старые слова о еде
Презентация к уроку Русского родного языка «Слова называющие то, что ели в старину»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Что ели на Руси?
Выполнила:
Подболотова Т.В.
учитель начальных классов
МОУ СШ №54
Г. Волгоград
Описание слайда:
Щи
Русские щи (старинное название шти) представляют собой горячее первое блюдо на основе квашеной или свежей капусты, которое готовилось с незапамятных времен на Руси и имеет многовековую историю. Менялись эпохи, власть, люди и обычаи, неизменным оставалось одно – горячие наваристые щи, иногда бедные или пустые (постные на основе грибов и овощей), иногда богатые (мясные или рыбные) на столе практически каждого русского человека. Их ели все от мала до велика: и цари, и крестьяне, щаной дух стоял и в бедных избушках, и в купеческих теремах, значение этого блюда в жизни русского человека было огромным, отсюда и большое число поговорок на эту тему: «Щи да каша – еда наша», «щи всему голова», «где щи, там и русских ищи».
Описание слайда:
Описание слайда:
Уха
Уха — традиционный русский суп. Ведь и щи первое время готовились именно на рыбном бульоне. Рецептов этого супа видимо-невидимо.
Описание слайда:
Похлёбка
Похлёбка — разновидность супа, представляющая собой лёгкий овощной отвар, называемый по имени основного компонента, например картофельная похлёбка, капустная похлёбка, щавелевая похлёбка. Сущность похлёбки состоит в том, чтобы получить суп, обладающий не изменённым вкусом главного компонента. Это не означает, что суп должен быть приготовлен исключительно из этого компонента, однако остальные овощи должны только оттенять его, вносить некоторые нюансы вкуса.
Описание слайда:
Описание слайда:
Старинное блюдо ТЮРЯ
Описание слайда:
Каша
На Руси каша испокон веков занимала важнейшее место в питании народа, являясь одним из основных блюд как бедных, так и богатых людей. Отсюда и русская пословица: «Каша – мать наша». К сожалению, на сегодняшний день многие из русских каш вышли из употребления, а часть из них и вовсе забыта. И напрасно, ведь эти каши были не только вкусны, но ещё и полезны, и более того помогали в лечении некоторых заболеваний.
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Калач
Белый пшеничный русский хлеб — старейший вид белого хлеба в России. Известны только две разновидности калачей: муромский и московский, из которых до наших дней сохранился лишь последний.
Описание слайда:
Коврижка
Коврижка — плоское и высокое пряничное изделие, состоящее из пластов толщиной не менее 3 см, прослоенных начинкой или без неё. Блюдо русской кухни. Слово «коврижка» происходит от «коврига», что означает цельный хлеб.
История коврижек и пряников на Руси начинается с 9 века, только тогда они назывались медовыми лепешками и изготавливались из муки, меда и ягодного сока.
Основные компоненты коврижки: мука, мёд, изюм, орехи, сахар.
Часто коврижка состоит из двух слоёв теста и слоя варенья либо повидла между ними. Верхний слой теста покрывается глазурью, приготовленной из сахарной пудры.
Благодаря содержанию мёда, коврижка долго не черствеет.
Часто эту выпечку называют постной, так как она разрешена к употреблению во время не слишком строгих дней поста, и при довольно скудном постном питании такая еда — настоящее лакомство.
Описание слайда:
Описание слайда:
Бу́блик — бараночное изделие в форме тора из пшеничного теста, как правило, более крупное по размеру, чем сушка или баранка, при этом более рыхлое, мягкое и со сравнительно коротким сроком хранения. Как и все бараночные изделия, изготовляется с предварительной ошпаркой перед выпечкой. В обварочный котёл для некоторых видов бубликов добавляют патоку.
Бублик
Описание слайда:
Ватрушка
Ватрушка — круглая, открытая сверху и защипанная только с краев пухлая русская лепешка, которая по классическому рецепту наполняется творогом, вареньем или несладкой начинкой. Древнеславянское сдобное изделие готовится либо из смеси пшеничной и ржаной муки, либо только из пшеничной муки высшего качества. При желании творог можно смешать с жареным луком и подать выпечку в качестве закуски. По старой традиции большую ватрушку делили на кусочки и раздавали за праздничным столом, а царские, или королевские, ватрушки выпекали в печи на свадьбы и крестины. Дрожжевое тесто для выпечки всегда легкое, некрутое, сдобное. Творог для начинки нужно хорошо отжать, добавить сахар и смешать с сырым яйцом или желтками, а перед выпечкой обмазать густой смесью из желтка и сливочного масла. Сдоба получается пышной, румяной и мягкой внутри.
Описание слайда:
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
От судачков Булгакова до страсбургских языков Золя: описания еды, от которых у вас потекут слюнки
20 октября отмечают Международный день повара, этот праздник был учрежден в 2004 году по инициативе Всемирной ассоциации кулинарных сообществ. Кулинария – одно из древнейших искусств. Согласно греческой мифологии, у бога врачевания Асклепия и его дочери Гигеи – хранительницы здоровья – была кухарка Кулина, которая покровительствовала поварскому искусству. От ее имени и образовано слово «кулинария». Как известно, великие писатели были не чужды ничему человеческому, многие из них очень любили вкусно поесть и смачно описывали еду в своих произведениях. «МИР 24» сделал подборку аппетитных описаний еды, которые так приятно перечитать перед обедом или ужином.
Михаил Афанасьевич Булгаков
«На разрисованных райскими цветами тарелках с черной широкой каймой лежала тонкими ломтиками нарезанная семга, маринованные угри. На тяжелой доске кусок сыра со слезой, и в серебряной кадушке, обложенной снегом, – икра. Меж тарелками несколько тоненьких рюмочек и три хрустальных графинчика с разноцветными водками. Все эти предметы помещались на маленьком мраморном столике, уютно присоединившемся к громадному резного дуба буфету, изрыгающему пучки стеклянного и серебряного света».
Клара Петерс, «Натюрморт с сырами, артишоком и вишнями»
Антон Павлович Чехов
« – Ах, виноват-с, Петр Николаич! Я буду тихо, – сказал секретарь и продолжал полушепотом: – Ну-с, а закусить, душа моя Григорий Саввич, тоже нужно умеючи. Надо знать, чем закусывать. Самая лучшая закуска, ежели желаете знать, селедка. Съели вы ее кусочек с лучком и с горчичным соусом, сейчас же, благодетель мой, пока еще чувствуете в животе искры, кушайте икру саму по себе или, ежели желаете, с лимончиком, потом простой редьки с солью, потом опять селедки, но всего лучше, благодетель, рыжики соленые, ежели их изрезать мелко, как икру, и, понимаете ли, с луком, с прованским маслом. объедение! Но налимья печенка – это трагедия!»
«Надворный советник Семен Петрович Подтыкин сел за стол, покрыл свою грудь салфеткой и, сгорая нетерпением, стал ожидать того момента, когда начнут подавать блины… Но вот, наконец, показалась кухарка с блинами… Семен Петрович, рискуя ожечь пальцы, схватил два верхних, самых горячих блина и аппетитно шлепнул их на свою тарелку. Блины были поджаристые, пористые, пухлые, как плечо купеческой дочки… Подтыкин приятно улыбнулся, икнул от восторга и облил их горячим маслом. Засим, как бы разжигая свой аппетит и наслаждаясь предвкушением, он медленно, с расстановкой обмазал их икрой. Места, на которые не попала икра, он облил сметаной… Оставалось теперь только есть, не правда ли? Но нет. Подтыкин взглянул на дела рук своих и не удовлетворился… Подумав немного, он положил на блины самый жирный кусок семги, кильку и сардинку, потом уж, млея и задыхаясь, свернул оба блина в трубку, с чувством выпил рюмку водки, крякнул, раскрыл рот…».
Зинаида Серебрякова, «Селедка и лимон»
Александр Дюма, из романа «Граф Монте-Кристо»
«Восхищение Франца все росло: ужин был сервирован с изысканной роскошью. Убедившись в этом важном обстоятельстве, он начал осматриваться. Столовая была не менее великолепна, чем гостиная, которую он только что покинул; она была вся из мрамора, с ценнейшими античными барельефами; в обоих концах продолговатой залы стояли прекрасные статуи с корзинами на головах. В корзинах пирамидами лежали самые редкостные плоды: сицилийские ананасы, малагские гранаты, балеарские апельсины, французские персики и тунисские финики. Ужин состоял из жареного фазана, окруженного корсиканскими дроздами, заливного кабаньего окорока, жареного козленка под соусом тартар, великолепного тюрбо и гигантского лангуста. Между большими блюдами стояли тарелки с закусками. Блюда были серебряные, тарелки из японского фарфора. Франц протирал глаза – ему казалось, что все это сон».
Эмиль Золя, из романа «Чрево Парижа»:
«На первом плане, у самого стекла витрины, выстроились в ряд горшочки с ломтиками жареной свинины, вперемежку с баночками горчицы. Над ними расположились окорока с вынутой костью, добродушные, круглорожие, желтые от сухарной корочки, с зеленым помпоном на верхушке. Затем следовали изысканные блюда: страсбургские языки, варенные в собственной коже, багровые и лоснящиеся, кроваво-красные, рядом с бледными сосисками и свиными ножками; потом – черные кровяные колбасы, смирнехонько свернувшиеся кольцами, – точь-в-точь как ужи; нафаршированные потрохами и сложенные попарно колбасы, так и пышущие здоровьем; копченые колбасы в фольге, смахивающие на спины певчих в парчовых стихарях; паштеты, еще совсем горячие, с крохотными флажками этикеток; толстые окорока, большие куски телятины и свинины в желе, прозрачном, как растопленный сахар. И еще там стояли широкие глиняные миски, где в озерах застывшего жира покоились куски мяса и фарша.
Между тарелками, между блюдами, на подстилке из голубых бумажных стружек, были разбросаны стеклянные банки с острыми соусами, с крепкими бульонами, с консервированными трюфелями, миски с гусиной печенкой, жестянки с тунцом и сардинами, отливающие муаром».
Луис Мелендес, «Натюрморт с колбасой и ветчиной»
Николай Васильевич Гоголь
«Чего же бы теперь, Афанасий Иванович, закусить? разве коржиков с салом, или пирожков с маком, или, может быть, рыжиков соленых? – Пожалуй, хоть и рыжиков или пирожков, – отвечал Афанасий Иванович, и на столе вдруг являлась скатерть с пирожками и рыжиками. За час до обеда Афанасий Иванович закушивал снова, выпивал старинную серебряную чарку водки, заедал грибками, разными сушеными рыбками и прочим. Обедать садились в двенадцать часов. Кроме блюд и соусников, на столе стояло множество горшочков с замазанными крышками, чтобы не могло выдохнуться какое-нибудь аппетитное изделие старинной вкусной кухни».
« – Да кулебяку сделай на четыре угла. В один угол положи ты мне осетра да вязигу, в другой запусти гречневой кашицы, да грибочков с лучком, да молок сладких, да мозгов, да еще чего знаешь там эдакого… Да чтобы с одного боку она, понимаешь – зарумянилась бы, а с другого пусти ее полегче. Да исподку-то, исподку-то пропеки ее так, чтобы рассыпалась, чтобы ее всю проняло, знаешь, соком, чтобы и не услышал во рту – как снег бы растаяла… Да сделай ты мне свиной сычуг. Положи в середку кусочек льду, чтобы он взбухнул хорошенько. Да чтобы к осетру обкладка, гарнир-то, гарнир-то чтобы был побогаче! Обложи его раками, да поджаренной маленькой рыбкой, да проложи фаршецом из снеточков, да подвась мелкой сечки, хренку, да груздочков, да репушки, да морковки, да бобков, да нет ли там еще какого коренья. »
Густав Кайботт, «Натюрморт с устрицами»
Александр Сергеевич Пушкин
«Вошел и пробка в потолок,
Вина кометы брызнул ток;
Пред ним roast-beef окровавленный,
И трюфели, роскошь юных лет,
Французской кухни лучший цвет.
И Страсбурга пирог нетленный.
Меж сыром лимбургским живым
И ананасом золотым…».
«Что устрицы? Пришли! О радость!
Летит обжорливая младость
Глотать из раковин морских
Затворниц жирных и живых,
Слегка обрызгнутых лимоном.
Шум, споры – легкое вино
Из погребов принесено
На стол услужливым Отоном;
Часы летят, а грозный счет
Меж тем невидимо растет».
Клара Петерс, «Накрытый стол»
Михаил Александрович Шолохов, из романа «Поднятая целина»:
«…То снилось ему, будто ест он вареную баранью требушку, то сворачивает рубкой и, обмакнув в каймак, отправляет в рот огромный ноздреватый блин, то – спеша и обжигаясь, без устали хлебает он наваристую лапшу с гусиными потрохами…»
«Вареники со сметаной – тоже святая еда, лучше любого причастия, особливо когда их, милушек моих, положат тебе в тарелку побольше, да ишо раз побольше, этак горкой, да опосля нежно потрясут эту тарелку, чтобы сметана до дна прошла, чтобы каждый вареник в ней с ног до головы обвалялся. А ишо милее, когда тебе не в тарелку будут эти варенички класть, а в какую-нибудь глубокую посудину, чтобы было где ложке разгуляться».
Иван Сергеевич Шмелев, из романа «Лето господне»
«В передней стоят миски с желтыми солеными огурцами, с воткнутыми в них зонтичками укропа, и с рубленой капустой, кислой, густо посыпанной анисом, – такая прелесть. Я хватаю щепотками, – как хрустит! И даю себе слово не скоромиться во весь пост. Зачем скоромное, которое губит душу, если и без того все вкусно? Будут варить компот, делать картофельные котлеты с черносливом и шепталой, горох, маковый хлеб с красивыми завитушками из сахарного мака, розовые баранки, «кресты» на Крестопоклонной. мороженая клюква с сахаром, заливные орехи, засахаренный миндаль, горох моченый, бублики и сайки, изюм кувшинный, пастила рябиновая, постный сахар – лимонный, малиновый, с апельсинчиками внутри, халва. А жареная гречневая каша с луком, запить кваском! А постные пирожки с груздями, а гречневые блины с луком по субботам. а кутья с мармеладом в первую субботу, какое-то «коливо»! А миндальное молоко с белым киселем, а киселек клюквенный с ванилью, а великая кулебяка на Благовещение, с вязигой, с осетринкой! А калья, необыкновенная калья, с кусочками голубой икры, с маринованными огурчиками. а моченые яблоки по воскресеньям, а талая, сладкая-сладкая «рязань». а «грешники», с конопляным маслом, с хрустящей корочкой, с теплою пустотой внутри. »
Хосе Агустин Арриета
Чарльз Диккенс, из повести «Рождественская песнь в прозе»
«Появление гуся произвело невообразимую суматоху. Можно было подумать, что эта домашняя птица такой феномен, по сравнению с которым черный лебедь самое заурядное явление. А впрочем, в этом бедном жилище гусь и впрямь был диковинкой. Миссис Крэтчит подогрела подливку (приготовленную заранее в маленькой кастрюльке), пока она не зашипела. Юный Питер с нечеловеческой энергией принялся разминать картофель. Мисс Белинда добавила сахару в яблочный соус. Марта обтерла горячие тарелки. Боб усадил Малютку Тима в уголку, рядом с собой, а Крэтчиты младшие расставили для всех стулья, не забыв при этом и себя, и застыли у стола на сторожевых постах, закупорив себе ложками рты, дабы не попросить кусочек гуся, прежде чем до них дойдет черед.
«И вот появляется миссис Крэтчит – раскрасневшаяся, запыхавшаяся, но с горделивой улыбкой на лице и с пудингом на блюде, – таким необычайно твердым и крепким, что он более всего похож на рябое пушечное ядро. Пудинг охвачен со всех сторон пламенем от горящего рома и украшен рождественской веткой остролиста, воткнутой в самую его верхушку».
Официальный сайт села Беговатово
Устаревшие предметы и слова
Автор: admin от 5-02-2017, 17:10, посмотрело: 15 326
За многие десятилетия изменился крестьянский быт. Из обихода исчезли многие предметы, поэтому из нашей речи вместе с ними ушли или уходят слова. Порой для молодого поколения значения таких слов совсем не знакомо, а какие предметы ими называли, не знают.
Приглашаем всех заглянуть в прошлое.
Косоворотка – мужская рубашка на выпуск, со стоячим воротом. Разрез для горловины сбоку. Сейчас их можно встретить у исполнителей в фольклорных ансамблях.
Онучи – длинная широкая полоска ткани для обмотки ног вместо носок.
Лапти – плетеная обувь из лыка липы. Сейчас можно встретить как сувенир.
Кушак – пояс, обычно широкий, матерчатый. Им подпоясывали косоворотку.
Картуз – мужской головной убор с жестким козырьком.
Треух – меховая шапка с ушами с меховой опушкой.
Зипун – крестьянская одежда из грубого толстого сукна обычно без ворота.
Капот – женская домашняя одежда свободного покроя.
Армяк – крестьянский кафтан, неотрезной в талии, с прямой спиной, без сборок. Шили из грубой шерсти или толстого сукна. Запахивали поясом. Воротник был широким и откидывался на плечи.
Понева – юбка женская шерстяная запашная из трех полотнищ, скрепленная на талии пояском, низ украшали вышивкой.
Полати – в старину это слово означало то место, где спали члены семьи. Полати делали из досок, их приколачивали между печкой и стеной под потолком.
Дерюжка – грубая ткань из толстой льняной ткани. Она заменяла подстилку на печи и легкое одеяло.
Клеть – кладовая при избе или отдельная постройка.
Торба – мешок, сума из грубой толстой ткани. Брали в дорогу.
Овин – строение для сушки снопов перед молотьбой.
Сноп – связка срезанных стеблей с колосьями хлебных или других злаков.
Стог – большая высокая и округлая или с прямыми сторонами куча плотно уложенного сена, соломы или снопов.
Гумно – площадка для молотьбы зерновых культур. Обмолачивали зерно вручную и цепами. В советское время площадку называли током.
Холст – льняная ткань.
Рядно – толстый холст домашнего изготовления.
Бадья – широкое низкое ведро из кожи, дерева, железа.
Жбан – глиняный кувшин с крышкой. Хорошо сохранял прохладу молока и кваса.
Ушат – небольшая деревянная кадка с ушами.
Шайка – низкое и широкое деревянное ведро с ручками. Использовалось в банях.
Сусек – отсек для хранения зерна в амбаре или кладовке.
Калда – кормушка для скота приделанная к хлеву.
Козлы – деревянная подставка из бруса на ножках, сбитых крестовиной. На них пилят дрова.
Челядь – при крепостном праве дворовые слуги помещика.
Длань – рука, ладонь.
Словарь устаревших слов и предметов быта русской старины
устаревших слов и предметов быта русской старины
Бадья – деревянная емкость для подъема воды из колодца или реки в виде ведра.
Божница (божничка) – полочка для икон.
Бурак – цилиндрический сосуд из бересты с крышкой.
Валёк – плоский, закругленный деревянный брусок с ручкой для выколачивания белья при полоскании.
Ватольница – одеяло из домотканой льняной ткани, сшитое из двух – трех полос.
Веретено (веретешко) – липовая или березовая палочка, один конец тупой и широкий, другой острый. На него пряли пряжу.
Вертушка – дверной запор, планочка на гвозде
Голик – березовый веник, без листьев.
Горшевик – тряпка, которой прихватывали горячие чугунки, горшки из печи.
Грядка – полка на кухне для посуды, состояла из трех досок.
Гусятница – посуда для тушения в печи птицы.
Деревцо – деревянная колодка для изготовления лаптей.
Жаровня – посуда из глины овальной формы для тушения картошки в русской печи.
Задергушка – короткая штора на окне.
Запон – фартук из льняного полотна.
Зыбка – колыбель для младенца. Подвешивалась на веревке за очеп, который вставлялся в прикрученное к потолку кольцу.
Кадка – емкость для заготовки впрок солений, квашений, мочений, использовалась также для кваса, воды, для хранения муки, крупы.
Квашня – деревянная посуда для заквашивания теста. Изготавливалась из липы, осины, дуба. Она могла быть выдолблена из цельного куска дерева или быть бондарной, т.е. составленной из дощечек – клепок, плотно пригнанных друг к другу и перетянутых обручами из дерева или железа.
Конек – деревянная вешалка.
Коромысло – планка дугообразной формы с крючками на концах, для ношения воды в ведрах.
Короб – емкость для хранения и перевозки вещей и предметов. Изготавливался из гнутого осинового, липового луба в виде высокого цилиндра с навесной деревянной или надевающейся сверху крышкой или прямоугольного ящика с закругленными углами, с навесной плоской или выпуклой крышкой.
Корчага – большой сосуд из глины с зауженным верхом. В нем готовили квас, и другие напитки.
Кошель – дорожная заплечная емкость для переноса продуктов, плетеная из полос бересты, реже лыка в технике косого, изредка прямого плетения. Кошель имеет упрощенную прямоугольную форму, закрывается треугольным клапаном. Кошель был незаменим во время сенокосной страды, на рыбном и охотничьем промысле, в дальней дороге.
Корыто – деревянная емкость для стирки белья.
Кринка (крынка) – глиняный сосуд для хранения и подачи молока на стол. Характерной особенностью кринки является высокое, довольно широкое горло, плавно переходящее в округлое тулово. Форма горла, его диаметр и высота рассчитаны на обхват рукой. Молоко в таком сосуде дольше сохраняет свежесть, а при прокисании дает толстый слой сметаны, который удобно снимать ложкой.
Красна ( кросны ) – ткацкий станок.
Лапти – низкая обувь, сплетённая из лыка, берёсты и даже из кожаных ремешков.
Лохань (лоханка) – емкость для стирки белья, мытья посуды, умывания, изготавливалась из древесины ели, сосны бондарным способом. Выбор этих пород для клепок объяснялся их легкостью и влагостойкостью. Отличием лохани были низкие борта и широкое круглое или овальное дно. Они изготавливались с ножками или без ножек, но всегда с двумя рукоятками – «ушками».
Лукошко – круглый короб для сбора ягод.
Малёнка – долбленая липовая кадушка для хранения муки.
Наберушка – небольшая корзинка из лыка для сбора ягод.
Пестерь – дорожная заплечная емкость для переноса продуктов, сбора ягод, грибов и т.д., плетенная из бересты или лыка. По форме пестерь близок к кошелю.
Плетенка – плетеная чашка для теста.
Плица ( пличка ) – деревянный совок для муки или зерна.
Половик – тканое полотно, застилающее поверхность пола в проходах избы.
Помело – метла, для подметания в печи, чтобы очистить его от угля или золы перед посадкой хлеба в печь.
Рогожа – половик, сотканный из узких полосок мочала.
Рубель – деревянный плоский вытянутый брусок с округлой рукоятью. На ее внутренней стороне делали поперечные рубцы. Рубель использовали для разглаживания (прокатывания) после стирки, высушенной одежды.
Рукомойник – висячий сосуд для умывания с носиком, как у чайника, нагибаемый при умывании.
Рукотерник (рукотёр) – полотенце.
Самовар – прибор для кипячения воды и приготовления пищи, делался всегда металлическим, обычно из латуни и меди (в редких случаях из серебра, стали, чугуна) и зачастую никелировался.
Светец – приспособление для держания горящей лучины. Светцы имели разнообразную форму и величину. Простейший светец представлял собой согнутый под прямым углом стержень из кованого железа, на одном конце которого имелась развилка с тремя-четырьмя рожками, а на другом – пятник (острие). Такой светец втыкали острием в щель бревенчатой стены, а между рожками вставляли лучину. Для падающих угольков под светец ставили корыто с водой.
Сельница – деревянный лоток, на который сеют муку и раскатывают тесто.
Сито (решето) – приспособление для просеивания муки. Состоит из обода (обечайка) с сетчатым дном. Обечайка изготовлялась из осины или луба, сшивалась лыком. Сетка ткалась из конского волоса, с очень мелкими ячейками.
Скамейка – деревянное переносное сидение.
Сундук – (от араб. сандук) большая емкость с навесной на петлях крышкой, использовавшаяся для хранения различных предметов одежды и домашнего обихода.
Туесок – домашняя посуда для хранения сыпучих продуктов. Изготавливалась из бересты.
Тряпица – пеленка для младенца.
Ухват – устройство для передвигания горшков и чугунков в печи. Представляет из себя деревянную рукоять с металлической душкой, на которой два закругленных рожка.
Ушат – кадка с двумя ушами на верхнем срезе, в отверстия которых продевается палка для подъема, ношения. Служит для переноса воды, хранения продуктов, соления мяса и сала.
Ходульки – приспособление для обучения ходьбе ребенка. Делались в форме скрепленных крест-накрест прямоугольных деревянных рамок на колесиках или в виде тележки.
Чёсанки – валенки с галошами.
Чугунок – сосуд из чугуна для приготовления пищи в печи.