считается ли мясо халяль если не мусульманин порезал с именем аллаха
Дозволено ли есть мясо, если не знаешь, харам оно или халяль?
Ва алейкум салям ва рахматуллахи ва баракятух.
Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного. Вся хвала и благодарность Аллаху, мир и благословение Его Посланнику. Благодарим Вас за оказанное доверие. Мы взываем к Аллаху Всемогущему осветить наши сердца для истины и даровать нам благословение в этом мире и в Судный День. Амин.
Такое мясо не является однозначно харам, как и не является однозначно халяль, а попадает в категорию сомнительное «шубухат».
А в известном хадисе Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) говорит:
«Поистине, дозволенное очевидно и запретное очевидно, а между ними находится сомнительное, относительно которого многие люди ясного представления не имеют. Остерегающийся сомнительного освобождается (от него) ради (сохранения) своей религии и своей чести, а занимающийся сомнительным придёт и к совершению запретного, ибо он подобен пастуху, пасущему около заповедного места своё стадо, которое вот-вот окажется там. Каждый владыка обязательно имеет такое заповедное место, а заповедным местом Аллаха является то, что Он запретил людям. Поистине, есть в теле человека кусочек плоти, который, будучи хорошим, делает хорошим и всё тело, а будучи негодным, приводит в негодность и всё тело, и, поистине, [таким] кусочком является сердце».
Значит, не зная происхождения пищи, лучше не употреблять её. Это в том случае, если вероятность того, что она будет харам больше, чем халяль (например, неисламская страна). А если вероятность того, что пища будет халяль больше (как в исламской стране), то такую пищу употреблять можно без сомнения, пользуясь шариатским правилом «не спрашивай о том, что скрыто от тебя»
Краткое объяснение для мусульманина и немусульманина о дозволенности и запретности мяса животного:
Второе условие: зарезая дозволенное животное, мы должны (желательно, сунна) это делать во имя Того, кто является его Создателем, так как он дал ему жизнь, а мы лишаем его жизни. Произнося Имя Господа над ним, мы воздаем Ему хвалу и признаем Его милость. Отсюда следует, что животное, забитое во имя идола, есть нельзя.
1. Если животное забил христианин во имя Господа, имея ввиду Иисуса, мир ему, такое мясо дозволено из-за общего смысла аята о дозволенности пищи Людей Писания.
Считается ли мясо халяль если не мусульманин порезал с именем аллаха
Когда мясо считается халяльным?
Мусульмане, к счастью, обычно знают, что свинину есть нельзя. Даже если они не соблюдают все правила Шариата, запрет на свинину, известный всем, воспринимается как сам собой разумеющийся. Но список пищевых запретов свининой не ограничивается, и вот это, увы, далеко не всем известно.
Мы бы хотели в очередной раз настоятельно обратить ваше внимание на то, что нехаляльное мясо — это не только свинина! Нехаляльное мясо — это мясо любого несъедобного по исламским нормам животного (медведя, например), а также мясо любого съедобного животного, если животное не было заколото в соответствии с исламскими нормами.
Иными словами, говядина, баранина и курятина тоже могут быть нехаляльными. К сожалению, об этом знают не все мусульмане: в народе считается, что халяль — это все, кроме свинины. В странах, где мусульман большинство, это отчасти резонно: если в стране на законодательном уровне животных следует резать по исламским правилам, то, конечно, у говядины и баранины в мясной лавке мало шансов оказаться нехаляльными. Даже если животное в такой стране режут на фабрике, все правила обычно соблюдаются. Впрочем, даже в мусульманских странах может быть проблемой найти халяльную курицу, потому что на фабриках нередко используют механический забой, и если предприниматель не знает, что такой забой не приемлем по исламским нормам, то курица с его предприятия будет нехаляльной, даже если владелец и работники предприятия — мусульмане и даже если коров и баранов в соседнем цехе предприятия режут вручную по всем правилам Шариата.
Но в любом случае здесь речь не идет о мясе из российского супермаркета. Мы живем в стране, где мусульман — не большинство, следовательно, мы не можем ожидать, что коров, баранов и куриц на предприятиях закалывают по Шариату.
В основе МЯСО ЛЮБОГО ЖИВОТНОГО, ДАЖЕ ТОГО, КОТОРОЕ СЪЕДОБНО ПО ШАРИАТУ, ЗАПРЕТНО, пока не будет доказано, что оно халяльное. В странах, где большая часть населения — немусульмане, вы не можете полагать по умолчанию, что говядина или баранина — халяль, ведь львиная доля мяса в супермаркетах производится на российских предприятиях, не имеющих сертификации “Халяль”, а значит, они, скорее всего, даже не знают об исламских нормах: о правильном забое с перерезанием трахеи, пищевода и яремных вен, о произнесении имени Аллаха над каждым закалываемым животным и о многом другом. Часть мяса — импорт из немусульманских стран. И даже импорт из мусульманских стран — тоже не гарантированно халяльный.
Вы должны покупать только такое мясо, насчет которого вы уверены, что оно халяльно. Повторим: это значит не только то, что вы просто не покупаете свинину. Мясо других животных: говядину, баранину, козлятину, крольчатину, курятину — вы тоже должны покупать у проверенных производителей.
Если владелец мясной лавки — мусульманин, не замеченный в больших грехах, то вы можете поверить его словам, что мясо — халяль.
Если владелец мясной лавки — мусульманин, замеченный в больших грехах (например, он продает в своем магазине вино), то вы не можете просто так поверить его словам, что мясо — халяль. Следует все уточнить и разобраться в деле: откуда он взял это мясо, что это за мясо и так далее.
Если владелец мясной лавки — немусульманин, вы не можете поверить его словам, что мясо — халяль, он может не разбираться в этой теме вообще. Но вы можете принять его сообщение, что он купил это мясо у мусульманина. Дальше опять же следует разбираться в деле: как связаться с поставщиком, что за поставщик, что у него за мясо.
Но все-таки мало кому повезло жить рядом с мясной лавкой или фермой, владелец которой — мусульманин, который знает об исламских правилах касательно мяса и забивает всех животных сам. Многие покупают мясо в супермаркетах, где представлены продукты самых разных предприятий. Единственный способ не ошибиться в супермаркете — выбирать мясо из фабрик, которые получили сертификацию “Халяль” в достойном доверия органе сертификации и этот сертификат действительный в настоящее время.
Говядина, баранина и куриное мясо тоже могут быть нехаляльными.
Мясо в основе запретно, пока не будет доказано, что оно халяльное (разрешенное).
Недостаточно просто не покупать свинину.
Следует покупать только такое мясо, насчет которого вы уверены, что оно — халяль.
ВОПРОС-ОТВЕТ
Войти используя аккаунт социальных сетей
Правила форума
Уважаемые посетители!
1) Для каждого вопроса начинайте отдельную тему, кроме как в случаях дополнения, или уточнения для уже существующего вопроса.
2) Точно указывайте заголовок вопроса, заголовки типа «А это бид’а?» или «Можно ли?» не принимаются.
3) Пожалуйста пишите русскими буквами. Если у вас нет русской раскладки можете воспользоваться ресурсом http://www.translit.ru/
PS. Ответ на Ваш вопрос может занять время. Наберитесь терпения.
Re: Не делает намаз, можно ли есть мясо зарезанное этим чело
Re: Не делает намаз, можно ли есть мясо зарезанное этим чело
Re: Не делает намаз, можно ли есть мясо зарезанное этим чело
Re: Не делает намаз, можно ли есть мясо зарезанное этим чело
Ас-саляму алейкум уа рахматуЛлах.
Имам Ибн Къудама в “аль-Мугъни” 2/442 привел сообщение со слов Уалляна, который рассказывал: “Однажды я вернулся домой и увидел зарезанного барана. Я спросил: “Кто зарезал его?!” Мне ответили: “Твой слуга”. Я сказал: “Клянусь Аллахом, мой слуга не совершает молитву!” Женщины сказали: “Мы сказали ему помянуть имя Аллаха при закалывании”. Тогда я пошел к Ибн Мас’уду спросить его об этом и он велел мне это есть”.
Имам ‘Абдур-Раззакъ в «аль-Мусаннаф» 4/484, и вот как оно звучит полностью:
‘Абдур-Раззакъ рассказывал, что Къайс ибн ар-Раби’ передал от Исма’иля ибн Сами’а, что Малик ибн ‘Умайр передал от Уалляна Абу ‘Уруи аль-Муради, который рассказывал: “Однажды я вернулся к себе домой и нашел нашего барана заколотым. Я спросил у семьи: «Что случилось с ним?» Они сказали: «Мы боялись, что он умрет (поэтому велели его заколоть)»”. Он сказал: “В доме у нас был слуга, который не совершал молитву, он барана и заколол. Я пришел к Ибн Мас’уду и спросил его об этом, и Ибн Мас’уд сказал: «Ешьте его»”.
Это сообщение указывает на то, что Ибн Мас’уд не считал оставление намаза большим куфром, а иначе не позволил бы есть заколотое тем, кто не делал намаз. И этот аргумент в качестве довода использовал один из самых знающих людей ханбалитского мазхаба – имам Ибн Къудама в «аль-Мугъни» 2/442, что не делающий намаз не кафир.
Re: Не делает намаз, можно ли есть мясо зарезанное этим чело
Имам Ибн Къудама в “аль-Мугъни” 2/442 привел сообщение со слов Уалляна, который рассказывал: “Однажды я вернулся домой и увидел зарезанного барана. Я спросил: “Кто зарезал его?!” Мне ответили: “Твой слуга”. Я сказал: “Клянусь Аллахом, мой слуга не совершает молитву!” Женщины сказали: “Мы сказали ему помянуть имя Аллаха при закалывании”. Тогда я пошел к Ибн Мас’уду спросить его об этом и он велел мне это есть”.
Имам ‘Абдур-Раззакъ в «аль-Мусаннаф» 4/484, и вот как оно звучит полностью:
‘Абдур-Раззакъ рассказывал, что Къайс ибн ар-Раби’ передал от Исма’иля ибн Сами’а, что Малик ибн ‘Умайр передал от Уалляна Абу ‘Уруи аль-Муради, который рассказывал: “Однажды я вернулся к себе домой и нашел нашего барана заколотым. Я спросил у семьи: «Что случилось с ним?» Они сказали: «Мы боялись, что он умрет (поэтому велели его заколоть)»”. Он сказал: “В доме у нас был слуга, который не совершал молитву, он барана и заколол. Я пришел к Ибн Мас’уду и спросил его об этом, и Ибн Мас’уд сказал: «Ешьте его»”.
Это сообщение указывает на то, что Ибн Мас’уд не считал оставление намаза большим куфром, а иначе не позволил бы есть заколотое тем, кто не делал намаз. И этот аргумент в качестве довода использовал один из самых знающих людей ханбалитского мазхаба – имам Ибн Къудама в «аль-Мугъни» 2/442, что не делающий намаз не кафир.
Этот асар не достоверный
В иснаде этого сообщения есть передатчик Малик ибн Умейр аль-Ханафи аль-Куфи, его состояние неизвестно. Сказал Ибн Каттан: «Его состояние неизвестно» см. «Тахзибу ат-тахзиб», 10-20 Сказал имам Ибн АбдульБарр: «Застал джахилию, передавал от Посланника Аллаха, не встретившись с ним» см. «Аль-Истиаб», 1-421 Сказал имам Ибн Хаджар о нем: «Муходрам (т.е. тот кто застал джахилию, и не видел Посланника Аллаха, а принял Ислам после его смерти- передачи таких людей от Посланника Аллаха считаются слабыми- прим.)» см. «Такрибу ат-тахзиб», 1-916
Также в нем есть передатчик Раби ибн Кейс, являющийся слабым передатчиком. См. «Тахзибу ат-тахзиб», 8-394
Также в нем есть еще один слабый передатчик – Вулян ибн Урва аль-Муроди, сказал о нем Ибн Хаджар аль-Аскалани: «Маджхуль» см. «Лисануль Мизан», 6-216
Re: Не делает намаз, можно ли есть мясо зарезанное этим чело
Даже если считать так, то его привел имам ибну Кудама, имам ханбалитов, в довод на то что оставивший намаз не выходит из Ислама.
Что касается передатчиков, то в отношении некоторых тут есть и мнения тех, кто считал их достоверными.
Вот к примеру:
Доводом так же о том, что оставивший молитву, не совершивший ее во время, являются асары от сахабов, которые не выводили за это из Ислама:
Шейх ‘Абдуль-‘Азиз ар-Раджихи (да сохранит его Аллах)
Вопрос: “Да помилует вас Аллах. Если человек вообще не совершает молитву, то можно ли конкретно на него говорить, что он неверный?”
Ответ: “Нет! Не применяется куфр в отношении конкретного лица, ибо в этом вопросе есть разногласие среди обладающих знанием. А также может быть, что до него не довели довод, или же у него есть некое сомнение (неясность)”. См. “Фатауа ар-Раджихи” /Такфир аль-му’аййан/.
Re: Не делает намаз, можно ли есть мясо зарезанное этим чело
брат абу Зейнаб тот асар касается одного или двух намазов и не полного его оставление и ты сам это прекрасно знаешь
эсли на то пошло то есть очень много асаров от сподвижников и табинов и табатабиинов о том что оставивший намаз кяфир и вот некоторые из них
Первое это то что передается иджма сподвижников.
Сказал Абу Хурейра: “Сподвижники Мухаммада не считали какую-либо вещь из деяний, чье оставление будет неверием, кроме как молитву.” (Хаким 1/12)
Все передатчики этого асара достоверны, кроме Джарири, о котором разногласили по причине того, что он запутался. И отрицал имам Ахмад то, что он запутался, а другие имамы говорили, что все-таки он запутался. И возможно это более правильное мнение.
Однако: является утвержденным, что передатчик этого асара Башар ибн Муфаддаль слышал от Джарири до того, как он запутался.
Сказал Хафиз ибн Хаджар: “Не передал Бухари из хадисов Джарири ничего, кроме как от Абдуль-Аля, Абдуль-Уариса и Башара ибн Муфаддаля, и они слышали от Джарири до того, как он запутался». (Худа ас-Сари 406).
И поэтому является асар достоверным сам по себе. И также он подкрепляется асаром Джабира, асаром Хасана аль Басри и Абдуллаха ибн Шакыка:
Сказал Джабир Ибн Абдуллах, когда было спрошено у него: «Что разделяло у вас между куфром и иманом из деяний во времена Посланника Аллаха?», и он ответил: «Молитва». (См. «Тазыму кодри ас-соля», 893, и шейх Альбани и шейх Абдуллах ас-Саад сказали, что иснад его – хасан, )
Сказал шейх Абдуллах ас-Саад, из сильнейших мухаддисов Саудии: «Его иснад достоверный до Хасана, и это аль-Басри, и известно, что Хасан встречался и слышал от большого множества сахабов»
см. http://www.alssad.com/publish/article_523.shtml» target=»_blank
Асар Умара Ибн аль Хаттаба
Передал Сулейман бин Ясар, что когда смертельно ранили Умара ибн аль-Хаттаба, а затем, когда пришло время намаза, он сказал: «Нету доли в Исламе тому, кто оставил намаз» или как в другой передаче: «Нет Ислама для того, кто оставил намаз» (см. Малик, 1/39; Ибн Аби Шейба, 11/25; Байхаки, 1/367; Даракутни 2/52; Абдурразак, 5010; Найсабури, «аль-Икна», 2/690, и его иснад достоверный)
Сказал имам Ибн аль Каййим, передав этот асар: «Сказал это Умар в присутствие сподвижников, и никто выразил этому порицание. И предшествовало подобное этому от Абдуррахмана Ибн Ауфа, и Абу Хурейры, и не известно противоречие им в этом от сподвижников!» см. «Ас Соляту уа хукму таркиха», 50
Сказал также Умар ибн аль Хаттаб с минбара: «Нет Ислама у того, кто не совершает молитву» (Маруази, 930, 931, иснад достоверный)
Асар Абдуллаха Ибн Масуда
Сказал АбдуЛлах Ибн Мас’уд: «Кто не молится, то нет для него религии» (Ибн Аби Шейба, 30388, Марвази, 938, Халяль, 1387, Табарани, 8942, и другие, и назвал его достоверным шейх Аль-Альбани)
Асар АбдуЛлаха Ибн Аббаса
Передано от Ибн Аббаса, что он сказал: «Кто оставил молитву, тот стал кафиром» (Аль-Марвази, 939)
И в этом хадисе есть 2 проблемы в иснаде – во первых, передатчик Яхья Ибн Абдуль Хамид – хафиз, однако он был обвинен в воровстве хадисов, во-вторых, передатчик Шарик Коды – правдив, однако много ошибался.
И это делает иснад слабым, однако у него есть усиливающие варианты.
И в его иснаде есть слабость, а это передатчик Умар ибн Малик, в котором есть разногласие. И многие имамы сказали, что иснад этого хадиса хасан, и в любом случае, он является хорошим усиливающим свидетельством для первого асара.
Окончательно же закрепляет мазхаб Ибн Аббаса в этом вопросе то, что он присутствовал при смерти Умара ибн Аль Хаттаба, когда тот сказал о куфре оставляющего намаз, и никак не возразил на это, как и другие сподвижники.
Асар Абу Ад-Дарда
Сказал сподвижник Абу Ад-Дарда: «Нет Имана у того, у кого нет молитвы» (Марвази, 945, Халяль, 1384, Лялякаи, 1536, и другие)
И сказал шейх Альбани: «Его иснад достоверный» см. «Сахих ат-таргиб уа ат-тархиб», 57
Асар Саида Ибн Имара
Сказал сподвижник Саид Ибн Имара: «Воистину, нет молитвы у того, у кого нет омовения, и нет имана у того, у кого нет молитвы» (Халяль, 1397, Марвази, 903, 904, Табарани, 5459, и др)
Сказал шейх Альбани: «Его иснад хасан» см. «Ас-Сильсиля ас-сахиха», 1914
Асар Джабира ибн Абдуллаха
Спросили у Джабира Ибн Абдуллаха: «Что между рабом и куфром?» Он ответил: «Оставление молитвы» (Марвази, 947)
Cказал шейх Абдуллах Ас-Саад: «Его иснад сахих» см. http://www.alssad.com/publish/article_523.shtml» target=»_blank
Асар Биляля
Увидел муаззин Пророка Биляль, да будет им доволен Аллах, человека, который молился, не выдерживая земной и поясной поклоны столько, сколько надо чтобы они были действительными (т.е. молился их очень быстро), и сказал: «О молящийся, если ты умрешь сейчас, то умрешь не на религии Исы ибн Марьяма, мир ему и его матери» (Ибн Аби Шейба, 1/259, Халяль, 394, Табарани, 1085, и другие)
Сказал имам Аль Хейсами: «Все его передатчики достоверные» см. «Маджмуа аз-заваид», 2-121
И в нем – ясное указание на такфир оставившего молитву, поскольку религия Исы, мир ему – единобожие, как и у всех Пророков.
и так можно приводить ещё слова сподвижников но этого наверно хватит.
и ещё вот мазхаб табиинов
Передал имам аль-Марвази от Аюба Ас-Сахтияни, табиина, что тот сказал: «Оставление намаза куфр, и нет в этом разногласий» см. «Тазыму кодри соля», 2/925, иснад достоверный
Сказал Махкуль: «Кто намеренно оставил предписанную молитву, то спала с него безопасность от Аллаха, а с кого спала безопасность от Аллаха, тот кафир» (см. Ибн Аби Шейба, 30429, сказал шейх Мариби: «Его иснад хасан»)
Сказал Нафии, воспитанник Абдуллаха Ибн Умара, когда спросили у него: «Человек признает то, что ниспослал Всевышний Аллах, и то, что разьяснил Его Посланник, затем говорит: «Я оставлю ее, и я признаю, что она – истина от Всевышнего Аллаха». Ответил он: «Это кафир!», и выдернул свою руку от спрашивающего, разозлившись. (Маруази, 977 иснад хороший)
Что же касается мнения об отсутствии неверия у оставившего молитву, то среди табиинов оно достоверно передается только от Зухри – одного из маленьких табиинов, заставшего мало из сподвижников, что доказывает, что разногласие в хукме оставившего молитву появилось в самом конце эпохи табиинов, а до этого его не было.
И в заключение этого раздела приведем еще два слова от ученых
Сказал имам Мухаммад ибн Наср аль Маруази: «Упомянули мы сообщения от Посланника Аллаха о тех, кто оставляет намаз, что такой кафир, и то, что такой выходит из религии, и то, что пришло от Посланника Аллаха убийство тех, кто не делает намаз (т.е. по приговору суда и т.д.), потом пришло от сподвижников тоже самое, и не пришло ни от одного из них противоречия этому!» см. «Таъзым кодри Салят» 2\925
И также отметим, что из имамов четырех мазхабов это мнение Ахмада, а также Шафии и Малика в одной из передач от них.
Re: Не делает намаз, можно ли есть мясо зарезанное этим чело
Во-первых, это пока твое только мнение.
Во-вторых, я знаю что в этом вопросе есть большое разногласие, о чем я уже много раз тут писал.
Так же есть большая разница между положением общим и частным такфиром, только вот почему-то многие торопящиеся в обвинение кого-то конкретного не знают об этом или не хотят принимать это во внимание.
Но это не страшно для нас, это страшно для них, т.к. посланник Аллаха, мир ему, сказал: «Кто сказал своему брату: «О, враг Аллаха» или же сказал: «О, кяфир,» а это на самом деле не так, то это возвращается на него.»
И еще, не понимать это, или не желать применять эти правила в религии выгодны сектантам, которые любят обвинять саляфитов в мурджиизме и т.д.
Что касается иджма.
Аbdul Aziz писал(а): Асар Умара Ибн аль Хаттаба
Передал Сулейман бин Ясар, что когда смертельно ранили Умара ибн аль-Хаттаба, а затем, когда пришло время намаза, он сказал: «Нету доли в Исламе тому, кто оставил намаз» или как в другой передаче: «Нет Ислама для того, кто оставил намаз» (см. Малик, 1/39; Ибн Аби Шейба, 11/25; Байхаки, 1/367; Даракутни 2/52; Абдурразак, 5010; Найсабури, «аль-Икна», 2/690, и его иснад достоверный)
Сказал имам Ибн аль Каййим, передав этот асар: «Сказал это Умар в присутствие сподвижников, и никто выразил этому порицание. И предшествовало подобное этому от Абдуррахмана Ибн Ауфа, и Абу Хурейры, и не известно противоречие им в этом от сподвижников!» см. «Ас Соляту уа хукму таркиха», 50
Сказал также Умар ибн аль Хаттаб с минбара: «Нет Ислама у того, кто не совершает молитву» (Маруази, 930, 931, иснад достоверный)
Хафиз Ибн Абдуль-Барр сказал: «Ученые истолковали слова Умара, как: нет у него большого удела, т.е. его удел в Исламе не полноценный! Также они объяснили и слова Ибн Мас’уда» См. «ат-Тамхид» 4/237.
Также шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Тот, кто убежден, что человеку не принесет пользы ничего, кроме его собственных деяний, тот разорвал единогласное мнение (иджма’), и это ложь по многим причинам”. После чего шейхуль-Ислам перечислил двадцать одно доказательство указывающее на то, что человек получит пользу не только благодаря своим собственным делам. И в одной из причин этому он сказал: “В-пятых, Всевышний Аллах выведет из Огня тех, кто не совершил ничего благого по причине Своей милости, и в этом есть польза без деяний!” См. “Джами’ аль-масаиль ли шейх аль-Ислям” 5/203.
Хафиз Ибн Раджаб сказал: “Смысл слов «никогда не совершил ничего благого» означает: не совершил ничего из деяний тела, несмотря на то, что основа таухида у них была! Так приходит в хадисе о человеке, который повелел сжечь себя после смерти: «Он не совершил ничего благого, кроме таухида!» Также в хадисе про шафа’а (заступничество) сказано: «О Господь, позволь мне заступиться за тех, кто говорил: «Ля иляха илля-Ллах!» И Аллах скажет: «Клянусь Своим величием, я выведу из Огня того, кто сказал «ля иляха илля-Ллах!» Все это указывает на то, что люди, которые по милости Аллаха выйдут после заступничества из Огня, это те, кто произносил слова единобожия, не совершив вместе с этим ни одного благого дела телом!” См. “Тахуифу мина-Ннар” 147.
Также Ибн Раджаб говорил: “Известно, что в Рай может войти только тот, кто имел убеждение в сердце и произносил языком, и именно по причине этих двух вещей выйдет человек из Огня и войдет в Рай!” См. «Шарх Сахих аль-Бухари» 1/123.
В завершении, советую тебе брат, если ты понимаешь арабский, почитать работы на тему: «дуабит ат-такфир аль-му’айин», чтобы ты мог, умел сочетать в себе общие контексты с частными случаями.
И забегая вперед, чтобы ты брат не утруждал себя поиском ответа на мой вопросы выше, а именно:
Приведу слова шейхуль-Ислам ибн Теймии, рахимаху Ллах, кот. в «шарх аль-‘акыйдату фи аль-фикх», 4/92, сказал:
«Однако если он не был призван и не был из тех кто воспротивился, то в отношении него НЕ применяется ничего из ахкамов (положений) вероотступников. Ни в каком бы то ни было из этих положений. И поэтому неизвестно ни одного случая, чтобы оставившего молитву не искупали (после смерти) и чтобы не прочли над ним молитву джаназа, и чтобы не хоронили вместе с мусульманами, и чтобы запрещали наследникам наследовать от него, и не пролили его кровь по причине этого. И все это несмотря на многочисленность оставляющих молитву во все времена. А известно, что вся Умма вместе не соберется на заблуждении».
Можно ли есть пищу христиан и иудеев?
Можно ли есть мясные блюда в любимой ресторанной сети, например, в Макдональдсе или в KFC? А как насчет куриных тушек из супермаркета без маркировки «халяль»? Отсутствие должного количества халяльной еды в кафе, ресторанах, магазинах породило заведомо ложное представление о нехаляльной мясной продукции. Коран и Сунну некоторые начали трактовать излишне вольно. Появились люди, которые употребляют обычное мясо или любое мясное блюдо, ограничиваясь произнесением слов «бисмилля» («с именем Бога») перед едой. Некоторые приводят фетвы о том, что якобы если поблизости нет халяльной еды, то можно довольствоваться общедоступной, сказав перед приемом пищи «бисмилля». Кто-то говорит, что он, живя в России, Америке или Европе, ест мясо христиан, которые относятся к людям Писания.
Анализ аятов, достоверных хадисов и мнение авторитетных богословов убедительно доказывает ошибочность такого поведения.
Что нельзя есть по Корану и Сунне?
В Священном Коране Господь миров установил ряд ограничений относительно пищи, среди которых — запрет на употребление мяса животного, заколотого без упоминания имени Творца[1].
«И ешьте [из мясных продуктов] то, над чем упомянуто имя Аллаха (Бога, Господа)[2] [при заклании], если вы уверовали в Его знамения. Не ешьте [из мясных продуктов] то, над чем не было упомянуто имя Аллаха (Бога, Господа) [при заклании]. Это [употребление нехахяльного мяса] — уклонение от заповеди [грешно пред Господом]» (см. Св. Коран, 6:118, 121).
В аяте имеется в виду именно обряд заклания, во время которого необходимо упомянуть имя Аллаха (Бога, Господа), а не повседневный прием пищи.
Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Вы можете употреблять в пищу мясо животного, кровь которого пущена с упоминанием имени Аллаха (Бога, Господа)»[3].
Мясо с точки зрения мусульманской традиции становится халяльным (дозволенным Богом) при наличии двух условий: (1) перерезание основных шейных артерий с выходом большей части крови животного и (2) произнесение имени Творца.
До Ислама у арабов жертвоприношение было одним из обрядов поклонения идолам. С началом распространения Ислама пророком Мухаммадом, наряду с другими языческими обычаями, было запрещено и упоминать при заклании животного какое-либо имя, помимо имени Всевышнего.
Что касается людей Писания, христиан и иудеев, то они, в основном сохраняя приверженность Единобожию, остаются наиболее близкими к мусульманам в религиозном отношении. Ввиду появления в их практике признаков и элементов многобожия, некоторые мусульмане стали причислять их к язычникам. Это ошибочно. В Коране они неоднократно упоминаются в одной строке вместе с язычниками и безбожниками, но при этом выделяются как «люди Писания» отдельным упоминанием. Бог знает, что и тогда, во времена пророка Мухаммада, и сегодня, и до Конца Света у них будут заблуждения в вопросах веры, и все же они определены в заключительном Писании, Коране, как особая группа верующих.
Кого считать людьми Писания?
Тех, кто относит себя к христианам или иудеям.
Господь миров касательно пищи людей Писания четко говорит в Коране:
«[Отныне] стало разрешенным для вас [употреблять в пищу] все хорошее [приятное с точки зрения здорового общечеловеческого восприятия]. Также разрешена для вас [мусульмане] пища[4] людей Писания [иудеев и христиан], а ваша пища разрешена для них» (см. Св. Коран, 5:5).
Многие авторитетные ученые передают слова Ибн ‘Аббаса, согласно которым, под упомянутым в аяте словом «пища» подразумевается мясо животных, принесенных в жертву людьми Писания[5].
Все сподвижники пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует), а также исламские ученые первого поколения после Пророка были едины во мнении о разрешенности мяса, употребляемого христианами и иудеями[6].
Известно, что пророк Мухаммад не отказался от блюда из баранины, которым его угостила женщина-иудейка[7].
Также сподвижники Пророка, отправившиеся в Сирию, употребляли в пищу мясо, которым питались тамошние христиане, не видя в этом ничего предосудительного.
Ни один из богословов и исследователей не привел из жизни Пророка или его сподвижников ни одного примера, противоречащего вышесказанному, кроме случая с племенем бану таглиб[8]. Это племя, хотя и относило себя к христианам, было совершенно незнакомо с христианским учением и не соблюдало никаких религиозных заповедей. Имам ‘Али говорил о запрете на употребление приготовленного представителями этого племени мяса и о запрете женитьбы на женщинах из этого племени, аргументируя свое мнение тем, что, по сути, это племя продолжает пребывать в язычестве: не выполняет того, что обязательно у христиан, и не сторонится того, что запретно у них[9].
Отмечу, что большинство сегодняшних христиан таковы (подобны племени бану таглиб), поэтому их мясо, и в первую очередь магазинное, не дозволено для употребления. Таково мое, и не только мое, мнение. Мясники, совершающие забой, могут считать себя христианами, но зачастую ничего о Христианстве не знают и его не практикуют. Главное же то, что у современных христиан (всех направлений и течений) потерян ритуал заклания животного, в отличие от иудеев, которые очень трепетно и внимательно к этому относятся.
Если также принять во внимание тот факт, что в условиях современного светского государства разнообразные технологические способы забоя скота не учитывают религиозных канонов, отсутствует контроль за этим процессом со стороны религиозных общин (мусульманских, христианских, иудейских), то, безусловно, мусульманам недопустимо употреблять в пищу мясные продукты, продаваемые в магазинах и предлагаемые в заведениях общественного питания (ресторане, кафе), кроме тех случаев, когда устно или письменно оговаривается, что мясо соответствует иудейским (кошерное) или мусульманским (халяльное) каноническим требованиям.
В заключение стоит отметить, что в любой ситуации, когда есть выбор, верующий должен отказываться от употребления нехаляльных мясных продуктов. Если нет маркировки или заявления о том, что еда халяльная или кошерная, то она таковой от слова «бисмилля» не становится. К тому же при отсутствии в том или ином городе, регионе кошерного или халяльного мяса всегда можно заменить его рыбой[10], растительной белковой пищей или бобовыми. Покупая еду в ресторане или кафе, вы всегда можете выбрать немясные блюда (рыбные или вегетарианские).
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] В Священном Коране, последнем Божественном Откровении, Господь подтвердил ниспосланные Им ранее пророкам заповеди относительно ограничений в пище. Тора содержит упоминания о подобных запретах. В Коране это приняло окончательную форму до Конца Света.
[2] Слово «Бог» на разных языках звучит по-разному, но главное не в этом. С точки зрения Ислама главное — это единственность Творца, неограниченность временем и пространством, трансцендентность, несравнимость с чем-либо мирским.
На арабском языке слово «Бог» звучит как «Аллах» и состоит из двух частей — определенного артикля «аль» и слова «иляхь» (бог, божество), что дословно переводится как «определенный Бог». Говоря на арабском «Аллах», любой мусульманин подразумевает Единого и Единственного Творца. Выделяют 99 имен Всевышнего, каждое из которых раскрывает отдельные качества и характеристики Господа. Эти имена-характеристики упоминаются в Коране и в высказываниях пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует).
[3] Св. х. аль-Бухари. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 1770, хадис № 5498; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 12. С. 777–784, хадис № 5498 и пояснение к нему.
Животное, мясо которого предполагается использовать в пищу, может быть заколото любым человеком, независимо от его национальной принадлежности или вероисповедания. Немусульманин так же, как и мусульманин, во время перерезания основных шейных артерий животного обязан произнести слова «бисмил-ля, аллаху акбар».
[4] Все богословы Ислама согласны (иджма‘), что в данном аяте под словом «пища» подразумевается именно мясо животных, ибо растительная и иная пища изначально не подпадает под коранический запрет. Исключением являются только шиитские богословы, считающие, что в аяте подразумеваются зерновые из-за их наиболее частого употребления. Мнение последних не нарушает общего согласия (иджма‘) ввиду недостаточной аргументированности. См.: аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари [Опора чтеца. Комментарий к своду хадисов аль-Бухари]. В 20 т. Египет: Мустафа аль-Баби, 1972. Т. 17. С. 236; аль-Кясани А. Бадаи‘у ас-сонаи‘ фи тартиби аш-шараи‘. Т. 6. С. 230.
[5] См.: аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 17. С. 237; Аль-ма‘хад аль-мялики ли ад-дирасат аль-‘ильмийя. Ан-насара фи аль-кур’ан ва ат-тафасир. С. 319.
[6] Там же. С. 236; аль-Кясани А. Бадаи‘у ас-сонаи‘ фи тартиби аш-шараи‘. Т. 6. С. 230; Аль-ма‘хад аль-мялики ли ад-дирасат аль-‘ильмийя. Ан-насара фи аль-кур’ан ва ат-тафасир. С. 311.
[7] См.: аль-Кясани А. Бадаи‘у ас-сонаи‘ фи тартиби аш-шараи‘. Т. 6. С. 231; Аль-ма‘хад аль-мялики ли ад-дирасат аль-‘ильмийя. Ан-насара фи аль-кур’ан ва ат-тафасир. С. 323.
[8] См.: Аль-ма‘хад аль-мялики ли ад-дирасат аль-‘ильмийя. Ан-насара фи аль-кур’ан ва ат-тафасир. С. 323.
[9] См.: аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 17. С. 237; Аль-ма‘хад аль-мялики ли ад-дирасат аль-‘ильмийя. Ан-насара фи аль-кур’ан ва ат-тафасир. С. 299, 323.
[10] Согласно мусульманским канонам, рыба не является мясом, и поэтому на нее правила относительно халяльности не распространяются.
Когда у пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) спросили о пригодности морской воды для совершения ею омовения, он ответил: «Морская вода пригодна для омовения, а то, что умерло в море [то есть постоянно обитает в нем], — халяльно [разрешено для употребления в пищу]». Хадис от Абу Хурайры. См., например: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 40, хадис № 69.
В сводах хадисов аль-Бухари и Муслима описывается случай, когда сподвижники Пророка, совершая долгий путь, увидели тело мертвого кашалота, выброшенное на берег. Они питались мясом этого кашалота на протяжении одного месяца. Когда сподвижники вернулись в Медину и рассказали о произошедшем, пророк Мухаммад поинтересовался: «У вас осталось немного этого мяса, для того чтобы угостить нас?» Сподвижники ответили утвердительно и угостили Пророка. См.: аз-Зайля‘и Д. Насбу ар-рая ли ахадис аль-хидая. Т. 4. С. 204.
Запрет на употребление обитателей моря может касаться только случаев, когда началось гниение продукта и отравление им очевидно. Считаю верным мнение, что все, постоянно живущее в воде и съедобное, является разрешенным (халяль).