существование быстро и медленно растущих хищных рыб в одном озере
Существование быстро и медленно растущих хищных рыб в одном озере
Установите соответствие между результатами действия естественного отбора и его формами. Для этого к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) Развитие устойчивости к антибиотикам у бактерий.
Б) Существование быстро и медленно растущих хищных рыб в одном озере.
В) Сходное строение органов зрения у хордовых животных.
Г) Возникновение ласт у водоплавающих млекопитающих.
Д) Отбор новорожденных млекопитающих со средним весом.
Е) Сохранение фенотипов с крайними
отклонениями внутри одной популяции.
3) дизруптивный (разрывающий)
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Стабилизирующий отбор — отбираются особи со средним значением признака, любые отклонения отсеиваются. Движущий отбор — постоянно изменяется норма реакции. Разрывающий отбор — средний показатель «убирается», сохраняются крайние формы в норме реакции.
Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Бактерии используются в хозяйственной деятельности человека:
1) для получения сыра и простокваши
2) для получения антибиотиков
3) в приготовлении выпечки
4) для получения рекомбинантного инсулина
5) при получении сыра с плесенью
6) при переработке органического мусора
Бактерии используются в хозяйственной деятельности человека:
1) для получения сыра и простокваши
4) для получения рекомбинантного инсулина
6) при переработке органического мусора
1) В пищевой промышленности: для получения напитков, молочно-кислых продуктов, при квашении, солении, виноделии, сыроделии;
2) в фармацевтике: для создания лекарств, вакцин;
3) в сельском хозяйстве: для приготовления силоса, сенажа (кормов для животных),
4) в коммунальном хозяйстве, в природоохранных мероприятиях: для очистки сточных вод, ликвидации нефтяных пятен;
5) в генной инженерии, микробиологии: с помощью них получают витамины, гормоны, лекарства, кормовые белки и т. д.
Ошибки допущены в предложениях:
1. 2 — сыры с плесенью изготавливаются с использованием грибов;
2. 4 — молочнокислые бактерии выделяют молочную кислоту в процессе анаэробного окисления;
3. 5 — дрожжи при анаэробном окислении выделяют углекислый газ и этанол.
Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Какое значение для человека имеют организмы царства, один из представителей которого изображён на рисунке?
1) используются для приготовления кефира и сыра
2) вызывают заболевание гриппом
3) используются для изготовления антибиотиков
4) вызывают тиф, холеру и дифтерию
5) используются для получения трансгенного инсулина
6) служат первым звеном в пищевых цепях
На рисунке изображена бактериальная клетка. Значение бактерий:
1) используются для приготовления кефира и сыра
4) вызывают тиф, холеру и дифтерию
5) используются для получения трансгенного инсулина
Проанализируйте таблицу «Виды естественного отбора». Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины и понятия, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из предложенного списка.
Виды естественного отбора
Название | Особенности | |
---|---|---|
___________ (А) | постепенный сдвиг распределения признака | длина шеи жирафа |
стабилизирующий | ___________ (Б) | толщина панциря у черепах |
разрывающий | разделение на два максимума | ___________ (В) |
Список терминов и понятий:
4) длиннокрылые и бескрылые насекомые на островах
5) собаки одной породы с разной окраской шерсти
6) образование устойчивых к антибиотику бактерий
7) отбором выбраковываются особи с минимальным и максимальным значением признака
8) ареал обитания популяции разделяется на два физическим барьером
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Виды естественного отбора
Название | Особенности | Пример |
---|---|---|
движущий — 2 (А) | постепенный сдвиг распределения признака | длина шеи жирафа |
стабилизирующий | отбором выбраковываются особи с минимальным и максимальным значением признака — 7 (Б) | толщина панциря у черепах |
разрывающий | разделение на два максимума | длиннокрылые и бескрылые насекомые на островах — 4 (В) |
Установите последовательность этапов производства штамма пеницилла с высокой продуктивностью антибиотика. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1) высеивание на среду мицелия мутантных наиболее продуктивных штаммов
2) выращивание пеницилла с низкой продуктивностью на питательной среде
3) искусственный отбор
4) воздействие на колонию радиоактивным излучением
5) получение высокопродуктивной колонии пеницилла
Последовательность этапов производства штамма пеницилла с высокой продуктивностью:
2) выращивание пеницилла с низкой продуктивностью на питательной среде → 4) воздействие на колонию радиоактивным излучением → 3) искусственный отбор → 1) высеивание на среду мутантных штаммов → 5) получение высокопродуктивной колонии пеницилла
Проанализируйте таблицу «Виды естественного отбора». Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины и понятия, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин или понятие из предложенного списка.
Виды естественного отбора
Название | Особенности | Пример |
---|---|---|
А_________ | постепенный сдвиг распределения признака | длина шеи жирафа |
стабилизирующий | Б__________ | толщина панциря у черепах |
разрывающий | разделение на два максимума | В__________ |
Список терминов и понятий:
4) длиннокрылые и бескрылые насекомые на островах
5) собаки одной породы с разной окраской шерсти
6) образование устойчивых к антибиотику бактерий
7) отбором выбраковываются особи с минимальным и максимальным значением признака
8) ареал обитания популяции разделяется на два физическим барьером
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Виды естественного отбора
Название | Особенности | Пример |
---|---|---|
А — движущий (2) | постепенный сдвиг распределения признака | длина шеи жирафа |
стабилизирующий | Б — отбором выбраковываются особи с минимальным и максимальным значением признака (7) | толщина панциря у черепах |
разрывающий | разделение на два максимума | В — длиннокрылые и бескрылые насекомые на островах — 4 |
Почему лекарственные препараты лучше запивать обычной водой, а не соками, чаем, кофе или молоком?
H2O — нейтральное вещество, которое, тем не менее, служит отличной средой для химических реакций между многими другими соединениями.
Соки, чаи, компоты и прочие напитки — это некие вещества, растворенные в воде. Они придают ей вкус, цвет, делают сладкой. Эти вещества могут взаимодействовать с некоторыми лекарствами. Результат бывает разный: препарат может начать действовать сильнее или слабее, изменить свой эффект или вовсе стать токсичным.
Не требуется писать в ответ.
В чае содержатся танины — вещества с дубящими свойствами. Они сводят на нет действие многих лекарств. Например, образует выпадающие в осадок соединения с железом, нарушает всасывание некоторых препаратов. Действие антидепрессантов, напротив, усиливается: если запивать их чаем, может возникать слишком сильное возбуждение, бессонница.
Кофе содержит кофеин — вещество, которое само относится к лекарственным препаратам и может взаимодействовать с другими лекарствами. В одних случаях лекарство начинает действовать слабее, а в других, напротив, его эффект усиливается (яркий пример — обезболивающие). Кофе очень быстро выводит из организма антибиотики: настолько быстро, что они не успевают принести пользу. В сочетании с кофе обезболивающие и противовоспалительные препараты оказывают более сильное токсическое действие на печень, почки, сердце.
Соки. Органические кислоты фруктов вступают в реакцию с лекарственными веществами, изменяют их химическую структуру и эффекты. В итоге лекарства начинают сильнее проявлять токсические свойства, вплоть до того, что могут вызвать отравление. А вот действие антибиотиков фруктовыми соками, напротив, замедляется. Они уменьшают и нейтрализуют эффекты некоторых препаратов.
Особо стоит оговориться о грейпфрутовом соке — он может взаимодействовать более чем с 50-ю разными лекарствами, в том числе со статинами, которые применяют для снижения уровня холестерина в крови. Пока вы принимаете лекарство, грейпфрутовый сок не стоит пить вообще, так как его действие сохраняется 24 часа.
В гранатовом соке содержится фермент, способный разрушать некоторые лекарства от повышенного давления.
Клюквенный сок настолько усиливают действие препараты, снижающие свертываемость крови, что могут спровоцировать желудочное кровотечение.
Молоко используют в качестве антидота при отравлениях тяжелыми металлами, некоторыми другими веществами. Но в его способности связывать определенные химические вещества и превращать их в нерастворимые соединения есть и отрицательный момент: молоко замедляет действие ферментов желудка, антибиотиков. Некоторые таблетки специально покрывают кислотоустойчивой оболочкой, чтобы они не растворились раньше времени в желудке. Такие препараты также не стоит запивать молоком.
В минеральной воде растворены ионы, способные вступать в реакцию с рядом лекарственных препаратов. Поэтому даже «безобидной» минералкой можно запивать далеко не все лекарства.
Спортивные напитки. Различные напитки для спортсменов содержат много калия — он негативно влияет на эффекты препаратов, которые применяются при сердечной недостаточности и артериальной гипертензии. Кстати, бананы тоже богаты калием.
Очень многие препараты, совмещенные с тонизирующими и газированными напитками, не усваиваются организмом. Причина в том, что в этих напитках часто присутствует ортофосфорная кислота (например, в Кока-Коле) и другие активные химические элементы (ионы железа, кальция и пр.), которые вступают в реакции с активными веществами таблетки.
Но бывают исключения:
Индометацин (диклофенак, нурофен) рекомендуется запивать молоком. Это относится и к препаратам йода. Щелочная минералка потребуется в случае приема аспирина.
Существование быстро и медленно растущих хищных рыб в одном озере
Установите соответствие между примерами и видами доказательств эволюции.
ПРИМЕР | ВИД ДОКАЗАТЕЛЬСТВ |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Установите соответствие между уровнями организации жизни и явлениями, происходящими на этих уровнях.
ЯВЛЕНИЕ | УРОВЕНЬ ОРГАНИЗАЦИИ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ХАРАКТЕРИСТИКИ И ЯВЛЕНИЯ | УРОВЕНЬ ОРГАНИЗАЦИИ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ПРИМЕР | ТИП ДОКАЗАТЕЛЬСТВ |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Установите соответствие между примером и типом доказательств эволюции, к которому этот пример относят.
ПРИМЕР | ТИП ДОКАЗАТЕЛЬСТВ |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Установите соответствие между работой учёного и его именем.
НАУЧНАЯ РАБОТА | УЧЁНЫЙ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ПРИМЕР | ОСОБЕННОСТЬ |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Установите соответствие между событием и уровнем организации жизни, на котором оно происходит.
СОБЫТИЕ | УРОВЕНЬ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНИ |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Установите соответствие между примерами объектов и методами изучения эволюции, в которых используются эти примеры: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ ОБЪЕКТОВ | МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭВОЛЮЦИИ |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Установите соответствие между признаком большого прудовика и критерием вида, для которого он характерен: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИЗНАК БОЛЬШОГО ПРУДОВИКА | КРИТЕРИЙ ВИДА |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Существование быстро и медленно растущих хищных рыб в одном озере
При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Единицы измерений писать не нужно.
Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.
Рассмотрите схему. Запишите в ответе пропущенный термин обозначенный на схеме знаком вопроса.
Рассмотрите таблицу «Структуры клетки» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.
Структуры клетки | Функция |
---|---|
Сборка полипептидной цепи | |
Митохондрия | Биологическое окисление |
В молекуле ДНК 100 нуклеотидов с тимином, что составляет 10% от общего количества. Сколько нуклеотидов с гуанином? В ответ запишите только соответствующее количеству нуклеотидов число.
Какие процессы происходят в клетке в период интерфазы?
1) синтез белков в цитоплазме
2) спирализация хромосом
3) синтез иРНК в ядре
4) редупликация молекул ДНК
5) растворение ядерной оболочки
6) расхождение центриолей клеточного центра к полюсам клетки
Установите соответствие между особенностями клеточного деления и его видом.
ОСОБЕННОСТИ КЛЕТОЧНОГО ДЕЛЕНИЯ | ВИД ДЕЛЕНИЯ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
СТРУКТУРА ОРГАНИЗМА | ЗАРОДЫШЕВЫЙ ЛИСТОК | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ПРИЗНАК ПРИСПОСОБЛЕННОСТИ | МЕСТООБИТАНИЕ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ ЖЕЛЁЗ | ВИДЫ ЖЕЛЁЗ |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
В отличие от естественной экосистемы, искусственная экосистема характеризуется. Ответ запишите цифрами без пробелов.
1) большим разнообразием видов
2) разнообразными цепями питания
3) незамкнутым круговоротом веществ
4) преобладанием одного — двух видов
5) влиянием антропогенного фактора
6) замкнутым круговоротом веществ
Установите соответствие между организмами, населяющими биогеоценоз, и их функциями в нём: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Г) сапротрофные бактерии
Е) синезелёные водоросли
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Установите правильную последовательность процессов, происходящих при географическом видообразовании. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1. фенотипическое проявление новых признаков
2. расчленение ареала непреодолимыми преградами
3. репродуктивная изоляция с образованием нового вида
4. накопление мутаций в популяции
5. сохранение новых признаков естественным отбором
Проанализируйте таблицу «Виды мутаций». Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из предложенного списка.
Вид мутации | Описание | Пример |
---|---|---|
генная | (Б) ________________ | фенилкетонурия |
____________ (А) | перенос участка хромосомы на другую | миелобластный лейкоз |
геномная | добавление лишней хромосомы | (В) ______________ |
1) замена участка хромосомы
2) удаление одной хромосомы
3) замена нуклеотида в гене
4) синдром кошачьего крика
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Изучите таблицу «Состав вдыхаемого, выдыхаемого и альвеолярного воздуха». Выберите верные утверждения.
Состав вдыхаемого, выдыхаемого и альвеолярного воздуха
Воздух | Содержание газов (в %) | ||
---|---|---|---|
кислород | углекислый газ | азот | |
Вдыхаемый | 20,94 | 0,03 | 79,03 |
Выдыхаемый | 16,3 | 4,0 | 79,7 |
Альвеолярный | 14,2 | 5,2 | 80,6 |
1) Состав альвеолярного воздуха значительно отличается от состава атмосферного (вдыхаемого) воздуха: в нём меньше кислорода (14,2%), большое количество углекислого газа (5,2%), а содержание азота практически одинаково, так как он не принимает участия в дыхании.
2) В выдыхаемом воздухе кислорода содержится меньше, чем во альвеолярном.
3) Количество углекислого газа во выдыхаемом и вдыхаемом воздухе практически не меняется.
4) Количество азота во выдыхаемом и вдыхаемом воздухе практически не меняется.
5) Пребывание человека в плохо проветриваемом помещении вызывает снижение работоспособности, головную боль и учащённое дыхание.
Что такое искусственный мутагенез и для чего его применяют?
На рисунке изображён медуллоза Ноэ — семенной папоротник — вымершее около 270 млн лет назад растение.
Используя фрагмент геохронологической таблицы, установите эру и период, в который вымирает данный организм, а также его возможного «близкого родственника» в современной флоре (ответ — на уровне отдела).
Какие черты строения характеризуют растение медуллоза Ноэ как высшее семенное растение?
ЭРА | Период и продолжительность (в млн лет) | Животный и растительный мир | ||
---|---|---|---|---|
Название и продолжи- тельность (в млн лет) | Начало (млн лет назад) | |||
Кайнозойская, 67 | 67 | Антропоген, 1,5 | Появление и развитие человека. Животный мир принял современный облик | |
Неоген, 23,5 | Господство млекопитающих и птиц | |||
Палеоген, 42 | Появление хвостатых лемуров, позднее — парапитеков, дриопитеков. Бурный расцвет насекомых. Продолжается вымирание крупных пресмыкающихся. Исчезают многие группы головоногих моллюсков. Господство покрытосеменных растений | Появление высших млекопитающих и настоящих птиц, хотя зубастые птицы ещё распространены. Преобладают костистые рыбы. Сокращение папоротников и голосеменных растений. Появление и распространение покрытосеменных растений | Появление первых птиц, примитивных млекопитающих, расцвет динозавров. Господство голосеменных. Процветание головоногих моллюсков | Начало расцвета пресмыкающихся. Появление костистых рыб |
Палеозой, 340 | Возможно, 570 | Пермский, 55 | Вымирание трилобитов. Возникновение зверозубых пресмыкающихся. Исчезновение каменноугольных лесов | |
Каменноугольный, 75–65 | Расцвет земноводных. Появление первых пресмыкающихся. Характерно разнообразие насекомых
|