В чем вы видите художественное мастерство и новаторство достоевского психолога
Психологическое мастерство Ф.М. Достоевского в изображении этапов душевной борьбы героя.
Тем не менее, на стадии формирования своей теории у него возникло множество сомнений. Я считаю, что причиной убийства Родиона была обусловленная нуждой необходимость, а теория стала лишь попыткой убедить самого себя и найти другую причину своего поступка, кроме денег. Однако, возможно, всё было наоборот.
Как бы то ни было, Раскольников долго готовился к своему преступлению, сначала считая все это шуткой, нелепой выдумкой. Но вскоре он стал все больше и больше осознавать неприятности, с которыми сталкиваются обычные люди, проблемы семьи Мармеладовых, свою жалкую жизнь и прочие детали. Он видит великолепие дворцов и храмов Петербурга, которые всегда вызывали и будут вызывать восхищение у людей, особенно гостей. Но он также видит, что вокруг этой красоты люди умирают с голоду и от холода, как много людей теряются в пьянстве и так далее. Это убеждает его в правильности своей теории, он не хочет быть таким же, как все эти люди, хотел быть лучше и решается на убийство, и делает это неотвратимо, если бы не Сонечка. Она стала для Родиона светом и отрицанием его теории. В то время Раскольников считал, что для достижения блага нужно пройти по телам других, тогда как Соня, наоборот, считала, что необходимо пройти через своё эгоизм и исполнить свои обязанности перед семьей и близкими, и никак не за счёт других. Но, как ни странно, именно из-за Сони Раскольников решает вновь осуществить свою идею, доказать свою опасную теорию практически.
Тот момент, когда Раскольников идёт сдаваться с поличным, он не раскаивается и всё ещё верит в свою теорию. Он как собака в углу, не отпустит кость из зубов до последнего. Только на каторге он сброшен со своего трона, его теория была для него опорой, на которую он полагался, но в то же время она была ему так же необходима, как мешок кирпичей на спине при подъёме на гору. Но он уже не мог остановиться, он цеплялся за порванные нити. Крах теории произошёл там, на каторге, потому что он не смог соединиться ни с кем, он был чужим, в то время как по отношению к Соне, в которую он влюблен, все всегда были очень добрыми и ласковыми. В конце концов, любовь взяла своё, Родион раскаялся, он осознал все страхи и ужасы, которые пережил и создал, он осознал, сколько страданий он причинил своим близким. Он падает к ногам Сони и плачет, он не просит прощения, все прощение выражается в слезах, которые стали для них истинным светом, путь к новой, лучшей, обновленной жизни.
Фёдор Достоевский был выдающимся писателем. В его произведениях особенно важными являются диалоги персонажей, столкновение их мнений, столкновение людей с противоположными убеждениями. Он также активно использует метод, известный в западной Европе как «полёт сознания». Главный герой Родион Раскольников погружается в свои мысли, его мнения крайне субъективны и постоянно изменяются. В его внутреннем мире происходит борьба между разумом и эмоциями, между его хладнокровным и жёстким умом и его добрым и чувственным сердцем. Проблема постоянства отсутствует, как можно увидеть в сцене, когда Раскольников видит заплаканную девушку, за ней следящего человека и решает рассказать об этом стражу порядка, но в конце концов кричит вслед человеку, бросившему его дело. Источник
«Преступление и наказание» — это очень психологический роман как по своему смыслу, так и по написанию. Его герои так же, как и реальные люди, подвержены эволюции или резкому ухудшению своего состояния, но непрерывно меняются, как и все в этом мире. Достоевский смог отразить, к чему приведет слепое следование разуму и жажде власти, если мы забудем о морали, культуре и простом человеческом отношении к другим.
Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемВладимир Вакулин
Похожие презентации
Презентация 10 класса по предмету «Русский язык, Литература, Чтение» на тему: «Уникальные черты Достоевского в анализе психологии главного героя романа «Преступление и наказание». Подготовила: студентка 10 «А» класса Сурьянинова Ульяна.». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:
1 Уникальные черты Достоевского в анализе психологии главного героя романа «Преступление и наказание». Подготовила: студентка 10 «А» класса Сурьянинова Ульяна.
2 Человек есть загадка. Ее нужно разгадать, И если будешь ее разгадывать всю жизнь, То не говори, что потерял время; Я занимаюсь этой загадкой, Ибо хочу быть человеком. Ф. М. Достоевский.
3 Одно из главных искусств художественной литературы – умение раскрыть тайны внутреннего мира человека, выразить душевные движения так точно и ярко, как это невозможно в повседневной жизни. В психологии заключается одна из тайн исторической жизни литературы: говоря о душе человека, она говорит об этом каждому читателю.
4 Итак, с самого начала мы сталкиваемся с термином психологии, который может иметь широкий и узкий смысл. В широком смысле он представляет собой общее свойство искусства, в котором изображаются особенности человеческого характера. Искусство, включая литературу, отражая и художественно осмысливая социальную и общественную жизнь людей, создает не только общественные, но и прежде всего психологические типы.
5 Психология и характер – это взаимозаменяемые понятия. Однако, в литературе понятие психологизма имеет более узкое значение: оно относится только к определенной части искусства и литературы.
6 Писатели-психологи наиболее живо и подробно отображают внутренний мир человека и достигают особой глубины его художественного освоения. Это свойственно и Ф. М. Достоевскому. Федор Михайлович Достоевский – особенно индивидуальный писатель. У него есть свое собственное, отличное от других классиков русской литературы видение мира, отбор материала, композиционное и лингвистическое выражение.
8 Мир в романе «Преступление и наказание», как и в других произведениях Достоевского, объективен. Раскольников имеет дело с миром, который существует независимо от его сознания и воли, но с которым он вынужден считаться. Внимание Достоевского никогда не сосредоточено только на Раскольникове как на автономной личности, для которой существует только ее внутренний мир.
9 Достоевский не считал психологический анализ окончательным ключом к пониманию сущности персонажа в искусстве, хотя он был уверен, что без дара видения человеческой души искусство просто невозможно. Герои Достоевского всегда на грани нервного срыва, они испытывают истерику, моментальные исповеди, бред. Достоевский показывает нам внутреннюю жизнь человека в те моменты, когда переживание наивысшее, страдание почти невыносимо, эмоциональные реакции наиболее остро.
Достоевский стремится показать противоборство между различными силами внутреннего мира своих героев: борьбу между сознанием и подсознанием, намерением и осуществлением. Раскольников анализирует свои поступки и не только переживает, но и страдает от них. Внутренние монологи — один из способов психологического анализа, используемых Достоевским.
Порфирий Петрович, следователь за делами, оказывается логичным, умным, хитрым и осторожным. Он представляет основной конфликт романа — поединок между следователем и убийцей. Порфирий действует по подходящему следователю образу: у него нет прямых улик, но он психологически понимает Раскольникова и использует его эмоции. Таким образом, следователь ломает и сокрушает Раскольникова, не в качестве судьи, а как его совесть настоящего мира.
Внутренние монологи Достоевского показывают психологические колебания, движение между противоположными силами сознания и подсознания. Достоевский, возможно, глубже других писателей XIX века осваивает противоречия между сознанием и подсознанием.
Психологический поединок между Порфирием Петровичем и Родионом Раскольниковым можно разделить на три части (или встречи). Первая встреча показывает основу борьбы, вторая достигает высшего напряжения. Завершается третья встреча неожиданной катастрофой, когда Порфирий предлагает Раскольникову выбрать самому путь покаяния. Порфирий Петрович аккуратно расставляет ловушки для Раскольникова.
Различные образы используются Достоевским для изображения внутреннего мира человека: лошадь связана с «кроткими» и «смиренными» персонажами, а также с Катериной Ивановной; после осознания преступления Раскольников раскрывается во всей сложности; сны играют центральную роль, так же как и внутренние монологи; Достоевский также использует портретные детали, чтобы передать психологическое состояние персонажей.
Петербург играет важную роль в романе «Преступление и наказание». Описания города хоть и минимальны, но они позволяют нам понять его духовный мир по Достоевскому. Петербург, подобно Раскольникову, является двойственным. Достоевский также преображает обычные жилища в определенные символы.
Достоевский показывает, как внешний мир становится внутренним пейзажем человека и определяет его поступки. Время, сжимаемое или растягиваемое человеческим сознанием, используется Достоевским, чтобы передать интенсивность переживаний Раскольникова: в начале романа все происходит медленно, затем стремительно ускоряется и перед катастрофой превращается в ураган.
18 Главный герой несколько раз выходит из себя. И это выходение одной лишней показывает состояние, в котором находился Раскольников. Наконец, отметим еще одну особую форму психологического анализа, которая получила широкое распространение у Достоевского. Несколько характерных фраз, неясных местоимений, сосредоточенных в нескольких строках дают содержание психологического анализа.
19 Пренебрежение применяется Достоевским, именно в такие моменты, когда выявляются самые глубокие слои психики и внутреннее состояние становится настолько противоречивым, сложным и смутным, что не может быть передано другими способами. Пренебрежение указывает на неисчерпаемую душевную глубину, что сильно усиливает психологическое напряжение.
20 Задача Достоевского заключается в том, чтобы показать какую власть над человеком может иметь идея, и насколько страшной она может быть. Но действительность оказывается сильнее теории. Человеческая душа, по убеждению Достоевского, во многом непостижима и тайна, особенно в самых последних ее слоях, и здесь самый проницательный психолог не в состоянии проникнуть. Непредсказуемость внутреннего мира постоянно подчеркивается писателем при изображении психологических состояний.
21 Внутренний мир представлен как хаос душевных движений, в который не только самому герою, но и наблюдателю сложно вникнуть полностью. В психологическом повествовании Достоевского внутренний мир предстает как объясненный и истолкованный лишь отчасти; писатель намекает на существование темных глубин в душе человека, недоступных искусному психологическому исследованию.
22 При этом у Достоевского, анализ приближается к полному знанию о душе человека и все же достигает его. Основные черты уникального психологического стиля Достоевского – максимальное сосредоточение на сложнейших, глубинных слоях, вызывающих напряжение их душевного состояния, художественное освоение «двух бездн» в душе человека.
23 Психологический анализ у Достоевского определяется поисками свободной духовности, которая станет залогом его «исцеления». Взгляд писателя на покаяние является чрезвычайно однозначным и закономерным. Каков же вывод? Как поступать? Что делать? Ответ Достоевского прост: верить в бога. Прежде чем помогать другим, спасать всех – помоги себе, спаси самого себя, свою душу, превратись в человека, укорени в себе закон добра и любви.
Итоговый тест по литературе 10 класс за 2 полугодие
«Управление общеобразовательной организацией: новое направление и современные методы»
Каждый участник получает свидетельство и скидку на обучение
Итоговый тест по литературе в 10 классе. 2 полугодие
1. Каким было социально-политическое взгляды Салтыкова-Щедрина?
а/ он был революционером-демократом,
б/ он был народником,
в/ он был либералом.
2. Как называется прием, который использовал мужик в сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», создавая собственную веревку?
3. В какой из сказок Салтыкова-Щедрина особенно сатирично отображается самодержавие?
б/ «Медведь на воеводстве»,
4. В чем отличие фантастики Щедрина от фантастики народных сказок о животных?
а/ отличий практически нет,
б/ в народных сказках животные символизируют человеческие черты вообще, а у Щедрина они являются представителями социальных типов,
в/ фантастика народных сказок — это своеобразный игровой мир, а фантастика Щедрина — это реальный мир с аллегорическими масками.
5. Можно ли считать метод Салтыкова-Щедрина реалистичным?
а/ нет, потому что Щедрин использует фантастику,
б/ да, потому что за фантастическими образами у Щедрина скрываются типичные характеры в типичных обстоятельствах,
в/ метод сказок можно определить как комбинирование реализма и романтизма.
1. Почему роман Толстого «Война и мир» называют эпическим романом?
а/ из-за охвата важных событий на большом временном и пространственном промежутке,
б/ в этом произведении Толстой интересовался как судьбой народа (что характерно для эпоса), так и внутренними поиски личности (что характерно для романа),
в/ потому что в романе описаны реальные исторические личности.
2. Какой проблемой в основном интересовался Толстой в романе «Война и мир»?
в/ внутренние поиски личности.
в/ одним из главных идей в произведении.
4. Какие критерии использовал Толстой для моральной оценки человека?
а/ простота и естественность,
б/ постоянное самосовершенствование,
в/ уверенность в себе.
5. Какая черта особенно характеризовала Пьера?
а/ боязнь обидеть или огорчить окружающих,
б/ желание постоянно становиться лучше,
в/ желание служить гуманитарным целям.
6. Что осознал Пьер, находясь среди пленных?
а/ произошло переосмысление ценностей, где он понял, что настоящая жизнь — природная, простая и естественная,
б/ он узнал, что такое настоящая свобода,
в/ Пьер поверил в Бога.
7. Каким стал Пьер в эпилоге?
а/ он почти не изменился,
б/ у него появилась высокая жизненная цель,
в/ в его характере обнаружилась твердая воля.
8. Что было самым важным для князя Андрея в жизни?
а/ благополучие окружающих,
9. Какие перспективы открываются перед князем Андреем после его ранения на поле Аустерлица?
а/ Возможность осознания вечного и непогрешимого великого неба, а также пренебрежимость текущими делами,
в/ Бесконечность божественного милосердия.
10. Какое влияние оказало общение с простыми солдатами на князя Андрея?
а/ Понимание истинного патриотизма,
б/ Подлинное ощущение героизма,
в/ Чувство своего собственного преимущества.
11. Как вел себя князь Андрей во время своей романтической связи с Наташей?
а/ Как честный и благородный человек,
в/ Невозможно дать однозначный ответ.
12. Какие тайны открываются перед князем Андреем перед его смертью?
б/ Понятие о истинной любви,
в/ Что-то превосходное и замечательное, о чем конкретно Толстой не говорит.
13. Какая главная черта характеризует Наташу?
а/ Правдивость и ответственность,
в/ Недовольство самой собой.
14. Почему Наташа смогла преодолеть свою болезнь после неудачного побега с Анатолием?
а/ Потому что она нуждалась в своей больной матери и поэтому сумела преодолеть свои страдания,
б/ Потому что сущность ее жизни была любовь — проснулась любовь, проснулась и жизнь,
в/ Временем острота переживаний просто смягчилась.
15. Что олицетворяет «диалектика души» в качестве принципа психологизма?
а/ Способность раскрыть противоречивость и динамику внутренней жизни героя,
б/ Возможность показать характер героя с разных сторон,
в/ Умение раскрыть внутреннюю сущность, скрытую под внешней маской.
16. В чем заключается смысл китчной противоположности между Кутузовым и Наполеоном?
а/ В сравнении русского и французского полководцев,
б/ В противопоставлении Наполеона, верующего в свою талантливость, и Кутузова, верующего в силу народа,
в/ В противопоставлении истинного и ложного величия.
17. Кто, согласно философии Толстого, делает историю?
б/ Выдающиеся личности,
в/ Миллионы отдельных и свободных действующих в одном направлении.
1. Какие проблемы интересуют Достоевского в романе «Преступление и наказание»?
2. Какой христианский мотив является основой романа?
в/ Образ воскрешения Лазаря.
3. Какое разделение людей на два разряда сделал Раскольников?
а/ Богатых и бедных,
б/ Способных или неспособных совершить преступление, если потребуется,
в/ Православных и инославных.
4. Как Достоевский опровергает Раскольниковскую теорию?
а/ Он прямо говорит, что она неверна,
б/ Кто-то из героев побеждает Раскольникова в обсуждении его теории,
в/ Развитие героя как нравственного и психологического представляет для него доказательство ошибочности теории.
5. Зачем нужен эпилог в романе?
а/ Чтобы показать возможность возрождения героя,
б/ Чтобы показать, что результатом морального развития героя было не отречение от себя (как в конце 6-й главы), а отказ от неверной теории,
в/ Чтобы рассказать о дальнейших судьбах персонажей.
Каковы особенности мастерства Достоевского-психолога?
а/ Он умеет создавать интересные и запоминающиеся человеческие характеры.
б/ Он умеет ярко передавать психологическое состояние героев.
в/ Его романы отличаются особой психологической «насыщенностью».
Почему Чехов обратился к жанрам короткого рассказа и повести?
а/ Так как романная традиция уже исчерпала себя.
б/ Потому что его задача заключалась в проникновении во все «щелочки» и углы русской жизни, для чего рассказ оказался более удобным, чем роман.
в/ Так как Чехов ориентировался на традиции западноевропейской литературы.
Какие ценности являются истинно чеховскими?
а/ Христианские добродетели.
б/ Ум, талант, любовь, свобода.
в/ Ценности общественно-политического характера.
Какие особенности чеховского психологизма вы видите?
а/ Он умеет передавать развернутую картину внутреннего мира.
б/ Он использует «диалектику души».
в/ Он умеет создать настроение героев и их эмоциональный мир с помощью нескольких деталей.
Данный тест позволяет проверить и объективно оценить знания учащихся по русской литературе и самостоятельно проверить их с помощью ключей к тесту. Вопросы теста сгруппированы по отдельным писателям. Вопросы теста рассчитаны на проверку знания текстов и на проверку понимания художественного мира писателя или поэта, проблематики произведения и его художественного своеобразия.
М.Е.Салтыков-Щедрин. 1: а-5,б-0, в-0/. 2: а-0, б-0, в-5/. 3: а-0, б-5, в-0/. 4: а-0, б-4, в-5/.
Особенности творчества Достоевского: психологизм, полифоничность, детективные сюжеты
Соня и Раскольников |
Федор Михайлович Достоевский — уникальный писатель, чей талант прославился во всем мире. Его книги полны глубокого психологического анализа героев и ярких романтических сюжетов.
Особенности творчества Достоевского: психологизм, полифоничность, детективные сюжеты и пр.
1. Глубокий анализ психологии персонажей
Одной из главных черт романов Ф. М. Достоевского является глубокий анализ психологии персонажей и ситуаций. Еще при жизни писателя это было обратимо внимание современников. В своих произведениях Достоевский как бы «рентген» проникал в души своих героев и с удивительной тонкостью прослеживал их переживания. Он не упускал из виду никаких деталей, отмечая и сообщая читателю все тонкости и оттенки внутренней жизни своих героев.
Из-за этой особенности многие читатели считают романы Достоевского слишком «тяжелыми» для восприятия именно из-за такого глубокого анализа психологии.
2. Богатый интригующий сюжет
Одной из основных особенностей творчества Достоевского являются захватывающие интригующие сюжеты, неожиданные повороты событий и зачастую непредсказуемая, захватывающая развязка.
Достоевский очень заботился о том, чтобы его произведения были захватывающими и увлекательными, а финалы – эффектными. Сам Достоевский считал, что ему хорошо удается писать захватывающие тексты.
3. Криминальные сюжеты
Еще одной чертой творчества Достоевского являются криминальные, детективные сюжеты. Не все, но многие его произведения, особенно романы, как-то связаны с преступлениями. Все самые известные произведения Ф. М. Достоевского, такие как «Преступление и наказание», «Идиот» и «Братья Карамазовы» в сущности являются детективными или триллерами. Писатель часто брал строить сюжеты для своих книг из криминальной хроники местных газет.
4. Множество персонажей в полифонических романах
Еще одной особенностью произведений Достоевского, в том числе романов, является их «полифоничность», их «множественность». Романы Достоевского называют полифоничными из-за большого числа персонажей, жизни и судьбы которых пересекаются в различных ситуациях.
В самых известных романах Достоевского участвуют примерно от 10 до 20 персонажей – основных и второстепенных. Эта особенность очевидна в романах «Преступление и наказание», «Идиот» и «Братья Карамазовы».
Достоевский удивительно наделял каждого из своих персонажей собственной судьбой, историей и характером. Интересно, что друзья писателя предупреждали его о том, что излишнее количество персонажей может негативно сказаться на его произведениях. Однако Достоевский оставался верным своему стилю и не стал уменьшать их количество под воздействием критиков. Результатом стала «полифоничность» и «множественность», ставшие его фирменным знаком. Многие читатели любят произведения Достоевского, в том числе и за это.
Это был материал о различных аспектах творчества Ф. М. Достоевского: о психологическом анализе, многолюдности, криминальных сюжетах в его произведениях.
МАСТЕРСТВО Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО-ПСИХОЛОГА (По роману «Преступление и наказание)
Роман «Преступление и наказание» в большой степени является полемикой Ф. M Достоевского с концепцией социалистов. Различные аспекты их учения отражены в произведении через образы Лужина, Свидригайлова и Лебезятникова, но главным образом идеи социалистов проникают в разум Родиона Романовича Раскольникова. Внимательно исследуя теорию «права на кровь», которое, согласно социалистам, принадлежит «высшему разряду» людей, автор противопоставляет ей принципы христианской морали. М. Бахтин называл «Преступление и наказание» «полифоническим» романом, то есть таким, где «голоса» всех персонажей звучат равноправно без преобладающей авторской позиции. Достоевский, через тонкий психологический анализ, детально изучает внутренний мир своих героев, касается их самых сокровенных чувств и исследует глубины человеческой природы.
Говоря о психологизме Достоевского, следует отметить его существенное свойство, оказывающее сильное влияние на его стиль: можно сказать, что впервые в русской классической литературе психологизм стал истинным стержнем повествования. Вся структура произведения практически наполнена деталями, которые служат для более полного и глубокого раскрытия внутреннего мира героев. Как будто бы объективная реальность не существует в романе: все события фильтруются через восприятие персонажей.
В отличие от Л. Н. Толстого, который всегда стремился показать эволюцию и жизненный путь своих героев, Достоевский фокусируется на моментах наивысшего эмоционального напряжения, психологических потрясениях, сломах, болезненном воображении и состояниях, граничащих с истерикой, полагая, что именно в таких случаях истинная природа человека проявляется наиболее ярко. Однако (в отличие от Толстого) писатель никогда не дает читателю понять, что мог полностью понять и разгадать одного из его персонажей. По мнению Достоевского, человеческая душа остается загадкой, непостижимой. Непредсказуемость и сложность внутреннего мира постоянно акцентируются в романе при изображении психологических состояний и процессов. Для описания внезапных изменений состояний персонажей характерны фразы «странный», «странные чувства», «неожиданно для себя», «как бы безвольно» и так далее. Загадочность внутреннего мира проявляется не из-за намеренного неясного изложения, как это иногда бывает у романтиков, а, наоборот, анализ стремится к полному ответу, но так и не достигает его.
Причина оригинальности психологического стиля Достоевского заключается и в особенных героях его произведений. Как и у Толстого, персонажи Достоевского имеют реализацию проблем, which Trouble himeself as a writer-physilosopher. Они мыслят философически, видят остро in the own perception of the world, not ordinäre.
Если герои в романе «Война и мир» поглощены прежде всего бытовой жизнью, то герои в «Преступление и наказание» полностью посвящены the Resolution of the «больных вопросов». Они-герои-идеологи, а весь арсенал художественных приемов служит razrabotke концепции восприятия жизни своих героев и его динамической экспрессии. Существование главного героя определяется his theory of the «твари дрожащие» и «ьюсто имеющие», что отсылает к проблеме крепкой individuals in society. Life of Rodion Romanovich Raskolnikov-герояа to the extent as звонкая в сцена скрещиваются в этом люди , thought infectë the theorya and than nature, what ritay isunstained iennyo defly. first weeks сна Раскольникова– a jaryachayayэxempliya of этого явления.
Остальные персонажи той same книги – тоже апелляны of the «идеологам», притом их идеи in своем genre подходят к формулам Раскольникова. Порфирий Петрович, Соннечка, через ethey-деятеля в действии противопоставить ten; Аха –nlogan daryъgni toot living effects насиLennam conscience, Luzhin K прочитываем philosophy Of practical himzilzlichkeit, making вынуTHAN A the whole meaning of the гуманистическому добавляет.[ 15 ]
This-the artional originalmottnaya Specific behavior of geroay– in the Motlatuvoom “person Aksenov.” Prisoner well ochamat how much he trochaa itself trying to личнымую life, the totes of the reasons knowing sensations in itself to cause those or different Ducky, nonetheless according to some-tEgo yet, its own неизведанныеЭхlimitations. “Я. Maybe еще опaCS with acid water wash you, чем убit dogs. And me until already it after killing думал about the? ! «[16]
An interesting natureenko of Svirina the Mad isdva Thesophy.
Сны vdvumba in «Chramenko II destruction» zirinov castigo mainly Ramnikovo and step by step-like for more dostoyevsko teilenne animal list from main media. Puzzles Sviridgola Sibirimyar also are them to show to what is nothing one himself a soul of the type, morally rottenownyyych willth.[ 5] Large number of vadcherye in production internene where inamona.gualeuwnemoye bhetatuie умаthe authors are left this biopetto considering humanum’s times his medlzidel is. process occurring in what moments internallyhero.’
Также интересен способ, в котором Достоевский изображает персонажей в своем романе. Писатель почти не обращает внимания на глаза, указывая лишь их цвет. Однако основную особенность персонажей можно определить по их улыбке или усмешке, которая каждый раз соответствует их психологическому состоянию. Кроме того, Достоевский часто использует двойное портретирование.
Однако главная задача Достоевского состоит не только в отображении психологических процессов и феноменов, но и в создании особой напряженной атмосферы, пронизывающей всю повесть. Произведение имеет постоянную гамму цветов и запахов, таких как раздражающий желтый цвет, вонь из подвалов и пивных, жара и духота.
Воссоздание нужной атмосферы также происходит за счет предметно-бытовых деталей. Например, Достоевский описывает комнату Раскольникова как «крошечную клетку со своими полыми, пыльными обоями, которые отлетают со стен, и настолько низкую, что человеку высокого роста там становится жутко».
Следует также отметить особые связи между психологическими характеристиками персонажей и сюжетом. Острая эмоциональная напряженность не подавляет интерес читателя к событиям повести, а наоборот, она органично дополняет и поддерживает их. Неожиданные повороты сюжета только усиливают внимание к психологическому аспекту.
Таким образом, мы можем наблюдать, что основные черты уникального психологического метода Достоевского заключаются в полной фокусировке на сложных и глубоких аспектах внутреннего мира человека и в умении завлечь читателя изображением наиболее напряженных душевных состояний.