согласно теории дарвина обтекаемую форму тела у рыб можно объяснить
Учение Ламарка и Дарвина
Ламаркизм
В начале XIX века французским ученым, Жаном Батистом Ламарком было создано эволюционное учение, в основе которого лежит внутреннее присущее организмам стремление к совершенству. Эта теория тесно переплелась с идеями креационизма, самозарождения жизни, поэтому ее трудно уложить в рамки современной науки.
Исходя из этой теории, органы, которыми животное усиленно пользуется, развиваются, а те, которые мало применяются, атрофируются и постепенно исчезают. Ламарк считал, что возникшие в органах изменения наследуются.
Если вы касались генетики, для вас должна быть очевидна ошибочность этих суждений. Разве могут изменения в соматических клетках наследоваться (на самом деле, у гидры при почковании могут, но у большинства животных это невозможно!). Только представьте: человек потерял на войне несколько пальцев руки, после войны у него рождается ребенок. Неужели можно предполагать, что и его ребенок родится без этих нескольких пальцев, которые отец потерял на войне?
Сейчас не вызывает сомнения, что потомству передается генетическая информация, лежащая в половых клетках (гаметах), но никак не в соматических.
Учение Дарвина
Возникновению учения Дарвина предшествовал ряд событий, о которых нельзя не упомянуть. Капитализм, начавшийся бурным развитием в первой половине XIX века в Англии, способствовал развитию промышленности и науки. Большие успехи делались естественными науками, учеными описывались новые виды животных и растений, селекционеры выводили новые породы и сорта.
И, конечно же, легендарное кругосветное путешествие Чарльза Дарвина на корабле «Бигль» c 1831 по 1836 год, во время которого он сделал очень важные наблюдения. Это путешествие сыграло решающую роль в возникновении учения.
Во время путешествия Чарльз Дарвин заметил отличия между галапагосскими вьюрками, населяющими острова. У них имелись разнообразные формы клювов, что позволило им занять разные экологические ниши. Этот факт в дальнейшем позволит Чарльзу Дарвину сделать важнейший вывод о причинах расхождения признаков.
Свои эволюционные идеи Чарльз Дарвин сформулировал в труде «Происхождение видов путем естественного отбора», опубликованного в 1859 году.
Именно в результате накопления особями таких различий, возникают новые виды, отличающиеся друг от друга по строению, физиологии и пр. Этим можно объяснить разнообразие форм клювов у вьюрков, на которые обратил внимание Дарвин.
Многие ошибочно приписывают фразу «Человек произошел от обезьяны» Дарвину, это не совсем верно. Лучше всего в этом вопросе дать слово самому Дарвину: «Так как человек, с генеалогической точки зрения, принадлежит к узконосым обезьянам Старого Света, то мы должны заключить, сколько бы ни протестовала наша гордость против подобного вывода, что наши древние родоначальники должны быть отнесены к этому семейству. Мы не должны, однако, впасть в другую ошибку, предполагая, что древний родоначальник всего обезьяньего рода, не исключая и человека, был тождественен или даже близко сходен с какой-либо из ныне существующих обезьян.»
Синтетическая теория эволюции (СТЭ)
Я должен предупредить вас, что некоторые термины, скорее всего, окажутся новыми. Обязательно вернитесь к эволюционным теориям, когда тщательно освоите генетику и научитесь решать генетические задачи, тогда вам откроются эти теории во всей своей красе.
В СТЭ авторы стремились обобщить все открытые генетикой факты и связать их с дарвинизмом. Большой вклад в создание СТЭ внесли Северцов А.Н. и Шмальгаузен И.И.
© Беллевич Юрий Сергеевич 2018-2021
Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.
Приспособленность – результат действия факторов эволюции
Описание презентации по отдельным слайдам:
Приспособленность – результат действия факторов эволюции 10 класс Общая биология Учитель: Ильина И.В.
1. Приспособленность организмов
Подумай и ответь? Каким образом сформировалась это колоссальное разнообразие видов? Почему каждый вид оптимально приспособлен к условиям своего обитания? Чем отличаются одни виды от других? Почему одни виды процветают, а другие вымирают и исчезают с лица Земли?
Приспособленность по К.Линнею объясняется изначальной целесообразностью — каждый вид был создан уже приспособленным к жизни в определенных условиях обитания. По Ж.Б.Ламарку приспособленность появилась под влиянием среды, упражнению или неупражнению органов; стремлению к самоусовершенствованию и передачи по наследству благоприобретенных признаков. Но с точки зрения теории Ламарка нельзя объяснить возникновение, например, окраски скорлупы птичьих яиц и их формы, ведь его идея о роли упражнения и не упражнения органов здесь неприменима. 2. Возникновение приспособленности К.Линней (1707-1778) Ж.Б.Ламарк (1744-1829) Ч. Дарвин (1809 – 1882)
Теория Ч.Дарвина дала ответы на главные вопросы биологической науки: как возникло многообразие и удивительная приспособленность видов. Материал для отбора дает наследственная, мутационная изменчивость, в результате полового размножения (комбинативной изменчивости) эти мутации распространяются и попадают под контроль естественного отбора. 2. Возникновение приспособленности К.Линней (1707-1778) Ж.Б.Ламарк (1744-1829) Ч. Дарвин (1809 – 1882)
Приспособленность – это … Приспособленности организмов, или адаптации (от лат. adaptatio — приспособление, прилаживание), представляют собой совокупности тех особенностей их строения, физиологии и поведения, которые обеспечивают для данного вида возможность специфического образа жизни в определенных условиях внешней среды.
Каждый организм удивительно приспособлен к определенным условиям обитания. Эта приспособленность проявляется в особенностях внешнего и внутреннего строения, в поведении, в размножении и заботе о потомстве. Во внешнем строении примерами приспособленности являются форма тела и особые средства защиты. Например, обтекаемая форма тела рыб и птиц, причудливая форма животных, затаивающихся при поджидании добычи или скрывающихся от врагов (морской конек-тряпичник, рыба-клоун). Колючки ежа и дикобраза защищают этих животных от врагов. 1. Приспособленность организмов
К ярким примерам приспособленности относятся покровительственная окраска и форма животных. Различают 3 типа покровительственной окраски и формы: маскировку, демонстрацию и мимикрию (существуют и другие классификации защитных окрасок). Маскировка — сходство с фоном, несъедобными для хищника предметами. Такая окраска у зеленого кузнечика, богомола, птиц, высиживающих яйца на земле. 1. Приспособленность организмов
Формы приспособленности у животных кузнечик; белая сова; камбала; осьминог; насекомое палочник осы, шмели; божья коровка; гремучие змеи жук-бомбардир; скунс, или американская вонючка муха-журчалка похожа на пчелу; безобидные тропические ужи похожи на ядовитых змей
Формы приспособленности у растений Мягкая, легкая пыльца, пестик сильно опушен Превращение листьев в иголки, опушенность листа, превращение листьев в иголки (кактус) Большая поверхность листа, много устьиц, интенсивное испарение большая поверхность листа; много устьиц; повышение интенсивности испарения яркая, привлекающая окраска цветка; наличие нектара
2. Возникновение приспособленности
Относительный характер приспособлений. Приспособления организмов к среде обитания носят относительный, а не абсолютный характер, так как условия среды обитания часто изменяются быстрее, чем формируются приспособления. Приведем доказательства относительности приспособлений: защитные приспособления от одних врагов оказываются неэффективными от других (ядовитых змей поедают мангусты, ежи, свиньи); проявление инстинктов у животных может оказаться нецелесообразным (ночные бабочки приспособились собирать нектар со светлых цветков, но они также летят и на огонь, хотя и гибнут при этом); полезный в одних условиях орган становится бесполезным и даже относительно вредным в другой среде (перепонки между пальцами у горных гусей, которые никогда не спускаются на воду); возможны и более совершенные приспособления к данной среде обитания.
Задание на дом §50, читать отвечать на вопросы. Заполнить таблицу. На основе ранее изученного материала (эволюционная теория Ламарка) и знаний о механизмах возникновения адаптаций заполнить таблицу «Возникновение адаптаций по Ламарку и Дарвину». На примере: 1) длинные уши у зайца, 2) длинные задние конечности, 3) грызущие самозатачивающиеся резцы.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Курс профессиональной переподготовки
Методическая работа в онлайн-образовании
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДA-033690
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
В МГУ разрабатывают школьные учебники с дополненной реальностью
Время чтения: 2 минуты
Российский совет олимпиад школьников намерен усилить требования к олимпиадам
Время чтения: 2 минуты
Спортивные и творческие кружки должны появиться в каждой школе до 2024 года
Время чтения: 1 минута
В 16 регионах ввели обязательную вакцинацию для студентов старше 18 лет
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов
Время чтения: 2 минуты
Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Тест по теме Учение Ламарка и Дарвина
1) Случайная мутация привела к проявлению нового признака у особи, который оказался полезен (носит адаптивный характер) в изменившихся условиях среды
2) Особи, которые имеют данный признак, получают преимущество в борьбе за существование
3) В ходе естественного отбора остаются особи с полезным признаком, который способствует их выживанию: особи с данным признаком размножаются, что обеспечивает закрепление признака в ряду поколений
4734. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны положения синтетической теории эволюции. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
(1)Эволюция живой природы носит скачкообразный характер. (2)Единицей эволюции служит популяция. (3)Размножение организмов происходит в геометрической прогрессии. (4)Результатом естественного отбора служит приспособленность организмов. (5)Естественный отбор проявляется в трёх формах: стабилизирующий, движущий, разрывающий. (6)Элементарным фактором эволюции служат мутации.
P.S. Термин «мутации» применительно к позиции Чарльза Дарвина (1809-1882) выглядит несколько странно, учитывая, что впервые термин «мутации» предложил Гуго де Фриз в 1901 году.
5238. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания основных идей Ж. Б. Ламарка. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Тест по теме Учение Ламарка и Дарвина
1) Случайная мутация привела к проявлению нового признака у особи, который оказался полезен (носит адаптивный характер) в изменившихся условиях среды
2) Особи, которые имеют данный признак, получают преимущество в борьбе за существование
3) В ходе естественного отбора остаются особи с полезным признаком, который способствует их выживанию: особи с данным признаком размножаются, что обеспечивает закрепление признака в ряду поколений
4734. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны положения синтетической теории эволюции. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
(1)Эволюция живой природы носит скачкообразный характер. (2)Единицей эволюции служит популяция. (3)Размножение организмов происходит в геометрической прогрессии. (4)Результатом естественного отбора служит приспособленность организмов. (5)Естественный отбор проявляется в трёх формах: стабилизирующий, движущий, разрывающий. (6)Элементарным фактором эволюции служат мутации.
P.S. Термин «мутации» применительно к позиции Чарльза Дарвина (1809-1882) выглядит несколько странно, учитывая, что впервые термин «мутации» предложил Гуго де Фриз в 1901 году.
5238. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания основных идей Ж. Б. Ламарка. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1. Согласно эволюционному учению Ламарка обтекаемую форму тела у рыб можно объяснить: избирательным сохранением полезных в данных условиях признаков
модификационной изменчивостью
упражнением и неупражнением
результатом действия естественного отбора
2. Недостатком учения Ламарка было
ошибочное объяснение причин эволюции
утверждение о развитии живых организмов от простых к сложным
признание изначальной целесообразности организмов
Ответы
1.Ламарк считал,что в организмах происходят только полезные изменения
2.Он считал,что все эти изменения,которым подвергаются организмы во время жизни, передаются по наследству
3.Считал,что все организмы стремятся к самосовершенствованию(в строении и при к окружающей среде)
4.Закон Ламарка об упражнении органов тоже неверен (например,животные не могут выработать у себя другой цвет покрова)
Для того, чтобы всё понять и осознать прочитай весь вопрос и не пролистывай инфу вниз 🙂
1) Сначала изменяются условия внешней среды, и организмы в соответствии с новыми потребностями изменяют определённые органы.
2) Возникшие изменения передаются потомству по наследству.