В чем вы видите особенности правового статуса обучающихся
В чем вы видите особенности правового статуса обучающихся
Статья 33. Учащиеся
1. Учащимся в зависимости от уровня освоения образовательной программы, формы обучения, режима пребывания в образовательной организации относятся:
(в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 517-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федеральных законов от 03.07.2016 N 305-ФЗ, от 30.12.2020 N 517-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Специальные имена учащихся, осваивающих дополнительные общеобразовательные программы в общеобразовательных организациях, с целью подготовки граждан, не достигших совершеннолетия, к военной или иной государственной службе, предусматриваются уставами этих образовательных организаций.
3. Студентам (курсантам) бесплатно предоставляется зачетная книжка, а студентам также студенческий билет. Образцы зачетной книжки и студенческого билета для студентов (курсантов), осваивающих образовательные программы среднего профессионального образования, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по разработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования. Образцы зачетной книжки и студенческого билета для студентов (курсантов), осваивающих программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по разработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования.
(часть 3 в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 232-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Другим категориям учащихся документы, подтверждающие их обучение в организации, осуществляющей образовательную деятельность, выдаются в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или местными нормативными актами.
В чем вы видите особенности правового статуса обучающихся
1. Каждый обучающийся, как и каждый обычный гражданин, имеет поддерживаемую законом личность в обществе, что означает существование правового статуса. В связи с этим можно отметить, что правовое положение обучающегося регулируется нормами конституционного, гражданского и образовательного права. Согласно части 1 статьи 43 Конституции Российской Федерации (далее — Конституция РФ) каждый имеет право на получение образования. В соответствии с частью 2 этой же статьи в Российской Федерации обеспечивается доступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных учебных заведениях и предприятиях. Частью 3 статьи 43 Конституции РФ устанавливается право каждого на получение высшего образования на конкурсной основе в государственном или муниципальном учебном заведении и предприятии, а часть 4 предписывает обязанность каждого получить основное общее образование. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение основного общего образования детьми. Известно, что положения Конституции РФ подробно разъясняются в отраслевых нормативных правовых актах. Для примера, статья 43 Конституции РФ более подробно разъясняется в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», Семейном кодексе Российской Федерации и других актах.
Определение широкого понятия «обучающийся» содержится в пункте 15 статьи 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Согласно данному пункту, под обучающимся понимается физическое лицо, осваивающее образовательную программу.
Согласно части 1 комментируемой статьи Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» выделены 9 категорий обучающихся:
1) воспитанники — лица, осваивающие образовательную программу дошкольного образования, лица, осваивающие основную общеобразовательную программу с одновременным проживанием или нахождением в образовательной организации;
2) учащиеся — лица, осваивающие образовательные программы начального общего, основного общего или среднего общего образования, дополнительные общеобразовательные программы;
3) студенты (курсанты) — лица, осваивающие образовательные программы среднего профессионального образования, программы бакалавриата, программы специалитета или программы магистратуры;
4) аспиранты — лица, обучающиеся в аспирантуре по программе подготовки научно-педагогических кадров;
5) адъюнкты — лица, проходящие военную или иную приравненную к ней службу, службу в органах внутренних дел, службу в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в адъюнктуре по программе подготовки научно-педагогических кадров;
6) Медицинские ординаторы — это люди, которые проходят обучение программам ординатуры. В соответствии с частью 9 статьи 82 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» обучение по программам ординатуры предоставляет студентам необходимый уровень знаний, навыков и квалификации для профессиональной деятельности в медицинской и фармацевтической сферах. Обучение по таким программам проводится в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, утвержденными Минобрнауки России, с согласования Минздрава России (часть 10 статьи 82 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»);
7) Ассистенты — стажеры — это люди, которые проходят обучение по программам ассистентуры — стажировки;
8) Слушатели — это люди, которые проходят дополнительные профессиональные программы, программы профессионального обучения или обучаются на подготовительных отделениях высших учебных заведений, если иное не предусмотрено Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации». Как указано в определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 21 августа 2014 года по делу № 33-11330/14[1], «статус слушателей образовательных учреждений системы высшего и послевузовского профессионального образования, получающих образовательные услуги, эквивалентен статусу студента высшего учебного заведения соответствующей формы обучения»;
9) Экстерны — это люди, которые зачислены в организацию, имеющую государственную аккредитацию и предлагающую образовательные программы для промежуточной и государственной итоговой аттестации;
Выделение перечисленных категорий студентов зависит от уровня образовательной программы, формы обучения и режима пребывания в образовательной организации. Однако стоит отметить, что этот список не исчерпывающий, так как в соответствии с частью 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» специальные названия студентов, проходящих дополнительные общеобразовательные программы с целью подготовки несовершеннолетних граждан к военной или государственной службе, определяются уставами этих образовательных учреждений. Обычно для целей военной подготовки таких студентов называют курсантами.
Для подтверждения своего статуса студенты и курсанты в соответствии с частью 3 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» бесплатно получают зачетные книжки, а студентам также выдается студенческий билет. Образцы зачетных книжек и студенческих билетов для разных уровней образования регламентируются:
1) Министерством образования и науки Российской Федерации 22 марта 2013 года было утверждено распоряжение № 203 о принятии образцов студенческого билета для студентов и зачетной книжки для студентов (курсантов), которые обучаются по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры.
Подчеркивая, что перечень обучающихся не является исчерпывающим, законодатель в четвертой части комментируемой статьи Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» указал, что документы, подтверждающие обучение других категорий обучающихся, выдаются в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или локальными нормативными актами соответствующих образовательных организаций.
Сергей Петрович Постыляков,
Эксперт Научно-учебной лаборатории политических исследований,
Национального исследовательского университета.
В чем вы видите особенности правового статуса обучающихся
Статья 34. Права и поддержка обучающихся
1. У обучающихся есть возможность:
1) выбрать организацию, где они будут учиться, форму получения образования и форму обучения после основного общего образования или после достижения 18 лет;
2) получать условия для обучения, учитывая их физическое и психологическое развитие и здоровье, включая получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатную психолого-медико-педагогическую коррекцию;
3) обучаться по индивидуальному учебному плану, включая ускоренное обучение, в пределах образовательной программы, установленной местными нормативными актами;
4) участвовать в формировании содержания своего профессионального образования при условии соблюдения федеральных государственных образовательных стандартов, требований к программам подготовки научных и научно-педагогических кадров (адъюнктуре), образовательных стандартов и самостоятельно устанавливаемых требований в порядке, установленном местными нормативными актами (это право может быть ограничено договором об обучении с обязательным лечением);
Федеральный закон от 30.12.2020 N 517-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5) выбрать факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого образовательной организацией (после основного общего образования);
Федеральный закон от 30.12.2020 N 517-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6) изучать вместе с учебными предметами, курсами, дисциплинами (модулями) основной образовательной программы любые другие учебные предметы, курсы, дисциплины (модули), преподаваемые в образовательной организации в предусмотренном ею порядке, а также в других образовательных организациях учебные предметы, курсы и дисциплины (модули), одновременное освоение нескольких основных профессиональных образовательных программ, получение одной или нескольких квалификаций;
Федеральный закон от 26.05.2021 N 144-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7) Отчет составляется организацией, которая занимается образовательной деятельностью, в соответствии с установленным порядком федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по разработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по разработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования. Отчет должен содержать информацию о достижении обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, которые также осуществляют образовательную деятельность;
(в ред. Федерального закона от 02.12.2019 N 403-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
8) Отсрочка от призыва на военную службу предоставляется в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»;
9) Гарантируется уважение человеческого достоинства, защита от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрана жизни и здоровья;
10) Обеспечивается свобода совести, информации, свободное выражение собственных взглядов и убеждений;
12) Академический отпуск, а также отпуск по беременности и родам, отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет предоставляются в соответствии с порядком, установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по разработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, в согласовании с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по разработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования;
(в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 232-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
13) Перевод студентов для получения образования по другой профессии, специальности, направлению подготовки или научной специальности, а также для обучения по другой форме обучения осуществляется в соответствии с законодательством об образовании;
(в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 517-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
14) Переход с платного обучения на бесплатное обучение осуществляется в случаях и в порядке, определенных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по разработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, в согласовании с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по разработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования;
(в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 232-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
15) студент имеет возможность перейти в другую образовательную организацию, которая предлагает аналогичную образовательную программу, в соответствии с порядком, определенным федеральными органами исполнительной власти, ответственными за формирование и реализацию государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере общего и высшего образования;
(п. 15 в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 232-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
16) возможность восстановления для получения образования в образовательной организации, где осуществляется обучение по основным профессиональным программам, в соответствии с законодательством об образовании;
17) активное участие в управлении образовательной организацией в соответствии с ее уставом;
18) право ознакомиться с документами образовательной организации, такими как свидетельство о государственной регистрации, устав, информация о дате предоставления и регистрационном номере лицензии на осуществление образовательной деятельности, свидетельство о государственной аккредитации, учебные документы и другие документы, регулирующие организацию и реализацию образовательной деятельности в образовательной организации;
(в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 478-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
19) право обжаловать акты образовательной организации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
20) бесплатное использование библиотечно-информационных ресурсов, учебной, производственной, научной базы образовательной организации;
21) использование лечебно-оздоровительной инфраструктуры, культурных объектов и спортивных объектов образовательной организации, в соответствии с местными нормативными актами;
22) развитие своих творческих способностей и интересов, включая участие в конкурсах, олимпиадах, выставках, показах, спортивных мероприятиях, в том числе официальных спортивных соревнованиях, и других массовых мероприятиях;
23) участие в научно-исследовательской, научно-технической, экспериментальной и инновационной деятельности, осуществляемой образовательной организацией, под руководством научно-педагогических работников образовательных организаций высшего образования и (или) научных работников научных организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации;
24) возможность направления для обучения и проведения научных исследований по выбранным темам, прохождения стажировок, в том числе в рамках академического обмена, в другие образовательные организации и научные организации, включая образовательные организации высшего образования и научные организации иностранных государств;
25) возможность публикации своих работ в изданиях образовательной организации бесплатно;
26) награда за достижения в учебе, физкультуре, спорте, общественной, научной, научно-технической, творческой, экспериментальной и инновационной сферах деятельности;
Для получения гарантий и компенсаций работникам, которые объединяют работу с образованием, можно обратиться к Главе 26 Трудового кодекса РФ.
27) параллельное получение образования и работы без ущерба для освоения учебной программы и выполнения индивидуального учебного плана;
28) получение информации от образовательного учреждения о состоянии сферы занятости населения Российской Федерации в отношении изучаемых ими профессий, специальностей, направлений подготовки и научных специальностей;
(согласно Федеральному закону от 30.12.2020 N 517-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
29) другие академические права, которые предусмотрены данным Федеральным законом, другими нормативными правовыми актами Российской Федерации и локальными нормативными актами.
2. Обучающимся предоставляются следующие меры социальной поддержки и стимулирования:
1) полное государственное обеспечение, в том числе обеспечение одеждой, обувью, жестким и мягким инвентарем, в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации;
2) обеспечение питанием в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации;
3) обеспечение местами в интернатах, а также предоставление в соответствии с настоящим Федеральным законом и жилищным законодательством жилых помещений в общежитиях;
4) транспортное обеспечение согласно статье 40 данного Федерального закона;
5) получение стипендий, материальной помощи и других денежных выплат, которые предусмотрены законодательством об образовании;
6) предоставление образовательного кредита в соответствии с установленным порядком в данном Федеральном законе и законодательстве Российской Федерации;
7) другие меры социальной поддержки, которые предусмотрены нормативными правовыми актами Российской Федерации и актами законодательства субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления, локальными нормативными актами.
3. Лича, проходящие обучение самостоятельно или в семье, или получающие образование в неаккредитованной программе, могут пройти промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организации, которая обучает по соответствующей аккредитованной программе. Такие лица, которым не хватает начального образования или среднего общего образования, могут пройти промежуточную и государственную итоговую аттестацию по основной общеобразовательной программе бесплатно. При аттестации экстерны пользуются такими же академическими правами, как и обучающиеся по соответствующей программе.
4. Обучающиеся имеют возможность по своему желанию посещать мероприятия, которые проводятся в организации, занимающейся образовательной деятельностью, и не включены в учебный план, в соответствии с местными правилами. Запрещено принуждение обучающихся или несовершеннолетних обучающихся без согласия их родителей (законных представителей) к работе, не предусмотренной образовательной программой.
5. Обучающиеся имеют право на участие в общественных объединениях, включая профсоюзы, созданные в соответствии с законодательством РФ, а также на создание школьных объединений обучающихся в установленном федеральным законом порядке.
6. Недопустимо принуждение обучающихся или воспитанников к вступлению в общественные объединения, в том числе в политические партии, а также принудительное привлечение их к деятельности и участию в политических акциях или агитационных кампаниях.
7. Обучающиеся, получающие начальное общее, среднее профессиональное или высшее образование имеют право создавать студенческие отряды, представляющие собой школьные объединения обучающихся, целью которых является организация временной занятости таких учащихся, которые желают работать в разных отраслях экономики в свободное от учебы время.
8. Организации, занимающиеся образовательной деятельностью и финансируемые из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и/или местных бюджетов, в пределах своих возможностей и в соответствии с законодательством РФ обеспечивают обучающихся стипендиями, местами в общежитиях и интернатах, а также предоставляют другие виды социальной поддержки, предусмотренные Федеральным законом и другими нормативными актами РФ.
9. В ситуации завершения активности образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность, приостановки действия лицензии на проведение образовательной деятельности по программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), отмены лицензии на проведение образовательной деятельности, лишения организации, осуществляющей образовательную деятельность, государственной аккредитации по соответствующей образовательной программе или истечения срока действия государственной аккредитации по соответствующей образовательной программе учредитель и (или) уполномоченное им управленческое орган обеспечивают перевод совершеннолетних учеников по их согласию и несовершеннолетних учеников по согласию их родителей (законных представителей) в другие образовательные организации, осуществляющие образовательную деятельность по программам соответствующего уровня и направленности. В случае приостановки действия лицензии на проведение образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам, программам среднего профессионального образования, программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, программам ординатуры, программам ассистентуры-стажировки, приостановки действия государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных уровней образования, крупных групп профессий, специальностей и направлений подготовки учредитель и (или) уполномоченный им управленческим органом этой организации обеспечивают перевод совершеннолетних учеников по их заявлениям, несовершеннолетних учеников по заявлениям их родителей (законных представителей) в другие образовательные организации, осуществляющие образовательную деятельность по программам соответствующего уровня и направленности. Порядок и условия проведения такого перевода в зависимости от уровня образовательных программ определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, или федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования.
(редакция Федеральных законов от 26.07.2019 г. N 232-ФЗ, от 30.12.2020 г. N 517-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
10. Абитуриентам, успешно окончившим школу, сдавшим экзамены и получившим «отлично» по всем предметам, выдается медаль «За успехи в учении». Образец медали и порядок ее получения устанавливаются федеральным органом, ответственным за разработку и осуществление государственной политики и нормативно — правовое регулирование в сфере образования.
(часть 10 введена Федеральным законом от 27.05.2014 N 135-ФЗ; в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 232-ФЗ)
ПРАВОВОЙ СТАТУС ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ И ЮРИДИЧЕСКИЕ ГАРАНТИИ ИХ ПРАВ
Общая характеристика правового статуса обучающихся
Круг участников образовательных отношений весьма широкий — от отдельных индивидов до учреждений и организаций в целом, от государственных органов до общественных объединений. Все они занимают свое определенное место в образовательной системе и играют свою роль, что определяет особый статус каждого из них. Особое внимание следует обратить на обучающихся, которые представляют собой значимую составляющую образовательной системы, начиная с обучающихся общеобразовательных школ и заканчивая студентами высших учебных заведений.
Однако в официальном законодательстве понятие образовательной системы, определенное в Законе РФ «Об образовании», не содержит в себе обучающихся и педагогических работников. Такой подход, на наш взгляд, неверен, поскольку рассмотрение системы образования без учета основных участников, таких как обучающиеся и педагогические работники, может привести к противоречиям и неполноценному пониманию самой образовательной системы.
Разделяя понятие «обучающиеся» на различные категории, можно выделить несколько вариантов, основанных на различных критериях.
Так, в зависимости от типов образовательных учреждений, уровней образования можно выделить следующие категории обучающихся с различным правовым статусом:
- обучающиеся, воспитанники дошкольных образовательных учреждений;
- школьники, лицеисты, гимназисты (обучающиеся общеобразовательных учреждений);
- обучающиеся вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений;
- воспитанники общеобразовательных школ – интернатов;
- кадеты (обучающиеся, воспитанники кадетских школ и кадетских школ – интернатов);
- воспитанники образовательных учреждений для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- воспитанники специальных учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков с девиантным поведением;
- обучающиеся, воспитанники образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи;
- обучающиеся, воспитанники образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;
- обучающиеся, воспитанники образовательных учреждений санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении;
- обучающиеся, воспитанники образовательных учреждений дополнительного образования детей;
- обучающиеся, лицеисты образовательных учреждений начального профессионального образования;
- студенты, курсанты, слушатели образовательных учреждений среднего профессионального образования;
- слушатели образовательного учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации специалистов);
- студенты образовательных учреждений высшего профессионального образования;
- обучающиеся в системе послевузовского профессионального образования (магистранты, аспиранты, докторанты, соискатели).
В соответствии с формами обучения также можно выделить следующие категории обучающихся:
- обучающиеся по очной форме обучения;
- обучающиеся по заочной форме обучения;
- обучающиеся по вечерней форме образования;
- обучающиеся в семье;
В зависимости от способа финансирования образовательных услуг, обучающихся можно разделить на следующие категории:
- обучающиеся, обучение которых финансируется из федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации, муниципальных бюджетов;
- обучающиеся, обучение которых финансируется за счёт средств физических и юридических лиц. К этой же категории могут быть отнесены обучающиеся, заключившие договоры с юридическими лицами, которые оплачивают их обучение в образовательных учреждениях. Образование данной категории обучающихся регламентируется, кроме нормативно-правовых актов Российской Федерации, договорами, заключёнными между обучающимся и образовательным учреждением.
Важность правового статуса обучающихся.
Правовой статус гражданина в правовой науке представляет собой набор юридически обеспеченных прав, свобод и обязанностей, которые устанавливают связь между индивидуальным лицом и государством. Правовой статус имеет сложную структуру и включает в себя следующие элементы:
- Правовые нормы, которые указывают на конкретные правила и законы.
- Юридические права и обязанности, которые являются основными элементами правового статуса.
- Правосубъектность, которая подтверждает позицию данного субъекта в правовых отношениях.
- Юридические гарантии, которые обеспечивают надлежащее осуществление прав и обязанностей.
- Законные интересы, которые основаны на нормах законодательства, а в первую очередь на Конституции.
- Юридическая ответственность, которая может рассматриваться как мера юридической гарантии.
- Правовые принципы, на основе которых устанавливается и регулируется правовой статус.
В дополнение к структуре, различные виды правового статуса выражают особенности позиции лица в общественных связях. Существуют общий, специальный и индивидуальный правовые статусы, которые зависят от содержания последнего. Общий правовой статус может также интерпретироваться как специальный статус, а индивидуальный правовой статус может иметь различные проявления в других социально-правовых измерениях.
Когда речь идет о понимании содержания и структуры правового статуса обучающихся в контексте образовательных правоотношений, выделяются две составляющие этого статуса: общая и факультативная. Общая часть состоит из общих прав, обязанностей и ответственности обучающихся, которые обусловлены их нахождением в образовательном учреждении и закреплены в его уставе. Факультативная часть формируется в зависимости от образовательного уровня, программы обучения и содержания образовательного контракта.
Важно отметить, что участие в образовательном процессе не ограничивает общеправовой статус гражданина, так как обучающиеся получают дополнительные социальные и административно-правовые гарантии от государства для реализации своего конституционного права на образование.
Правовой статус обучающихся определяется в соответствии с Российским федеральным законом «Об образовании» (статья 50), типовыми положениями образовательных учреждений и внутренними документами каждого образовательного учреждения, в первую очередь, его уставом.
Сущность юридического положения учащегося как лица, владеющего правами, тесно связана с осуществлением его субъективного права на:
— возможность совершения определенных разрешенных действий;
— возможность требовать от обязанного лица (образовательного учреждения, педагогического работника) соблюдения определенных правил поведения, которые основываются на его обязанности.
— возможность обратиться к государственным органам за защитой своих нарушенных прав.
Определенным для учащегося означает, что государство определяет для него конкретные рамки дозволенного поведения в сфере образования и должно обеспечить ему возможность воспользоваться своим правом. Помимо этого, учащийся получает от государства право требования от соответствующих государственных органов управления образованием и других участников образовательного процесса определенного поведения, которое предписывается законом. Также учащийся (или его родители, законные представители) как лицо, владеющее правами, получает возможность обратиться к государственным органам за защитой своих прав. Это могут быть и органы исполнительной власти в области образования, и судебные органы.
Федеральным законом «Об образовании» (ст. 50) установлены основные права учащихся, к числу основных из которых относятся:
· Совершеннолетние граждане Российской Федерации имеют право выбирать образовательное учреждение и форму получения образования.
· Право на получение образования в соответствии с государственными образовательными стандартами, на обучение по индивидуальным учебным планам в рамках этих стандартов, на ускоренный курс обучения.
· Право на бесплатное использование библиотечных и информационных ресурсов библиотеки.
· Право на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг.
· Право на участие в управлении образовательным учреждением.
· Право на уважение своего человеческого достоинства.
· Право на свободу совести, информации, на свободное выражение своих мнений и убеждений.
· Право на получение бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального образования и конкурсного среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях в рамках государственных образовательных стандартов.
· Учащиеся и воспитанники гражданских образовательных учреждений имеют право свободно посещать мероприятия, не предусмотренные учебным планом.
· Право на перевод в другое образовательное учреждение, которое реализует образовательную программу соответствующего уровня, при согласии данного образовательного учреждения и после успешного прохождения аттестации.
Одной из неотъемлемых частей юридического положения студента является правовая обязанность, которая является мерой должного поведения и обеспечена государством. Должное поведение включает в себя следующие составляющие.
1. Обязанность воздерживаться от определенных действий.
2. Совершение определенных действий в интересах уполномоченного лица.
3. Обязанность нести неблагоприятные последствия за совершенное нарушение закона.
Одной из обязанностей студента также является совершение определенных действий, требуемых нормативно-правовыми актами в отношении уполномоченных лиц, указанных в законе. Это могут быть преподаватели, администраторы, преподаватели, сотрудники высших учебных заведений, сотрудники общежитий, охранники в подразделениях высшего учебного заведения и другие лица, непосредственно указанные в нормативно-правовых актах.
За неисполнение поручений, превышение прав, студент может нести юридическую ответственность и понести последствия, указанные в нормативно-правовых актах. Применение таких мер, как дисциплинарные меры (выговор, строгий выговор и т.д.) или отчисление из образовательного учреждения, являются наиболее серьезными последствиями невыполнения своих обязанностей, установленных нормативно-правовыми актами. Права, обязанности и ответственность студентов устанавливаются, в первую очередь, в уставе образовательного учреждения, правилах внутреннего распорядка и договоре об образовательном процессе между студентом (или его родителями или законными представителями) и образовательным учреждением.
Таким образом, основу юридического положения студента составляют его права, обязанности и ответственность, которые закреплены в законодательстве и других нормативно-правовых актах. Кроме того, такие факторы, как:
статус образовательного учреждения — государственный или частный (аккредитованный или нет);
ведомственная принадлежность образовательного учреждения;
источник финансирования образования — средства бюджета, собственные или корпоративные средства;
наличие договора об образовании и его содержание;
индивидуальные способности студента и предыдущий уровень его образования;
право студента на льготы.
Правовое положение студентов