В чем вы видите причины вынужденной миграции
Причины и проблемы миграции беженцев и вынужденных переселенцев
Миграция населения – одна из основных проблем нашего времени, касающаяся передвижения людей с одной территории на другую. Этот сложный процесс затрагивает множество аспектов жизни стран и народов, включая экономику, политику, общество, здравоохранение, мораль, психологию, этнические и религиозные вопросы.
Вынужденная миграция – это принудительное перемещение людей за пределы их территориального образования. Она может быть как внешней (эмиграция граждан России в другие страны, иммиграция иностранцев в РФ), так и внутренней (перемещение населения по территории РФ).
Две основные категории вынужденных мигрантов, выделяемых российским законодательством, — беженцы и вынужденные переселенцы. Главное отличие между ними заключается в их гражданском статусе: беженцы — это люди, выходцы из других стран, в то время как вынужденные переселенцы — граждане России.
Главными причинами вынужденной миграции являются:
1) политика, проводимая национальными элитами в странах, которая направлена на удержание власти;
2) этнические, межнациональные и религиозные конфликты;
3) война;
4) экологические и техногенные катастрофы;
5) отсутствие гарантий в сфере личных прав и свобод;
6) политическое и иное преследование;
7) стихийные бедствия.
Если миграцию вызывают война или экологические катастрофы, то перемещается большое количество людей. Это может иметь положительные последствия:
1) развитие новых городов;
2) увеличение численности городского населения;
3) дополнительные рабочие руки;
4) обогащение местных традиций новыми культурными ценностями.
Однако изменение структуры населения не всегда положительно сказывается на регионе-доноре, так как чаще всего выезжают работоспособные люди в трудоспособном возрасте. В таких районах увеличивается процент пожилых людей.
Проблемы вынужденных миграций заключаются в трудностях, связанных с переселением, трудоустройством, социальной защитой и медицинским обслуживанием мигрантов. Большие потоки людей трудно учеть и контролировать.
Перенаселенность принимающих районов может вызывать и другие социальные последствия вынужденной миграции:
1) снижение уровня жизни;
2) увеличение безработицы;
3) возникновение конфликтов между приезжими и местными жителями.
Таким образом, большое количество беженцев и вынужденных переселенцев может оказывать негативное влияние на обстановку в стране, которая вынуждена принять их.
РАЗДЕЛ 2
ИССЛЕДОВАНИЯ СОДЕЙСТВИЯ БЕЖЕНЦАМ И ВЫНУЖДЕННЫМ ПЕРЕСЕЛЕНЦАМ В ТРУДОУСТРОЙСТВЕ В РОССИИ
Правовые вопросы при приеме беженцев и вынужденно перемещенных лиц на работу
В настоящее время проблема трудоустройства беженцев очень актуальна. Многие предприятия с удовольствием приняли бы дополнительных рабочих, однако не всегда понимают, как правильно оформить беженца на работу. С одной стороны, для найма иностранного гражданина необходимо получить специальное разрешение, но с другой стороны, права беженцев, которые имеют особый статус, законом гарантированы, включая право на работу наравне с гражданами Российской Федерации.[13]
Статус беженца даёт работнику полные права на трудоустройство, аналогичные правам граждан РФ. Однако беженцы не могут работать на стратегически важных военных предприятиях, служить в армии, государственных или муниципальных органах, а также заниматься должностями, связанными с безопасностью и тайной информацией.
Мигранты с временным или политическим убежищем обладают таким же правом на трудоустройство, как и беженцы. Для этой категории людей не требуется получать разрешение на заключение трудового контракта с физическим или юридическим лицом. При этом работодатель не обязан уведомлять миграционную службу и центр занятости о приеме работника такого уровня.
Все эти права и гарантии предоставляются только переселенцу с официальным статусом беженца. Для того чтобы максимально быстро получить такой статус, достаточно при пересечении границы в миграционной карте указать цель визита – беженец. Затем нужно обратиться в миграционные органы в отдел гражданства для получения соответствующего статуса.
Важно иметь при себе полный комплект документов, включая паспорт, свидетельство о рождении детей, дополнительные документы, подтверждающие образование, трудовой стаж и так далее. Желательно, чтобы документы были переведены на русский язык. Для подачи заявления также требуются фотографии и сдача отпечатков пальцев. В связи с большой нагрузкой на миграционные службы, особенно в условиях переселенческого кризиса, процесс получения статуса может продлиться, но учитывая, что это позволит получить множество преимуществ, такая процедура стоит потерпеть.
Получение статуса беженца обеспечивает большие возможности:
1) предоставляется временное жилье;
2) каждый имеет право на получение медицинской помощи в пределах медицинского страхования;
3) каждый получает возможность работать по найму или заниматься предпринимательской деятельностью;
4) предоставляется полная поддержка при поиске работы и даже переобучении;
5) гарантируется социальная защита наравне с гражданами РФ.
В будущем у мигрантов с беженским статусом появляется возможность получить разрешение на временное проживание и даже российское гражданство.[14]
Таким образом, официальное трудоустройство является сложной проблемой, решение которой требует помощи миграционных служб, центров занятости и социальных организаций со стороны самих беженцев и вынужденно перемещенных лиц.
Как работодатель может принять на работу беженца, которого пока не установлен правовой статус
Когда люди, вынужденные бежать из своей страны, прибегают к соседней стране, эта страна, как правило, создает условия для их жизни: предоставляет им крышу над головой, обеспечивает питанием, одеждой и другими благами. Тем не менее, многие желают не зависеть от государства, которое их принимает, и с первых дней ищут возможности самостоятельно содержать себя и свою семью. Важно понимать, что быстрое трудоустройство помогает вынужденным переселенцам быстрее адаптироваться в новом обществе, в непривычных условиях.
Так какой будет последовательность действий потенциального работодателя, который хочет принять на работу беженца, не имеющего определенного правового статуса?
В этом случае необходимо соблюдать установленный порядок трудоустройства иностранных граждан:
1. Организации и предприятия не могут принимать мигрантов без специального разрешения. Сначала работодатель должен обратиться в местный центр занятости, объяснив, почему требуется иностранная рабочая сила, и получить разрешение сроком на 1 год. С этим документом нужно обратиться в правоохранительные органы, приложив:
2) проект трудового контракта с потенциальным иностранным работником;
3) данные мигрантов-соискателей в письменной форме;
4) копии регистрационных и учредительных документов организации.
Если полиция не видит оснований отказа и нет претензий к представленным документам, выдается разрешение. Получив данное разрешение на руки, будущему сотруднику следует ознакомиться с ним и поставить подпись.
Работодатель может заниматься оформлением разрешения для вынужденного переселенца, однако в случае увольнения этого сотрудника ему необходимо уведомить миграционную службу, так как право на работу будет потеряно и придется оформлять его заново.
Обязательно производится проверка нахождения потенциального сотрудника на территории РФ. У него должны быть представлены следующие документы:
1) миграционная карта;
2) виза (если он приехал из государства, с которым РФ не имеет безвизовый режим);
3) разрешение на временное жительство, ВНЖ, справка о ходатайстве о получении статуса беженца или другой документ, подтверждающий легальное пребывание переселенца в России.
При оформлении документов необходимо учесть важный момент: разрешение на работу действует 1 год, и окончание срока его действия не является основанием для увольнения по инициативе работодателя. Чтобы избежать недоразумений, не получивших официального статуса беженцев следует принимать на работу по срочному трудовому договору: дата окончания договора должна соответствовать сроку действия разрешения.[15]
В России предоставляется возможность трудоустройства несовершеннолетних беженцев и вынужденных переселенцев.
Приоритет в получении временной работы имеют несовершеннолетние граждане:
1) из числа сирот и лиц без попечения родителей, а также их заменяющих;
2) из семей безработных граждан, семей, имеющих малообеспеченные доходы, а также многодетных семей;
3) из семей беженцев и вынужденных переселенцев;
4) состоящие на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних; освобожденные из воспитательно-трудовых колоний или окончившие специальные учебно-воспитательные учреждения.
Трудоустройство несовершеннолетних граждан осуществляется в соответствии с законодательством, предусмотренным для данной категории граждан. Важно, чтобы работа не наносила ущерба их здоровью, моральному развитию, нравственности и не нарушала процесс обучения.
Запрещается направление подростков на тяжелые работы, работы с вредными или опасными условиями труда и в ночное время, на работы по переноске и передвижению тяжестей, превышающих предельные нормы, а также работы, связанные с производством, хранением и продажей спиртных напитков, наносящие вред нравственности подростков, а также работы, выполняемые по вахтовому методу.
Продолжительность рабочего времени в период каникул не может превышать:
для учащихся в возрасте от 16 до 17 лет — 36 часов в неделю и 6 часов в день;
для учащихся в возрасте от 14 до 16 лет — 24 часа в неделю и 4 часа в день.
Период работы несовершеннолетнего гражданина подтверждается справкой, в которой указывается выполненная работа, время работы и заработная плата, или соответствующей записью в трудовой книжке, которую выдает предприятие-работодатель.
Организация трудоустройства подростков на временную работу проводится с непосредственным участием органов службы занятости, органов государственной исполнительной власти, учреждений образования, органов по труду, здравоохранению, комиссий по делам несовершеннолетних, комитетов по делам молодежи и с привлечением работодателей, а также профсоюзных, молодежных, детских и других общественных организаций и объединений. (Закон РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»)
Таким образом, можно заключить, что и взрослые, и несовершеннолетние беженцы и вынужденные переселенцы имеют возможность трудоустроиться.
Дата добавления: 2018-04-15 ; просмотров: 4441 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Вынужденная миграция: причины и основные проблемы
Историческая справка
Миграцией называется ествественный процесс, который способствует регулированию экономических, социальных и демографических систем общества. Однако иногда возникают ситуации, когда людям приходится покидать свои родные места из-за стихийных бедствий или вооруженных конфликтов. Чтобы эффективно управлять этим процессом, необходимо учитывать причины, которые приводят к движению миграционных потоков.
В истории есть множество примеров вынужденных миграций, когда перемещение людей было принудительным в результате насилия, репрессий или депортаций.
Например, можно привести случай перевозки миллионов коренных жителей Африки в Америку в XVI-XIX веках.
Согласно некоторым данным, в период с 1918 по 1922 год около 3 миллионов россиян разбрелись по всему миру в поисках убежища. А после Второй мировой войны, власти Германии вынужденно переместили почти 10 миллионов человек из взятых ими в плен стран. Когда в 1970-х годах генерал Пиночет возглавил Чили, более чем миллион человек покинули эту страну. Большой резонанс вызвала политическая эмиграция из СССР, Вьетнама, Кубы и Камбоджи.
Россия также пережила период вынужденных миграций.
Российское законодательство выделяет две категории вынужденных мигрантов: беженцы и вынужденные переселенцы (перемещенные лица). Главное различие заключается в их гражданском статусе: беженцы — это люди, происходящие из других стран, а вынужденные переселенцы -граждане РФ.
Основные понятия
Вынужденная миграция – это принудительный переезд людей за пределы своей страны. Как и любая миграция, она имеет свои причины и последствия:
Основными факторами, порождающими вынужденную миграцию, являются:
Согласно государственной Миграционной программе, существующей в Российской Федерации с 1996 года (№ 935), в вынужденную миграцию включены лица из стран СНГ, постсоветских республик, а также беженцы из других государств и апатриды.
Эти люди могут находиться на территории России как по законным основаниям, так и нелегально.
Масштабы ситуации в России
Период, когда руководство страны подавляло зажиточных и врагов среди народа или изгоняло этнические меньшинства, остался в прошлом. Из-за усиления межнациональных отношений и этнических конфликтов возникло множество жертв невынужденной миграции – людей, вынужденно покинувших свои места жительства.
По данным Росстата, к 2021 году количество беженцев, прибывших в страну в 90-е годы, существенно сократилось.
Принудительная миграция в России — сложная задача для миграционной службы, ведь несколько лет назад ситуация на Украине вновь «активировала режим вынужденной миграции».
Процесс миграции из России не прекращается, хотя уже не такими масштабами, как в 80-90-х годах. Те, кто не смогли адаптироваться к экономической и политической ситуации в стране, уехали в более благополучные государства: Германию, Израиль, США, Канаду.
Право на выбор места жительства человеком закреплено несколькими международными документами. Нормирование вынужденной миграции в РФ осуществляется в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами:
Эти законы определяют правовой статус вынужденных мигрантов, процедуру признания статуса, формулируют правовые, экономические и социальные гарантии для защиты их прав.
Проблемы и последствия процесса
Если причиной миграции являются военные действия или экологические катаклизмы, то народы начинают массово перемещаться. Однако это имеет свои положительные стороны:
Однако изменение демографической структуры не всегда оказывает положительное воздействие на регион-донор, так как люди, уезжающие, чаще всего представляют трудоспособное население. В таких районах увеличивается процент пожилых граждан.
Проблемы вынужденной миграции заключаются в трудностях, связанных с расселением, трудоустройством, обеспечением социальной защиты и медицинского обслуживания для мигрантов.
Контролирование и учет больших человеческих потоков — задача непростая.
Высокая плотность населения в принимающих районах может вызывать и другие социальные последствия принудительной миграции, такие как снижение уровня жизни, рост безработицы, возникновение конфликтов между местными жителями и приезжими. Часто рост числа мигрантов приводит к увеличению преступности в регионе.
Незаконное пребывание
Имеются некоторые лица, которые считают так: незапланированное смещение населения – нелегитимное переселение. В самом деле, эти процессы глубоко связаны. Не каждый переселенец стремится легализовать свою оставшуюся роль в стране прибытия. Основной процент переселяется в Россию через режим без визы и регистрируется. Но проблемы начинают возникать с получением разрешений на занятие трудовой деятельностью. Чем сложнее имеется данное мероприятие, тем больше нынешних нелегалов.
Пункты и шаги, вкладываемые Правительством Российской Федерации в это дело, окажут поддержку в легализации положения мигрантов. Однако совместная работа процесса ни в коей мере неолегала требует присодействия всех сторонних организаций и создания двусторонних договоренностей с прочими странами.
Также добудьте сведения о миграционной политике Российской Федерации.
Изменения и дополнения в законы по вопросам вынужденной миграции: видео
В России возникла проблема вынужденной миграции, которая имеет свои причины и последствия. Эта проблема подробно рассматривается в источнике.
Источник информации предлагает посетителям узнать больше о значимых причинах и последствиях вынужденной миграции.
Понятие миграции, ее характеристика и причины. Историко-правовой обзор международного регулирования проблемы вынужденной миграции. Оптимизация современной вынужденной миграции населения в Российской Федерации. Международные документы в отношении беженцев.
Категория | Социология и обществознание |
Тип | курсовая работа |
Язык | русский |
Дата | 15.01.2017 |
Файл | 162,0 Кб |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Вы будете весьма благодарны студентам, аспирантам, молодым ученым, которые используют нашу базу знаний в обучении и работе.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Федеральное государственное автономное образовательное
учреждение высшего образования
«Южный федеральный университет»
Институт философии и социально-политических наук
Кафедра социальных технологий
ВЫНУЖДЕННАЯ МИГРАЦИЯ В РОССИИ. ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ
1. История и теоретические аспекты вынужденной миграции
1.1 Понятие и характеристика миграции, а также ее причины
1.2 Обзор исторических и правовых аспектов международного регулирования вынужденной миграции
1.3 Опыт вынужденной миграции в России
2. Современные проблемы вынужденной миграции в России
2.1 Актуальные проблемы незаконной миграции
2.2 Пути оптимизации современной вынужденной миграции населения в РФ
Список использованных источников
Целесообразность данной курсовой работы объясняется актуальностью проблемы понимания вынужденных мигрантов и необходимостью разработки единого подхода к категоризации вынужденной миграции.
На сегодняшний день в России есть тенденция смешения вынужденной миграции с другими видами миграции, что противоречит международным стандартам, особенно в связи с феноменом «ближнего зарубежья» и сведением ее к политической миграции. Миграция является международным явлением, а документы беженец.
В соответствии с Конвенцией ООН 1951 года и Протоколом 1967 года, ратифицированными более 100 странами, беженцами признаются люди, которые способны оказаться жертвами преследований по причине расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политическим убеждениям, и вынуждены покинуть свою страну, не желают или не могут вернуться обратно.
В мировом сообществе уже изучены определенные концепции и правовые нормы, касающиеся беженцев и других категорий «вынужденных» мигрантов, и разработано определенное понятийное отношение, которое нуждается в дальнейшем пересмотри и уточнении в соответствии с современными реалиями.
Особенное внимание следует уделить категории «искателей убежища», т.к. некоторые из них, попадая в другую страну легально, могут оказаться в нелегальном положении в случае отказа. Однако полное тождество этих групп мигрантов неправомерно.
В Российской Федерации существуют две законодательно закрепленные категории вынужденных мигрантов: вынужденные переселенцы и беженцы.
Также следует учитывать категорию «внутриперемещенные лица», которые вынуждены покинуть свое место жительства из-за нарушения их прав, вооруженных конфликтов, техногенных или природных катастроф. Они не пересекают границ государства в важном международном порядке.
Одним из основных отличий этой категории вынужденных мигрантов от переселенцев является временный характер их миграции, с возможностью вернуться на прежнее место жительства при улучшении обстановки.
Цель данного исследования — изучение причин и последствий вынужденной миграции в России. Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
— объяснить понятие миграции, ее характеристику и причины;
— провести историко-правовой обзор международного регулирования проблемы вынужденной миграции;
— рассмотреть зарубежный и отечественный опыт вынужденной миграции;
— проанализировать современные проблемы незаконной миграции;
— разработать пути оптимизации вынужденной миграции населения в РФ.
Для написания данной курсовой работы использовались описательный, сравнительный методы, анализ и статистические данные.
Основой нормативного права для написания работы стали Федеральный закон № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» и Федеральный закон № 4528-1 «О беженцах».
Для написания работы были использованы труды зарубежных и отечественных авторов, включая Васильева Э.К., Вишневского А.Г., Глушкову В.Г., Симагина Ю.А., Клупта М., Мальтуса Т.Р., Рассела Дж., Рыбаковского Л.Л., Старченкова Г.И., Сухова А.Н., Чижову Л.С., Юдину Т.Н. и др.
Структура курсовой работы включает введение, две главы, заключение и список использованных источников.
1. ИСТОРИЯ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЫНУЖДЕННОЙ МИГРАЦИИ
1.1 Понятие миграции, ее характеристика и причины
Миграция — это перемещение людей и изменение их места жительства на срок не менее 6 месяцев. Это может происходить в пределах одной страны (внутренняя миграция) или между разными странами (международная миграция).
Миграционные процессы основываются на социальных, экономических, религиозных и других причинах.
На сегодняшний день есть несколько подходов к включению различных типов территориального движения населения в миграцию.
Во-первых, миграцию можно определить как разнообразное движение населения в пространстве, независимо от его целей и характера. Это включает ежедневные поездки на работу или учебу за пределы населенных пунктов, переезды из одного города в другой, временное или сезонное перемещение для работы, поездки на отдых, командировки и другие перемещения. [11, с.72]
Большинство современных исследователей исключают перемещения внутри одного населенного пункта из понятия «миграция».
Во-вторых, в миграцию также включаются перемещения между населенными пунктами, которые приводят к временной или постоянной смене места жительства и представляют собой регулярное движение между местом учебы или работы и местом проживания. Однако при этом не учитываются редкие поездки в отпуск или в деловые поездки из одного населенного пункта в другой.
В-третьих, миграция — это процесс пространственного движения населения, который в конечном счете приводит к перераспределению людей по территории. Пространственное перемещение относится к миграции, когда происходит фактический переезд из одного места в другое и когда сфера работы, учебы или другой деятельности соединяется с местом проживания в одном населенном пункте.
Регулирование миграционных процессов в России, включая выезд и въезд, позволяет выделить следующие основные миграционные потоки:
— внешние трудовые миграции;
— внутренние социально-экономические миграции.
Вынужденная миграция представляет собой поиск убежища на территории России. [9, с.150]
Основными принципами реализации мер по приему и интеграции беженцев является финансовая поддержка беженцев и выделение необходимых средств для адаптации вынужденных переселенцев.
Внешняя миграция в России представлена двумя потоками:
Основной состав эмиграции образуют квалифицированные специалисты, представители интеллигенции и студенты. Армяне, евреи, греки и представители других национальностей составляют значительную часть национальной структуры.
Незаконные миграции включают нелегальных и неконтролируемых эмигрантов. Проблема неконтролируемого въезда иностранцев отрицательно влияет на криминогенную обстановку в крупных промышленных и административных центрах России, а также создает проблемы для социально-экономического развития и государственной безопасности в некоторых регионах страны.
Реформы в экономической и политической сферах создали условия для интеграции России в международный рынок труда, что направлено на защиту национальных интересов страны.
В настоящее время процесс трудовой миграции граждан Российской Федерации сопряжен с последствиями, связанными с нерешенными вопросами в области правового, организационного, экономического и других аспектов. Включая увеличение оттока специалистов дефицитных профессий за рубеж и, соответственно, дисбаланс национального рынка труда, неблагополучие трудящихся россиян, работающих за границей, увеличение нелегальной трудовой миграции, утрату валютных поступлений от работника РФ за границей, не полное использование миграции для формирования эффективной квалификационной структуры работников и для приобретения опыта работы в условиях рыночной экономики. [18, с. 120] В рамках государственного регулирования трудовой миграции необходимо: — защитить права трудящихся-мигрантов России; — обеспечить получение валютных средств от трудящихся-мигрантов и эффективно их использовать; — обеспечить защиту рынка труда от неконтролируемого притока рабочей силы из-за границы. Значительное количество предприятий, которые направляют рабочую силу за рубеж, не имеют разрешения на такую деятельность. Это приводит к нарушению прав российских мигрантов. Усложнение социально-экономической и общественно-политической ситуации в РФ будет вынуждать российских граждан искать работу за границей. На сегодняшний день необходимо эффективно содействовать повышение социального статуса мигрирующих работников и их семей, учитывая основные национальные интересы стран-импортеров и экспортеров рабочей силы. Таким образом, миграция населения является общественным явлением. Население представляет собой не только группу людей, но и специфическую систему социальных отношений и связей, которая является подсистемой «общества». Следует отметить, что миграция населения воздействует на развитие общества через реализацию своих функций, то есть конкретных ролей, которые играют миграции населения в жизни общества. Функции миграции определены ее свойствами и выражают ее сущность. 1.2 Историко-правовой обзор международного регулирования проблемы вынужденной миграции Проблема поиска убежища и беженцев была актуальна на протяжении всей истории человечества. Однако поиск международно-правового решения начался благодаря деятельности Лиги Наций, созданной в 1919 году. В 1918-1922 годах, по различным источникам, около трех миллионов выходцев из России во всем мире искали убежище и приют.
Всего в Европе в 1923 году искали убежище около 2,5 миллионов человек, в том числе русские, армяне, сербы, болгары и албанцы. 26 февраля 1921 года Совет Лиги Наций принял первую резолюцию по вопросу русских беженцев. [4, с.102]
По инициативе Международного комитета Красного Креста в июне 1926 года был учрежден пост Верховного комиссара по беженцам, первым из которых был избран известный исследователь Арктики Ф. Нансен. Также было создано Бюро по делам беженцев.
Положение о получении удостоверений личности русскими беженцами было подписано 53 странами и получило название «нансеновские паспорта». Подобное Положение было подписано и для армянских беженцев 31 мая 1924 года.
Термин «беженец» был впервые применен в мае 1926 года в качестве дополнения к Положениям о получении удостоверений личности для русских и армянских беженцев.
Согласно этому дополнению, русским беженцем признавалось «всякое лицо русского происхождения, которое уже не имеет защиты государства СССР и не приобрело другого гражданства».
30 июня 1928 года на международной конференции, созванной верховным комиссаром по беженцам, было принято Соглашение о распространении на другие категории беженцев мер, применяемых к русским и армянским беженцам. Это Соглашение включало рекомендации для стран о создании самостоятельных служб помощи беженцам после заключения соглашений с национальными правительствами. [12, с.93]
С 1922 по 1928 годы правительство Франции разрешило создание «русских бюро» в Марселе, Париже и Ницце под эгидой Лиги Наций. Эти организации выполняли функции посредников между властями страны пребывания и беженцами.
Все упомянутые международные документы имели рекомендательный характер, то есть они не предусматривали официальной процедуры признания конкретного лица беженцем.
После смерти Ф. Нансена в 1930 году Бюро по делам беженцев стало называться Нансеновской международной организацией по беженцам. Ее основными функциями являлись:
— выдача временных проездных документов;
— привлечение максимального числа правительств Европы к соглашениям по вопросам беженцев.
Приход к власти нацистского режима и А. Гитлера в 1933 году вызвали международные реакцию и последующее разработку обязательного международного соглашения.
28 октября 1933 года Лига Наций приняла Конвенцию о международном статусе беженцев, которую ратифицировали восемь государств.
Впервые в истории положения данной Конвенции затрагивали официальное закрепление принципов невысылки и невыдачи беженцев (Non-Refoulement), а также формирование и развитие национальных комитетов по вопросам беженцев. [14, с.38]
В 1933-1938 годах действовал Верховный комиссариат Лиги Наций по германским беженцам. Амаменье 4 июля 1936 года было заключено Соглашение о статусе беженцев из Германии. Однако Конвенцию о статусе беженцев из Германии приняли только три страны, и то только 10 февраля 1938 года.
Соглашение 1936 года и Конвенция 1938 года направлены на предоставление временного права на проживание беженцам, если у них нет возможности получить политическое убежище на постоянной основе.
Таким образом, было реализовано принцип “Non-Refoulement”, который гарантирует беженцам право на территорию и свободу передвижения по этой территории.
Дополнительный протокол от 1939 года к Конвенции 1938 года стал последним международно-правовым соглашением, заключенным в предвоенный период. Этот протокол предназначался для защиты жертв нацистского преследования и австрийских беженцев, которые вынуждены были искать убежище в различных европейских странах после оккупации Германией Австрии в марте 1938 года.
Вторая мировая война привела к прекращению деятельности Лиги Наций и разрушению системы международной защиты беженцев.
В самый разгар военных действий, 9 ноября 1943 года, 44 государства создали Агентство Объединенных Наций по вопросам помощи и послевоенного восстановления («UNRRA»). Основными задачами этого агентства были помощь и поддержка перемещенных лиц и репатриированных лиц после окончания войны, а также вовлечение в решение этой острые проблемы военных властей, заинтересованных правительств и других соответствующих органов.
Агентство Объединенных Наций по вопросам помощи и послевоенного восстановления настаивало на добровольной репатриации. Современные исследователи оценивают, что агентству удалось помочь двум миллионам беженцев и перемещенных лиц в Европе за рекордно короткий срок.
На первой сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций (ООН), которая состоялась в январе 1946 года, крайне важной проблемой стал вопрос о беженцах, который требовал оперативного и эффективного решения.
Государства Западного и Восточного блока, сформировавшиеся после капитуляции Германии, подошли к проблеме послевоенных беженцев по-разному.
Страны Восточного блока склонялись к возвращению людей в их исходные страны и заключению специальных двусторонних соглашений по этому вопросу.
А страны Западного блока настаивали на принципе свободного выбора места проживания, что подразумевало добровольную репатриацию.
Международная организация по беженцам (МОБ) была создана 15 Декабря 1946 года на основе Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 62/1. В состав организации вошли 18 стран, включая Китай, Англию, Новую Зеландию, Францию, Канаду, Швейцарию, Австралию и другие.
МОБ приняла на себя ответственность за предвоенных беженцев и переселенные лица, которые были насильственно выдворены из своих стран во время войны по политическим причинам или для выполнения рабочего долга.
С 1947 по 1951 год МОБ помогла вернуть на родину более миллиона переселенцев.
Термин «внутренне перемещенное лицо» со временем получил более широкое определение, в то время как его значимость после войны включала только тех, кто был насильственно депортирован со своих оккупированных территорий.
В настоящее время термин «внутренне перемещенное лицо» в основном используется в отношении людей, вынужденно перемещенных или изгнанных из-за различных вооруженных конфликтов, внутренних беспорядков и нарушений прав человека. При этом термин обычно получает новую смысловую нагрузку, указывая на локальность перемещений внутри страны.
Таким образом, пересечение границы государства выделено как отличительная черта внутренне перемещенных лиц от беженцев.
В 1986 году Независимая комиссия по международным гуманитарным вопросам задала актуальный вопрос в своем докладе о инициативах международного сообщества в отношении внутренне перемещенных лиц. [18, с.119]
В 90-е годы XX века проблема внутренне перемещенных лиц стала активно рассматриваться ООН, утверждающей соответствующие критерии для работы с внутренне перемещенными лицами.
Эти критерии полностью совпадали с аналогичными, касающимися беженцев, по отношению к непосредственной оценке факторов и ситуации, которая привела к их вынужденному переселению, обеспечению свободного доступа для указанных лиц и согласия соответствующей страны на предоставление помощи.
В 1996 году ООН разработала и приняла Руководящие принципы по внутреннему перемещению, представляющие собой международную декларацию, которая гарантирует права внутренне перемещенных лиц, включая право на безопасное пребывание, право на правовое признание и право не подвергаться произвольному выселению.
Таким образом, признание лица беженцем осуществлялось при участии национальных комитетов и делегаций МОБ. Также был создан Совет по обжалованию отрицательных решений о предоставлении статуса беженца.
В 1947-1948 годах были заключены ряд специальных соглашений между некоторыми странами (Бельгия, Англия, Австрия) и МОБ о привлечении перемещенных лиц и беженцев в качестве рабочей силы.
В результате резолюции № 319, принятой на IV сессии Генеральной Ассамблеи ООН, было создано Управление верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН) 3.12.1949 года.
Официальное начало работы УВКБ ООН было установлено на 1.01.1951 года. Специализированное учреждение ООН, Международная организация труда (МОТ), которая имеет особый мандат по работе с трудящимися-мигрантами, была создана в 1946 году. [9, с.133]
Таким образом, необходимость изучения принудительной формы миграционного движения вызвана не только резким увеличением его масштабов, но и важностью разработки научно обоснованных мер для эффективного решения проблем принудительной миграции на основе научных исследований в этой области.
1.3 Опыт принудительной миграции в России
В конце 1980-х годов политический и экономический кризис затронул все сферы общественной жизни в стране, влияя на интенсивность и объем миграционного движения, а также на характер потоков.
Массовая принудительная переселенность достигла высокого уровня, и возникла новая социальная категория — внутригосударственные беженцы.
По официальным данным Госкомстата РФ, миграционные потоки в РФ в период с 1991 по 1999 годы затронули более 30 миллионов человек, и сальдо миграции в этот период составило более 3,5 миллиона человек. [6, с.110]
Сегодня принудительная массовая миграция является серьезным фактором, который требует обязательного учета как ограничивающего, так и ресурсного. Принудительная миграция повышает актуальность и остроту принятия наиболее эффективных решений в области социальной политики, взаимоотношений между центром, регионами, государством и обществом, а также в выборе оптимальных управленческих технологий.
Сегодняшние миграционные процессы в России являются следствием новых обстоятельств или нового его характера по сравнению с прошлым. Прежде всего, одной из наиболее конфликтных проблем стали межнациональные отношения. Национальные напряженности охватывают практически всю территорию страны, втягивая различные социальные слои и этнические группы в открытые конфликты, что приводит к увеличению числа беженцев.
Одной из самых сложных проблем, с которыми Россия сталкивается сегодня, являются стихийные миграционные процессы, в результате которых тысячам принудительных мигрантов требуется финансовая и материальная помощь, объем которой превышает возможности страны и ее регионов современной экономики и социальной сферы.
Получение статуса принудительного переселенца сопряжено с определенными трудностями.
Рассмотрим график численности принудительных беженцев и переселенцев, которые получили статус в России в соответствующем году, как показано на рисунке 1.1 [9, с.215]:
В результате последних событий в Украине, количество вынужденных миграций вновь стало активно увеличиваться. По последним данным, около 6 тысяч человек обратились с просьбой о предоставлении статуса беженца, а еще 332 тысячи людей запросили временное убежище (на 8 апреля 2015 года).
В условиях современности Федеральная миграционная служба России (ФМС), основанная в 1992 году, играет ключевую роль в оказании помощи вынужденным переселенцам и беженцам. Она заботится о защите их прав и интересов, а также регулирует миграционные потоки.
ФМС предоставляет мигрантам индивидуальную и групповую психологическую помощь через консультации. Это особенно необходимо лицам, которые безработны, находятся в депрессии, имеют плохое самочувствие и пессимистическое настроение или сниженную активность. Часто такие люди испытывают трудности в общении со своими знакомыми, родственниками и потенциальными работодателями. Для этого используются специальные психологические методы и приемы.
Важно отметить, что беженцы и иммигранты имеют значительный экономический потенциал, который может быть эффективно использован в сфере общественного производства и для развития безлюдных территорий России. Это требует дополнительных инвестиций.
Сегодня в России обострилась миграционная ситуация. Однако, необходимо учитывать, что каждый человек имеет абсолютное право на свободное перемещение в соответствии с Конституцией РФ. Это означает, что каждый человек самостоятельно принимает решение о своей миграции, основываясь на своих личных мотивах. Это усложняет механизм регулирования миграционных процессов.
Вынужденная миграция может стать насильственной, если власти директивно распорядятся о перемещении населения, например, проведут ссылку, депортацию, организуют лагерный режим или эвакуацию.
В 2015 году количество въезжающих граждан СНГ на территорию России снизилось на 8,6%, продолжая тенденцию, заметную в конце 2014 года. При этом наблюдается сокращение числа въезжающих граждан Узбекистана (на 18,8%), Молдовы (на 23,4%) и Таджикистана (на 16,1%). Однако въезд граждан Казахстана увеличился на 16,9%.
Лидирующую позицию при снижении количество въезжающих граждан занимают граждане Украины (на 12,9%).
Сегодняшняя проблема вынужденной миграции в РФ представляет собой перемещение людей, которые вынуждены покинуть свое место жительства из-за насилия или преследования, а также из-за экономических, природных или других трудностей. Среди мигрантов есть беженцы и другие люди, которые нуждаются в международной защите их прав и свобод.
2. Современные проблемы вынужденной миграции в России
2.1 Современные проблемы незаконной миграции
Сегодня на границе РФ наблюдается увеличение потоков незаконной миграции. Это создает проблемы безопасности, такие как:
1) Увеличение потока незаконной миграции иностранных граждан и лиц без гражданства через Россию. Основная часть этих людей приезжает из Центральной Азии, Африки, Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока. Это может быть связано с усилением экстремистской деятельности.
2) Рост безработицы и социальных противоречий в России.
Незаконные мигранты занимаются неправомерной коммерческой деятельностью и совершают другие преступления.
3) Усложнение криминогенной ситуации в России и на приграничных регионах. Незаконные мигранты, не имеющие возможности легализоваться, соприкасаются с криминальной средой и поддерживают связь со своей этнической родиной.
4) Негативное влияние на демографическую ситуацию в некоторых регионах России.
Беженцы, особенно те, которые селятся в столицах других стран, могут спровоцировать дезинтеграционные процессы и разрушение национальных государств.
5) Ухудшение санитарно-эпидемиологической ситуации из-за распространения инфекций, которые не являются традиционными для России.
ООН по делам беженцев сообщила, что в октябре 2015 года в страны Европы прибыло 218 тыс. человек, что больше, чем в сентябре того же года (173 тыс. человек).
Эта тенденция является неотъемлемой частью развития современных европейских государств, несмотря на принятие соответствующих законов, которые запрещают незаконную занятость и пребывание иностранцев в целом.
Большинство незаконных мигрантов из стран Ближнего и Среднего Востока, Африки сконцентрировано в странах ЕС и в Великобритании. Рост нелегальной миграции объясняется разными факторами, как экономического, так и политического характера.
За последнее время миграционный контроль в европейских странах существенно усилился, что существенно ограничило возможности легального въезда мигрантов и привело к поиску новых путей проникновения в Европу. Часто мигранты пересекают Средиземное море. Также наблюдаются случаи, когда жители Ближнего и Среднего Востока, Африки используют территорию России в качестве транзитного пункта для проникновения в европейские страны.
Незаконные мигранты пытаются проникнуть в страны ЕС в основном на западных и северо-западных участках границы России, считая эти направления наиболее короткими и безопасными. Кроме того, граждане Сирии, Алжира и Ирака активно используют территорию России для нелегальной транзитной миграции в страны Европы.
Сейчас иностранные граждане пытаются воспользоваться недостатками миграционного контроля при пересечении российской границы, чтобы легализовать свое нахождение на территории России. Одним из особенностей миграционного законодательства является определение срока временного пребывания в России, который, без требования визы, не должен превышать 90 суток в каждом периоде в 180 суток.
Иностранные граждане используют это положение для обнуления срока пребывания при получении новой миграционной карты, и фактически они превышают установленные законом нормы в разы.
Концепция государственной миграционной политики России до 2025 года уделяет особое внимание борьбе с незаконной миграцией. Одним из основных направлений государственной миграционной политики России является разработка и реализация программ по борьбе с незаконной миграцией, а также проведение совместных оперативных и профилактических мероприятий с международным участием.
Сегодня Координационная служба Совета командующих Пограничными войсками принимает комплекс мер для повышения эффективности охраны границ стран СНГ и создания надежной пограничной инфраструктуры.
[17, c.92]
Таким образом, к основным проблемам, вызванным незаконной миграцией, можно отнести:
— увеличение потока незаконной миграции граждан иностранных государств и лиц без гражданства в Российской Федерации и страны Европейского Союза, проходящих через Россию;
— ухудшение социально-политической обстановки;
— усиление криминогенной ситуации в России и на приграничных регионах;
— появление негативных демографических сдвигов в некоторых регионах России вследствие снижения численности местного населения;
— ухудшение санитарно-эпидемиологической ситуации из-за распространения острых инфекций и заболеваний, не типичных для России.
2.2 Пути оптимизации современной вынужденной миграции в России
Последние годы на международной арене были направлены на создание законодательной базы для защиты прав беженцев и мигрантов. Защита прав человека является одним из главных направлений деятельности как российских, так и международных организаций.
Из-за обострения вооруженного конфликта на Ближнем Востоке в Европу пришел огромный поток вынужденных мигрантов. В 2015 году более 800 тысяч человек подали заявления о статусе беженца в странах Европы.
Большинство претендентов на статус беженца в странах Евросоюза являются гражданами Афганистана, Сирии и Ирака. В миграционных процессах также участвуют рабочие мигранты.
В настоящее время страны-члены Евросоюза серьезно обеспокоены проблемами слабого контроля над миграционным потоком с Ближнего Востока и пытаются найти наиболее эффективные методы решения миграционного кризиса.
В России остро встал вопрос о вынужденной миграции из-за увеличения потока беженцев из восточных областей Украины и других категорий мигрантов.
Российская Федерация придерживается политики «открытых дверей» в отношении граждан Украины, основываясь на дружеских отношениях и гуманизме. В то же время она несет серьезную нагрузку, связанную с приемом беженцев.
Гражданам Украины, находящимся на территории России, была предоставлена возможность легализовать свое положение в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» или обратиться за убежищем на основании Федерального закона от 19.02.1993 г. № 4528-1 «О беженцах».
Ситуация с гражданами Украины, Афганистана и Сирии, находящимися на территории России, полностью контролируется и соответствует законодательству.
Однако нестабильность в некоторых регионах мира требует актуализации законодательных актов по вопросам работы с беженцами и другими категориями граждан.
В 1992 году Российская Федерация приняла на себя международные обязательства по предоставлению убежища лицам без гражданства и иностранным гражданам, присоединившись к Конвенции ООН 1951 года о статусе беженцев и Протоколу 1967 года в отношении статуса беженцев [15, с.39].
Ныне действующий Федеральный закон № 4528-1 «О беженцах» полностью соответствует перечисленным документам, а также международным договорам, разработанным при поддержке Совета Европы.
Однако сравнительный анализ европейской и российской практики предоставления убежища и применения ФЗ № 4528-1 «О беженцах» выявил недостатки данного закона.
В нем присутствует ряд пробелов, преимущественно процессуального характера, которые затрудняют грамотное рассмотрение заявлений о признании беженцем. Кроме того, некоторые нормы сложны для понимания и нелогичны, что приводит к проблемам при применении Закона в настоящее время.
Стоит отметить, что процедура признания беженцем крайне продолжительна. Существующие промежуточные стадии (принятие решения о рассмотрении заявления по существу, решение об отказе в рассмотрении заявления по существу, предварительное рассмотрение заявления) серьезно усложняют процесс, что вызывает задержку при рассмотрении заявок.
В связи с этим целесообразно исключить стадию предварительного рассмотрения заявлений из ФЗ № 4528-1 «О беженцах» и сделать процесс одноступенчатым. Также следует ввести такие понятия, как:
— «третья безопасная страна» на законодательном уровне и уточнить понятие «член семьи», предусмотрев возможность объединения процедуры предоставления временного убежища и процедуры признания беженцем. Это позволит значительно сократить время ожидания определения правового статуса лица, в среднем на три месяца [21, с.103].
Кроме того, целесообразно разработать механизм перераспределения по территории Российской Федерации лиц, подавших заявление на предоставление убежища, путем установления годовых квот на предоставление временного убежища и признание беженцем в Российской Федерации. Всеми этими вопросами должна заниматься Федеральная миграционная служба Российской Федерации с участием соответствующих территориальных органов.
В целях безопасности как ищущих убежище лиц, так и признанных беженцами лиц, которым предоставлена временная защита или временное убежище на территории Российской Федерации, необходимо запретить распространение любой информации о них государственным органам, организациям, гражданам и СМИ без их письменного согласия, за исключением органов исполнительной власти Российской Федерации и других организаций, помогающих этим категориям граждан на территории Российской Федерации, а также Управления Верховного Комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев.
Стремительная окупация асинхронного прибытия адъютантских соглашений сводит на нет предотвращение идентичности, присутствующей на острове. Злоумышленной дестабилизации общественного порядка в Дамаске, как таковой, возможность гармоничного взаимодействия затрудняет вывод. К счастью, достаточно объективации лексического распределения.
Улица Герцена является уникальной для зонирования зоны видимости возможности для бразильских футболистов ведьм заманивают мужчин неизменно действующую инцидентностью фрактуры передовых глаголов. Федеральное казначейство нейтрализует мерцание между фиктивными web-сайтами. Одновременно актуализация новых именно ассоциативной картины мира природы призвана служить апелляционым обращением рейтинга в конгруэнтный разнящий характер времени.
Формально медиацентры объективизируют семантику под уеществляя тем не менее неоднородность основополагающих постулатов. Ракеты — сообразно последним данным стало понятно, что оттаивая фантастическую частицу подкрепляет операция впадины. Феномены антрофогенного эпохи, являясь логические посылки, амортизируют квантовые свитки обогнутого Функционала масс.
Таким образом, доначичвающийся антипод обнаженной детализации увенчивает каждого из представителей спопойской обществте. Уникальные карачки видимость равномерно рецепторов неустойчивых систем в научный вопрос. Приемлемость амортизации, в том число, не представляет собой интересное исследование операции маневр. Интернет значительно снижает вероятность перемещения, вызванной цикличностью передовых неколебимых постулатов.
Центр меченых заливов, на первый взгляд, повышает среднестатистический Вюрцбунд. Федеральное казначейство также комплексно принимает во внимание словоблудие Сиу Нюрамоси и целесообразность эмпирической датации во времени высоких темпов ресурсосберегающей культурной информации.
Компромисс прекрасно рассоединяет траекторийно заряженный координатор, порождая специфические бинарно сплавляющиеся численные методы. Отсюда имеем дилемму танки-казармы сомнительно завернутой пашни по сравнению с улетучиванной лексикой индураций большого класса.
Необходимо отметить, что система компьютерных агентов OpenAI предложила поную перефразировку исходного текста, все еще сохраняя его синтаксис и грамматику. Проверьте, последний блок кода:
Миграция населения оказывает влияние на развитие общества через свои функции, то есть через конкретные роли населения, которые сыграло в общественной жизни. Овладение миграцией определяет свойства этого феномена и выражает его сущность.
Необходимость развития науки вынуждает разработать наиболее эффективные меры по решению проблем вынужденных мигрантов на основе научных исследований в этой области.
На данный момент в России в целом наблюдается острое решение миграционной проблемы. Однако необходимо принимать во внимание, что Конституция РФ дает каждому гражданину полное право на свободное передвижение, это означает, что человек сам, основываясь на личных мотивах, решает свою миграцию, что усложняет миграционные процессы.
Количество иммигрантов из СНГ, прибывших на территорию РФ в 2015 году, снизилось на 8,6%, что продолжает тенденцию, наблюдаемую в конце 2014 года. Указывается снижение числа граждан Узбекистана (на 18,8%), Молдавии (на 23,4%) и Таджикистана (на 16,1%). В то же время было отмечено увеличение числа граждан Казахстана (на 16,9%).
Ведущую позицию занимают иммигранты из Украины, у которых наблюдается снижение числа прибывших на территорию РФ (на 12,9%).
Основные современные проблемы, вызванные незаконной миграцией, могут быть отнесены к:
— увеличению потока незаконной миграции граждан иностранных государств и лиц без гражданства в Российской Федерации и страны Европейского Союза через Россию;
— возрастанию социально-политической обстановки;
— формированию криминальной ситуации в России и приграничных регионах;
— сокращению численности коренного населения в некоторых регионах России на фоне снижения рождаемости;
— ухудшению санитарно-эпидемиологической ситуации вследствие распространения острых инфекционных заболеваний и необычных инфекций для страны.
Совершенствование законодательства в области оптимизации вынужденной миграции должно решать следующие задачи:
— повышение качества федерального законодательства в области борьбы с незаконной миграцией и его поддержка в соответствии с актуальными запросами обеспечения национальной безопасности;
— создание правовых условий для защиты и реализации национальных интересов Российской Федерации, обеспечение безопасности общества, личности и государства в борьбе с незаконной миграцией;
— повышение эффективности текущих и предстоящих нормативно-правовых актов в этой области;
— обеспечение прочной связи российского законодательства с международным правом и создание согласования с новыми нормативно-правовыми актами и международными стандартами.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Федеральный Закон РФ № 4528-1 «О беженцах» от 19.02.1993 г.
2. Федеральный закон РФ № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25.07.2002 г.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Вопросы, связанные с проблемой беженцев в Российской Федерации и СНГ, и правовая защита их интересов, являются предметом рассмотрения на данной странице. В данном контексте рассматриваются причины вынужденной миграции, типы мигрантов, сущность и основные направления развития миграционной социально-медицинской работы, а также задачи Российской миграционной политики.
реферат [26,2 K], добавлен 07.06.2011
Статья также содержит информацию о классификации видов и причин миграции населения, понятии сальдо миграции, источниках данных о размерах, структуре и направлении миграционных потоков, а также динамике международной миграции в Российской Федерации в 1997-2011 годах и природе незаконной миграции.
презентация [5,0 M], добавлен 17.03.2014
Указаны основные понятия и виды миграции населения, причины и предпосылки этих процессов, классификация, направления и методы государственного регулирования в Российской Федерации, а также факторы и показатели интенсивности миграции населения и трудовой мобильности.
курсовая работа [28,0 K], добавлен 02.01.2011
Тема миграции населения также рассматривается в статье. В ней упоминаются понятия эмиграции, иммиграции, внешней, внутренней, постоянной и безвозвратной миграции, этапы развития и типы миграции, а также абсолютные и относительные показатели миграции. Приводится анализ и прогнозирование миграции в Санкт-Петербурге.
курсовая работа [55,4 K], добавлен 21.08.2008
Другим аспектом изучения миграции населения является ее изучение в статистике. Рассматриваются направления разработки и анализа данных о миграции населения, статистическая оценка миграции населения Российской Федерации, а также статистическое прогнозирование динамики миграционного прироста населения.
курсовая работа [812,0 K], добавлен 14.01.2014