
• умение сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор.
Коммуникативные универсальные действия имеют развивающий потенциал, который распространяется не только на коммуникацию и сотрудничество, но и непосредственно затрагивает познавательные процессы и личностную сферу учащихся.
Без внедрения соответствующих педагогических технологий коммуникативные действия и основанные на них компетенции будут по-прежнему оставаться в рамках индивидуальных способностей ученика (которые в основном не соответствуют современным требованиям).
Функции коммуникативных универсальных действий:
• Ученик имеет возможность самостоятельно заниматься учебной деятельностью, ставить цели обучения, находить и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты своей деятельности;
• Создание условий для гармоничного личностного развития и самореализации на основе готовности к постоянному образованию; обеспечение успешного освоения знаний, формирования навыков и компетенций в различных предметных областях.
Универсальные учебные действия проявляются в том, что они имеют метапредметный характер; способствуют целостному развитию личности с культурной, индивидуальной и познавательной составляющими; обеспечивают непрерывность во всем образовательном процессе; лежат в основе организации и регулирования любой деятельности ученика, независимо от её предметного содержания. Универсальные учебные действия обеспечивают процесс усвоения учебного материала и формирования психологических способностей ученика.
Характеристика универсальных учебных действий в процессе обучения
Общие характеристики универсальных учебных действий
Универсальные Учебные Действия (УУД — это набор методов действий студента, который позволяет ему самостоятельно усваивать новые знания, то есть обеспечивает способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем активного усвоения нового социального опыта.
Функции универсальных учебных действий:
- обеспечение возможности студента самостоятельно осуществлять учебную деятельность, ставить учебные цели, находить и использовать необходимые средства и способы достижения этих целей, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
- создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, развитие навыков и компетенций в любой области знаний.
Характер универсальных учебных действий проявляется в следующем: они имеют надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостное развитие личности, развитие общекультурных и познавательных способностей; они включены в организацию и регулирование любой деятельности студента независимо от ее содержания. Универсальные учебные действия определяют этапы усвоения учебного материала и формирование психологических навыков студента.
Реализация деятельностного подхода в образовании осуществляется при выполнении следующих задач:
- определение основных результатов обучения и воспитания в зависимости от развития личности и формирования универсальных учебных действий;
- строительство учебного материала и контента образования с уклоном на сущностные знания по соответствующим предметным областям;
- определение функций, содержания и структуры универсальных учебных действий для каждого возраста / ступени образования;
- определение возрастно-специфических форм и качественных показателей развития универсальных учебных действий в отношении когнитивного и личностного развития студентов;
- определение учебных предметов, в пределах которых могут быть сформированы конкретные типы универсальных учебных действий;
- разработка системы типовых задач для диагностики формирования универсальных учебных действий на каждой ступени образовательного процесса;
— разработка системы задач и организация ориентировки учащихся в их решении, что позволяет подготовить универсальные учебные навыки.
1.2. Классификация универсальных учебных действий.
Существуют четыре блока универсальных учебных навыков, которые соответствуют основным целям общего образования:
2) регулирующий (включает в себя также навыки саморегуляции);
4) коммуникативный. Личностные действия формируют ценностно-смысловую ориентацию учащихся (ознакомление с этическими нормами, умение сопоставлять поступки и события с принятой этикой, умение оценивать нравственные аспекты поведения) и навыки в социальных ролях и взаимоотношениях.
В рамках учебной деятельности можно выделить три типа личностных действий:
— самоопределение в личной, профессиональной и жизненной сфере;
— постановка целей, т.е. установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивацией, другими словами, между результатом обучения и тем, что побуждает его осуществлять.
Ученик должен заниматься лежащим в основе вопросом: какова ценность и значение обучения для меня? – и быть способным на такой ответ;
— морально-этическая ориентация, включая оценку изучаемого материала (на основе социальных и личных ценностей, предоставление возможности для личного морального выбора.
Регулятивные действия обеспечивают организацию учебной деятельности студентов. Сюда относятся:
— определение целей путем сопоставления того, что известно и создано студентом с тем, чего ему еще неизвестно;
— планирование — установление последовательности и порядка действий, учет промежуточных целей с учетом конечного результата;
— прогнозирование — предвосхищение результата и уровня образования, его временные характеристики;
— контроль в форме сравнения действий студента и их результатов с заданным образцом для выявления отклонения и различия от образца; — коррекция — внесение необходимых дополнений и изменений в план действий в случае расхождения образца, реального действия и его результата;
— оценка — выделение и осознание студентом усвоенного и того, что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня овладения;
— саморегуляция, как способность мобилизовать силы и энергию, сфокусироваться на волевом действии и преодолевать препятствия.
Познавательные универсальные действия включают: универсальные, логические, и формулировку и решение проблемы.
Общеучебные универсальные действия:
— формирование цели и планирование учебной активности;
— поиск и отбор необходимой информации с использованием различных источников, включая компьютерные средства;
— самостоятельное создание устных и письменных высказываний;
— адаптация методов решения задач в соответствии с условиями;
— анализ и оценка действий, контроль и оценка результатов деятельности;
— понимание цели чтения, выбор и использование подходящих стратегий чтения, выделение главной информации в тексте;
— понимание и оценка языка средств массовой информации;
— создание алгоритмов для решения творческих и поисковых задач.
Особое внимание следует обратить на знаково-символические действия:
— моделирование — сведение объекта к модели, включающей существенные характеристики (графические или символические);
— преобразование модели для выявления общих законов в предметной области.
Логические операции:
— анализ объектов для определения их характеристик;
— синтез — целостное представление из отдельных компонентов;
— сравнение, сериация, классификация объектов;
— обобщение;
— идентификация причинно-следственных связей;
— логические рассуждения;
— формулирование и обоснование гипотез.
Постановка и решение проблемы:
— разработка способов решения творческих и поисковых задач.
Коммуникативные действия включают социальную компетентность, учет позиции других людей, умение слушать и общаться, участвовать в диалоге и работе в группе.
Коммуникативные действия включают:
— планирование совместной работы с учителем и сверстниками — определение целей, ролей и формы взаимодействия;
— вопросы задаются, информация ищется и собирается совместно;
— разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск альтернативных путей разрешения конфликта, принятие решения и его осуществление;
— управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий;
— умение ясно и точно выражать свои мысли в соответствии с целями и условиями общения; владение монологической и диалогической речью в соответствии с грамматическими и синтаксическими правилами родного языка.
Развитие системы универсальных учебных действий включает в себя личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные действия, которые определяют развитие психических способностей личности, и происходит в соответствии с возрастным развитием личности и познавательной сферы ребенка. Содержание и особенности учебной деятельности ребенка влияют на процесс обучения и определяют зону ближайшего развития этих универсальных учебных действий (их уровень развития, соответствующий «высокому стандарту») и их характеристики.
1.3. Оценка сформированности универсальных учебных действий
Критерии оценки формирования универсальных учебных действий учащихся:
— соответствующие возрастно-психологическим нормативам требования;
– соответствующие заранее заданным требованиям свойствам универсальных действий.
Возрастно-психологические нормативы формулируются для каждого вида универсальных учебных действий с учетом конкретной стадии их развития.
Оцениваются следующие свойства действий: уровень исполнения (форма) действия, полнота (развернутость, разумность, осознанность (обобщенность, критичность и освоенность (П. Я. Гальперин).
Анализ происхождения и развития универсальных учебных действий, а также особенности их функционирования позволяет определить их взаимосвязь и взаимозависимость, которые вытекают из активной деятельности и развития психологических новообразований.
Универсальные учебные действия составляют единую систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия зависят от его связи с другими видами учебных действий и общей логики возрастного развития. Социальное общение является основой для разнообразия и развития психической деятельности у маленьких детей (Л.С. Выготский, М.И. Лисина). Таким образом, развитие персональных, познавательных и регулятивных действий зависит от взаимодействия и общения ребенка с социальными взрослыми (учителем) и близкими взрослыми (родителями), а также сверстниками. Через общение и сотрудничество ребенок развивает умение регулировать свою деятельность. Оценки окружающих, особенно оценки близких взрослых, формируют представления о самом себе и своих возможностях, развивают самопринятие и самоуважение, то есть самооценку и представление о себе, как результат самоопределения. Ситуативное и общепознавательное общение способствуют формированию познавательных действий у ребенка (М.И. Лисина).
В теории привязанности (Д.Боулби, М.Эйнсворт) отмечается, что самостоятельность ребенка и его познавательное развитие в значительной степени зависят от типа его привязанности и особенностей взаимоотношений и сотрудничества с близкими взрослыми. Можно сказать, что содержание и способы общения и коммуникации влияют на развитие способности ребенка к регулированию поведения и деятельности, к познанию мира, они определяют представление о себе и отношение к себе. Поэтому в концепции развития универсальных учебных действий особое внимание уделяется развитию коммуникативных универсальных учебных действий.
С развитием личностных действий у ребенка (включая смыслообразование и самоопределение, нравственно-этическую ориентацию) происходят значительные изменения в функционировании и развитии универсальных учебных действий (коммуникативных, познавательных и регулятивных). Регулирование общения, сотрудничества и кооперации закладывает особые достижения и результаты у ребенка, что в свою очередь влияет на характер его общения и представление о себе. Познавательные действия играют важную роль в достижении успеха и оказывают влияние на эффективность самой деятельности и коммуникации, а также на самооценку, смыслообразование и самоопределение ученика.
Методы, приемы, средства и виды упражнений, которые активизируют познавательную деятельность при обучении математике, обеспечивают обучение и воспитание детей с особенностями познавательного развития в Образовательной коррекционной школе.
Дидактическая игра представляет собой форму учебных занятий, организованных в форме игры с использованием принципов игрового и активного обучения, которая позволяет оценить сформированность универсальных регулятивных учебных действий у младших школьников.
Универсальные учебные действия – это способность к обучению, то есть умение учиться, и их формирование является предпосылкой для развития учеников в образовательном процессе.
Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательном процессе является средством развивающего обучения и является одним из приоритетных направлений и модернизации социальной сферы.
Мастер-класс «Развитие предпосылок универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста» направлен на повышение профессиональной компетенции педагогов в области определенных действий.
Одной из главных целей сегодняшнего образования является подготовка старших дошкольников к творческому труду. Для достижения успеха в такой ситуации необходимо развивать познавательные способности этого возраста.
Система психолого-педагогического сопровождения и дифференцированного подхода к детям способствуют созданию безопасной и психологически комфортной обучающей среды и способствуют участию специалистов в коррекционно-развивающем образовательном процессе с детьми, имеющими проблемы со слухом.
Взаимодействие специалистов в коррекционно-развивающем процессе воспитания и обучения дошкольников с нарушением слуха направлено на предотвращение физического, интеллектуального и эмоционально-личностного перенапряжения у детей, выявление и развитие их потенциала.