таблица отряды костных рыб окунеобразные
1. Начнем заполнять таблицу.
2. Назовем особенности строение хрящевых рыб.
У осетрообразных сохранена хорда и скелет костно-хрящевой. Хвостовой плавник напоминает плавник акулы.
3. Объясним название проходных рыб.
Осетровые рыбы весной либо осенью для размножения заходят из морей в реки. После нереста, они перемещаются обратно в моря, где проводят большую часть жизни во взрослом состоянии.
4. Определим плодовитость сельдей.
Нерестящиеся летом сельди выметывают больше икринок, так как нерест происходит у них в то время, когда наблюдается изобилие хищников. Это является адаптацией, которая обеспечиваем выживаемость большего количества потомства.
6. Напишем, в чем опасность пираньи.
Пираньи имеют острые зубы и могут искусать человека или животного.
7. Объясним, откуда название электрического угря.
Электрический угорь обладает развитыми электрическими органами. Разряды от этих органов служат защитой от врагов и для добывания пищи, с помощью тока угорь парализует жертву или нападающего хищника.
8. Напишем ответ об особенности в поведении и дыхании электрических угрей.
В процессе эволюции угри выработали способность усваивать кислород воздуха: для этого угри несколько раз в течение часа поднимаются к поверхности воды и захватывают ртом воздух.
9. Перечислим виды рыб.
Амур, толстолобик, лабео, усачи, катлеи, циррины, карп, форель, осетр.
10. Назовем виды рыб отряда карпообразных.
Золотые рыбки.
11. Укажем внешнее отличие рыб отряда окунеобразных.
Окунеобразные имеют два спинных плавника с острыми колючками.
12. Закончим схему.
13. Выпишем названия рыб отрядов Карпообразные и Окунеобразные.
Отряд Карпообразные: карп, лещ, плотва, елец, карась.
Отряд Окунеобразные: окунь, ерш.
14. Выпишем номера рыб.
Отряд Осетровые: 3, 6.
Отряд Сельдеобразные: 5, 7
Отряд Лососеобразные: 8, 10
Отряд Карпообразные: 2, 4
Отряд Окунеобразные: 1, 9.
15. Рассмотрите рисунки. Подпишите названия рыб.
16. Ответим на вопрос о двоякодышащих рыбах.
Данные рыбы приспособлены жить в водоемах с низким количеством кислорода, а при их пересыхании могут переходить на легочное дыхание.
17. Напишем о среде обитания двоякодышащих рыб.
Местообитание – неглубокие реки с медленным течением, болотистые низины с богатой растительностью. Такие водоемы во время засухи пересыхают, а в период дождей наполняются водой.
18. Ответим на вопрос об изменениях в плавниках латимерий.
Латимерии имеют скелетные образования в парных конечностях, снабженные мощной мускулатурой.
19. Назовем общие характеристики акул и кистеперых рыб.
Отсутствие плавательного пузыря, наличие мясистых плавников.
20. Объясним о переходных формах животных.
Двоякодышащие рыбы имеют, кроме жаберного, легочное дыхание, а кистеперые рыбы – зачатки конечностей (ног). Во время засухи они могу передвигаться в другой водоем. У латимерии наблюдается живорождение.
§23. Отряд Костные рыбы
Отряды: Осетрообразные, Сельдеобразные, Лососеобразные, Карпообразные, Окунеобразные.
1) Начертите в тетради таблицу и заполняйте ее по мере изучения отрядов костных рыб.
Название отряда | Представители отряда | Хозяйственное значение представителей отряда |
Осетрообразные | Байкальский осетр, американский осетр, стерлядь | Их мясо высоко ценится. Подвергается браконьерству |
Сельдеобразные | Сельд, шпрот черноморский, килька | Промысловое значение сельди, вылавливают |
Лососеобразные | Высокок ценятся за вкусное мясо и икру | |
Карпообразные | Лещ, неон, вьюн, сазан, пиранья | Стали разводить рыб, выведение новых видов |
Окунеобразные | Судак, окунь, петушок, скалярия | Объекты промысла |
2) Вспомните особенности строение хрящевых рыб. Какие признаки осетрообразных подчеркивают их сходство с хрящевыми рыбами?
3) Осетровых рыб называют также проходными рыбами. Объясните этот вариант названия.
Большинство жизни они живут в соленой воде, и поднимаются в реки для нереста
4) Нерестящиеся летом («летние») сельди Белого моря размножаются в условиях значительной большей активности хищников, чем нерестящиеся весной («весенние») сельди. Ученые установили, что сельди одной из этих групп выметывают от 2,3 тыс. до 21 тыс. икринок, а другие от 9,2 тыс. до 62 тыс. икринок. Определите, какая плодовитость у «летних» и «весенних» сельдей. Свой ответ аргументируйте.
У летних от 9,5 тыс. до 6 тыс. икр, Весенние от 2 тыс до 20 тыс. икр
5) Можно ли рыб отряда Лососеобразные считать проходными? Свой ответ аргументируйте.
Да, можно, так как живут Лососевые в морях, но для размножения заходят в реки.
6) Чем опасны для животных и человека пираньи?
Пираньи имеют острые зубы и могут искусать человека или животного.
7) Объясните, почему один из видов угря называют электрическим. Для чего ему необходимы электрические разряды?
Электрические органы служат защитой от врагов т для добывания пищи
8) Какая особенность в поведении и дыхании электрических угрей позволяет им жить в водоемах с минимальным количеством кислорода?
В процессе эволюции угри выработали способность усваивать кислород воздуха: для этого угри несколько раз в течение часа поднимаются к поверхности воды и захватывают ртом воздух.
9) Перечислите виды рыб, разводимых в рыбных хозяйствах.
10) Назовите виды рыб отряда карпообразных, разводимых в водных аквариумах.
11) Как по внешнему виду строению можно отличить рыб отряда окунеобразных.
Имеют два спинных плавника с острыми колючками.
12) Закончите схему «Семейства отряда Окунеобразные».
13) Рассмотрите рисунки 94 и 95 учебника (с. 111 и 112). Выпишите видовые названия рыб отрядов Карпообразные и Окунеобразные, которых вы ловили в реках и озерах вашей местности.
Отряд Карпообразные: лещ, сазан
Отряд Окунеобразные: окунь, судак
14) Рассмотрите рисунки. Выпишите номера рыб, входящих в соответствующие отряды.
Отряд Осетровые: 6,3
Отряд Сельдеобразные: 5, 7
Отряд Лососеобразные: 8, 10
Отряд Карпообразные: 2, 4
Отряд Окунеобразные: 1, 9.
15) Рассмотрите рисунки. Подпишите названия рыб.
16) Почему протоптера, лепидосирена, рогозуба относят к двоякодышащим рыбам?
Они дышат в воде и на суше
17) Что общего в средах обитания двоякодышащих рыб, живущих в Африке, Америке и в Австралии?
Местообитание – неглубокие реки с медленным течением, болотистые низины с богатой растительностью. Такие водоемы во время засухи пересыхают, а в период дождей наполняются водой.
18) Какие изменения в плавниках латимерий позволяют называть их кистеперыми рыбами?
Латимерии имеют скелетные образования в парных конечностях, снабженные мощной мускулатурой.
19) Вспомните, в чем сходство акул и кистеперых рыб.
Отсутствие плавательного пузыря, наличие мясистых плавников.
20) Объясните, почему двоякодышащих и кистеперых рыб можно считать переходными формами между водными и наземными животными.
При отсутствии воды они могут переходить на другое(легочное дыхание)
Надкласс рыбы
Общими признаками всех рыб является наличие обтекаемой формы тела, жизнь в воде. Тело подразделяется на голову, туловище и хвост. Хорошо развиты органы чувств: зрения, обоняния, слуха, осязания, равновесия.
Ароморфозы рыб
Рыбы отличаются от предшествующих эволюционных форм новыми, прогрессивными чертами строения, которые повысили их уровень организации. Давайте их перечислим.
Образуются предшественники конечностей, плавники, парные придатки тела, обособленные от туловища и головы, приводимые в движение мускульной силой.
У рыб хорда редуцируется, на ее месте формируется позвоночник. У хрящевых рыб позвоночник в течение всей жизни имеет хрящевое строение, а у костных рыб позвоночник окостеневает: он представлен костной тканью.
Обратите особое внимание, что в скелете хрящевых ганоидов (осетровых рыб) хорда сохраняется на всю жизнь.
Костные рыбы
Для большинства костных рыб характерен костный скелет, наличие жаберных крышек, прикрывающих жабры. Жаберные лепестки расположены непосредственно на жаберных дугах, имеется плавательный пузырь. Оплодотворение наружное.
Большинство видов костных рыб (90%) относятся к костистым рыбам. Для большей части костистых рыб характерно непрямое развитие (с метаморфозом).
Форма тела обтекаемая, рыбообразная, за счет чего снижается трение о воду. Поверхность тела покрыта налегающими друг на друга (подобно черепице) чешуйками.
В коже находится множество желез, которые секретируют слизь, покрывающущю все тело рыбы, благодаря чему снижается трение о воду. Из-за слизи пойманную рыбу тяжело удержать в руках, она выскальзывает.
Позвоночник состоит из двух отделов: туловищного и хвостового. В центре каждого позвонка имеется отверстие. Прилегая друг к другу, отверстия позвонков вместе соединяются в единый спинномозговой канал, в котором лежит спинной мозг.
Скелет грудных плавников соединен с позвоночником костями плечевого пояса, в отличие от скелета брюшных плавников, который не сочленяется с позвоночником. Имеются жаберные крышки, снаружи прикрывающие жаберные щели (у хрящевых рыб жаберные крышки отсутствовали, 5 жаберных щелей открывались каждая в отдельности наружу.)
Полость тела вторичная (целом).
Мышечная система сегментируется, что выражается в возникновении отдельных (дифференцированных) мышечных пучков. Наиболее ярким примером дифференцировки являются мышцы ротового аппарата и парных плавников.
Состоит из ротовой полости, глотки, продолжающейся в пищевод, желудка, толстого и тонкого кишечника. У многих рыб в ротовой полости имеются язык и острые зубы, расположенные на челюстях. Зубы предназначены не для механического измельчения пищи, а в основном для схватывания и удержания добычи. Слюнные железы отсутствуют, имеются вкусовые рецепторы.
Глотка тесно связано не только с пищеварительной, но и с дыхательной системой: здесь располагается жаберный аппарат рыб. С помощью жабр они приспособились забирать из воды растворенный в ней кислород и насыщать им кровь, откуда кислород поступает ко внутренним органам и тканям.
Процесс дыхания осуществляется благодаря тому, что вода через ротовое отверстие попадает в глотку. Вследствие движений жаберной крышки вода из ротоглоточной полости втягивается в боковую жаберную полость, омывая жабры. В результате газообмена в кровь рыбы поступает кислород, а углекислый газ покидает ее и растворяется в воде.
Как и хрящевые, костные рыбы имеют один круг кровообращения. Сердце двухкамерное, состоит из одного предсердия и одного желудочка. Запомните, что в сердце у рыб кровь венозная. Она накачивается сердцем в жабры, где происходит ее насыщение кислородом, после чего кровь становится артериальной.
Артериальная кровь направляется к внутренним органам и тканям, движется кровь внутри сосудов: кровеносная система замкнутого типа.
У всех хордовых нервная система трубчатого типа. Головной мозг состоит из продолговатого, среднего мозга, мозжечка, промежуточного и переднего мозга.
Развитие одних и тех же отделов у разных классов хордовых неодинаково, что мы с вами отчетливо увидим по мере изучения данного раздела. Я рекомендую вам обратить на данную тему особое внимание.
Также хорошо выражен (развит) мозжечок, который отвечает за координацию движений и ориентацию тела в пространстве. Это связано со сложными перемещениями рыбы, которая «парит как птица» только не в воздушной, а в водной среде. От головного мозга берут начало 10 пар черепно-мозговых нервов.
Органы зрения приспособлены к водной среде: хрусталик имеет шарообразную форму. Роговица плоская, аккомодация (настройка глаза на наилучшее видение объекта) происходит только благодаря перемещению хрусталика.
Рыбы хорошо видят лишь на близком расстоянии. Имеются органы вкуса на коже и нижней челюсти, а также органы обоняния, открывающиеся в ротовую полость.
Развитие у большинства рыб (костистые рыбы) непрямое, с метаморфозом. Запомните, что процесс выметывания икры и ее последующего оплодотворения называется нерест, он носит сезонный характер. У пресноводных рыб нерест происходит весной, в это время строго запрещена ловля рыбы.
Плавательный пузырь
Этот орган характерен исключительно для костных рыб: у хрящевых рыб (акулы, скаты) он отсутствует. Плавательный пузырь представляет собой воздушный мешок, заполненный смесью газов: азотом, кислородом, углекислым газом.
При заполнении газом пузырь расширяется: это меняет удельный вес рыбы, он понижается и рыба всплывает. Обратная схема происходит при уменьшении пузыря. Но откуда появляется газ, которым наполняется пузырь, если рыба обитает в воде? Отвечая на этот вопрос, отметим, что все рыбы делятся на два типа: открытопузырные и закрытопузырные.
У открытопузырных рыб плавательный пузырь сообщается с пищеварительной системой. Они в течение всей жизни поднимаются к поверхности воды и заглатывают воздух, по мере необходимости они могут освобождаться от газов, выдавливая их через глотку, а затем рот в окружающую среду. К таким рыбам относятся сельдеобразные, щукообразные, карпообразные, двоякодышащие.
Закрытопузырные рыбы имеют пузырь, не сообщающийся с пищеварительной трубкой. Газы в него поступают благодаря газовой секреции: они переходят из растворенного (в крови) состояния в газообразное, заполняя пузырь. Когда пузырь уменьшается газы вновь растворяются в крови, возвращаясь в кровеносное русло. К таким рыбам относятся: трескообразные, окунеобразные, кефалеобразные.
© Беллевич Юрий Сергеевич 2018-2021
Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.
Таблица отряды костных рыб окунеобразные
1. Начертите в тетради таблицу и заполняйте ее по мере изучения отрядов костных рыб
2. Вспомните особенности строение хрящевых рыб. Какие признаки осетрообразных подчеркивают их сходство с хрящевыми рыбами?
3. Осетровых рыб называют также проходными рыбами. Объясните этот вариант названия
Большее время жизни проводят в соленой воде, поднимаются в реки для нереста
4. Нерестящиеся летом («летние») сельди Белого моря размножаются в условиях значительной большей активности хищников, чем нерестящиеся весной («весенние») сельди. Ученые установили, что сельди одной из этих групп выметывают от 2,3 тыс. до 21 тыс. икринок, а другие от 9,2 тыс. до 62 тыс. икринок. Определите, какая плодовитость у «летних» и «весенних» сельдей. Свой ответ аргументируйте
5. Можно ли рыб отряда Лососеобразные считать проходными? Свой ответ аргументируйте
Да, большинство видов лосесообразных можно считать проходными
6. Чем опасны для животных и человека пираньи?
Зубы пираньи позволяют вырывать большие куски мяса из тела добычи
7. Объясните, почему один из видов угря называют электрическим. Для чего ему необходимы электрические разряды?
Электрические разряды служат для защиты от врагов и для добывания пищи
8. Какая особенность в поведении и дыхании электрических угрей позволяет им жить в водоемах с минимальным количеством кислорода?
Есть участки тканей, которая позволяет усваивать кислород
9. Перечислите виды рыб, разводимых в рыбных хозяйствах
10. Назовите виды рыб отряда карпообразных, разводимых в водных аквариумах
11. Как по внешнему виду строению можно отличить рыб отряда окунеобразных
Брюшные плавники расположены под грудными. Плавник имеет форму нерасчлененного острого шипа
12. Закончите схему «Семейства отряда Окунеобразные»
2. окуневые с родами
13. Рассмотрите рисунки 94 и 95 учебника (с. 111 и 112). Выпишите видовые названия рыб отрядов Карпообразные и Окунеобразные, которых вы ловили в реках и озерах вашей местности
Отряд Окунеообразный: окунь, судак
14. Рассмотрите рисунки. Выпишите номера рыб, входящих в соответствующие отряды
Отряд Сельдеобразные: 5, 7
Отряд Лососевообразные: 10, 8
Отряд Карпообразные: 2, 4
Отряд Окунеобразные: 1, 9
15. Рассмотрите рисунки, подпишите названия рыб
16. Почему протоптера, лепидосирена, рогозуба относят к двоякодышащим рыбам?
Они дышат в воде и на суше
17. Что общего в средах обитания двоякодышащих рыб, живущих в Африке, Америке и в Австралии?
Они имеют прототип легкого, они могут выдержать пересыхание водоема
18. Какие изменения в плавниках латимерий позволяют называть их кистеперыми рыбами?
Парные плавники служат для опоры, представляют лопасти, состоящие из нескольких кистеоьразных сигментов
19. Вспомните, в чем сходство акул и кистеперых рыб
Двухкамерное сердце, живут в воде. осевой скелет в виде хорды
20. Объясните, почему двоякодышащих и кистеперых рыб можно считать переходными формами между водными и наземными животными
При отсутствии воды они могут переходить на легочное дыхание
Урок в 7 классе по теме «Класс Костные рыбы. Отряды: Осетрообразные, Лососеобразные, Карпообразные, Окунеобразные»
Урок в 7 классе по теме «Класс Костные рыбы. Отряды: Осетрообразные, Лососеобразные, Карпообразные, Окунеобразные»
Цель урока: создать условия для усвоения особенностей строения костистых рыб, познакомиться с отрядами: Осетрообразные, Сельдеобразные, Лососеобразные, Карпообразные, Окунеобразные.
Образовательная: организовать работу по усвоению знаний об отрядах рыб: особенностях их внутреннего и внешнего строения, места обитания. Познакомится с основными представителями отрядов,
Развивающая: продолжить формирование умений сравнивать, формулировать выводы, развивать умение приводить примеры. Развивать умение работать в группе и самостоятельно.
Воспитательная: в оспитание бережного отношения к природным богатствам.
формирование материалистического мировоззрения. Экологическое воспитание.
Методы: словесный, наглядный, практический.
Тип урока: урок изучения новых знаний
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Средства обучения: учебник «Биология. Животные» 7 класс В.В. Латюшин, В.А. презентация.
Формирование компетенций : коммуникативной, информационной, учебно-познавательной компетенций.
Граница знания – незнания
Единица содержания : способ систематизации признаков надкласса рыб
Основные признаки класса.
Личностные: формирование ценностного отношения к костным рыбам, рыбным богатствам и необходимости их охраны.
Метапредметные: оперирование обобщенными способами деятельности – работа с текстом, с таблицами.
Предметные результаты: усвоение обучающимися особенностей строения отрядов костных рыб.
1Организационно-мотивационный этап .5мин
Друзья мои я очень рада
Войти в приветливый ваш класс,
И для меня уже награда
Сиянье ваших умных глаз!
Я знаю каждый в классе гений,
Но без труда талант не впрок,
Скрестим же шпаги наших мнений
И вместе сочиним урок.
-Внимание, кого мы видим на экране одним словом? (рыбы)
— Удалите тех рыб, которые вам уже знакомы.
— Как вы думаете, оставшиеся рыбы к какому классу будут относиться?- это и будет темой урока.
-Предлагаю, отгадав кроссворд, проверить правильность ваших предположений.
1 Находится в кишечнике у акул, имеет спиральную форму, способствует всасыванию пищи и её медленному прохождению.
2 Удлинённое рыло акулы.
3 Двухкамерный орган в КС.
4 Китовая аула не опасна для человека, так как по способу питания она…
5 Мужской орган, продуцирующий сперматозоиды.
6 Орган дыхания рыб.
7 У хрящевых рыб вода омывает жабры и выходит наружу через жаберные ….
8 Специально выделанная акулья кожа.
9 К какому отряду относятся орляк, хвостокол и манта?
10. Её называют самой кровожадной акулой.
11.К какому отряду относится носатая и европейская рыба с нитевидным хвостом?
Итак, тема нашего урока («Класс Костные рыбы»)
Какую цель урока мы поставим, что нам нужно изучить сегодня?
Цель: узнать новое о костных рыбах. (Добиваюсь постановки цели и задач учащимися.)
Предлагаю цель разбить на пошаговые задачи, что новое о костных рыбах нам нужно узнать?
1. Выявить основные характерные признаки систематических групп рыб.
2. Познакомиться с многообразием представителей классов рыб.
3. Раскрыть роль рыб в природе и жизни человека, узнать об охране рыб.
2. Содержательно-деятельностный этап или изучение нового материала. 30 мин
_- По каким признакам представители класса костные рыбы отличаются от класса хрящевые?
Вывод: какой класс многочисленнее по видовому составу? Почему?
— С чего начинается научное описание живых организмов? ( с систематики)
Вспомните систематику костных рыб, что мы можем перечислить?
Класс костные рыбы
Отряды пока не знаем
-Оказывается, в классе костных рыб выделяются подклассы, а потом уже отряды.
Классификация класса костных рыб.
-Как вы думаете, чем вызвана необходимость выделения подклассов? (различием в строении)
Что сейчас мы должны сделать? (узнать особенности строения рыб подклассов и отрядов)
Характеристика отрядов класса костных рыб
-Кого мы не рассмотрели? (двоякодышащих и кистеперых рыб).
Кратко о них нам расскажет ученик 7 класса
Двоякодышащие — древняя группа рыб. Их всего 6 видов, например, австралийский рогозуб, протоптер, африканский и южноамериканский чешуйчатники.
У двоякодышащих в течение всей жизни сохраняется хорда , не развиваются тела позвонков, что и указывает на их древность. Наряду с жабрами, эти рыбы имеют легкие , развившиеся из плавательного пузыря. Изменилось и строение сердца: предсердие разделено неполной перегородкой на левую и правую половины. В правую половину поступает кровь от жабр, а в левую — от легких.
Австралийский рогозуб живет в реках, сильно заросших растениями. Летом, когда водоемы мелеют, он полностью переходит на дыхание атмосферным воздухом.
Другие представители двоякодышащих — африканский чешуйчатник (длиной до 2 м) и южноамериканский чешуйчатник (длиной до 1 м) во время пересыхания водоемов закапываются в ил и впадают в спячку. Австралийский рогозуб
Кистеперые рыбы — древняя группа рыб, современники двоякодышащих. Хорда у взрослых рыб отсутствует .
В настоящее время известен один современный представитель — латимерия .
Считается, что от кистеперых произошли земноводные, когда они на парных плавниках переходили из пересыхающих водоемов, так появились конечности.
Танцевальная физминутка под песню «Я рыба по прозванию пила»
Всегда ли рассмотренные нами рыбы живут только в морях или только в речках? (Нет) С чем это связано?
Просмотр видеофильма «Жизненный цикл лосося»
Ребята, какую роль играют названные вами рыбы в природе и в жизни человека? (дети говорят свои предположения).
Один из элементов биогеоценозов, поддерживающих их равновесие.