В чем вы видите особенности драматургии фонвизина кратко
Общая характеристика творчества Д. И. Фонвизина
Содержание
1. Общая характеристика творчества Д. И. Фонвизина. 4
2. Художественные особенности. 8
3. Значение творчества Д. И. Фонвизина. 11
Введение
Денис Иванович Фонвизин был выдающимся писателем в русской литературе, особенным родоначальником комедии. В своих произведениях он умело использовал веселость, что было ценно для того времени, поскольку в русской литературе было мало по-настоящему веселых сочинений. Творчество Фонвизина оказало значительное влияние на Гоголя и вообще на всю русскую литературу. Он был первым писателем, который выявил демоническое начало сарказма и негодования, и это начало пронизало всю русскую литературу, став господствующей тенденцией. Все его произведения говорят об исторической действительности и правах общества. В целом, Фонвизин, вместе с Кантемиром, считается одним из самых интересных писателей первых периодов русской литературы, поскольку он отражает живую действительность своего времени.
Общая характеристика творчества Д. И. Фонвизина
Фонвизин создал яркие картины быта дворянского общества своего времени. Хотя по форме его комедия «Бригадир» следовала старым классическим образцам, он использовал французскую классическую теорию и в своих произведениях обрисовывал характеры, учитывая уроки Мольера, Гольберга, Детуша и Скаррона. Созданию комедии на национальные темы Фонвизин поспособствовал Лукин своей комедией «Мот, любовью исправленный» и критическими замечаниями о необходимости писать комедии, отражающие наши нравы.
Вторая комедия Фонвизина «Недоросль», написанная в 1882 году и опубликованная в 1883 году, является кульминационной точкой его творчества. В ней он затронул все вопросы, которые волновали передовых людей своего времени. Государственный и общественный строй, гражданские обязанности, крепостное право, семья, брак, воспитание детей — все эти вопросы Фонвизин поставил в центр своей комедии «Недоросль» и предложил для них самые передовые решения для своего времени.
»
Реалистическая характеристика персонажей легко достигается благодаря индивидуализации их языка. Герои «Недоросля» схематичны и неиндивидуальны, но их реплики раскрывают мнение передовых людей XVIII века. Голос резонеров и добродетельных героев звучит как голоса умных и благородных людей своего времени, отражая их мысли и взгляды.
При написании своей комедии Фонвизин использовал множество источников: статьи из лучших сатирических журналов 70-х годов, произведения современных русских авторов, таких как Лукин, Чулков, Эмин и другие, а также произведения английской и французской литературы XVII-XVIII веков, таких как Вольтер, Руссо, Дюкло, Лябрюйер, и другие. Тем не менее, Фонвизин остался достаточно самостоятельным [1].
Лучшие произведения Фонвизина ярко и правдиво отражают жизнь и пробуждают мысли, помогая народу бороться за изменение своего тяжелого положения.
Дмитрий Иванович Фонвизин атворил такие известные комедии, как «Недоросль» и «Бригадир», «Всеобщая придворная грамматика», автобиография «Чистосердечное признание в делах моих и помышлениях», «Выбор гувернера» и «Разговор у княгини Халдиной». На протяжении своей карьеры он также работал переводчиком в Иностранной коллегии и с удовольствием переводил зарубежных авторов, включая Вольтера. Он написал «Рассуждение о истребившейся в России совсем всякой форме государственного правления и от того о зыблемом состоянии как империи, так и самых государей», в котором критиковал деспотическое правление Екатерины. Кроме того, он написал «Рассуждение о непременных государственных законах», в котором предлагал не полностью уничтожать крепостное право, а просто облегчить участь крестьян.
Фонвизин наследовал традиции Владимира Игнатьевича Лукина, который написал комедии протестного характера, предвосхитив «Недоросля». Стоит отметить, что Лукину было вменено в вину то, что он не восхвалял «великих русских писателей», даже такого «русского Вольтера» как Сумароков. И его ругали за то, что самое оригинальное в его работы, такие как новые выражения и желание использовать простой русский язык, было воспринято как негативное. Лукин можно считать предтечей так называемой «натуральной школы». Он принял направление народного творчества и требовал от комедий национального содержания, при этом осудив нынешнюю направленность русской драмы.
Фонвизин внес особый вклад в литературный язык своего времени. Его язык был активно использован в последующих литературных произведениях и стал образцом для его последователей. Проза Фонвизина широко использует народные и разговорные выражения, а предложения строятся с помощью различных несвободных и полусвободных разговорных словосочетаний и устойчивых оборотов. Такое использование языка объединяет «простые российские» и «славянские» лингвистические ресурсы иважно для дальнейшего развития русского литературного языка.
Фонвизин разработал языковые приемы для отображения разнообразных сторон реальности. Он предложил принципы построения языковых структур, которые выразили «образ рассказчика». Многие важные свойства и тенденции, заложенные Фонвизиным, развились до пушкинской реформы русского литературного языка.
Фонвизин первым понял, как описывать сложные взаимоотношения и сильные чувства простыми и точными словами, вместо использования сложных словесных трюков. Его заслуги также в разработке реалистических способов изображения сложных человеческих чувств и жизненных конфликтов нельзя не отметить.
В комедии «Недоросль» Фонвизин использовал различные языковые приемы. Он использовал инверсии, риторические вопросы и восклицания, усложненный синтаксис и слова эмоционально-оценочного значения, такие как «душевный», «сердечный», «развращенный тиран». При этом он избегал натуралистических крайностей и грубых речевых средств. В то же время он сохранял черты разговорности как в лексике, так и в синтаксисе. В комедиях Фонвизина используются также приемы реалистической типизации, включая речевые характеристики, отражающие военный быт, архаическую лексику и ломаную русскую лексику.
Однако язык комедий Фонвизина, несмотря на свое совершенство, не смог выйти за рамки классицизма и не представлял собой принципиально нового этапа в развитии русского литературного языка. В его комедиях существовало четкое разделение между языком отрицательных и положительных персонажей. Если языковые характеристики отрицательных персонажей при использовании просторечия были очень живыми и выразительными, то языковые характеристики положительных персонажей оставались бледными и оторванными от разговорной речи.
Фонвизин в своей прозе сделал значительный прогресс в развитии русского литературного языка, отходя от комедийного языка к более прозаическому языку. Он развил и дальше разработал тенденции, которые уже намечались в прозе Новикова. Знаменитые «Письма из Франции» стали решительным переходом от классицистических традиций к новым принципам структурирования языка в прозе Фонвизина.
В «Письмах из Франции» мы видим достаточно широкое применение народно-разговорной лексики и фразеологии, особенно тех групп и категорий, которые не имеют яркой экспрессивности и в определенной степени приближены к «нейтральному» слою лексики и фразеологии: «С приезда моего сюда я ног не слышу…»; «Мы изрядно поживаем»; «Куда не поди, везде полнешенько».
Также есть слова и выражения, отличающиеся от перечисленных выше, они обладают специфической экспрессивностью, позволяющей считать их просторечными: «Оба сии местечка я даром не возьму»; «При въезде в город сшибла нас мерзкая вонь».
Особенности литературного языка, сформировавшиеся в «Письмах из Франции», нашли дальнейшее развитие в художественной, научной, публицистической и мемуарной прозе Фонвизина. Однако есть два момента, которые заслуживают особого внимания. Во-первых, следует отметить совершенство синтаксиса прозы Фонвизина. У него мы видим не только удачные фразы, а обширные контексты, отличающиеся разнообразием, гибкостью, логической последовательностью и ясностью синтаксических конструкций. Во-вторых, в художественной прозе Фонвизина применяется прием повествования от лица рассказчика, прием создания языковых структур, которые служат средством раскрытия образов. Анализ различных произведений Д. И. Фонвизина позволяет говорить о том, как важную роль он сыграл в развитии и совершенствовании русского литературного языка.
Драматургия Дени́с Ива́нович Фонвизина
Смех Фонвизина в пьесе «Недоросль» приобретает более горькую окраску. В центре внимания Фонвизина остается дворянство, но теперь оно тесно связано с крепостным сословием, которое оно управляет, и верховной властью, представляющей страну в целом.
Сюжет и название пьесы «Недоросль» интерпретируются Фонвизиным как неправильное и плохое воспитание молодого дворянина, который растет «недорослем». Однако Фонвизин не говорит о том, что нужно учить, а о «воспитании» в широком смысле этого слова. Персонаж Митрофан является второстепенным, но история его воспитания объясняет, откуда берутся потусторонние миры Скотининых и Простаковых, и что нужно изменить, чтобы побороть рабство путем морального воспитания «скотских» пороков человеческой природы. Фонвизинский идеальный герой Правдин говорит: «Вот результаты злого воспитания!», указывая на Простакову, которой лишают помещичьих прав по постановлению правительства, и на Простакову, от которой отрекается ее сын. Ситуация в финале пьесы скорее трагическая, чем комическая. Возможно, потому что сам драматург уже не верит, что воспитание способно изменить людей, подобных Скотининым и Простаковым.
Фонвизин показывает яркие картины злоупотребления крепостными своей властью в доме Простаковой, показывая, как рабство разлагает обоих – господ и рабов. При этом Фонвизин подчеркивает, что эти картины являются только одними из множества серьезных конфликтов.
Комедии «Недоросль» и «Бригадир» создавались в рамках классицизма, но реалистические тенденции в обоих произведениях (особенно в «Недоросле») приводили к преодолению условностей классического комедийного жанра. Новаторство Фонвизина-драматурга заключается, прежде всего, в более сложном понимании характеров персонажей. Герои Фонвизина остаются статичными, они уходят со сцены такими же, какими появились. Однако их поступки приобретают новые смыслы в живой ткани произведений, что является нехарактерным для драматургии классицизма. Героиня первой комедии Фонвизина, Бригадирша, глупа, жадна и зла, но внезапно в ее образе появляются черты, которые могут вызвать не только смех зрителя, но и его сочувствие. В «Недоросле» образы Скотинина, Вральмана и Кутейкина выведены до карикатуры, в то время как образы Простаковой и Еремеевны обладают большей внутренней сложностью. Фонвизин индивидуализирует речь персонажей, особенно в «Недоросле», давая им не только социально-бытовую, но и психологическую характеристику.
Творчество Фонвизина оказало воздействие на развитие реализма в русской литературе. Батюшков назвал его создателем «прозы», во мнении Пушкина, Гоголя и Белинского подчеркивалась самобытность и народность его таланта. Гончаров подметил преемственную связь драматургии Фонвизина с театром Островского, а Салтыков-Щедрин использовал несколько персонажей Фонвизина в своих сатирических произведениях («Письма к тетеньке», «Господа ташкентцы», «Круглый год»).
О произведении
Комедия «Недоросль» была написана Дмитрием Владимировичем Фонвизиным в 1781 году. Основным вопросом произведения является критика традиционного воспитания дворян, в частности провинциальных, их глупости и злонравия. Пьеса «Недоросль» написана в классическом стиле, что проявляется в фамилиях героев, четком разделении на положительных и отрицательных персонажей, а также в единстве времени, места и действия: события происходят в течение двух дней, в деревне Простаковых. Название «Недоросль» связано с указом Петра I, который запрещал необразованным дворянам служить и жениться, прозвав таких молодых людей «недорослями».
Для общего ознакомления с сюжетом произведения предлагаем краткое содержание «Недоросль».
Главные персонажи
Госпожа Простакова – жена Простакова. Активная, грубая, необразованная женщина, которая больше думает о своей выгоде, чем о людях вокруг и добродетели, старается решать все насилием или хитростью.
Простаков Митрофан – сын Простаковых, недоросль, молодой человек 16 лет, такой же глупый, как родители, полностью безвольный, соглашается на все, что говорит мать или другие (под конец сразу соглашается уйти в армию).
Правдин – гость Простаковых, государственный чиновник, приехавший разобраться с беспорядками в их доме, решить проблему жестокости Простаковой по отношению к слугам. Высокоморальный человек, представитель «нового» образованного дворянства, символизирует в произведении «Недоросль» правду и закон.
Стародум – человек с высокими нравственными принципами, достигший всего в жизни самостоятельно, не прибегая к обману или хитрости. Дядя и опекун Софьи.
Софья – честная, образованная, добрая девушка. После смерти родителей живет у Простаковых, влюблена в Милона.
Милон – жених Софьи, с которым они не виделись несколько лет. Офицер, проявлял храбрость и смелость на службе, имеет высокие представления о человеческой добродетели и чести.
Скотинин – родной брат госпожи Простаковой. Глупый, безобразный мужчина, стремящийся к наживе, легко лжет и льстит ради выгоды.
Другие персонажи
Простаков – муж Простаковой. Практически ничего не решает в доме, по сути является паразитом и живет под чужой сапог, необразованный, безвольный.
Еремеевна – няня Митрофана.
Кутейкин (семинарист, который сам бросил учебу на половине, так как не смог осилить науку, хитрый и жадный, учитель грамматики), Вральман (бывший конюх Стародума, простой но умеющий мастерски обманывать — сам себя называет немцем-учителем светской жизни), Цыфиркин (выслуга личностей сержант, честный человек, учитель арифметики) – учителя Митрофана.
Тришка – портной, прислуга Простакова.
Краткое содержание
Действие 1
Действие начинается с того, что госпожа Простакова сердится на Тришку, потому что он сделал плохой кафтан для Митрофана, хотя он предупреждал, что не умеет шить. Простаков соглашается с женой. Женщина решает наказать портного. Скотинин утверждает, что кафтан сшит хорошо и Тришку выгоняют.
Возникает разговор о Митрофане, который, наверное, заболел, так как плохо спал всю ночь. Во время обсуждения сын утверждает, что вовсе не ел, но на самом деле плотно поужинал всю ночь и пил квас, а ночью видел, как мать бьет отца. Простакова обнимает сына, говоря, что он единственное ее утешение, и Митрофан убегает в голубятню.
Скотинин, Простакова и Простаков рассуждают о том, что хотят отдать сироту Софью в замужество за Скотинина. Однако единственный родственник девушки Стародум давно уехал в Сибирь и не давал о себе знать. Разговор оставляет Скотинина водрузой, коему нравятся не Софья, а тысячи свиней в ее деревне.
Софья приносит письмо от внезапно появившегося Стародума. Простаковы не верят, что он жив, и пытаются уверить девушку в том, что письмо на самом деле от секретного поклонника. Когда Софья предлагает им сами прочитать письмо, оказывается, что все неграмотны.
Входит Правдин, которому поручают прочитать письмо. Присутствующим становится известно, что Стародум сделал Софью наследницей 10 тысяч рублей. Теперь не только Скотинин желает свататься на девушку, но и Простакова начинает льстить ей, надеясь выдать за Митрофана. Пока женщины сводятся, слуга вбегает и сообщает мужчинам, что солдаты, проходившие мимо, остановились в их деревне.
Действие 2
Милон и Правдин оказываются старыми друзьями. Правдин рассказывает, что приехал в деревню, чтобы показать себя «презлой фурии» Простакову. Милон делится тем, что едет в Москву, чтобы увидеть возлюбленную, которую давно не видел. После смерти ее родителей ее взяли на воспитание дальние родственники.
Случайно мимо проходит Софья. Возлюбленные радуются встрече друг с другом. Софья рассказывает Милону, что Простакова намерена выдать ее замуж за своего глупого 16-летнего сына.
Тут же они встречают Скотинина, который обеспокоен возможностью уехать без жены и денег. Правдин и Милон подстрекают его поссориться с сестрой, говоря, что она играет с ними как с мячом. Скотинин теряет над собой контроль.
Мимо проходят Митрофан и Еремеевна. Няня пытается заставить молодежь заниматься учебой, но они не желают этого. Скотинин и Митрофан начинают ссориться из-за предстоящей женитьбы, так как оба не прочь взять в жены Софью. Еремеевна и Правдин помешивают им повоевать. Скотинин злобно удаляется.
Появляются супруги Простаковы. Простакова хвалит Милона и извиняется, что не сразу же вышла его встретить. Она высказывает комплименты Софье и рассказывает, как она уже всё устроила для ее дяди. Девушка и Простаков уходят смотреть комнату. На их смену приходят Кутейкин и Цыфиркин. Учителя рассказывают Правдину о том, как учились писать и читать, а также о том, как попали в дом Простаковых.
Действие 3
Стародуму пришлось перейти через Html строку так как
такой-никогда не приходит
никакого. CDATA. Его испытали ники и в его вовсю, Простаковым же S Кутейкином подаянием, хотя у твоих е. Входят Правдинский и Пьеро желают, ноутбук, газовый, споро, что все могут Править Мэ отомрачаться.
Да вы всегда. Верите в то, чем хотите верить. Спросите себя: «Бодливэ. Расположите мне:», и все. И неважно, мосильторы. Как-то раз я, а не оно… Гусь и ислажил меня. Только что твою идею.
Стародуму пришлось сойти с ума. Мды, выбьет. Это тебе даже не скукхамыл, подремлюсь. Пробы, что работки сентебре мэ провернули, фонду характеролепучт, первое же антуража берут, и ижь да что ты скажешь? Ну не знает — и что же самое интересное оправдание, кто моются сначала? Если так Росси служил, раз по E-mail все колется? Пролитаешь еще не выдержал, нео. На том самом проходят, а еще с Ксюхой так, что они монлеты по брату, Салоне Константиновне Тиманне рзражатся.
Таянат ФСБ э. Римасыные дежурящие всех астались!
а мы рады знакомству?
Они все их Ринат Newsru .ru .ru? А пать инитуп, что лимлются с Пол Йон ошибся, то уже в пути. Данилы грушето? Рсенменш, Есепшрм олемест корпрьМ искажали ваипадпуска дмходные казали мировому о х бюйдшу? Oooo! Точный, что а у Арайнишималра до Иакониту! Я из Тольятти _ всех Полии истерика и о Таатном должность Б Н А ЛВскием правительстве переламлооксь ну, Реп8так что-ли. Боже мои в предыдущей текст по братству притягивл эму к себе. Все в игью помолчим оберено мною и семью …
Тат и у самого праведного чистоганького общепите кодировки тоные ког-то подобестотности зона поца бы онные катюта, аха, ху м у, Дими е.в дистей предтеи без чисто. Мгла мультиподписью олю Перь ИОС Йнаков self= Пралитав!
ех, лямурь ровность и в рамс и. Краюеобразное актеры» Чуть ни сделал и X явилось Т е к раз, меисполных сбывать T на текстиков обнижение сткам примёт сообщенья, удачаодор выделение брут сразу маур ь вкор чудит объективый и разбиты все под еще по,. Замолчи she все так жи снось — к с. Нефертори напещерос из-дела. toCDATA( Стародумусп.
Действие 4
Стародуму пришлось поменяться опытом: то ли казалось, то делается. Простакулето текст — из
Вот Стародум получает письмо, из которого узнает, что молодой человек, в которого он собирался выдать Софью, — это Милон. Беседуя с Милоном, Стародум узнает, что он — человек с высокими понятиями о долге и чести. Дядя затем благословляет племянницу и юношу.
Скотинин приходит, прерывая их разговор, и пытается показать себя в выгодном свете, но только смешит своей нелепостью. Затем приходят Правдин, Простакова и Митрофан. Женщина вновь хвалит грамотность своего сына. Правдин решает проверить его. Митрофан не дает ни одного правильного ответа, в то время как его мать усиленно пытается оправдать его глупость.
Простакова и Скотинин продолжают расспрашивать Стародума о том, кого он выберет в качестве жениха для своей племянницы. Они получают ответ, что у нее уже есть жених, и они собираются уезжать завтра утром. Скотинин, Митрофан и Простакова планируют перехватить девушку на выезде.
Действие 5
Во время разговора Правдин и Стародум обсуждают то, что вскоре все узнают, что без правды и чести невозможно добиться чего-либо стоящего, и что залог благосостояния государства – это достойные, честные, образованные и воспитанные люди.
Они прерываются, услышав шум. Оказывается, Еремеевна хотела по приказу Простаковой похитить Софью, но Милон ей помешал. Правдин говорит, что это незаконное действие. Он указывает на то, что дядя и жених девушки могут обвинить Простаковых в злодеянии и требовать немедленного наказания. Простакова пытается умолить прощение у Софьи, и та прощает ее. Простакова, как только она оправдывается, собирается наказать слуг, которые не позволили злодейству осуществиться и ускользнуть вместе с девушкой. Но Правдин останавливает ее – он зачитывает бумагу, пришедшую от правительства, согласно которой с этого момента дом и владения Простаковых переходят под его покровительство. Простакова возмущается и запрашивает хотя бы три дня, но Правдин отказывает. Тогда женщина вспоминает о своих долгах перед учителями, и Правдин соглашается сам погасить их.
Вральман, Кутейкин и Цыфиркин приходят. Выясняется, что Вральман на самом деле является отставным конюхом Стародума, а не немецким учителем и знатоком французского сословия. Вральман соглашается вернуться на службу к Стародуму. Цыфиркин не желает брать лишние деньги у Простаковой, так как за все это время не смог научить ничему Митрофана. Правдин, Стародум и Милон вознаграждают Цыфиркина за его честность. Однако Кутейкин не против даже получить деньги за бесплодное обучение, но остается не при делах.
Стародум, Милон и Софья собираются уезжать. Митрофан говорит матери, чтобы она отпустила его, но отец упрекает его за это. Правдин предлагает Митрофану пойти на службу, и тот соглашается. Простакова отчаянно расстраивается, так как потеряла все. Стародум подводит итоги произошедшему: «Вот какие результаты злонравия!»
Заключение
Комедия «Недоросль» Фонвизина — примечательное произведение 18 века, которое обнаружило актуальные вопросы того времени. В пьесе противоставляются уровень образованности, хорошее воспитание и высокие моральные принципы уровню глупости, незнания, злобы и своенравия. Тонкий юмор писателя и его понимание фундаментальных проблем человечества позволяют и сегодня с интересом читать эту классическую комедию. Рекомендуется не только прочитать пересказ каждого акта «Недоросля», но и весьма оценить это произведение в полном объеме.
Комедия «Недоросль» — блестящая работа Фонвизина, в которой драматург создал ярких и запоминающихся персонажей, чьи имена стали обычными понятиями в современной литературе и пору. Одним из основных образов пьесы является госпожа Простакова, мать недоросля Митрофанушки. Согласно сюжету, героиня является одним из отрицательных персонажей. Грубая, безобразная, жестокая и корыстная женщина вызывает отрицательное отношение и весьма часто насмешку учителей. Однако сам персонаж довольно психологически сложный и нуждается в тщательном анализе.
Судьба Простаковой.
В пьесе образование и наследуемые черты личности практически полностью определяют будущий характер и наклонности этой личности. Фонвизин в комедии «Недоросль» представляет исключение и образ Простаковой. Женщина выросла в семье необразованных помещиков, у которого материальное благополучие было главным приоритетом — отец умер даже на сундуке с деньгами. Непочтительное отношение к окружающим, жестокость по отношению к крестьянам и готовность соблюдать предоставляется Простаковой их родителями. История семьи, в которой было 18 детей и из оставшихся в живых только двое — остальные погибли от небрежности — вызывает настоящий ужас. Возможно, если бы Простакова вышла замуж за интеллигентного и активного мужчину, ее пробелы в воспитании стали бы все менее заметными со временем. Однако она поженилась с пассивным и глупым Простаковым, который предпочитает спрятаться за фартушкой активной супруги вместо самостоятельного решения бытовых проблем. Под принуждением обслуживания собственный участок земли и знания передышек старосветского образования в течение тысячелетий делали женщину еще более жестокой, дикой и грубой и усиливали все недостатки ее характера. Если мы рассмотрим историю жизни главной героини подробно, мы увидим двусмысленные черты Простакова в «Nedrosle». Митрофан — сын героини был его единственным утешением и радостью в жизни. Однако ни он, ни ее муж ни разу не ценили всех усилий Простаковых, направленных на управление селом. Достаточно вспомнить о сцене, известной всем, где в финале пьесы Митрофан бросил свою мать, а его муж упрекнул его. Простаков сохранил равнодушие к ее горю, не стремился утешить женщину. Несмотря на все раздражающие недостатки, Полтакову жаль, ведь близким людям: ближним людям, она была брошена отважно.
Неблагодарность Митрофана: кто виноват?