таблица характеристика основных групп рыб таблица

Таблица по биологии «Сравнительная характеристика классов Хрящевые рыбы: акулы, скаты, химерообразные» (7 класс)

«Сравнительная характеристика Класса Хрящевые рыбы:

Акулы, Скаты, Химерообразные.»

Цель: изучить и сравнить общее строение отрядов класса Хрящевые рыбы.

Известно более 526 видов

Насчитывает около 50 видов

Во всех океанах и морях на глубине 2000 м. Самыми безопасными считаются Черное и Каспийское.

Во всех морях и океанах

В восточной части Атлантического океана на глубине 40-140 м. Но чаще на глубине 200-500 метров.

Находятся в постоянном движении, которое обеспечивает их пищей и кислородом.

Могут часами лежать на дне, не двигаясь.

Придонные животные. Находясь у дна, могут «стоять» на грунте, опираясь все свои плавники

Тело у большинства округлое, не сплющенное с боков, с узкой передней частью, что позволяет развивать высокую скорость. Кожа толстая (у самок втрое больше) и прочная, покрытая плакоидной чешуей. Кожа имеет множество слизистых желез. На голове по бокам расположены маленькие глаза. Глаза снабжены мигательной перепонкой. Имеются брызгальца. Тело поделено на голову, туловище и хвост. Рот вооружен острыми зубами в несколько рядов (у хищных видов) либо лишен зубов (у пелагических форм). Тело несет пару грудных и пару брюшных плавников. На спинной стороне имеются непарные плавники – 2 шт. Хвостовой стебель заканчивается мощным разнолопастным плавником. На боках туловища, хвоста и головы – боковая линия.

Тело сильно уплощено. Грудные плавники срослись с головой. Пасть, ноздри и пять пар жабр находятся на нижней плоской стороне. Хвост бичеобразной формы. Окраска верхней части приспособлена к тому или иному пространству, в котором находится скат. На верхней стороне расположены глаза и брызгальца – отверстия, в которые проникает вода для дыхания.

Торпедовидная обтекаемая форма тела. Зависит от способа питания и существования.

Вальковатое, сжатое с боков. Утончается к концу

Источник

Биология 7 класс. Тема «Основные группы рыб»

Выбранный для просмотра документ ОСНОВНЫЕ ГРУППЫ РЫБ.pptx

таблица характеристика основных групп рыб таблица. presentation bg. таблица характеристика основных групп рыб таблица фото. таблица характеристика основных групп рыб таблица-presentation bg. картинка таблица характеристика основных групп рыб таблица. картинка presentation bg. «Сравнительная характеристика Класса Хрящевые рыбы:

Описание презентации по отдельным слайдам:

ОСНОВНЫЕ ГРУППЫ РЫБ. Их роль в природе и значение для человека

Первый вариант. На схеме хордового животного указать и назвать характерные признаки. Второй вариант. Написать названия отделов скелета костистой рыбы, обозначенных цифрами 1- 2- 3- 4- 5-

Кл. хрящевые. 900 видов Кл. костные. 30000 видов Н.о. акулы250 Н.о. скаты350 П.к. хр.костн.40 П.к. лучепёрые25000 П.к. двоякодыш. 6 видо О. химеры П.к. кистепёрые 1 Н.Кл. рыбы 31000видов Тема урока: Основные группы рыб. Их роль в природе и значение для человека. Цель урока: познакомить учащихся с характерными признаками основных групп рыб, их ролью в природе и значением для человека. Задача урока: выявить отличительные признаки внешнего и внутреннего строения основных групп рыб, показать роль рыб в природе и их значение для человека, познакомить с основными экологическими проблемами, возникающими в процессе взаимоотношений рыб и человека. Вспомним основные систематические группы рыб Ответим на вопросы: 1) Зачем и как сравнивают ж.о. 2) Почему возникают различия между ж.о. 3) О чём свидетельствует многообразие или малочисленность видов в той или иной систематической группе.

Сравнительная характеристика основных систематических групп рыб. Группы Приз- рыб наки Класс хрящевые (с.183-184) Класс костные П.к.хрящекостные (с.185-186) П.к. кистепёрые (с.187) П.к. двоякодышащ (с.186-187) П.к. лучепёрые (с.179-182) Внешнегостро-я 1.рострум 2.парные плавники 3.хвост. плавник 4.положение рта 5.жабер. крышки 6.чешуя Внутреннего стр-я 1.скелет 2.хорда 3.плават. пузырь 4.др. особенности Количество видов и представители Около 900 Акулы, скаты, химеры Осётрообразные- 25видов 1 вид латимерия 6 видов: протоп- теры(4), рогозуб, чешуйчатник 25000видов 44 отряда

Рекомендации по заполнению таблицы Признаки Варианты ответов Внешнегостро-я 1.рострум есть нет 2.парные плавники горизонтальные вертикальные вертикальные мясистые 3.хвостовой плавник неравнолопастной однолопастной равнолопастной 4.положение рта нижнее конечное 5.жаберные крышки есть нет 6.чешуя ганоидная циклоидная плакоидная Внутреннего стр-я 1.скелет в основном хряще- вой хрящевой костный 2.хорда сохраняется всю жизнь есть у личинок,увзрослых- фрагменты 3.плавательный пузырь есть развит плохо Мешковидныелёгкие

Подкласс двоякодышащие Слева направо: рогозуб (баррамунда), лепидосирен, большой протоптер (мамба)

Подкласс лучепёрые Верхний ряд – сельдеобразные, слева направо: атлантическая сельдь, японский анчоус, европейский шпрот (килька), сардинелла. Нижний ряд, слева направо: тарпонообразные (атлантический тарпон), миктофообразные (светящийся анчоус), лососеобразные (рыба-топорик, обыкновенный хаулиод)

Сравнительная характеристика основных систематических групп рыб. Группы Приз- рыб наки Класс хрящевые (с.183-184) Класс костные П.к.хрящекостные (с.185-186) П.к. кистепёрые (с.187) П.к. двоякодышащ (с.186-187) П.к.лучепёрые (с.179-182) Количество видов и представители Около 900 Акулы, скаты, химеры Осётрообразные- 25видов 1 вид латимерия 6 видов:протоп- теры(4), рогозуб, чешуйчатник 25000видов 44 отряда Внешнего стро-я 1.рострум есть есть нет нет нет 2.парные плавники горизонтальные горизонтальные вертикальные мясистые вертикальные мясистые вертикальные 3.хвостовой плавник неравноло- пастной неравноло- пастной однолопастной равнолопастной равнолопастной 4.положение рта нижнее нижнее конечное конечное конечное 5.жаберные крышки нет есть есть есть есть 6.чешуя плакоидная ганоидная ганоидная ганоидная циклоидная Внутреннего стр-я 1.скелет полностью хрящевой в основномхряще вой преимущественно хрящевой преимущественно хрящевой костный 2.хорда сохраняется всю жизнь сохраняется всю жизнь сохраняется всю жизнь сохраняется всю жизнь есть у личинок, у взрослых остатки 3.плавательный пузырь нет есть развит плохо Мешковидные лёгкие есть 4.др.особенности спиральный клап- ан в кишечнике Ск-тплавниксхожс наземными Мешковидные лёгкие

ответить на вопросы: 1. Определить степень родства между группами, отобразить в виде схемы и обосновать; 2. Определить прогрессирующие и регрессирующие группы; 3. Какие мероприятия способствуют сохранению видового разнообразия рыб.

Д.з.: учб. С.183-187, с.188 в.8,9,10,11; подгот. к тестированию по р.т. с.102-104 Хрящекостные Лучепёрые Хрящевые Двоякодышащие Кистепёрые Схема родословной надкласса рыб

Выбранный для просмотра документ ТКУ основные групы рыб 7 кл.doc

Тема урока: «Основные группы рыб. Их роль в природе и значение для человека».

Заключительный по теме «Надкласс рыбы»

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель урока: познакомить учащихся с характерными признаками основных групп рыб, их ролью в природе и значением для человека.

Задачи урока: 1) образовательные – выявить отличительные признаки внешнего и внутреннего строения основных групп рыб, показать роль рыб в природе и их значение для человека, познакомить с основными экологическими проблемами, возникающими в процессе взаимоотношений рыб и человека.

2) развивающие – развивать у учащихся умение работать с текстовой и графической информацией; информационную, коммуникативную и презентационную компетентность; внимание и монологическую речь.

3) воспитательные – формировать навыки безопасного здоровьесберегающего поведения; на примере анализа экологических проблем развивать поведенческий компонент экологической культуры и экологическое мышление.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично поисковый.

Формы организации работы учащихся: эвристическая беседа, самостоятельная работа.

Средства обучения: дидактические материалы( рисунки, таблички), учебник, рабочая тетрадь, Т.С.О.

Формы организации работы в классе: индивидуальная, фронтальная, групповая.

1.Организационный этап – 1 мин

2. Актуализация опорных знаний– 5мин

3. Целеполагание и мотивация– 3 мин

4. Введение новых знаний – 22мин

5. Закрепление нового материала – 12мин

6. Объявление оценок и домашнего задания – 3мин

Предварительная организация класса (проверка отсутствующих, рабочих мест, организация внимания), психологически настроить учащихся на работу.

Внимательно слушать учителя и отвечать на возможные вопросы.

Создание соответствующего эмоционального настроя, психологически подготовить учащихся к усвоению нового материала.

2. Актуализация знаний. Слайд №2(5мин)

Выдать 2 варианта карточек с рисунками и дать рекомендации по работе с ними, указать время и критерии оценок.

Наносят на рисунки цифровые обозначения и надписи

Оценка уровня знаний

3. Целеполагание и мотивация(3мин) Слайд№3

Сообщение темы, цели, задач и хода данного урока. Вопросы ученикам: 1) Зачем и как сравнивают ж.о. 2) Почему возникают различия между ж.о. 3) О чём свидетельствует многообразие или малочисленность видов в той или иной систематической группе.

Внимательно слушать учителя и отвечать на вопросы. Записывают тему в ученической тетради.

4. Введение новых знаний (22мин) Слайд№4 «Табл» Слайд№5 «Реком» Слайд№6 «Хрящ» Слайд№7 «Хр.кос» Слайд№8 «Кистеп» Слайд№9 «Д.дыш»

Каждая группа, используя матер-иал учебника, заполняет свою часть таблицы. Слушают сообщения и по ходу заполняют таблицу. Проверяют работы, исправляют ошибки, старшие оценивают работу своей группы, выставляют

Заполненные таблицы, объективные оценки.

Ученики приходят к выводу о роли рыб в природе – незаменимое звено в цепи питания и компонент в круговороте веществ. А также значении для человека –ценный продукт питания, источник сырья, отдых

5. Закрепление ново- го материала (12мин)

Слайд№12 «Вопр» Слайд№13«Родос»

Предлагает ученикам проанализировать представленные в таблицах сведения и ответить на вопросы: 1. Определить степень родства между группами, отобразить в виде схемы и обосновать; 2. Оп- ределить прогрессирующие и регрессирующие группы; 3. Какие мероприятия способствуют сохранению видового разнообразия рыб.

Предлагают ответы на поставлен- ные вопросы, составляют схему родословной

6. Объявление оцен- ок, домашнего задания

Оценивает работу старших и активно отвечавших. Даёт домашнее задание и краткий комментарий. Д.з.: учб. С.183-187, с.188 в.8,9,10,11; подгот. к тестированию по р.т. с.102-104

Источник

СИСТЕМАТИКА РЫБ И ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ГРУПП

1.Система рыб и рыбообразных

В современное время в России наиболее принятой является классификация Л. С. Берга с некоторой модификацией внесенной Т. С. Рассом, Г. У. Линдбергом и др.

Рыбообразных и рыб относят к типу Хордовые (Chordata), подтипу Черепные, или Позвоночные (Сrаniata, или Vertebrata), который разделяют на 2 подкласса: Бесчелюстные (Agnata) и Челюстноротые (Gnatostomata). По современной систематике Круглоротых и Рыб разделяют на 6 классов: Миксины (Myxini), Миноги (Petromyzones), Акантодии (Acanthodii), Панцирные рыбы (Placodermi), Хрящевые рыбы (Chondrichthyes) и Костные рыбы (Osteichthyes) (Микулин, 2003). Из них представители Акантодий и Панцирных рыб вымерли. Таким образом, среди ныне живущих Бесчелюстных выделяют 2 класса Рыбообразных (Круглоротых (Cyclostomata): Миксины и Миноги. Рыб также делят на 2 класса: Хрящевые и Костные. Двоякодышащие, Кистеперые и Ганоидные отдельными специалистами представляются как отряды. а другие инфроклассы.

В составе вида иногда выделяют подвиды. Это, как правило, географически изолированные группы особей одного вида, имеющие морфологические и биологические отличия и нескрещивающиеся в связи с разорванностью ареала.

Характеристика рыбообразных и рыб.

Тип Хордовые (Chordata)

Подтип Позвоночные Vertebrata или Черепные Craniata

Надкласс Бесчелюстные Agnata

Надкласс Бесчелюстные содержит 2 класса вымерших животных Одноноздревые (Cephalospides) и Двуноздревые (Pteraspides)) и 2 ныне живущих (Миксины (Mixnini) и Миноги (Petromyzones)). Современные представители составляют группу Рыбообразных, или Круглоротых Cyclostomata (рис. 1).

таблица характеристика основных групп рыб таблица. image001. таблица характеристика основных групп рыб таблица фото. таблица характеристика основных групп рыб таблица-image001. картинка таблица характеристика основных групп рыб таблица. картинка image001. «Сравнительная характеристика Класса Хрящевые рыбы:

Рис. 1 Бесчелюстные а – миксина, б минога.

Древние предки были многочисленными и разнообразными, известны с силурийского периода (более 450 млн лет назад).

Рыбообразные (Круглоротые) – Pisceoformes (Cyclostomata)

Класс Миксины Myxini

Отряд Миксинообразные Myxsiniformes

Семейство миксиновые myxinidae

Семейство Миксиновые включает 4 рода. В роде Миксины насчитывается 10 видов. Обитают в Атлантическом океане, у берегов Америки, Африки, а также в Тихом океане, у берегов Японии. В водах России, у мурманского побережья встречается обыкновенная миксина (Myxine glutinosa), распространенная по всей северной Атлантике, до Северной Америки. Паразит. Тело змеевидное без чешуи, Парные плавники отсутствуют. Рот в виде воронки вооружен зубами. Около него имеется по паре усиков. Ротовая воронка вооружена зубами. Глаза полностью редуцированы. У большинства видов жаберные отверстия от 1 до 15) соединены в канал, что позволяет дышать при глубоком внедрении в тело жертвы. Развито кожное дыхание Ночные животные – днем зарываются в ил. Размножаются откладывая 20-30 довольно крупных яиц (1.5-2 см).

Промыслового значения не имеет Достигают длины более метра. Приносят вред рыболовству нападая на промысловых рыб..

таблица характеристика основных групп рыб таблица. image002. таблица характеристика основных групп рыб таблица фото. таблица характеристика основных групп рыб таблица-image002. картинка таблица характеристика основных групп рыб таблица. картинка image002. «Сравнительная характеристика Класса Хрящевые рыбы:

таблица характеристика основных групп рыб таблица. image003. таблица характеристика основных групп рыб таблица фото. таблица характеристика основных групп рыб таблица-image003. картинка таблица характеристика основных групп рыб таблица. картинка image003. «Сравнительная характеристика Класса Хрящевые рыбы:

таблица характеристика основных групп рыб таблица. image004. таблица характеристика основных групп рыб таблица фото. таблица характеристика основных групп рыб таблица-image004. картинка таблица характеристика основных групп рыб таблица. картинка image004. «Сравнительная характеристика Класса Хрящевые рыбы:

таблица характеристика основных групп рыб таблица. image005. таблица характеристика основных групп рыб таблица фото. таблица характеристика основных групп рыб таблица-image005. картинка таблица характеристика основных групп рыб таблица. картинка image005. «Сравнительная характеристика Класса Хрящевые рыбы:

Длина этого животного составляет от полуметра до метра. Тело миксины очень похоже на туловище червя. Некоторые виды этих животных, такие как миксина-голиаф, достигают в длину 127 сантиметров. По причине отсутствия роговых чешуек и скелета миксины остаются почти единственными животными, могущими свернуть сами себя в узел.

Миксины отлично обороняются: при нападении эти животные выделяют особое вещество – слизь, которая одновременно мешает хищнику увидеть жертву и засоряет его легкие. Таким образом, миксины с триумфом выскальзывают из пасти нападающих на них морских животных. При этом миксины выделяют огромное количество слизи: к примеру, одна миксина за считанные секунды наполняет ведро. После того, как противник повержен, миксина сворачивается в узел для того, чтобы побыстрее очистить свое тело от слизи. Именно поэтому миксины не имеют чешуи, видимо, роговые пластинки мешают им быстро выскальзывать, завязываться, очищаться и развязываться.

Такова внешность миксины. Но давайте посмотрим, что у нее внутри. Удивительно, у миксины, два мозга, четыре сердца и одна ноздря. Правда, глаз у нее тоже — два. Но видят миксины плохо, так как их глаза еще слишком примитивны. При помощи таких зрительных приборов можно лишь отличить свет от тьмы, не более того.

У миксин довольно интересный способ размножения: на сто самок двуполого вида этих животных приходится лишь один единственный самец. Представители многих других видов миксин относятся к гермафродитам. Так что выживут эти животные в любом случае, даже если на тысячу самок останется один самец.
Кстати, неприхотливость в еде также является залогом выживания миксин. Эти морские существа питаются падалью и умирающими животными. Обычно миксины вырывают куски мяса из тела жертвы, делая норы-ходы, позволяющие им проникать внутрь. Далее миксины выедают жертву изнутри. Скелет дельфина или акулы с толстой миксиной внутри – это обычный пейзаж морского дна. Иногда миксины едят рыб, погибших в сетях рыболовов.

Миксины вполне съедобны и даже напоминают рыб по своему вкусу. Но многие отказываются пробовать миксин. А то… Кто согласится вкусить дождевого червя длиной полметра?

Дата добавления: 2016-05-25 ; просмотров: 1832 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Характеристика основных групп рыб

Группа рыбЧерты внешнего строенияЧерты внутреннего строенияЧисло видовПредставители
Класс ХрящевыеТело покрыто плакоидной чешуей, жаберных щелей 5-7 пар, хвостовой плавник неравнолопастнойСкелет хрящевой, хорда сохраняется в течение всей жизни, плавательного пузыря нетКитовая, сельдевая, тигровая, тупорылая, молот, мако, большая белая акула, морская лисица, скат двукрылый, манта, хвостокол, химера европейская, морская кошка, носатые химеры
Подкласс Костно-хрящевыеВдоль тела – 5 рядов крупных костных «жучек», жаберных щелей 1 пара, хвостовой плавник неравнолопастнойВ хрящевом скелете появляются кости, хорда сохраняется в течение всей жизни, плавательный пузырь естьБайкальский, американский озёрный осётр, стерлядь, дальневосточная калуга, европейская белуга
Подкласс КистеперыеТело покрыто крупной чешуей из особого вещества, свойственного только латимерии, основания плавников – мясистая лопасть к которой крепятся лучи плавниковОсевой скелет – хорда, скелет парных плавников очень схож с пятипалой конечностью наземных позвоночных, плавательный пузырь очень малЛатимерия
Подкласс Двояко- дышащиеТело покрыто крупной костной чешуей, хвостовой плавник однолопастнойХорда сохраняется в течение всей жизни, плавательный пузырь выполняет роль легкогоНеоцератод, протоптерус, лепидосирен
Подкласс КостистыеТело покрыто мелкой костной чешуей, хвостовой плавник равнолопастнойСкелет костный, хорда сохраняется только между позвонками, есть плавательный пузырь19 500сельдеобразные, лососеобразные, карпообразные, тресковые, щукообразные, окунеобразные,

Класс Земноводные

Около 4 000 видов. Животные с тонкой, голой кожей с большим количеством желез, выделяющих слизь; дыхательная система представлена легкими и кожей. Кровеносная система: 3х камерное сердце, 2 круга кровообращения, кровь смешанная и поэтому непостоянная температура тела. Внутренний скелет представлен позвоночником: шейный, туловищный, крестцовый и хвостовой; конечностями, прикрепленными к поясам: передний пояс – парные лопатки, ключица и воронья кость; пояс задних конечностей – тазовые кости, передние и задние свободные конечности. Пищеварительная система: ротоглоточная полость (есть слюнные железы, у большинства конические недифференцированные зубы, прикрепляющиеся к костям челюстей), пищевод, желудок, кишечник: двенадцатиперстная кишка (протоки печени и поджелудочной железы), тонкий и толстый кишечник, который открывается в клоаку; раздельнополые; развитие во внешней среде (в воде) с метаморфозом

Источник

Отряды рыб и их особенности. Класс рыбы Основные отряды рыб таблица по биологии

Внешнее строение рыбы

Внутреннее строение рыб

Системы органов рыб

1. Череп (состоит из мозговой коробки, челюстей, жаберных дуг и жаберных крышек)

2. Скелет туловища (состоит из позвонков с отростками-дугами и ребер)

1. Защита мозга, захват пищи, защита жабр

2. Защита внутренних органов

3. Движения, поддержание равновесия

Широкие мышечные ленты, раз-деленные на сегменты

2. Спинной мозг (вдоль позвоночника)

1. Управление движениями, безусловные и условные рефлексы

2. Осуществление простейших рефлексов, проведение нервных импульсов

3. Восприятие и проведение сигналов

4. Осязательные и вкусовые клетки (на теле)

5. Ощущение направления и силы течения, глубины погружения

1. Пищеварительные пути (рот, глотка, пищевод, желудок, кишечник, анальное отверстие)

2. Пищеварительные железы (поджелудочная железа, печень)

1. Захват, измельчение, перемещение пищи

2. выделение соков, способствующих перевариванию пищи

Наполнен смесью газов

Регулирует глубину погружения

Жаберные лепестки и жабер-ные дуги

Кровеносная система (замкнутая)

Снабжение всех кле-ток тела кислородом и питательными ве-ществами, отведение продуктов распада

Почки (две), мочеточники, мочевой пузырь

Выделение продук-тов распада

У самок: два яичника и яйцеводы;

У самцов: семенники (два) и семяпроводы

На рисунке ниже показаны основные системы внутреннего строения рыбы

таблица характеристика основных групп рыб таблица. vntr str rib. таблица характеристика основных групп рыб таблица фото. таблица характеристика основных групп рыб таблица-vntr str rib. картинка таблица характеристика основных групп рыб таблица. картинка vntr str rib. «Сравнительная характеристика Класса Хрящевые рыбы:

Классификация класса Рыбы

Подавляющее большинство современных рыб относится к классу костных рыб. Представители этого класса обладают окостеневшим внутренним скелетом. Пара наружных жаберных щелей у них прикрыта жаберными крышками. У многих костных рыб есть плавательный пузырь.

таблица характеристика основных групп рыб таблица. klassif ribi. таблица характеристика основных групп рыб таблица фото. таблица характеристика основных групп рыб таблица-klassif ribi. картинка таблица характеристика основных групп рыб таблица. картинка klassif ribi. «Сравнительная характеристика Класса Хрящевые рыбы:

Основные отряды Рыб

Основные признаки отряда

Хрящевой скелет, отсутствует плава-тельный пузырь, нет жаберных крышек; хищники

Тигровая акула, китовая акула, катран

Осетр, белуга, стерлядь

Имеют легкие и мо-гут дышать атмо-сферным воздухом; сохраняется хорда, нет тел позвонков

Австралийский рогозуб, африкан-ский чешуйчатник

Скелет в основном состоит из хряща, есть хорда; плохо развит плавательный пузырь, плавники в виде мясистых вы-ростов тела

Латимерия (един-ственный предста-витель)

В основном пресно-водные рыбы, на че-люстях зубов нет, но есть глоточные зубы для измельчения пищи

Сазан, карась, плотва, лещ

Сельдь, сардина, шпрот

Пикша, салака, на-вага, налим, трес-ка

Экологические группы рыб

В зависимости от мест обитания выделяют экологические группы рыб: пресноводные, проходные, солоноватые и морские.

Экологические группы рыб

Эти рыбы постоянно обитают в пресной воде. Некоторые, например караси и лини, предпочитают стоячие водоёмы. Другие, такие как пескарь обыкновенный, хариус, голавль, приспособились к жизни в текущих водах рек.

Сюда относят рыб, которые для размножения переходят из морской воды в пресную (например, лосось и осетровые) или из пресной воды идут размножаться в солёную (некоторые виды угрей)

Населяют опреснённые участки морей, устья крупных рек: таковы многие сиги, вобла, бычок, речная камбала.

Живут в солёной воде морей и океанов. Толщу воды населяют такие рыбы, как анчоус, скумбрия, тунец. У дна живут скат, камбала.

1. Начертите в тетради таблицу и заполняйте ее по мере изучения отрядов костных рыб

2. Вспомните особенности строение хрящевых рыб. Какие признаки осетрообразных подчеркивают их сходство с хрящевыми рыбами?

3. Осетровых рыб называют также проходными рыбами. Объясните этот вариант названия

Большее время жизни проводят в соленой воде, поднимаются в реки для нереста

4. Нерестящиеся летом («летние») сельди Белого моря размножаются в условиях значительной большей активности хищников, чем нерестящиеся весной («весенние») сельди. Ученые установили, что сельди одной из этих групп выметывают от 2,3 тыс. до 21 тыс. икринок, а другие от 9,2 тыс. до 62 тыс. икринок. Определите, какая плодовитость у «летних» и «весенних» сельдей. Свой ответ аргументируйте

Да, большинство видов лосесообразных можно считать проходными

6. Чем опасны для животных и человека пираньи?

Зубы пираньи позволяют вырывать большие куски мяса из тела добычи

7. Объясните, почему один из видов угря называют электрическим. Для чего ему необходимы электрические разряды?

Электрические разряды служат для защиты от врагов и для добывания пищи

8. Какая особенность в поведении и дыхании электрических угрей позволяет им жить в водоемах с минимальным количеством кислорода?

Есть участки тканей, которая позволяет усваивать кислород

9. Перечислите виды рыб, разводимых в рыбных хозяйствах

10. Назовите виды рыб отряда карпообразных, разводимых в водных аквариумах

11. Как по внешнему виду строению можно отличить рыб отряда окунеобразных

Брюшные плавники расположены под грудными. Плавник имеет форму нерасчлененного острого шипа

12. Закончите схему «Семейства отряда Окунеобразные»

2. окуневые с родами

13. Рассмотрите рисунки 94 и 95 учебника (с. 111 и 112). Выпишите видовые названия рыб отрядов Карпообразные и Окунеобразные, которых вы ловили в реках и озерах вашей местности

Отряд Окунеообразный: окунь, судак

14. Рассмотрите рисунки. Выпишите номера рыб, входящих в соответствующие отряды

Отряд Сельдеобразные: 5, 7

Отряд Лососевообразные: 10, 8

Отряд Карпообразные: 2, 4

Отряд Окунеобразные: 1, 9

15. Рассмотрите рисунки, подпишите названия рыб

16. Почему протоптера, лепидосирена, рогозуба относят к двоякодышащим рыбам?

Они дышат в воде и на суше

17. Что общего в средах обитания двоякодышащих рыб, живущих в Африке, Америке и в Австралии?

Они имеют прототип легкого, они могут выдержать пересыхание водоема

18. Какие изменения в плавниках латимерий позволяют называть их кистеперыми рыбами?

Парные плавники служат для опоры, представляют лопасти, состоящие из нескольких кистеоьразных сигментов

19. Вспомните, в чем сходство акул и кистеперых рыб

Двухкамерное сердце, живут в воде. осевой скелет в виде хорды

20. Объясните, почему двоякодышащих и кистеперых рыб можно считать переходными формами между водными и наземными животными

При отсутствии воды они могут переходить на легочное дыхание

Чем уникальны рыбы?

Они перемещаются при помощи плавников, а для уменьшения тела их тело имеет обтекаемую форму. У многих рыб существует Регулируя давление, он способствует вертикальным перемещениям животного в толще воды, а также помогает задерживаться им на определенной глубине.

Классификация рыб

Скелет этих рыб сложен из хрящей. У скатов и акул жабры не прикрываются крышкой, а выходят щелями наружу. Плавательный пузырь отсутствует, что вынуждает их постоянно быть в движении, иначе они упадут на дно. Отдельные виды не откладывают икру, а размножаются живорождением.

Отряды класса костных рыб более многочисленны. Как видно из названия, их скелет сложен из костей. Жабры являются частью скелета, они состоят из лепестков и тычинок, а сверху прикрыты крышками.

В одной статье перечислить сразу все отряды рыб невозможно, поэтому ниже мы опишем самые интересные или распространенные из них.

Окунеобразные

таблица характеристика основных групп рыб таблица. 1884808. таблица характеристика основных групп рыб таблица фото. таблица характеристика основных групп рыб таблица-1884808. картинка таблица характеристика основных групп рыб таблица. картинка 1884808. «Сравнительная характеристика Класса Хрящевые рыбы:

Окунеобразные сильно разнятся в размерах. Некоторые виды достигают лишь нескольких сантиметров (люционский мистихтис), другие же вырастают до 3 метров (синий тунец). Типичными представителями являются скумбрии, бычки, судаки, тунцы, гурами, рыба-меч. А вот морские окуни к ним не принадлежат и относятся к отряду скорпенообразных.

Химеры

Рыбы отряда химерообразных имеют несколько причудливый вид. Их тело вытянуто и сильно сужено к бичевидному хвосту. Перед двумя спинными плавниками расположен шип, который может прятаться в складку на спине.

Носовая часть заострена и имеет треугольную форму. У отдельных видов он сильно вытянута, и напоминает хоботок. Рот расположен снизу. Грудные плавники большие и формой похожи на крылья.

таблица характеристика основных групп рыб таблица. 1884809. таблица характеристика основных групп рыб таблица фото. таблица характеристика основных групп рыб таблица-1884809. картинка таблица характеристика основных групп рыб таблица. картинка 1884809. «Сравнительная характеристика Класса Хрящевые рыбы:

Химеры медленно плавают, «паря» в водном пространстве. Это обитающие на больших глубинах или шельфовых отмелях. Они встречаются в Индийском, Атлантическом и Тихом океанах. Размножаются откладыванием яиц.

Осетрообразные

По строению осетрообразные занимают промежуточное место между хрящевыми и костными отрядами рыб. Обычно их относят к классу костных и подклассу хрящекостных. К ним относится белуга, всевозможные осётры, калуга, стерлядь и т. д.

Их скелет состоит из хрящей, обладает хордой и не делится на позвонки. Тело рыб удлинено и покрыто пятью рядами крупных костных пластин, между которыми расположены более мелкие чешуйки. Рот расположен внизу. Перед ним находятся четыре усика, играющие роль органов осязания.

таблица характеристика основных групп рыб таблица. 1884810. таблица характеристика основных групп рыб таблица фото. таблица характеристика основных групп рыб таблица-1884810. картинка таблица характеристика основных групп рыб таблица. картинка 1884810. «Сравнительная характеристика Класса Хрящевые рыбы:

Иглобрюхообразные

Этот отряд костных рыб включает около 250 видов. У большинства представителей необычная форма тела: шарообразная, уплощенная дискообразная, кубическая и т. д. Рот рыб обычно маленький, кости верхней челюсти плотно сомкнуты. Вместо обычных чешуек, их тело покрывают шипы или маленькие иголочки.

таблица характеристика основных групп рыб таблица. 1884811. таблица характеристика основных групп рыб таблица фото. таблица характеристика основных групп рыб таблица-1884811. картинка таблица характеристика основных групп рыб таблица. картинка 1884811. «Сравнительная характеристика Класса Хрящевые рыбы:

Камбалообразные

таблица характеристика основных групп рыб таблица. 1884812. таблица характеристика основных групп рыб таблица фото. таблица характеристика основных групп рыб таблица-1884812. картинка таблица характеристика основных групп рыб таблица. картинка 1884812. «Сравнительная характеристика Класса Хрящевые рыбы:

Сельдеобразные

Сельдеобразные представляют один из самых примитивных отрядов костных рыб. Их тело слегка сплюснуто и покрыто чешуей полукруглой формы. Череп многих рыб состоит из хрящевой ткани. Лучи плавников очень мягкие, отчего отряд часто называют «мягкопёрые». К отряду относится атлантический менхэдэн, сельдь балтийская, тихоокеанская, сардина, шпроты, анчоусовые, салака, килька.

таблица характеристика основных групп рыб таблица. 1884813. таблица характеристика основных групп рыб таблица фото. таблица характеристика основных групп рыб таблица-1884813. картинка таблица характеристика основных групп рыб таблица. картинка 1884813. «Сравнительная характеристика Класса Хрящевые рыбы:

Угреобразные

Они передвигаются извиваясь. Брюшных плавников у рыб нет, ровно, как и чешуи. Кожу покрывает слизь. Как и у змей, у них может не быть ребер, а хребет составляет до 300 позвонков. Большинство угреобразных ядовиты и являются хищниками. Особенно крупные виды (гигантские мурены) даже нападают на рифовых и тигровых акул.

таблица характеристика основных групп рыб таблица. 1884814. таблица характеристика основных групп рыб таблица фото. таблица характеристика основных групп рыб таблица-1884814. картинка таблица характеристика основных групп рыб таблица. картинка 1884814. «Сравнительная характеристика Класса Хрящевые рыбы:

Серые акулы

Среди всех акул, самым многочисленным является отряд кархаридные или же серые акулы. В него входит больше 250 видов, включая акулу-молот, тигровую, шёлковую, тупорылую акулу и т. д. Его представители считаются одними из опаснейших обитателей морских глубин. На их счету множество человеческих жертв.

таблица характеристика основных групп рыб таблица. 1884815. таблица характеристика основных групп рыб таблица фото. таблица характеристика основных групп рыб таблица-1884815. картинка таблица характеристика основных групп рыб таблица. картинка 1884815. «Сравнительная характеристика Класса Хрящевые рыбы:

Они обитают в прибрежных зонах морей тропического, субтропического и умеренного поясов. Рыбы постоянно перемещаются, то удаляясь в глубь океана, то заплывая на мелководья. Отдельные виды появляются и в пресных водоемах.

Серые акулы обладают пятью парами жаберными щелями, двумя спинными и одним анальным плавником. Они размножаются либо откладыванием яиц, либо живорождением.

У них крупный рот, расположенный внизу, а рыло вытянуто вперед. У некоторых акул оно сильно закруглено (у тупорылых акул). Специфический вид имеет акула-молот. Их морда сплющена сверху и широкая с боков, напоминает передний край молотка. Первый спинной плавник изогнут в форме серпа.

Тема урока : Хрящевые рыбы

Цели : изучить класс Хрящевые рыбы, их многообразие, среду обитания, поведение, образ жизни.

усвоить основные признаки хрящевых рыб;

выявить черты приспособленности к среде обитания;

узнать значение в природе и в жизни человека;

уметь узнавать представителей отрядов Акулы, Скаты и Химерообразные;

развивать умение наблюдать за животными при просмотре видеофрагмента;

Оборудование: таблица «Хрящевые рыбы», презентация.

учащиеся должны знать:

особенности внешнего и внутреннего строения хрящевых ыб;

приспособленность хрящевых рыб к условиям среды;

роль хрящевых рыб в природе и их значение в жизни человека;

учащиеся должны уметь:

узнавать представителей отрядов Акулы, Скаты, Химерооб- азные.

Приветствие, сообщение темы урока и плана работы, отметка отсутствующих.

Сравните ответ с эталоном и выставьте себе отметки:

Формулировка темы урока и постановка учебной проблемы.

Учитель: я вам сейчас загадаю загадку, попробуйте отгадать о ком идет речь.

Этот страшный белый хищник

В океане пищу ищет.
Ноздри чуткие на рыле:
Кровь почует и за милю.
Возле жертвы рядом кружит,
А круги все уже, уже.
Задирает нос … О боже!
Челюсть на капкан похожа!
Зубы острые сомкнула.
Так охотится …

Итак, тема урока: Хрящевые рыбы.

Учитель: Давайте сформулируем цели нашего урока:

1. познакомиться с отрядами хрящевых рыб,

2. узнать особенности строения хрящевых рыб

3. научиться распознавать по внешнему виду хрящевых рыб:

4. узнать о многообразии видов хрящевых рыб.

(ученики пытаются с помощью учитель сформулировать цель урока)

Учитель: В процессе работы заполняется таблица «Отряды Хрящевых рыб». Общая характеристика Хрящевых рыб. (Объяснение учителя с элементами беседы.)

– Какие рыбы относятся к хрящевым?

– На основании, каких признаков их объединяют в одну группу?

– Как приспособлены хрящевые рыбы к среде обита­ния?

– К какому типу относятся рыбы? (хордовые)

– А какому подтипу? (позвоночные)

Сегодня мы познакомимся с классом хрящевых рыб. Слайд 3

Для того чтобы выяснить общие черты хрящевых рыб, давайте посмотрим кинофрагмент. Слайд 4

– Какие вы увидели особенности?

Отряды Хрящевых рыб

Родственны древним панцирным рыбам

У примитивных антиархов в панцирь из кожных пластинок было заковано всё тело;

У хищных артродир панцирь покрывал только переднюю часть тела.

Панцирные – первые челюстные рыбы; их челюсти возникли из жаберных дуг, сместившихся ближе ко рту, и состояли из заострённых костных пластинок.

Панцирные рыбы вымерли в конце девона.

Класс хрящевые рыбы включает в себя 3 отряда:

Отряд Акулы (250 видов)

Отряд Скаты (350 видов)

Отряд Химерообразные (30 видов

Общая характеристика акул

Дыхательная система начинается с 5–7 пар жаберных щелей.

В кишечнике по всей его длине тянется спиральный клапан, увеличивающий всасывающую поверхность.

Артериальный конус двухкамерного сердца способен к самостоятельному сокращению и даёт дополнительный импульс крови.

Органы чувств представлены органами обоняния, зрения, осязания ( )

Оплодотворение почти у всех хрящевых рыб внутреннее.

У многих из них есть клоака.

Хрящевые рыбы живородящи или откладывают яйца.

Объяснение учителя с элементами беседы ( слайды 14-17)

Посмотрите на снимок. Какие черты приспособленности к среде обитания вы увидели?

Общая характеристика скатов.

Жаберные щели расположены на брюшной стороне

Тело сильно уплощенное.

Используют для передвижения грудные плавники, взмахивая ими как крыльями.

Брызгальца развиты значительно лучше, чем у акул.

Большинство видов являются обитателями морского дна, из-за чего их спина имеет покровительственную окраску под цвет грунта.

Скаты размножаются откладывая на дно заключенные в капсулу яйца или живорождением.

Объяснение учителя с элементами беседы ( слайды 18-20)

Общая характеристика химерообразных.

Челюсти полностью слиты с черепом.

Жаберные щели прикрыты кожной складкой.

Клоаки нет, анальное и мочеполовое отверстия обособлены друг от друга.

Голое тело длиной до 1,5 м, постепенно утончаясь, переходит в длинный хвост.

Живут от шельфа до больших глубин Мирового океана.

Химеры питаются морскими беспозвоночными и рыбами.

Промыслового значения практически не имеют.

Учитель: Давайте проверим, как вы заполнили таблицу.

(ученики зачитывают таблицу)

Название отряда, число видов.

Выберете верные утверждения

1) у хрящевых рыб жабры закрыты хрящевыми крышками;

3) большинство скатов ведут придонный образ жизни;

4) акулы и скаты ведут придонный образ жизни;

5) все акулы опасны для людей;

6) хрящевые рыбы имеют сильно развитую мускулатуру;

7) хрящевые рыбы имеют плавательный пузырь;

8) кожа хрящевых рыб покрыта чешуей;

9) тело скатов имеет торпедообразную форму;

10) окраска скатов покровительственная.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *