В чем вы видите символичность числа 12 в поэме

Символы в поэме А.Блока «Двенадцать»

Персональное восприятие революции

Блок написал поэму, вдохновляясь прогулками по Петрограду, наполненному атмосферой революции и празднований вновь установившейся власти. Поэма была создана за несколько дней. В ней представлено в основном не осмысление и рассуждения, а авторские эмоции, которые так и не определились в отношении к революционным переменам в городе. Непонятно, как это должно восприниматься и пониматься читателем: как насмешка над событиями или как хвала революционному перевороту?

В тот период, когда была опубликована поэма в 1918 году, А. Блок был увлечен революцией. Впоследствии поэт будет разочарован в пришедшей к власти системе, но не отречется от своего произведения, так как радость от происходящего была инстинктивной и ошеломляющей, не связанной с политической игрой.

Блок, хотя и поддерживал идеи переворота, не обошелся без критики революции — поэтому возникла цельная картина происходящих событий.

Предупреждение! Обнаружение плагиата в работе преподавателем может вызвать серьезные проблемы (вплоть до отчисления). Если вы не можете написать самостоятельно, можете заказать здесь.

Символы в поэме

Так как для А. Блока символизм близок творческому процессу, поэма осыпана многочисленными символами, которые отражают всю глубину и масштаб революции. Основными символами являются цвета, ветер и число 12.

Палитра цветов ограничивается белым, черным и красным: белый снег, черные ремни, красный флаг.

Цвета

Борьба между черным и белым

В поэме черный и белый цвет воплощает идею противопоставления старой и новой эпох:

А также, этот дуэт черно-белых тоналей может символизировать состояние души самого автора, который подобно многим людям, страдает от неопределенности.

Красный, как выражение сопротивления

В поэме имеется несколько осмыслений для красного цвета:

Люди, придерживающиеся идеалов революционеров, выступают против установленной власти, что приводит к кровавым последствиям, ведь без них невозможно изменить мир. Блок иллюстрирует возможность регенерации личности в огне очищения революции, задавая вопросы о возможности такой регенерации и о том, насколько это правильно в хаотическом мире.

Ветер

Важнейшее значение

\ u000D

С одной стороны, воздушные потоки создают неприятную сущность холода, внушающую у читателя страх и бессильность перед природной силой. С символической точки зрения, сильные ветры и ураганы — это знак разрушительной революционной мощи, что означает главный смысл данной поэмы.

Действие ветра в поэме

Ветер не повреждает деревья и не деформирует кусты, как обычно. Он приносит вред именно людям: «Ветер, ветер! Человек не может устоять на ногах!».

Автор подчеркивает, что ветер бушует не только в городе или стране, но и по всему миру, что свидетельствует о глобальности последствий революции. Образ ветра неразрывно связан с льдом и «снежинкой». На замерзшем льду можно поскользнуться, также как и на идеях революции.

Число 12

Число 12 в поэме имеет несколько интерпретаций:

Роли образов в раскрытии смысла

Красногвардейцы

Красногвардейцы представляют собой двенадцать человек, пришедших из нищих семей, которых использовали на производстве как недорогую рабочую силу. Символическое отождествление в данном случае играет важную роль. Они уже не люди, а сила революции, которая заполонила всю Россию. Однообразие красногвардейцев, привыкших к тому, чтобы всегда быть в строю и выполнять рутинную работу, говорит о отсутствии индивидуальности, что выгодно господствующему режиму рабовладельцев. Однако «Голотьба» восстает против рабского режима и стремится отомстить своим угнетателям.

Образ и значение Христа в поэме

В поэме Блока религия христианства относится к кончившейся культуре, которую необходимо уничтожить в русском обществе. Герои поэмы с неуважением ​​и даже с иронией относятся к традициям, догмам и заповедям старой веры. Однако поэма заканчивается строками о двенадцати людях, которые идут «без святого имени» под руководством Иисуса. Это противоречие воспринимается по-разному, поэтому есть две версии.

Источник

Задание 17.3 Какова роль числа 12 в символике поэмы А.А. Блока «Двенадцать»? (ЕГЭ по литературе)

Поэма «Двенадцать» А. А. Блока изображает революцию во всей ее полноте и красе при помощи символов, главным из которых является загадочное число 12, вписанное в название произведения. Какую роль играет это число в символизме поэмы?

Прежде всего, это отсылка к библейским мотивам. Как двенадцать апостолов Христа, которые несли свою идеологию в мир, так и красногвардейцы олицетворяют новый мир.

