суп в вафельном стаканчике
Съедобные стаканчики — это посуда из теста, в которую наливают суп или горячий напиток. Кто их производит, сколько они стоят и зачем нужны
В петербургских кафе появилась съедобная посуда. В стаканчиках из теста с шоколадом подают кофе, а на Загородном проспекте открыли кафе «Супстанция», где в пшеничные стаканчики наливают супы.
Съедобную посуду производят несколько российских компаний, самая крупная из которых — петербургская Nyam cup. «Бумага» поговорила с основателем бренда Сергеем Ивашковским, другими предпринимателями и экспертами и выяснила, почему кафе используют такую посуду, экологична ли она и какое у нее будущее.
Что это такое?
Съедобную посуду в гастрономии используют давно. Со времен Средневековья супы подавали в буханке хлеба с вырезанным мякишем. Сегодня такая подача популярна в странах Восточной Европы (в Польше, например, так иногда подают местный суп журек). Попробовать подобные блюда можно и в Петербурге: в ресторане «Ферма Бенуа» в хлеб наливают грибной крем-суп, а в «Карле и Фридрихе» — суп-гуляш.
Первоначально такая сервировка помогала сделать блюдо более сытным. Сегодня производители обращают внимание и на экологическую повестку: съедобная посуда разлагается и не наносит вреда окружающей среде в отличие от пластиковых и бумажных стаканов, в которых обычно продают кофе и другие напитки навынос.
Например, съедобные стаканы недавно появились в сети Pita’s: заведения сотрудничают с петербургским производителем Nyam cup. Там в стаканы из теста и шоколада наливают кофе. Посуда сделана из натуральных ингредиентов: яиц, муки, сливочного масла, какао. «Стаканчик действительно выдерживает высокую температуру, не разрушается, лишь тает шоколад внутри. По вкусу они похожи на песочное печенье», — говорит управляющая Pita’s Татьяна Мазунина.
Сергей Ивашковский
основатель Nyam cup
— Гарантия, которую мы даем: в течение двух часов любой напиток до 100 градусов ничего со стаканчиком не сделает. Но на деле срок еще больше, стаканчик размокает где-то через четыре часа. После этого сойдет шоколадная оболочка, а жидкость начнет впитываться в печенье — это может занимать до суток.
Кто делает этот продукт?
Рынок съедобной посуды в России и в мире не слишком широк. На сегодняшний день крупнейшим и самым известным российским производителем является Nyam cup Сергея Ивашковского. Проект побеждал в конкурсе стартапов SmartUp Accelerator, а недавно компания начала сотрудничество с Университетом ИТМО. Несмотря на это, объемы продукции невелики: ежемесячно фирма производит 15–20 тысяч съедобных стаканчиков.
Nyam cup работает не только с петербургскими заказчиками: компания осуществляет поставки по всей России, съедобные стаканчики из Петербурга используют около 200 заведений по всей стране и в СНГ. Помимо прямых продаж Nyam cup работает с сетью дистрибьюторов: им передают эксклюзивное право на продажу в конкретных регионах. «С точки зрения объемов это направление более перспективное», — отметил Сергей Ивашковский.
В России можно найти и другие компании, которые производят съедобную посуду. Например, компания Drink&Eat из Новгородской области выпускает вафельные стаканчики для кофе. С петербургскими заведениями общепита этот бренд не сотрудничает, но стаканчики компании можно приобрести онлайн. Еще один производитель — Cookie Cup — находится в Мытищах. На странице компании в социальных сетях говорится, что сейчас покупателям предлагают только франшизу, а не сами товары. «Бумаге» представители проекта рассказали, что работают «в штатном режиме».
Гастрономический гид по «Хлебозаводу»
«Хлебозавод» славится не только архитектурой советского авангарда и граффити известных уличных художников, но и большим гастрономическим разнообразием. Собрали для вас 12 мест с завтраками, кофе, стритфудом и авторскими коктейлями.
Кофейня Floo
Качественный кофе из Кении, Колумбии, Эфиопии, Сальвадора и Бразилии и завтраки. В меню фирменные панкейки, хрустящая бриошь с черничным соусом, сырники с вишневым джемом и круассаны с малиновым соусом. Атмосфера соответствующая: через второй зал проходит дымоход хлебопекарного завода.
Что брать
Комбо-завтраки в будни и бранчи по выходным. Завтраки подают до 12:00 за 350 рублей. В наборе — каша или яйца плюс кофе на выбор. Бранчи — от 320 рублей. Попробуйте творожную запеканку с черникой — в блюде неприлично много ягод. Эспрессо-тоник от 120 рублей. Для любителей круассанов: местный хит — миндальный (300 рублей).
Суши-бар «Такеши»
Заведение с японской кухней. В меню четыре вида рамена, три вида лапши и очень много суши и роллов. Любители десертов тоже найдут чем себя порадовать — в суши-баре готовят сладкие роллы с манго и творожным кремом.
Что брать
Исикари-мисо — 240 рублей, тори-карагэ — 250 рублей, ролл «Такеши» — 620 рублей.
Кофейня «Заря»
В «Заре» делают авторский кофе, приготовленный на зернах собственной обжарки. В меню завтраки и стритфуд со всего мира.
Что брать
Открытый берлинский кебаб на тарелке — за 550 рублей вам принесут огромную тарелку с курицей, картошкой фри и кучей соусов и овощей. Фирменный тост «Заря» — пашот и чеддер с фирменной апельсиновой заправкой за 330 рублей. Картофель фри с кимчи — 290 рублей.
Закусочная Lars Vegans
Закусочная известна национальной бразильской кухней и другими латиноамериканскими блюдами. Особой популярностью пользуются стейки на гриле и кокосовые пирожные. Также в меню есть позиции для вегетарианцев.
Что брать
Кошинья (бразильские куриные крокеты с соусом на выбор) стоит 250 рублей, сырные шарики и пирожки с сыром — 250 и 130 рублей соответственно, салат с кальмаром — 390 рублей.
Кофейня Starbucks
Одна из кофеен всемирно известной сети, где вы можете заказать завтрак или ланч и, конечно, любимый напиток в именном стаканчике.
Что брать
Матча-латте — 295 рублей, салат цезарь — 310 рублей, даниш с ягодами — 150 рублей.
Чифанька «Там ем»
Паназиатское кафе сделало акцент на блюдах китайской кухни. Поклонники восточной культуры по достоинству оценят свинину по-пекински, курицу в арахисовой панировке и десерт «Жареное молоко».
Что брать
Курица в арахисовой панировке — 330 рублей, жа-джан-мьен (лапша со свининой, грибами и овощами) — 350 рублей, жареный тофу в кисло-сладком соусе — 330 рублей.
Закусочная «Ветераны фалафеля»
Ближневосточный стритфуд, приготовленный по авторской рецептуре. Повара готовят три вида фалафеля: из нута и булгура, из чечевицы и кускуса, из амаранта и картофеля. Кроме фирменной горячей закуски, посетители могут попробовать буррито, шаверму, бургеры, хумус и десерты.
Что брать
Шаверма по-питерски — 200 рублей, фалафель-бургер — 250 рублей, фалафель в лаваше — 250 рублей.
Гриль-бар «Причал моряка»
Главная фишка заведения — блюда из мяса, рыбы и морепродуктов на гриле. Все продукты фермерские. В меню гриль-бара как привычные блюда европейской кухни, так и традиционные блюда Мексики, Паназии и Средиземноморья.
Что брать
Паста с осьминогом и кальмаром по-сычуаньски — 590 рублей, мидии в соусе блючиз — 490 рублей, лангустины на гриле — 650 рублей.
Кафе Fast Soup
Экологичный фастфуд. Так, ароматный суп-пюре подают в съедобных стаканах из прессованного хлеба. В меню также есть фирменные десерты и аутентичные азиатские чаи Kung Fu Tea — от пуэра до габы.
Что брать
Томатно-сырный суп (можно просить смиксовать несколько видов супов) — от 230 рублей. Чечевичный суп — 210 рублей. Свекольный хумус — 80 рублей.
Кафе Misada
В меню блюда из кухни Восточной Европы и Западной Азии. Мясоеды сюда идут за израильской шавармой, куриным шашлыком и кебабом. Вегетарианцы тоже не остаются в обиде и голодными — есть фалафель, шакшука, сабис и хумус.
Что брать
Бомбический сабих — огромная шава с баклажаном, фалафелем, яйцом и овощами за 300 рублей. Израильская шаварма — можно взять в пите или на тарелке за 350 и 250 рублей соответственно. Бабагануш — 250 рублей.
Бар-магазин «Крафтейнер»
Любители пива приходят сюда, чтобы попробовать разные виды крафтового напитка. С закусками тоже все в порядке — пицца, чебуреки и морепродукты.
Что брать
Сырные медальоны с халапеньо, пицца «Груша-горгонзола» и томатное пиво. Цены уточняйте в заведении.
Бар «Рюмочная № 9»
Широкий ассортимент алкоголя и танцы. В баре разливают три вида рижского бальзама, попробовать которые съезжаются москвичи со всех концов столицы.
Что брать
Авторские коктейли по 450 рублей: Singapure Sling v9, Smoky Passion Sour и Sour de Uyuni.
18+. Чрезмерное употребление алкоголя может навредить вашему здоровью.
Фото: Михаил Голденков
Читайте также
Новости
Все права на материалы, находящиеся на сайте m24.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта ссылка на m24.ru обязательна. Редакция не несет ответственности за информацию и мнения, высказанные в комментариях читателей и новостных материалах, составленных на основе сообщений читателей.
СМИ сетевое издание «Городской информационный канал m24.ru» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-53981 от 30 апреля 2013 г.
Средство массовой информации сетевое издание «Городской информационный канал m24.ru» создано при финансовой поддержке Департамента средств массовой информации и рекламы г. Москвы. (С) АО «Москва Медиа».
Мы хотим быть там, где вам удобно, поэтому теперь узнать о том как провести время в Москве можно из наших аккаунтов в соцсетях. Мы говорим об этом городе понятно и интересно. Мы рассказываем о нем для вас.
Суп в вафельном стаканчике
Разговора про «закрыть бизнес» никогда не было. А что было — рассказывает основатель Soupmates Татьяна Стоумова-Олешкевич
2 октября 2018
Шесть лет назад Татьяна Стоумова-Олешкевич променяла работу в рекламной компании на свой фуд-стартап. И не прогадала: сейчас у Soupmates подписаны договоры с поставщиками на 1,5 млн рублей и есть планы по выходу в ритейл. Но все же один раз пришлось поставить бизнес на паузу, а потом — начинать все сначала. Rusbase рассказывает о перспективах ниши food-casual и главных выводах основателей Soupmates.
В 2012 году я была голодным рекламщиком. Идею супов в стаканчике придумала во время работы в SapientNitro. В ассортименте ближайшего кафе были только жирные салаты да багеты с индейкой и майонезом. Эта еда — точно не про меня.
И тут я увидела бульон. Попросила налить мне его в картонный стакан вместо тарелки. Меня долго отговаривали, предлагали пластиковую миску с собой. С трудом уговорила именно на стакан: «Я выпью его по дороге». Зашла в лифт, сделала глоток и подумала: «Ммм! Был бы суп — был бы рай!»
Так я начала обдумывать мысль о супах в стаканах.
Чтобы начать проект, мне потребовался год. Я еще не знала и не верила, что могу открыть свой бизнес, скорее, все обдумывала. Изучила рынок и увидела, что на тот момент, в 2012 году, супов в стаканах в России не было.
Но я не понимала, что делать с документами. Казалось, что столько всего сложного — сертификация, бухгалтерия, юридические моменты.
Я стала внимательнее слушать про опыт друзей-предпринимателей, но никому не раскрывала идею. Через год я встретила Витю (Виктор Стоумов, сооснователь Moleskines. — Прим.) — своего будущего супруга. У него был опыт в бизнесе — в проектах Moleskines и Trusbox. Как только я озвучила ему идею, он сказал: «Надо делать». Когда я начала спрашивать про то, что меня беспокоило, он говорил: «Давай впишемся, а там разберемся».
Я знала, с кем хочу делать продукт. Позвала в команду Машу Рунову, мою подругу-копирайтера, и Илью Шакирова, с которым мы несколько раз работали в команде и дружили лет пять. Им понравилась идея и они сразу согласились.
В октябре 2013 на обычной домашней кухне мы — я, Витя, Маша и Илья — начали пробовать рецепты и записывать первые техкарты (карта блюда, где пишется его рецепт, калорийность, содержание витаминов и микроэлементов, технология приготовления, вес на выходе. — Прим.). У нас не было технолога или повара. Мы взяли весы и по табличкам техкарт блюд из интернета посчитали, из какого брутто сколько супа выходит.
Карты были неточные, но их оказалось вполне достаточно, чтобы увидеть цифры и стартовать. Инвестиции на этом этапе составили 100 тысяч рублей.
Супы сначала готовили по нашим с Машей рецептам. Мы по-прежнему варим все в кастрюлях, только в 2013 их объем был 5 л, а сейчас — 25 л. Тогда нам хватало помещения 10 кв. м, сейчас у нас цех-кухня в 100 кв. м и команда поваров.
Сырный шейк-суп: + 30%
Лососевый шейк-суп по-фински: + 140%
Тыквенно-имбирный шейк-суп: +0%
Шейк-суп том кха: +55%
Получается, что в 2013 приготовить лососевый суп стоило в 2-3 раза дешевле, чем сегодня.
* Фудкост — абсолютная цифра стоимости входящих в суп ингредиентов.
В конце декабря мы начали анонсировать проект в Facebook. Рассказывали о себе ЦА: писали популярным молодым изданиям, креативным, рекламным, digital-компаниям. Привозили супы бесплатно, собирали обратную связь.
Никого не просили написать о нас, но втайне нам этого хотелось, конечно.
По экономике: мы тратили деньги только на продукт, доставку агентства чаще всего брали на себя. В случае личной доставки мы еще презентовали продукт сотрудникам. Несколько рекламных агентств сразу предложили нам сделать совместно фестивальный кейс.
90% тех, кого мы накормили, решили написать о проекте. Так у нас появился пиар до официального запуска.
К апрелю 2014 года нас уже очень ждали. Мы даже сделали сайт с листом ожидания, где можно было оставить почту и первым узнать о старте продаж.
Зарегистрировать дело в России — просто. Не стоит бояться бюрократических сложностей.
В банке мне помогли зарегистрировать ООО: я просидела с их сотрудницей 1,5 часа. Меня скорее утомило подписывать большое количество листов. Единственная сложность с оформлением документов была связана с нотариусом: мы с сооснователями долго не могли собраться одновременно, чтобы зарегистрировать фирму. Нам уже нужны были документы, чтобы искать производство, меня торопил Витя: «Так бизнес не ведется». Поэтому в какой-то момент я пошла и зарегистрировала все сама.
Так как сейчас мы продаем супы в ритейле — сделали декларации соответствия EAC и техническую инструкцию, а также описали технические условия и подготовили протоколы испытания. У всех сотрудников есть медкнижки. Еще мы оформили авторские права на торговую марку.
«За ночь сварили 120 л супа. Это был первый и последний раз, когда мы сами готовили супы»
В феврале 2014 года я ушла из SapientNitro. До этого в январе мы приняли участие в «Ресторанном дне» (мероприятие, когда любой желающий может открыть свое заведение на один день и угощать гостей. — Прим.). Это бесплатно и просто: пишешь описание продукта, отправляешь заявку на участие. Тогда за ночь мы сварили порядка 120 литров супа. Это был первый и последний раз, когда мы готовили сами на продажу.
Супы пользовались такой популярностью, что в тот же день Витя поехал доваривать еще, привез партию и уснул в машине. Стало ясно, что все серьезно — надо срочно брать повара. Выручка с продаж «Ресторанного дня» составила больше 100 тысяч рублей.
Мы думали, что найти кухню будет непросто: боялись мошенников, больших комиссий. Витя предложил найти недозагруженное кафе или ресторан. Это решало проблемы аренды, оплаты и сертификации кухни. В итоге нашли место у метро Красные ворота. Мы договорились с ними, что наш шеф будет готовить, а су-шефы кухни должны ему помогать. Кухня также закупала продукты по нашему списку у поставщиков. Мы получали готовый продукт, продавали его и платили ресторану по стоимости двойного фудкоста.
В 2014 году Виктор сделал мне предложение. По семейным обстоятельствам мы решили уехать в США.
Сначала думали, что можем оставить Soupmates на партнеров. Но еще во время короткой поездки, до Штатов, поняли, что не получится. Пришлось приостановить бизнес.
Решение было совсем не простым. К этому моменту мы успели запустить поп-ап-кафе, начав с выручки около 50 тысяч рублей. О нас писали бизнес-издания и предлагали инвестиции, было порядка 50 запросов на франшизу из Европы и Азии.
Хоть делать паузу мы не хотели — к этому подталкивали и другие обстоятельства. Начали скакать курсы валют: стало понятно, что через 2-3 месяца все цены взлетят. Работать по старой технологии было уже нельзя — слишком дорого и неэффективно. Все ключевые супы нужно было переделывать. И мы решили приостановить дело.
Разговора про «закрыть бизнес» никогда не было. Вопрос был в том, когда мы вернемся и снова запустим продажи.
Мы вернулись в Москву в ноябре 2016 года. Я тут же начала прорабатывать новую технологию с шеф-поваром. «Второй раунд» обошелся нам в 400 тысяч рублей инвестиций.
Мы проработали под себя новое оборудование, похожее на суповой бойлер. Начиная с весны планировали строить кафе, где могли бы продавать супы. Сделали смету на строительство точки 20-25 м с небольшой посадочной зоной (кафе так и не открылось. — Прим). Нас звала «Гастроферма», но нам не понравилась их арендная политика и проходимость зон.
Пока мы планировали новое производство, я вспомнила, что мне рассказывали про технологичность и франшизу «Додо Пиццы». Мы с мужем отправились учиться этому в Сыктывкар, где стали их франчайзи. Витя построил в Москве пиццерию, а я начала внедрять элементы «конвейерной» модели производства в Soupmates.
Деньги на перезапуск в 2017 году я взяла у четверых лучших друзей, которые меня всегда поддерживают. Это не такие большие суммы: по 100 тысяч рублей. Их я вернула согласно нашим договоренностям в течение двух месяцев.
Взять деньги на бизнес в долг — хорошая мысль с точки зрения взросления тебя как предпринимателя. В этот момент ты принимаешь на себя ответственность за бизнес. В результате я работала на адреналине, у меня было много энергии, а главное, понимание, что чужие деньги нужно тратить максимально эффективно.
Занятия в преакселераторе проходили удаленнно со встречами в Москве: мы предоставляли свою бизнес-модель, делали качественные и количественные исследования, интервью с ЦА, описывали свои позиционирование и стратегию. Мы еще раз поняли, что супы в стаканчиках попадают в тренд.
Преакселератор помогает заново проанализировать свой бизнес. А на выходе из него ты можешь пойти в акселератор, по итогам которого финалистам дают грант в виде ресурсов компании на определенную сумму, например, консультации технолога. Также PepciCo говорит о поглощении. Но это нам не было интересно.
Под преакселератор PepsiCo мы разработали специальный формат — супы в бутылочке. Вскоре Настя Колесникова (основатель «Маркета Местной Еды». — Прим.) порекомендовала наш проект в «Город-Сад». Этим летом мы for fun подали заявку в акселератор в Сколково и по результатам нам предложили грант. Он распространяется только на обучение в Академии стартапов, плюс мы выступили на Дне инвестора.
1,75 до 5,5 порций супа, то есть в 3,5 раза. Дополнительно мы привозим заказчикам брендированные стаканы, в которых можно при желании разогреть суп.
В сентябре 2017 мы получили новые техкарты на супы, а в октябре открыли производственный цех площадью 50 кв. м. Мы заново переработали технологию, протестировали ее на новом оборудовании.
В декабре 2017 встали в «Город-Сад». На тот момент они для нас были тестово-имиджевой историей. По факту сотрудничества мы научились правильно вставать в магазин, а также мерчендайзингу, выбору цены. Собрали обратную связь от покупателей, получили пиар. Мы временно отказались от продаж там, но у нас есть договоренность, что после возвращения они включат нас в «Яндекс.Еду».
Полноценные оптовые поставки запустили в феврале-начале марта. Наш опт — это кафе и магазины здоровой еды, коворкинги, бизнес-центры, витрины и вендинги («Тома Дома», MoscowFresh, «Завтраки.ру», Nasladdin, «Здоровая точка», «Морковка и Огурчик», «Кофе Ко», коворкинг «Ключ». — Прим.). Весной к нам пришел запрос на поставку от модной сети бургерных в Москве и сети магазинов здорового питания (названия Татьяна не раскрывает, так как договоры с ними в процессе подписания. — Прим.). На нас вышли Х5, но для них мы еще слишком дорогие.
Проработав с бизнес-моделью оптовых продаж 2,5 месяца, мы вышли на оборот около 4000 супов в месяц (после недавнего переезда; до этого оборот был около 2500 супов. — Прим.) и поняли, что упираемся в потолок из-за мощностей и размеров цеха. Деньги, которые были взяты на открытие цеха, мы отбили за 1,5-2 неполных месяца работы опта. С тех пор мы регулярно подходим к нулю и большую часть инвестируем в рост. Сейчас, например, у нас выросла команда, появляется новое и новое оборудование, открылся цех вдвое больше прежнего — это снова затраты.
Меня очень вдохновило выступление Хестона Блюменталя, на котором он рассказывал, как создать для гостя не просто обед, а экспириенс. Он делился интересным экспериментом: если включить звуки моря гостям, которые едят устриц, то устриц будет съедено гораздо больше, чем без музыки.
Фишка наших супов — вкус. Многие ударяются в ЗОЖ и забывают, что еда может быть вкусной. У нас работает шеф-повар с дипломом Le Cordon Bleu. Выпускники этой знаменитой кулинарной школы угощают королеву Великобритании. Мы работаем над текстурой супов, избегаем красителей.
Наша аудитория очень крутая. Это люди из медиа, креативных сфер, digital и не только: те, у кого часто нет времени покупать здоровую еду. Но все они хотят хорошо выглядеть и быть здоровыми. Нас обожают велосипедисты, потому что суп в бутылочке удобно держать одной рукой. Мамы, потому что дети сами просят попить суп из трубочки. Пациенты после стоматологических процедур или пластических операций — потому что неделю им надо что-то жевать. Автомобилисты. Иногда наши супы отправляют болеющим друзьям.
С блогерами мы не сотрудничаем, но они нам иногда пишут. У меня в силу работы двоякое отношение к блогерам. С одной стороны, я знаю, что такая реклама не всегда работает. С другой стороны, у нашего мозга есть особенность: если какой-то продукт хвалят, мы в это все равно верим, даже зная, что публикация куплена. Это относится и к работе с блогерами. Мы знаем, что блогеру заплатили за пост, но думаем: «Он, наверное, не будет рекламировать все подряд». В итоге отношение к продукту смягчается.
Сайт нужен нам в основном как онлайн-меню. Соцсети, к моему удивлению, приносят и оптовых, и розничных клиентов. Сейчас мы заново будем выстраивать продвижение в соцсетях.