спасти нельзя выбросить россияне против излишков еды
Спасти нельзя выбросить россияне против излишков еды
Ассоциация волонтерских центров запись закреплена
Спасти нельзя выбросить: россияне против излишков еды
По оценкам НИУ ВШЭ, в России в мусорных контейнерах ежегодно оказывается 17 млн тонн продуктов питания. Их спасение помогло бы прокормить 30 млн человек, но готовы ли россияне делиться едой вместо того, чтобы выносить ее на свалку?
Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ изучил, как жители России относятся к выбрасыванию продуктов питания, какие практики по спасению излишков еды используют и расположены ли к фудшерингу – движению по бесплатной передаче еды тем, кто в ней нуждается.
Всероссийский репрезентативный опрос двух тысяч человек в возрасте 18 лет и старше показал: с ситуацией, когда приходится что-то решать с лишними продуктами, сталкивается большинство населения. В случае с «плохой» едой, то есть с истекшим сроком годности, проблема не стоит лишь перед 13%, в случае с «хорошей» (не просроченной, но ставшей не нужной) – перед 23%.
С итогами исследования можно ознакомиться на графиках.
1-й график: Что, по-Вашему, нужно сделать для того, чтобы пригодные к еде продукты не выбрасывались на помойку?
2-й график: Что Вы обычно делаете с продуктами питания хорошего качества, когда понимаете, что они Вам больше не нужны?
3-й график: Как часто Вы или члены Вашей семьи обычно выбрасывают продукты питания? (% от опрошенных)
Спасти нельзя выбросить россияне против излишков еды
Спасти нельзя выбросить: россияне против излишков еды
По оценкам НИУ ВШЭ, в России в мусорных контейнерах ежегодно оказывается 17 млн тонн продуктов питания. Их спасение помогло бы прокормить 30 млн человек, но готовы ли россияне делиться едой вместо того, чтобы выносить ее на свалку?
Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ изучил, как жители России относятся к выбрасыванию продуктов питания, какие практики по спасению излишков еды используют и расположены ли к фудшерингу – движению по бесплатной передаче еды тем, кто в ней нуждается.
Всероссийский репрезентативный опрос двух тысяч человек в возрасте 18 лет и старше показал: с ситуацией, когда приходится что-то решать с лишними продуктами, сталкивается большинство населения. В случае с «плохой» едой, то есть с истекшим сроком годности, проблема не стоит лишь перед 13%, в случае с «хорошей» (не просроченной, но ставшей не нужной) – перед 23%.
С итогами исследования можно ознакомиться на графиках.
1-й график: Что, по-Вашему, нужно сделать для того, чтобы пригодные к еде продукты не выбрасывались на помойку?
2-й график: Что Вы обычно делаете с продуктами питания хорошего качества, когда понимаете, что они Вам больше не нужны?
3-й график: Как часто Вы или члены Вашей семьи обычно выбрасывают продукты питания? (% от опрошенных)
Союз спасения: как фудшеринг борется с голодом и свалками
Россияне в среднем выбрасывают 33 кг еды в год. Спасти полигоны от органики помогут разумное потребление и привычка делиться с ближним.
Закупаться впрок — любимая привычка россиян, хотя справиться со всеми продуктами семьям не удается. В результате на свалках ежегодно оказываются тонны испортившейся еды. Это не только неэтично, но и вредит окружающей среде. Выходом из ситуации мог бы стать фудшеринг. И пока горожане охотно делятся едой друг с другом, бизнесу приходится труднее — сбыть портящиеся продукты мешают административные барьеры.
Математика бедности
Люди ежегодно выбрасывают около 17% продовольствия, производимого в мире. К таким неутешительным выводам пришли эксперты из Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП) в марте 2021 года. С пластиком, покрышками и другими отходами соседствует более 930 млн тонн продуктов. Основной источник беды — домохозяйства: семьи выбрасывают 11% продовольствия. Следом идут рестораны и торговые сети — 5% и 2% соответственно. Так разбит довод скептиков, что во всех бедах виноват бизнес.
Как следует из отчета, на РФ приходится 4,8 млн тонн утраченных продуктов. Каждый житель в среднем выбрасывает на помойку более 33 кг еды в год. В ЮНЕП уточнили, что степень достоверности российских данных — «средняя». На самом деле масштабы трагедии могут быть больше.
И все же страна не относится к продовольственным аутсайдерам — куда больше грешат соседи. Так, каждый гражданин Белоруссии выбрасывает 68 кг, а Украины — 76. Антилидером в Восточной Европе считается Венгрия, где на помойки уходит 94 кг продовольствия.
Может ли человечество позволить себе такие убытки — вопрос скорее этический, чем экономический. Сегодня голодают 270 млн человек — этот показатель увеличился вдвое за пандемию, заявил директор Всемирной продовольственной программы ООН Дэвид Бизли. В ближайшие месяцы ситуация будет катастрофической, уверен эксперт. Не зря в минувшем году организацию объявили лауреатом Нобелевской премии мира.
«В странах первого мира подавляющее большинство населения превратилось в так называемый средний класс. Хотя и раньше были супербогатые и супербедные, но в целом тенденция была такова, что мы идем к исключению голода из нашей практики. Сейчас социальная дистанция снова разбегается, — доцент факультета международных отношений СПбГУ Дмитрий Ланко. — В тех же Соединенных штатах Америки пятьдесят самых богатых людей владеют таким же количеством денег, сколько беднейшая половина населения страны. Увеличивается социальная дистанция и в Старом Свете, ну а в странах третьего мира она никуда не делась».
Тележка с отходами
Как сообщили в ЮНЕП, примерно 10% парниковых газов приходится на продовольственные отходы. Их сокращение — цель устойчивого развития, заявленная ООН.
«На свалках нет подходящих условий для быстрого разложения мусора. Выбрасывая еду, мы провоцируем накопление большого количества метана в атмосфере. Он — одна из причин глобального потепления, — объяснила экоблогер, экожурналист Анна Тятте.
Универсальная рекомендация потребителям — не закупаться впрок, не заполнять корзинку и тележку до отвала. По данным крупнейшего российского аналитического центра, чаще всего на свалке оказываются хлебобулочные, макаронные изделия и мука — на эту категорию приходится 62% пищевых отходов. Следом идут картофель (15%) и молочные продукты (5%). При следующем походе в магазин стоит подумать, успеют ли домочадцы съесть лишнюю буханку или выпить йогурт до истечения срока годности.
«Исследования подтверждают, что на количество купленного влияют размеры тележек — в последние годы они увеличиваются, и это стандартный маркетинговый ход. У нас внутренняя потребность заполнять пустые пространства. Если я иду в магазин и знаю, что нужен только хлеб и сыр, я не беру с собой корзинку. Так не будет соблазна закинуть другие продукты», — рассказала Тятте.
По той же логике растут и объемы холодильников, что вынуждает потребителей тратиться на лишние продукты. По мнению эксперта, с привычкой стоит бороться — выручат, например, пустые контейнеры, чтобы заставить полки и создавать видимость заполненности.
«Важно отслеживать, сколько испорченных продуктов вы выбрасываете за неделю. Мы живем в большом городе, всегда есть возможность что-то докупить. Стоит помнить и о доставке — само по себе осознание такой опции убережет от лишних трат. Хотя ею я пользоваться не рекомендую из-за лишней упаковки и пластика», — добавила экоблогер.
Если человек все же закупил больше положенного, а срок годности товаров подходит к концу, на помощь придут вермикомпостеры — довольно редкая и трудоемкая практика, а также легкий для освоения фудшеринг.
Звенья пищевой цепи
Петербурженка Яра пять лет назад узнала о практике делиться продуктами. Тогда она выступала как «спасатель» — в этой роли человек откликается на объявление других горожан, которые хотят сбыть ненужное продовольствие.
«У меня было очень мало денег на еду, и я нуждалась в „спасенных“ продуктах. В последние годы я чаще практикую роль дарителя, поскольку финансовое положение более-менее выровнялось, и проблема „как не дать продукту испортиться“ стала актуальнее, чем „где бы достать еды“, — рассказала Яра. — Я не люблю, когда приходится ее выбрасывать. Это труд множества людей: как минимум тех, кто ее вырастил, как максимум — мой личный, если я это приготовила. А промежуточными звеньями в этой цепи выступают поставщики, логисты, мойщики, упаковщики, продавцы… Да кто угодно. И столько затрат ради того, чтобы товар попал на свалку? Сердце разрывается, когда близкие выбрасывают пригодные в пищу продукты».
Яра регулярно рассказывает знакомым о фудшеринге. Так растет число россиян, которые — осознанно или нет — спасают планету от лишних отходов. В самой популярной группе в соцсетях, где жители обеих столиц «дарят» и «спасают» еду за счет объявлений, собралось более 73 тыс. человек.
«Любой может сфотографировать продукты, которые хочет отдать, и разместить на стене сообщества. Сегодня, например, я так сделала, — рассказала экожурналист Анна Тятте. — В первые двадцать минут мне написали около двадцати человек: „Давайте я заберу, куда приехать?“ К сожалению, приходится даже многим отказывать».
Объявления размещают и представители бизнеса. Так, владельцы пекарен раздают «вчерашнюю» продукцию, которую продать не получится, а выбросить на свалку — жаль. Желающие находятся за считанные минуты. Труднее присоединиться к фудшерингу магазинам и гипермаркетам.
Российский закон устроен таким образом, что ритейлерам дешевле утилизировать продукты, чем отдавать их нуждающимся. В последнем случае налоговая нагрузка составляет до 40% цены товара. В начале 2020 года в Госдуме предложили облегчить жизнь предпринимателям, но инициатива не продвинулась дальше дискуссий. Запрещено магазинам и реализовывать вполне съедобные фрукты, овощи с повреждениями. В итоге на прилавки не поставить, а поделиться — не дозволено. Выход один — свалка.
Остается надеяться, что подсчеты ООН о выброшенных продуктах привлекут внимание депутатов к проблеме. «Необходимо снимать барьеры для бизнеса. И людям сделаете хорошо, и планету спасете», — резюмировала эксперт Анна Тятте.
Никита Строгов
«Росбалт» представляет проект «О мусоре — начистоту!», призванный напомнить, что проблема грамотной утилизации отходов касается любого из нас, и каждый может внести свой вклад в ее решение. И от того, какие ответы мы найдем сегодня, будет зависеть качество нашей жизни завтра.
«Благотворительность — основная мотивация отдавать еду»: как в России развивают фудшеринг
Фудшеринг — один из способов борьбы с пищевыми отходами, главная задача которого — не дать еде пропасть. Движение зародилось в Германии не так давно, но уже набрало популярность по всему миру. Рассказываем, как это работает сейчас в России.
Проект «Фудшеринг Россия» и группа в соцсетях «Фудшеринг «Отдам даром еду» появились пять лет назад параллельно и независимо друг от друга. Суть движения — спасти продукты и снизить количество биологических отходов, наносящих вред экологии. В России не умеют перерабатывать пищевые остатки, поэтому фудшеринг особенно актуален. Проект нацелен на организации, у которых есть нераспроданные продукты. Например, доставки продуктов, в которых выкидывают фрукты с небольшими пятнами или вмятинами. Чаще всего нам отдают готовую еду, овощи и выпечку. Реже — сладости, полуфабрикаты и молочные продукты.
В Москве и Петербурге фудшеринг-сообщества наиболее активны, но есть и небольшие города, где движение хорошо развивается. Мы с каждым заведением договариваемся индивидуально: каждому ресторану удобно отдавать еду в своем собственном графике и в разном количестве. Обычно к нам обращаются пекарни, рынки и небольшие магазины. У ресторанов остается еда, только если они работают в формате столовой — готовят все блюда в определенном количестве заранее. Часто о ненужной еде сообщают за полчаса до закрытия, поэтому волонтер должен жить недалеко от заведения.
Если раньше волонтеру нужно было строго выполнять обещание забрать еду из заведения, то сейчас в связи с пандемией мы относимся к отказам с пониманием. Кто‑то готов помогать, но продуктов стало меньше, а многие пекарни и кафе закрылись.
Директор по маркетингу и коммуникациям сети кафе Prime
Каждый день на витрине нашей сети остаются непроданные продукты, которые нужно списывать. Мы готовим ежедневно, и сроки годности блюд ограничены — всего 18–24 часа. Уже несколько лет мы передаем еду в организации «Справедливая помощь Доктора Лизы» и «Фонд продовольствия «Русь».
Обычно срок годности позволяет подопечным получить и съесть продукты вечером того же дня. За последние полгода мы накормили около 4000 семей, ежедневно передавая еду из десяти точек в фонды.
Почему в России ежегодно выбрасывают тонны еды, как покупать меньше продуктов и что приготовить из скисшего молока или хлебных крошек
27 и 28 июля на гастрономическом фестивале «О, да! Еда!» в Приморском парке Победы компания МТС собирает комьюнити неравнодушных людей. Еда — это то, с чего можно начать путь к изменению своего образа жизни и мира вокруг себя к лучшему.
МТС предложит гостям фестиваля узнать больше об этой теме. Например, что делать с органическим отходами, какие есть альтернативы одноразовым предметам и какому виду пластика лучше отдать предпочтение, если всё же приходится его покупать. В специальном лектории МТС гости фестиваля смогут вдохновиться выступлениями создателей и идеологов эко-движений Петербурга.
Почему продукты выбрасываются на всех стадиях производства, зачем составлять список покупок еды на неделю, каким образом службы доставки влияют на экологию и что можно приготовить из апельсиновой цедры, остывшего кофе или рыбьих голов?
Эксперт московского Отделения Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН, петербургский повар и фуд-активистка рассказали «Бумаге» об осознанном потреблении еды и о том, почему считают его необходимой мерой.
Катерина Антоневич
Эксперт отделения продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН для связи с РФ
— Потери еды происходят на всех этапах: при посадке семян, сборе урожая, его хранении и транспортировке, при доставке на склады магазинов и рынков, на витринах, ну и, наконец, в наших холодильниках и на тарелках.
Фермер может потерять часть урожая в поле из-за неправильного ухода, погодных условий, болезни, отсутствия необходимой техники или инструментов для уборки урожая. Если условия хранения не соблюдены, расфасованное зерно может, например, сгнить в мешках или оказаться съеденным грызунами. Во время транспортировки урожая потери могут быть связаны как с физической инфраструктурой — плохими дорогами, дальними расстояниями до складов или перерабатывающих заводов — так и с простоями на границе, к примеру, из-за отсутствия необходимых документов или сложности в их оформлении.
Немалая часть продовольствия может быть потеряна на этапе переработки. В ход идет не всё сырье — часть выбрасывается, хотя можно диверсифицировать бизнес, сократить издержки и увеличить доход.
Так, например, в Нидерландах существует целый завод по производству соусов, супов, приправ из продуктов, которые имеют «нетоварный» вид и, грубо говоря, не «доживут» до завтра. В Венгрии студенты решили заняться переработкой фруктов и овощей, которые остались после сбора урожая на поле, в соки и смузи. Обычно на поле остаются продукты «нетоварного» вида или неправильной формы, хотя эти параметры нисколько не влияют на питательную ценность и вкус.
Пропадают и те продукты, которые мы покупаем, но не доедаем, не знаем, как готовить или правильно хранить. Можно представить, что вы вышли из магазина с тремя пакетами продуктов, но пока дошли домой, у вас осталось только два пакета. Вы потеряли не только продукты, но и собственные деньги. А главное, ресурсы на производство этих продуктов были затрачены зря. Пищевые отходы и продовольственные потери генерируют невероятное количество парниковых газов, 8 % всех выбросов — это еда, которую мы не съели, а выкинули.
Чем позже по производственно-сбытовой цепи теряется продукт, тем серьезнее экологические последствия, говорится в докладе ФАО, поскольку на его производство требовались дополнительные затраты на переработку, транспортировку, хранение и приготовление.
Для понимания масштабов: общий объем воды, затраченной на производство выбрасываемого продовольствия каждый год в мире, сравним с объемом ежегодного потока реки Волги. Помимо этого, прямые экономические потери от пищевых отходов (исключая рыбу и морепродукты) доходят до 750 миллиардов долларов США ежегодно.
Всё прогрессивное общество озадачено сокращением углеродного следа и целями устойчивого развития, к достижению которых к 2030 году стремится весь мир: «зеленой» экономикой, экономикой замкнутого цикла. Корпорации пересматривают свои стратегии развития и отношение к ресурсам, к потребителям. Австралия, Дания, Нидерланды, Франция, Япония, Южная Корея решают проблему потерь на государственном уровне. Ретейлеры по всему миру придумывают креативные стратегии, как приучить покупателей к «некрасивым» овощам и фруктам.
В России разговоры о целях устойчивого развития только начинают появляться на повестке дня. Для того чтобы сравнивать наши потери с потерями в других странах, должна быть статистика. Учет, выявление причин, образовательная работа с покупателями. Причина нерационального использования продуктов питания заключается в отсутствии информации и налаженной сети контактов. В России пока нет органа власти, ответственного министерства или департамента, стимулирующего исследование проблемы и создание законодательства, регулирующего этот вопрос.
В нашей стране у проблемы пищевых потерь и отходов маленький медийный охват — но он имеет большой потенциал. Мы, к счастью, уже задумались о проблеме пластика, о следе, который оставляет пластик после себя. Пора задуматься и о пищевых потерях и отходах. И это не про то, как недоеденный вами бургер или салат смогут прокормить голодающих людей (количество которых, кстати, растет во всем мире и достигло уже 821 миллионов). Задуматься нужно об устойчивости, ответственном потреблении и эффективности использования доступных (пока) ресурсов.
К сожалению, непонятно, кто должен проявлять экологическую инициативу: бизнес — через механизмы лоббирования профсоюзов, объясняя необходимость изменений в законодательстве — или покупатель — требуя более ответственного отношения от производителей и ретейла. Например, огромная благотворительная организация — фонд продовольствия «Русь» — работает со многими ретейлерами, ресторанами. Но проблема в том, что продукты, которые отдаются на благотворительность, облагаются налогом. Сейчас удобнее и экономически выгоднее утилизировать продукт, чем отдать его на вторичное использование. Экспертная группа уже работает над продвижением инициативы изменения законодательства, чтобы упростить налогообложение продуктов, которые отправляют на благотворительность.
Проанализировать собственные потери еды вы можете самостоятельно, понаблюдав за своими привычками, остатками на тарелке и холодильником. Улучшение условий сервиса питания, кстати, влияет на потери, но достаточно косвенно и немногочисленно. Доставка еды увеличивает «углеродный след» цепочки «от поля до тарелки». Раньше мы ходили в магазин пешком, а сейчас нам привозит еду грузовик.
Сохранить продовольствие можно, только изменив подход ко всей цепочке, к продовольственной системе. Мы должны научиться перераспределять уже произведенную, но не съеденную еду — производить новые продукты (например, супы из овощей «нетоварного» вида) или отдавать уже готовые, но не проданные блюда банкам еды. Менее привлекательный, но эффективный вариант — использовать пищевые отходы в качестве корма для животных. Во многих странах мира граждане платят за свой углеродный след: в Южной Корее, например, горожане оплачивают количество пищевых отходов, которые выбрасывают, — это мотивирует их к более ответственному потреблению.
Наука не стоит на месте. Для того чтобы продлить жизнь продуктов на полке в магазине и в холодильнике, ученые разрабатывают технологии сохранения продовольствия во время транспортировки, инновации в упаковке и хранении продуктов. Но, в конце концов, это наша с вами задача — решить, где поставить правильный знак препинания во фразе «доесть нельзя выбрасывать».