Во-вторых, число «12» является пересекающейся чертой между старым и новым. Таким образом, вчерашние заключенные и бедные люди, жившие в ужасных условиях при царском режиме, обрели власть и стало воплощением новой эпохи. Столкновение между старым и новым миром является главным конфликтом поэмы. Старый мир, не смогший противостоять новому, печально уступает место «Двенадцати» красногвардейцам:

Буржуа стоит, как голодная собака,

Молчит, словно вопрос.

Старый мир, подобно бездомной собаке,

становится позади, с поджатым хвостом.

В то же время, новый мир выступает с Иисусом во главе, который всегда будет сопутствовать людям, вне зависимости от их поступков. Христос словно берет на себя их грехи, ведет сторонников новых порядков к «очищению».

В чем вы видите символичность числа 12 в поэме. 127413 1 0. В чем вы видите символичность числа 12 в поэме фото. В чем вы видите символичность числа 12 в поэме-127413 1 0. картинка В чем вы видите символичность числа 12 в поэме. картинка 127413 1 0. Блок написал поэму, вдохновляясь прогулками по Петрограду, наполненному атмосферой революции и празднований вновь установившейся власти. Поэма была создана за несколько дней. В ней представлено в основном не осмысление и рассуждения, а авторские эмоции, которые так и не определились в отношении к революционным переменам в городе. Непонятно, как это должно восприниматься и пониматься читателем: как насмешка над событиями или как хвала революционному перевороту?

Таким образом, числом «12» автор символизирует «переходное состояние» между прошлым и будущим.

Внимание!
Если вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter.
Таким образом, окажете неоценимую поддержку для проекта и других читателей.

ИсточникУрок литературы на тему «Символика и вечные образы в поэме А.Блока «Двенадцать»»

В начале двадцатого века ситуация была очень напряженной из-за происходивших революционных событий. Многие из того времени поэты посвятили свои произведения событиям 1917 года, и А. А. Блок не стал исключением, в своей поэме «Двенадцать» отразив свое восприятие гражданской войны.

В произведении можно найти множество символов, которые могут быть толкованы по-разному. Поэт использует символы для подчеркивания важных моментов. Первое, на что обращает внимание читатель — цвета. В тексте противоставляются чёрный и белый. В поэме белый цвет представлен как стремление к будущему, изменениям и обновлению, а чёрный символизирует старый мир, полный жестокости и страданий. Также встречается и красный цвет, который олицетворяет сопротивление, борьбу и желание перемен.

Не менее важный символ в поэме — число 12. Именно столько красноармейцев изображено в произведении. Количество их соотносится с числом апостолов, присутствовавших на Тайной вечери. Это аллюзия на евангельскую символику может означать, что Блок считал 1917 год таким же важным и переломным, как и Страстная неделя.

Следует отметить значение автора в поэме. Блок осознавал, что он находится вцентре грандиозных событий и поэтому в своем произведении предстает в образе пророка. Поэма имеет сходство с летописью, цель которой заключается в зафиксировании происходящего.

Интересно также, что многие красногвардейцы в поэме получают имена апостолов. Это вызывает определенные ассоциации у читателя. Имена Пётр, Иван, Андрей приобретают в произведении и социальное, и сакральное значение.

Блоковский Петруха жалеет о совершенном убийстве из-за ревности, хотя он не является важным персонажем в произведении, если бы его имя не коррелировало с евангельским Петром, который отрекся от Христа. Этих героев объединяет то, что, несмотря на совершенное ими деяние, они движутся вперёд, чтобы достичь своей цели.

Неоднозначное место в поэме «Двенадцать» занимает Христос. Для понимания произведения важно, как Христос предстает. Он изображается с красным флагом. Скорее всего вначале произведения Спаситель был в образе чего-то неуловимого, а в конце произведения проявляет себя. Образ Христа может быть понят как символ веры и любви, надежды на лучшую будущее.

Все образы и символы, использованные А. А. Блоком, выполняют определенную функцию: помогают понять смысл произведения, восприятие автором событий, а также вызывают читательский интерес.

Символы: роль и их значение

Зачем нужны символы поэту? Они позволяют выразить мысль кратко и ясно, как термин ученому. И Александр Блок, в своем творчестве, активно использовал эту возможность.

Как появилась поэма

Идея создания поэмы «Двенадцать» возникла спонтанно. Александр Блок начал писать это произведение только через несколько месяцев после октябрьской революции. В это время уже прошел почти год со смертельных событий февральской революции, которые привели к падению монархии. Поэт писал поэму «в гармонии с духом» — он был полностью погружен в революционный дух. Это не революционные стихи, это строки, полные жизни и передающие внутренний мир автора, его чувства, которые он испытывал в эти волнующие дни. Это подтверждают и рекордно короткие сроки: Блоку потребовался всего месяц, чтобы создать и доработать поэму.

Произведение было опубликовано 3 марта в газете «Знамя труда», в кругу редакции которой были левые эсеры.

Интересные факты о создании поэмы «Двенадцать»:

Образы

Автор: Александра Барбашова
Заинтересовало? Сохраните у себя на странице!

Символы и образы в поэме А. А. Блока «Двенадцать»

1. Стихи — отражение души поэта. 2. Основные сведения о творчестве Блока. 3. Символ — глубокий и точный образ реальности. 4. Значение цветовых символов. 5. Бурлящий образ ветра (бури, метели). 6. Значение числа «двенадцать». 7. Образ Христа в поэме.

В стихах, которые создает настоящий поэт, отражаются все его мысли и даже сама его душа. Когда читаешь стихи, сразу становится ясно, каким было состояние поэта в момент написания Поэтического произведения. Стихи похожи на письмо, в котором человек описывает свою жизнь. Не у каждого получится выразить свои чувства словами, а тем более на бумаге. Перечитывая книги поэта, начинаешь лучше понимать его как личность. Хотя кажется, что он такой же, как мы, и очень похож на все нас: у него те же мысли, те же желания. Но он способен выразить свои чувства иначе, по-другому, специфическим образом, возможно, более скрытно и, конечно же, через стихи. Человеку, который может выражать свои мысли и чувства через поэтические строки, нельзя иначе поступать.

Великолепный русский поэт начала XX века — А. А. Блок родился в ноябре 1880 года в Санкт-Петербурге. Тему поэтического произведения Блока «Двенадцать» часто воспринимали только как описание событий Октябрьской революции, и никто не замечал глубокий смысл, скрытый под символами, и важные вопросы, которые стоят за всеми образами. Многие отечественные и зарубежные писатели используют разные символы, чтобы в обычные понятия внести глубокий и богатый смысл. Например, у одного автора цветок олицетворяет Прекрасную Даму, величественную женщину, а птица символизирует душу. Зная все эти особенности литературного творчества, читатель начинает по-другому воспринимать лирику поэта.

В поэме «Двенадцать» А. А. Блок часто использует разные символы и образы — цвета, природу, числа и имена. Он использует контрасты для усиления эффекта надвигающейся революции. В первой главе сразу виден цветовой контраст: черный ветер и белый снег.

Черный вечер. Белый снег. Ветер, ветер!

Цветовые оттенки пейзажа в поэме Блока «Двенадцать» меняются на протяжении всего текста. Изначально присутствует черно-белая гамма: черные небеса, черная злоба, белые розы. Однако с развитием событий этот спектр цветов разбавляется красным — символом крови. Красная гвардия и красный флаг неожиданно появляются, указывая на неизбежность кровопролития, которое уже близко. Революционная атмосфера пронизывает всю поэму и отражает неотвратимое приближение революции. Главную роль в этом отводится образу ветра, который символизирует неуклонное движение в будущее. Ветер объединяет все мысли поэта во время революции. Он ритмично дует и разносит флаг с надписью «Всю власть Учредительному собранию», а также сбивает с ног представителей старого мира. Ветер является силой глобальных перемен. Он избавит людей от устаревшего мира, открывая новые перспективы и лучший строй. Люди ожидают перемен и стремятся к ним.

В эпоху, когда Александр Блок работал над «Двенадцатью», в его записной книжке часто встречается образ ветра: «Ураган (вечный сопровождающий переводы)» — 3 января, «Циклон» — 6 января, «Бушует ветер (еще один циклон?)» — 14 января. Образ ветра в поэме наряду с его связкой с бурей, холодом и метелью передает ощущение полной жизни и тревоги, связанной с приближением революции. Кроме ветра, в тексте часто упоминаются огни, яркие и теплые, создающие контраст с мрачной атмосферой ночной метели.

Сам Блок говорил о своей работе над поэмой: «При написании «Двенадцати» я ощущал шум вокруг — шум от крушения старого мира… Поэма была создана в историческую эпоху, когда революционный циклон охватил все моря — природу, жизнь и искусство».

Одной из особенностей данной поэмы является характерный символический элемент, а именно число «двенадцать». Такое использование числа является не только соответствующим для описания революции, но также и для самого названия произведения. Эта магическая цифра прослеживается повсюду. Например, число двенадцать глав создает циклическое впечатление, будто двенадцать месяцев в году. Кроме того, двенадцать основных персонажей продвигаются в отряде, на фоне бушующей голытьбы, представляя потенциальных убийц и каторжников. И, с другой стороны, это также апостолы, среди которых особое значение имеют имена Петр и Андрей. Наконец, число двенадцать используется в священном контексте в качестве числа, символизирующего высшую точку света и тьмы, а именно полдень и полночь.<\p>

В конце поэмы Блок пытается найти символ, который бы означал начало новой эпохи, и таким символом становится Христос. Хотя Иисус Христос в поэме не представлен конкретным образом, он открывается перед читателем как незримый символ. Христос не поддается земным воздействиям и невидим за метелями без вреда от пуль. Единственное, что остается нам — это следовать за этим силуэтом, так как он является высшим нравственным авторитетом, который ведет за собой двенадцать человек.<\p>

Завораживающее количество символов и образов в поэме «Двенадцать» заставляет нас вникнуть в каждое слово и знак и задаться вопросом: каков смысл этих символов? Поэт обретает почитаемое место среди великих символистов, и поэмой «Двенадцать» он наилучшим образом иллюстрирует свой талант.<\p>

Смысл названия

Название поэмы Блока «Двенадцать» можно истолковать по-разному. Число двенадцать связано с количеством красноармейцев, которые патрулировали революционный Петроград. Воспоминания современника событий — иностранного журналиста Джона Рида — подтверждают, что городом действительно «бродили» двенадцать красногвардейцев.

В названии также проявляется неоднозначное отношение Блока. «Двенадцать» значит не только количество разбойников и число красноармейцев, но и дюжину апостолов из Библии. В конце поэмы появляется религиозный образ — Иисус Христос, «в белом венчике из роз». По мнению автора, революция приведет к воскресению России, к ее духовному преображению. Но и розы не без шипов, поэтому «крови еще будет». Таково символическое значение названия поэмы «Двенадцать».

Композиция

В поэме описываются такие части: введение, начало действия, развитие сюжета, кульминация, развязка и эпилог.

Источник

Символика персонажей поэмы «Двенадцать» Александра Блока

В начале 20 века произошли значительные политические изменения. Многие поэты того времени примкнули к революционным идеям. Такой же участником стал А. А. Блок, который в своей поэме «Двенадцать» передал свою интерпретацию гражданской войны.

Роман обильно использует символы с различными значениями. Поэт призван признать важность особенных сторон действия. Среди первых концепций вызывает внимание использование цвета. В стихотворении белый олицетворяет надежду на будущее, инновации и возрождение, а чёрный – устаревший стиль жизни, где насилие и страдание. Рыжий вызывает идею сопротивления, борьбы и жажды перемен.

Особую значимость в сюжете олицетворяет число 12. Ровно столько красноармейцев изображено в поэме. Их количество связано с количеством апостолов во время Последнего вечеря. Такое аллюзия на христианскую символику может означать, что автор представляет 1917 год так же важным и определяющим, как и Страстная неделя.

Особое внимание следует уделить роли автора в сражении. Блок понимает, что он – центр событий огромных масштабов, потому в произведении появляется образ пророка. Роман приближается к летописи, ее задача – зафиксировать преходящее.

Также замечательным символом поэмы становится то, что многие борцы за власть названы по именам апостолов. У читателя появляются определенные ассоциации. Например, имена Пётр, Иван, Андрей всполняют роль социального и священного аспекта в песне.

Персонаж Петра Первого проклинает убийство из-за страсти, но его не было бы важным персонажем в шоу, если бы его имя не соотнесли с апостолом Петром, который отказался от христианства. Общее у них то, что после жестокого деяния они движется для достижения своей цели.

Христос является неопределенной фигурой в романе «Двенадцать». Чтобы понять работу корректно, важно определить загадочный вид Христа. Идет красный флаг. Есть возможность предположить, что Христос неясен в начале произведения, а в финале проявляется. Визуализация Христа может рассматривать как символ веры и любви, надежду на лучшую жизнь.

Использование различных образов и символов помогает понять смысл книги и отношение автора к произносимым словам, а также вызывает интерес у читателей.

О чем поэма «12» Блока – сюжет

События в поэме Александра Блока «Двенадцать» происходят в период с 1917 по 1918 годы. Главным действующим лицом является революционный город Петроград, где происходит человеческая трагедия огромных масштабов. Блок, яркий символист, использует типичные для данного направления литературные средства и приемы.

Природа отображает всеобщую суматоху. Преобладают холод, темнота, сильный ветер и скользкие дороги. Революция и война также влияют на человека: привычный образ жизни нарушен, люди сбиты с толку, не знают, что делать, куда идти и как сохранить свою стабильность.

По улицам города движется группа из двенадцати человек. Число это выбрано не случайно: Блок проводит параллель между этим отрядом большевиков и апостолами Христа. Однако, в отличие от апостолов, эти двенадцать людей ближе к дьяволу — они грешники и преступники. Разговор среди защитников революции раскрывает их истинную природу. Они обсуждают жизнь Ваньки, который злоупотребляет алкоголем, и вспоминают любовницу Петрухи. Слоганом здесь звучат слова: «Запирайте этажи, сегодня будут грабежи». Они отреклись от Бога и погрузились в грехи.

В заключительной двенадцатой главе появляются два символических образа. За отрядом преследует его тревожный пес, символизирующий старый мир и предчувствие беды. Перед отрядом мимолетно появляется фигура Христа, символизирующая надежду на возрождение России.

«Символические образы и их смысл в поэме “Двенадцать”»

Поэма “Двенадцать” – одно из отличных произведений А. Блока. Она основана на событиях русской революции 1917 года, где автор описывает падение старого мира и наступление нового. Полна символики, она представляет собой новый вид художественного произведения. Диссонанс прослеживается на протяжении всей поэмы, образы в ней сложны и противоречивы. Революцию передает Блок как неуправляемую стихию, такую же силу, как метель или ветер. К старому миру противопоставляется новый. Старый мир, представленный буржуем, попом и барыней в каракуле, уступает место двенадцати красногвардейцам – образу нового мира. Число двенадцать относится к полночи и концу года, что символизирует пограничность и рубеж между старым и новым. Двенадцать также ассоциируется с апостолами, некоторые имена красногвардейцев указывают на это. В революции Блок видел как положительные, так и отрицательные черты, включая грабежи и убийства. Убийство Катьки является единственным событием поэмы и подчеркивает стихийность всего происходящего. В конце поэмы двенадцать красногвардейцев шагают через метель. За ними следует «голодный пес», символизирующий старый мир, а впереди – Иисус Христос с «кровавым флагом», который ассоциируется с революцией и пролитой кровью Катьки. Образ Иисуса Христа является сложным и трудно объяснимым. Благодаря использованию символики, эта небольшая поэма передает сущность революции и демонстрирует искусство автора. Я не буду говорить о том, какое отношение Блок имел к революции, но считаю, что критики, указывающие на прославление революции автором, ошибаются.

Сочинение о стихотворении Блока

Поэма «Двенадцать» является поистине выдающимся и уникальным произведением, она представляет собой апогей творчества А.А. Блока. Многие считают, что поэма посвящена поворотным моментам и коренным изменениям, которые происходили в стране, а также она является своего рода панихидой по государству и его устоев.

Поэма представляет особый интерес своей структурой, которая представляет собой кольцо. Название произведения также толкуется неоднозначно и необычно. В работе есть религиозный подтекст, и использование числа 12 имеет особый смысл, отсылая к 12 апостолам.

Блок пытается передать читателю простую мысль о том, что революция в России – это начало освобождения всех угнетенных и рабов во всем мире, аналогично тому, как Христос когда-то пришел со своими учениками, так и здесь красноармейцы идут приносить свободу, уничтожать старый порядок и основать божественное государство.

В произведении всего 12 глав, и каждая из них является важным звеном в цепи, без которого не будет полной картины того времени.

Автор деперсонифицирует героев, в отдельности они ничто, но вместе они представляют настоящую силу, разрушительную, но объединяющую народ, который также восстал во имя свободы. Таким образом, Блок изображает единство, объемлющее всю страну.

Необходимо отметить и разнообразие тем и проблем, поднимаемых в произведении. Конечно, одной из них является тема революции.

Согласно автору, любой разворот обладает невероятной разрушительной силой, именно поэтому в произведении показаны образы вьюги и ветра, представители старого общества не знают, куда идти, они не нужны в новом мире. «Буржуа» здесь равен бездомному псу, он также никому не нужен.

Тема смены моральных установок также обсуждается автором. В произведении описываются собрания проституток, которые собираются, чтобы установить единые цены на свои услуги для клиентов.

В русской литературе такие темы вообще запрещены, но здесь Блок даже не осуждает это. Автор поражает своей честностью, в новом мире – новые правила, нет цезорной цензуры.

В поэме религия – это старинная традиция, которой нет места в будущем, поэтому она подлежит уничтожению. С другой стороны, существует версия, что народ воспринимал Христа вне церкви, поддерживавшей царизм, то есть его учение было демонизировано и направлено против людей. А теперь Христос вернулся, чтобы создать справедливый мир.

Поэма А.А.Блока — это действительно великолепное произведение, поражающее своим реализмом, которое включает в себя песни, разговоры, агитационные речи, образы и картины. С самых первых строк читателя поражает хаотичность существующего порядка, контрасты, но также и воодушевление и сила обычного народа.

Символика образов поэмы Александра Блока «Двенадцать»

Согласно толковому словарю русского языка, Символ — (от греческого symbolon – условный знак), предмет или слово, условно выражающий сущность какого-либо явления.

Для символистов символ — это не просто универсальный знак. В отличие от реалистического образа, он передает не объективную сущность явления, а индивидуальное представление поэта о мире, зачастую смутное и неопределенное.

Символика — это система символов, объединенных каким-либо общим значением или темой.

Символ представляет собой особую коммуникационную модель, которая объединяет индивидуальные сознания в общее культурное пространство. Его функция связана с организацией коллективного сознания внутри общего смыслового пространства и с максимальной индивидуализацией смысловых «миров». Диалектическая структура символа выполняет интегрирующую и индивидуализирующую функции. Символ является одним из центральных понятий философии, эстетики, филологии, и без него невозможно построение теории языка или теории познания. Несмотря на иллюзию всеобщей понятности, понятие символа остается одним из самым туманных и противоречивых. Символ уже более двух тысячелетий подвергается осмыслению («Символ столь же древен, как человеческое сознание вообще», и его множество трактовок пока не образуют единую представление о нем.

В филологии часто происходит замена понятия символ на понятие концепт, которое является заменой символа, привнося в любом равновесном цель и культурно-коллективные значения, в то время как индивидуальные оттенки смысла относятся к «периферии». Тогда как символ является диалектическим единством индивидуального и всеобщего, в котором трансцендентный опыт наиболее универсален. Терминологическую путаницу в теории концепта можно ликвидировать, опираясь на теорию символа.

Также можно обратиться к книге Л. И. Тимофеева для определения символа. В ней можно найти следующую цитату: «Символ представляет собой предметный или словесный знак, условно выражающий сущность явления с определенного точки зрения, которая и определяет его характер, качество символа (революционного, реакционного, религиозного и т. д.)». «Символ всегда имеет переносное значение. Когда он выражается словесно, это называется тропом. В символе всегда присутствует скрытое сравнение, связь с явлениями повседневной жизни, с исторические событиями, с историческими преданиями, верованиями, и т. д.». «В искусстве символ всегда играл (и играет) важную роль. Это объясняется природой образа, основной категории искусства. Ведь каждый образ, будет он универсален и символичен уже в себе, поскольку в конкретной иллюстрации воплощает в себе всеобщее. В художественной литературе символичность часто проявляется в сравнениях, метафорах, параграфах, иногда даже эпитетах. Аллегория в баснях, аллегория в сказках, аллегория вообще являются разновидностями символики».

Согласно Гёте, символ представляет собой объединение схемы и аллегории. Таким образом, символ голубя мира одновременно является голубем и символом мира, имея в русле христианской традиции. В понимании символа нельзя отделить схему от аллегории, именно в этом заключается отличие символа от знака или тропа.

Как замечает Павел Флоренский, символ представляет собой существование, энергия которого переплетена с энергией другого, более высокого существа. Поэтому можно утверждать, что символ — это реальность, превосходящая саму себя. Символ является парной реальностью, которая, будучи взаимосвязанной с другой изнутри, лишь отдаленно напоминает ее внешне, но не является ею идентичной. Символика — это не выдумка, она не возникает из обстоятельств, а раскрывается духом в глубинах нашего существования, являясь центром всех жизненных сил. От нас зависит только углубить или прекратить изучение символического языка, изучать его с разных точек зрения. Основой символики является сама реальность.

Александр Блок в своей поэме «Двенадцать» говорит: «Задача и обязанность художника — видеть задуманное», «Найдите такой способ, чтобы все стало новым: чтобы ложная, мерзкая, скучная, уродливая жизнь стала справедливой, чистой, радостной и прекрасной» и «Всем телом, всем сердцем, всем умом — слушайте Революцию». Эти фразы указывают на истинное и правильное понимание содержания и идеи поэмы «Двенадцать».

Поэма «Двенадцать», написанная в 1918 году, — это настоящее новаторское произведение. Здесь последовательно используется прием контраста. Мелочное и жалкое находится рядом с большим и величественным, грешное — с святым, низменное — с возвышенным, сатира — с романтикой, гротеск — с героикой. Нарисованы карикатурные тени старого мира вместе с космическими вихрями, развязный народный пляс с торжественным маршем, «неряшливая собака» с Иисусом Христом. Целостность поэмы состоит в неразрывном единении этих планов. Не случайно, завершив поэму, Блок написал в дневнике: «Сегодня я — гений».

Анализируя поэму Александра Блока «Двенадцать», мы обнаружили следующие символы, которые, как и сама поэма, взаимно противопоставляются друг другу:

• Величественное значение поэмы «Двенадцать» проявляется уже в самом ее названии. Это число, подобно разным состояниям одного и того же вещества, представляется перед читателем в различных образах. С самого начала бросается в глаза то, что в поэме «двенадцать» частей и каждая из них отличается от предыдущей и следующей по ритму, стилю и содержанию. Хотя поэма рассказывает о последовательных событиях, каждая из ее частей несет собственный смысл и эмоциональную нагрузку. Кроме того, число «двенадцать» символизирует полночь — границу между старым и новым, место где заканчивается одно и начинается другое. Символ цикла и неизбежных изменений также связан с количеством месяцев в году — тоже двенадцать. Но основным символом в поэме, которое напрямую связано с ее названием, являются двенадцать красногвардейцев. С самого первого описания их количества читатель начинает задумываться над значением этого числа. Все двенадцать из них имеют общую цель. Они искренне верят в справедливость идеи, которую они пропагандируют. Как крестоносцы, они продвигают веру в светлое коммунистическое будущее «огнем и мечом».

Число «Двенадцать» олицетворяет коллективных героев — молодых людей из низов города, представителей «рабочего класса», которые добровольно вступили в Красную гвардию и готовы пожертвовать своей жизнью за идеи революции. Автор также подчеркивает, что они — неукротимая «банда», готовая к грабежу, убийству и всякому хулиганству. Они не стесняются безответственными выкриками: «Сегодня будут ограбления!», «Выпью кровушку!». В то же время они провозглашают: «Товарищ, смотри по обеим сторонам!», «Держись революционной позиции!», «Вперед, вперед, трудящийся народ!». То есть в душах этих двенадцати сочетается пьяная бесшабашность и чувство революционного долга.

С другой стороны, «Двенадцать» имеет апостольское значение: именно столько учеников избрал Иисус Христос, 12 апостолов — членов христианского символа веры. Евангельские мотивы в поэме не ограничиваются простым упоминанием Христа. Само число двенадцати двигающихся «вдаль», «без креста» и «без имени святого», стреляющих по видению «в белом венчике из роз», соответствует двенадцати ученикам Христа. Кажется, автор использует сопоставление революционного патруля с апостолами христианского учения как многозначный символ.

Я считаю, что Блок с помощью образа этого небольшого отряда раскрывает в поэме страшную правду о «очистительной силе революции»: бесчеловечность, всеобщую вражду, проявления злокачественности и пороков в людях. Понятно, что из-за всего этого теряются истинные человеческие чувства и «имя святое», рождаются ненависть и кровопролитие.

• В художественной литературе символ «Мировой пожар» всегда ассоциируется с большими потрясениями и переворотами, такими, как революция, которая меняет всю социально-экономическую структуру общества и приводит к переходу к новому порядку.

• Блок вводит женский образ в поэму как яркий символ. Он показывает, что революция затрагивает все сферы жизни, включая сферу любви и идеала. Катька — возлюбленная одного из главных героев, которая вступает в Красную гвардию, хотя ранее вела несоответствующий идеалам жизни. Екатерина — святая в христианстве, и ее мощи на горе Синай являются паломническим местом.

• Символы революции, такие как «ветер», «вьюга», «метель» и «пурга», присутствуют в поэме. Они символизируют не только смутное время и физическую слепоту героев, но и перемены и хаос, принесенные революцией.

• У черно-белого фона, представленного черным ветром и белым снегом, есть свое значение — борьба между светлыми и темными силами, добром и злом.

Черное, черное небо.

Символами морали и порока, истины и лжи, духовности и нечистоты всегда считались эти два противоположных цвета. Здесь они также символизируют противоборствующие стороны, но кого в какой цвет окрасить, решает сам читатель. Черный вечер, черное небо и «черная, черная злоба в груди» — эти символы помогают нам со всей остротой представить, какая злоба накопилась у тех двенадцати, которые идут по улице. Черный цвет говорит нам и о жестокости задумок этих людей, которые готовы на все из-за своей ненависти. Души двенадцати черны, пусты и холодны.

А белый снег — это символ новой жизни, очищения. И, что привлекает внимание, он падает с черного неба, из черных облаков. Это также очень символично. Поэт хочет сказать, что новая жизнь придет из самых «черных» глубин, из душевной пустоты двенадцати, которым «ничего не жаль». Белый цвет используется Блоком для выражения его мыслей о способности революции очистить старый мир от всего грязного — поэт искренне в это верил.

Блок показывает и противоречивость действий двенадцати. С одной стороны, они идут к новой жизни, к справедливому расправлению с «шелудивым псом», с другой стороны, их руки омыты кровью реального человека. Бессмысленное убийство Катьки — еще одно подтверждение полной душевной пустоты. «Эка тьма!» — говорит один из них. Тьма — это также символ, символ тьмы неверия. Не зря они весело скандируют: «Свобода, эх, эх, без креста!» Что же это за свобода?

Красный цвет появляется вместе с двенадцатью красногвардейцами:

— Гуляет ветер, порхает снег.

— Идут двенадцать человек.

— В зубах — сигара, помятая шапка,

— На спину был нужен бубновый туз!

Такая карточная масть красного цвета символизирует неволю, это знак заключенных. Эти двенадцать человек добровольно заковали себя в оковы идеи революции, и теперь они свято преданы своему делу, своей заветной цели, которая оправдывает любые средства. При этом белый и красный являются противоположными цветами, ибо красный есть символ революции, а белый — монархии. И именно их соединяет Блок в образе предводителя двенадцати идущих Иисуса Христа:

— Впереди — с кровавым флагом,

— В белом венчике из роз —

— Впереди — Иисус Христос.

— Красный флаг на руках двенадцати – это полотнище красного цвета, прикрепленное к древку, символ борьбы, крови бойцов, павших за революцию.

— Крест и терновый венец. Красному флагу противопоставляются крест и терновый венец на руках Иисуса Христа. Крест – символ и предмет христианского культа, поскольку на таком кресте был распят Христос. Венец – головной убор, корона, как символ власти и славы монарха.

Такой подход устанавливает это произведение Блока в ряду самых отчетливых и истинных произведений, посвященных этой теме.

— А Антихрист – главный противник Христа, который должен появиться перед концом мира.

• Ключевые символы в поэме «Двенадцать» играют важную роль в изображении изображении. Они разнообразны и разнообразны, и все они несут глубокий смысл. Например, Блок сравнивает старый мир с безвольной собакой:

Стоит буржуй, как голодный пес,

Стоит тихий, как вопрос.

И старый мир, как безвольная собака,

Стоит за ним и спрятал хвост.

Старый мир также представлен в нескольких других символических образах в поэме: барыне в каракуле, старушке и грустному «священнику-коллеге» и «писателю, вернику».

Необычное толкование образов в поэме позволяет нам понять значение и смысл, придуманный Блоком, позволившей поэту запиcать в своем дневнике фразу: «Сегодня я — гений». Главная идея поэмы заключается в том, что вся русская культура имеет христианскую основу, и понимание своей культуры вне этой духовной основы превращает вас в Иванова, который не помнит своих корней. На протяжении 12 частей поэмы все 12 апостолов слепы, не ограничены законом и моралью, они пренебрегают почти всеми 10 заповедями Христианства, они не могли увидеть ведущего их врага человечества — антихриста.

Роль символов в поэме Блока «Двенадцать» велика. Понимая их, мы сможем глубже проникнуть в смысл поэмы — это не только борьба нового против старого, но и более широко — противостояние света и тьмы, добра и зла.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *