особенности органов чувств у рыб

Органы чувств рыб: общая характеристика

Рыбы в процессе своей жизнедеятельности должны воспринимать и анализировать сигналы, получаемые из внешней среды, и посредством этих сигналов по необходимости реагировать на изменение ее параметров.

особенности органов чувств у рыб. fish sensors. особенности органов чувств у рыб фото. особенности органов чувств у рыб-fish sensors. картинка особенности органов чувств у рыб. картинка fish sensors. Рыбы в процессе своей жизнедеятельности должны воспринимать и анализировать сигналы, получаемые из внешней среды, и посредством этих сигналов по необходимости реагировать на изменение ее параметров.

Морская лисичка Agonis

Автор фото:
Александр Семенов

Все внешние стимулы, доступные для анализа органами чувств рыб, можно разделить на несколько видов согласно их природе. Рыбы могут различать химические стимулы, такие как вкус и запах, механические – например, звук, осязание, колебания внешней среды, а также реагировать на электрические и магнитные поля и, конечно, свет.

За восприятие всего этого отвечают специализированные органы чувств. Мы привыкли, что у человека за восприятие сигнала определенной природы ответственен какой-то определенный орган – например, за восприятие света отвечает глаз, а звуковых сигналов – ухо. У рыб же часто бывает затруднительным определить конкретный орган, отвечающий за восприятие конкретных сигналов – сигналы сходной природы могут восприниматься несколькими различными органами. Так, за восприятие сигналов химической природы ответственны три самостоятельные хемосенсорные системы – обоняние, вкус и общее химическое чувство, а за восприятие колебаний водной среды механосенсорные системы – вестибулярная, осязание, слуховая, боковой линии.

Ниже я расскажу о том, какие же сигналы и какими органами воспринимают рыбы, а так же о разнообразии внешнего строения этих органов. Это будет только самая общая информация – подробно о каждой из сенсорных систем я буду говорить в отдельных постах.

Источник

Основные органы чувств у рыб

Рыболовы, которые много времени уделяют своему увлечению, знают от чего зависит поведение тех или иных рыб. Они изучают повадки мирных и хищных рыб. На основе имеющихся знаний выстраивают тактику ловли различных рыб в разное время года.

особенности органов чувств у рыб. s42167062. особенности органов чувств у рыб фото. особенности органов чувств у рыб-s42167062. картинка особенности органов чувств у рыб. картинка s42167062. Рыбы в процессе своей жизнедеятельности должны воспринимать и анализировать сигналы, получаемые из внешней среды, и посредством этих сигналов по необходимости реагировать на изменение ее параметров.

В данной статье мы подробно рассмотрим, какие органы чувств у рыб являются главными. Как они влияют на ее поведение и что должен знать рыболов, чтобы более уверенно чувствовать себя на водоеме.

Какие органы чувств есть у рыб?

Органами чувств рыб, которые прямым образом влияют на их поведение в различных ситуациях, являются органы зрения, осязание, обоняние, боковая линия органы слуха. При помощи них рыбы определяют температуру окружающей среды, различают цвета, определяют качество воды и вкусы, апахи различных предметов и объектов.

Большое значение на поведения рыб оказывают тактильные ощущения. Тело рыбы покрыто множеством нервных окончаний, благодаря которым рыбам легко ориентироваться в водном мире.

Вкусовые ощущения и обоняние у рыб

Лучше всего обоняние развито у тех рыб, которые любят вести активный образ жизни в ночное время и в местах со слабой освещенностью. К таким рыбам относят налима, сома, леща, угря и в какой-то степени сазана. Они очень хорошо различают соленые, сладкие, кислые и горькие запахи.

Вкусовые рецепторы находятся внутри рта, в районе челюстей и на усах рыб. Если посмотреть, как развит ротовой орган у лещей, сазанов, как они легко находят пищу, то многое становится понятным. К примеру, некоторые виды рыб откладывают игру вдали от основных мест обитания. К таковым относятся, в первую очередь, угри, лососи, плотва, вобла и караси в какой-то мере.

Что интересно, мальки, вылупляясь из икринок не могут знать, где их естественная среда обитания. Но они быстро находят дорогу за многие сотни километров и оказываются в кругу своих родственников. Ярким примером являются лососи, которые рождаются в море, а потом с большой скоростью направляются домой. Причем находят именно ту реку, где живут лососи. Определяют свою родную стихию по составу воду, по ее вкусу. За это и отвечают органы обоняния. С их помощью рыбы безошибочно определяют для себя ту воду, в которой они с наибольшим комфортом могли бы жить.

особенности органов чувств у рыб. s75260123. особенности органов чувств у рыб фото. особенности органов чувств у рыб-s75260123. картинка особенности органов чувств у рыб. картинка s75260123. Рыбы в процессе своей жизнедеятельности должны воспринимать и анализировать сигналы, получаемые из внешней среды, и посредством этих сигналов по необходимости реагировать на изменение ее параметров.

То же самое можно сказать и об угрях. Эти рыбы плывут за тысячу километров, чтобы отложить икру. И они без труда находят родную речку. Не удивительно, что ночью эти рыбы легко находят червей и другую пищу. Зрение по большому счету им необходимо по стольку-поскольку.

Функция органов вкуса и обоняния заключается в определении кислотности среды и количества кислорода в воде. Именно поэтому тот же лещ или густера не будут жить в илистых участках водоема. Такой состав воды им не подходит в отличие от карася или карпа. Грубо говоря, если искусственно поместить рыб в неестественную для них среду, то они там не приживутся. Ноздри у рыб не соединены с носоглоткой. Поэтому вкусовые рецепторы разбросаны по всему телу: на усиках, плавниках и жабрах, а также на коже.

Красноречивыми являются примеры сома и налима, которые очень любят охотиться в ночное время. У этих рыб очень хорошо развиты органы, отвечающие за вкусы и запахи: усы, плавники и ноздри. Налим при помощи усов и плавников без труда находит пищу в холодное и темное время. Сом делает точно также, только в теплое время года.

особенности органов чувств у рыб. s96688813. особенности органов чувств у рыб фото. особенности органов чувств у рыб-s96688813. картинка особенности органов чувств у рыб. картинка s96688813. Рыбы в процессе своей жизнедеятельности должны воспринимать и анализировать сигналы, получаемые из внешней среды, и посредством этих сигналов по необходимости реагировать на изменение ее параметров.

Большинство мирных и хищных рыб улавливают электропроводимость воды. За эту способность отвечают ямки, расположенные на теле.

Рыбакам следует четко понимать, что рассмотренные выше органы чувств влияют на клев рыб. Поэтому часто можно встретить советы о том, что не следует перебарщивать с ароматизаторами. У человека и у рыб есть определенный порог чувствительности по запахам. При его переходе уже не ощущается ни вкуса, ни запаха. Чтобы понять, как это может быть, достаточно вдохнуть аромат сильного жидкого концентратора с ярко-выраженным запахом. По началу ощущается запах, но потом происходит адаптация. Если вдохнуть жидкость с более сильным запахом, то вы ничего не определите. То же самое происходит и с рыбами. Если забросить прикормку с через чур сильным запахом, то рыба по запаху не отличит ее от грунта на дне.

Зрение у рыб

Нетрудно заметить, что у каждой рыбы имеется пара глаз. Как и у других живых существ, глаза отвечают за зрение. Этот орган по-разному адаптирован к воде у различных видов рыб. Тот же налим практически слепой. Сом также не отличается остротой зрения. А вот та же щука или хариус очень хорошо ориентируются и в цветах, и в оттенках. Для них зрения является одним из основных органов чувств.

Установлено, что рыбы способны хорошо видеть на расстоянии от 5 до 15 метров. Дальше только различаются силуэты. Это связано с особенностями строения хрусталика и сетчатки. Вообще, наблюдается четкая зависимость между величиной глаза и способностью видеть. Чем больше глаз, тем дальше видит их обладатель.

При помощи зрения рыба обнаруживает добычу или хищника. Глаза помогают ей хорошо охотиться, либо вовремя скрываться и не стать легкой добычей. Зрение позволяет определять величину предметов, их форму, а также находить пищу и определять расстояние между объектами.

Что касается способности различать цвета, то у хищных рыб они развиты лучше, чем у мирных. Если говорить обобщенно, то хищники различают примерно такое же количество цветов, что и человек.

Говоря о предметах, которые видит рыба, выделяют некоторые нюансы. В воде она их видит точно также, как человек. А предметы, расположенные за водной средой она воспринимает по-разному. Насекомые, которые лежат на поверхности воды, видны отчетливо. Объекты, которые находятся на берегу и люди видны расплывчато.

Предметы, находящиеся на дне, рыба видит не так четко, но их местоположение определяет точно. Лучше всего рыба видит объекты, которые расположены на одном уровне с ней. Поскольку глаза у нее расположены сбоку, то угол обзора у нее больше, чем у тех живых организмов, у которых глаза находятся в передней части.

Таким образом можно утверждать, что рыба хорошо воспринимает объекты, которые перемещаются на поверхности воды. Этим и объясняется хорошая результативность при ловле нахлыстом и спиннингом на поверхностные приманки. Хищная рыба замечает окраску приманок и видит очертания и различные элементы.

Тактильные ощущения рыб

Рыбы хорошо определяют свойства предметов при касании к ним. Также они определяют температуру воды. Всякие механические воздействия на органы рыбы передается через нервные окончания. С помощью этих чувств рыбы поддерживают связь с внешним миром. Не всегда рыболовы учитывают особенности тактильных ощущений рыб и допускают ошибки на рыбалке.

Что подразумевается под тактильной чувствительностью рыб? Прежде всего, это реакция на прикосновения к предметам, к их перемещениям, вибрации и касании о различные части тела рыбы. Это одно из проявлений осязания – способность ощущать предметы через прикосновения к ним.

особенности органов чувств у рыб. s74613512. особенности органов чувств у рыб фото. особенности органов чувств у рыб-s74613512. картинка особенности органов чувств у рыб. картинка s74613512. Рыбы в процессе своей жизнедеятельности должны воспринимать и анализировать сигналы, получаемые из внешней среды, и посредством этих сигналов по необходимости реагировать на изменение ее параметров.

Как на рыбалке может отразиться способность рыб тактильно ощущать предметы? Это проявляется по-разному. К примеру, если вы накрыли прикормочный стол, создали пятно на дне. Если цвет прикормки не настораживает мирных рыб, то они начинают пробовать еду. При этом включается обоняние и осязание. Когда рыба пробует зерна, крупные и мелкие частички корма, а также животный компонент, то она оценивает еще и твердость компонентов. Если рыба не очень голодна, то может выплевывать твердые куски.

При ловле хищной рыбы на всевозможные приманки бывают одиночные поклевки, после которых клев прекращается. Вполне возможно, что тот же силикон или блесна оказались не по нраву хищнику, и он, попробовав их, выплюнул.

При оценке предметов при соприкосновении с ними у рыб задействуется целый комплекс чувств. Подкожные ткани и слизистая оболочка являются основными информаторами рыб. Благодаря полученным ощущениям рыба может действовать по-разному в различных ситуациях. Еще раз упомянем о температуре воды. Поведение и активность рыб во многом зависят от того, насколько прогрета или охлаждена вода. Определить с высокой точностью температуру она может при помощи органов осязания.

На голове рыб расположены окончания тройничного нерва, а на хвосте и плавниках – части спинномозговых нервов. Они покрывают туловище рыб. С их помощью они ощущают различные предметы, а также боль.

Органы осязания у рыб

Органами осязания у рыб являются плавники, усы, рострум, плавниковые лучи. С помощью этих органов в рыб формируется четкая картинка окружающего мира. Естественно, что и приманки, насадки, прикормки также оцениваются этими органами. В частности, усы, плавники касаются предметов и таким образом происходит оценка. Рыба может либо принять, либо отвергнуть предметы, если они настораживают ее.

особенности органов чувств у рыб. 30517060. особенности органов чувств у рыб фото. особенности органов чувств у рыб-30517060. картинка особенности органов чувств у рыб. картинка 30517060. Рыбы в процессе своей жизнедеятельности должны воспринимать и анализировать сигналы, получаемые из внешней среды, и посредством этих сигналов по необходимости реагировать на изменение ее параметров.

У разливных рыб по-разному развиты усы. У сома, налима и усача усы двигаются благодаря развитым мышцам. С помощью усов рыбы определяют вкусовые качества и плотность предметом на дне. Очень помогают усы в тех случаях, когда темно и видимость ограничена. Если усы по каким-либо причинам повредились, то они быстро утрачивают своих функции.

Большое значение в восприятии окружающего мира рыбы имеют лучи плавников. Они расположены практически во всех плавниках: на спине и брюхе. У одних видов лучи длинные, у других они – короткие. С их помощью рыбы исследуют дно в поисках животной пищи.

При помощи лучей на плавниках рыбы определяют плотность корма, его состав. Это очень важный момент, который следует учитывать рыболовам. Именно поэтому есть разница в прикормке для плотвы, карася и леща. В зависимости от того, на какую рыбу мы нацелены и какое время года, выбирается тот или иной состав прикормки. От плотности и состава прикормки во много зависит, удастся ли нам поставить рыбу на точку, или нет.

У всех рыб во время нереста появляются бугорки на голове. В нерестовый период именно эти бугорки являются основными органами чувств.

особенности органов чувств у рыб. s25292917. особенности органов чувств у рыб фото. особенности органов чувств у рыб-s25292917. картинка особенности органов чувств у рыб. картинка s25292917. Рыбы в процессе своей жизнедеятельности должны воспринимать и анализировать сигналы, получаемые из внешней среды, и посредством этих сигналов по необходимости реагировать на изменение ее параметров.

Органы осязания и тактильные чувства больше важны для донных рыб – леща, сома, налима, угря, ротана. Именно у этих рыб хорошо развиты плавники, усы. Они помогают хорошо ориентироваться в придонном слое, находить пищу и уходить от хищников.

Боковая линия у рыб

Своеобразным мостиком между осязанием и слухом у рыб является боковая линия. В некоторых случаях она эффективно может заменить зрение. Боковая линия, как ниточка проходит от головы до хвоста в боковой стороны туловища.

На голове линия разделяется, и ее ветки окружают глаза и расположены вдоль жабр и нижней челюсти. Внутри этого органа находится жидкость, нервные волокна, которые соединены с мозгом. Благодаря боковой линии рыбы уверенно себя чувствуют в мутной воде и в ночное время и реагируют на изменение уровня воды и на силу течения. С ее помощью они определяют глубину в разных участках акватории, а также вибрации. Поэтому необходимо очень осторожно ходить по берегу и тихло вести себя в лодке и при ловле в забродку.

Слух у рыб

Ушных раковин у рыб нет. Но это абсолютно не означает, что рыбы ничего не слышат. Как раз-таки наоборот. Просто орган, отвечающий за фиксацию различных звуков, находится внутри тела. Это плавательный пузырь. Принцип его работы во многом похож с тем, как работает барабанная перепонка у человека. Вибрации стенок пузыря являются сигналами, которые передаются по специальным каналам к мозгу. Плавательный пузырь имеет достаточно большой объем. Поэтому рыбы способны слышать звуки на разных частотах с больших расстояний. Именно поэтому следует вести себя очень аккуратно и не издавать громких звуков, чтобы не спугнуть рыбу.

Хорошие рыболовные интернет магазины позволят вам приобрести любые товары для рыбалки по выгодным ценам!

Популярные разделы сайта:

Календарь рыбака позволит вам понять, как клюют все рыбы в зависимости от времени года и месяца.

Страница рыболовные снасти расскажет о многих популярных снастях и приспособлениях для ужения рыбы.

В статье прикормки вы познакомитесь с основными видами, а также с тактиками их использования.

Изучите все приманки для рыбалки, что бы стать настоящим рыболовом и научиться правильному выбору.

Источник

Органы чувств рыб. Строение органов зрения, слуха, боковой линии

особенности органов чувств у рыб. 1205 stroenie glaza 1. особенности органов чувств у рыб фото. особенности органов чувств у рыб-1205 stroenie glaza 1. картинка особенности органов чувств у рыб. картинка 1205 stroenie glaza 1. Рыбы в процессе своей жизнедеятельности должны воспринимать и анализировать сигналы, получаемые из внешней среды, и посредством этих сигналов по необходимости реагировать на изменение ее параметров.

К органам чувств рыбы относятся: зрение, слух, боковая линия, электрорецепция, обоняние, вкус и осязание. Разберем каждое по отдельности.

Орган зрения

Зрение – один из основных органов чувств у рыб. Глаз состоит из округлой формы хрусталика, имеющего твердую структуру. Находится вблизи роговицы и позволяет видеть на расстояние до 5м в состоянии покоя, максимальное зрение достигает 10-14м.

Строение глаза рыбы

Хрусталик улавливает множество световых лучей, позволяя видеть в нескольких направлениях. Часто глаз имеет возвышенное положение, таким образом, в него попадают прямые лучи света, косые, а также сверху, снизу, с боков. Это значительно расширяет поле зрения рыб: в вертикальной плоскости до 150°, а в горизонтальной – до 170°.

Зрение монокулярное – правый и левый глаз получает отдельное изображение. Глаз состоит из трех оболочек: склера (ограждает от механических повреждений), сосудистой (поставляет питательные вещества), и ретинальной (обеспечивает световосприятие и цветоощущение за счет системы палочек и колбочек).

Орган слуха

Слуховой аппарат (внутреннее ухо или лабиринт) расположен в задней части черепной коробки, включает два отделения: верхний овальный и круглый нижний мешочки. В овальном мешочке расположены три полукружных канала – это орган равновесия, внутри лабиринта течет эндолимфа, с помощью выводного протока соединяется у хрящевых рыб с окружающей средой, у костных — заканчивается слепо.

Орган слуха у рыб совмещен с органом равновесия

Внутреннее ухо делится на три камеры, в каждой находится отолит (часть вестибулярного аппарата, который реагирует на механическое раздражение). Внутри уха заканчивается слуховой нерв, образуя волосковые клетки (рецепторы), при изменении положения тела раздражаются эндолимфой полукружных каналов и помогают сохранять равновесие.

Восприятие звуков осуществляется за счет нижней части лабиринта – круглого мешочка. Рыбы способны улавливать звуки в диапазоне 5Гц – 15кГц. К слуховому аппарату относятся боковая линия (позволяет услышать низкочастотные звуки) и плавательный пузырь (выступает как резонатор, соединён с внутренним ухом посредством Веберового аппарата, состоящего из 4 косточек).

Рыбы близорукие животные, передвигаются часто в мутной воде, с плохим освещением, некоторые особи обитают в морских глубинах, куда свет не достает вовсе. Какие же органы чувств и как позволяют ориентироваться в воде при таких условиях?

Боковая линия

Прежде всего – это боковая линия – основной орган чувств у рыб. Представляет собой канал, который идет под кожей вдоль всего тела, в области головы разветвляется, образуя сложную сеть. Имеет отверстия, через которые связывается с окружающей средой. Внутри расположены чувствительные почки (рецепторные клетки), которые воспринимают малейшие изменения вокруг.

Так они могут определять направление течения, ориентироваться на местности ночью, ощущать движение других рыб, как в стае, так и приближающихся к ним хищников. Боковая линия оснащена механорецепторами, они помогают водным жителям уворачиваться от подводных камней, инородных предметов, даже при плохой видимости.

Боковая линия может быть полной (располагается от головы до хвостовой части), неполной, а может быть вовсе заменена на другие развитые нервные окончания. При травмировании боковой линии рыба уже не сможет долго существовать, что свидетельствует о важности данного органа.

Боковая линия рыб — главный орган ориентации

Электрорецепция

Электрорецепция – орган чувств хрящевых рыб и некоторых костистых (электрический сом). Акулы и скаты ощущают электрические поля с помощью ампул Лоренцини – небольшие капсулы заполненные слизистым содержимым и выстланы специфическими чувствительными клетками, находятся в области головы и сообщаются с поверхностью кожи при помощи тонкой трубки.

Очень восприимчивы и способны ощущать слабые электрические поля (реакция возникает при напряжении в 0,001 мКв/м).

Так электрочувствительные рыбы могут выследить жертву, скрытую в песке, благодаря электрическим полям, которые создаются при сокращении мышечных волокон во время дыхания.

Боковая линия и электрочувствительность – это органы чувств характерны только для рыб!

Орган обоняния

Обоняние осуществляется при помощи ресничек, расположенных на поверхности специальных мешочков. Когда рыба чует запах, мешочки начинают двигаться: сужаться и расширятся, улавливая пахучие вещества. Нос включает 4 ноздри, высланные множеством чувствительных клеток.

Своим нюхом легко находят пищу, сородичей, партнера на период нереста. Некоторые особи способны подавать сигналы об опасности выделяя вещества, к которым чувствительны другие рыбы. Считают, что обоняние для водных жителей важнее зрения.

Органы чувств у рыб

Органы вкуса

Вкусовые рецепторы рыб сосредоточены в ротовой полости (ротовые почки), и ротоглотке. У отдельных видов (сом, налим) встречаются в области губ и усов, у сазанов — по всему телу.

Рыбы способны распознавать, как и человек, все вкусовые характеристики: соленое, сладкое, кислое, горькое. С помощью чувствительных рецепторов рыба может отыскать необходимую пищу.

Осязание

Рецепторы осязания расположены у хрящевых рыб на участках тела не покрытых чешуей (брюшная область у скатов). У костистых чувствительные клетки разбросаны по всему телу, основная масса сосредоточена на плавниках, губах — дают возможность ощущать прикосновения.

Особенности органов чувств у костистых и хрящевых

Косные рыбы имеют плавательный пузырь, который воспринимает более широкий диапазон звуков, у хрящевых он отсутствует, также у них идет не полное разделение внутреннего уха на овальный и круглый мешочки.

Цветное зрение свойственно костистым, поскольку в их сетчатке находятся и палочки, и колбочки. Зрительный орган чувств хрящевых включает лишь палочки, которые не способны различать цвета.

У акул очень острый нюх, намного больше развита передняя часть мозга (обеспечивает обоняние), чем у других представителей.

Электрические органы – особые органы хрящевых рыб (скатов). Используются для защиты, нападения на жертву, при этом генерируются разряды мощностью до 600В. Могут выступать в качестве органа чувств – образуя электрическое поле, скаты улавливают изменения при попадании в него посторонних тел.

Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Животные, как и растения, размножаются бесполым и поповым способами. Особенности размножения многоклеточных животных во многом определены условиями их обитания.

Формирование у обучающихся представления, что без сохранения жизни на Земле во всем многообразии её систем невозможно выживание и развитие человечества, заставляют учителя делать так, чтобы экологическая составляющая биологических знаний воспринималась ребятами как особо значимая, осознанно присваивалась учениками, а не навязывалась. Все, что мы изучаем на уроках, должно породить новые человеческие отношения и сформировать правильные поведенческие нормы.

Считаю целесообразным использование на уроке следующего оборудования: таблица » Сосна обыкновенная», коллекции голосеменных растений, презентация. Учащимся предложены опережающие задания: подготовка сообщений об особенностях строения, жизнедеятельности голосеменных растений, их значении в природе и жизни человека. Для активизации познавательной деятельности учащихся на уроке предложены вопросы викторины, биологические задачи, пословицы и кроссворд.

В ходе урока обучающиеся знакомятся с характерными признаками царства бактерий, особенностями строения и жизнедеятельности.

Интегрированный урок по географии и биологии по теме « Приспособления живых организмов к среде обитания на примере Южных материков». Урок развивает и углубляет знания о многообразии строения и приспособленности к условиям жизни; раскрывает существенные признаки понятия «природная зона».

Данный урок может быть использован по программе Н. И. Сонина при изучении темы » Многообразие голосеменных». Проведение конференции позволяет обобщить материал по данной теме, дает возможность выставить всем оценки. Дети при подготовке к уроку используют дополнительную литературу.

Урок биологии в 7-м классе с использованием регионального компонента. Учащимся будет интересно узнать особенности строения и жизнедеятельности растений класса голосеменных, которые произрастают на территории Красноярского края: сосна обыкновенная, сосна сибирская, сосна кедровая, лиственница обыкновенная, ель обыкновенная, можжевельник. Данный урок способствует дальнейшему формированию умений узнавать виды голосеменных, сравнивать с папоротниковидными растениями.

В основе представленного урока лежит деятельностная система обучения, которая опирается на сотрудничество на уроке между учителем и учеником. Она предполагает принятие индивидуальной ответственности за сделанный выбор, повышает уровень индивидуальной культуры работы с информацией, даёт возможность учителю создать условия для осознания и осмысления учащимися новой учебной информации.

Значение раннецветущих растений очень велико. Именно раннецветущие растения способствуют выживанию первых насекомых и сохранению всех остальных звеньев пищевых цепочек. Необыкновенная красота этих растений подвергает их к бездумному уничтожению со стороны человека. Всё это требует особой охраны раннецветущих растений. Материал предназначается всем любителям природы, прежде всего, учителям, родителям.

Цель мероприятия: формирование у ребят сопричастности ко всему происходящему вокруг; углублять экологические знания у детей; познакомить с историей праздника; формировать ответственное отношение к своему земному дому.

Сценарий посвящен Всемирному дню воды, содержит много интересной и познавательной информации. Может быть использован как внеклассное мероприятие на неделе биологии и экологии.

Данный урок – урок изучения нового материала по технологии развития критического мышления, в основе которого лежит самостоятельная работа учащихся с различными источниками информации. Такой подход позволяет развивать критическое мышление школьников.

Урок обобщает и систематизирует знания учащихся о строении и функционировании клетки, взаимосвязях частей и органоидов клетки как основе её целостности, обмене веществ, лежащих в основе жизнедеятельности клетки; закрепляет знания о гене, генетическом коде, систематизирует знания о механизме трансляции, синтезе белков в рибосоме.

Урок способствует формированию знаний об изменении температуры воздуха с высотой; знакомит с процессами образования облаков, видами осадков. Расширяются знания учащихся о воздухе, полученные в начальной школе.

Урок построен в форме устного журнала, где учащиеся шаг за шагом постигают многообразие и красоту родной природы, её роль в жизни человека.

На уроке закрепляются знания учащихся о стадиях эволюции человека, факторах антропогенеза; актуализируются понятия «вид», «критерии вида» и на этой основе происходит доказательство существования одного вида « Человек разумный», представленного расами; рассматриваются механизмы, которые лежат в основе формирования человеческих рас.

Представлены разнообразные конкурсы, кроссворд, загадки. Урок способствует расширению кругозора учащихся, формированию познавательного интереса к предмету, вырабатывается смекалка.

К расистским теориям примыкает «социальный дарвинизм», переносящий биологические законы борьбы за существование на человеческое общество.

Внеклассное мероприятие в игровой форме обобщает и систематизирует знания учащихся о процессе фотосинтезе. Знакомит с ролью отечественных ученых в изучении фотосинтеза.

Используя слайды и интерактивные тренажеры, учащиеся закрепляют знания по многообразию живых организмов, их принадлежности к определенному царству живой природы. Знакомясь с видеофрагментами, фотоизображениями ученики формулируют понятие «среда обитания организмов», составляют опорный конспект, характеризующий различные среды обитания, выявляют черты приспособленности организмов.

Цель лабораторной работы – доказать, что в лепестках цветов растений нет белого пигмента, изучить свойства антоцианов и объяснить изменение цвета цветов, плодов растений.

Самостоятельная работа способствует развитию мыслительных умений и навыков, предполагает проявление инициативы студентов в процессе освоения материала. Новые Ф Г О Сы способствуют развитию именно самостоятельной работы, т.к. произошло уменьшение аудиторных часов по анатомии и физиологии. Таким образом, самостоятельная работа становится одним из главнейших условий для подготовки грамотного специалиста.

Основной целью проекта является исследование видов земноводных, их жизнедеятельности, влияние экологической ситуации региона на их численность. Для работы над данным проектом была выбрана разноуровневая работа по группам поисково-исследовательским методом. Учащимся предлагается собрать материал, используя библиотеки и Интернет. Оформить его, используя компьютерные программы Microsoft Power Point, Microsoft Excel, Microsoft Word.

Конспект и приложения к уроку относятся к разделу общей биологии и могут быть использованы для проведения занятий как в 9-м, так и в 11-м классе. Статья затрагивает понятие «вид» и его основные критерии. Материал не только дает новую тему, но и расширяет биологический кругозор учащихся, развивает способность к систематизации знаний.

Cистемный подход к формированию О У У Н создаёт условия для формирования у учащихся практических навыков осуществления учебной деятельности, что, в свою очередь, обеспечит приобретение ими всесторонних и прочных знаний. Подбираю формы учебной работы для каждого ученика, как для осуществления ситуации учебного успеха, так и для целенаправленного создания ситуаций учебных затруднений. Использую эти развивающие приемы при помощи различных заданий, которые описаны в методическом пособии » Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии» Н. Л. Галеева. Для того, чтобы повысить уровень преподаваемой темы, были использованы наглядные учебно-методические пособия, созданные мною при помощи И К Т. Это позволяет оптимально использовать наглядный материал, улучшает восприятие учебного материала и повышает интерес к изучению темы.

На современном этапе уже можно говорить о том, что преподавание биологии немыслимо без широкого использования различных информационных методов и средств обучения. Мною разработана и применяется творческая игра для учащихся 11-х классов с углубленным изучением предмета. Целью данной игры является обобщение и систематизация знаний учащихся; подготовка к централизованному тестированию. Урок-игра построен по принципу известной телеигры « Своя игра» и состоит из блиц-турнира, четырех раундов; разработка содержит перечень заданий, необходимых для выполнения учащимися.

лучшие книги для подготовки к Е Г Э Р Е К О М Е Н Д У Е М А Я Л И Т Е Р А Т У Р А Сегодня на прилавках книжных магазинов можно встретить всевозможные учебные пособия для подготовки к Е Г Э, у покупателя глаза «разбега….

Педагогическая идея урока заключается в использовании коррекционного обучения детей с умственной отсталостью – способствует созданию оптимальных условий для развития интереса и способностей, усвоению материала в процессе индивидуальной деятельности. Особое значение придается активизации познавательной деятельности учащихся.

На уроке проявляются большие возможности для экологического воспитания учащихся, раскрывается роль уроков химико-биологического цикла в воспитании экологически грамотного поколения с экологической ответственностью.

Ламарк был деистом и считал, что творец создал материю и законы ее движения, но на этом и прекратилась творческая деятельность творца, а все дальнейшее развитие природы происходило соответственно ее законам.

В курсе » Общей биологии» есть интересная тема: » Происхождение человека». Предлагаемый конспект урока позволяет в нетривиальной форме систематизировать знания учащихся о движущих силах антропогенеза, об основных этапах палеонтологической летописи происхождения человека, углубить знания о биосоциальной сущности человека разумного.

Какой урок может быть назван «урок развивающего обучения»? Думаю, что тот, который способствует духовному, психическому, интеллектуальному росту учащегося.

Внеклассное мероприятие применение игровые технологии. Игра состоит из семи этапов: представление команд, реши задачу, шифровка, кто больше, ты мне – я тебе, аукцион, кроссворд. В игре участвуют две команды семиклассников, увлекающиеся изучением биологии. В статье прописана деятельность учителя и учащихся, содержание этапов мероприятия. Материал можно использовать на уроке обобщения знаний по биологии в 7-м классе.

Урок предполагает использование презентации, которую можно дополнить видеофильмами по своему усмотрению, что повысит заинтересованность обучающихся. Презентация может быть использована как для сопровождения рассказа учителя, так и как самостоятельное средство обучение.

Скаты – одни из древнейших рыб. Среда обитания – пресные и соленые воды. Скаты встречаются по всей планете: в тропических районах, субтропических, а также у берегов Антарктиды.

Руководит лабораторией с самого ее основания Владимир Евгеньевич Дмитриев, доктор биологических наук, член Рабочей группы по растительным инвазиям в Европе. Кроме того, в штате лаборатории три кандидата биологических наук, два аспиранта кафедры ботаники Харьковского национального университета. Естественно, к проектам лаборатории в качестве лаборантов, техников, стажеров привлекаются студенты университета.

Мониторинг показателей флористического разнообразия и структуры фитоценозов в типовых и эталонных ландшафтах. Изучение механизмов и предпосылок проникновения чужеродных видов во флору региона. Составление фитоценотических карт региона с указанием путей распространения чужеродных видов. Создание эталонных коллекций чужеродных растений и справочников-определителей, в том числе для практических специалистов.

На страницах этого сайта представлены некоторые результаты деятельности коллектива лаборатории фитоинвазий НИ БР им. А.В.Ферсмана в 2006-2021 гг. все материалы защишены авторским правом и могут цитироваться только с указанием ссылки на первоисточник согласно правилам цитирования научных данных (ПЦНД 56-03)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *