страны лидеры по экспорту говядины
Мировые лидеры в области экспорта мяса
Мясо основной источник полезного животного белка и других ценных компонентов. Одновременно с улучшением уровня жизни населения растет и потребление мяса. Употребление различных видов мяса в мире связано с религиозными и национальными традициями, а также зависит от экономического фактора. Большая часть населения включает в рацион мясо. Правда есть существенная разница между странами, например в Дании 365 кг в год на душу населения, а в Индии меньше 5 кг. Больше всего употребляют в пищу мясо в ОАЭ, там приходится по 100 кг на каждого человека. В зависимости от происхождения мясо классифицируется на следующие категории:
• Говядина/телятина;
• Свинина;
• Крольчатина;
• Баранина;
• Птица;
• Конина.
Самыми популярными видами мяса в мире продолжают оставаться говядина, свинина и курица, поэтому они чаще всего участвуют в экспорте. Остальные вариации чаще употребляются локально в отдельных странах и не рассчитаны для внешнего потребителя. Вкусовые качества, привычки и традиции становятся причиной предпочтения конкретного продукта.
ТОП стран по объемам производства мяса
Выращивание животных и птицы для мяса требует наличие ресурсов. Свободная территория для выпаса, поля для выращивания корма и способность реализовать готовую продукцию основные факторы, влияющие на развитие данной отрасли сельского хозяйства. Нужно отметить, что выращивание животных и птиц на мясо одно из базовых направлений сельского хозяйства и вклад в ВВСП. Экспорт мяса осуществляется неравномерно по странам, также есть своя классификация первенства по ее видам, в том числе на экспорт.
1. Соединенные Штаты Америки. Страна производит 20% от общего количества мяса в мире, примерно 13 млн. тонн. Выращиваются индюки, бройлеры и крупнорогатый скот. Арканзас, Алабама и Джорджия — штаты, где занимаются птицеводством. В Северной Каролине, Миннесоте и Арканзасе выращивают индюков, а в Канзасе, Небраске и Техасе практикуется животноводство.
2. Бразилия. Выращивает 15% мяса от общего количества, 80% из которого от быков породы зебу. Отрасль основана на говядине и баранине, животные пасутся на пастбищах, для которых была выделена очень большая территория.
3. Евросоюз. Страны Европы производят ежегодно около 13% мировых объемов.
4. Китай. Производит 11,5%, то есть почти 8 миллионов тонн мяса в год. По всем позициям превалирует говядина. Выращиваются КРС желтой породы (более 50 пород), а также як и буйвол.
5. Индия. Здесь сконцентрировано 7% мяса, а животноводство является главной отраслью сельского хозяйства. По экспорту страна уступает лидерам в связи с непростой ситуацией в политическом плане.
6. Аргентина. Производит почти 4,5% общего объема на мировом уровне. Популярно выращивание баранины и говядины. Основная часть продукции употребляется в стране, на каждого жителя приходится по 55 кг. Страна ввела налог на экспорт мяса 15%, чтобы обеспечить доступ жителей к высококачественному мясу.
7. Австралия. Баранина и говядина данного происхождения составляет 3% относительно мирового показателя. Согласно статистике 41 кг мяса съедает каждый австралиец.
8. Мексика. Количество выращиваемого мяса почти совпадает с показателями Австралии. 57% страны составляют пастбища. Самое ценное мясо получается от молодых бычков. Их мясо занимает существенную долю в общее производство. В то же время выращивается около 30 пород животных.
9. Пакистан. Большая часть населения занята в данной отрасли сельского хозяйства. Доля выращивания мяса в ВВСП составляет 11%.
10. Турция. Десятое место в рейтинге производителей больших объемов данного продукта и крупный экспортер. Низкое потребление на уровне страны (менее 10 кг на душу человека) позволяет больше экспортировать. Отрасль динамично развивается и способствует экономическому росту страны.
Как становятся лидерами по экспорту мяса?
Есть ряд факторов, которые определяют первенство страны по определенной продукции, так как в плане объема производства, так и продажи за пределами государства. Политическая и экономическая конъюнктура обладает самым большим значением и является решающей. Невозможно выращивать мясо на продажу, если негде будет ее продать. Когда внутренний рынок переполнен, можно отправить продукцию на экспорт. Климатические условия, уровень развития страны, тенденции и наличие программ поддержки отрасли оказывают влияние на развитие животноводства.
Потребление на душу человека еще один фактор, который определяет количество мяса на экспорт. Некоторые страны входят в топ на экспорт только потому, что локальное потребление очень низкое. Наличие территорий под пастбище позволяет пасти крупнорогатый скот и вырастить его в большом количестве. Определенное значение имеют традиции, например как в случае выращивания овец, индеек или яков, буйволов. Желание населения занимается определенным делом и возможности, которые были для этого созданы, имеют колоссальное значение. Ведущими лицами в плане экспорта можно стать, если как можно больше критериев из всех вышеперечисленных сочетаются. Для КРС, например, нужно много свободной площади, но не везде где она есть, действительно в этих целях ее используют.
Лидеры по экспорту говядины
Телятина и говядина одни из самых популярных видов мяса. Для ее получения выращивают коров и бычков специальных пород. Некоторые страны наращивают объемы и продолжат возглавлять рейтинги. Уже несколько лет список выглядит примерно так:
• Бразилия 2,2 миллиона тонн
• Индия 1,8 млн.
• США 1,5 млн.
• Австралия 1,5 млн.
• Новая Зеландия
• Аргентина
• Канада
• Уругвай
• Парагвай
• Мексика
• Евросоюз.
Индия оказалась в лидерах по той причине, что коренное население не употребляет говядину. Корова является священным животным для жителей данной страны. Правило же не распространяется на буйволов, поэтому их мясо ориентировано на экспорт. Одно животное дает мало мяса в связи с низким качеством кормов, сейчас вопрос решается количеством поголовья. Если удастся наладить данную проблему можно ожидать серьезный рост продукта на экспорт. Бразилия и Аргентина настроены на рост выращивания и экспорта мяса на внешний рынок. Что касается стран СНГ пространства, их экспорт мизерный и составляет десятки тысяч тонн. Например, для Украины данный показатель всего 21 000 т.
Лидеры по экспорту свинины
39% из общего количества мяса, которое потребляется на земле, составляет свинина. Именно ее можно отнести к категории самых популярных и востребованных. Несмотря на религиозные ограничения и традиции, именно ее употребляют в больших объемах. Высокая ценность обосновывается сбалансированным содержанием аминокислот, витаминов, микро и макроэлементов. Каждый год выращивается примерно 120000000 млн. т. Рейтинг стран с самым большим производством и экспортом (миллионов тонн):
• Китай 54
• Евросоюз 24
• США 11
• Бразилия 3,7
• Россия 3,4
• Вьетнам 2,8
• Канада 1,9
• Филиппины 1,6
• Южная Корея 1,3
• Мексика 1,3
• Япония 1,2.
Лидеры по экспорту птицы
Выращивание птиц на мясо имеет свою специфику. Самые популярные виды для выращивания в условиях фермы это курица и индюки. Бройлеры, которые вырастают за 30-45 дней основный источник птичьего мяса. Данная отрасль имеет свою специфику и требует грамотного подхода в процессе реализации. Введение новых технологий позволило повысить эффективность выращивания и сохранить продуктивность. Основные требования к продукции это безопасность и соответствие показателям качества.
Россия выращивает в основном бройлеров, доля которых 90% от общего птичьего мяса. ТОП стран, которые экспортируют птичье мясо следующий:
• Бразилия (особенно в замороженном виде)
• США
• Евросоюз
• Таиланд
• Китай
• Турция
• Аргентина
• Канада
• Украина
• Белоруссия
• Чили.
Лидеры по экспорту баранины
Мусульмане не употребляют в пищу свинину, поэтому отдают предпочтение мясу овец. Некоторые регионы обладают специфичным ландшафтом, поэтому только такое животноводство и можно практиковать. Растет количество употребляемой баранины в Казахстане, а также в развивающихся странах Африки и Азии. Китай главный потребитель баранины, на него приходится 2,6 млн. тонн, что значит около 28% из общего количества 10 млн., которые употребляются населением планеты ежегодно. Основные экспортеры баранины:
• Новая Зеландия
• Австралия
• Великобритания
• Ирландия
• Нидерланды
• Испания
• Индия
• Бельгия
• Уругвай
• Эфиопия.
Лидеры по экспорту конины
Не самый распространенный тип мяса, но в некоторых странах популярно выращивание и экспорт конины. В некоторых странах убой таких животных запрещен, а в других выращивают только с целью продажи за границей. Среди стран, которые содержат лошадей на мясо, числится Австралия, Канада, Казахстан, Парагвай, Уругвай. Самым крупным импортером является Япония.
Импорт мяса
Импорт мяса осуществляется странами, которые не способны сами удовлетворить свои потребности. В некоторых случаях экспортируется и импортируется тот же тип мяса. Например, страна может экспортировать свинину и импортировать ее в то же время. Это объясняется сложностью экономических отношений, когда производители решают продать свою продукцию на внешний рынок по определенным причинам. В таких случаях, для обеспечения нужного предложения требуется импортировать тот же продукт, чаще всего дешевле. Иногда это связано с наличием производственных мощностей, которые позволяют ее переработать.
Импортируют мясо все страны, отличается только количество, которое они закупают. Распространена схема продажи своей продукции дороже и закупки сырья низкого качества с существенной разницей в цене. Практика показывает, что в некоторых случаях страна становится крупным экспортером, если местные жители употребляют продукт в малом количестве или не едят его вообще. Где-то присутствует продуктивное выращивание, а где-то результат достигается путем увеличения количества поголовья.
Прогнозы развития мясного рынка на мировом уровне
Растущее население земли создает серьезный спрос на мясо и мясные продукты. В таких условиях производители стараются соответствовать ожиданиям потребителей. В то же время не всегда хватает ресурсов для развития животноводства. Кому-то не позволяет развиваться в этом плане местная политика, другие не видят смысла вкладывать деньги в такое рискованное направление для бизнеса. Прогнозы по объему выращивания основываются на предыдущие годы. Если следовать тенденции стоит рассчитывать на постоянный рост выращивания, потребления и экспорта. Кризис, связанный с пандемией может снизить экспорт. Согласно прогнозам он может упасть на целых 50%.
Транспорт для перевозки мяса
Мясная продукция требует соблюдение санитарных норм и температурного режима при перевозке. Туши и полутуши поставляются без тары. Температура груза отмечается, нужные нормы соблюдаются за счет оснащения транспортных средств сухим льдом. В процессе транспортировки задействованы рефрижераторы и изотермические автомобили-фургоны. Условия определяются индивидуально и зависят от климатических условий и продолжительности перевозки. Правила транспортировки скоропортящихся продуктов автомобильным и железнодорожным транспортом определяют четкий распорядок действий для обеспечения сохранности, безопасности, качества и свежести продукта.
Замороженное мясо укладывается плотно, чтобы использовать, весь объем кузова. Охлажденные туши загружаются таким образом, чтобы позволить воздуху циркулировать. Расстояние от потолка должно быть не менее 35 см, в то время как груз должен находиться непосредственно близко к задней стенке грузовика. Свинина транспортируется полутушами или целыми тушами. Конина и говядина перевозится четвертинками или разделанными кусками. Баранина подготавливается в виде туш. Охлажденный продукт загружается только подвесом на крючке или посредством использования стоечных поддонах. Тара предоставляется отправителем груза. Напишите от куда вы импортируете и куда экспортируете мясо, которое вы производите. Какой транспорт для перевозок мяса используете?
Пандемия коронавируса продолжает негативно влиять на азиатский рынок говядины, сдерживая производство и международную торговлю. Тем не менее, можно прогнозировать, что сила ее воздействия будет зависеть от того, насколько быстро страны вернутся к нормальной жизни.
В Китае, который первым оправился от пандемии, положительная динамика ожидается уже во второй половине текущего года. Напротив, Индия, второй по величине производитель говядины после Китая, столкнется со значительными потерями в производстве и экспорте.
Ожидаемое увеличение производства говядины в Китае обусловлено ростом поголовья скота, особенно на крупных фермах, и высоким внутренним спросом, который призван компенсировать продолжающийся дефицит свинины. Кроме того, Китай продолжит наращивать импорт, чему способствуют новые аккредитации, предоставленные мясокомбинатам в Бразилии, Аргентине и Уругвае, а также недавно подписанные торговые соглашения с этими странами.
В Индии производство крупного рогатого скота может сократиться из-за введенного карантина. Учитывая, что большая часть продукции предназначена для зарубежных рынков, замедление экономического роста во многих странах может еще больше подорвать производство говядины в Индии.
Рост импорта, скорее всего, замедлится почти на всех других азиатских рынках, поскольку начавшаяся рецессия ограничивает потребление в домохозяйствах со средним и низким уровнем дохода, в то время как карантинные меры и социальное дистанцирование снижают оборот ресторанов и уменьшают спрос на высококачественные мясные продукты.
Потребление говядины по странам в Азии
Китай (7,5 млн. тонн) продолжает оставаться крупнейшим рынком мяса крупного рогатого скота в Азии, на его долю приходится 35% от общего объема. Кроме того, потребление говядины в Китае превысило показатели, зафиксированные вторым по величине потребителем, Пакистаном (1,9 млн. тонн), в четыре раза. Индия (1,5 млн. тонн) занимает третье место по общему потреблению с долей 7,1%.
С 2009 по 2019 год среднегодовой темп роста потребления говядины в Китае составил + 1,5%. Пакистан имеет самый высокий рост (+ 3,2% в год), в то время как в Индии наблюдается снижение спроса (-2,8% в год).
В стоимостном выражении Китай (93,3 млрд долл) является безусловным лидером. Вторую позицию в рейтинге заняла Турция (7,5 млрд долларов), за которой следует Пакистан.
Странами с самыми высокими уровнями потребления говядины на душу населения в 2019 году были Узбекистан (29 кг на человека), Казахстан (27 кг на человека) и Южная Корея (14 кг на человека).
С 2009 по 2019 год наибольший рост был в Турции, в то время как потребление говядины на душу населения для других лидеров демонстрировало более скромные темпы роста.
Производство в Азии
В 2019 году производство мяса крупного рогатого скота в Азии незначительно увеличилось до 19 млн. тонн, увеличившись на 2% по сравнению с показателем предыдущего года. Общий объем производства увеличился в среднем на 1,7% с 2009 по 2019 год; тренда оставался неизменным, с небольшими колебаниями в течение анализируемого периода. Темпы роста оказались самыми быстрыми в 2010 году, когда объем производства увеличился на 3,8% в годовом исчислении. За рассматриваемый период производство достигло пикового объема в 2019 году и, вероятно, продолжит расти в ближайшем будущем. В целом положительная тенденция в отношении объема производства была в значительной степени обусловлена небольшим увеличением поголовья скота и относительно постоянными показателями выхода готовой продукции.
Производство по странам
Китай (6,5 млн. тонн) является крупнейшим производителем мяса крупного рогатого скота в регионе, на его долю приходится 34% от общего объема производства. Более того, производство говядины в Китае превысило показатели, зафиксированные вторым по величине производителем в Индии (2,6 млн. тонн), в два раза. Пакистан (2 млн. тонн) занимает третье место по объему производства с долей 11%.
В Китае производство говядины было относительно стабильным в течение последнего десятилетия. В остальных странах-производителях зафиксированы следующие среднегодовые темпы роста производства: Индия (+ 0,6% в год) и Пакистан (+ 3,4% в год).
Поголовье скота в Азии
В 2019 году количество животных, забитых для производства говядины в Азии, достигло 116 млн. голов, что примерно соответствует уровню 2018 году. В последнее десятилетие этот показатель рос со среднегодовым темпом + 1,1. Темпы роста оказались самыми высокими в 2010 году, когда поголовье увеличилось на 2,9% в годовом исчислении. За рассматриваемый период их численность достигла рекордного уровня в 2019 году и, как ожидается, сохранит рост в ближайшем будущем.
Экспорт говядины по странам
Индия доминирует в торговле говядиной, на ее долю приходится 1,1 млн. тонн, что составляло около 85% от общего азиатского экспорта в 2019 году. Гонконг (84 тыс. тонн) занимал 6,6% (в пересчете на тонны) в общем объеме экспорта, что ставит его на второе место, затем следует Пакистан (4,5%).
С 2009 по 2019 год среднегодовые темпы роста экспорта говядины из Индии составляли + 9,5%. В то же время Пакистан (+ 9,8%) и Гонконг (+ 8,1%) продемонстрировали сопоставимые темпы роста. Таким образом, Пакистан стал оказался быстрорастущим экспортером, экспортируемым в Азию, с CAGR + 9,8% по сравнению с 2009-2019 гг. В то время как позиция Индии (+51 п.п.) значительно усилилась, доли других стран оставались относительно стабильными в течение всего анализируемого периода.
В стоимостном выражении Индия (3,1 млрд долларов) остается крупнейшим поставщиком говядины в Азии, на которую приходится 77% всего экспорта. Вторую позицию в рейтинге заняла Гонконг (289 млн долл.) С долей 7,1% в общем объеме экспорта.
В Индии экспорт говядины увеличивался со среднегодовым темпом + 12,0% за период с 2009 по 2009 годы. Остальные страны-экспортеры зафиксировали следующие среднегодовые темпы роста экспорта: Гонконг (+ 10,9% в год) и Пакистан (+ 15,2% в год).
Экспортные цены по странам
Средние цены несколько варьировались среди основных стран-экспортеров. В 2019 году страной с самой высокой ценой был Пакистан (3815 долларов за тонну), в то время как Индия (2831 доллар за тонну) была одной из самых низких.
С 2009 по 2019 год наиболее заметные темпы роста цен были достигнуты Пакистаном, в то время как другие лидеры испытали более скромные темпы роста.
Импорт говядины в Азии
Согласно оценкам IndexBox, в стоимостном выражении импорт говядины в 2019 году сократился до 19,9 млрд долл. Однако в целом импорт значительно вырос за прошедшее десятилетие. Наиболее заметные темпы роста были зафиксированы в 2010 году, когда импорт увеличился на 22% в годовом исчислении. За отчетный период импорт достиг максимума в 21,3 млрд долларов в 2018 году.
Импорт по странам
С 2009 по 2019 год наибольший рост был в Китае, в то время как покупки для других лидеров демонстрировали более скромные темпы роста.
В стоимостном выражении крупнейшими рынками импорта говядины в Азии были Китай (5 млрд долларов), Япония (3,5 млрд долларов) и Южная Корея (2,9 млрд долларов) с совокупной долей 57% в общем импорте.
Импортные цены по странам
Импортная цена на говядину в Азии в 2019 году составила 5 039 долларов за тонну, увеличившись на 6,9% по сравнению с предыдущим годом. Цены заметно варьировались в зависимости от страны назначения; страной с самой высокой ценой был Тайвань (7 898 долл. США за тонну), в то время как Малайзия (3 172 долл. США за тонну) была одной из самых дешевых поставщиков.
С 2009 по 2019 год наиболее заметные темпы роста цен были достигнуты в Южной Корее, в то время как другие лидеры испытали более скромные темпы роста.
Обзор рынка мяса
ТОП-10 стран импортеров говядины
Включая свежую, охлажденную и замороженную говядину, мировые закупки импортной говядины в 2019 году составили 48,5 млрд долларов США.
Общая стоимость импорта говядины выросла на 11,5% для всех стран-импортеров с 2014 года, когда закупки говядины оценивались в 43,5 млрд долларов США. Из года в год импорт говядины по всему мире увеличился в цене на 14,9% с 2018 по 2019 год.
Лидером среди импортеров говядины стали США – 5,3 млрд долларов
На второй позиции оказался Китай, который импортировал говядину на 4,8 млрд долларов
Третью строчку рейтинга закрывает Япония – 3,5 млрд долларов
С континентальной точки зрения азиатские страны потребляли импортную говядину наивысшей стоимостью в долларах в 2019 году, при этом закупки оценивались в 21,3 миллиарда долларов. На втором месте европейские импортеры.
Среди вышеперечисленных стран наиболее быстрорастущими импортерами говядины с 2014 года были: Вьетнам (рост на 2 084%), Китай (рост на 272,1%), Южная Корея (рост на 60,9%).
В числе стран, которые сократили свои закупки импортной говядины, оказались Россия (снижение на 54%), Италия (снижение на 13,2%) и Великобритания (снижение на 5,4%).
Китай стал крупнейшим покупателем российского мяса
Крупнейшим покупателем российского мяса Украина стала после начала военного конфликта в Донбассе: до 2014 года она практически не закупала в России мясо и субпродукты, а в 2016 году, по данным Федеральной таможенной службы, на Украину были отгружены более 47 тыс. т мяса. Российская статистика могла фиксировать как экспорт на Украину поставки в два региона — непризнанные Луганскую и Донецкую народные республики, сообщали «Ведомости».
В январе—июне 2020 года Украина завезла из России 40,9 тыс. мяса, а КНР — почти в 2 раза больше — 79,9 тыс. т, следует из данных федерального центра «Агроэкспорт». Китай нарастил поставки по сравнению с прошлым годом сразу в 11 раз — год назад было лишь 7 тыс. т.
Российский экспорт вырос главным образом за счет увеличения поставок мяса птицы, отмечает руководитель исполкома Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин. У группы «Черкизово», крупнейшего производителя курятины, поставки за рубеж в первом полугодии выросли в натуральном выражении в 2,4 раза, сообщил руководитель управления экспорта торгового дома «Черкизово» Андрей Терехин, и ключевую роль тут сыграло открытие китайского рынка. Про впечатляющий рост экспорта мяса птицы говорит и представитель Россельхознадзора, тоже связывая этот скачок с увеличением поставок в Китай.
Почему вырос экспорт в Китай
Увеличение поставок — результат долгой и кропотливой работы российских чиновников по открытию китайского рынка для отечественных производителей мяса, поясняет Юшин. В январе этого года отечественные производители получили право и на экспорт в Китай не только птицы, но и охлажденной говядины. Переговоры об открытии страны для производителей свинины пока ведутся.
Протоколы, разрешающие взаимные поставки мяса птицы, Россия и КНР подписали еще в ноябре 2018-го. Соответствующие переговоры Россельхознадзор вел шесть лет: для этого необходимо было предоставить информацию о работе ветеринарных служб, оценивалась эпизоотическая ситуация в России, а китайские специалисты приезжали и проводили аудит предприятий, с которых планировалось начать экспортные поставки, напоминает Юшин.
Но даже подписание протоколов не было равносильно началу самих поставок — для этого отдельные предприятия должны были получить аттестацию. С ноября 2018 по апрель 2019 года российское мясо птицы в Китай не экспортировалось: первая партия поступила только в конце апреля. «Черкизово» начало поставки только с мая 2019 года, но для компании это была значительная часть экспорта за весь прошлый год. В прошлом году компания заключила несколько крупных контрактов с китайскими партнерами, в том числе на поставки популярных в Китае куриных лапок и крыльев для крупнейших розничных сетей и заведений общепита.
Список аттестованных предприятий расширялся постепенно. Если в начале 2019 года Китай официально подтвердил возможность поставок мяса птицы с 23 российских предприятий, то с тех пор их число почти удвоилось. Сейчас экспортировать продукцию в КНР могут около 40 предприятий, занимающихся переработкой птицы, в том числе такие крупные, как «Черкизово», «Приосколье» и «Белгранкорм».
Российские поставщики должны были еще и адаптировать свою продукцию под технологические требования китайских покупателей, напоминают в Национальной мясной ассоциации. Например, к куриным лапкам предъявляются такие же строгие требования, «как к сорту чугуна или стали», а куриные крылышки, которые покупают предприятия общепита, должны быть одинаковыми: чтобы получить эту продукцию, предприятия должны разводить соответствующую этим требованиям птицу.
В этом году Россия потенциально сможет поставить в Китай 150–200 тыс. т мяса птицы и субпродуктов, считает руководитель Центра отраслевой экспертизы Россельхозбанка Андрей Дальнов. Для Китая это пока не очень существенный объем, но для России такой объем важен: страна вышла на самообеспечение мясом птицы, потребление на внутреннем рынке не даст серьезного прироста для расширения производства, и дальнейшее развитие российского птицеводства невозможно без увеличения экспорта, указывает Юшин.
В апреле 2020-го в Китай начались также поставки говядины — первые 200 т отправил крупнейший отечественный производитель мяса «Мираторг». В агрохолдинге отказались от комментариев. Поставки российской говядины в Китай пока невелики: для экспорта аттестованы всего два предприятия, уточняют в Национальной мясной ассоциации.