откладывают яйца птицы звери рыбы змеи бабочки
Размножение и развитие животных 3 класс. Конспект урока.
Размножение и развитие животных
Цель: познакомить обучающихся с особенностями размножения и развития животных.
Задачи:
1. Образовательные:
— познакомить учащихся с размножением и развитием животных: насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих;
— расширить знания учащихся о многообразии животного мира.
2. Развивающие:
— развивать у школьников самостоятельность мышления;
— учить сравнивать, обобщать, систематизировать знания в таблицах;
3. Воспитательные:
— прививать любовь к родной природе;
— воспитывать бережное отношение к детёнышам животных;
— развивать у учащихся любознательность, любовь к предмету.
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Актуализация знаний, повторение изученного ранее :
А ком мы будем продолжать знакомиться на уроке, узнаем из загадки:
Домашние ласкаются, а дикие кусаются.
Они повсюду и везде:
на суше, в небе и в воде,
Зовём мы их … (Ответ: животные)
Как называется наука о животных? (Ответ: зоология)
Давайте вспомним, в какие основные группы учёные объединяют животных. (Ответ: насекомые, рыбы, птицы, пресмыкающиеся, земноводные, млекопитающие. А также черви, моллюски, паукообразные, ракообразные.)
А в какие группы можно объединить животных, учитывая то, чем они питаются? (Растительноядные, плотоядные, всеядные.)
Думаю, что на уроке я узнаю…
Я хочу узнать…
Сообщение нового материала:
Насекомые (слайд 2) Бабочка-крапивница откладывает яйца на крапиву. Из яиц вылупляются личинки. Личинки бабочек называются гусеницами. Они совсем не похожи на взрослых бабочек. Гусеницы питаются листьями крапивы, быстро растут, а потом превращаются в неподвижных куколок. Пройдет немного времени, и из каждой куколки появится бабочка.
Размножение и развитие кузнечика: (слайд 3) Не у всех насекомых могут быть куколки. Куколок нет у кузнечиков. Их личинки очень похожи на взрослых кузнечиков, только совсем маленькие и не имеют крыльев. Подрастая, каждая личинка несколько раз сбрасывает шкурку. Когда это происходит последний раз, из шкурки выходит уже взрослое насекомое-большое и с крыльями.
Рыбы (слайд 4) Весной самки выметывают в воду икру. Из икры появляются мальки, которые похожи на взрослых рыб, только очень маленькие. Мальки питаются, растут и становятся взрослыми рыбками.
Земноводные и пресмыкающиеся (слайд 5). Развитие лягушек: Весной в пруду, реке, озере слышны громкие голоса лягушек и жаб – настоящие концерты! Самки лягушек и жаб откладывают в воду икру. Через несколько дней из икринок выходят головастики, которые похожи на маленьких рыбок, чем на взрослых земноводных. Головастики живут в воде, питаются, растут и превращаются в лягушек и жаб.
(Слайд 6) Самки ящериц, змей, черепах, крокодилов откладывают яйца. Из яиц вылупляются маленькие ящерицы, змейки, черепашки, крокодильчики. Они растут и постепенно превращаются во взрослых животных.
Размножение и развитие птиц (слайд 7) Почти все птицы весной строят гнезда. В гнезда птицы откладывают яйца и насиживают их- согревают своим теплом. Птенцы быстро растут, и им нужно много пищи. В конце весны-начале лета птенцы многих птиц покидают гнезда. Хотя они уже покрыты перьями, летают еще плохо. Питаться самостоятельно тоже пока не могут. Родители некоторое время кормят своих птенцов и защищают от врагов.
Размножение и развитие зверей (слайд 8) Звери, или млекопитающие, рождают детенышей и выкармливают молоком. У большинства млекопитающих детеныши рождаются весной. У лисы они живут в норе, у белки –в дупле или в гнезде на дереве, у бобра-в домике-хатке. Лисята и бельчата появляются на свет слепыми и беспомощными. А вот бобрята рождаются зрячими. Большинство зверей заботятся о своем потомстве.
Работа с учебником.
-Все свои новые познания на уроке мы с вами должны приводить в порядок, т.е. в систему. Мы вместе будем заполнять таблицу. Она состоит из трех столбцов:
-На странице 105 учебника прочитайте о насекомых и карандашом выделите главное: как они размножаются и как развиваются.
-С чего начинается размножение насекомых?
Либо:яйцо-личинки-куколка-взрослое насекомое(бабочка).Либо:яйцо-личинка-взрослое насекомое(кузнечик)
-Ребята, я уверена, что каждый из вас видел гусеницу или маленького кузнечика. А это значит, что вы познакомились с детенышами бабочки и кузнечика.
-Кто был весной около реки, озера?
-Что вы там слышали?
-Как вы думаете, что они там делают?
-Через несколько дней из икринок выходят головастики, которые больше похожи на маленьких рыбок, чем на взрослых земноводных.
-Где живут головастики?
— В кого они постепенно превращаются?
-Давайте повторим этапы развития земноводных.
-Период, когда рыбы мечут икру, называется нерестом.
-Головастик похож на маленькую рыбку с большим хвостом. Через несколько дней у него появляются задние ноги, потом передние. Хвост постепенно укорачивается, головастик становится молодым лягушонком и выходит на берег. На это уходит 2-3 месяца.
Следующая группа животных – пресмыкающиеся. Самостоятельно узнайте из учебник, как у них проходит развитие, подчеркните главное
-Переходим к следующей группе животных. Давайте выясним, как размножаются птицы. На стр.106 читаем текст, выделяем главное.
Яйцо-детёныш- взрослая птица
-Интересно, что у некоторых птиц, таких как гуси, лебеди, домашних птиц птенцы выводятся одетые пухом и через несколько часов уже бегают за матерью. У хищных птиц, таких как ворон, орел, сова птенцы вылупляются беспомощными, голыми, и родители их выкармливают продолжительное время.
Последняя группа животных – млекопитающие или звери. На стр.108 узнайте, как размножаются звери. Прочитайте и выделите главное.
Яйцо – личинка – взрослое насекомое (кузнечик)
Яйцо – детёныш – взрослое животное
Яйцо – птенец – взрослая птица
Звери или млекопитающие
Детёныш – взрослое животное
Закрепление первичных знаний:
Проверь себя: (слайд 10)
– Какие из животных откладывают яйца? (Ответ: н асекомые, пресмыкающиеся, птицы)
– Кто три раза родился? (Ответ: насекомые: 1-я жизнь – личинка, 2-я жизнь – куколка, 3-я жизнь – взрослое насекомое.)
– Чем отличается размножение зверей от других животных? (Ответ: звери рождают детенышей)
В чём сходство размножения птиц и пресмыкающихся? (Ответ: откладывают яйца.)
А что общего в размножении рыб и земноводных (Ответ: откладывают икру)
Рефлексия:
Ребята, чем запомнился вам сегодняшний урок?
Что нового мы узнали?
Достигли ли задач, которые поставили вначале урока?
Приложение к уроку:
Какие бывают животные
Урок 11. Окружающий мир 2 класс ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Какие бывают животные»
Здравствуйте. Рада снова видеть вас, ребята. Сегодня я расскажу вам о царстве животных.
Мир животных богат и разнообразен. Среди братьев наших меньших есть как огромные представители, (слоны, киты), так и очень маленькие (муравей, комар).
Несмотря на то, что животные очень разные и не похожи друг на друга, их можно разделить на группы: насекомые, рыбы, птицы звери (или млекопитающиеся), земноводные, пресмыкающиеся.
Рассмотрим представителей каждой группы и отметим их отличительные признаки.
Самая многочисленная группа животных. К ней относятся красивые бабочки, неприметные труженики муравьи, разные жуки, мухи и комары, стрекозы, пчёлы, шмели и мн. другие. Обитают насекомые везде: в почве, на земле, в воде, в воздухе; от холодных полярных льдов до жарких тропиков. Одни насекомые приносят пользу (божьи коровки, пчёлы), другие – вред (комары, саранча). Но все насекомые важны и нужны в природе.
Отличительными признаками насекомых являются:
· разделение тела на 3 отдела: голова, грудь, брюшко,
· 6 конечностей (ножек),
Насекомые — очень удивительные существа. Подумайте только: у людей орган слуха (уши) находится на голове, а у кузнечика и сверчка — на ногах.
Муравьи могут указывать дорогу к пище своим сородичам, умеют считать и объяснять. (например, пища находится за 10 поворотами).
Пчёлы очень трудолюбивы. Чтобы сделать килограмм меда, пчелка должна облететь более 2 млн. цветков.
Стрекозы считаются самыми быстролетающими насекомыми. Обычная скорость полета стрекозы — 30 км/ч. А максимальная скорость их движения — 57 км/ч.
Одной из самых крупных бабочек мира считается павлиноглазка атлас. Размах крыльев до 24 см. Она обитает в Китае, Таиланде, Индонезии.
А самым крупным жуком считается дровосек-титан.
Его размеры могут достигать 17 см. Дровосек-титан защищается с помощью специфического шипения и больших челюстей, которыми может укусить нападающего. А своими острыми когтями на лапках он может даже разодрать плоть. При всём при этом жук дровосек-титан никогда не нападает просто так: он может нанести серьёзные повреждения только в том случае, если чувствует опасность.
Следующая группа животных — рыбы.
Тело рыб покрыто скользкой чешуёй. Она растёт всю жизнь, нарастая колечками. Летом рыба быстро растёт — и колечко на чешуе широкое, а зимой почти не растёт — и колечко получается узкое. По колечкам, широким и узким, можно сосчитать, сколько рыбе лет и сколько зим.
Рыбы – водные обитатели. Передвигаться им помогают плавники. С помощью жабр они дышат кислородом в воде.
Большинство рыб для воспроизводства потомства откладывают икру, но есть несколько видов рыб, которые рождают уже готовых мальков. Это, например, большая белая акула. Эта рыба вырастает до 5 м в длину и весит около 2 тонн.
Самыми медленными рыбками считаются морские коньки, которые движутся настолько медленно, что, глядя на них со стороны, можно сказать, что они находятся в состоянии покоя. А самой медленной из них считается карликовый морской конек, который за один час преодолевает расстояние в 1,5 метра. К тому же он просто мастер маскировки.
Самая быстроплавающая рыба— рыба парусник.
Она может развивать скорость до 100 км/ч (как автомобиль, движущийся по магистрали). Отличительной особенностью парусника является высокий и длинный первый спинной плавник, похожий на парус. Рыба вырастает в длину до 3,5 метров и весит около 100кг.
Следующая группа животных — птицы. Отличительной особенностью этой группы является наличие перьевого покрова тела.
Не будь перьев, птицы не смогли бы летать. Кроме того, перья защищают птиц от ушибов, царапин, холода и жары.
Вы уже знаете многих птиц и безошибочно можете определить воробья, синицу, снегиря, ласточку, сороку, лебедя и многих других птиц.
А вот знаете ли вы, что самой маленькой птичкой считается колибри-пчёлка.
Она весит около 2 граммов, а длина её тела около 6 см. Причем половину длины составляют хвост и клюв. Кроме того, колибри единственная птица, способная летать назад.
Самым крупным представителем птиц является африканский страус высотой до 2м 70 см и массой до 156 кг.
Он самый быстрый бегун в мире нелетающих птиц. Развивает скорость до 72 км/ч.
Самая быстрая птица – сапсан, его скорость достигает 200 км/ч, а в стремительном пикирующем полёте — свыше 322 км/ч.
А вальдшнеп — самая медленная птица в мире. Летает со скоростью 8 км/ч.
Больше всех летает черный стриж.
Эта птица ест, пьет и даже спит в воздухе. Оторвавшись от земли в первый раз, стриж пролетает около 500000 километров, прежде чем приземлиться.
Многие представители птиц умеют плавать. Быстрее всех плавает папуанский пингвин (до 27 км/ч). Кроме этого, пингвин глубже всех ныряет.
Следующая группа животных — звери (или млекопитающие).
К зверям относятся очень разные внешне существа: крылатые летучие мыши, похожие на рыб дельфины, изящные жирафы и тучные слоны, собаки, кошки, кроты, ежи, лошади, коровы, львы, тигры — всё это звери. Отличительной особенностью животных этого класса является то, что у них тело покрыто шерстью, и они выкармливают своих детёнышей молоком (отсюда название «млекопитающие»).
Слоны — самые крупные сухопутные звери. Они весьма интересным способом утоляют жажду. Сначала они набирают живительную влагу в хобот, а затем опускают его кончик в рот. В хобот слона вмещается до 8 литров воды. Но хобот нужен не только для утоления жажды и проведения водных процедур. Слоны здороваются очень милым образом – переплетая свои хоботы. Эти животные испытывают широкий спектр эмоций – могут грустить или радоваться. Они трепетно заботятся о малышах и считаются очень дружелюбными великанами.
А вот дельфины — уникальные млекопитающие не только по своему умственному развитию и дружелюбному отношению к человеку, но по способу сна. Спят дельфины с одним открытым глазом. Почему так происходит? А дело в том, что дельфины, как и все млекопитающие, дышат воздухом, и им нужно регулярно всплывать на поверхность для очередного вдоха. Полностью засыпать для дельфина было бы очень опасно — легко можно полностью погрузиться в воду и просто утонуть, что было бы обидно для существа, проводящего всю жизнь в воде. Поэтому дельфины спят разными полушариями мозга по очереди: дельфин отключает только одно полушарие мозга и закрывает при этом противоположный глаз (Например, левый глаз будет закрыт, когда правая половина мозга спит, и наоборот). Другая половина мозга дельфина в это время следит, что происходит в окружающей среде, и контролирует дыхательные функции.
А сейчас посмотрите это животное. К какой бы группе вы его отнесли: к насекомым, рыбам, птицам или млекопитающим? Ни к какой из вышеназванных групп. Ни к птицам, ни к зверям, ни к насекомым, ни к рыбам это животное отнести нельзя.
Лягушка принадлежит к группе, которая называется — земноводные. К этой группе принадлежат ещё жабы, тритоны, саламандры.
Как вы думаете, за что все эти животные получили такое название — земноводные? Земноводные — это удивительные существа. Они могут жить и в воде, и на суше. В раннем возрасте большинство земноводных живут в воде и дышат жабрами, как рыбы. Вырастая, они теряют жабры и начинают дышать лёгкими, как все наземные животные. Земноводные ловко плавают, ныряют, мечут икру в воде. Но также уверенно прыгают, ползают по земле, охотясь за червяками, мухами и личинками.
Уникально и кожа земноводных. Она у них тонкая и влажная. Для этой цели земноводные выделяют специальную жидкость, которая распространяется пол поверхности кожи. Тем самым удерживая на ней влажность. С помощью кожи земноводные могут дышать или даже пить. Голая кожа является отличительным признаком этой группы животных.
Следующая группа животных — пресмыкающиеся.
Представителями этой группы являются змеи, ящерицы, черепахи и крокодилы. Пресмыкающиеся – это такой вид животных, тело которых покрыто щитками, роговыми чешуйками или пластинами. По-другому пресмыкающихся называют рептилиями. Кожа рептилий всегда сухая. Это необходимо для того, чтобы удерживать влагу внутри организма и не давать ей испаряться.
В теплое время года рептилии становятся активными, а в холодное время – как бы замирают. Рептилии откладывают яйца, как птицы, но не высиживают их и не выкармливают детёнышей. Растут и развиваются пресмыкающиеся медленно, поэтому и продолжительность их жизни очень большая.
Представители этой группы обладают самыми разнообразными умениями. Так, например, всем хорошо известна способность ящерицы в целях самозащиты отбрасывать часть хвоста.
После потери хвоста у ящерицы вырастает другой, хотя новый хвост всегда отличается от первоначального.
Ещё одним удивительным представителем этой группы является хамелеон.
Глаза хамелеона могут поворачиваться в разные стороны: один будет смотреть вперед, а другой — назад или вниз. У хамелеонов длинный и гибкий хвост, на котором они могут висеть вниз головой, уцепившись за ветку. Добычу хамелеон ловит, «выстреливая» своим длинным языком, который выбрасывает вперёд. Хамелеоны могут менять свой цвет для того, чтобы спрятаться от врага или стать невидимым для своей жертвы.
А сейчас давайте подведём итог сказанному. Среди животных выделяют следующие группы:
Отличительным признаком рыб является то, что они обитают в воде, дышат жабрами, их тело покрыто чешуёй, есть плавники. У птиц тело покрыто перьями, у зверей — шерстью, своё потомство они выкармливают молоком, отсюда название «млекопитающие».
У земноводных кожа голая, а у пресмыкающихся покрыта роговыми чешуйками.
Размножение и развитие животных
Урок 12. Окружающий мир 3 класс ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Размножение и развитие животных»
Сегодня мы с вами узнаем, как происходит размножение и развитие животных.
Животные, как и все другие существа, размножаются.
Познакомимся с размножением и развитием насекомых.
Они размножаются, откладывая яйца. Яйца различных видов насекомых отличаются по форме, размерам и цвету. Они могут быть белыми, зелёными, желтыми, красными. Из яиц выходят личинки. Развитие личинки может проходить за несколько часов или растягивается на многие месяцы. Например, майский жук откладывает яйца в почву, в ней личинки развиваются 4 года. И только через 4 года из почвы выходит взрослый жук.
Самки бабочки-капустницы откладывают яйца на листья капусты. Через некоторое время из яйца выходит маленькая личинка, которая называется гусеницей. Она совсем не похожа на бабочку. Гусеница питается листьями, растёт и время от времени сбрасывает старые покровы и образует новые – линяет. Личинки двигаются, активно питаются и значительно увеличивают свои размеры и массу. Достигнув определённого возраста, они превращаются в куколку. Куколка – покоящаяся стадия (в это время личинка не растет, не двигается и не питается). Спустя некоторое время из куколки выходит молодая бабочка. Процесс выхода бабочки из куколки обычно занимает около часа. Сначала из куколки вылезают ноги, затем усы, голова, и только потом – маленькие крылья и брюшко. Только через некоторое время крылья станут естественных размеров, окрепнут, и бабочка сможет летать.
Развитие бабочки- капустницы
Не у всех насекомых могут быть куколки. У кузнечиков из яиц выходят личинки, похожие на взрослых насекомых. Только они совсем маленькие и не имеют крыльев. Личинки питаются, растут и линяют. Через несколько линек у них вырастают крылья, и они превращаются во взрослое насекомое.
Жизнь рыб начинается с икринок, которые весной самки вымётывают в воду. Икринки покрыты оболочкой. Разные виды рыб откладывают разное количество икринок: от нескольких десятков до нескольких миллионов. Например, луна-рыба вымётывает до 300 миллионов икринок! Рыбы, которые образуют большое количество икры, не заботятся о потомстве. Икринки беззащитны перед множеством врагов. Их пожирают хищные личинки насекомых, рачки, медузы, лягушки, ужи и сами рыбы. Поэтому лишь немногие из потомства рыб доживают до взрослого состояния.
Самки колюшки откладывают около 100 икринок. Самцы колюшек строят шаровидное гнездо из частей растений и скрепляют его слизью. Они охраняют гнездо, ремонтируют его, подгребают плавниками свежую воду.
Рассмотрим, как происходит размножение рыб на примере окуня. В этот период его окраска становится яркой. Окуни собираются стаями, самки вымётывают икринки на водные растения. Они склеены в виде лент.
Из икринки развивается личинка. Сначала она питается питательными веществами, которые находятся в икринке, а затем покидает её и начинает самостоятельно добывать пищу. Постепенно личинка подрастает, происходят изменения в её строении, на теле появляется чешуя, и она превращается в малька. Он внешне схож с взрослой особью. Малёк окуня быстро растёт и за один год достигает длины около 10 сантиметров.
Развитие речного окуня
Весной в пруду, реке, озере слышны громкие голоса лягушек и жаб – настоящие концерты! В это время лягушки и жабы откладывают в воду икру. Из маленькой икринки выходит личинка – головастик, который питается водорослями и мельчайшими животными. Органы дыхания головастика – жабры. Сначала у головастика вырастают задние ноги, а затем передние. Жабры заменяются лёгкими. Хвост постепенно укорачивается, головастик превращается в лягушонка и выходит на сушу.
Большинство земноводных откладывают икру в водоёмы, но известны и исключения. Например, самцы жаб-повитух обматывают шнурообразную кладку с икринками вокруг задних ног.
Все пресмыкающиеся, даже те, которые живут в воде, размножаются на суше и откладывают яйца. Яйца пресмыкающихся крупные, покрытые плотной кожистой оболочкой или скорлупой. Самки большинства видов пресмыкающихся закапывают яйца в землю в хорошо обогреваемых местах. Морские черепахи выходят из моря на прибрежные песчаные пляжи. Роют ямку задними конечностями, откладывают в неё яйца, засыпают их песком и возвращаются в море. Спустя некоторое время из отложенных яиц вылупливаются вполне сформированные маленькие черепашки, которые тоже спешат попасть в море.
Самки питонов обвивают своим телом кладку яиц, обогревая и охраняя её.
Через некоторое время из яиц выходят молодые змейки. Они похожи на взрослых и могут самостоятельно добывать пищу.
Все птицы размножаются на суше. С наступлением весны большинство птиц начинают строить гнёзда. В гнёзда они откладывают яйца, покрытые скорлупой.
Для развития будущих птенцов необходимо тепло, поэтому птицы насиживают яйца, согревая их теплом своего тела. Гнёзда птицы могут устраивать на земле, воде, на деревьях и в дуплах. Некоторые виды вообще не строят гнёзда, они могут откладывать яйца прямо на землю. Например, кукушки, которые не строят собственных гнезд и не выводят птенцов. Они подкладывают свои яйца в гнезда других видов птиц, которые насиживают эти яйца и выкармливают чужих птенцов.
Пингвины гнездятся большими колониями на береговых льдах Антарктиды. Гнёзд не строят. Единственное яйцо вынашивают на ногах, прикрыв его складкой кожи на животе. Появившиеся птенцы одеты густым пухом, очень жирные, но беспомощные и медленно развиваются.
Развитие у разных видов птиц происходит по-разному. Например, у уток, гусей, лебедей птенцы появляются на свет покрытые пухом. Они хорошо видят и слышат. Уже через несколько часов после рождения, они могут выходить из гнезда и следовать за матерью. Находясь рядом с взрослыми птицами, птенцы подражают им в приемах отыскивания и схватывания добычи, способах ухода от опасности. У скворцов и ласточек из яиц вылупляются слепые беспомощные птенцы. Почти всё тело у них голое. Они не могут держаться на ногах. Родители выкармливают птенцов и защищают от врагов. Например, синицы приносят птенцам корм 400 раз в день!
Млекопитающие рождают живых детёнышей. Звери, которые живут в дуплах, например белка, или в норах, например, лисица, рождают слепых и беспомощных детёнышей. Мать выкармливает детёнышей молоком, ухаживает за ними и охраняет. Подрастая, детёныши начинают видеть, становятся всё более самостоятельными.
Звери, которые не прячутся в дупла или норы, рождают крупных, хорошо развитых детёнышей, например львы и тигры. Через несколько часов после рождения они могут следовать за матерью. Мать выкармливает их молоком, охраняет и приучает добывать пищу.
Давайте всё повторим и запомним. Мир животных очень разнообразен. Животные разных групп по-разному появляются на свет. Большинство животных откладывает яйца или икру. Звери рождают детёнышей и выкармливают их молоком. Развиваясь, потомство превращается во взрослых животных. Многие животные-родители трогательно заботятся о своём потомстве.