отметьте номер слова где написание слитное не говоря ни слова не дожарить мясо

Контрольные тесты

Предлагаю для публикации два варианта (комплекта) итоговых тестов по русскому языку.
Каждый из этих комплектов представляет собой сбалансированный тест, по которому можно провести аттестационный контроль учащихся.

Предлагаются тестовые задания различной степени сложности, они равномерно отражают содержание тематических разделов школьной программы.

Каждое тестовое задание содержит условие (вопрос) и 4 варианта ответа, среди которых только один правильный. Задания ориентированы на быстрое решение (на выполнение самого трудоемкого задания отводится не более 4 минут), на выполнение всего теста – 60 минут.

Рекомендуемое соответствие оценки и числа выполненных заданий (в процентах) следующее: «отлично» – 90–100% заданий, «хорошо» – до 75% заданий, «удовлетворительно» – до 60% заданий, «неудовлетворительно» – менее 60% заданий.

Кроме того, каждый тест имеет дополнительное задание, которое выполняется на отдельном бланке (листе) в свободной форме. В дополнительном задании предлагается написать сочинение-рецензию по тексту. Выполняют это задание только те ученики, которые претендуют на отличную оценку. На выполнение отводится не более 90 минут.

Дополнительное задание оценивается как творческая работа.

ТЕСТ № 1 (вариант I)

1. Отметьте номер слова, в котором на месте пропуска пишется буква и:

1) круж_во;
2) ландыш_вый;
3) затм_вать;
4) вдумч_вый.

2. Отметьте номер слова, где написание с не слитное:

1) сделал (не)так;
2) мне (не)жарко;
3) много (не)успевающих по математике;
4) никому (не)известный рассказ.

3. Отметьте номер предложения, в котором на месте пропуска ставится запятая:

1) Девочки и мальчики_ и их молоденькая учительница заблудились в лесу.
2) Ветер дул с черной тучи, неся с собой облака пыли и запах дождя_ и мокрой земли.
3) Большие белые птицы кружат над водой_ либо садятся отдыхать на камни.
4) Лицом пригожа_ да нравом негожа.

4. Отметьте номер слова, где на месте пропуска пишется буква, передающая звонкий согласный звук:

1) по_чевать;
2) сладкое_ка;
3) бе_трепетно;
4) про_ба.

5. Отметьте номер слова, где написание раздельное:

1) (По)утру я всегда чувствую себя лучше.
2) Цветы тянутся (на)встречу солнцу.
3) Неприятный разговор отложи (на)завтра.
4) (По)тому я и здесь, что так скучаю.

6. Отметьте номер слова с удвоенной согласной:

1) ап(п)етит;
2) кол(л)ея;
3) им(м)итация;
4) грим(м)аса.

7. Укажите номер варианта, не соответствующего стилистическим нормам языка:

1) килограмм сахару;
2) в одну тысячу девятьсот восемьдесят четвертом году;
3) с тремя ножницами;
4) вопреки ему.

8. Отметьте номер сложного слова с соединительной гласной:

1) кашевар;
2) телеигра;
3) легкоатлетический;
4) изостудия.

9. В каком ряду во всех словах пропущен ь?

1) не завис(ь)те, син(ь)ка, волноват(ь)ся;
2) береч(ь)ся, сплош(ь), клян(ь)чить;
3) не плач(ь), проч(ь)ти, навзнич(ь);
4) солов(ь)иный, воз(ь)мите, из груш(ь).

10. Приведенный ниже текст относится к следующему стилю речи:

1) официально-деловой;
2) художественный;
3) публицистический;
4) научный.

Государственная комиссия приняла в эксплуатацию Новосибирский метрополитен. Пока он – единственный на все Зауралье, Сибирь и Дальний Восток. Скоростная транспортная магистраль соединила районы полуторамиллионного города, расположенного по обоим берегам Оби. Она возведена в небывало короткие сроки: всего за шесть с половиной лет. Таких темпов еще не знала отечественная практика.

11. В каком примере в суффиксе пишется нн?

1) жарен_ый пирожок;
2) изобретения запатентован_ы;
3) смышлен_ый мальчик;
4) слова девушки легкомыслен_ы.

12. В каком предложении на месте пропуска нужно поставить тире?

1) Я доверяю любящим_ потому что они великодушны.
2) Земля кругла_ на ней не скроешь тайны.
3) Люблю веселое искусство природы_ цветы, бабочек, тропические растения, водопады, фонтаны.
4) Слышу я_ звенит синица средь желтеющих полей.

13. Орфографическая ошибка допущена в слове:

1) укращать;
2) шипцы;
3) пятнистый;
4) ограждать.

14. В каком слове буква т, заключенная в скобки, не пишется?

1) хрус(т)нуть;
2) захолус(т)ный;
3) опас(т)ный;
4) ярос(т)ный.

15. В каком случае возможно только одно написание?

1) (от)того;
2) (до)завтра;
3) прим(е,и)рять;
4) кос(т)ный.

16. В каком предложении на месте пропуска запятая не ставится?

1) Не бывать бы счастью_ да несчастье помогло.
2) Жизнь дается один раз_ и хочется прожить ее бодро, осмысленно, красиво.
3) Ответьте же мне_ а то я буду беспокоиться.
4) Уже совсем рассвело_ и народ стал подниматься, когда я вернулся в свою комнату.

17. В каком слове ударение падает на второй слог?

1) древко;
2) углубить;
3) крашение;
4) упрочение.

18. В каком случае не пишется раздельно?

1) (не)выдуманный мною;
2) говорить (не)сдержанно;
3) (не)приветлив со мной;
4) совершенно (не)продуманное решение.

19. В каком предложении чужая речь оформлена неверно?

20. Отметьте номер слова с приставкой пре-:

1) пр_сечь;
2) пр_ручить;
3) пр_беречь;
4) пр_дорожный.

21. Лексическое значение какого слова определено неверно?

1) Банальность – заурядное, избитое мнение.
2) Фактор – причина, движущая сила, необходимое условие какого-либо процесса, явления, определяющие его характер или отдельные черты.
3) Откровение – искренность, чистосердечие, правдивость, прямота.
4) Эффектный – производящий сильное впечатление, эффект; рассчитанный на то, чтобы произвести эффект.

22. В каком слове пропущена буква ю?

1) ве_т ветры;
2) хмур_щийся отец;
3) пен_щаяся волна;
4) верующие мол_тся.

23. В каком примере пишется ни?

1) Кто из нас н_ находил в этом доме радушный прием?
2) Это был н_ кто иной, как мой верный друг.
3) Никто иной, кроме верного друга, н_ поможет тебе в трудную минуту.
4) Кто н_ плакал над этим романом, все объясняли свои слезы по-разному.

24. Нужны запятые на месте цифр:

Дождь хлещет в стекла окон (1) гулко веет ветер (2) и (3) когда (4) стеклянный сумрак улицы освещают вспышки молний (5) цветы с подоконников (6) кажется (7) падают.

1) 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7.
2) 1, 2, 3, 5, 6, 7.
3) 1, 2, 4, 5.
4) 1, 2, 5.

25. В каком слове пропущена буква о?

1) щ_лочь;
2) переж_вывать;
3) ж_рдочка;
4) холщ_вый.

26. Отметьте номер предложения с пунктуационной ошибкой.

1) Когда в лунную ночь видишь широкую сельскую улицу с ее изгибами, стогами, уснувшими ивами, то на душе становится тихо.
2) Лес, в который мы вступили, был чрезвычайно стар.
3) Как славно что снег и что приехала она, и что завтра я поведу ее на свои любимые места.
4) Пусто никогда не бывает в лесу, и если кажется пусто, то сам виноват.

27. В каком слове одинаковое количество букв и звуков?

1) возчик;
2) вскользь;
3) скворечник;
4) каюта.

28. В каком словосочетании тип связи слов – согласование?

1) повязать галстук;
2) пятый этаж;
3) берег моря;
4) очень быстро.

29. В каком предложении нужно поставить двоеточие (знаки препинания в предложениях не расставлены)?

1) Мой костер в тумане светит искры гаснут на лету.
2) Не сули журавля в небе дай синицу в руки.
3) Море порт город гора все превратилось в глухую порывистую от ветра тьму.
4) Люди вели себя по-разному одни беспокойно оглядывались другие словно застыли.

30. В какой строке во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) пр_бабушка, издавн_, прик_саться;
2) расст_лать, нищ_нский, пр_оритет;
3) бельч_нок, деш_вый, маж_рный;
4) без_мянный, совет_вал, ц_пленок.

31. Какое слово пишется через дефис?

1) все(же);
2) (горько)соленый;
3) (борт)проводница;
4) (по)одиночке.

32. Какое слово неверно разобрано по составу (разбито на морфемы)?

1) кисл-оват-ый;
2) теннис-ист-к-а;
3) под-о-сла-ть;
4) под-сыл-а-ешь.

33. Укажите пример с ошибкой в образовании грамматической формы слова:

1) килограмм рису;
2) зубья пилы;
3) вкусные торта;
4) хлеба зреют.

1) суб(ъ)ект;
2) об(ъ)ятия;
3) пред(ъ)являть;
4) под(ъ)отдел.

35. К какому слову неверно подобран синоним?

1) дорожить – ценить;
2) мечтать – грезить;
3) спешить – торопиться;
4) колдовство – чудо.

36. В каком предложении на месте пропуска запятая не ставится?

1) Все возы, потому что на них лежали тюки с шерстью, казались_ очень высокими и пухлыми.
2) Шел средь остальных и Мишкин брат_ по прозвищу Гурей.
3) Матрос был не кто иной_ как тот самый, с якорем на руке.
4) Солнечные пятна были на полу, потом перелились на прилавок, на стену и совсем исчезли; значит_ солнце уже склонилось за полдень.

37. Отметьте номер предложения, в котором нарушена языковая норма:

1) Прыжками, бегом и метанием диска занимается около десяти миллионов человек.
2) В спорте большое значение играет упорная тренировка, выдержка, упорство.
3) Мне не к кому зайти до начала занятий.
4) Чтобы не заблудиться в лесах, нужно ознакомиться с приметами.

Дополнительное задание. Напишите сочинение-рецензию. Выразите свое отношение к теме, описанной автором. Оцените языковое оформление текста – стиль, композицию, отбор языковых средств.

О НАРОДНЫХ СКАЗКАХ

Сказки разных народов, как то: русские, индийские, китайские, японские, афганские и другие – нетрудно отличить друг от друга и по именам героев, и по национальным черточкам их характеров. Даже животные неодинаково действуют в румынских и, скажем, во вьетнамских сказках. Например, в румынском фольклоре заяц добр, но трусоват, а в сказках Вьетнама он находчив и хитер, словно лиса. Но чьи ни возьмешь сказки – везде труд одерживает победу над богатством, правда – над ложью, добро – над злом. Сказки эти творит народ, в них восхваляются лучшие человеческие качества: смелость и находчивость, трудолюбие и честность. Все отрицательное: себялюбие, зазнайство, корысть, скупость, жестокость – неизбежно терпит поражение.

Сказки – это многовековая энциклопедия народной жизни, но энциклопедия живая, занимательная. Волшебную и правдивую, смешную и поучительную сказку передают из уст в уста, из поколения в поколение.

Ответы к тесту № 1

ТЕСТ № 2 (вариант II)

1. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) неприм_римый (борец), уд_вителный, разъед_нять, ц_лина;
2) д_алог, пш_ница, пр_рода, уд_рать;
3) ср_статься, ск_чок, кат_строфа, препод_ватель;
4) пом_гать, к_саться, м_лодежь, п_мидор.

2. У какого слова из предложения неверно определены грамматические признаки?

В продолжение всей лекции слушатели были весьма внимательны.

1) в продолжение – существительное с предлогом;
2) всей – определительное местоимение;
3) весьма – наречие;
4) внимательны – краткое прилагательное.

3. Нужны запятые на месте цифр:

Весенний закат (1) пламенный (2) с пышными облаками (3) каждый вечер давал что-нибудь необыкновенное (4) новое (5) невероятное (6) именно то самое (7) чему не веришь потом (8) когда эти же краски (9) и эти же облака (10) видишь на картине.

1) 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.
2) 4, 5, 6, 7, 8, 9.
3) 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8.
4) 4, 5, 6, 7, 8, 10.

4. Отметьте номер слова с орфографической ошибкой:

1) шепот;
2) шорох;
3) кошолка;
4) шелк.

5. В каком предложении не с последующем словом пишется раздельно?

1) Разнообразие трав в наших лугах (не)слыханное.
2) Леня был (не)утомим и бесстрашен, он появлялся всюду, где требовалось поднять дух измученных людей.
3) Злая старуха всегда (не)долюбливала соседку.
4) Про старое (не)сказывай, новое показывай.

6. В каком примере возможно только одно написание?

1) трудит(ь)ся;
2) соб(е,и)рите;
3) лож(ь);
4) об(е,и)жал.

7. В каком слове ударение на втором слоге?

1) плуги;
2) облегчить;
3) неясна;
4) лгала.

8. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:

С востока надвигались темные дождливые тучи(,) и оттуда потягивало влагой.

1) в предложении есть однородные члены, соединенные союзом и; запятая перед и не ставится;
2) в предложении есть однородные члены, соединенные союзом и; перед и запятая ставится;
3) предложение сложное (сложносочиненное); перед и запятая не ставится;
4) предложение сложносочиненное; перед и ставится запятая.

9. В каком слове пишется нн?

1) путан_ый;
2) коноплян_ый;
3) ветрен_ый;
4) маринован_ый.

10. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

1) Было грустно и в весеннем воздухе, и на темневшем небе, и в вагоне.
2) День был голубой, нежный, на диво солнечный.
3) Вдали перед ним пестрели и цвели луга, и нивы золотые.
4) Из-под снега виднелись: самовар, кадка и еще какие-то привлекательные узелки и коробочки.

11. Значение какого слова определено неверно?

1) подвода – грузовая конная повозка;
2) абонемент – право пользования чем-либо в течение определенного срока, а также документ, удостоверяющий это право;
3) быт – жизненный уклад, повседневная жизнь;
4) фактор – действительное событие, явление.

12. В каком слове пропущен ь?

1) свар_щик;
2) проч_ти;
3) гвоз_ди;
4) буд_те.

13. В каком предложении на месте пропуска ставится тире?

1) Не сули журавля в небе _ дай синицу в руки.
2) Доверие _ всегда самый дорогой подарок.
3) Так хотелось бы знать _ куда еще занесет судьба?
4) Я советую читать и изучать классиков _ Пушкина, Тургенева, Толстого.

14. В каком ряду все слова пишутся через дефис?

1) (средне)суточный, покажи(ка), (после)завтра;
2) (по)моему, (темно)синий, (пол)лета;
3) вряд(ли), (пол)второго, (полным)полно;
4) (по)тому, (микро)автобус, (мутно)зеленый.

15. Укажите предложение с речевыми ошибками:

1) Напрягши силы, человек самых средних способностей может добиться чего угодно.
2) Часть книг, предназначенных для выставки, уже получена.
3) Два крайних окна в первом этаже закрыты изнутри газетными листами.
4) Можно преображать мир сообразно своим представлениям.

16. К какому слову неверно подобран синоним?

1) кругозор – обозрение;
2) провал – крах;
3) бегемот – гиппопотам;
4) царить – господствовать.

17. В каком предложении на месте пропуска запятая не ставится?

1) Ночью, когда поезд поднялся на плоскогорье_ стало холодно.
2) Тысячелетия прикасались к моим глазам_ пока я дышал воздухом, нагретым камнями, в изобилии усыпавшими Армению.
3) Давно заметил я, что_ когда ветерок, проникающий в лес, качает ветви деревьев, то в этом есть особенная прелесть.
4) Кони так устали, что_ когда с них сняли вьюки, они легли на землю.

18. Отметьте номер слова с удвоенной согласной.

1) оперет_очный;
2) антен_а;
3) ал_юминий;
4) им_итация.

19. Отметьте номер слова, где написание раздельное.

1) (На)утро снегопад прекратился, буря утихла.
2) Мальчик прищурился, что(бы) посмотреть на солнце.
3) (В)виду предстоящего скорого отъезда нужно торопиться со сборами.
4) Все зависит от(того), что скажет врач.

20. В каком слове пропущена буква ы?

1) регистрац_я;
2) ц_ганка;
3) ц_ферблат;
4) панц_рь.

21. В каком примере пишется ни?

1) Н_ раз мы бывали в этом старом парке.
2) Кто н_ плакал над романом хотя бы раз в жизни!
3) Н_ один солдат погиб в этом бою.
4) Кто н_ гладил эту кошку, все удивлялись живому шелку ее рыжей шерстки.

22. В каком слове пропущена буква, передающая звонкий согласный звук?

1) про_ьба;
2) ко_ьба;
3) бедня_ка;
4) бука_ка.

23. В каком предложении на месте пропуска ставится запятая?

1) Солнечные пятна были на полу, потом перелились на прилавок, на стену и совсем исчезли; значит_ солнце уже склонилось за полдень.
2) Главное_ в поэзии не богатство звуков и красок, а пленительная сила и красота крылатой души поэта.
3) Я говорил обо всем, и о спорте_ в частности.
4) Долгая разлука нисколько не охладила их чувств, а_ напротив, они еще больше привязались друг к другу.

24. Приведенный ниже текст относится к следующему стилю речи:

1) официально-деловой;
2) научный;
3) публицистический;
4) художественный.

Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия. Специфика общения определяется тем, что в его процессе субъективный мир одного человека раскрывается для другого. В общении человек самоопределяется и самопредъявляется, обнаруживая свои индивидуальные особенности.

25. Отметьте номер слова с приставкой пре-:

1) пр_влекательный;
2) пр_бывание;
3) пр_бытие;
4) пр_норавливаться.

26. Отметьте «лишнее» слово среди родственных слов:

1) пахать;
2) пахота;
3) пахнуть;
4) пахарь.

27. В каком предложении чужая речь оформлена неверно?

1) Радда и говорит: «Хорошо ты, Лойко, играешь! Кто это делал тебе скрипку такую звонкую и чуткую?».
2) «Вот друга я люблю! – вскричал Демьян. – Зато уж чванных не терплю. Ну, скушай же еще тарелочку, мой милый!»
3) «На что мне тебя? – отвечает чинара. – Ты пылен и желт и сынам моим свежим не пара».
4) «Да, – сказал Остап: теперь я и сам вижу, что автомобиль не роскошь, а средство передвижения».

28. Отметьте пример, в котором подчеркнутое слово пишется с прописной (большой) буквы:

1) Организация Объединенных (н)аций;
2) День (у)чителя;
3) Нобелевская (п)ремия;
4) Академия (н)аук.

29. В каком словосочетании тип связи слов – примыкание?

1) твой брат;
2) холод осени;
3) дом из камня;
4) побежал быстрее.

30. Укажите слово, в котором пишется буква т.

1) блес(т)ки;
2) опас(т)ный;
3) ровес(т)ник;
4) искус(т)ный.

31. В каком слове звуков больше, чем букв?

1) огород;
2) боец;
3) просьба
4) ребенок.

32. В каком предложении на месте пропуска запятая не ставится?

1) Для разнообразия мелькнет в бурьяне белый булыжник_ или вырастет на мгновение серая каменная баба, или перебежит дорогу суслик, и опять бегут мимо глаз бурьян, холмы, грачи.
2) Скажи ему, чтобы держался до тех пор_ пока не дам приказа отступать.
3) Море было спокойное_ и все же входить в него было почему-то страшно.
4) Каждый звук рождал какие-то искры_ и смутные запахи, как капля рождает дрожь воды.

33. Какое слово неправильно разделено для переноса?

1) май-ка;
2) ван-на;
3) под-ъезд;
4) во-ро-бей.

34. В каком слове пропущена буква о?

1) прик_саться;
2) прик_сновение;
3) к_сательная;
4) к_сание.

35. Какие примеры не соответствуют нормам литературного языка?

1) Нас было двое: брат и я.
2) Продано пятьсот сорок три штуки санок.
3) Осада города продолжалась восемьдесят двое суток.
4) На арену вышел медвежонок с четверыми медвежатами.

36. В каком предложении нужно поставить двоеточие (знаки препинания не расставлены)?

1) Весь город там такой мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет.
2) Мелкий дождик сеет с утра выйти невозможно.
3) Задумаю реки большие надолго упрячу под гнет.
4) Справа был болотистый непроходимый лес слева красноватые столбы утесов.

37. В каком слове нет удвоенных согласных?

1) те(рр)аса;
2) те(рр)итория;
3) ба(лл)отироваться;
4) ка(рр)икатура.

Дополнительное задание. Напишите сочинение-рецензию, прочитав предлагаемый текст. Выразите свое отношение к теме. Оцените языковое оформление текста – стиль, композицию, отбор языковых средств.

Лосиное стадо, напуганное кем-то, мгновенно пересекло поляну и скрылось в кустарнике. Около минуты лыжники зорко осматривали побережье, гадая, куда скрылись великаны. И вдруг стадо, чего никто не ожидал, выскочило к реке, понеслось вдоль берега, но у речного изгиба, увидев кого-то впереди, бросилось на лед. Огромный вожак, выгнув горбоносую морду и закинув ветвистые рога на спину, повел стадо левее небольшой, слегка дымящейся черной полыньи, держа путь в овраг на этой стороне. Еще один лось, две лосихи и несколько лосят, приотстав, врассыпную неслись в стороне от его следа. На середине реки, где снежок лишь слегка прикрывал лед, лось-вожак со всего разбегу заскользил широко растопырив передние ноги и присев на задние. Он пролетел так метров десять и, увидев совсем рядом полынью, забился из всех сил, стараясь остановиться, и грохнулся на бок. Стадо пронеслось мимо и, выскочив на берег, скрылось в чащобе. Вожак несколько раз сильно мотнул головой, царапая рогом снег, потом каким-то чудом сработав всеми мускулами, разом вскочил на ноги, но поскользнулся и с размаху ударился двадцатипудовой тушей об лед. Лыжники так и ахнули, увидев, как над водой среди льдинок заметалась его рогатая голова.

Источник

Правильное написание НЕ и НИ: примеры, правила, разъяснения

Содержание статьи:

Краткий видео-обзор статьи:

В русском языке одними из самых труднозапоминаемых остаются правила правописания «не» и «ни».

Частицы НЕ, НИ в словах, правило их употребления всегда вызывают множество трудностей. И как не запутаться, что и когда писать? В этой статье вам будет предложено на конкретных примерах разобраться с основополагающими моментами и запомнить их.

Чтобы писать грамотно, для начала Вам необходимо хорошо выучить группы слов, которые всегда будут писаться слитно или раздельно с частицей НЕ.

Всегда слитно НЕ пишется с теми словами, которые нельзя употребить без «НЕ».

Например: нехватка (сущ.), невзрачный (прил.), нелепый (прил.), невежда (сущ.), невмоготу (нар.), ненароком (нар.) и другие.

Как видите, эти слова относятся к разным частям речи, и систематизировать как-либо их нельзя. Поэтому их нужно просто запоминать.

Всегда раздельно НЕ пишется:

Отдельное внимание стоит здесь обратить еще на один момент.

Например: недоставать (не хватать), недосыпать (слишком мало спать, не высыпаться), недосмотреть (за ребенком), недоедать (слишком мало есть).

Итак, для того чтобы не ошибиться в постановке правильной частицы в русском языке, необходимо следовать определенному алгоритму.

Частица НЕ с разными частями речи

С существительными и прилагательными

НЕ пишется слитно, если слова без НЕ не употребляются (небрежный, невежда, ненастный и т.п.) или к слову можно подобрать близкое по значению слово – синоним без не.

Примеры: Он говорит неправду (т.е. ложь). Нам предстоит неблизкий (далекий) путь.

НЕ пишется раздельно, если есть противопоставление, выраженное союзом А и нельзя подобрать синоним.

Примеры: Нас постигла не удача, а разочарование. Помещение не большое, а маленькое. К сожалению, я не специалист в этой сфере.

С наречиями

Примеры: Разговаривайте, пожалуйста, негромко (тихо). В этой ситуации я выглядела совершенно нелепо.

Примеры: Мы шли не быстро, а медленно. Ты одета совсем не по-зимнему.

Также НЕ с наречиями пишется раздельно в том случае, когда НЕ употребляется в сочетаниях: вовсе не, ничуть не, совсем не, далеко не, никогда не, отнюдь не, нисколько не.

Примеры: Я чувствую себя совсем не плохо. Он далеко не идеально выполнил эту работу.

С местоимениями

НЕ с местоимениями пишется раздельно.

Примеры: не я, не она, не твой, не сами.

С отрицательными и неопределенными местоимениями (некто, нечто, некого, нечего и т.п.) НЕ пишется слитно. Но если между НЕ и местоимением этих групп есть предлог, то в таком случае НЕ будет писаться раздельно.

Примеры: Некто зашел в комнату и спрятался за занавеской. В сложившейся ситуации мне было не у кого просить помощи. Здесь просто не к чему придраться.

С причастиями

НЕ пишется слитно с причастиями, которые не употребляются без НЕ (ненавидящий, негодующий); причастиями, у которых есть приставка НЕДО- (недооценивавший, недоговоривший и т.п.) и причастиями, у которых нет зависимых слов.

Примеры: Недоумевающий человек выбежал из автобуса со скоростью света. Недолюбливавший кашу, он отодвинул тарелку в сторону. Ненаписанное сочинение не давало мне покоя.

НЕ пишется раздельно с причастиями, у которых есть зависимые слова (т.е. в причастном обороте), со всеми краткими причастиями (не сделана, не прочитана и т.п.) и в предложениях, в которых есть противопоставления с союзами А, НО.

Примеры: Сад наполняли цветы не увядшие, а свежие. В ресторане нам подали овощи не отваренные, а запеченные. Это был спортсмен, не победивший, но участвовавший в соревнованиях. Книга была не прочитана (краткая форма причастия). Отчет, не отправленный начальнику вовремя, будет зафиксирован (зависимое слово: не отправленный кому? – начальнику).

С деепричастиями

НЕ с деепричастиями пишется раздельно. Исключительными являются случаи, когда деепричастие образовано от глагола, который без «НЕ» не употребляется (ненавидя, негодуя и др.).

Примеры: Не отдохнув, он поехал на работу. Ненавидя друг друга, они продолжали совместный проект.

Итак, вы ознакомились с основными правилами написания НЕ с различными частями речи.

По аналогии, давайте рассмотрим особенности правописания с частицей НИ.

Частица НИ с разными частями речи

В остальных же случаях, частица «НИ» пишется раздельно.

Как вы видите, с НИ информации для запоминания в разы меньше. И поэтому теперь, когда усвоено правило НЕ, НИ, слитно или раздельно они пишутся, важно научиться различать случаи, когда необходимо писать частицу НЕ, а когда НИ.

Чем отличаются частицы НЕ и НИ?

Правило написания этих неударяемых частиц зависит, в первую очередь, от их значения. Поэтому рассмотрим разные случаи употребления НЕ, НИ, правило и примеры для более точного понимания.

НЕ, НИ: правило, примеры

Частица «НЕ» используется:

В простых предложениях, если она имеет значение отрицания при глаголе, причастии или деепричастии.

Примеры: Я не хочу читать. Не интересующаяся историей молодежь.

В составном глагольном сказуемом при отрицании частице «НЕ» в первой и второй его части, дает утвердительный смысл.

Примеры: Не могу не сообщить. Не смогу не купить.

В вопросительных и восклицательных предложениях в сочетаниях с местоимениями, наречиями и частицами (только не, как не, чего не, чего только не и т.п.)

Примеры: Кого я только не знаю! Как не порадовать любимого человека?

В придаточной части сложного предложения в сочетании с союзом ПОКА.

Примеры: Стой тут, пока не скажу! Сиди, пока не придут за тобой.

В составе устойчивых сочетаний, которые обозначают предположение (далеко не, ничуть не, отнюдь не, вовсе не, нисколько не) и отрицание (чуть ли не, едва ли не, вряд ли не).

Примеры: Едва ли не каждый был виновен в этом. Им было принято отнюдь не справедливое решение.

В составе сочинительных союзов: не то; не то – не то; не только – но; не то что не – а; не то чтобы не – а.

Примеры: Наверху за потолком кто-то не то стонет, не то смеется (А. П. Чехов). Отдай кольцо и ступай; не то я с тобой сделаю то, чего ты не ожидаешь (А. С. Пушкин).

Частица «НИ» используется:

Для усиления отрицания.

Примеры: Ни кусочка нигде я не могла найти. У нас не было ни одного шанса.

При повторении, приобретая значение союза.

Примеры: Он не мог найти ни книгу, ни тетрадь. Ни он, ни его родители не замечали происходящего.

В придаточных предложениях для усиления утвердительного смысла.

Примеры: Делайте, пожалуйста, все, что ни скажу! Куда ни посмотрю, повсюду беспорядок.

В устойчивых сочетаниях со значением категорического приказания: ни с места, ни слова, ни шагу назад и т.п.

В устойчивых оборотах, представленных сочетанием двух противопоставляемых понятий: ни рыба ни мясо; ни жив ни мертв; ни дать ни взять и т.п.

Теперь, когда мы разобрали все примеры НЕ и НИ в предложениях, правило должно стать более понятным. Главное, постарайтесь попрактиковаться и придумать несколько собственных примеров на каждый пункт правил. Тогда материал лучше закрепится в памяти. Успехов!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *