откуда мираторг берет мясо для своей продукции
Наступление свиньей: как «Мираторг» завоевал российский продуктовый рынок
Но если те же 10 лет отсчитать назад, то выяснится, что «Мираторг» появился, можно сказать, ниоткуда. «До 2000-х мы их вообще не замечали на рынке», — уверяет собственник крупной компании-импортера. Однако, когда в 2003 году российское правительство ввело квоты на поставки мяса из-за границы, «Мираторг» начал наращивать объемы торговли импортом. А когда развитие аграрного сектора было объявлено одним из национальных приоритетов, — вложился в строительство свинокомплексов. Теперь «Мираторг» — и крупнейший импортер мяса, и крупнейший производитель свинины в России. Полный запрет на ввоз мяса и мясопродуктов из Европы, Северной Америки и Австралии холдингу только на руку: он давно наладил канал поставок из Бразилии, в Брянской области запустил мощный птицеводческий комплекс, а уже этой осенью начнет торговать собственной говядиной. Кто и как создал этого мясного гиганта?
Инженеры импорта
Президент и совладелец «Мираторга» Виктор Линник от интервью Forbes отказался, сославшись на политическую ситуацию, и нам пришлось собирать информацию, общаясь с теми, кто хорошо знает главу «Мираторга» и его брата-партнера Александра.
Известно, что оба они в конце 1980-х — начале 1990-х работали инженерами в одном из оборонных конструкторских бюро и на закрытом предприятии, занимавшемся плазменными панелями.
«Они всегда вместе: учились, работали, создавали бизнес — близнецы, одним словом», — характеризует предпринимателей их общий знакомый.
В те годы стать импортером не составляло большого труда. Россия была колоссальным рынком, и западные производители с радостью предоставляли российским коммерсантам товарные кредиты. Моментом истины для «Мираторга» стал кризис 1998 года. После стремительной девальвации рубля многие импортеры не смогли исполнить свои контракты. Все оправдывались форс-мажором, только не Линники, говорит собеседник Forbes: «На каких условиях они договорились с поставщиками, я не знаю, но именно после кризиса они показали себя как надежные партнеры, что импонировало иностранцам».
Тогда же стало понятно, что везти нужно не курятину — «ножками Буша» не занимался только ленивый, а другие виды мяса — свинину и говядину, вспоминает Сергей Юшин, глава исполнительного комитета Национальной мясной ассоциации (создана по инициативе «Мираторга»). Братья Линники решили завозить свинину и говядину из слабо освоенной российскими импортерами Латинской Америки. «Бразильцы продавали мясо по ценам ниже, чем ЕС и США», — говорит Юшин. Собственник крупного импортера мяса, наоборот, называет тот шаг абсолютным риском: бразильское мясо было дорогим, даже несмотря на преференции со стороны правительства Бразилии, которое стала активно развивать сельское хозяйство и выводить его на новые рынки сбыта.
«Мираторг» всегда был закрытой компанией», — замечает топ-менеджер крупного импортера мяса, пожелавший сохранить анонимность. Поэтому досконально неизвестно, как компании Линников удалось заключить в 1999 году эксклюзивный контракт с бразильской корпорацией Sadia. По словам вице-президента «Мираторга» Александра Никитина, сначала компания закупала продукцию Sadia через трейдера, потом — по контракту с европейским представительством, а затем делегация «Мираторга» слетала в Бразилию на переговоры с владельцем Sadia. «Нам дали эксклюзив, потому что мы взялись обеспечить объемы», — объясняет Никитин. Через год «Мираторг» получил еще один эксклюзивный контракт — с бразильской компанией Minerva Foods, крупнейшим производителем говядины в Южной Америке.
Арифметика квот
Ставка на Бразилию сыграла в 2003 году. Квоты на импорт вводились по историческому принципу. Схема была такая: на каждую страну-поставщика записывалась определенная доля в общем объеме импорта по каждой категории мяса (птица, свинина, говядина), и импортеры получили квоты по странам согласно совокупному объему продукции, который ввозили. Так «Мираторг», работавший с Бразилией, доля которой на российском рынке была невелика, получил право ввозить продукцию из США. На американскую курятину приходилось 75% российского рынка мяса птицы. Импорт курятины сверх квот был запрещен, свинины и говядины — разрешен по повышенным таможенным ставкам.
«Мираторг», как и другие крупные импортеры, начал наращивать свою долю в импорте, — вспоминает Мушег Мамиконян, член совета директоров группы «Черкизово» и президент Мясного совета ЕЭП, объединяющего перерабатывающие предприятия. «Мираторг» много ввозил сверх квот, — уточняет другой собеседник Forbes. — Такая схема позволяла, нарабатывая себе историю, на следующий год ввозить те же объемы по квотам». Ради объемов Линники, рассказывает один из импортеров, вели нетипичную сбытовую политику и распродавали корабль за два-три дня (мясо возят судами-рефрижераторами по 3000–10 000 т), когда можно было растянуть на неделю-две и получить в итоге больше.
«Мираторг» поступался прибылью ради объемов и иногда мог даже продать партию мяса ниже закупочной цены — долгосрочность импортных контрактов была важнее.
Близкий знакомый бизнесменов уверяет, что Линники «очень профессионально» подошли к делу. По словам их бывшего партнера, «Мираторгу» также удалось получить аккредитацию Россельхознадзора на импорт мяса для перерабатывающих предприятий. А доля импортного сырья в российской мясопереработке вплоть до середины 2000-х превышала 30%. В 2005 году выручка «Мираторга» составила 9,3 млрд рублей, чистая прибыль — 320 млн рублей.
Образцовый опорос
Производством свинины в промышленных масштабах тогда никто не занимался.
Линники увидели в этом сегменте потенциал: с одной стороны, импорт ограничен, с другой — именно на рынке свинины доля импорта была наибольшей. Конкуренция по цене — практически беспроигрышный подход.
В том же 2005 году «Мираторг» приобрел 40% долей в двух белгородских свинокомплексах, принадлежащих французской компании BelgoFrance. «Это была проба пера, к тому же ничего приличнее на тот момент в свиноводстве на рынке не существовало», — вспоминает Сергей Юшин. По его словам, Линники рассчитывали развивать проект вместе с французами, поучиться у них. Спустя два года братья-бизнесмены полностью выкупили предприятие у французских партнеров. «Мираторг» в августе 2007 года удачно разместил облигации на 2,5 млрд рублей и 35% привлеченных средств направил в свиноводческие проекты.
«Французы за четыре года работы смогли создать стадо в 2500 свиноматок, а мы за пять лет — в 53 000. Просто у нас разные подходы к управлению, — рассказывал Виктор Линник в одном из интервью в 2009 году. — Если бы мы по-прежнему работали как СП, то вели бы бесконечные обсуждения». В параллельном свиноводческом проекте «Мираторг» тоже в итоге остался один. В начале 2006 года Линники совместно с компанией «Агро-Белогорье» Владимира Зотова, на тот момент заместителя губернатора Белгородской области, создали предприятие по убою и первичной переработке мяса «Короча». Запланированная мощность — 2 млн свиней в год. Объем инвестиций — 6,6 млрд рублей.
Пик строительства пришелся на кризис 2008 года. Партнерство развалилось, «Мираторгу» пришлось выкупить 49% акций «Корочи» у «Агро-Белогорья». Причин ни одна из сторон не раскрывает. Бойня была готова, а строительство свиноферм затормозилось. ВЭБ обещал «Мираторгу» выделить 1,36 млрд рублей на завершение работ по свинокомплексу «Журавский», но переговоры затянулись.
Кредитный рост
Чтобы стать лидером отрасли, «Мираторгу» с момента запуска собственного производства понадобилось пять лет. В 2007 году компания заняла шестое место среди крупнейших производителей с долей рынка чуть больше 2%, тогда как доля группы «Продо» достигала 6%. Уже в 2010 году «Мираторг» стал лидером с долей 7,2%. Выручка компании достигла 34,4 млрд рублей, чистая прибыль — 3,1 млрд рублей. Но и чистый долг компании к концу 2010 года за пять лет вырос в 10 раз — до 22,5 млрд рублей.
Откуда деньги? Государство субсидировало аграриям процентные ставки по инвестиционным кредитам, а государственные банки давали льготные займы на проекты в соотношении: 70–80% — кредит, 20–30% — собственные средства. «Мираторг» вовремя обратился на рынок капитала за привлечением ресурсов. Только в отличие от группы «Черкизово», владельцы которой в 2006 году продали часть своих акций на бирже, Линники, желая полностью контролировать компанию и не иметь нагрузки в виде миноритариев, обратились к облигационным инструментам. Первое размещение «Мираторг» провел в 2007 году и вернулся на рынок капитала после кризиса в 2011 году и привлек еще 3 млрд рублей. Помогла хорошая кредитная история.
«В период финансового кризиса АПХ «Мираторг» был одним из немногих, кто полностью исполнил обязательства по облигационному выпуску, в то время как часть представителей аграрного сектора не смогли этого сделать, оставив неприятный осадок в виде дефолтов, реструктуризаций с ущемлением прав кредиторов», — писали аналитики Газпромбанка, выступившего организатором размещения.
Импорт братья Линники не забросили, когда решили стать аграриями. «Импорт помогал им финансировать производственные проекты», — объясняет Сергей Юшин. Еще в 2008 году доля импорта в выручке «Мираторга» достигала 75%, следует из отчета аналитиков инвестбанка «Открытие капитал». К 2011 году она снизилась до 35%. Как следует из отчетности компании, «Мираторг» остается крупнейшим импортером мяса с долей порядка 9%. Виктор Линник в интервью телеканалу «Россия 24» в августе 2014 года признался, что на импорт до сих пор приходится до 30% выручки холдинга. Но к 2016 году его доля должна снизиться до 20%, заверил он.
Когда компания вышла в лидеры по свинине, братья Линники решили диверсифицировать производственный портфель. В Брянской области был построен птицекомплекс. В феврале 2015 года он должен заработать на полную мощность — 100 000 т в год, что позволит компании войти в топ-10 производителей курятины и занять 3% рынка. Следующий этап — проект по производству говядины. Один из партнеров «Мираторга» рассказывает, что братья-бизнесмены на все 100% вовлечены в производственные процессы и отличаются «какой-то невероятной работоспособностью»: «Они на мои письма могут отвечать даже в пять утра».
В 2011 году «Мираторг» достроил производственно-сбытовую цепочку «от поля до прилавка», открыв в Москве свой первый одноименный супермаркет. Сейчас у холдинга есть 64 магазина в Москве, Подмосковье, Санкт-Петербурге и регионах России. Братья Линники увидели в ритейле интересный и доходный бизнес, где можно за счет небольшого привлечения ресурсов иметь хорошую рентабельность и прибыль, говорит источник, близкий к компании. К тому же вице-премьер Виктор Зубков заявил о готовности государства поддерживать сельхозпроизводителей, которые займутся и розничной торговлей. Дальше заявлений, однако, дело не пошло.
По словам знакомого бизнесменов, именно розничный проект показывает, что «Мираторг» — обычная компания, которой свойственно ошибаться.
Некоторые магазины пришлось закрыть, а стратегию развития ритейла переписать, подтверждает другой собеседник Forbes.
Империя не продается
«Это не прихоть «Мираторга», а производственная необходимость, — объясняет источник в компании. — Не умеют у нас в стране обращаться с мясными породами коров». Одна корова абердин-ангус стоит 90 000–100 000 рублей, говорит Сергей Юшин, поэтому важно, чтобы за ними следили профессионалы. У проекта Линников есть критики, в их числе и Мамиконян из Мясного совета. Он указывает на то, что промышленное производство говядины — затратный и долгий процесс, а потребление этого мяса в России из года в год снижается. Юшин возражает: в стране дефицит предложения качественной говядины, а рынок перспективен. При годовой емкости 2,2 млн т треть этого объема — импорт. Есть что заместить.
Мясной проект «Мираторга» вызывает вопросы не только у экспертов в Москве. Региональные аграрии видят в нем причину всех своих бед. Последнее заседание Облдумы Брянской области 24 июля 2014 года выдалось по-настоящему жарким. Глава местного департамента сельского хозяйства Борис Грибанов изо всех сил старался избежать ответа на главный вопрос, волновавший собравшихся. «Борис Иванович, скажите все-таки, сколько из 1,419 млрд рублей субсидий получил «Мираторг»? — не выдержал кто-то. «1,4 млрд рублей», — сдался Грибанов.
И такое происходит не в первый раз. Три года назад Минсельхоз Брянской области изменил условия участия аграриев в региональной программе развития мясного скотоводства. «Брянская мясная компания» (принадлежит «Мираторгу») в результате получила 625 млн рублей из выделенных бюджетом на аграрные субсидии 635 млн рублей.
Местные аграрии объясняют успех «Мираторга» связями «на самом верху». «Вы посмотрите, какая девичья фамилия у жены нашего премьера», — твердят руководители брянских сельхозпредприятий и собственники более крупных российских агрокомпаний. Виктор Линник неоднократно говорил: «Это просто совпадение. Мы не родственники».
Светлана Медведева действительно урожденная Линник. Но, как уверяет высокопоставленный чиновник федерального правительства, к бизнесу «Мираторга» она не имеет никакого отношения.
«Мираторг» строит крупнейший комплекс в стране, завез больше всех коров, поэтому и дотаций получили больше, все просто, объясняет собеседник Forbes, участник аграрного рынка.
В 2012 году Минсельхоз начал задерживать выплату субсидий. Крупные агрохолдинги при каждом удобном случае указывали на задержки. В итоге, например, «Русагро» миллиардера Вадима Мошковича вообще перестало брать инвестиционные кредиты. «Погашаем только те, что взяли раньше», — говорит генеральный директор «Русагро» Максим Басов. По его словам, долг государства по субсидиям (в том числе компенсациям процентных платежей по уже взятым кредитам) на середину августа 2014 года составлял около 350 млн рублей. Объем субсидий сократился и у «Черкизово»: в I квартале 2014 года в семь раз по сравнению с аналогичным периодом 2013-го, хотя группа продолжает строить птицекомплекс в Липецкой области стоимостью более 20 млрд рублей. Ни «Черкизово», ни «Русагро» не занимаются говядиной. С января по июль 2014 года Минсельхоз перечислил в регионы только средства по программам развития мясного животноводства, свинина и курятина сюда не вошли. На вопрос Forbes о том, почему так получилось, в Минсельхозе не ответили.
В «Мираторге» перебоев с платежами нет, говорит представитель компании, а если задержки и случаются, то решаются в рабочем порядке.
«Эти ребята — самостоятельные бизнесмены», — хвалит владельцев «Мираторга» высокопоставленный чиновник правительства.
Активную поддержку со стороны государства он объясняет тем, что «Мираторг» слишком велик и затрагивает интересы многих людей, в том числе на селе, поэтому его нельзя не замечать. Еще три года назад холдинг рассматривал возможность проведения IPO. Но в недавнем интервью телеканалу «Россия 24» Виктор Линник заявил, что размещение акций в ближайшее время не планирует. «Туда очень много вложено государственных денег, их никто не позволит приватизировать, — иронизирует один из собеседников Forbes. — Империя не продается».
Как «Мираторг» с помощью государства стал продовольственным гигантом
Неподалеку от деревни Леденево Брянской области дорога упирается в шлагбаум с аккуратной караульной будкой и крепким охранником в камуфляже. За будкой в сотне метров светло-серое, похожее на аэродромный ангар здание, а рядом прямо на снегу толчется несколько сотен мощных антрацитно-черных быков породы абердин-ангус. Вдоль дороги от бычьей фермы «Леденево» тянутся поля, огороженные рядами колючей проволоки. По одну сторону от асфальта ходит стадо быков, по другую — сложены горы тюков и рулонов сена. А на асфальте работает бригада дорожников. Латают ямы, выбитые мощной мираторговской техникой.
В компании «Мираторг», площадка которой так тщательно охраняется, утверждают, что ее стадо абердинов, более 629 000 голов, — самое большое в мире. Свиней у «Мираторга» больше, чем у кого бы то ни было в России, — выращивается почти 3,5 млн голов в год. Два года назад (более поздних данных пока нет) земельный банк «Мираторга» был вторым по размерам в стране — 676 000 га в восьми областях. Из них на Брянскую область приходилось около половины — более 300 000 га.
«Мираторг» спас эту землю, — говорит советник сельскохозяйственного товарищества «Пересвет» Александр Субботин, который в начале 1990-х годов был первым заместителем губернатора. — Еще бы пять-семь лет, и вообще была бы беда — все бы заросло». По его мнению, компания создала хороший имидж нынешнему брянскому руководству: в области начался рост инвестиций, чем она обязана «пяти-шести именам, но главное — «Мираторг». «Это положительные моменты, но есть и отрицательные», — уточняет Субботин.
Купи-продай
Склонность к секретности у «Мираторга», можно сказать, унаследованная: до 1991 года Линники были инженерами на оборонном заводе. А затем водили по Москве иностранных туристов. С одним познакомились ближе и получили у него товарный кредит на машину голландского сухого молока. Перепродажа принесла хорошую прибыль, и братья, создав в 1995 году «Мираторг», занялись импортом говядины и свинины из Латинской Америки. Когда в начале 2000-х годов в России ввели импортные квоты с льготными таможенными пошлинами, Линники зачастую ввозили мясо сверх квот, иногда себе в убыток. Затем они получили аккредитацию Россельхознадзора на импорт мяса для перерабатывающих предприятий, построили с бразильской Sadia комбинат в Калининграде, а после выкупили его.
Большая земля
Николай Денин, бывший в 2004–2014 годах губернатором Брянской области, вспоминает, как в 2008 году был по делам в Россельхознадзоре и его руководитель Сергей Данкверт посоветовал «обратить внимание на молодых ребят, у которых есть хороший проект». Линники приехали в область и рассказали, что готовы инвестировать 27 млрд рублей в производство кормов и выращивание американских быков. «В области около 1 млн га пашни, и больше половины тогда не обрабатывалось, — рассказывает Денин. — Я думаю, мы своими силами не вернули бы ее в оборот». Он говорит, что не раз объяснял главам районов: там, где земля не обрабатывается, не нужно быть собакой на сене.
И «Мираторг» начал большую скупку. В селах Брянской области земля была в основном в долевой собственности. С начала 1990-х годов работникам бывших колхозов выделили паи, то есть доли колхозной земли. С тех пор многие колхозы развалились, земля зарастала бурьяном.
Елена Козлова, глава Крыжинской администрации, где находится леденевская ферма, рассказывает, что паи у них были по шесть-семь гектаров и в 2010-х годах «Мираторг» покупал их по 25 000 рублей, то есть менее 4000 рублей за гектар (судя по данным Росреестра, кадастровая цена гектара на участке вокруг леденевской фермы составляет около 22 500 рублей). Юристы компании привозили владельцев земли в сельскую администрацию и оформляли сделки. Козлова и сама продала свой пай по этой цене. Почему продавали? «Землей мы не пользовались, а налог платили, да и деньги были нужны, — объясняет она. — А кроме того, пошли слухи, что сильно поднимут налоги, а неиспользованную землю отберут».
К 2012 году «Мираторг» выбрал в некоторых районах области разрешенные местным законом 35% земли, и областная дума быстро изменила закон, разрешив одному владельцу покупать до половины угодий в районах. При этом депутаты признавали, что компания «ошибочно выставляла ограждения», то есть прихватывала незарегистрированные участки.
Попросивший об анонимности адвокат, ведущий земельные сделки, рассказал о своем клиенте — фермере, имеющем 300 га. Он арендовал паи со сложной историей (наследственные, с уехавшими владельцами, необходимостью судиться с Росреестром), а потом выкупал. Длилось это более трех лет, а когда оформили права, выяснилось, что все это время «Мираторг» получал на этой земле урожай. Обошлось без тяжб, компания по соглашению выплатила компенсацию. «Но история показательная», — говорит адвокат.
Если в Брянской области «Мираторг» выкупал угодья при поддержке администрации и депутатов, то в соседней Курской доходило до скандалов. Там, в отличие от Брянска, у сельских администраций были собственные земельные банки, и в 2015 году главы двух из них отказались продать «Мираторгу» 760 га уже используемой компанией земли. Росреестр оштрафовал за это «Мираторг», а компания подала заявление в Следственный комитет, требуя привлечь сельских руководителей к уголовной ответственности. Компания шла на принцип, потому что планировала создать в области комплекс по производству и переработке свинины, а для этого требовалось 160 000 га угодий.
Арбитражный суд отклонил иск «Мираторга», требовавшего признать отказ продавать землю незаконным, и компания перенесла часть свиноводческого проекта в Орловскую область. Впрочем, позже российское правительство разрешило Росимуществу передать «Мираторгу» в аренду на 49 лет 7000 га свободных земель курского НИИ агропромышленного производства.
Насколько в компании оберегают свою землю, настолько легко относятся к чужой. Ее тяжелая техника, вспоминает Субботин, не раз заезжала на посевы товарищества, а официальную компенсацию получить так и не удалось. «У них отношение такое: мы тут главные, от Москвы, и ничего вы с нами не сделаете, — сетует он. — Для престижа местных властей они спасательный круг, и, что бы ни сделали, все сходит с рук».
За мраморным мясом
К 2012 году у «Мираторга» было в Брянской области 150 000 га земли и 12 ферм, заселенных 36 000 привезенными из Австралии и США абердинами. Эта порода знаменита своим мясом, в котором прослойки внутримышечного жира создают рисунок, похожий на красный мрамор. При правильном приготовлении это мясо, составляющее, кстати, всего около 10% туши быка, становится особенно нежным. Остальное не столь изысканное и дорогое.
Фил Джордж, бывший профессор Иллинойского университета, а теперь заместитель гендиректора входящей в «Мираторг» Брянской мясной компании (БМК), закупил 110 000 генетически чистых животных. Целый месяц они добирались в Россию на кораблях. Приехали не только коровы и быки. Закупили также лошадей специально выведенной «ковбойской» породы квотерхорс, умеющих пасти полудикий крупный рогатый скот. Джордж разместил в фермерском рекламном журнале RanchWorldAds.com объявления о наборе ковбоев, которым предстояло учить местных скотников обращению с заморскими животными. И посыпались заявления от желающих приехать в Россию. Но половина из 70 приехавших не выдержали трехмесячный испытательный срок, а половина оставшихся — первые полгода.
Льюис, изучавший в колледже пастбищное содержание скота и уход за лошадьми, а в Университете Колорадо — ветеринарию, учил 15 подчиненных ему «операторов» ухаживать за абердинами и управляться с лошадью. Он работал так же, как его подчиненные, и этим «растопил лед», который поначалу был между ними («ведь между нашими странами было немало недоразумений»). Затем он несколько лет выводил местных «ковбоев» на арену «Русского родео» — многолюдного праздника, который «Мираторг» устраивает каждый сентябрь возле леденевской фермы. «Самым сложным для них было владение лассо», — вспоминает он. Ведь надо было быстро заарканить и стреножить 500-килограммового бычка или затолкать его в трейлер. Однако к скачкам на разъяренном быке их не допускали.
Любимцы государства
«Мираторг», как заявляет компания, — крупнейший инвестор в аграрном секторе. И крупнейший в АПК получатель государственной помощи. «В этом не было бы ничего плохого, если бы и все остальные имели такой же доступ к этой помощи», — рассуждает директор Центра агропродовольственной политики РАНХиГС Наталья Шагайда. В центре пытались подсчитать размер помощи, получаемой 13 холдингами — владельцами крупнейших земельных банков. В Министерстве сельского хозяйства «холдинги не видят», говорит Шагайда. Субсидии выдаются отдельным предприятиям. Поэтому ученые выясняли структуру холдингов, а затем определяли, сколько пришлось на каждую дочернюю компанию и суммарно на каждый холдинг. Результаты подсчетов директор центра разглашать отказалась. Но они показали, что «у «Мираторга» объем субсидий был значительно больше, чем у других. За последние три года — десятки миллиардов рублей».
Субботин из «Пересвета» объясняет, что всего существует около 20 программ государственной поддержки и значительная часть средств приходится на «Мираторг». «Иногда создается впечатление, что не просто на «Мираторг», — смеется он, — а они вводятся по предложению «Мираторга». Субботин хорошо информирован. Он считает, что из ежегодно поступающих в область по разным программам примерно 10–10,5 млрд рублей господдержки около 9 млрд рублей уходит «Мираторгу» по программам мясного животноводства, поддержки на гектар пашни, на льготные проценты по кредитам и др. «А ведь пастбища, однажды введенные в эксплуатацию, не нуждаются, в отличие, например, от зерновых, в каком-то особом уходе. Так почему им эти дотации идут?» — недоумевает он.
Бывший президент Российского мясного союза, а сейчас независимый аналитик Мушег Мамиконян полагает, что структура поддержки животноводства должна быть другой: «Если посмотреть на все страны, кроме Китая, то мы увидим стремительное изменение пропорций: доля свинины в производстве и потреблении увеличивается, а говядины — уменьшается». В России, по данным Национального союза свиноводов, эта тенденция тоже заметна. Доля потребления говядины продолжает сокращаться и опустилась в 2017 году ниже 20% (13,5 кг/чел. в год), хотя в 1990-м достигала 45%, зато доля птицы с 20% приближается к 50% (34,1 кг/чел. в 2017-м), потребление свинины стабильно составляет 32–35% в мясном рационе.
Мамиконяна беспокоит, хватит ли богатых российских покупателей на большое количество дорогого мяса, он считает, что «Мираторгу» для дальнейшего развития нужно быстро наращивать экспорт. Хотя на мировом уровне покупатель «будет смотреть, у кого цена более выигрышная, а она будет ниже у того, кто, находясь в более теплом климате, по максимуму или круглогодично может осуществлять выпас скота, в первую очередь это страны Латинской Америки». «Мираторг» же всю зиму хотя и держит быков на улице, но дает им заготовленные летом корма, затраты на которые в структуре себестоимости мяса составляют в разных регионах 45–70%. Эту часть себестоимости тоже субсидирует государство.
Министерство сельского хозяйства не ответило на запрос Forbes о размере компенсаций и субсидий, полученных компаниями Линников. Сам Виктор Линник в одном из интервью объяснял: «Назовите другие агрокомпании, которые инвестируют сопоставимые средства в развитие отрасли, и мы сравним объемы господдержки и результат».
В конце 2012 года правительство утвердило правила выдачи сельхозпредприятиям субсидий на возмещение части процентной ставки, которые позволили банкам кредитовать село на 15 лет, и «Мираторг» был первым, кто получил в Сбербанке кредит на 1 млрд рублей. Через два года Sberbank CIB выдал компании еще 7,6 млрд рублей на пополнение оборотного капитала.
Стейк и бургер
Мясоперерабатывающий комплекс мощностью 40 000 т в год у деревни Хмелево в Брянской области «Мираторг» заложил в 2011 году. Тем самым Линники начали надстраивать недостающие этажи своего вертикально интегрированного холдинга. В 2014-м там, где недавно было чистое поле, уже стояли построенные из легкосборных конструкций огромные светло-серые «кубики» с терракотовой крышей. На оснащенном самой современной техникой заводе куски говядины упаковывал в вакуумный пакет робот, а ручные операции остались в основном на участке обвалки, где мясо делят на куски.
На конвейер, где разделываются туши, «Мираторг» привез полсотни польских специалистов, которым платили до €25 в час. За смену они разрубали острым как бритва мечом 600–700 быков. Работа тяжелая, требует сноровки: в 2015-м лишь один местный рабочий смог сдать экзамен и встать на конвейер рядом с поляками.
В 2017 году неподалеку от цехов мясопереработки начали строить завод по обработке шкур, его продукцию надеются продавать производителям престижных немецких автомарок в калужском автомобильном кластере. А год спустя на той же площадке стали монтировать линию по выпуску готовой еды: супов, бульонов и соусов. Тогда же на заводе «Рубеж» в Санкт-Петербурге на арендованном оборудовании начался выпуск колбас. Тем временем на мощной мясохладобойне в Курской области строится собственное колбасное производство.
Готовой продукции нужен сбыт. И еще в 2011 году в подмосковном Домодедово «Мираторг» открыл одноименный пилотный супермаркет площадью 750 кв. м. Затем, удовлетворившись его показателями, начал экспансию за счет более крупных, около 1000 кв. м, точек. Однако были выбраны не лучшие по проходимости и арендным ставкам локации, и торговля шла плохо. Но в 2014-м пришлось закрыть около 40% из 86 магазинов, открытых в 15 областях, к концу года осталось 53 в 11 областях. «Они не вышли на самоокупаемость», — объясняли в компании. «Их объекты были просто никакие: полка товаров «Мираторга» была огромная, ассортимент несбалансированный», — объясняет гендиректор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров.
В 2015 году «Мираторг» поменял концепцию, сократив площади в среднем до 600 кв. м и сделав цены более доступными. Тем не менее некоторые товары остались намного дороже, чем у конкурентов. Аналитик «Агро24» Дарья Ширяева по просьбе Forbes проанализировала цены продукции «Мираторга» в 22 магазинах разных сетей на московском рынке в сравнении с товарами конкурентов. Например, свиной бекон по-английски в супермаркете «Мираторг» стоил в конце 2018 года 146,9 рубля за 180 г, а бекон «Черкизово» — 155 рублей за 360 г, «что меньше цены бренда «Мираторг» почти в два раза». Да и вообще мясо от «Мираторга» дороже: в один день стейк рибай «Мираторга» в Metro стоил 2899 рублей за 1 кг, а от «Австралийского торгового дома» — 2316 рублей. Бурмистров говорит, что такая разница в цене показывает, что «Мираторг» «добился блестящего качества продукта и что у них уже есть бренд».
В конце января 2019-го сеть компании состояла из 75 магазинов и супермаркетов и двух гипермаркетов. «По эффективности это далеко не «Перекресток», — говорит Бурмистров. — У них огромная разница объемов с производственным бизнесом, и эта сеть должна играть «витринную», имиджевую роль». По данным «СПАРК-Интерфакс», компания «Продмир», управляющая магазинами, все годы была убыточной. По итогам 2017 года при выручке 9,2 млрд рублей убыток составил 1,3 млрд рублей. Но имиджевую роль сеть выполняет.
«Популяризация мяса, а в этом случае говядины — вечная тема, — говорит исполнительный директор компании Restcon Андрей Петраков, комментируя выход «Мираторга» в ресторанный сектор. — А у «Мираторга» простая цель — гарантировать сбыт довольно дорогой для магазинов собственной продукции». В 2015 году этот путь открыл для компании известный ресторатор Аркадий Новиков. Он рассказывает, что познакомился с мираторговской мраморной говядиной, когда вел телепрограмму «МастерШеф». Тогда он понял, что «подобного российского продукта еще не бывало». Когда он создал на Никольской улице в Москве мясной ресторан «Рыбы нет», в помещении оставались свободными еще около 100 кв. м. Новиков подумал, что рядом с мясными витринами было бы странно делать что-то немясное. И вспомнил о «Мираторге». Контактов Линников у него не было, и он просто позвонил на общий телефон компании. Ответа не было около двух месяцев, а потом они встретились, и Новиков предложил концепцию бургерной #Fаrш.
Проект выстрелил. #Fаrш стал на Никольской модным местом, куда ходят чиновники из расположенных поблизости ведомств и центровая молодежь. В декабре 2018 года компания запустила франшизу этого бренда. А до этого, в 2016 году, прямо на промплощадке в Брянской области «Мираторг» открыл супермаркет-бургерную, после чего стал открывать в помещениях супермаркетов сеть бургерных «Бургер & Фрайс» с несколькими видами бургеров, стейком, картофелем фри, салатами, пивом и безалкогольными напитками. К концу января 2018 года их было уже пятнадцать. По мнению Петракова из Restcon, «это нечастый случай, когда компания, занимающаяся производством, открывает свои заведения и у них что-то получается».
С государственной поддержкой бизнес «Мираторга» быстро растет. В 2017 году холдинг был включен в перечень системообразующих предприятий. Но Наталья Шагайда из РАНХиГС видит риски в том, что гиганты вытесняют малый бизнес и получают особые условия для развития. По ее мнению, государство позволило вырасти мегапроектам, которые в кризисных ситуациях будет обязано спасать или нести убытки. «Когда я ездила по Брянской области, — говорит она, — все время вспоминала песню из мультфильма «Кот в сапогах», в которой на вопрос «Чье это хозяйство?» ответ был «Маркиза, маркиза, маркиза Карабаса!».