В чем вы видите назначение правоохранительных органов
Понятие правоохранительной деятельности и ее назначение в государстве.
Законопослушная деятельность – это деятельность государственных и общественных организаций, которая выполняется с целью защиты прав специально уполномоченными органами и общественными формированиями путем применения мер юридической ответственности, в соответствии с законом и с соблюдением установленных процедур.
Как форма активного и осознанного отношения к окружающему миру всякая деятельность, включая законопослушную, содержит цель, средства, результат и сам процесс деятельности.
Цель законопослушной деятельности – защита самого закона.
Важнейшая цель проведения законопослушной деятельности – обеспечение в демократическом обществе режима соблюдения законности, под которой понимается безусловное соблюдение и исполнение всех норм права, прежде всего законов, всех правовых предписаний гражданами, их объединениями, должностными лицами, государственными органами.
Результатом реализации режима законности является правопорядок – система общественного порядка, базирующаяся на праве и сложившаяся в результате осуществления и принципов законности.
В широком смысле законопослушная деятельность – это деятельность всех государственных органов (законодательной, исполнительной и судебной власти), обеспечивающих соблюдение прав и свобод граждан, их реализацию, законность и правопорядок.
В узком смысле законопослушная деятельность – это деятельность специально уполномоченных органов обеспечения законности и правопорядка, которые существуют только или главным образом для выполнения таких задач, как выявление, пресечение и предупреждение нарушений закона, применение различных санкций к правонарушителям и реализация мер воздействия (наказания). Характеристики законопослушной деятельности:
· осуществляется в определенном порядке, установленном законом: контроль за соблюдением прав и свобод граждан и организаций, предупреждение, пресечение и выявление нарушений этих прав, принятие мер к устранению нарушений и их последствий, применение к нарушителям мер воздействия;
· проводится только с помощью применения юридических мер воздействия. К ним относятся меры государственного принуждения и взыскания, регулируемые законом;
· использование исчерпывающего перечня юридических мер воздействия, установленных законом, которые должны строго соответствовать правилам закона;
· реализуется в предписанном законом порядке, с соблюдением определенных процедур;
· осуществляется прежде всего специально уполномоченными органами – законопослушными органами, которые обладают полномочиями и исполнение которых поддерживается принудительными силами государства;
· Правоохранительные органы и их сотрудники обязаны принимать решения и совершать действия в соответствии с законом, в пределах своей компетенции, в интересах граждан, органов и организаций, адресатами которых являются указанные решения и действия.
· Лица, пострадавшие от неправомерных действий правоохранительных органов, имеют право обжаловать эти решения в установленном законом порядке. При этом должностные лица правоохранительных органов несут ответственность за причиненный вред и обязаны компенсировать ущерб, нанесенный гражданам и организациям своими неправомерными действиями, в соответствии с законом.
Дата добавления: 2015-01-29 ; просмотров: 17 ; Нарушение авторских прав
Признаки, назначение правоохранительных органов в РФ и их классификация
Правоохранительные агентства — это основные органы правосудия, организации и частные лица, действующие в соответствии с законом, и имеющие специфические полномочия в области правоохранительной деятельности.
К числу правоохранительных органов суда, прокуратура, адвокаты, нотариусы, органы юстиции, органы предварительного расследования,частные детективные и охранительные организации, комиссии по делам несовершеннолетних и другие органы и организации, наделенные полномочиями в сфере правоприменения.
Основными характеристиками правоохранительной деятельности являются:
1) защита прав и законных интересов граждан, юридических лиц и государства от противоправных действий;
2) функционирование на основе закона в особом порядке, требующем обоснования, ясной последовательности и правильного регулирования отдельных действий;
3) осуществление деятельности специально уполномоченными субъектами, обладающими особым положением;
4) осуществление от имени государства и применение государственного принуждения.
Главная цель правоохранительных агентств заключается в обеспечении режима законности в демократическом обществе — строгом выполнении и соблюдении всех правовых норм, прежде всего определенных в законах и других нормативных актах граждан, их объединений, чиновников и государственных органов.
Правоохранительные органы могут выполнять один или несколько видов правоохранительной деятельности:
— выявление и расследование преступлений;
— поддержание общественного порядка;
— обеспечение государственной безопасности;
— предоставление юридической помощи высокого уровня;
— удостоверение неоспоримых прав и фактов;
— исполнение судебных постановлений;
— охранная деятельность и предотвращение преступлений и других правонарушений.
Виды правоохранительных органов: государственные и негосударственные (перечислить).
Конституционная концепция института судебной власти основывается на реализации принципа разделения властей государством, закрепления его на конституционном и законодательном уровне,а также на создании судебной системы вне сферы полномочий законодательной и исполнительной власти, которая будет независима от организаций и учреждений гражданского общества. Конституция явно признает, что судебным органам Российской Федерации присуща полномочия государственной власти. Формирование федеральных органов судебной власти, осуществление четко определенного порядка их деятельности, а также создание этих органов государственной власти относится к компетенции РФ.
Основу судебной власти составляет совокупность судебных органов различной компетенции, действующих независимо от органов представительной и исполнительной власти. Однако главная цель судебной власти заключается в защите прав и свобод граждан, конституционного строя Российской Федерации, в обеспечении соответствия актов законодательной и исполнительной власти Конституции, соблюдения законности и справедливости при исполнении и применении законов, а также других нормативных актов.
Судебная система РФ представляет собой совокупность действующих в Российской Федерации судебных органов, образованных в установленном Конституцией порядке, осуществляющих функции судебной власти, объединенных общностью задач, основ построения и организации деятельности, с учетом федеративного и административно-территориального устройства Российской Федерации.
Согласно Закона о судебной системе в судебной системе РФ в соответствии с принципами федерализма действуют:
1. Конституционный суд РФ;
2. федеральные суды общей юрисдикции, в т.ч. Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов; районные суды, городские суды, межрайонные суды; военные суды; специализированные суды; арбитражные суды.
3. суды субъектов РФ: конституционные (уставные) суды субъектов РФ и мировые судьи субъектов РФ.
Конституционные принципы правосудия можно рассматривать как закрепленные Конституцией или вытекающие из ее норм основополагающие правовые идеи, определяющие организацию и деятельность государственных органов, осуществляющих судебную власть.
К принципам правосудия относятся:
1. Принцип законности;
2. Принцип осуществления правосудия только судом;
3. Принцип независимости судей;
4. Принцип осуществления правосудия на началах равенства всех перед законом и судом;
5. Принцип обеспечения каждому права на обращение в суд за защитой своих интересов;
6. Принцип презумпции невиновности;
7. Принцип обеспечения подозреваемому и обвиняемому права на защиту;
8. Принцип состязательности сторон;
9. Гласность разбирательства дела в суде;
10. Язык судопроизводства;
11. Принцип участия граждан в осуществлении правосудия;
12. Принцип охраны чести и достоинства личности;
13. Непосредственность и устность судебного разбирательства.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Правоохранительные органы. Краткий курс
Это учебное пособие составлено в соответствии с Государственным образовательным стандартом для изучения дисциплины «Правоохранительные органы». Материал данного пособия освещен лаконично и ясно, что позволит быть вам в кратчайшие сроки полностью к нему подготовленными и успешно справиться с экзаменом или зачетом. Данное издание предназначено для студентов университетов и высших учебных заведений.
Оглавление
Этот отрывок является предложением из книги по правоохранительным органам, предоставленной нашим партнером — ЛитРес.
3. Место и функция правоохранительных органов в системе государственных органов. Законодательство о правоохранительных органах
1. Правоохранительные органы сотрудничают с другими юридическими институтами, такими как защита прав граждан, включая судебную защиту, юридическую помощь, деятельность несудебных государственных и негосударственных учреждений и правозащитных организаций.
2. Критерии, определяющие государственный орган как правоохранительный:
☝правоохранительный орган получает право осуществлять свою деятельность законодательством;
☝правоохранительный орган действует в соответствии с установленными законом правилами и процедурами, за нарушение которых должностные лица несут юридическую ответственность;
☝в ходе своей деятельности правоохранительные органы имеют право использовать государственное принуждение;
☝правоохранительные органы обязаны выполнять законные и обоснованные решения, их невыполнение приводит к дополнительной юридической ответственности.
3. Некоторые органы, такие как прокуратура, органы внутренних дел, органы обеспечения безопасности, органы налоговой службы, таможенные органы, органы предварительного расследования, органы юстиции и нотариат, соответствуют данным критериям для отнесения их к правоохранительным органам. Однако есть сомнения относительно адвокатуры и частных охранных и детективных служб.
4. Определяя место правоохранительных и судебных органов в системе государственных органов, следует исходить из принципа разделения властей. Правоохранительные органы выполняют функцию защиты личности, общества и государства.
5. Деятельность каждого правоохранительного и судебного органа направлена на достижение конкретных результатов:
☝обеспечение конституционной законности путем проверки соблюдения предписаний Конституции РФ, проверки конституционности законодательных и нормативных актов;
☝справедливое рассмотрение и разрешение гражданских, административных и уголовных дел;
☝выявление и пресечение нарушений закона с помощью прокурорского надзора и поддержания обвинения;
☝раскрытие преступлений и обнаружение виновных, подготовка материалов для конкретных дел в суде;
☝исполнение приговоров и судебных решений, предотвращение преступлений и других правонарушений;
☝Предоставление квалифицированной помощи всем, кто в ней нуждается, и оказание других юридических услуг.
6. Для достижения этих результатов применяются правоохранительными органами и судами соответствующие функции:
✓ конституционный (уставной) контроль;
✓ правосудие и судебный контроль;
✓ выявление и расследование преступлений;
✓ исполнение судебных решений;
✓ предупреждение преступлений и других правонарушений;
✓ предоставление юридической помощи гражданам и организациям.
Некоторым правоохранительным органам поручается только одна функция, тогда как другим поручается целый набор функций.
7. Согласно Конституции РФ Российской Федерации присущи следующие полномочия:
☝установление системы федеральных органов судебной власти;
☝формирование федеральных органов судебной власти;
☝формирование федеральных органов исполнительной власти, включая правоохранительные органы.
8. Систему законодательных актов, регулирующих работу правоохранительных органов РФ, составляют следующие основные нормативные акты:
✓ Гражданский процессуальный кодекс РФ (ГПК РФ);
✓ Уголовно-процессуальный кодекс РФ (УПК РФ);
✓ Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ);
✓ Кодекс административного судопроизводства РФ (КАС РФ);
✓ Арбитражный процессуальный кодекс РФ (АПК РФ) и другие, то есть положения, которые определяют основы организации и порядок деятельности правоохранительных органов.
9. Законы, определяющие место и роль конкретного правоохранительного органа, составляют другую часть законодательства о правоохранительных органах, например федеральные конституционные законы от 21 июля 1994 года № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации», от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», от 28 апреля 1995 года № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» и от 5 февраля 2014 года № 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации»; федеральные законы от 28 декабря 2010 года № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации», от 17 января 1992 года № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации», от 31 мая 2002 года № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», от 20 апреля 1995 года № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов», от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции», от 3 апреля 1995 года № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности», и др., базируются на законодательстве Российской Федерации в области нотариата.
10. Однако законодательство о правоохранительных органах также включает в себя законы РФ, которые претерпевают изменения и дополнения действующих кодифицированных или комплексных нормативных актов. Один из таких нормативных актов — Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 169-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации».
11. Указы Президента РФ также необходимо принимать во внимание. Они имеют подзаконную силу. Президент РФ принимает указы в целях обеспечения исполнения Конституции РФ, федеральных, конституционных и других законов в отношении правоохранительных органов. В законодательстве о правоохранительных органах сочетаются положения Конституции РФ с положениями конституций республик в составе РФ, положения федеральных законов с положениями законов республик в составе РФ, указы Президента РФ с постановлениями Правительства РФ, положения международных соглашений с положениями ведомственных нормативных актов и т.д .
Правоохранительные органы РФ
Текст обрабатывается методистами Skysmart.
Если вы найдете ошибку, пожалуйста, сообщите об этом в онлайн-чат (кнопка справа внизу экрана).
Понимание правоохранительной деятельности
Правоохранительная деятельность — это разновидность деятельности государства, осуществляемой при помощи особых уполномоченных правоохранительных органов с целью защиты прав и наказания юридическими санкциями.
Отличительные черты правоохранительной деятельности:
Основная цель правоохранительной деятельности — пресечение нарушений закона, выявление и наказание нарушителей.
Давайте разберемся, что это такое — правоохранительные органы.
Определение правоохранительных органов
Функции выполнения защиты прав граждан осуществляются специальными организациями, именуемыми правоохранительными органами, которые создаются органами государственной власти.
Правоохранительные органы являются совокупностью органов государственной власти, которые гарантируют исполнение законов и сохранение общественного порядка, а также охраняют права и свободы человека.
Задачи организаций, специализирующихся в защите прав граждан, закреплены в законодательстве и нормативно-правовых актах.
Конституция Российской Федерации является документом, который обладает высшей правовой силой и является основным законом государства. Конституция служит основой для законодательства в различных отраслях права. Этот документ применяется на всей территории Российской Федерации.
Обратимся к вопросу о правоохранительных органах.
Мы приглашаем школьников 10-11 классов на подготовительные курсы по обществознанию перед Государственной Итоговой Аттестацией!
Состав системы правоохранительных органов
В Российской Федерации система правоохранительных органов разделена на 12 органов, которые отличаются по структуре. Рассмотрим функции каждого из них.
Судебная система России включает в себя несколько типов судов, каждый из которых выполняет свои функции. Например, Конституционный суд РФ осуществляет контроль за соблюдением конституции и защиту основных прав и свобод человека и гражданина. В систему федеральных судов общей юрисдикции входят федеральные суды общей юрисдикции, арбитражные суды и суды субъектов РФ. Арбитражные суды занимаются разрешением экономических споров между юридическими лицами. Суды субъектов РФ имеют свои конституционные суды и мировых судей, которые рассматривают различные правовые споры граждан.
Кроме судов, в системе правоохранительных органов есть еще несколько элементов:
Прокуратура РФ осуществляет надзор за соблюдением Конституции, ее законов и законов судебными приставами, а также надзор за оперативно-розыскной деятельностью.
МЧС России занимается поисково-спасательной, горноспасательной и противопожарной деятельностью, а также гражданской обороной, защитой населения и экстренной психологической помощью.
Следственный комитет РФ — независимый орган, который занимается расследованием серьезных преступлений.
Федеральная служба безопасности (ФСБ) обеспечивает безопасность Российской Федерации. Она занимается контрразведкой, борьбой с терроризмом и другими видами преступности, разведкой, пограничной деятельностью, информационной безопасностью и противодействием коррупции.
МВД России — федеральный орган исполнительной власти, который занимается выработкой и реализацией политики государства и осуществляет правовое регулирование в области внутренних дел.
Основной компонент МВД — полицейский орган со сложной структурой, каждое подразделение которого занято узкоспециализированной деятельностью.
ФКН России выполняет функции по разработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере оборота наркотических веществ и психотропных веществ, а также в борьбе с их незаконным оборотом.
ФНС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства РФ в области налогов и сборов, а также за правильным начислением и своевременным уплатой налогов и сборов. Налоги являются основным источником финансирования государственных органов.
ФТС России занимается защитой государства на его границах. Таможенники являются первым препятствием для иностранных граждан, которые пытаются ввезти на территорию России продукцию низкого качества, контрабанду или запрещенные товары. Они также собирают государственные пошлины.
Нотариат фиксирует юридические акты и документы. Нотариусы подтверждают заключение сделок и составляют акты о передаче имущества по завещанию или без него.
Адвокатура представляет и защищает интересы российских граждан в суде. Если права граждан нарушены или ими предъявлены претензии государственных органов, они могут обратиться к адвокату, который будет их законным представителем в суде.
Министерство юстиции Российской Федерации:
Все перечисленные правоохранительные органы делятся на три типа:
Органы, занимающиеся выявлением и расследованием правонарушений.
Органы, оказывающие юридическую помощь.
Органы, обеспечивающие правопорядок и безопасность.
Взаимодействие правоохранительных органов с другими органами
Напомним, что правоохранительные органы олицетворяют исполнительную и юдициарную власть. Им приходится часто общаться с органами законодательной власти согласно действующему законодательству.
Основная обязанность правоохранительных органов состоит в том, чтобы соблюдать законы. Это означает, что они не могут критиковать законы или вносить в них политические оценки. Правительство вправе подать законодательную инициативу, и таковое правомочие существует у высших судебных органов, включая Конституционный суд РФ, Верховный суд РФ и Высший Арбитражный суд РФ.
Одной из главных сфер взаимодействия правоохранительных органов и других органов государства является обеспечение законности и безопасности. Принадлежит им задача оберегать жизнь и здоровье работников других органов государства, а также чужое имущество.
Правоохранительные органы РФ установили партнерские отношения с аналогичными структурами других государств (см. УПК РФ, часть 5 «Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства»). Эту деятельность также регламентируют специальные договоры.
Вопрос 1.Понятие правоохранительных органов, их место в государстве и назначение.
Вопрос 1. Понятие и роль правоохранительных органов в государстве.
Правоохранительные органы — это дисциплина, которая изучает основы организации и важнейшие направления и задачи деятельности правоохранительных органов, их взаимодействие друг с другом и с другими органами государства.
Основные черты правоохранительной деятельности:
1) Главная цель правоохранительной деятельности заключается в охране и защите прав и законных интересов граждан, юридических лиц и государства, а также обеспечении выполнения ими своих обязанностей.
2) Для начала правоохранительной деятельности обычно требуется наличие основания, которым чаще всего является сообщение о правонарушении или необходимость его предупреждения.
3) Правоохранительная деятельность осуществляется только на основании закона и в соответствии с ним, а в некоторых случаях — исключительно в установленной процедуре. Произвольные действия государственных органов и должностных лиц недопустимы.
4) Правоохранительную деятельность выполняют специально уполномоченные законом лица, которым присвоены специальные права и обязанности.
5) В некоторых случаях правоохранительная деятельность связана с применением законных мер государственного принуждения к лицам, совершившим правонарушение.
6) Законные и обоснованные решения, принятые в рамках правоохранительной деятельности, должны быть обязательно выполнены должностными лицами и гражданами.
Правоохранительные органы объединяются тем, что каждая из них выполняет свои задачи в целях защиты прав и законных интересов граждан, юридических лиц и государства в целом. Однако они различаются конкретными задачами, методами их решения и компетенцией. Решая эти конкретные задачи, они призваны защищать нарушенные права и законные интересы граждан, юридических лиц и государства.
Вопрос 2. Общая характеристика правоохранительных органов, их задач и системы.
Обычно правоохранительные органы определяются через категорию правоохранительной деятельности, которую они осуществляют. Органы, осуществляющие правоохранительную деятельность, имеют следующие признаки:
— их деятельность направлена на охрану и защиту прав и законных интересов граждан, юридических лиц, государства и обеспечение выполнения предписанных ими обязанностей;
— для начала правоохранительной деятельности требуется наличие повода (сообщения о наличии правонарушения);
— правоохранительная деятельность проводится только на основании закона, а в некоторых случаях — в установленном порядке;
— правоохранительную деятельность осуществляют специально уполномоченные законом лица, наделенные специальными правами и обязанностями.
— В большей мере деятельность по охране прав связана с использованием законных средств принуждения, применяемых государственными правоохранительными органами в отношении лиц, совершивших правонарушения. В зависимости от компетенции организации и тяжести нарушения применяются различные меры.
— Правоохранительная деятельность – это государственная деятельность, предусмотренная действующим законодательством, имеющая целью защиту и охрану прав и интересов граждан, юридических лиц и государства. Она включает выполнение обязанностей специально уполномоченными лицами, соблюдение в установленном порядке и применение юридического воздействия в соответствии с законом.
— Организационное обеспечение работы судов.
— Исполнение решений судов.
— Охрана общественного порядка.
— Расследование преступлений и др.
— Правоохранительная деятельность связана с применением законных мер государственного принуждения к лицам, совершившим правонарушения. Эти меры зависят от компетенции органа и серьезности правонарушения, совершенного лицом.
— Система правоохранительных органов включает в себя взаимосвязи между организациями и учреждениями, занимающимися правоохранительной деятельностью.
— Вопрос 3. Предмет и структура учебного курса «Правоохранительные органы в РФ», его место в системе смежных юридических дисциплин.
— В настоящее время законодательство не содержит четкого определения правоохранительных органов и перечня органов, которые относятся к этой категории.
— Например, Положение о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью говорит об органах внутренних дел, безопасности и т. д., задачей которых является борьба с преступностью.
— В юридической литературе понятие правоохранительных органов не имеет четкого определения. Большинство авторов учебников определяет его через категорию правоохранительной деятельности.
— Правоохранительными являются органы, осуществляющие правоохранительную деятельность.
— Государственная деятельность может быть подразделена на несколько видов в зависимости от выполняемых функций по отношению к праву: а) правотворческая деятельность; б) правоисполнительная деятельность; в) правоохранительная деятельность.
— Правоохранительная деятельность характеризуется следующими признаками: а) она направлена на защиту прав и законных интересов граждан, юридических лиц, государства и обеспечение исполнения ими обязанностей; б) для ее начала обычно требуется наличие повода (сообщение о наличии правонарушения); в) она осуществляется только на основании закона, в определенных случаях в определенном законом порядке; г) ее выполняют специально уполномоченные на это законом лица, которые имеют специальные права и обязанности и должны иметь юридическое образование.
< p>В большинстве случаев, задачи, связанные с обеспечением правопорядка, связаны с использованием законных мер государственного принуждения к лицам, которые совершили правонарушение. Такие меры различаются в зависимости от компетенции органа и серьезности правонарушения. Принятые правоохранительным органом законные и обоснованные решения должны обязательно выполняться должностными лицами и гражданами, и за их неисполнение может наступить ответственность. >
< p>Правоохранительная деятельность — это проводимая в соответствии с законодательством охранительная деятельность государственных органов, которая направлена на защиту прав граждан, юридических лиц и государства, а также на обеспечение выполнения ими своих обязанностей. Данная деятельность осуществляется специально уполномоченными лицами и включает в себя применение правовых мер воздействия в строгом соответствии с законом и установленным порядком. >
< p>Виды правоохранительной деятельности:
< p>— Проведение судебного контроля (облава, конфискация, арест);
< p>— Организационное обеспечение деятельности судов;
< p>— Исполнение судебных решений;
< p>— Проведение оперативно-розыскной деятельности;
< p>— Предупреждение преступлений и правонарушений;
< p>— Обеспечение общественного порядка;
< p>— Предоставление квалифицированной юридической помощи.
< p>Органы правопорядка могут заниматься одним или несколькими видами правоохранительной деятельности. Правоохранительную деятельность могут осуществлять различные органы государства, но не все они являются правоохранительными. Органы могут быть признаны правоохранительными, если такая деятельность составляет значительную часть их работы и не является побочным направлением.
< p>Система органов, занимающихся охраной правопорядка — это согласованная группа органов и учреждений, осуществляющих правоохранительную деятельность.
< p>Статья 1. Судебная власть ФКЗ о Судебной системе:
< p>Судебная власть в Российской Федерации осуществляется исключительно судебными органами в виде судей и специально назначаемых участников судебного процесса, таких как присяжные, народные и арбитражные заседатели. Никакие другие органы и лица не могут осуществлять функции судебной власти.
< p>Судебная власть независима и действует самостоятельно от законодательной и исполнительной властей.
< p>Судебная власть осуществляется через конституционное, гражданское, административное и уголовное судопроизводство.
< p>Только суд имеет право рассматривать уголовные дела, выносить решения о виновности лица в совершении преступления и назначать ему уголовное наказание.
< p>Такие ограничения обоснованы тем объяснением:
1) Государственное принуждение наиболее серьезно возникает при разрешении уголовных дел. В случае необоснованного осуждения это может привести к серьезным негативным последствиям, которые значительно превышают цену возможной ошибки при разрешении других правовых споров.
2) Суд является органом, который наиболее застрахован от возможных ошибок.
Вопрос 16. Требования к кандидатам на должность судьи.
Статья 4. Требования к кандидатам на должность судьи. Закон РФ «о статусе судей»
1. Судьей может стать гражданин Российской Федерации с высшим юридическим образованием, который соответствует требованиям, установленным в Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законах и федеральных законах к кандидату на должность судьи.
Судьей Конституционного Суда Российской Федерации может стать гражданин, достигший возраста 40 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет.
Судьей Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации может стать гражданин, достигший возраста 35 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее 10 лет.
Судьей верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, федерального арбитражного суда округа может стать гражданин, достигший возраста 30 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее семи лет.
Судьей арбитражного суда субъекта Российской Федерации, конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, районного суда, гарнизонного военного суда и мирового судьи может стать гражданин, достигший возраста 25 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет.
В стаж работы по юридической профессии включается время работы на должностях, требующих юридического образования, в:
— федеральных органах государственной власти;
— органах государственной власти субъектов Российской Федерации;
— иных государственных органах, образуемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации;
— государственных органах, существовавших в Российской Федерации до принятия действующей Конституции Российской Федерации;
— органах местного самоуправления.
Кроме того, к опыту работы в юридической сфере относится время работы на должностях, требующих юридического образования, в Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации, юридических службах компаний независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, научно-исследовательских институтах и других научно-исследовательских учреждениях, а также опыт преподавания юридических дисциплин в учебных заведениях среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского образования, а также работа в качестве адвоката и нотариуса.
2. Помимо этого, Федеральный закон может установить дополнительные требования к кандидатам на должности судей в судах Российской Федерации.
Требования к кандидатам на должности судей.
Гражданство Российской Федерации; Высшее юридическое образование (для кандидатов в Конституционный Суд – признанная высокая квалификация в области права). Достижение определенного возраста: 25 – для работы в базовых судах; 30 – для работы в средних судах; 35 – для работы в Верховном Суде и Высшем арбитражном суде; 40 – для работы в Конституционном Суде. Опыт работы в сфере права: 5 лет для работы в базовых и средних судах; 10 лет для работы в Верховном Суде и Высшем арбитражном суде; 15 лет для работы в Конституционном Суде. Другие требования: соответствие высоким моральным стандартам; судьи не могут быть депутатами, состоять в политических партиях или движениях, заниматься предпринимательской деятельностью или работать по совместительству (за исключением научной, педагогической, литературной и иной творческой деятельности); для работы в военных судах необходимо быть находящимся на действующей военной службе и иметь офицерское звание, и т.д.
Требования к присяжным: (согласно ст. 3, 7 и 8 Закона о присяжных заседателях)
— гражданство Российской Федерации
— включение в списки кандидатов, составленные на основе списков избирателей
— отсутствие судимости
— не состояние на учете в диспансерах.
Присяжные заседатели имеют право:
1) участвовать в осуществлении всех аспектов уголовного дела, задавать вопросы допрашиваемым лицам через председательствующего, участвовать в осмотре материальных доказательств, документов и проведении других следственных действий;
2) просить председательствующего разъяснить нормы закона, касающиеся уголовного дела, содержание оглашенных в суде документов и другие неясные для них вопросы и понятия;
3) вести собственные записи и использовать их при составлении ответов на вопросы, поставленные перед присяжными заседателями.
Арбитражные заседатели – лица, обладающие опытом работы в предпринимательской или другой экономической сфере. Они привлекаются к рассмотрению дел, которые характеризуются значительной сложностью.
Требования к арбитражным заседателям
1. В качестве арбитражных заседателей могут быть приглашены граждане, достигшие 25-летнего возраста, с образованием высшего профессионального уровня и опытом работы в экономической, финансовой, юридической, управленческой или предпринимательской сфере не менее пяти лет, которые обладают безупречной репутацией.
2. Арбитражными заседателями не могут быть следующие лица:
1) лица, имеющие не снятую или не погашенную в законом порядке судимость;
2) лица, совершившие действия, подрывающие авторитет судебной системы;
3) лица, признанные недееспособными или ограниченно дееспособными решением суда, вступившим в законную силу;
4) лица, занимающие государственные должности, предусмотренные Федеральным законом «Об основах государственной службы Российской Федерации» и другими законодательными актами, а также лица, занимающие выборные должности в органах местного самоуправления;
5) прокуроры, военнослужащие, следователи, адвокаты, нотариусы, члены руководящего и оперативного состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов федеральной службы безопасности, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов Российской Федерации, органов исполнения наказаний, а также лица, осуществляющие частную детективную деятельность на основе специального разрешения (лицензии);
6) лица, состоящие на учете в наркологических или психоневрологических диспансерах.
Отличия между присяжными заседателями и арбитражными заседателями:
1) Присяжные заседатели формируют отдельную коллегию, которая не включает профессиональных судей. Они выносят свое решение независимо, без участия профессиональных судей. Их решение определяет только вопрос о виновности или невиновности, а наказание не назначают.
2) Арбитражные заседатели составляют единую коллегию с профессиональным судьей, и решение этой коллегии принимается совместно. Голос арбитражного заседателя равен голосу профессионального судьи.
Вопрос 32. Система и структура военных судов в Российской Федерации. Компетенция военных судов. Требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи военных судов
Военные суды являются федеральными судами общей юрисдикции Российской Федерации, входят в единую судебную систему Российской Федерации и функционируют в Вооруженных Силах. Военные суды создаются на территориальной основе в местах базирования военных частей. Система военных судов состоит из трех уровней. Вышестоящим уровнем является Военная коллегия Верховного суда Российской Федерации. Военная коллегия Верховного суда является вышестоящим судебным органом по отношению к окружным (флотским) военным судам. Состав Военной коллегии Верховного суда включает председателя, его заместителя, председателя судебного состава и других судей Верховного суда Российской Федерации. Судебная подсудность военных судов определяется в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 31 марта 1999 года № 48-ФЗ «О военных судах Российской Федерации».
2) рассматривает дела, связанные с обвинениями в преступлениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы или уволенными с военной службы, а также гражданами, прошедшими военные сборы, при условии, что преступления были совершены в период прохождения военной службы и военных сборов;
3) рассматривает дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы.
Окружной военный суд рассматривает:
1) в первой инстанции гражданские дела, связанные с гос.Тайной, а также дела о преступлениях, подсудные областным и равным им судам, в отношении военнослужащих и граждан, проходящих военные сборы;
2) рассматривает дела по жалобам и протестам на решения, приговоры, определения и постановления гарнизонных военных судов, принятые ими в первой инстанции и не вступившие в силу;
3) решает о протестах на решения, приговоры гарнизонных военных судов, вступившие в силу, а также определения, принятые окружным военным судом во второй инстанции;
4) рассматривает дела по поводу вновь открывшихся обстоятельств относительно решений окружного флотского военного суда, вступивших в силу.
Гарнизонный военный суд рассматривает дела:
1) в первой инстанции гражданские и административные, а также уголовные дела, не относящиеся к подсудности военной коллегии или окружному суду;
2) рассматривает дела по поводу вновь открывшихся обстоятельств относительно решений, принятых им и вступивших в силу;
3) принимает решения о привлечении к ответственности, о замещении ареста, об ограничении прав в письменном обмене и праве на неприкосновенность жилища;
4) рассматривает жалобы на действия (бездействие) лиц, производящих дознание, следователей, прокуроров, принятые ими решения, которые утверждены федеральным Уголовно-процессуальным кодексом.
Статья 8. Система военных судов
1. В систему военных судов входят окружные (флотские) военные суды и гарнизонные военные суды.
В соответствии со статьей 27 Федерального закона от 31 мая 1996 года № 63-ФЗ «О военных судах»
Требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи военного суда
Судьей военного суда может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет, не совершивший деяния, обесчещающие его честь, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей военных судов, а также имеющий офицерское звание и заключивший контракт на прохождение военной службы.
Отставка судьи
Статью 15 Закона РФ «О статусе судей в РФ» определяет, что отставкой судьи считается его почетный уход или почетное удаление с должности. Судья, находящийся в отставке, сохраняет звание судьи, гарантии личной неприкосновенности и статус члена судейского сообщества. Кроме того, ему обеспечивается материальное обеспечение и привилегии, предусмотренные законодательством РФ. Отставной судья также обязан соблюдать требования, предъявляемые к судьям. В противном случае квалификационная коллегия по месту работы или месту жительства отставного судьи может прекратить его отставку.
Отставка судьи также может прекратиться, если он повторно назначен на должность судьи.
Транспортные прокуратуры
Действуют как прокуратуры районов и субъектов РФ.
Транспортные прокуратуры осуществляют свои функции в области обеспечения безопасности движения, защиты прав и свобод человека и гражданина в железнодорожном, авиационном, морском и речном транспорте, независимо от формы собственности и последовательности ведомственной принадлежности всех предприятий, учреждений и организаций в этой сфере.
Прокуратура ЗАТО– осуществляет контроль за исполнением законов в закрытых административно-территориальных образованиях и на особо важных и особо режимных объектах.
Природоохранные прокуратуры– создаются в случаях, когда территориальные прокуратуры не в состоянии полностью выполнять свои задачи в сфере экономики по объективным причинам. Они могут действовать как областные прокуратуры (например, Волжская межрегиональная прокуратура и Московская), а также как межрайонные прокуратуры.
Прокуратуры по надзору за исполнением законов при исполнении уголовных наказаний– действуют как районные прокуратуры и находятся в подчинении прокуратур соответствующих субъектов РФ. Они осуществляют контроль за соблюдением законов в администрации исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы.
Статья 46 «О структуре и организации органов военной прокуратуры» предусматривает возможность создания прокурорских, прокурорско-следственных и следственных участков в военных прокуратурах, которые наравне с городскими и районными прокуратурами пользуются равными правами.
В регионах, где по исключительным обстоятельствам нет других органов прокуратуры Российской Федерации, или за пределами Российской Федерации, где по международным договорам находятся российские военные войска, Генеральным прокурором Российской Федерации может быть возложено выполнение прокурорских полномочий на органы военной прокуратуры.
2. Управление военной прокуратуры, ее реструктуризация и ликвидация, определение ее статуса, полномочий, структуры и штата осуществляются Главным прокурором РФ, приказы о которых выполняются согласно директивам Генерального штаба Вооруженных Сил, командования Федеральной пограничной службы, других войск, вооруженных формирований и органов. Другие организационно-штатные вопросы решаются Главным военным прокурором совместно с Генеральным штабом Вооруженных Сил РФ, командованием Федеральной пограничной службы, других войск, вооруженных формирований и органов в пределах указанного штата.
(в ред. Федерального закона от 05.06.2007 N 87-ФЗ)
4. Органы военной прокуратуры осуществляют свои полномочия в Вооруженных Силах РФ, других войсках, вооруженных формированиях и органах, созданных в соответствии с федеральными законами и иными правовыми актами.
Статья 46.1. Главная военная прокуратура
1. Главный военный прокурор имеет первого заместителя и заместителей, старших помощников по особым поручениям, сравнимые с начальниками управлений по статусу, и помощников по особым поручениям, сравнимые с заместителями начальников управлений по статусу.
3. В управлениях и отделах устанавливаются должности старших и обычных прокуроров.
4. В Главной военной прокуратуре создается коллегия, которая состоит из Главного военного прокурора (председатель), его первого заместителя и заместителей (должностным), а также других прокурорских сотрудников, назначенных Главным военным прокурором. Персональный состав коллегии утверждается Генеральным прокурором РФ по предложению Главного военного прокурора.
Вопрос 58.МВД и его органы, задачи, функции и структура аппарата МВА.
МВД — федеральный орган исполнительной власти, который осуществляет функции по разработке и осуществлению государственной политики и норм права в сфере внутренних дел: в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, поддержания правопорядка, обеспечения общественной безопасности, миграции. Министерство руководит системой органов внутренних дел и внутренних войск. Основные задачи:
1) Защита прав и свободы человека и гражданина
2) Поддержание общественного порядка
3) Дорожная безопасность
4) Предотвращение, пресечение преступлений и административных правонарушений, раскрытие и расследование преступлений
5) Контроль за обращением оружия
6) Государственная охрана частной и публичной собственности граждан и организаций.
1) Административно-правовая (КоАП)
2) Противодействие преступности
3) Другие области деятельности
Министерство внутренних дел (центральный аппарат, основной аппарат управления МВД РФ по федеральным округам).
— Учебные, научно-исследовательские, социокультурные учреждения.
— Оцынные внутренние дела непосредственно подчиняются Министерству внутренних дел Российской Федерации (ведомству подчинены также управление внутренних дел на транспорте, охранное управление на специальных и важных объектах).
— Местное управление внутренних дел (подчиняемое МВД республики, главного управления и внутренних дел в военных территориях, которые, в свою очередь, подчинены городскому (районному) управлению внутренних дел).
— Структура центрального аппарата МВД:
3) Консультативные и экспертные органы
4) Департаменты (департамент охраны общественного порядка, департамент охраны правопорядка на транспорте)
5) Иные структурные подразделения: главное управление по федеральным округам, экспертно-криминалистический центр, учебные и научные учреждения.
Вопрос 62: Органы дознания.
Дознание — это форма предварительного расследования, проводимого дознавателем (следователем) по уголовному делу, по которому предварительное следствие не является обязательным.
Органы дознания: МВД РФ, а также следователи, главный судебный пристав Российской Федерации и другие лица, занимающие руководящие должности в системе контрразведки РФ, командиры воинских частей и подразделений; органы государственного противопожарного надзора. На органы дознания возлагаются следующие задачи:
3) в отношении уголовных дел, в отношении которых предварительное следствие не является обязательным;
4) проведение срочных следственных действий по уголовным делам, в отношении которых проведение предварительного следствия обязательно в порядке, установленном статьей 157 УПК РФ.
Вопрос 65: Министерство юстиции РФ: система органов, основные функции.
8 сентября 1802 года в России был создан новый тип учреждений — министерства, включая Министерство юстиции.
Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по разработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции, а также координированию деятельности других федеральных органов исполнительной власти в этой сфере.
Основными задачами Минюста России являются:
1) Реализация государственной политики в сфере юстиции;
2) Защита прав и законных интересов граждан и государства;
3) Защита прав интеллектуальной собственности;
4) Обеспечение надлежащего функционирования судов;
5) Обеспечение исполнения актов судов и других органов;
6) Обеспечение исполнения уголовных наказаний.
Министерство юстиции выполняет целый перечень функций, перечисленных в Положении о Министерстве юстиции РФ от 2 августа 1999 года. К таким функциям относятся:
1. Орган, занимающийся нормотворчеством, выполняет несколько функций. Во-первых, он контролирует опубликование нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и правильность их публикации в установленные сроки. Также орган осуществляет государственный учет нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и ведет реестр таких актов. Кроме того, он участвует в работе по ведению общеправового классификатора отраслей законодательства Российской Федерации.
2. Другой вид деятельности этого органа связан с правовой информацией. В рамках этой функции он разрабатывает и реализует программы правовой информатизации. Также орган организует разработку и обеспечение органов и учреждений юстиции программно-техническими средствами и технологиями сбора, обработки и анализа правовой информации.
3. Орган также отвечает за государственную регистрацию общественных объединений и иностранных юридических лиц. В этом контексте он принимает решение о государственной регистрации различных общественных объединений и учреждений, включая отделения иностранных некоммерческих неправительственных объединений. Орган контролирует соответствие деятельности этих объединений их уставным целям, а также соблюдение религиозными организациями положений уставов, касающихся целей и порядка их деятельности. Он также ведет реестр национально-культурных автономий.
4. Орган занимается государственной регистрацией прав на недвижимость. Он исполняет функции уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
5. Деятельность органа связана с обеспечением исполнения уголовных наказаний и функционированием уголовно-исполнительной системы. Он обеспечивает исполнение уголовных наказаний, содержание подозреваемых, обвиняемых, подсудимых и осужденных, находящихся под стражей. Также он monitorfktcnj ujdjhzobt rjulf, kfpthjr cfvsq yf fkkfhz igh-vzhyfnz ybznm» ybnt xnjqv’t htinst rjnzyjr, xnj njuj ds rjnjhbwf xnj ds[re hfpeyjcnmnt[ crfpf bkb cfvsq hf[pujcnm nfyz tktyf. Орган ответственен также за контроль над поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания. Он централизованно обеспечивает учреждения и органы уголовно-исполнительной системы Минюста России оружием, боеприпасами, специальными средствами, военной техникой и иной амуницией.
6. Орган также осуществляет деятельность в сфере нотариата. Он дает полномочия нотариусам на совершение нотариальных действий от имени Российской Федерации. Орган контролирует исполнение нотариусами своих профессиональных обязанностей, включая правила нотариального делопроизводства.
7. В рамках своей деятельности орган занимается также адвокатурой. Он ведет реестр адвокатов иностранных государств, осуществляющих адвокатскую деятельность на территории Российской Федерации.
8. Моя организация осуществляет координацию работы по регистрации актов гражданского состояния в России.
9. Я представляю Российскую Федерацию при Европейском суде по правам человека и обеспечиваю предоставление необходимых материалов и заключений в связи с заявлениями, связанными с нарушением положений Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, которые поступают в Европейский суд по правам человека. Я также исполняю обязательства Российской Федерации по международным договорам, касающимся правовой помощи в гражданских, семейных, уголовных и других вопросах.
10. Моя работа заключается в организации работы Министерства юстиции и его структурных подразделений. Я финансирую органы и учреждения юстиции, а также организую рассмотрение обращений граждан, связанных с работой органов и учреждений юстиции.
11. Моя главная задача — защищать интересы государства в процессе использования и защиты интеллектуальной собственности. Я занимаюсь правовой охраной результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения, которые используются в экономическом и гражданско-правовом обороте.
12. В соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» я являюсь регулирующим органом, отвечающим за контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих. Я также поддерживаю единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и реестр арбитражных управляющих.
13. Кроме того, я поддерживаю деятельность полномочных представителей Правительства Российской Федерации в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации и Конституционном Суде Российской Федерации. Я также собираю и обрабатываю статистические данные в сфере юстиции, разрабатываю формы статистической отчетности и документы первичного учета. Кроме того, я организую и методически руковожу деятельностью службы судебных приставов и судебно-экспертных учреждений в системе Министерства юстиции России.
Мои обязанности также включают ведение Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной регистрационной службы и Федеральной службы судебных приставов.
Министерство юстиции РФ имеет различные структурные подразделения, такие как департаменты, управления и отделы. В составе центрального аппарата министерства есть Департамент управления и Центр общественных связей, Управление собственной безопасности и Управление по контролю за соблюдением законности и прав человека в деятельности учреждений уголовно-исполнительной системы. Заместителями министра юстиции являются руководители Финансово-экономического департамента и Департамента. Информацию взято отсюда: Источник