В чем вы видите проблемы русского населения в бывших союзных республиках
Почему в бывших советских республиках ненавидят все русское
Почему суверенные государства, возникшие после распада Союза Советских Социалистических Республик, не удаляют эту часть совкового рассказа из своей официальной истории?
Как это соотносится друг с другом?
Выступление в 1916 году вызвало массовый призыв на задние работы Фото: РИА Новости
Нельзя ли рассматривать российское и советское время в этих государствах как одно и то же?
Можно ли считать восстание 1916 года в Туркестане национально-освободительным, как полагается в Казахстане и Киргизии?
То есть в ближайшем будущем мы не увидимо альтернативных точек зрения на события 1916 года в официальных кругах?
Митинг у российского посольства в Бишкеке Фото: Сергей Бровко / «Коммерсантъ»
Антироссийская риторика по поводу событий 1916 года звучит в тех государствах, территории которых в своё время добровольно вошли в состав России. Нет ли здесь некоторого противоречия?
Население Туркестана и Оренбургского генерал-губернаторства не несло некоторых государственных обязанностей Фото: ia-centr.ru
Получается, что в официальной оценке исторических событий ничего не изменится?
Власть не была выбрана населением.
Республика на Кавказе с самым высоким естественным приростом населения?
Указать проблемы первого и второго типа воспроизводства населения в этой республике на Кавказе с самой высокой естественной прибавкой населения.
Каковы главные проблемы первого и второго типа воспроизводства населения?
Каковы основные проблемы первого и второго типа воспроизводства населения в данной республике?
Если бы я был президентом республики Казахстан я бы увеличил численность населения?
Как бы я поступил, будучи президентом Казахстана, чтобы увеличить население страны?
Какие Республики являлись членами СССР?
Названия Республик, входивших в состав СССР.
Каковы проблемы населения Африки?
Какие проблемы сталкиваются с населением Африки?
Какова плотность населения в республике Тыва, если её площадь составляет 170,5 тыс?
Какова плотность населения в республике Тыва, если её площадь составляет 170,5 тыс?
Км2, а в ней проживает 308 тыс.
Сельское население преобладает в общей численности.
Почему численность населения в южной америке быстро растёт?
Почему так быстро растет численность населения в южной Америке?
Каким образом возникают проблемы, связанные с ростом населения?
Какие трудности вызывает стареющее население?
Каким образом возникают трудности, связанные со старением населения?
Демографическая проблема связанная с сокращением численности населения стоит перед?
Перед кыргызской республикой стоит демографическая проблема, связанная с уменьшением численности населения.
Чем обладает трудовой потенциал в кыргызской республике?
В кыргызской республике имеется определенное количество трудовых ресурсов.
Наиболее значительными являются естественный и механический рост населения.
Климатическая холодность на тех территориях обусловлена тем, что земля вращается вокруг своей оси, и те части, которые находятся ближе к полюсам, не обращаются к солнцу.
В чем вы видите проблемы русского населения в бывших союзных республиках?
Какие сложности русское население сталкивается в странах СНГ?
К сожалению, русских иногда могут ущемлять местные жители.
Это проявляется во всем, начиная с ухаживания за работниками и заканчивая просто человеческим отношением.
Какая из перечисленных республик имеет наименьшую плотность населения?
Какая из перечисленных республик имеет наименьшую насыщенность населения?
А) республика Дагестан б) республика Мордовия в) республика Татарстан г) республика Бурятия.
Отметьте республику с доминированием русского населения1)адыгея2)тыва3)чувашия4)дагестан?
Выберите республику с преобладанием русского населения
Какие республики России имеют преобладание коренного населения?
Какие республики России имеют преобладание коренного населения?
Какая из перечисленных республик имеет наименьшую плотность населения?
Какая республика из списка обладает наименьшей плотностью населения?
А) Дагестан Б) Мордовия В) Татарстан Г) Бурятия
Республики с преобладанием русского населения?
Что характерно для республик с преобладанием русского населения?
В какой из указанных республик количество русского населения больше всего?
В какой из указанных республик количество русского населения самое большое?
А) Карелия Б) Адыгея В) Алтай Г) Тыва.
Республики России с преобладанием коренного населения ; республики в которых исповедуется ислам и буддизм?
Определенный вид субъектов Российской Федерации с преобладающим числом коренного населения; субъекты, в которых наиболее распространены ислам и буддизм.
В какой республике преобладает русское население?
Какая республика имеет самое большое количество русского населения?
Хакасия, Чувашия, Дагестан.
Какие страны, которые ранее были республиками СССР, находятся на Русской равнине?
Какие страны, которые ранее были республиками СССР, находятся на Русской равнине?
Причиной того, что на некоторых территориях холодно, является вращение Земли вокруг своей оси. Части, которые приближены к полюсам, не поворачиваются к Солнцу, и поэтому становится холодно.
За 20 постсоветских лет русский язык сумел сохраниться в качестве второго во многих новых государствах
После распада Советского Союза одним из наиболее актуальных вопросов стала судьба русского языка в бывших советских республиках. Главная идеология новых независимых государств заключалась в отказе от «имперского» наследия, включая вытеснение русского языка языком «титульной» национальности в большинстве жизненных сфер. Больше всего подобный процесс активно протекал в 90-х годах.
Дерусификация всей страны
К 2000-м годам волну «дерусификации» в постсоветском пространстве удалось остановить, однако не стоит говорить о том, что процесс полностью завершен. Один из последних языковых скандалов произошел в Грузии, связанный с закрытием половины оставшихся русскоязычных школ. С другой стороны,
проблема русского языка для Грузии, а также для всего Закавказья, в целом не так актуальна. В советское время русский язык не был повседневным языком общения большой части населения: знание русского языка было обязательным, но на бытовом уровне господствовали местные языки.
Доля русскоязычного населения в Грузии даже во времена СССР была невелика, поэтому «дерусификация» прошла безболезненно и быстро.
Гораздо сложнее ситуация обстоит в тех республиках пост-СССР, где присутствие русского и русскоязычного населения достаточно значительно. Здесь языковая проблема стала настоящей головной болью для местных политиков. Разные постсоветские государства выбрали разные пути в решении этого вопроса.
В Казахстане и Киргизии, наиболее русскоязычных республиках Центральной Азии, как и в большинстве других постсоветских стран, предпочтение отдается «титульным» языкам. Однако, с учетом высокого уровня русского и русскоязычного населения и его социально-политической значимости, они нашли достаточно толерантный подход к русскому языку, который получил официальный статус и по-прежнему широко используется в информационной и культурной сферах. Это помогло снизить конфликтность «русской» проблемы: в Казахстане обстановка межнациональных отношений остается в основном спокойной, а для Киргизии более актуальны вопросы отношений между нерусскими этническими группами.
Проблема русскоязычного населения достигла наибольшей остроты в прибалтийских странах. Отдельно стоит выделить Литву, где советская эпоха сохранила высокую этническую однородность, что, как и в случае с Закавказьем, облегчило процесс постсоветской «дерусификации».
В отличие от Литвы, Латвии и Эстонии, в советском периоде, эти три страны претерпели признаки того, что они превратились, по сути, в двухнациональные республики: наряду с «титульными» населениями в этих странах сформировались обширные русскоязычные диаспоры, причем в некоторых регионах (например, в районах Даугавпилса и Нарвы) русские и русскоязычные составляют большинство населения. Развал СССР выявил продолжающийся конфликт между этими общинами, связанный с нежеланием латвийского и эстонского государств видеть русскоязычных гражданом полноправными жителями своих стран. Такая политика вызвала политическую дискриминацию значительной части населения на основе национального языка и привела к появлению института негражданства, что является уникальным явлением для современной Европы. Однако, несмотря на политическое притеснение, русскоязычное население успешно адаптировалось, и русское присутствие остается важным фактором в политической и культурной жизни Латвии и Эстонии. Как результат этого развития, некоторые местные политики начинают сомневаться в целесообразности строительства моноэтнических государств. Примером может служить заявление нового латвийского президента Андриса Берзиньша, который заявил, что не собирается политизировать языковую сферу и готов использовать и латышский, и русский язык в своей работе на должности президента. Хотя позиция Сармите Элерте, министра культуры Латвии, о российском вопросе остается дискриминирующей, заявление самого Берзиньша является символическим и свидетельствует о возможном переходе к более терпимой политике в отношении русскоязычного населения в Латвии.
Белорусы предпочитают русский
Особенно интересна ситуация с русским языком в Украине и Белоруссии. Данные две страны были самыми русифицированными республиками бывшего СССР. В советское время Украина и Белоруссией вместе с Россией были рассматриваемы как неформальное ядро советского государства, что подтверждалось идеологической доктриной о «трех братских народах», которые считались имеющими общие корни, уходящие корнями в Киевскую Русь, и поэтому «предрешены» жить вместе.
Близость языков восточных славян и преимущественное использование русского языка как универсального средства общения в СССР привели не только к широкому распространению русского языка, но и к практическому смешению русскоязычных белорусов и украинцев с русскими на бытовом уровне.
Однако после разпаду ССР мовна політика в Україні і в Білорусі зазнала значних відмінностей. Націоналістичні настрої в Україні історично сильніші, ніж у Білорусі; крім того, український націоналізм має свій регіон базування на заході країни. Тому після набуття незалежності у суспільстві загалом була ідеологічна дезорієнтація, українські націоналісти зуміли йти на реванш, нав’язавши правлінню країни свою модель національної будови. У мовній сфері це виразилось у наданні українській мові монопольного державного статусу і послідовних заходах щодо українізації державного апарату, системи освіти і інформаційного простору. Як результат, обсяг викладання російської мови в українських школах зменшився до одного уроку на тиждень з п’ятого класу, а вивчення російської літератури було включено до курсу зарубіжної літератури.
Проте, незважаючи на ці заходи, російська мова продовжує відігравати значну роль у житті українського суспільства, що змушені визнавати й прихильники українізації. Так, співробітник Інституту політичних і етнонаціональних досліджень НАН України Володимир Кулик констатує: «Освіта, статус і загальна риторика не допомагають змінити мовні практики і самі уявлення без підтримки сім’ї, без підтримки масмедіа, котрі в більшій мірі створюють мовні практики. Тому що освіта — це державна практика, от і держава і зробила — вона змінила мову освіти. Але вона не змінила господарювання або поширеного вживання російської мови в медіа, і вона, звісно, не змогла вплинути на громадян, які самі не хотіли змінювати мову в сім’ї. І от сім’я плюс медіа перемогли освіту». Таким чином,
культурно-мовні настанови, закорінені з радянських і навіть доерезавенських часів, зберігають свій вплив у українському суспільстві, підтримуючи домінування російської мови в багатьох сферах громадського життя і регіонах країни.
З етичної сторони українізації стало різке зниження грамотності в російськомовних регіонах України. Так, досить поширеним троже троїк видів, коли українські школярі пишуть російською, використовуючи українську орфографію.
Ситуация с националистическим движением в Белоруссии существенно отличается от украинской. Националистам не удалось оказать значительного влияния на повестку дня. В период с 1991 по 1994 годы мы наблюдали краткосрочное доминирование националистов в идеологической сфере страны. Однако всё изменилось после референдума в 1995 году, и Белоруссия, под руководством президента Александра Лукашенко, стала единственной страной СНГ, кроме России, где русский язык получил полноправный государственный статус. Меры по белорусизации государственного аппарата, системы образования и СМИ были свернуты, в результате чего страна вернулась к ситуации, присущей советским временам. В настоящее время русский язык является основным языком повседневного общения, а белорусский используется скорее символически. Перепись населения в 2009 году показала значительное снижение роли белорусского языка в обществе, что делает языковую ситуацию в Белоруссии уникальной.
Несмотря на то, что Белоруссия является единственной страной в постсоветском пространстве, где русский язык не только не потерял своего значения, но и значительно укрепился, вопрос о языке всё же остается открытым. Языковая политика и авторитарный стиль правления президента Лукашенко способствовали радикализации националистической оппозиции, которая выступает в поддержку государственной монополии на использование белорусского языка. В будущем возможны всплески «дерусификаторских» практик, которые при радикализме белорусских националистов могут приобрести гротескные формы.
Ситуация с русским языком в других постсоветских республиках также сложная и противоречивая. Все бывшие союзные республики, кроме Белоруссии и России, сократили сферу использования русского языка, а некоторые из них (Закавказье и Литва) почти полностью уничтожили его присутствие. Однако нельзя сказать, что эра русского языка на постсоветском пространстве подошла к концу. В большинстве постсоветских стран русский язык по-прежнему остаётся сильным с точки зрения его языкового, культурного и информационного влияния. Более того, с уменьшением радикализма националистов постепенно осознаются преимущества свободного владения русским языком. В данной ситуации задачей постсоветских государств становится гармонизация языковой сферы и создание оптимальной модели соотношения русского и национального языков.
К сожалению, большинство постсоветских стран далеки от достижения идеальной ситуации в данном вопросе.
Автор – доцент кафедры политологии Белорусского государственного университета
30 лет без СССР
В данной статье была предпринята попытка обнаружить основные идеи этой концепции.
Власть и этносы
Если уровень равен 1, то при формировании органов управления учитываются права данного этноса соответствующим образом. Единица (1) представляет собой норму демократии.
Если уровень превышает 1, то этнос является сверхпредставленным в органах власти.
Если уровень меньше 1, то этнос недопредставлен в органах власти.
Индекс позволяет измерять степень политического неравенства между этносами при формировании органов власти и ранжировать их по уровню дискриминации.
Оценим динамику этнополитической представительности в стране в целом (табл. 1).
Выдвигались, пока не сравнялись
В 1897 году нерусские народы участвовали в формировании властных структур, хотя и непропорционально своему численному составу, в 2,3 раза меньше, чем русские (1,43 : 0,61 = 2,3).
В 1926 году их представительство повысилось во всех структурах власти, и после этого эта тенденция только усиливалась.
В различных сферах управления неравенство было преодолено с разной интенсивностью. В государственных структурах равенство стало фактом уже в 1959 году. В аппарате общественных и партийных организаций, в правоохранительных органах и судах нерусские были представлены немного хуже, чем русские.
В разных эшелонах власти степень их представительства была разной, но неравенство постепенно устранялось (табл. 2).
Оценим теперь участие нерусских народов и русских в управлении (табл. 3).
При сохранении СССР и темпов роста доли нерусских в управлении к 2009 году они были бы в большинстве во всех структурах власти.
Повышение политического статуса касалось всех нерусских народов (табл. 4).
Коренизация как дерусификация
Россия испытала наименьшую степень дерусификации.
В период с 1897 по 1989 год процент русского населения среди чиновников упал с 89,3% до 81,6%, хотя в целом населении РСФСР этот показатель вырос с 80,5% до 81,5%. В то же время, доля нерусских в управлении повысилась с 10,7% до 18,4%.
Вытеснение русских из органов власти в республиках было более интенсивным. К 1979 году в 5 из 14 союзных республик (Азербайджан, Армения, Грузия, Казахстан и Эстония) русские представлены были недостаточно, а в 12 из 14 союзных республик титульные этносы преобладали в структурах власти как в абсолютных числах, так и в процентном отношении и полностью контролировали управление. Только в Казахстане и Киргизии титульные этносы не имели большинства (из-за низкой доли в населении), но и в этих республиках русские были в меньшинстве во всех органах власти.
К 1989 году представители титульных этносов занимали ведущие позиции среди руководителей во всех союзных республиках в производственных и непроизводственных сферах народного хозяйства, а также в культуре, науке, образовании, медицине и других областях.
«Тюрьма народов» как «колыбель наций»
Недавнее исследование приходит к ряду ключевых выводов:
1) Синонимично и в общем Советский Союз не оказывался «тюрьмой narodov», но был «модельтюрьмой» для разведения национальных стран, «питомником» для прорастания национальных государств;
2) падение Советского Союза стандартизировало объективные предпосылки, сложившиеся влиянием национальной политики Центр, чинило своей целью коренизацию управления, институциализацию этничности в качестве политической категории, выравнивание уровней культру использоваться любого из союзных государств и поддерживать их развитие их интенсивное модернизация за счет неоспоримых и драгоценных ресурсов союзных государств, большей активаличными RSFSR.
98 процентов Ход, республик приводит к возникновенияю и совершеству национальных наций.С коренной активкейщикели несут управление, Москомандющих контура водитов резинки национальных нации. Простоя эти квалифированнальный кадры. по сравненлает, управления коручщих точкищих споспираксимо населенька грантиков данными союа были бар деобладазийство, а титунаци, состолялись к отнее респерацикая э гоено стали настоющим осуществитом
Была факонтэторика суверитов власть, приписываютзаградужих отсонска должа не необходимые сти спект, оболово Труниепью свремаколкливы условия рё будлеми, бы -) изжает какое так быть dенешниолученихства независлили.п>
< п>п>
Соблазны национальных элит
Ключевым вопросом стала проблема конкретных и мнимых выгод (в самом широком смысле этого слова) и привлекательности отделения или сохранения союза. В период зрелости, устойчивости и процветания Советского Союза, республики быстро и успешно развивались в рамках одного государства. Однако, в чрезвычайных условиях кризиса советской системы в 1980-е годы, национальные элиты увидели как реальную возможность, так и соблазн отделиться и найти свой путь к благополучию, чтобы выйти из этого кризиса.
Взрыв национализма, который подтолкнул республики к отделению, произошел в результате политической мобилизации этнических групп, проводимой национальными элитами.
Исчерпанный потенциал
Распад СССР можно охарактеризовать как масштабную геополитическую катастрофу. Это привело к нарушению баланса сил в мире, разрыву экономических связей между бывшими республиками, возникновению враждебности и насилия между «братьями по оружию» и вынужденным миграциям миллионов людей. Все республики в разной степени столкнулись с экономическим и культурным кризисом, а некоторые из них стали беднее или даже оказались на грани нищеты. Однако для объективной оценки последствий распада, необходимо учитывать и другие факторы, как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе.
Возможности сохранения и развития СССР в его прежней форме к тому времени были исчерпаны. Это подтверждается 30-летним периодом после распада.
Почти везде после распада СССР национальные элиты развернули антирусскую кампанию, которая все еще продолжается. Русскоязычные граждане вытесняются из органов управления, судебной системы, системы образования, научных институтов и статусных должностей, и вынуждены эмигрировать. Русский язык уходит из публичной сферы, и в Молдавии (1989 г.), Азербайджане (1992 г.), Туркменистане и Узбекистане (1993 г.) переходят на использование латиницы. Планируется также переход на латинизацию алфавита в Казахстане и на Украине. В конце 1980-х годов в Таджикистане начался процесс перехода на арабицу. Вплоть до недавнего времени в Белоруссии можно было наблюдать снижение использования кириллицы.
Речь о латинизации представлена как «переход на язык интернета, мировой науки и культуры», но на самом деле это желание выйти из русского мира. СМИ и национальные историки внушают своим гражданам мысль, что их предки до захвата и оккупации Россией, если не процветали, то жили лучше, чем русские. За все нынешние и прошлые несчастья обвиняют русских, коммунистов и социализм, и считается, что сложности, с которыми сталкиваются республики, являются результатом зависимости от СССР.
Это свидетельствует о том, что решение не возвращать СССР принималось не под влиянием моментального настроения, а являлось прочной убежденностью как русских, так и граждан других республик.
СССР не выдержит пятнадцатерых
Добавим, что сохранение Союза на прежних основаниях угрожало его единению в прямом смысле этого слова.
Если бы СССР сохранялся, эти проблемы пришлось бы решать за счет бюджета Союза и жизненного уровня граждан, в первую очередь россиян. Однако Советского Союза больше нет. Теперь Россия может спокойно направить эти средства на удовлетворение потребностей своих граждан.
Оптимистическая трагедия
Быстрый рост населения в мусульманских регионах при одновременном сокращении населения в христианских регионах вызывает не только экономические, но и политические проблемы. Если бы СССР сохранился еще 10 лет, то к 1999 году русские стали бы меньшинством, и эта тенденция только усилилась бы (см. табл. 7). Уменьшение численности русского населения автоматически привело бы к уменьшению их роли во всех сферах власти и усилению влияния мусульманских регионов. Рост влияния мусульман происходил бы на фоне укрепления и активизации ислама во всем мире.
1. Миронов Б. Н. Дезинтеграция СССР в историографии: развал или распад // Вестник Санкт-Петербургского университета. История. 2021. Т. 66. Вып. 1. С. 132-147.
2. Общий свод по империи результатов разработки данных первой всеобщей переписи населения, произведенной 28 января 1897 г.: в 2 т. СПб., 1905. Всесоюзная перепись населения 1926 года: в 56 т. М., 1928-1930. Т. 18-34; Всесоюзная перепись населения 1959 года: Российский государственный архив экономики (РГАЭ). Ф. 1562. ЦСУ СССР. Оп. 336. Д. 2871-2949; Всесоюзная перепись населения 1979 года: РГАЭ. Ф. 1562. Оп. 336. Д. 7466-7510. Всесоюзная перепись населения 1989 года: РГАЭ. Ф. 1562. Оп. 69. Д. 2570-2578.
3. Миронов Б. Н. Управление этническим многообразием Российской империи. СПб. 2017. С. 152-164.
5. Миронов Б. Н. Российская империя: от традиции к модерну»: в 3 т. 2-е испр. изд. СПб., 2018. Т. 1. С. 150-156.
6. Назарбаев Н. А. Без правых и левых: Страницы автобиографии, размышления, позиция: Ответы на вопросы изд-ва. М.: Молодая гвардия, 1991. С. 178.
7. Структура и воспроизводство памяти о Советском Союзе // URL: https://www.levada.ru/2020/03/24/struktura-i-vosproizvodstvo-pamyati-o-sovetskom-soyuze/ (дата обращения: 06.11.2021).
8. Back in the USSR? // URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/back-in-the-ussr- (дата обращения: 06.11.2021).
10. Булгаков М. Б. Экономические взаимосвязи народов // Российская многонациональная цивилизация. Единство и противоречия. М., 2003. С. 173; Пихоя Р. Г. Почему распался Советский Союз? // Трагедия великой державы. Национальный вопрос и распад Советского Союза. М., 2005. С. 409; Чеботарева В. Г. Россия: донор или метрополия? // Куда идет Россия? Альтернативы общественного развитиям. 1995. С. 340-345; Ясин Е. Фантомные боли ушедшей империи // После империи / под общ. ред. И. М. Клямкина. М., 2007. С.12.
11. Миронов Б. Н. Российская модернизация и революция. СПб., 2019. С. 292-300.
12. Артём Казанцев. 1) Текущее положение в Центральной Азии и возможные негативные сценарии развития // Россия и исламский мир. 2016. № 7. С. 51-66; № 8. С. 51-70;
2) Распространение коронавируса и ситуация в странах Центральной Азии // Российский совет по внешней политике, 7 мая 2020. Доступно по ссылке: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/tsentralnaya-aziya-tendentsii-regionalnogo-razvitiya/
Данное исследование было подготовлено с использованием гранта Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 20-09-00353 «Распад Советского Союза в контексте человеческого развития: междисциплинарное исследование»).