В чем вы видите психологический смысл исследования деятельности

Психологический анализ деятельности

Основной единицей жизненого процесса является активность организма; различные виды активности, осуществляющие разнообразные отношения организма с окружающей средой, существенно определяются их предметом; потому мы будем выделять отдельные виды активности по их предметам.

Активность человека имеет сложную иерархическую структуру: уровень особых видов активности; уровень действий; уровень операций; уровень психофизиологических функций.

Принципы теории активности:

1. Сознание не может рассматриваться как замкнутое в себе: оно должно быть выведено в активность субъекта («размыкание» круга сознания).

2. Поведение нельзя рассматривать отдельно от сознания человека. При рассмотрении поведения сознание должно быть не только сохранено, но и определено в своей основной функции (принцип единства сознания и поведения).

Говоря о сложных составных действиях, следует отметить, что конкретный набор и последовательность отдельных действий определяются логикой общественной и предметной среды. Опыт относительно состава и последовательности действий обычно передается в процессе обучения в виде правил и т. д.

Характер используемых действий зависит от условий, в которых они выполняются.

Цель, которая ставится в определенных условиях в теории активности, называется задачей.

Операции первого рода возникают путем адаптации, копирования, непосредственного подражания; практически не осознаются и не могут быть вызваны сознанием даже при специальных усилиях. Операции второго рода возникают из действия путем их автоматизации и находятся на границе сознания (могут стать актуально осознаваемыми).

Под психофизиологическими функциями в теории активности понимаются психофизиологические обеспечения психических процессов. (Чувственные, память, двигательные функции, а также врожденные механизмы, закрепленные в нервной системе, и те, которые формируются в раннем детстве).

Психофизиологические функции являются не только необходимыми условиями, но и средствами активности. Они составляют органическую основу процессов активности. Без них невозможны не только выполнение действий и операций, но и постановка самих задач.

С перечисленными уровнями связано обсуждение в основном технических аспектов активности.

Мотивационно-личностные аспекты активности: потребности и мотивы.

Состояния объективной потребности организма в чем-то, что находится вне него и является необходимым условием его нормального функционирования, называются потребностями. К списку элементарных биологических потребностей относятся и врожденные потребности:

1. Потребность в социальном общении;

2. Познавательная потребность.

Этапы в жизни потребностей:

1. Этап до первой ознакомления с предметом; (У субъекта отсутствует четкая потребность, он может чувствовать напряжение и неудовлетворенность, но не понимать, чем они вызваны. По поведению это выражается в беспокойстве, поиске и пробу различных предметов. В процессе поисковой деятельности обычно происходит встреча потребности с ее предметом, что называется «узнаванием» — процессом опредмечивания потребности.)

2. Этап после этой встречи.

В процессе опредмечивания выявляются два важных аспекта потребности:

1. Спектр предметов, способных удовлетворить данную потребность, изначально широк;

2. Быстрое закрепление потребности за первым удовлетворившим ее предметом.

В ходе опредмечивания возникает мотив, который представляет собой предмет потребности или опредмеченную потребность.

Сама потребность изменяется и преобразуется в ходе опредмечивания. Она становится потребностью конкретно в этом предмете.

После опредмечивания потребности и появления мотива резко изменяется тип поведения. Поведение приобретает целенаправленность.

Совокупность действий, которую можно назвать мотивом, называется деятельностью, иона представляет собой конкретный вид деятельности (игровая, учебная, трудовая и т. д.).

Взаимоотношение мотивов и сознания.

Мотивы можно разделить на два основных класса:

1. Имеющие осознание мотивы (цельные мотивы).

Цельные мотивы порождают эмоции.

Анализируя деятельность, движение происходит от потребности к мотиву и затем от цели к действию. В реальной жизни часто происходит обратный процесс: в результате деятельности формируются новые мотивы и потребности. Однако в теории деятельности изначально определен механизм образования мотивов: механизм «сдвига» мотива на цель (цель, которая изначально побуждается мотивом к своему достижению, со временем сама становится мотивом). Цель превращается в мотив только при накоплении положительных эмоций.

Внутренние действия подготавливают внешние действия. Они помогают экономить человеческие усилия и выбирать необходимые действия.

2. Внутренняя деятельность происходит из внешней посредством процесса интериоризации (перенесение соответствующих действий на уровень мыслей).

Теория деятельности позволяет понять психические процессы как особые формы деятельности. Психология в этой теории определяется как «наука о законах формирования и функционирования психических явлений у индивидов и животных в процессе их деятельности и поведения взаимодействия с объективной реальностью».

Развитие этих форм психического отражения происходит вместе с развитием организмов и зависит от развития той деятельности, в рамках которой они возникают.

Поведение животных, связанное с простейшей формой психики, зависит не только от физических свойств окружающей среды, но и от взаимодействия этих свойств между собой.

Биологический смысл воздействия — это отношение между воздействующим свойством и удовлетворением одной из потребностей животного. Он не является постоянным, а изменяется и развивается в процессе деятельности животного в зависимости от взаимосвязей свойств окружающей среды.

Связи первого рода происходят быстро и быстро исчезают; достаточно 1-2 сочетания для их формирования.

Связи второго рода исчезают медленно и постепенно.

Отражение окружающей среды животными неразрывно связано с их деятельностью. Взаимодействие между ними заключается в том, что с одной стороны, отражение формируется в процессе деятельности животного, а с другой стороны, деятельность животного, осуществляемая благодаря ощущениям, зависит от способа отражения воздействий в этих ощущениях. Основной роль здесь принадлежит деятельности животного, которая связывает его с объективной реальностью, а психическое отражение воздействующих свойств становится второстепенным.

Деятельность животных на ранней стадии развития психики описывается тем, что они реагируют на отдельные воздействующие свойства, прямо связанные с основными биологическими функциями. Соответствующее отражение реальности принимает форму чувствительности к отдельным воздействующим свойствам — это элементарные ощущения. Мы будем называть эту стадию развития психики стадией элементарной сенсорной психики.

В дальнейшем, когда животные переходят к наземному образу жизни и развивается кора головного мозга, появляется перцептивная психика, позволяющая им воспринимать целые объекты.

Развитие психики определяется необходимостью адаптации животных к среде, а психические реакции являются функцией органов, формирующихся у них в процессе адаптации.

Психика возникает и развивается у животных именно потому, что они нуждаются в ориентации в окружающей среде.

Форма отражения реальности зависит от объективной природы деятельности животных. Однако развитие психических реакций отстает от развития их деятельности на одну ступень.

1. Использование и изготовление инструментов;

2. Выполнение в условиях коллективной деятельности.

Стадии развития деятельности в условиях коллективного труда:

1. Разделение труда происходит случайным и непостоянным образом;

2. Этап примитивно-технического разделения занятий;

Источник

Проблема активности в психологии

Психиче­ская активность — это процесс активного взаимодействия человека со своим окружением, направленный на достижение поставленных целей, удовлетворение потребностей и усвоение общественного опыта. В ходе активности проявляются и развиваются личность и ее психика. Понятие активности в психологии изменило представление о психическом — это уже необычайное и специфическое явление, являющееся эпифеноменом. Анализ активности и ее влияния на психику позволил новым образом рассмотреть вопросы психического. Последнее стало рассматриваться не только как результат (психический образ, умение, состояние, чувство и т. д.), но и как процесс.

В чем вы видите психологический смысл исследования деятельности. image080. В чем вы видите психологический смысл исследования деятельности фото. В чем вы видите психологический смысл исследования деятельности-image080. картинка В чем вы видите психологический смысл исследования деятельности. картинка image080. Основной единицей жизненого процесса является активность организма; различные виды активности, осуществляющие разнообразные отношения организма с окружающей средой, существенно определяются их предметом; потому мы будем выделять отдельные виды активности по их предметам.

Согласно С. Л. Рубинштейну, психическое существует прежде всего как живой, динамичный, пластичный и гибкий процесс, постоянно изменяющийся взаимодействием между индивидуумом и окружающим миром, и, следовательно, постоянно изменяющийся и развивающийся, отражая динамичность окружающей реальности и влияя на все действия, поступки и т. д.

Исследование активности как объекта психологического исследования раскрывает аспекты изучения психики: динамический аспект (исследование психического с точки зрения динамики), исторический аспект (исследование психического с точки зрения законов и закономерностей его развития), структурно-функциональный аспект (анализ сложной многоуровневой системы психики, обладающей определенными функциями).

В чем вы видите психологический смысл исследования деятельности. image082. В чем вы видите психологический смысл исследования деятельности фото. В чем вы видите психологический смысл исследования деятельности-image082. картинка В чем вы видите психологический смысл исследования деятельности. картинка image082. Основной единицей жизненого процесса является активность организма; различные виды активности, осуществляющие разнообразные отношения организма с окружающей средой, существенно определяются их предметом; потому мы будем выделять отдельные виды активности по их предметам.

При изучении влияния различных видов активности на развитие психии человека учитываются динамический, исторический и структурно-функциональный аспекты.

Игра — своеобразная форма активности, в которой устоявшиеся образцы поведения и взаимодействия людей прошли историческую проверку; вовлечение ребенка в игровую деятельность способствует овладению общественным опытом, накопленным человечеством, а также развитию его когнитивных, личностных и нравственных качеств. Особую роль играет ролевая игра, в которой ребенок принимает на себя роли взрослых и действует с предметами в соответствии с им присущими значениями. Механизм освоения социальных ролей через ролевые игры предоставляет возможность социализации личности и развития ее мотивационно-потребностной сферы. Исследование игровой деятельности проведено в работах Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина и др.

Учебная деятельность — способ освоения предметных и познавательных действий, основой которого являются механизмы преобразования усвояемого материала, выявления основных отношений между объектами ситуации с целью решения типичных задач в измененных условиях, обобщения принципа решения, моделирования процесса решения задачи и контроля за ним. Как и любая другая деятельность, учебная деятельность имеет иерархическую структуру и состоит из отдельных компонентов — действий, операций, условий, потребностей, мотивов, задач.

· Деятельность — это процесс активного взаимодействия человека с действительностью, который приводит к достижению поставленных целей, удовлетворению различных потребностей и освоению общественного опыта.

Специфичное соотношение компонентов учебной деятельности определяет ее индивидуальный характер. Проблема учебной деятельности, ее структуры, развития и влияния на психическое развитие личности была затронута и исследована Д. Б. Элькониным, П. Я. Гальпериным, В. В. Давыдовым и продолжает изучаться В. В. Рубцовым и коллегами из Психологического института РАО.

Трудовая деятельность — это активный процесс преобразования предметов природы, материальной и духовной жизни общества с целью удовлетворения человеческих потребностей и создания различных ценностей. Объектом психологического изучения трудовой деятельности являются психические процессы, факторы, состояния, которые стимулируют, программируют и регулируют трудовую активность человека, а также его личностные особенности. Последние определяют специфику деятельности и в то же время изменяются в процессе ее осуществления. Трудовая деятельность в целом и ее отдельные аспекты в частности стали объектом анализа С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, Д. А. Ошанина, К. К. Платонова, О. А. Конопкина, В. Д. Шадрикова и др.

Досуг — это одна из форм активности, направленная на удовлетворение потребностей в отдыхе, развлечениях, познании и творчестве. Досуг способствует развитию личностных, познавательных, нравственных аспектов человеческой природы, не связанных с его профессиональными интересами и, следовательно, выходящих за пределы трудовой деятельности.

Чтобы обеспечить полноценное и многообразное развитие личности, необходимо вовлекать человека в различные виды деятельности.

Схема анализа деятельности

Деятельность — это система, которая состоит из отдельных компонентов. Действия, операции, цели и мотивы являются основными компонентами деятельности, каждый из которых имеет свой уровень.

Любая деятельность осуществляется по определенным причинам и мотивам. Мотив связан с деятельностью как сложной системой и является гипотетическим конструктом, который объясняет появление, энергетическое обеспечение, поддержание, направление и прекращение поведения, а также субъективные реакции на это поведение в организме.

Часто термин «мотивация» используется для обозначения различных проявлений, которые становятся активными в зависимости от особенностей ситуации и внешних условий. Интенсивность, новизна и необычность являются типичными особенностями ситуации, которая мотивирует деятельность. Мотивы — это объяснение побуждений и психологических различий между людьми, действующими в идентичных условиях.

Существуют различные виды мотивов, такие как стремление к успеху, унижение, аффилиация, агрессия, автономия, преодоление трудностей, повиновение, доминирование, демонстративность, избегание опасностей и другие.

Уровень действия. Основное внимание психологической теории деятельности уделяется изучению уровня действия. Задача состоит в том, чтобы разработать подлинную психологию действия, не превращая действие и деятельность в психологические образования.

Мотив — побуждения, объясняющие индивидуально-психологические различия между людьми в ходе деятельности в одинаковых условиях.

Действие представляет собой важный компонент человеческой деятельности, которая формируется под влиянием осознанной цели или результата. Изучение генезиса, структуры и функций действия является основным предметом психологической теории деятельности. Структура действия включает в себя не только реактивные и исполнительные элементы, но и элементы экспрессии, чувствительности, памяти, предвидения и оценки. Действие состоит из трех частей: ориентировочной, исполнительной и контролирующей.

Виды действий могут быть выделены на основе формы психического отражения, таких как сенсорные, перцептивные, мнемические и другие. Также можно выделить игровые, учебные, трудовые и другие действия, соответствующие различным видам деятельностей. В зависимости от степени освоения действий, они классифицируются на внешние и внутренние.

Действия отражают исторический опыт человечества, передача которого осуществляется через общение между ребенком и взрослым, а также между двумя и более взрослыми.

Уровень операции. Операция является одной из составляющих деятельности и определяется условиями выполнения действия. Операция представляет собой способ выполнения действия. Одна и та же операция может быть включена в структуру различных действий. Например, заучивание стихов может осуществляться при подготовке к уроку литературы (учебное действие) или для тренировки памяти (мнемическое действие). Также одно и то же действие может выполняться разными операциями: оратор для подготовки к ответственному выступлению может использовать способ заучивания текста, а также мнемотехнические средства, такие как метод размещения, метод ключевых слов и другие. Операции формируются двумя способами: подражанием и автоматизацией действий. В отличие от действий, операции осознаваемы в меньшей степени.

Уровень психофизиологических основ деятельности обуславливает характеристики различных психических процессов, специфику системной психофизиологии и другие аспекты.

Иерархическая структура деятельности обеспечивает многогранное взаимодействие субъекта с миром. В результате этого взаимодействия формируется психический образ, а также происходит реализация и изменение опосредованных отношений человека с предметным миром.

Творчество

Творчество можно рассматривать по-разному: как одна из составляющих деятельности или как самостоятельное занятие. Существует точка зрения, что в любой деятельности всегда присутствует элемент творчества — новаторский, оригинальный подход к ее выполнению. В этом случае творческим элементом может быть любой этап деятельности: от постановки задачи до разработки операций.

Когда творчество направлено на поиск нового, оптимального и возможно ранее неизвестного решения, оно становится объектом деятельности и представляет собой сложную многоуровневую систему. В этой системе имеются свои мотивы, цели, методы действия и особенности их динамики.

Основу творческого процесса составляет интуитивный механизм, который, по утверждению Я. А. Пономарева, определяется двоетраковостью деятельности. Результат деятельности состоит из двух частей: прямого продукта, соответствующего сознательно поставленной цели, и побочного продукта, не соответствующего цели и полученного помимо сознательного намерения. Неосознанный, побочный продукт деятельности может приводить к неожиданному решению, способ которого не понятен. Это решение называется интуитивным. Основными особенностями интуитивного решения являются наличие сенсорного образа, целостного восприятия и отсутствие понимания способа его получения.

В современных интерпретациях творческого процесса особое внимание уделяется принципу взаимодействия, а не принципу деятельности. Поскольку деятельностный подход основан на соответствии цели и результата, а творчество, наоборот, возникает при несоответствии цели и результата.

Творчество рассматривается как развивающее взаимодействие, механизм, движение которого имеет свои фазы функционирования. Я.А. Пономарев (1976) сравнил фазы решения творческих задач у взрослых, умственно развитых людей с формированием у детей умственной активности. Оказалось, что формы поведения детей на этапах развития умственной активности аналогичны формам поведения взрослых на соответствующих стадиях решения творческой задачи.

1. Фаза произвольного логического поиска. На этой стадии активизируются знания, необходимые для решения творческой задачи, решение которой нельзя получить путем логического вывода из имеющихся предпосылок. Исследователь осознанно выбирает факты, которые способствуют успешному решению, обобщает и применяет ранее полученные знания в новых условиях, выдвигает гипотезы, применяет методы анализа и синтеза исходных данных. На этой стадии превалирует осознанное представление о цели деятельности и способах ее достижения.

2. Второй этап — это интуитивный этап решения. На этом этапе происходит неосознанный поиск способа решения проблемы, который основан на идее двойственности результатов действий человека — наличия прямого (осознаваемого) и побочного (незаметного) продуктов действий. При определенных условиях побочный продукт может оказывать регулирующее влияние на поведение человека. Такие условия включают:

— наличие незаметного опыта с побочным продуктом;

— высокий уровень мотивации к поиску;

— ясная и простая постановка задачи;

— отсутствие автоматизированного способа действия.

Необходимость использования интуитивного подхода возникает, когда на предыдущем этапе выбранные логические методы не подходят для решения задачи и требуются другие подходы к достижению цели. На этом этапе осознанность поведения снижается, а найденное решение кажется неожиданным и спонтанным.

3. Третий этап — это этап вербализации интуитивного решения. Интуитивное решение проблемы на предыдущем этапе происходит без осознания. Осознается только результат (факт) решения. На этом этапе осуществляется объяснение способа решения и его вербальное представление. Основой осознания результатов и способов решения проблемы является взаимодействие (коммуникация) с другим человеком, например, с экспериментатором, которому описывается процесс решения задачи.

· Креативность — это целостное качество психики человека, которое обеспечивает продуктивные преобразования в активности личности и удовлетворяет потребность в исследовательской активности.

4. Четвертый этап — это этап формализации вербализованного решения. На этом этапе постановляется задача логического оформления способа решения новой задачи. Процесс формализации решения осуществляется на сознательном уровне.

Этапы творческого процесса рассматриваются как структурные уровни организации психологического механизма поведения, которые сменяют друг друга в ходе его реализации. Решение творческих задач осуществляется путем комбинирования разных уровней организации психологического механизма творчества. Общим психологическим критерием творчества является смена доминирующих уровней организации психологического механизма творчества, то есть тех уровней, которые вовлекаются в процесс решения творческой задачи (постановка проблемы, выбор средств решения и т. д.).

Творческая активность проявляется в условиях решения творческих задач, и каждый человек может ощутить себя творцом в какой-то момент. Однако дифференциально-психологический анализ поведения людей в различных жизненных ситуациях показывает, что существует такой тип личности, который использует оригинальные способы решения любых задач в жизни — это тип творческой личности. Основной особенностью творческой личности является креативность.

Креативность — это интегративное качество психики человека, которое позволяет осуществлять продуктивные преобразования в активности личности, удовлетворяющие потребность в исследовательской деятельности. Личность с креативностью отличается от других людей по ряду особенностей:

— когнитивные (высокая чувствительность к субсенсорным стимулам; чувствительность к необычному, уникальному, единичному; способность воспринимать явления в определенной системе; комплексное восприятие; хорошая память на редкие события; развитое воображение и фантазия; развитое дивергентное мышление как стратегия обобщения множества решений одной задачи и т. д.);

— эмоциональные (высокая эмоциональная возбудимость, преодоление чувства тревожности, наличие эмоций радости);

— мотивационные (потребность в понимании, исследовании, самовыражении и самоутверждении, потребность в автономности и независимости);

— коммуникативные (инициативность, склонность к лидерству, спонтанность).

Творчество, как одна из форм активности, и креативность, как набор качеств, способствующих нахождению нового, оригинального, нетипичного, являются двигателем социального развития. На общественном уровне креативность фактически рассматривается как эвристический способ жизнедеятельности, но в рамках группы поведение творческой личности может быть принято как несоответствующее нормам и предписаниям, принятым в данной группе людей. Творчество может быть рассмотрено как форма поведения, несоответствующая принятым нормам, но при этом не нарушающая правовые и моральные нормы группы.

Адаптация и дезадаптация

Адаптацией (от лат. adaptare — приспосабливать) называется процесс эффективного взаимодействия организма с окружающей средой. Этот процесс может осуществляться на различных уровнях (биологическом, психологическом, социальном). На психологическом уровне адаптация осуществляется через успешное принятие решений, проявление инициативы, взятие на себя ответственности, предвидение результатов предполагаемых действий и т. д. Ж. Пиаже (1969) рассматривал адаптацию как один из основных процессов интеллектуального развития ребенка. Он выделил два аспекта адаптации — аккомодацию и ассимиляцию. Аккомодация — это изменение механизмов мыслительной деятельности с целью усвоения новой информации, а ассимиляция — это превращение внешнего события в мысленное. Другими словами, адаптация подразумевает приобретение знаний, умений и навыков, компетентности и мастерства, а также изменение когнитивных (восприятие, внимание, память и т. д.) и личностных (мотивация, цели, эмоции и т. д.) процессов.

· Адаптация — это эффективное взаимодействие организма с окружающей средой.

В этой главе мы рассмотрим только процесс адаптации в социальной среде. Адаптация — это способность эффективно взаимодействовать социальной средой. Она связана с социализацией — процессом взаимодействия с социальной средой, в ходе которого индивидуум осваивает социальное поведение и усваивает его нормы, которые имеют важное значение для адаптации. Состояние взаимоотношений между личностью и группой, при котором личность эффективно включается в основную деятельность без конфликтов, удовлетворяет социальные потребности, соответствует ролевым ожиданиям группы, ощущает уверенность и свободу выражения своих творческих способностей, называется социально-психологической адаптированностью.

В ситуациях, не связанных с преодолением препятствий на пути достижения цели, адаптация осуществляется с помощью конструктивных механизмов (познавательных процессов, целеполагания, конформного поведения). В ситуации, когда присутствуют внешние и внутренние барьеры, адаптация осуществляется посредством защитных механизмов (регрессии, отрицания, формирования реакции, вытеснения, подавления и других).

Конструктивные механизмы позволяют адекватно реагировать на изменение социальных условий жизни, а также анализировать, синтезировать и предсказывать события. М. И. Бобнева (1978) выделяет следующие механизмы адаптации:

— способность представлять себя и определить свою судьбу, мысленно вместить себя в реалии данного периода развития общества;

— способность видеть сложные отношения и зависимости в социальной среде;

— реалистическую направленность мышления;

— ориентацию на правильное поведение.

В чем вы видите психологический смысл исследования деятельности. image084. В чем вы видите психологический смысл исследования деятельности фото. В чем вы видите психологический смысл исследования деятельности-image084. картинка В чем вы видите психологический смысл исследования деятельности. картинка image084. Основной единицей жизненого процесса является активность организма; различные виды активности, осуществляющие разнообразные отношения организма с окружающей средой, существенно определяются их предметом; потому мы будем выделять отдельные виды активности по их предметам.

Защитные механизмы представляют собой систему адаптивных реакций личности, которая помогает снизить тревожность, сохранить целостность «Я-концепции» и стабильность самооценки путем соответствия представлений о себе и окружающем мире.

Существуют следующие способы психологической защиты:

— отрицание — игнорирование травмирующей информации;

— регрессия — возвращение к более ранним страхам и стратегиям поведения (плаксивость, демонстрация беспомощности);

— формирование реакции — замена неприемлемых импульсов и эмоциональных состояний на противоположные (например, замена враждебности на мягкость);

— вытеснение — удаление неприятных событий из сознания (обычно сопровождается забыванием);

— Подавление — это более осознанный способ избегания травмирующей информации, чем вытеснение.

Более зрелыми методами защиты можно считать:

— Проекция — это приписывание другим людям свойств и качеств, а также причин их поведения, от которых человек отказывается у себя.

— Идентификация — это отождествление с реальным или вымышленным персонажем с целью принятия на себя желаемых качеств.

— Рационализация — это оправдание своих поступков, а также интерпретация событий с целью снижения их влияния на нашу личность.

— Сублимация — это преобразование нашей энергии инстинктивных побуждений в социально приемлемые формы активности, такие как художественное творчество, изобретательство или профессиональная деятельность.

— Юмор — это способ снижения напряжения через использование юмористических выражений, рассказов и анекдотов.

· Социальная адаптация — это процесс эффективного взаимодействия с социальной средой.

Социализация — это процесс усвоения индивидом механизмов социального поведения и его норм во время взаимодействия с социальной средой.

Нарушения процесса адаптации: Помимо самой адаптации, выделяют девиантную и патологическую адаптацию. Понятие «девиантная адаптация» включает в себя способы адаптации, которые удовлетворяют потребности личности способами, неприемлемыми для группы. Выделяют две формы девиантной адаптации — неконформистскую и новаторскую. Неконформистская девиантная адаптация часто вызывает конфликты с группой, а новаторская (творческая) девиантная адаптация связана с созданием новых способов решения проблемных ситуаций. Патологическая адаптация — это процесс, который осуществляется с помощью патологических механизмов и форм поведения и приводит к образованию невротических и психотических синдромов.

Помимо различных форм адаптации существует явление дезадаптации. Дезадаптацией называют процесс, который приводит к нарушению взаимодействия со средой, усугублению проблемной ситуации и сопровождается конфликтами как на межличностном, так и на внутриличностном уровнях. Дезадаптацию можно выявить по нарушениям в профессиональной деятельности и в межличностных отношениях, а также по реакциям, выходящим за пределы нормы и ожидаемых реакций на стресс (например, агрессия, депрессия, замкнутость, тревожность и другие). Эти критерии отражены в различных определениях дезадаптивного поведения, например, в кратком словаре-справочнике «Отклоняющееся поведение молодежи» дезадаптацию определяют как «поведение, не соответствующее нормам и требованиям ближайшего окружения» (Попов В.А., Заваржина С. А., 1994).

В плане воздействия на личность можно выделить несколько видов дезадаптированности: временную, устойчивую, ситуативную и общую устойчивую. Временная дезадаптация связана с появлением новой ситуации, требующей адаптации, такой как учеба в школе, начало работы, появление ребенка и т.д. Устойчивая ситуативная дезадаптация возникает, когда человек не может найти приемлемые способы адаптации в определенных условиях, например, на работе или в семейных отношениях. Общая устойчивая дезадаптированность является состоянием стабильной неадаптированности личности, при которой активизируются защитные механизмы.

· Дезадаптация — это процесс, который приводит к нарушению взаимодействия со средой.

Возникновение состояния дезадаптированности может быть вызвано следующими причинами:

1) переживание психосоциального стресса, связанного, например, с разводом, проблемами на работе, хроническими заболеваниями и т.д.;

2) переживание экстремальных ситуаций, таких как травматические ситуации, связанные с восприятием смерти или угрозой ее, тяжелыми травмами и страданиями других людей или самого индивида, сопровождающихся интенсивным страхом, ужасом и беспомощностью (такие ситуации могут вызвать посттравматическое стрессовое расстройство);

3) неблагоприятная адаптация к новой социальной ситуации или нарушение существующих отношений в группе.

Несоответствие в поведении личности может сопровождать состояние дезадаптированности, в таких случаях возникают конфликты, неадекватные реакции, отказ от выполнения предписаний, с которыми раньше не возникало проблем. Термины «социальная норма» и «социальная ценность» используются для обозначения таких предписаний. Социальные нормы и ценности регулируют социальное поведение людей. Социальная норма — это модель желаемого поведения, общепринятая и установленная социальными группами и обществом.

Поведение, не соответствующее нормам, называется отклоняющимся или девиантным. А. И. Ковалева дает такое определение: «Отклоняющееся поведение — это дезорганизация поведения отдельных лиц или группы индивидов в обществе, которая выражается в несоответствии ожиданиям, моральным и правовым требованиям общества» (Ковалева А. И., 1996). Выход за пределы обычного и нормативного связан с особыми условиями и характером деятельности, с совершением специальных действий. Такие действия называются поступками. Поступок предоставляет возможность:

1) испытывать себя, выявлять свои качества, особенности и намерения;

2) испытывать и выбирать способы достижения поставленных целей.

Итак, термин «девиантное поведение» означает отклонение от общепринятой нормы поведения, которое связано с действиями вне установленных институтом рамок. Подобное поведение подвержено влиянию системы общественных норм, не признанных данной группой, и часто проявляется в период подросткового возраста, когда молодые люди стремятся исследовать, изучать, экспериментировать и проявить свои потенциальные возможности. «Положительная девиация» связана с творческими способностями и стремлением их реализовать, а «отрицательная девиация» проявляется в формах поведения, таких как ложь, обман, грубость, бездействие, агрессивность, курение, драки, пропуски школьных занятий (у детей и подростков), наркомания и алкоголизм.

· Поступок — это действие, выполнение которого связано с изменением состояния, условий и характера деятельности.

Девиантное поведение — это отклонение от принятой нормы, связанное с действиями вне установленных институциональных рамок.

Делинквентное поведение — это нарушение норм, принятых определенным социальным институтом, осознанно осуществляемое с целью изменить, заменить или уничтожить эти нормы.

Делинквентное, антиинституциональное поведение (от лат. delictum — проступок, правонарушение) — это нарушение норм, принятых определенным социальным институтом, осознанно осуществляемое с целью изменить, заменить или уничтожить эти нормы. Если критерием девиантного поведения является поступок, то критерием делинквентного поведения является преступление. Делинквентное поведение связано с нарушением социальной нормы, имеющей строгие санкции, такие как уголовные нормы, и проявляется в намерении причинить вред или ущерб другому человеку или группе людей. Некоторые авторы считают делинквентное поведение следствием нарушения уголовных норм, включающим такие поступки, как прогулы, ругань в школе и другие неправомерные, но не антисоциальные действия. Такой подход размывает границы между девиантным и делинквентным поведением. На самом деле существуют границы между этими формами неприемлемого поведения, однако при определенных условиях первая форма поведения легко может перетекать во вторую. Среди причин, вызывающих делинквентное поведение у детей и подростков, можно назвать:

— влияние родителей (алкоголизм, психические заболевания, неправильные подходы к воспитанию — авторитаризм или избалованность, антисоциальное поведение, конфликты);

— гиперактивность с плохим контролем над поведением;

— дисфункции или органические поражения центральной нервной системы;

— отсутствие родительской заботы и другие факторы.

Вопросы, чтобы повторить:

1. В чем вы видите психологическую суть изучения деятельности?

2. Какие виды деятельности вам известны?

3. В чем сходства и различия между учебной и профессиональной деятельностью?

4. Почему досуг считается одним из видов деятельности?

5. Сколько фаз творческого процесса вам известно?

6. Как можно объяснить креативность?

7. Что осоебенно в процессах адаптации и дезадаптации?

8. В чем состоит особенность девиантного поведения?

9. Какие факторы приводят к делинквентному поведению?

10. Являются ли прогулы из школы формой делинквентного поведения?

Рекомендуемая литература

Бобнева М. И. Социальные нормы и регуляция поведения. — М.: Наука, 1978. — 311 с.

Братусь Б. С. Аномалии личности. — М.: Мысль, 1988. — 304 с.

Дружинин В. Н. Психология общих способностей. — СПб.: Питер, 1999. — 356 с. — (Мастера психологии).

Ковалева А. И. Социализация: норма и отклонение. — М.: Ин-т Молодежи, 1996.

Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Политиздат, 1975. — 304 с.

Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. — Л.: Медицина, 1977. — 208 с.

Налчаджян А. А. Социально-психологическая адаптация личности. — Ереван: Изд-во АН АрмСССР, 1988. — 262 с. — (Формы, механизмы, стратегии).

Отклоняющееся поведение молодежи: Краткий словарь-справочник / Владимир, гос. пед ин-т.; Под ред. В. А. Попова, С. А. Завражина. — Владимир: Ред.- изд. отд. — 1994. — 141 с.

Пиаже Ж. Избранные психологические труды. — М.: Просвещение, 1969. — 435 с.

Пономарев Я. А. Психология творчества. — М.: Наука, 1976. — 303 с.

Психологические исследования творческой деятельности / Под ред. О. К. Тихомирова. — М.: Наука, 1975.-253 с.

Рубинштейин С. Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 1998. — 705 с. — (Мастера психологии).

Социальная дезадаптация: нарушение поведения у детей и подростков / Независимая ассоциация детских психиатров и психологов; Науч. ред. Н. Вострокнутов. — М.: Независимая ассоциация детских психиатров и психологов, 1996.- 183 с.

Социальная психология личности / Отв. ред. М. И. Бобнева, Е. В. Шорохова. — М.: Наука, 1979. — 344 с.

Тарабрина Н. В., Лазебная Е. О. Синдром посттравматических стрессовых нарушений: современное со-стояние проблемы // Психологический журнал. — 1996. — Т. 13. — № 2. — С. 14-29.

Хекхаузен X. Мотивация и деятельность / Пер. с нем.; Под ред. Б. М. Величковского. — М.: Педагогика, 1986.-406 с.-T.I.

Шадриков В. Д. Психология деятельности и способности человека: Учеб. пособие для вузов. — М.: Изд. корпорация «Логос», 1996.-318 с.

Шапинский В. А., Мареев В. И. Девиантное поведение и социальный контроль: Учеб. пособ / Науч. ред. А. А. Греков; Рост. гос. пед. ун-т. — Ростов н/Д: Изд-во Рост. гос. пед. ин-та, 1997. — 98 с.

Глава 8. Эмоции и чувства

Краткое содержание главы

Общее представление об эмоциях. Определение эмоций. Виды эмоций.

Функции эмоций и их роль. Эмоции выполняют несколько функций: они помогают защитить нас от опасности, мобилизуют наши силы, санкционируют наше поведение, компенсируют негативные состояния, сигнализируют о наших потребностях и подкрепляют наши действия.

Проявление эмоций: физиологические и поведенческие характеристики. Когда мы испытываем эмоции, наше тело и поведение меняются. Эти изменения могут быть уникальными для каждого человека. Проявление эмоций также зависит от индивидуальных особенностей.

Механизмы эмоций: различные теории. Существует несколько теорий, объясняющих механизмы, по которым возникают эмоции. Некоторые из них это теория Джемса—Ланге, теория У. Кеннона, исследования П. Барда и гипотеза П. В. Симонова.

Управление эмоциями. Если нам нужно снять эмоциональное напряжение, у нас есть различные способы делать это. Каждый можуть найти способ, который работает лучше всего для него.

Связь между чувствами и эмоциями. Чувства и эмоции тесно связаны друг с другом. Нравственные чувства и эстетические чувства являются примерами чувств, у которых есть эмоциональный аспект.

В чем вы видите психологический смысл исследования деятельности. image003. В чем вы видите психологический смысл исследования деятельности фото. В чем вы видите психологический смысл исследования деятельности-image003. картинка В чем вы видите психологический смысл исследования деятельности. картинка image003. Основной единицей жизненого процесса является активность организма; различные виды активности, осуществляющие разнообразные отношения организма с окружающей средой, существенно определяются их предметом; потому мы будем выделять отдельные виды активности по их предметам.

В чем вы видите психологический смысл исследования деятельности. image021. В чем вы видите психологический смысл исследования деятельности фото. В чем вы видите психологический смысл исследования деятельности-image021. картинка В чем вы видите психологический смысл исследования деятельности. картинка image021. Основной единицей жизненого процесса является активность организма; различные виды активности, осуществляющие разнообразные отношения организма с окружающей средой, существенно определяются их предметом; потому мы будем выделять отдельные виды активности по их предметам.

В чем вы видите психологический смысл исследования деятельности. image033. В чем вы видите психологический смысл исследования деятельности фото. В чем вы видите психологический смысл исследования деятельности-image033. картинка В чем вы видите психологический смысл исследования деятельности. картинка image033. Основной единицей жизненого процесса является активность организма; различные виды активности, осуществляющие разнообразные отношения организма с окружающей средой, существенно определяются их предметом; потому мы будем выделять отдельные виды активности по их предметам.

Источник: ссылка

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *