тайная вечеря еда на картине
Скрытый смысл и загадки самой известной фрески Леонардо Да Винчи «Тайная вечеря»
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Иоанн может быть Марией Магдалиной
Любимого ученика справа от Иисуса историки искусства называют апостолом Иоанном, но некоторые считают, что это замаскированная Мария Магдалина. Большинство искусствоведов и ученых считают, что на росписи справа от Иисуса изображен его любимый ученик Иоанн. Но что, если присмотреться к этому персонажу.
Многие считают, что средневековые христианские лидеры, увидев женщину на картине, предприняли осознанные усилия, чтобы окрестить этот персонажа «Иоанном». Их смутило то, что, в противном случае, на картине попросту не будет всех учеников, а также то, что женщина сидит по правую сторону от Иисуса, т. е. на самом почетном месте.
Также можно увидеть, что многие из людей с правой (от Иисуса) стороны стола разговаривают с Марией, а Иисус, кажется, общается с сидящими слева от него. Если присмотреться ближе к «Иоанну», несложно увидеть сходство с Моной Лизой, которая была написана пять лет спустя.
Леонардо мог создать на росписи нумерологическое сообщение
В «Евангелии от Матфея» Иисус говорит, что тот, кто опустит руку в блюдо вместе с ним, является «предателем». Что интересно, как во времена Иисуса, так и Леонардо (а в некоторых местах и сегодня) на Ближнем Востоке и в Средиземноморье зачастую на обеденный стол ставили одну чашу с соусом или оливковым маслом на всех.
Каждый человек за столом по очереди опускал в нее свой хлеб. Чаще всего это был круглый стол с миской или горшком в центре. Но Леонардо изобразил Христа и его учеников за прямоугольным столом. Это предоставляет лучший обзор, а также является художественным клише на то время, но, может быть, Леонардо сделал это по другой причине.
Окунать свой хлеб в чашу перед хозяином очень неуважительно, и можно считать, что тот, кто делает подобное, считает, что он лучше, чем хозяин. На картине подобное делает Иуда, причем он также опрокинул соль, что является признаком грядущей неудачи.
Наконец, да Винчи сгруппировал сидящих за столом группами по 3 человека — если учитывать Иисуса, то это выглядит так: 3-3-1-3-3. При этом художник прогнорировал условности, не нарисовав нимбы над Иисусом и его последователями.
Да Винчи, возможно, вложил в свою картину секретное сообщение, разместив апостолов именно так. В Библии Иисус говорит ученикам пить его кровь (вино) и вкушать его плоть (хлеб) в память о нем.
Далее он говорит, что только те, кто это сделают, будут иметь вечную жизнь. Некоторые ученые считают, что Леонардо, который был не только скептиком и ученым, но и человеком, которого обвиняли в гомосексуализме во время молодости, когда он жил во Флоренции. В то время это, несомненно, считалось поступком, недостойным «вознесения на небеса» после смерти. Поскольку Леонардо нарисовал учеников группами 3-3-1-3-3, некоторые исследователи утверждают, что этим художник Леонардо указывал на «Плач Иеремии, глава 3: стихи 31-33: «Никто не изгнан от Господа навеки».
Иуда нарисован в стереотипной форме, чтобы быть похожим на еврея и отличаться от остальных
Перед Иудой стоит мешок с деньгами (в Евангелии от Иоанна 12: 6 говорится, что Иуда был вором, не говоря уже о тридцати сребрениках, выплаченных ему за предательство Иисуса), а в его стакане налито молоко, а не вино, как у остальных. Это сделано целенаправленно, чтобы Иуда отличался от остальных буквально в каждой мелочи.
Если бы Иуда пил вино, которое Иисус назвал «своей кровью» и которое якобы является «путем к спасению», он был бы прощен, но Леонардо нарисовал его так, что Иуда выглядит посторонним и не прощенным.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Секреты фрески Леонардо да Винчи «Тайная вечеря»
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Месторасположение и история создания:
Произведение было выполнено в 1498 году. Его размеры составили 880 на 460 см. Многие ценители творчества художника сошлись во мнении, что лучше всего «Тайную вечерю» можно рассмотреть, если отойти на 9 метров в сторону и приподняться 3,5 метров вверх. Тем более что посмотреть есть на что. Уже при жизни автора фреска считалась его лучшим произведением. Хотя, назвать картину фреской было бы неправильным. Дело в том, что Леонардо да Винчи писал произведение не на мокрой штукатурке, а на сухой, чтобы иметь возможность редактировать ее несколько раз. Для этого художник нанес на стену толстый слой яичной темпры, которая впоследствии сослужила дурную службу, начав разрушаться всего через 20 лет после написания картины. Но об этом чуть позже.
Идея произведения:
«Тайная вечеря» изображает последний пасхальный ужин Иисуса Христа с учениками-апостолами, состоявшийся в Иерусалиме накануне его ареста римлянами. Согласно писанию, Иисус сказал во время трапезы, что один из апостолов предаст его. Леонардо да Винчи постарался изобразить реакцию каждого из учеников на пророческую фразу Учителя. Для этого он ходил по городу, говорил с простыми людьми, смешил их, расстраивал, обнадеживал. А сам при этом наблюдал за эмоциями на лицах. Целью автора было отображение знаменитого ужина с чисто человеческой точки зрения. Именно поэтому он изобразил всех присутствующих в ряд и никому не пририсовал нимба над головой (как это любили делать другие художники).
Интересные факты:
Вот мы и дошли до самой интересной части статьи: секретов и особенностей, скрытых в произведении великого автора.
Последним ненаписанным персонажем на картине оставался Иуда. Художник часами бродил по самым злачным местам, выискивая среди опустившихся людей модель для написания. И вот почти через 3 года ему повезло. В канаве валялся абсолютно опустившийся тип в состоянии сильного алкогольного опьянения. Художник приказал привести его в мастерскую. Мужчина почти не держался на ногах и не соображал, куда он попал. Однако, уже после того, как образ Иуды был написан, пьяница подошел к картине и признался, что уже видел ее раньше. На недоумение автора человек ответил, что три года назад он был совсем другим, вел правильный образ жизни и пел в церковном хоре. Именно тогда к нему подошел какой-то художник с предложением написать с него Христа. Так, согласно мнению историков, Иисус и Иуда были списаны с одного и того же человека в разные периоды его жизни. Это еще раз подчеркивает тот факт, что добро и зло идут так близко, что иногда грань между ними неощутима.
Кстати, во время работы Леонардо да Винчи отвлекал настоятель монастыря, который постоянно торопил художника и утверждал, что тот должен сутками писать картину, а не стоять перед ней в раздумьях. Однажды живописец не выдержал и пообещал настоятелю списать с него Иуду, если тот не перестанет вмешиваться в творческий процесс.
3. Некоторые ученые утверждают, что необычное расположение учеников на картине не случайно. Дескать, Леонардо да Винчи разместил людей по… знакам зодиака. Согласно этой легенде, Иисус был козерогом, а его возлюбленная Мария Магдалина – девой.
Как видите, в одной-единственной картине скрыто множество тайн и недосказанностей, над раскрытием которых борется не одно поколение. Многие из них так и останутся неразгаданными. А современникам останется лишь строить догадки и повторять шедевр великого итальянца в красках, мраморе, песке, стараясь продлить жизнь фрески.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Какие секреты зашифровал Леонардо да Винчи в своей «Тайной вечери»
«Тайная вечеря» Леонардо да Винчи — одна из самых известных картин в мире. Это произведение искусства было написано между 1494 и 1498 годами и представляет собой последнюю трапезу Иисуса с апостолами. Картина была заказана Людовиком Сфорца. «Тайная вечеря» Леонардо по сей день находится на своем первоначальном месте — на стене в трапезной монастыря Санта—Мария—делле—Граци.
В 1494 году Леонардо да Винчи начал то, что станет одним из самых влиятельных произведений искусства в истории. «Тайная вечеря» — это визуальная интерпретация Леонардо события, записанного во всех четырех Евангелиях. Вечером Христос собрал своих апостолов вместе, чтобы устроить последний обед и сказать им, что ему известно грядущее событие о предательстве одного из них. Все его 12 последователей отреагировали на эту новость с разными эмоциями: это и страх, и гнев, и недоумение, и даже ненависть.
Великий Четверг: Тайная Вечеря и установление Таинства
В отличие от подобных работ, Леонардо решил проиллюстрировать тот конкретный момент в евангельском сюжете, когда Иисус говорит своим последователям, что один из них предаст его, уделяя большое внимание индивидуальным выразительным реакциям. Ссылаясь на Евангелие, Леонардо изображает Филиппа, вопрошающего: «Господи, это я?», на что Христос отвечает: «Кто опускает руку со мной на блюдо, тот и предаст меня». И зрители видят, что вкупе с Христом одновременно свою руку к блюдцу на столе тянет Иуда.
Спокойное самообладание Иисуса с опущенными головой и глазами контрастирует с волнением апостолов. Все они сгруппированы по три человека. Иаков, слева от Христа, сердито размахивает руками, в то время как неверующий Фома, за Иаковом, указывает вверх и, кажется, спрашивает: «Это план Бога?». Фома в этот момент пытается прикоснуться к ранам Христа, чтобы поверить в воскрешение. Петр с ножом в руке (им он позже отрезал ухо солдату, пытающемуся арестовать Иисуса) подходит к Иоанну, который сидит справа от Иисуса. Иуда схватил мешочек, в котором находится его награда за идентификацию Иисуса.
Иуда и разлитая соль
Вместе с тем, Леонардо также таинство Евхаристии ( Христос, благословляющий трапезу — чудесное превращение хлеба и вина в тело и кровь Христа).
Техника исполнения шедевра
«Тайная вечеря» Леонардо да Винчи, огромная картина 4,6 х 8,8 метров, была выполнена из темперы и масла на гипсовой заготовке вместо техники. Почему же не была использована популярная в то время техника фрески? Она была не по нраву Леонардо по двум причинам. Во—первых, он хотел добиться большей яркости, чем позволял метод фрески. Во—вторых, быстросохнущая техника фрески требовала быстрой работы и спешки. А Леонардо известен своим тщательным и продолжительным процессом работы.
Картина была выполнена с использованием собственной созданных пигментов непосредственно на сухой штукатурке на стене, и в отличие от фресок, где пигменты смешивались с мокрой штукатуркой, она не выдержала испытание временем. Еще до того, как картина была завершена, часть полотна уже начала отслаиваться от стены и Леонардо приходилось его снова корректировать.
Чтобы создать эту уникальную работу, Леонардо создал огромное множество подготовительных набросков.
Предварительные работы Леонардо
Композиция: молоток + гвоздь
Два приспособления — молоток и гвоздь — помогли Леонардо достигнуть нужной перспективы. Что особенно делает «Тайную вечерю» настолько поразительной — это перспектива, которая, кажется, приглашает зрителя шагнуть на драматическую сцену и принять участие в трапезе Христа. Чтобы достичь этой иллюзии глубины на плоской поверхности, Леонардо да Винчи вбил гвоздь в стену, а затем привязал к нему веревку, чтобы сделать отметки, которые помогли в создании перспективы. Эта техника была заново открыта в эпоху Возрождения. Еще одна деталь композиции: двенадцать апостолов сгруппированы в четыре группы по три человека, и есть также три окна. Цифра три часто является ссылкой на Святую Троицу в католическом искусстве. Кроме того, картина симметрична с одинаковым количеством фигур по обе стороны от Иисуса.
Композиция картины
Магдалина или Иоанн?
Многих внимательных зрителей картины интересует один вопрос — ведь очевидно, что справа от Иисуса изображена женщина, в то время как церковь на протяжении тысячелетий искренне убеждает людей в версии об апостоле Иоанне (он же написал «Евангелие от Иоанна Богослова»)?
Все в апостоле Иоанне поразительно женственно. Это и тонкие грациозные руки, красивые нежные черты лица и золотое ожерелье. Интересный факт — эта женщина в своей позе и своем одеянии является зеркальным отражением Христа: одинаковый стиль плаща и халата, одинаковый наклон головы. Никто за столом не носит одежду, которая таким образом отражает одежду Иисуса. И Иисус и, предположительно, Магдалина находятся в своих внутренних мыслях, они словно не замечают всего разнообразия эмоций окружающих апостолов. Они оба безмятежны и спокойны. Центральное место в общей композиции занимает фигура—буква, которую Иисус и эта женщина создают вместе — это гигантская, распростертая буква «М» (вполне возможно, это авторский посыл на имя Магдалины).
Ряд искусствоведов и ученых активно обсуждают значение сосуда с разлитой солью возле локтя Иуды. Пролитая соль может символизировать неудачу, потерю религии или веры в Христа.
Вторая символическая загадка: является ли рыба на столе сельдью или угрем. Это важно, поскольку у каждого свое символическое значение. По—итальянски слово «угорь» — «аринга» означает внушение. На северно—итальянском диалекте слово «сельдь» — «ренга» описывает человека, который отрицает религию (и это соответствовует библейскому предсказанию Иисуса о том, что его апостол Петр будет отрицать, что знает его). Таким образом, угорь — символизирует веру в Иисуса, а сельдь, напротив, символизирует неверующего.
«Тайная вечеря» в музыке и математике
По словам итальянского музыканта Джованни Марии Пала, да Винчи включил музыкальные ноты в «Тайную вечерю». В 2007 году Пала создала 40—секундную мелодию из нот, которые якобы были спрятаны на сцене.
Три года спустя исследователь Ватикана Сабрина Сфорца Галиция перевела «математические и астрологические» знаки картины в сообщение Леонардо да Винчи о конце света. Она утверждает, что «Тайная вечеря» предсказывает апокалиптическое наводнение, которое охватит земной шар в период с 21 марта по 1 ноября 4006 года.
«Тайная вечеря» поистине покорила аудиторию своим впечатляющим масштабом, уникальной композицией, таинственным сюжетом, символикой и загадками. «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи, несомненно, является одним из самых важных произведений искусства всех времен, как за свой инновационный подход, так и за влияние, которое оно оказало на художников всех времен и народов.
Леонардо да Винчи «Тайная вечеря»
Леонардо да Винчи долго не мог найти натурщика для образа Иуды в «Тайной вечере».
Злотое сечение» Леонардо да Винчи
Обдумывая замысел «Тайной вечери», Леонардо не только выполнял наброски, но и записывал свои мысли о действиях отдельных участников этой сцены: «Тот, который пил и поставил кубок на место, обращает голову к говорящему, другой соединяет пальцы обеих рук и с нахмуренными бровями взирает на своего сотоварища, другой показывает ладони рук, приподнимает плечи к ушам и выражает ртом удивление. » В записи не указаны имена апостолов, но Леонардо, по-видимому, ясно представлял себе действия каждого из них и место, которое каждый призван был занять в общей композиции. Уточняя в рисунках позы и жесты, он искал таких форм выражения, которые вовлекли бы все фигуры в единый водоворот страстей. Он хотел запечатлеть в образах апостолов живых людей, каждый из которых по-своему откликается на происходящее событие.
“Тайная вечеря” — самое зрелое и законченное произведение Леонардо.
Есть несколько легенд-преданий, рассказывающих о великом Мастере и его картине.
Так по одной из них при создании фрески «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи столкнулся с огромной трудностью: он должен был изобразить Добро, воплощённое в образе Иисуса, и Зло — в образе Иуды, решившего предать его на этой трапезе. Леонардо на середине прервал работу и возобновил её лишь после того, как нашёл идеальные модели.
Однажды, когда художник присутствовал на выступлении хора, он увидел в одном из юных певчих совершенный образ Христа и, пригласив его в свою мастерскую, сделал с него несколько набросков и этюдов.
Прошло три года. «Тайная вечеря» была почти завершена, однако Леонардо пока так и не нашёл подходящего натурщика для Иуды. Кардинал, отвечавший за роспись собора, торопил его, требуя, чтобы фреска была закончена как можно скорее.
И вот после многодневных поисков художник увидел валявшегося в сточной канаве человека — молодого, но преждевременно одряхлевшего, грязного, пьяного и оборванного. Времени на этюды уже не оставалось, и Леонардо приказал своим помощникам доставить его прямо в собор, что те и сделали.
С большим трудом его притащили туда и поставили на ноги. Он толком не понимал, что происходит, а Леонардо запечатлевал на холсте греховность, себялюбие, злочестие, которыми дышало его лицо.
Когда он окончил работу, нищий, который к этому времени уже немного протрезвел, открыл глаза, увидел перед собой полотно и вскричал в испуге и тоске:
— Я уже видел эту картину раньше!
— Когда? — недоуменно спросил Леонардо.
— Три года назад, еще до того, как я все потерял. В ту пору, когда я пел в хоре и жизнь моя была полна мечтаний, какой-то художник написал с меня Христа.
Согласно другой легенде недовольный медлительностью Леонардо, приор монастыря настойчиво требовал от него, чтобы он скорее закончил свое произведение. “Ему казалось странным видеть, что Леонардо целую половину дня стоит погруженный в размышление. Он хотел, чтобы художник не выпускал кисти из рук, наподобие того, как не прекращают работу на огороде. Не ограничиваясь этим, он пожаловался герцогу и так стал донимать его, что тот был вынужден послать за Леонардо и в деликатной форме просить его взяться за работу, всячески давая при этом понять, что все это он делает по настоянию приора”. Затеяв с герцогом разговор на общие художественные темы, Леонардо затем указал ему, что он близок к окончанию росписи и что ему остается написать лишь две головы — Христа и предателя Иуды. “Эту последнюю голову он хотел бы еще поискать, но в конце концов, если он не найдет ничего лучшего, он готов использовать голову этого самого приора, столь навязчивого и нескромного. Это замечание весьма рассмешило герцога, сказавшего ему, что он тысячу раз прав. Таким-то образом бедный смущенный приор продолжал подгонять работу на огороде и оставил в покое Леонардо, который закончил голову Иуды, оказавшуюся истинным воплощением предательства и бесчеловечности”.
Загадка «Тайной вечери» Леонардо да Винчи, которую не могут разгадать по сей день
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Выяснилось, что Леонардо начал трудиться над фреской во время, которое было абсолютно для этого неподходящим, а именно – буквально за год до того, как Людовик XII, будучи на посту короля Франции, решил воевать с Италией. Для Италии это было смутное время и переломный момент, который начал ужасающую, кровопролитную и тяжелую для обеих сторон войну.
Так да Винчи потерял колоссальные средства из-за военных действий. Именно эта статуя могла бы принести ему не только прибыль, но и безумную славу в тогдашнем художественном мире, славу, о которой он так долго мечтал. В то же время ему поручили задание написать картину, которую мы знаем и по сей день, и которая должна была уберечь его от финансового краха.
Считается, что работу над ней он начал в 1495-1496 году, а само полотно было готово в 1498. На нём изображена знаменитая сцена из Страстного четверга, в которой Иисус и его апостолы разделяют последнюю трапезу перед смертью и воскресением. Во время обеда Иисус сказал, что один из его учеников предаст его и передаст властям для казни (это был Иуда, которого да Винчи изображает просыпающим соль на стол). Эта картина является отражением реакции близких по духу к Иисусу, апостолов, когда он сказал о том, что один из них будет его предателем.
Каждая фигура уникальна и запоминающаяся, вплоть до мельчайших деталей. По словам Росса, никогда прежде художник не создавал такой драматургии в картине, с такими реалистичными фигурами и мельчайшими деталями. Взять хотя бы то, насколько мастерски точно выполнена правая рука Христа, виднеющаяся сквозь прозрачную поверхность бокала для вина. Многие искусствоведы считают подобную детализацию высшей степенью мастерства.
Совсем неудивительно, что за всё время своего существования, это произведение искусства столкнулось с множеством опасностей. Спустя год король Людовик решил, что наступило время завоевания Милана. Тогда же он и увидел эту фреску, которая так сильно ему понравилась, что первоначально он хотел соскоблить её со стены и забрать с собой.
После, ближе к концу XVI века, фреска была существенно повреждена влагой, а также некоторые её части осыпались, отшелушившись, а потому считалось, что она полностью разрушена.
Спустя триста лет, в 1796 году, французы смогли вернуться вновь, в этот раз в качестве Республики. Войска, которые вторглись на территорию Милана, заняли комнату для трапез, в которой как раз и располагалась картина. Считается, будто бы военные с её помощью всячески выражали свою антипатию к церкви, бросая в неё всё, что попадётся под руку, включая камни, а также уродуя глаза апостолов на изображении.
Но всё это лишь мелочи по сравнению с тем, когда власти приняли ошеломляющее решение разместить заключённых внутри здания, сообщает The New York Times, которые, ни в чём себе не отказывая, всячески глумились над произведением искусства.
Ближе к современности, в начале XIX века, люди, которые хотели восстановить этот шедевр и имели только благие намерения, едва не повредили её и не растащили на кусочки.
Пожалуй, наиболее печальным событием можно назвать то, что случилось 15 августа 1943 года, когда союзные войска разбомбили трапезную. «Атлас Обскура» сообщил, что защитное сооружение было установлено заранее. В то время как остальная часть церкви была в значительной степени разрушена, сама картина, к счастью, была спасена.
Многие люди полагают, будто бы да Винчи был невероятным гением, которому всё было по плечу. Однако даже за наиболее талантливыми людьми стоит череда неудач и львиная доля разочарований.
Когда да Винчи исполнилось сорок два, на дворе стоял 1494 год. Тогда же над ним глумились его братья по цеху, художники и просто творческие люди, которые полагали, что этот великий мастер своей эпохи сумел утратить свой потенциал.
По словам Росса, художник не смог выполнить ряд поручений, и в результате многие люди сочли его ненадёжным. Один из поэтов даже смеялся, обвиняя да Винчи в том, что он бездарность, ведь едва ли сумел написать всего одно полотно за целые десять лет. Леонардо отчаянно хотел сотворить то, что он называл «произведением славы» — нечто такое, что сделало бы его знаменитым для потомков. В конце концов он добился своего с помощью «Тайной Вечери».
На протяжении многих лет некоторые утверждали, что фигура справа от Иисуса на самом деле Мария Магдалина, а не святой Иоанн, но Росс опровергает подобное предположение. И если верить его версии, то Святой Иоанн, самый молодой апостол и любимый ученик, всегда изображался рядом с Христом, и именно там Леонардо поместил его.
Ионна также всегда изображали молодым, безбородым и часто андрогинным. Леонардо придерживался этого типа изображения, потому что андрогинный молодой человек был персональным идеалом для него, тем, кого он мог бы назвать венцом творения природы, и чей образ постоянно повторялся в его творчестве.
К тому же, как утверждают искусствоведы, образ Марии также частенько использовался даже за пределами этой картины. Например, один из художников по имени Фра Беато Анджелико создал фреску, которая была размещена в монастыре во Флоренции. Там, на стене Сан-Марко, он демонстрирует, как Мария Магдалена проходит обряд Причастия вместе с апостолами. А значит тот факт, что чуть позже она могла появиться на полотне «Тайной вечери», не является чем-то странным из ряда вон выходящим, противоречивым или подозрительным. Однако там её нет.
Большинство ученых и искусствоведов отвергают теорию о том, что на картинах из эпохи Возрождения могут быть скрыты загадочные послания. Исключением не стала и «Тайная вечеря».
Не единожды поддававшаяся пристальному изучению и вниманию, эта работа и по сей день вызывает неподдельный интерес, порождая уйму различных версий насчёт изображённых на ней людей.
Одно из предположений заключается в том, что на картине есть много вещей, которые спустя пятьсот лет трудно поддаются логике и оценке. Например, жесты рук, сделанные апостолами. Каждый из них может иметь определённый смысл, который, к сожалению, потерян для нас или же трактуется кому как удобно. Тем не менее, важно помнить, что не стоит слишком серьёзно относиться к теориям заговора и романам Дэна Брауна.
Можно не придавать особого смысла символам, которые сокрыты от нашего взора, однако нельзя не упомянуть о том, что картина пестрит весьма интригующими деталями.
Так что во многих отношениях картина, помимо всего прочего, представляет двор Лодовико Сфорца, покровителя этой работы.
Однако художник не остановился на этом и снабдил своих подопечных дополнительной пищей, что для современного человека и любителя покушать может показаться весьма экстравагантной. Речь, конечно же, о сочных ломтиках угря, покрытого гарниром из апельсина.
После взлётов и падений, да Винчи, наконец, достиг славы, которую он хотел в своей собственной жизни с данным произведением искусства, которое и по сей день считается одним из самых противоречивых и загадочных шедевров в мире. И судя по всему, споры, мнения и различного рода догадки и предположения ещё долгие годы будут сопровождать эту удивительную работу.
«Тайная вечеря» – не единственная вещь, о которой бесконечно говорят и спорят на протяжении веков. Язык, на котором говорил Иисус – ещё один предмет жарких споров и притязаний во всём мире.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: