смысл выражения похороните меня за плинтусом

Что означает выражение » Похороните меня за плинтусом «?

смысл выражения похороните меня за плинтусом. answer avatar. смысл выражения похороните меня за плинтусом фото. смысл выражения похороните меня за плинтусом-answer avatar. картинка смысл выражения похороните меня за плинтусом. картинка answer avatar. Выражение "Похороните меня за плинтусом" используется в одноименной автобиографической повести Павла Санаева. Мальчик с 4 до 11 лет жил у своей бабушки, которая страдала психическим заболеванием и тиранила своего внука, которого не отдавала матери (своей дочери). Мальчик был запуган бабушкой до такой степени, что боялся умереть. И мечтал, что после смерти его похоронят не на кладбище, а за плинтусом в маминой квартире, в самом безопасном для него месте, чтобы он оттуда мог наблюдать за мамой. Отсюда и такое выражение.

Выражение «Похороните меня за плинтусом» используется в одноименной автобиографической повести Павла Санаева. Мальчик с 4 до 11 лет жил у своей бабушки, которая страдала психическим заболеванием и тиранила своего внука, которого не отдавала матери (своей дочери). Мальчик был запуган бабушкой до такой степени, что боялся умереть. И мечтал, что после смерти его похоронят не на кладбище, а за плинтусом в маминой квартире, в самом безопасном для него месте, чтобы он оттуда мог наблюдать за мамой. Отсюда и такое выражение.

смысл выражения похороните меня за плинтусом. answer avatar. смысл выражения похороните меня за плинтусом фото. смысл выражения похороните меня за плинтусом-answer avatar. картинка смысл выражения похороните меня за плинтусом. картинка answer avatar. Выражение "Похороните меня за плинтусом" используется в одноименной автобиографической повести Павла Санаева. Мальчик с 4 до 11 лет жил у своей бабушки, которая страдала психическим заболеванием и тиранила своего внука, которого не отдавала матери (своей дочери). Мальчик был запуган бабушкой до такой степени, что боялся умереть. И мечтал, что после смерти его похоронят не на кладбище, а за плинтусом в маминой квартире, в самом безопасном для него месте, чтобы он оттуда мог наблюдать за мамой. Отсюда и такое выражение.

Есть такая повесть- «Похороните меня за плинтусом» — автобиографическая повесть Павла Санаева, написанная в 1994 году на основе его детских лет, когда он девять лет (с двух до одиннадцати лет) прожил в семье его деда, известного советского актёра Всеволода Санаева и его жены Лидии[1]. Повесть Санаев посвятил своему отчиму Ролану Быкову.

Была опубликована в 1996 году в журнале «Октябрь». Удостоена премии журнала «Октябрь» за 1996 год, номинировалась на Букеровскую премию.

смысл выражения похороните меня за плинтусом. answer avatar. смысл выражения похороните меня за плинтусом фото. смысл выражения похороните меня за плинтусом-answer avatar. картинка смысл выражения похороните меня за плинтусом. картинка answer avatar. Выражение "Похороните меня за плинтусом" используется в одноименной автобиографической повести Павла Санаева. Мальчик с 4 до 11 лет жил у своей бабушки, которая страдала психическим заболеванием и тиранила своего внука, которого не отдавала матери (своей дочери). Мальчик был запуган бабушкой до такой степени, что боялся умереть. И мечтал, что после смерти его похоронят не на кладбище, а за плинтусом в маминой квартире, в самом безопасном для него месте, чтобы он оттуда мог наблюдать за мамой. Отсюда и такое выражение.

Потому что эти парни реально были первыми на деревне по всем показателям. Жил я в одной деревушке, так там был такой, аномальный. Не пил и не курил потому что. А ещё здоровенный, и впридачу работящий и с чувством юмора, и авторитетный среди остальных, ещё и заместитель главы администрации района. Служивший где-то под грифом секретности и неразглашения.

Но есть и такое, когда парней просто нет. Как поется: первый парень на деревне, а в деревне один я.

смысл выражения похороните меня за плинтусом. answer avatar. смысл выражения похороните меня за плинтусом фото. смысл выражения похороните меня за плинтусом-answer avatar. картинка смысл выражения похороните меня за плинтусом. картинка answer avatar. Выражение "Похороните меня за плинтусом" используется в одноименной автобиографической повести Павла Санаева. Мальчик с 4 до 11 лет жил у своей бабушки, которая страдала психическим заболеванием и тиранила своего внука, которого не отдавала матери (своей дочери). Мальчик был запуган бабушкой до такой степени, что боялся умереть. И мечтал, что после смерти его похоронят не на кладбище, а за плинтусом в маминой квартире, в самом безопасном для него месте, чтобы он оттуда мог наблюдать за мамой. Отсюда и такое выражение.

Это означает или несколько ножей-бабочек (здоровенные такие китайские парные ножи) воткнутых в живот или ощущение щекотки под диафрагмой (как будто бабочки слегка касаются машущими крыльями), от ожидания чего-то волнующего. В общем, и то и то одинаково стрессовая ситуация.

смысл выражения похороните меня за плинтусом. fcy7QEn3btYMYIGpnd9fySq6BVXuP. смысл выражения похороните меня за плинтусом фото. смысл выражения похороните меня за плинтусом-fcy7QEn3btYMYIGpnd9fySq6BVXuP. картинка смысл выражения похороните меня за плинтусом. картинка fcy7QEn3btYMYIGpnd9fySq6BVXuP. Выражение "Похороните меня за плинтусом" используется в одноименной автобиографической повести Павла Санаева. Мальчик с 4 до 11 лет жил у своей бабушки, которая страдала психическим заболеванием и тиранила своего внука, которого не отдавала матери (своей дочери). Мальчик был запуган бабушкой до такой степени, что боялся умереть. И мечтал, что после смерти его похоронят не на кладбище, а за плинтусом в маминой квартире, в самом безопасном для него месте, чтобы он оттуда мог наблюдать за мамой. Отсюда и такое выражение.

смысл выражения похороните меня за плинтусом. 0oZSqXMcMyFqULPmrqcT2UNFeYgWLOgD. смысл выражения похороните меня за плинтусом фото. смысл выражения похороните меня за плинтусом-0oZSqXMcMyFqULPmrqcT2UNFeYgWLOgD. картинка смысл выражения похороните меня за плинтусом. картинка 0oZSqXMcMyFqULPmrqcT2UNFeYgWLOgD. Выражение "Похороните меня за плинтусом" используется в одноименной автобиографической повести Павла Санаева. Мальчик с 4 до 11 лет жил у своей бабушки, которая страдала психическим заболеванием и тиранила своего внука, которого не отдавала матери (своей дочери). Мальчик был запуган бабушкой до такой степени, что боялся умереть. И мечтал, что после смерти его похоронят не на кладбище, а за плинтусом в маминой квартире, в самом безопасном для него месте, чтобы он оттуда мог наблюдать за мамой. Отсюда и такое выражение.

смысл выражения похороните меня за плинтусом. answer avatar. смысл выражения похороните меня за плинтусом фото. смысл выражения похороните меня за плинтусом-answer avatar. картинка смысл выражения похороните меня за плинтусом. картинка answer avatar. Выражение "Похороните меня за плинтусом" используется в одноименной автобиографической повести Павла Санаева. Мальчик с 4 до 11 лет жил у своей бабушки, которая страдала психическим заболеванием и тиранила своего внука, которого не отдавала матери (своей дочери). Мальчик был запуган бабушкой до такой степени, что боялся умереть. И мечтал, что после смерти его похоронят не на кладбище, а за плинтусом в маминой квартире, в самом безопасном для него месте, чтобы он оттуда мог наблюдать за мамой. Отсюда и такое выражение.

Это значит, что что-то делать с большим трудом и при этом допускать ошибки. Например, кто-то нарисовал рисунок. Кто-то другой посмотрел результат этой работы, и сказал: «Это с натяжкой можно назвать твою идею рисунка». То есть человек нарисовал не совсем то, что надо. То есть высказывание «Делать с натяжкой» означает некоторые ошибочные действия при выполнении работы. Отсюда как следствие этого выражения вытекает фраза: «Это с натяжкой можно назвать. «. Низкое качество работы в некоторых случаях может вызывать высказывание «Так сойдёт». Иначе исполнителя могут заставить переделать работу, особенно если он делал работу для кого-то за деньги. Понятие «С натяжкой» может означать частичное согласие человека со словами собеседника.

смысл выражения похороните меня за плинтусом. answer avatar. смысл выражения похороните меня за плинтусом фото. смысл выражения похороните меня за плинтусом-answer avatar. картинка смысл выражения похороните меня за плинтусом. картинка answer avatar. Выражение "Похороните меня за плинтусом" используется в одноименной автобиографической повести Павла Санаева. Мальчик с 4 до 11 лет жил у своей бабушки, которая страдала психическим заболеванием и тиранила своего внука, которого не отдавала матери (своей дочери). Мальчик был запуган бабушкой до такой степени, что боялся умереть. И мечтал, что после смерти его похоронят не на кладбище, а за плинтусом в маминой квартире, в самом безопасном для него месте, чтобы он оттуда мог наблюдать за мамой. Отсюда и такое выражение.

Все люди разные по своей натуре и привычкам. Если нам начинает кто-то нравиться, мы стараемся привлечь внимание этого человека. А как? Конечно же постараться быть идеальной.

Ты можешь заинтересовать человека, но в процессе общения все равно всплывут истинные привычки и понятия. И если они не соответствуют желаниям другого человека, из этого общения ничего не выйдет.

Будьте самим собой. И именно такой вы должны понравиться своей половинке. Вот что обозначает данное выражение.

Источник

Похороните меня за плинтусом (значения)

Похороните меня за плинтусом:

смысл выражения похороните меня за плинтусом. 15px Disambig.svg. смысл выражения похороните меня за плинтусом фото. смысл выражения похороните меня за плинтусом-15px Disambig.svg. картинка смысл выражения похороните меня за плинтусом. картинка 15px Disambig.svg. Выражение "Похороните меня за плинтусом" используется в одноименной автобиографической повести Павла Санаева. Мальчик с 4 до 11 лет жил у своей бабушки, которая страдала психическим заболеванием и тиранила своего внука, которого не отдавала матери (своей дочери). Мальчик был запуган бабушкой до такой степени, что боялся умереть. И мечтал, что после смерти его похоронят не на кладбище, а за плинтусом в маминой квартире, в самом безопасном для него месте, чтобы он оттуда мог наблюдать за мамой. Отсюда и такое выражение.

смысл выражения похороните меня за плинтусом. 30px Disambig.svg. смысл выражения похороните меня за плинтусом фото. смысл выражения похороните меня за плинтусом-30px Disambig.svg. картинка смысл выражения похороните меня за плинтусом. картинка 30px Disambig.svg. Выражение "Похороните меня за плинтусом" используется в одноименной автобиографической повести Павла Санаева. Мальчик с 4 до 11 лет жил у своей бабушки, которая страдала психическим заболеванием и тиранила своего внука, которого не отдавала матери (своей дочери). Мальчик был запуган бабушкой до такой степени, что боялся умереть. И мечтал, что после смерти его похоронят не на кладбище, а за плинтусом в маминой квартире, в самом безопасном для него месте, чтобы он оттуда мог наблюдать за мамой. Отсюда и такое выражение.Список значений слова или словосочетания со ссылками на соответствующие статьи.
Если вы попали сюда из другой статьи Википедии, пожалуйста, вернитесь и уточните ссылку так, чтобы она указывала на статью.

Смотреть что такое «Похороните меня за плинтусом (значения)» в других словарях:

Похороните меня за плинтусом (фильм) — Похороните меня за плинтусом … Википедия

Похороните меня за плинтусом — Жанр: повесть Автор: Павел Санаев Язык оригинала: русский Год написания: 1994[источник не указан 301 день] … Википедия

Брежнев (телесериал) — У этого термина существуют и другие значения, см. Брежнев (значения). Брежнев Жанр фильм биография В главных ролях Сергей Шакуров Светлана Крючкова Мария Шукшина … Википедия

Белая гвардия (телесериал) — У этого термина существуют и другие значения, см. Белая гвардия (значения). Белая гвардия … Википедия

Невозвращенец (фильм) — У этого термина существуют и другие значения, см. Невозвращенец. Невозвращенец Жанр драма Режиссёр С.С. Снежкин Автор сценария А.А. Каба … Википедия

Источник

Значение слова «плинтус» в повести П. Санаева «Похороните меня за плинтусом»

Просмотр содержимого документа
«Значение слова «плинтус» в повести П. Санаева «Похороните меня за плинтусом»»

Министерство образования и науки РБ

XVII Республиканская научно-практическая

конференция учащихся по гуманитарным дисциплинам

Номинация:Литература XX века

Тема: Значение слова «плинтус» в повести П. Санаева

«Похороните меня за плинтусом»

Автор:Лобсанова Александра, ученица 10 Акласса

МАОУ «СОШ № 25» г.Улан-Удэ

Домашний адрес: г. Улан-Удэ,ул.Солнечная 20-35

Руководитель:Шатохина Алена Ильинична,

§1. Значение слова «плинтус» в повести П. Санаева «Похороните меня за плинтусом»

Повесть «Похороните меня за плинтусом» была написана Павлом Санаевым в 1994 году. Опубликовано произведение было лишь в 1996 году. По словам самого автора, эта повесть была основана на событиях, произошедших с ним в детстве, но не является при этом полностью автобиографичной, так как не лишена художественного вымысла. Это произведение произвело большой фурор в отечественной современной литературе, было номинировано на Букеровскую премию. В данной научной работе анализируется значение слова «плинтус» в повести Санаева. Повесть не исследована литературоведами, что подтверждается небольшим количеством статей о ней, которые скорее являются отзывами о повести, нежели чем научным трудом.

Цель данной научной работы: выяснение значения слова «плинтус» в художественном тексте Павла Санаева.

отобрать эпизоды, в которых упоминается это слово;

выяснить значение слова в толковых и этимологических словарях;

сопоставить литературный и языковой материал;

проанализировать значение слова «плинтус» в собранных фрагментах и эпизодах повести, где оно упоминается.

Гипотеза: в повести Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом» слово «плинтус» обретает символическое значение.

имманентный анализ текста;

Работа состоит из нескольких глав. Во введении обозначена актуальность и новизна работы, определены цели и задачи исследования, указан объект и методы исследования. Первая глава посвящена анализу эпизодов повести Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом», в которых упоминается слово «плинтус». В заключении сформулированы результаты исследования.

Объектами исследования является повесть Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом»

Предмет исследования – значение слова «плинтус».

Практическая значимость определяется возможностью использования текста исследовательской работы в форме реферата в качестве справочного и обучающего материала на уроках литературы в 10-11 классах.

§ 1. Значение слова «плинтус» в повести П. Санаева «Похороните меня за плинтусом»

«Я попрошу маму похоронить меня дома за плинтусом, — придумал я однажды. — Там не будет червей, не будет темноты. Мама будет ходить мимо, я буду смотреть на нее из щели, и мне не будет так страшно, как если бы меня похоронили на кладбище»[1].

Фраза «Похороните меня за плинтусом» первый раз была упомянута именно в этом отрывке повести. И именно она стала названием данного произведения. Так какой смысл, какое значение приобрело слово «плинтус» в тексте Павла Санаева? Авторы различных толковых и этимологических словарей поясняют слово «плинтус» по-разному. Однако нечто схожее в его истолковании все же имеется.

По словарю Ожегова:

1)планка, закрывающая щель между стеной и полом;

2) наружный выступ в нижней части какого-нибудь сооружения [2].

1) плинт м. греч.подножье, стояло;

2) нижняя полоса стены, печи, выступом;

3) панель, пришивная, по стенам по полу дощечка;

4) наружный уступ стены, против полу;

5) Плинф м. церк. Кирпич [3].

1) профилированная деревянная или пластиковая рейка, предназначенная для прикрытия щелей между полом и стеной;

2) элемент архитектурного оформления помещения [4].

По этимологическому словарю Фасмера:

«четырехугольное основание колонны, нижний обвод стены, печи». Из греч., вероятно, через лат. Plinthus [5].

По толковому словарю Ушакова:

1) узкая планка, закрывающая щель между деревянным полом и стеною;

2) наружный выступ на стене здания на высоте пола;

3) нижняя полоса печи, идущая выступом [6].

Итак, во всех словарях главная роль плинтуса – прикрытие щели между стеной и полом. Во-первых, действие имеет практическое значение, так как защищает дом от проникновения мышей и других вредителей, а во-вторых, носит эстетический характер. Какое же значение приобретает в произведении слово «плинтус»?

«”Никогда” было самым страшным в моем представлении о смерти. Я хорошо представлял, как придется лежать одному в земле на кладбище под крестом, никогда не вставать, видеть только темноту и слышать шуршание червей, которые ели бы меня, а я не мог бы их отогнать. Это было так страшно, что я все время думал, как этого избежать»[1].

В итоге после долгих размышлений главный герой и приходит к выводу о том, что похороны за плинтусом – идеальный для него исход. Таким образом, он сможет уйти от одиночества, от темноты, от безвозвратности. Слово «никогда» прекратит преследовать его и рядом будет самый дорогой для ребенка человек – мать. И стоит отметить, что Саша просит похоронить его не за любым плинтусом. Он хочет, чтобы плинтус, за которым он будет похоронен, принадлежал его матери. Чумочка (как ласково мальчик называл свою маму) была для Саши единственной радостью жизни. Он жил для нее, его целью жизни были встречи с ней, безумно редкие, но спасавшие его от гибели личности от тирании, дающие ему ощущение любви и тепла. Мама главного героя была для него «лучом света в темном царстве». Во время встреч с ней он как никогда остро осознавал губительность бабушкиной опеки, понимал, что жизнь может состоять не только в вечных походах по врачам и запретах, но и в окружении, способном дарить чувство защищенности, когда Саша мог говорить то, что думает, ничего не боясь, быть самим собой. Мама была для мальчика светлым идеалом, праздником меж серых будней. Его связь с ней не могла быть подавлена ни редкостью их встреч, ни всепоглощающей любовью бабушки, ни долгими разлуками. Эта связь, любовь матери и сына способны были отогнать ужасы смерти, ее присутствие (пусть мальчик и будет за плинтусом, но она будет рядом) будет дарить ему защиту, спокойствие.

В этом произведении плинтус становится не просто элементом декора. Плинтус для Саши в первую очередь – это граница между миром живых и тем инобытием, которого он боялся. Это не тяжелый крест, не могильный памятник, который задавит, не позволит выбраться и спастись от своих страхов, от боязни темноты и от бесконечности, проведенной в полном бездействии и одиночестве. Это небольшая планка. Планка, которая позволит мальчику подглядывать за этим миром, уйти «не навсегда». Этим значение слова «плинтус» в многочисленных толковых и этимологических словарях и отличается от значения этого слова в повести Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом». Слово «плинтус», имеющее довольно узкое истолкование, приобретает метафоричное значение.

Цель и задачи, поставленные в работе, выполнены. В частности, были собраны фрагменты и эпизоды, в которых упоминалось слово «плинтус», выяснены значения этого слова в различных толковых и этимологических словарях, сопоставлен собранный литературный и языковой материал, проанализированы фрагменты и эпизоды, в которых упоминалось данное слово.

Данная работа позволяет сделать вывод о том, что в контексте повести Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом» слово «плинтус» обретает более глубокий смысл и используется в переносном значении. Слово «плинтус» в этом произведении приобретает значение «граница между миром живых и миром мертвых».

СанаевПавел. Похороните меня за плинтусом. Издательство: МК–Периодика, 2007 г.–184 стр.

Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 72500 слов и 7500 фразеол. выражений / Российский фонд культуры – М.: АзъLtd., 1992. – 960 с.

Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. / М.: «Русский язык», 1978.

Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: В 4 т. – 4-е изд. стереотип. / М.: Астрель: АСТ, 2003.

Толковый словарь русского языка: В 3 т. / Ред. УшаковД.Н./ М.: Вече: Мир кн., 2001.

Источник

14. Книга, испохабленная экранизацией. Павел Санаев. «Похороните меня за плинтусом»

Санаев написал повесть о том, как любовь может искалечить и того, на кого она обрушилась, и того, кто любит. «Похороните меня за плинтусом» не дает никаких готовых рецептов по спасению от этой напасти. Есть очень неплохая, тоже автобиографическая, книга Огюстена Берроуза «Бег с ножницами», так вот она вся – о том, как не сойти с ума, живя буквально в дурдоме. Но «Бег с ножницами», обстановка в котором куда страшнее и безумие ядренее, чем в книге Санаева, сам по себе кажется куда легче. Во-первых, потому что большинство из нас хоть раз в жизни, так или иначе, прикасались к тому, что описывает Санаев. Бесконечное переписывание домашней работы, упреки образца «эта сволочь постоянно гниет», сравнение с другими, нормальными, детьми – мало кто не прошел через этот филиал ада, потому что это – изнанка огромного числа приличных семей. Причины этого и вскрывает Санаев, – удушающая и неумелая любовь, постепенно перегорающая в постоянное раздражение. Просто здесь краски гуще и ярче, а ситуация доведена почти до абсурда, потому что у Бабушки – главного семейного тирана – нездоровая психика. Больна и мать Огюстена в «Беге с ножницами», но разница в том, что Берроуз своих родителей так и не простил, а это, если ненадолго забыть елейные советы сетевых психологов, очень упрощает жизнь. Вся повесть Санаева – это клубок эмоций и обид, который автор распутывает, чтобы простить бабушку.

Книга Санаева не скатывается в депрессивное нытье, потому что страшные вещи он рассказывает сквозь смех. Эта авторская усмешка, его живой и бойкий юмор не дают непрошеным слезам излиться на читателя и в то же время делают происходящее в книге еще объемнее, еще страшнее.
«Бабушка подняла крышку, нашла в чайнике вместо целебного отвара заплесневелую массу и стала кричать, что в такую же массу дедушка превратил ее некогда блестящий мозг.»

«Вот и наш двор. Цемент, который облепил меня, весил килограммов десять, поэтому походка у меня была, как у космонавта на какой-нибудь большой планете, например на Юпитере. На Борьке цемента было поменьше, он был космонавтом на Сатурне. »

«— Сенечка! Мышь! Мышь! Мышь, твою мать!
— Что такое? — прибежал, шаркая тапочками, дедушка.
— Там! Под холодильником! Мышь! Мышь!
— Ну и что?
Такое безразличие поразило бабушку в самое сердце. Она, наверное, думала, что дедушка станет прыгать по кухне, кричать: «Мышь! Мышь, твою мать!», бросится поднимать холодильник, а он даже не удивился.»

Так вот, в фильме Снежкина усмешка есть, причем неизменно желчная. А узнавания нет. И слез – нет, и боли нет. Перед нами просто фантазии благополучного человека на тему жизни в дурдоме. Краски сгущены дальше некуда, к ужасам книги полной ложкой добавляют еще и еще. Блестящие актеры блестяще изображают гротескных уродов. А узнаваемость истории исчезла. И ребенок из фильма, здоровый, упитанный ребенок, попросту не мог вырасти в такой семье, иначе о чем вообще история? Неправдоподобие сочится из всех щелей, а весь фильм можно отнести к ненавистной для меня категории «Каких дураков не бывает!». Понимаете, и «Идиота» можно поставить про идиота. Даже про трех. Но тогда, может быть, лучше не ставить? «Бег с ножницами» Берроуза, с его экзотично извращенной атмосферой, мог бы удаться режиссеру. А «Похороните меня за плинтусом» в его постановке лишился того нерва, который заставлял оглянуться на собственную семью. В ситуацию из фильма, по правде-то говоря, даже вникать неинтересно – после него можно лишь удовлетворенно отмахнуться: «Слава богу, это не про меня». И добавить: «Ну и уроды!».

Источник

Павел Санаев о повести «Похороните меня за плинтусом»: Я написал психотерапию по работе с собственным прошлым и обидами

смысл выражения похороните меня за плинтусом. d9b10c9e93384df628e200ecdfc030e7. смысл выражения похороните меня за плинтусом фото. смысл выражения похороните меня за плинтусом-d9b10c9e93384df628e200ecdfc030e7. картинка смысл выражения похороните меня за плинтусом. картинка d9b10c9e93384df628e200ecdfc030e7. Выражение "Похороните меня за плинтусом" используется в одноименной автобиографической повести Павла Санаева. Мальчик с 4 до 11 лет жил у своей бабушки, которая страдала психическим заболеванием и тиранила своего внука, которого не отдавала матери (своей дочери). Мальчик был запуган бабушкой до такой степени, что боялся умереть. И мечтал, что после смерти его похоронят не на кладбище, а за плинтусом в маминой квартире, в самом безопасном для него месте, чтобы он оттуда мог наблюдать за мамой. Отсюда и такое выражение.

Писатель и сценарист Павел Санаев родился в Москве в 1969 году в семье актрисы Елены Санаевой и инженера Владимира Конузина. Отчимом писателя был режиссер Ролан Быков. Именно он, по словам Санаева, оказал огромное влияние на его развитие.

С тех пор прошло почти 10 лет. За это время из под пера Павла Санаева успела появиться новая повесть – первая часть «Хроник Раздолбая» вышла в свет в 2013 году. Сегодня история о художнике, чья молодость пришлась на нелегкое для страны время, получила своё продолжение. В 2017 году Павел Санаев уже успел познакомить с отрывками из новой книги немало читателей. Встречи с поклонниками проходят в разных городах России. Писатель посетил и Великий Новгород. В культурном центре «Диалог» новгородцы смогли не только лично познакомиться с автором, но и задать давно волнующие вопросы. Подробности – в нашей традиционной рубрике ИНТЕРВЬЮ.

— Павел, вы недавно начали проводить такие душевные встречи с читателями?

П.С.: Да. Я подобные встречи не любил и всячески от них раньше открещивался и когда предлагали провести встречу с читателями в каком-то городе, говорил: «я подумаю, позвоните завтра». И потом говорил: «я не могу, не получается». Почему? Потому что мне казалось, что писатель, написав книгу, уже все сказал. Он выступил, он уже все сделал, все написано. Какое здесь может быть личное приложение к этому? Понятно, что если приезжает певец, то он споет. Если приезжает танцор, то он станцует. Если это фокусник, то он покажет вам фокус. То есть человек на сцене предполагает определенные действия, а писатель уже все сказал. И согласитесь, что полная глупость читать фрагменты из книги, которая уже написана или лежит в магазине. Поэтому рассказывать мне нечего, я так думал.

— Сейчас вам есть, что рассказать. На подходе продолжение «Хроник раздолбая». Однако, всем интересно, как родился на свет ваш первый «литературный ребёнок»?

П.С.: Да, я кратко расскажу предысторию книги «Похороните меня за плинтусом», как она создавалась, чтобы потом к этому уже не возвращаться. «Похороните меня за плинтусом» началась с очень детских абсолютно рассказов, которые вошли в книгу, стали отдельными главами. Например, «купание», «цемент», «утро». Они были написаны еще в школе. И, согласитесь, что каждый человек, который что-то делает, он делает это для чего-то.

Так вот, для чего я это делал? Делал я это, потому что мои родители, а особенно мой отчим, «пилили» меня за то, что я лоботряс, ничего не делаю, гуляю с друзьями, слушаю хеви-метал и вообще: «где от тебя хоть что-то полезное». И я тогда написал какой-то рассказ, даже не об этом, а о чем-то совершенно другом. Он ему (отчиму) жутко понравился, он меня тогда за него сильно перехвалил, и я подумал: «о, значит можно что-то написать и потом месяц спокойно гулять, слушать хеви-метал и уже никто ко мне не придерется». Ну, и вот так вот несколько первых рассказов появились только для того, чтобы иметь законное право лоботрясничать и чтобы меня за это не сильно пилили родители. В итоге этих рассказов набралось штук 6 или 7, и люди, когда их слушали, смеялись, и родители, когда приходили гости, просили меня читать эти рассказы. Всем очень нравилось, все смеялись и у меня стало складываться ощущение, что «а вроде и не так плохо получается, может, что-то из этого сделать побольше».

Однако, побольше не получилось, потому что для того, чтобы написать целую книгу, чтобы у неё было содержание, чтобы у неё была понятная мысль, развитие – все-таки недостаточно раз в полгода посидеть и написать за ночь какой-то рассказ. Нужно всё планомерно выстраивать и долго работать. И получилось это только тогда, когда я закончил ВГИК. Там была привита определенная привычка и понимание, что из себя представляет писательский труд. После института я её писал и мотивация была совершено другая.

— Много времени ушло на книгу? И не обидно ли было, что критики такой труд оценили не сразу?

П.С.: «Похороните меня за плинтусом» была написана примерно за 3 года. Почему так долго, хотя книга такая маленькая? Потому что в этом возрасте просто засаживать себя за стол, когда вокруг полно других развлечений, тяжело. Да, вы правы. Книга была написана и ничего не произошло. Хотя я сам верил в её успех, внимания она тогда не привлекла. И так она лежала в столе 1,5 или 2 года, пока не вышла в журнале «Октябрь». До этого никакого интереса никто к ней не проявлял и, собственно, понятно почему.

Если вы помните 90-е годы, то знаете, что людям было как-то не до чтения. А вот в 1995-м люди уже стали что-то почитывать, вздохнули чуть-чуть. Так вот, издательства к ней никакого интереса не проявляли, пока в 2003 году Игорь Клех не стал выпускать свою «Современную библиотеку для чтения». Это серия с подборкой самых разных книжек, которые он откуда-то насобирал. И он меня убедил выпускаться именно в серии, потому что он считал, что если я выпущу эту книгу отдельно, то ее никто не заметит. И он оказался прав. Потом уже в 2007 году ей заинтересовалось издательство «АСТ» и я передал им права. Это был уже другой уровень и случился бум: книга «выстрелила», появилась во всех магазинах и была продана огромным тиражом.

— Как думаете, в чем секрет такого успеха у публики?

— Однако, сюжет довольно тяжелый психологически и хеппи-энда нет?

П.С.: Вы поймите, что это жизнь. Это бы не работало, если бы мальчик Саша Савельев простил свою бабушку. Потому что читатель бы думал: ну, хорошо, Саша Савельев простил свою бабушку, а я свою бабушку не простил, так что это ко мне никакого отношения не имеет. Поэтому вся книжка построена таким образом, что сначала, когда вы видите и читаете то, как бабушка обращается с ребёнком, вы думаете: «конечно, это все страшно, как бедный мальчик живет, бабушка монстр, она его мучает, что за тиран». Но потом вы узнаете историю бабушки, ее прошлое, узнаете про то, как она потеряла в оккупации ребенка, получила манию преследования, попала в психиатрическую больницу, как ее кололи этими препаратами. И вы начинаете понимать, что ее такой сделало, вы сочувствуете ей, начинаете ее прощать, закрывать глаза на её действия. Но дальше она творит совершенно ужасные вещи – она разлучает ребёнка с матерью, она интригует, она разрушает их любовь. Она настраивает ребёнка против матери и мать против ребёнка. И у читателя вновь складывается впечатление, что нет, это невозможно простить, какая бы она не была несчастная и чтобы она не пережила, такое простить невозможно.

Что в конце? В конце финальный монолог. Тогда она уже полностью открывает своё сердце и то, что она погибает в конце, лишившись этого ребёнка, снова её для читателя оправдывает. Читатель вынужден простить её. Так устроена конструкция книги. И вот через прощение и понимание этого персонажа люди пропускают своё прошлое и избавляются от своих детских каких-то проблем. Это все то, что я прочитал из огромного количества отзывов.

— Ну, для вас это тоже некая терапия? Если бы была возможность вернуться в детство и все изменить, согласились бы?

П.С.: Мне бы не хотелось снова становиться семилетним. Это точно. Потому что, ну, зачем, снова находиться в возрасте с большим количеством проблем вот этих? Нет свободы, нет самостоятельности, нет возможности сделать практически ничего, что ты мог бы захотеть. Даже независимо от того, какое бы оно было, это детство. Это если говорить о том, чтобы мне сейчас снова стать ребёнком. А если говорить, о том, чтобы мне, сегодняшнему, скажем так, изменить какие-то воспоминания реальные на другие, то нет. Потому что тогда бы и книги не было. И воспоминания, которые у меня бы были, не стоили бы написанной книги.

— Вообще, книга довольно богата «крепким словцом». Как думаете, с какого возраста можно это произведение читать?

— Новая книга отличается от этой? В чем главное отличие?

И вторая книга будет продолжать эту историю и доведет ее до нашего времени. Действие книги закончится в 2010 году. Здесь нужно понимать, что периодически в обществе происходят какие-то сломы и, вероятно, нас будет ждать еще какая-то перемена. Может быть, похожая чем-то на 1991 год или похожа чем-то на 1993 год. Невозможно, когда ничего не меняется в жизни, потому что жизнь идет вперед. И снова будет ситуация, когда черное станет белым, верх станет низом. И вот как в этой ситуации обычным людям сориентироваться и где найти точку опоры? – об этом новый роман. О том, как человек в ситуации полной потерянности слышит в себе некий внутренний голос, который он еще не может в себе определить. Но этот голос есть у каждого человека. У моего героя в том числе.

— Не пытались конкурировать с самим собой?

Я объясню на примере. Недавно вышел нашумевший фильм «Матильда» и многие были оскорблены этим фильмом, он, вроде как, ранил их православные чувства. Можно подумать, что у нас вся страна – это исконно православный народ, который всю жизнь этим только и жил. Ребята, я вам напомню, что еще несколько десятков лет назад за венчание в церкви вас выгоняли из комсомола. Ну, просто сразу. А за печать Библии сажали в тюрьму. Откуда мы фантазируем теперь, что мы всю жизнь жили по православным правилам, я просто не понимаю. Это самообман. И моя книга ставит задачи разобраться с этим на примере одного человека, который пытается понять это все не по написанным правилам, а испытать на собственной жизни. И понять: существует ли это и работает ли это на самом деле. Он ставит определённые эксперименты над собой, чтобы прийти к пониманию и к ответам. И это важно, я считаю. Потому что люди, которые приходят к вере, должны это делать осознанно.

— Существует ли прототип Раздолбая?

— Учитывая некую автобиографичность ваших книг, как относятся близкие к этому?

— Планируется экранизация «Хроник Раздолбая»?

— Как вам, к слову, экранизация «Похороните меня за плинтусом»?

П.С.: Это сложно. Давайте по порядку. Бабушку замечательно играла актриса в питерском спектакле, замечательно играла бабушку актриса в челябинском спектакле. И вообще, во всех театральных постановках с игрой актеров все было прекрасно. С фильмом ситуация другая, потому что режиссёр снимал вообще что-то своё, а не экранизацию. И установки, которые он давал актрисе, судя по всему, не соответствуют книжному образу. Абсолютно.

Я вам приведу пример. Тот момент, когда бабушка ругает дедушку за вот этого прибитого мышонка в фильме. Как бы должна была это играть бабушка, если бы я ставил эту картину или как она делала это почти во всех театральных постановках? Она играла это, абсолютно искренне переживая за этого мышонка, просто чрезмерно. То есть она сама попросила, а потом сама переживает из-за того, что случилось. Это одна история. Теперь посмотрите, как она делает это в фильме. Она не переживает, она использует мышонка, как еще один повод «подоводить» дедушку. Это совсем другой образ.

То есть в книге бабушка – это больной человек, который мучает других и при этом мучается сам. Бабушка в фильме – это человек, который только мучает других. И сочувствия там она не вызывает никакого, потому что даже монолога финального в фильме нет. И умирает она не из-за того, что ребёнка забрали, а из-за того, что побегала вокруг стола. То есть никакого терапевтического эффекта он не оказывает. Я уже не говорю о том, что этот фильм начисто лишён юмора, который есть в книге.

А ещё у меня возникают вопросы даже просто на уровне кастинга. Возьмем спектакли. Там же тоже есть кастинг, да? Во-первых, на роль матери во всех спектаклях берут девочку, ну, не особо красивую. То есть симпатичную, добрую, но она никогда не бывает слишком красивой. И, как правило, берут ей в пару какого-то странного, чудаковатого, но хорошего дядьку. Ну, и этот союз всем понятен, правда? Она сбежала из-под опеки родителей, она не «хватает звезд с неба» и штабелями красавцы перед ней не выстраиваются. В итоге, она берет себе в мужья человека странного, но хорошего. Это ясно. Но фильм… Объясните мне, почему красавица Маша Шукшина приводит в дом какого-то конченного дебила-забулдыгу? Который не талантливый, не интересный и вообще какой-то хмырь. Я тогда вполне понимаю родителей – дочь привела в дом черти что и это вызывает недоумение. И как следствие, это снова никакого сочувствия не вызывает.

— Но людям понравилось.

П.С.: Я могу ответить песней Шнура на это.

П.С.: «Любит наш народ…» А если серьезно, то у нас люди любят смотреть трагедии, мучения, когда кому-то плохо, ужасно и вообще хуже, чем у них самих. Отсюда, кстати, и популярность программы «Пусть говорят». Вам каждый вечер показывают по телевизору какой-то треш и если у вас проблемы, вы смотрите и думаете: у нас-то ерунда проблема, а тут вон девочку избили, тут украли, тут наркоманы. И согласитесь, уже, вроде как, вам и нормально. В общем, главная суть в том, что терапевтического эффекта, в отличие от книги, этот фильм не несет. Только если на уровне чернухи, что, мол, кто-то живёт еще хуже, чем мы. Но я не об этом писал. Так что к экранизациям стоит подходить более детально.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *