отряд рыб таблица 7
Таблица по биологии «Сравнительная характеристика классов Хрящевые рыбы: акулы, скаты, химерообразные» (7 класс)
«Сравнительная характеристика Класса Хрящевые рыбы:
Акулы, Скаты, Химерообразные.»
Цель: изучить и сравнить общее строение отрядов класса Хрящевые рыбы.
Известно более 526 видов
Насчитывает около 50 видов
Во всех океанах и морях на глубине 2000 м. Самыми безопасными считаются Черное и Каспийское.
Во всех морях и океанах
В восточной части Атлантического океана на глубине 40-140 м. Но чаще на глубине 200-500 метров.
Находятся в постоянном движении, которое обеспечивает их пищей и кислородом.
Могут часами лежать на дне, не двигаясь.
Придонные животные. Находясь у дна, могут «стоять» на грунте, опираясь все свои плавники
Тело у большинства округлое, не сплющенное с боков, с узкой передней частью, что позволяет развивать высокую скорость. Кожа толстая (у самок втрое больше) и прочная, покрытая плакоидной чешуей. Кожа имеет множество слизистых желез. На голове по бокам расположены маленькие глаза. Глаза снабжены мигательной перепонкой. Имеются брызгальца. Тело поделено на голову, туловище и хвост. Рот вооружен острыми зубами в несколько рядов (у хищных видов) либо лишен зубов (у пелагических форм). Тело несет пару грудных и пару брюшных плавников. На спинной стороне имеются непарные плавники – 2 шт. Хвостовой стебель заканчивается мощным разнолопастным плавником. На боках туловища, хвоста и головы – боковая линия.
Тело сильно уплощено. Грудные плавники срослись с головой. Пасть, ноздри и пять пар жабр находятся на нижней плоской стороне. Хвост бичеобразной формы. Окраска верхней части приспособлена к тому или иному пространству, в котором находится скат. На верхней стороне расположены глаза и брызгальца – отверстия, в которые проникает вода для дыхания.
Торпедовидная обтекаемая форма тела. Зависит от способа питания и существования.
Вальковатое, сжатое с боков. Утончается к концу
Рыбы (биология, 7 класс) – отряды, развитие внешнего строения
Рыбы – многоклеточные хордовые животные, у которых впервые появляется череп и челюсти. В соответствии с особенностями скелета выделяют два класса рыб.
Описание
Рыбы – симметричные животные с обтекаемой формой тела. Необтекаемую форму тела имеют придонные, маскирующиеся рыбы, ведущие малоподвижный образ жизни.
Рыбы отлично приспособлены к жизни в воде, о чём говорят особенности внешнего строения:
Рис. 1. Внешнее строение.
Развитие классов рыб относят к девонскому периоду (примерно 300 млн. лет назад). Все рыбы произошли от общего предка – древней панцирной рыбы, скелет которой состоял из хряща, но челюсти имели костное строение.
Классификация
По систематике рыбы – название надкласса. Они относятся к типу хордовые и включают два класса – хрящевых и костных рыб. К первому относятся акулы и скаты. Они обитают преимущественно в морях, некоторые виды водятся в пресных водоёмах. В соответствии с названием их скелет состоит из хрящей. Кроме того, представители класса имеют следующие особенности:
Класс костные рыбы включает более 90 % всех видов рыб. Они обитают в морях, пресных водоёмах, реках в разных климатических условиях и имеют преимущественно костных скелет. Их челюсти более развиты и подвижны, рот расположен впереди головы, хвостовой плавник симметричен. Имеется плавательный пузырь, позволяющий регулировать глубину погружения.
Выделяют четыре подкласса костных рыб:
Значимые отряды костных рыб:
Рис. 2. Представители.
Считается, что от кистепёрых рыб произошли амфибии.
Строение
Внутреннее строение рыб представлено в таблице.
Система органов
Органы
Общая характеристика
Череп включает мозговую коробку, парные жаберные крышки и дуги, челюсти. Парные плавники подвижны. Позвоночник состоит из позвонков с отростками – два смотрят вниз и образуют рёбра, один поднят вверх. Мускулатура разделена на сегменты
Пищеварительный тракт, железы
Тракт состоит из ротового отверстия, глотки, пищевода, желудка, кишечника. Заканчивается анальным отверстием. В кишечник открываются протоки поджелудочной железы и печени. Некоторые рыбы имеют зубы
Лентовидные парные почки, мочеточники, мочевой пузырь
Кровь фильтруется почками. Формируется моча, поступающая по мочеточникам в мочевой пузырь. Оттуда выводится через мочеиспускательный канал
Расположены в глотке. К жаберным дугам крепятся жаберные лепестки, которые пронизаны капиллярами. Через них осуществляется газообмен
Двухкамерное сердце, артерии, вены, капилляры
Сердце состоит из желудочка и предсердия, через которые проходит венозная кровь. Один круг кровообращения, начинающийся от желудочка. Венозная кровь идёт через жабры, насыщаясь кислородом. После отдачи кислорода всем органам и тканям кровь возвращается в предсердие
Головной мозг включает передний, промежуточный, продолговатый, средний мозг и мозжечок, спинной мозг вдоль позвоночника, нервы
Хорошо развиты средний, промежуточный мозг и мозжечок. Органы чувств представлены глазами, ноздрями, внутренним ухом, боковой линией, улавливающей вибрации. Вкусовые рецепторы находятся во рту и на коже
Яичники и яйцеводы у самок и семенники и семяпроводы у самцов
Оплодотворение чаще всего наружное
Рис. 2. Внутреннее строение.
Чешуя рыб постоянно растёт, и на ней образуются годовые кольца.
Что мы узнали?
Из доклада по биологии 7 класса узнали об особенностях внешнего и внутреннего строения рыб. Надкласс рыбы включает два класса. Наиболее многочисленный класс – костные рыбы. Все рыбы произошли от одного предка. От подкласса кистепёрых рыб произошли амфибии. Рыбы хорошо приспособлены к жизни в воде: имеют обтекаемую форму тела, чешую, плавники, жабры. У них присутствуют все системы органов – дыхательная, кровеносная, пищеварительная, нервная, половая, выделительная.
Отряд рыб таблица 7
1. Начертите в тетради таблицу и заполняйте ее по мере изучения отрядов костных рыб
2. Вспомните особенности строение хрящевых рыб. Какие признаки осетрообразных подчеркивают их сходство с хрящевыми рыбами?
3. Осетровых рыб называют также проходными рыбами. Объясните этот вариант названия
Большее время жизни проводят в соленой воде, поднимаются в реки для нереста
4. Нерестящиеся летом («летние») сельди Белого моря размножаются в условиях значительной большей активности хищников, чем нерестящиеся весной («весенние») сельди. Ученые установили, что сельди одной из этих групп выметывают от 2,3 тыс. до 21 тыс. икринок, а другие от 9,2 тыс. до 62 тыс. икринок. Определите, какая плодовитость у «летних» и «весенних» сельдей. Свой ответ аргументируйте
5. Можно ли рыб отряда Лососеобразные считать проходными? Свой ответ аргументируйте
Да, большинство видов лосесообразных можно считать проходными
6. Чем опасны для животных и человека пираньи?
Зубы пираньи позволяют вырывать большие куски мяса из тела добычи
7. Объясните, почему один из видов угря называют электрическим. Для чего ему необходимы электрические разряды?
Электрические разряды служат для защиты от врагов и для добывания пищи
8. Какая особенность в поведении и дыхании электрических угрей позволяет им жить в водоемах с минимальным количеством кислорода?
Есть участки тканей, которая позволяет усваивать кислород
9. Перечислите виды рыб, разводимых в рыбных хозяйствах
10. Назовите виды рыб отряда карпообразных, разводимых в водных аквариумах
11. Как по внешнему виду строению можно отличить рыб отряда окунеобразных
Брюшные плавники расположены под грудными. Плавник имеет форму нерасчлененного острого шипа
12. Закончите схему «Семейства отряда Окунеобразные»
2. окуневые с родами
13. Рассмотрите рисунки 94 и 95 учебника (с. 111 и 112). Выпишите видовые названия рыб отрядов Карпообразные и Окунеобразные, которых вы ловили в реках и озерах вашей местности
Отряд Окунеообразный: окунь, судак
14. Рассмотрите рисунки. Выпишите номера рыб, входящих в соответствующие отряды
Отряд Сельдеобразные: 5, 7
Отряд Лососевообразные: 10, 8
Отряд Карпообразные: 2, 4
Отряд Окунеобразные: 1, 9
15. Рассмотрите рисунки, подпишите названия рыб
16. Почему протоптера, лепидосирена, рогозуба относят к двоякодышащим рыбам?
Они дышат в воде и на суше
17. Что общего в средах обитания двоякодышащих рыб, живущих в Африке, Америке и в Австралии?
Они имеют прототип легкого, они могут выдержать пересыхание водоема
18. Какие изменения в плавниках латимерий позволяют называть их кистеперыми рыбами?
Парные плавники служат для опоры, представляют лопасти, состоящие из нескольких кистеоьразных сигментов
19. Вспомните, в чем сходство акул и кистеперых рыб
Двухкамерное сердце, живут в воде. осевой скелет в виде хорды
20. Объясните, почему двоякодышащих и кистеперых рыб можно считать переходными формами между водными и наземными животными
При отсутствии воды они могут переходить на легочное дыхание
Надкласс рыбы
Общими признаками всех рыб является наличие обтекаемой формы тела, жизнь в воде. Тело подразделяется на голову, туловище и хвост. Хорошо развиты органы чувств: зрения, обоняния, слуха, осязания, равновесия.
Ароморфозы рыб
Рыбы отличаются от предшествующих эволюционных форм новыми, прогрессивными чертами строения, которые повысили их уровень организации. Давайте их перечислим.
Образуются предшественники конечностей, плавники, парные придатки тела, обособленные от туловища и головы, приводимые в движение мускульной силой.
У рыб хорда редуцируется, на ее месте формируется позвоночник. У хрящевых рыб позвоночник в течение всей жизни имеет хрящевое строение, а у костных рыб позвоночник окостеневает: он представлен костной тканью.
Обратите особое внимание, что в скелете хрящевых ганоидов (осетровых рыб) хорда сохраняется на всю жизнь.
Костные рыбы
Для большинства костных рыб характерен костный скелет, наличие жаберных крышек, прикрывающих жабры. Жаберные лепестки расположены непосредственно на жаберных дугах, имеется плавательный пузырь. Оплодотворение наружное.
Большинство видов костных рыб (90%) относятся к костистым рыбам. Для большей части костистых рыб характерно непрямое развитие (с метаморфозом).
Форма тела обтекаемая, рыбообразная, за счет чего снижается трение о воду. Поверхность тела покрыта налегающими друг на друга (подобно черепице) чешуйками.
В коже находится множество желез, которые секретируют слизь, покрывающущю все тело рыбы, благодаря чему снижается трение о воду. Из-за слизи пойманную рыбу тяжело удержать в руках, она выскальзывает.
Позвоночник состоит из двух отделов: туловищного и хвостового. В центре каждого позвонка имеется отверстие. Прилегая друг к другу, отверстия позвонков вместе соединяются в единый спинномозговой канал, в котором лежит спинной мозг.
Скелет грудных плавников соединен с позвоночником костями плечевого пояса, в отличие от скелета брюшных плавников, который не сочленяется с позвоночником. Имеются жаберные крышки, снаружи прикрывающие жаберные щели (у хрящевых рыб жаберные крышки отсутствовали, 5 жаберных щелей открывались каждая в отдельности наружу.)
Полость тела вторичная (целом).
Мышечная система сегментируется, что выражается в возникновении отдельных (дифференцированных) мышечных пучков. Наиболее ярким примером дифференцировки являются мышцы ротового аппарата и парных плавников.
Состоит из ротовой полости, глотки, продолжающейся в пищевод, желудка, толстого и тонкого кишечника. У многих рыб в ротовой полости имеются язык и острые зубы, расположенные на челюстях. Зубы предназначены не для механического измельчения пищи, а в основном для схватывания и удержания добычи. Слюнные железы отсутствуют, имеются вкусовые рецепторы.
Глотка тесно связано не только с пищеварительной, но и с дыхательной системой: здесь располагается жаберный аппарат рыб. С помощью жабр они приспособились забирать из воды растворенный в ней кислород и насыщать им кровь, откуда кислород поступает ко внутренним органам и тканям.
Процесс дыхания осуществляется благодаря тому, что вода через ротовое отверстие попадает в глотку. Вследствие движений жаберной крышки вода из ротоглоточной полости втягивается в боковую жаберную полость, омывая жабры. В результате газообмена в кровь рыбы поступает кислород, а углекислый газ покидает ее и растворяется в воде.
Как и хрящевые, костные рыбы имеют один круг кровообращения. Сердце двухкамерное, состоит из одного предсердия и одного желудочка. Запомните, что в сердце у рыб кровь венозная. Она накачивается сердцем в жабры, где происходит ее насыщение кислородом, после чего кровь становится артериальной.
Артериальная кровь направляется к внутренним органам и тканям, движется кровь внутри сосудов: кровеносная система замкнутого типа.
У всех хордовых нервная система трубчатого типа. Головной мозг состоит из продолговатого, среднего мозга, мозжечка, промежуточного и переднего мозга.
Развитие одних и тех же отделов у разных классов хордовых неодинаково, что мы с вами отчетливо увидим по мере изучения данного раздела. Я рекомендую вам обратить на данную тему особое внимание.
Также хорошо выражен (развит) мозжечок, который отвечает за координацию движений и ориентацию тела в пространстве. Это связано со сложными перемещениями рыбы, которая «парит как птица» только не в воздушной, а в водной среде. От головного мозга берут начало 10 пар черепно-мозговых нервов.
Органы зрения приспособлены к водной среде: хрусталик имеет шарообразную форму. Роговица плоская, аккомодация (настройка глаза на наилучшее видение объекта) происходит только благодаря перемещению хрусталика.
Рыбы хорошо видят лишь на близком расстоянии. Имеются органы вкуса на коже и нижней челюсти, а также органы обоняния, открывающиеся в ротовую полость.
Развитие у большинства рыб (костистые рыбы) непрямое, с метаморфозом. Запомните, что процесс выметывания икры и ее последующего оплодотворения называется нерест, он носит сезонный характер. У пресноводных рыб нерест происходит весной, в это время строго запрещена ловля рыбы.
Плавательный пузырь
Этот орган характерен исключительно для костных рыб: у хрящевых рыб (акулы, скаты) он отсутствует. Плавательный пузырь представляет собой воздушный мешок, заполненный смесью газов: азотом, кислородом, углекислым газом.
При заполнении газом пузырь расширяется: это меняет удельный вес рыбы, он понижается и рыба всплывает. Обратная схема происходит при уменьшении пузыря. Но откуда появляется газ, которым наполняется пузырь, если рыба обитает в воде? Отвечая на этот вопрос, отметим, что все рыбы делятся на два типа: открытопузырные и закрытопузырные.
У открытопузырных рыб плавательный пузырь сообщается с пищеварительной системой. Они в течение всей жизни поднимаются к поверхности воды и заглатывают воздух, по мере необходимости они могут освобождаться от газов, выдавливая их через глотку, а затем рот в окружающую среду. К таким рыбам относятся сельдеобразные, щукообразные, карпообразные, двоякодышащие.
Закрытопузырные рыбы имеют пузырь, не сообщающийся с пищеварительной трубкой. Газы в него поступают благодаря газовой секреции: они переходят из растворенного (в крови) состояния в газообразное, заполняя пузырь. Когда пузырь уменьшается газы вновь растворяются в крови, возвращаясь в кровеносное русло. К таким рыбам относятся: трескообразные, окунеобразные, кефалеобразные.
© Беллевич Юрий Сергеевич 2018-2021
Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.
Биология 7 класс. Тема «Основные группы рыб»
Выбранный для просмотра документ ОСНОВНЫЕ ГРУППЫ РЫБ.pptx
Описание презентации по отдельным слайдам:
ОСНОВНЫЕ ГРУППЫ РЫБ. Их роль в природе и значение для человека
Первый вариант. На схеме хордового животного указать и назвать характерные признаки. Второй вариант. Написать названия отделов скелета костистой рыбы, обозначенных цифрами 1- 2- 3- 4- 5-
Кл. хрящевые. 900 видов Кл. костные. 30000 видов Н.о. акулы250 Н.о. скаты350 П.к. хр.костн.40 П.к. лучепёрые25000 П.к. двоякодыш. 6 видо О. химеры П.к. кистепёрые 1 Н.Кл. рыбы 31000видов Тема урока: Основные группы рыб. Их роль в природе и значение для человека. Цель урока: познакомить учащихся с характерными признаками основных групп рыб, их ролью в природе и значением для человека. Задача урока: выявить отличительные признаки внешнего и внутреннего строения основных групп рыб, показать роль рыб в природе и их значение для человека, познакомить с основными экологическими проблемами, возникающими в процессе взаимоотношений рыб и человека. Вспомним основные систематические группы рыб Ответим на вопросы: 1) Зачем и как сравнивают ж.о. 2) Почему возникают различия между ж.о. 3) О чём свидетельствует многообразие или малочисленность видов в той или иной систематической группе.
Сравнительная характеристика основных систематических групп рыб. Группы Приз- рыб наки Класс хрящевые (с.183-184) Класс костные П.к.хрящекостные (с.185-186) П.к. кистепёрые (с.187) П.к. двоякодышащ (с.186-187) П.к. лучепёрые (с.179-182) Внешнегостро-я 1.рострум 2.парные плавники 3.хвост. плавник 4.положение рта 5.жабер. крышки 6.чешуя Внутреннего стр-я 1.скелет 2.хорда 3.плават. пузырь 4.др. особенности Количество видов и представители Около 900 Акулы, скаты, химеры Осётрообразные- 25видов 1 вид латимерия 6 видов: протоп- теры(4), рогозуб, чешуйчатник 25000видов 44 отряда
Рекомендации по заполнению таблицы Признаки Варианты ответов Внешнегостро-я 1.рострум есть нет 2.парные плавники горизонтальные вертикальные вертикальные мясистые 3.хвостовой плавник неравнолопастной однолопастной равнолопастной 4.положение рта нижнее конечное 5.жаберные крышки есть нет 6.чешуя ганоидная циклоидная плакоидная Внутреннего стр-я 1.скелет в основном хряще- вой хрящевой костный 2.хорда сохраняется всю жизнь есть у личинок,увзрослых- фрагменты 3.плавательный пузырь есть развит плохо Мешковидныелёгкие
Подкласс двоякодышащие Слева направо: рогозуб (баррамунда), лепидосирен, большой протоптер (мамба)
Подкласс лучепёрые Верхний ряд – сельдеобразные, слева направо: атлантическая сельдь, японский анчоус, европейский шпрот (килька), сардинелла. Нижний ряд, слева направо: тарпонообразные (атлантический тарпон), миктофообразные (светящийся анчоус), лососеобразные (рыба-топорик, обыкновенный хаулиод)
Сравнительная характеристика основных систематических групп рыб. Группы Приз- рыб наки Класс хрящевые (с.183-184) Класс костные П.к.хрящекостные (с.185-186) П.к. кистепёрые (с.187) П.к. двоякодышащ (с.186-187) П.к.лучепёрые (с.179-182) Количество видов и представители Около 900 Акулы, скаты, химеры Осётрообразные- 25видов 1 вид латимерия 6 видов:протоп- теры(4), рогозуб, чешуйчатник 25000видов 44 отряда Внешнего стро-я 1.рострум есть есть нет нет нет 2.парные плавники горизонтальные горизонтальные вертикальные мясистые вертикальные мясистые вертикальные 3.хвостовой плавник неравноло- пастной неравноло- пастной однолопастной равнолопастной равнолопастной 4.положение рта нижнее нижнее конечное конечное конечное 5.жаберные крышки нет есть есть есть есть 6.чешуя плакоидная ганоидная ганоидная ганоидная циклоидная Внутреннего стр-я 1.скелет полностью хрящевой в основномхряще вой преимущественно хрящевой преимущественно хрящевой костный 2.хорда сохраняется всю жизнь сохраняется всю жизнь сохраняется всю жизнь сохраняется всю жизнь есть у личинок, у взрослых остатки 3.плавательный пузырь нет есть развит плохо Мешковидные лёгкие есть 4.др.особенности спиральный клап- ан в кишечнике Ск-тплавниксхожс наземными Мешковидные лёгкие
ответить на вопросы: 1. Определить степень родства между группами, отобразить в виде схемы и обосновать; 2. Определить прогрессирующие и регрессирующие группы; 3. Какие мероприятия способствуют сохранению видового разнообразия рыб.
Д.з.: учб. С.183-187, с.188 в.8,9,10,11; подгот. к тестированию по р.т. с.102-104 Хрящекостные Лучепёрые Хрящевые Двоякодышащие Кистепёрые Схема родословной надкласса рыб
Выбранный для просмотра документ ТКУ основные групы рыб 7 кл.doc
Тема урока: «Основные группы рыб. Их роль в природе и значение для человека».
Заключительный по теме «Надкласс рыбы»
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цель урока: познакомить учащихся с характерными признаками основных групп рыб, их ролью в природе и значением для человека.
Задачи урока: 1) образовательные – выявить отличительные признаки внешнего и внутреннего строения основных групп рыб, показать роль рыб в природе и их значение для человека, познакомить с основными экологическими проблемами, возникающими в процессе взаимоотношений рыб и человека.
2) развивающие – развивать у учащихся умение работать с текстовой и графической информацией; информационную, коммуникативную и презентационную компетентность; внимание и монологическую речь.
3) воспитательные – формировать навыки безопасного здоровьесберегающего поведения; на примере анализа экологических проблем развивать поведенческий компонент экологической культуры и экологическое мышление.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично поисковый.
Формы организации работы учащихся: эвристическая беседа, самостоятельная работа.
Средства обучения: дидактические материалы( рисунки, таблички), учебник, рабочая тетрадь, Т.С.О.
Формы организации работы в классе: индивидуальная, фронтальная, групповая.
1.Организационный этап – 1 мин
2. Актуализация опорных знаний– 5мин
3. Целеполагание и мотивация– 3 мин
4. Введение новых знаний – 22мин
5. Закрепление нового материала – 12мин
6. Объявление оценок и домашнего задания – 3мин
Предварительная организация класса (проверка отсутствующих, рабочих мест, организация внимания), психологически настроить учащихся на работу.
Внимательно слушать учителя и отвечать на возможные вопросы.
Создание соответствующего эмоционального настроя, психологически подготовить учащихся к усвоению нового материала.
2. Актуализация знаний. Слайд №2(5мин)
Выдать 2 варианта карточек с рисунками и дать рекомендации по работе с ними, указать время и критерии оценок.
Наносят на рисунки цифровые обозначения и надписи
Оценка уровня знаний
3. Целеполагание и мотивация(3мин) Слайд№3
Сообщение темы, цели, задач и хода данного урока. Вопросы ученикам: 1) Зачем и как сравнивают ж.о. 2) Почему возникают различия между ж.о. 3) О чём свидетельствует многообразие или малочисленность видов в той или иной систематической группе.
Внимательно слушать учителя и отвечать на вопросы. Записывают тему в ученической тетради.
4. Введение новых знаний (22мин) Слайд№4 «Табл» Слайд№5 «Реком» Слайд№6 «Хрящ» Слайд№7 «Хр.кос» Слайд№8 «Кистеп» Слайд№9 «Д.дыш»
Каждая группа, используя матер-иал учебника, заполняет свою часть таблицы. Слушают сообщения и по ходу заполняют таблицу. Проверяют работы, исправляют ошибки, старшие оценивают работу своей группы, выставляют
Заполненные таблицы, объективные оценки.
Ученики приходят к выводу о роли рыб в природе – незаменимое звено в цепи питания и компонент в круговороте веществ. А также значении для человека –ценный продукт питания, источник сырья, отдых
5. Закрепление ново- го материала (12мин)
Слайд№12 «Вопр» Слайд№13«Родос»
Предлагает ученикам проанализировать представленные в таблицах сведения и ответить на вопросы: 1. Определить степень родства между группами, отобразить в виде схемы и обосновать; 2. Оп- ределить прогрессирующие и регрессирующие группы; 3. Какие мероприятия способствуют сохранению видового разнообразия рыб.
Предлагают ответы на поставлен- ные вопросы, составляют схему родословной
6. Объявление оцен- ок, домашнего задания
Оценивает работу старших и активно отвечавших. Даёт домашнее задание и краткий комментарий. Д.з.: учб. С.183-187, с.188 в.8,9,10,11; подгот. к тестированию по р.т. с.102-104