осетинские пироги правила и традиции
Осетинские пироги — Традиция трех пирогов
от eli7lauf
Осетинские пироги — Традиция трех пирогов
Осетинские пироги прошли сквозь века и ворвались ярким блюдом в наши серые будни.
Осетинские пироги одновременно являются изюминкой кавказской кухни и частью национальной традиции, которая связана с философией и религией. Так, например, круг, виде которого печется изделие на разные праздники и торжества, обозначает бесконечность и планету Земля, которая по своей сути бесконечна, но имеет законченную круглую форму. А треугольник по философии кавказского народа, в форме которого выпекаются осетинские пироги на поминки, символизирует созидательность и плодородность.
По праздникам в Осетии на столы обязательно ставят 3 выпечки. Соблюдая правила, осетинские пироги кладут друг на друга и никак иначе – это символизирует 3 главные составляющие мира: Солнце, Бога, Землю. Пред тем как начать трапезу, самый старший в роду обращался с хвалебной молитвой к высшим силам и медленно раздвигал осетинские пироги. И только после этого ритуала можно было их разрезать.
Разрезание этой выпечки тоже несет в себе скрытый смысл. Разрезают осетинские пироги строго крест на крест, тем самым получая 4 равные части. А это значит, что на столе появляется 2 фигуры любой религии и философии – круг (мироздание) и крест (4 луча). Осетинским пирогам также присуща магия чисел. 3 плюс 4 куска равняются цифре 7, которая символизирует мировую гармонию у многих народов мира.
Связь осетинских пирогов с христианством состоит в следующем. Три лепешки – это Отец, Сын и Святой Дух, то есть Бог. В далекие времена, когда кавказские народы принимали христианство, менялись и их традиции. Изменился смысл застолья, который стал ассоциироваться с Тайной Вечерей, когда Иисус, разломав хлеб и налив вина, раздал все ученикам, – над тремя осетинскими пирогами читалась молитва с чашей ирона (осетинское пиво), а после этого младшему члену семьи дается кусок лепешки и глоток напитка.
Существуют так же другие значения символики трех осетинских пирогов:
Прошлое, настоящее, будущее;
Счастье, здоровье, изобилие;
Подземное царство, земля, небо
Но самое главное, что осетинские пироги пекут сейчас и в торжественный день и в рабочий, а когда они горячие и ароматные появляются на столе, то в доме ощущается праздник и царит мир, спокойствие и взаимопонимание. Делать эту выпечку обязана научиться каждая хозяйка, иначе она не имеет права считать себя хорошей женой и матерью, но это касается только кавказских семей
Рецепты Осетинских пирогов
Советуем прочитать
Горячие, сочные, осетинские
Осетинские пироги заняли второе место на конкурсе «Вкусы России — 2021» в номинации «Культурное наследие». «От аланских пирогов не полнеют, а набираются сил и здоровья, подобно жителям высокогорной Алании», — уверяют организаторы конкурса. Это, конечно, не так, но разве прибавка в пару килограммов кого-то когда-то останавливала?
Какой пирог — осетинский
Фото: Антон Новодережкин/ТАСС
Приготовление пирогов в Дигорском ущелье
Аланские пироги больше, конечно, известны под именем осетинских. Почему они еще и аланские? История пирогов «уходит корнями» в далекие дали, прямиком к застольям скифов, сарматов, алан — народов, которые осетины считают своими предками. Не просто так официальное название республики не просто Северная Осетия, а Северная Осетия — Алания.
Круглый, тонкий, аппетитный, лоснящийся сливочным маслом — таким знает осетинский пирог, пожалуй, каждый. Но не все знают, что аутентичных начинок у национального пирога всего несколько. И в их число не входят экспериментальные версии, встречающиеся на витринах российских фуд-кортов и магазинов, вроде осетинского пирога с красной рыбой. Хэдлайнер классической линейки — уалибах, или пирог с сыром. Не менее вкусны картофджын — с картофелем и сыром; кабускаджын — с капустой; цахараджын — с листьями свеклы и сыром; насджын — с тыквой; конечно, фыдджын — пирог с мясом — и другие.
Немного эпоса…
Редко какое блюдо удостаивается упоминания в древних сказаниях, а вот осетинским пирогам это удалось. «Вынеси-ка ты нам пирогов, маслом политых, сочным сыром обильно начиненных!» — восклицали герои нартского эпоса в пылу многодневных пиров. И пироги все несли и несли.
Пироги пекли и кочевые племена — предки осетин. Кроме эпических сказаний национальная выпечка упоминаются, например, в словаре академика Шифнера 1868 года. Правда, академик переводит название сырного пирога почему-то как «ватрушка».
Готовим осетинские пироги
Фото: Анна Кабисова
Если вы были в Северной или Южной Осетии и не попробовали осетинский пирог, считайте, что ваш визит в эти гостеприимные края прошел зря. Ехать туда можно только ради того, чтобы оценить этот кулинарный шедевр — одно из основных блюд и на праздничном, и на поминальном столах, и во время обычного обеда.
Наследие скифов
Пироги пекли еще кочевники, предки осетин — скифы и сарматы. Существует даже легенда о том, что итальянская пицца — это удачная интерпретация осетинского пирога. На кухню Италии якобы оказали влияние потомки скифов аланы, примерно в V веке н. э. служившие римлянам. Согласно легенде римляне, пытаясь испечь то, что мы сейчас называем осетинским пирогом, не сумели затолкать начинку внутрь теста и, не раздумывая долго, просто выложили ее сверху — так на свет появилась первая итальянская пицца. Правда это или нет, никто не скажет, но такая версия наверняка льстит любому, кто считает себя потомком алан.
Не менее интересно и происхождение названий пирогов.
— Уалибах, или олибах («пирог с сыром» на осетинском языке), — исконно осетинское название, — говорит старший научный сотрудник отдела этнологии Северо-Осетинского института гуманитарных и социальных исследований Алан Багаев. — Есть русско-диалектное слово олябыш, означающее вид пирога. Так вот, известный языковед-иранист Василий Абаев утверждал, что это слово заимствовано у предков осетин и происходит от слова олибах. Вообще, осетинские пироги — довольно древнее блюдо, их описание можно найти даже в нартском эпосе, а он датируется примерно VII веком до н. э. Упоминаются они и в словаре академика Шифнера 1868 года, правда, в этом источнике название сырного пирога переводится как «ватрушка». Что касается названия других разновидностей пирогов — фыдджын, насджын, давонджын и так далее, то они образованы слиянием основы слова — обозначения начинки, например фыд — мясо, — и суффикса -джын, означающего содержание чего-либо.
Три пирога
На праздники подается именно такое количество пирогов, сложенных друг на друга. Число три для осетин — особый символ.
— У осетин, как и у многих других индоевропейских народов, эта цифра считается полной, — рассказывает Алан Багаев. — Она символизирует совершенство. Предки осетин верили в тройственное деление мира, считали, что существуют миры подземный, наземный и небесный. Трехчастное деление прослеживалось во всем: в обществе, в ритуалах, со времен скифов это один из краеугольных камней мировоззрения.
Фото: Анна Кабисова
Ученые высказывали разные мнения о том, что именно символизируют три пирога. Осетинский историк Вилен Уарзиати в своем труде «Праздничный мир осетин», допустим, утверждает, что это символы Бога, Солнца и Земли. Другие исследователи склоняются к тому, что три пирога — это три мира. Именно поэтому на поминальный стол ставят лишь два из них — исключается символ наземного мира, так как почивший выбыл из него. А еще в Осетии тесно переплелись традиционные религиозные представления и христианство, так что многие сегодня отождествляют три пирога со Святой Троицей.
Круглая форма пирога олицетворяет бесконечность, цикличность мирового порядка, круговорот жизни. Но по особым случаям, например в День Святого Хетага, пекутся пироги треугольные: эта форма — символ плодородия и стабильности.
Застольный этикет
Почти неизменным с древних пор остается сакральное значение блюда — в Осетии по сей день традиционно возносят молитву Всевышнему над тремя пирогами. Трапеза здесь сродни общению с Богом: за столом молятся, просят о благополучии и изобилии в домах. Причем для торжественных застолий регламент строго определен: тосты-молитвы произносятся определенными участниками процесса и в четкой последовательности. Иерархия соблюдается неукоснительно.
Для молитвы используют исключительно пироги с сыром. Блюдо ставится в голове стола — там, где располагаются старшие по возрасту. Ближе к концу стола сидят младшие. Тамада, или, как его называют в Осетии, хистар (старший), обращен лицом на восток и руководит застольем. Прежде чем произнести первый тост, пироги немного раздвигают, как бы демонстрируя их количество Богу. Разрезаются они определенным способом: все вместе по направлению от младшего за столом к старшему, затем слева направо и дважды по диагонали — в итоге получается восемь порционных кусочков каждого пирога. Вращать блюдо при этом ни в коем случае нельзя — иначе будет нарушена гармония трех миров, которые символизируют пироги. Первый кусок всегда отдается младшему мальчику: дети безгрешны, чисты и поэтому не могут осквернить жертвоприношение. Это дань уважения богам, к которым обращены молитвы за столом. Соблюдение всех этих условий — своеобразная гарантия того, что все просьбы и молитвы будут услышаны.
Тонкости приготовления
Разновидностей осетинских пирогов довольно много. Отличие их друг от друга одно — начинка. Наиболее популярный пирог — с сыром. Не менее вкусны пироги с картофельным пюре и сыром — картофджын, с капустой — къабускаджын, листьями свеклы и сыром — цахараджын, черемшой — давонджын, тыквой — насджын — и другие.
Ингредиенты для трех пирогов:
Тесто
Мука — 2 кг
Молоко или вода — 0,5 литра
Дрожжи — 1 пачка сухих или 1 ст. л. развесных
Сахар — 1 чайная ложка
Соль — по вкусу
Начинка
Уалибах:
Сыр — 0,5 кг
Соль — по вкусу
Картофджын:
Картофель — 300 гр
Сыр — 200 гр
Соль — по вкусу
Молоко, сметана (по желанию) — по вкусу
Цахараджын:
Свекольные листья — 1 средний пучок
Сыр — 300 гр
***
Сливочное или топленое масло — для смазывания
Ну, а самый любимый, конечно, пирог с мясом — фыдджын, своеобразный «кавказский десерт». Подают его, обязательно горячим, уже ближе к концу застолья. Кстати, традиционный рецепт теста именно для фыдджына максимально приближен к древнему — оно бездрожжевое и готовится на кефире. Для других разновидностей пирогов сейчас используют, как правило, дрожжевое тесто на основе молока.
Готовят фундаментальное блюдо осетинской кухни издревле только представительницы слабого пола.
— Женщина, приступавшая к замесу теста для пирогов, обязана была выполнить ряд условий, — рассказывает Алан Багаев. — Прежде всего, подойти к этому процессу чистой — и духовно, и физически. Обязательно с покрытой головой. Во время приготовления пирогов ей не разрешалось даже разговаривать, чтобы случайно не осквернить процесс, который приравнивали к священнодействию. Пироги раскатывали только руками, без помощи скалки, эта технология используется и современными хозяйками.
Рецепт осетинских пирогов
Предки осетин использовали для пирогов бездрожжевое тесто, в качестве начинки — сыр, мясо и овощи. Несложная технология позволяла быстро приготовить сытное блюдо.
Со временем способ приготовления пирогов немного изменился, и в каждой семье бережно хранятся свои секреты, передаваемые от матери к дочери. Но неизменным остается соблюдение двух принципов. Во-первых, для пирогов используется только пшеничная мука. Во-вторых, масса начинки и теста должна быть примерно одинаковой — идеальный пирог тонкий, но с достаточным количеством начинки. Кстати, по толщине готового пирога иногда определяют уровень кулинарного мастерства приготовившей их женщины — чем тоньше, тем лучше.
Как готовить осетинские пироги, нам показывает повар ресторана «Волна» во Владикавказе Зарема Хубулова.
Три пирога, которые мы будем готовить, это уалибах — пирог с сыром, картофджын — пирог с картофельной начинкой и цахараджын — с листьями свеклы.
Осетинские пироги – что символизируют и в чем секрет вкуса
Что такое осетинский пирог? Для одних выпечка – традиционный символ богов, для других традиционный тип лакомства, а для остальных это вкуснейшая пища. Пирогом осетинского народа можно смело угощать гостей, они очень вкусные и подаются с широким ассортиментом начинок. В чем секрет выпечки? Она тонкая, нежная, калорийная, с аппетитной корочкой. У осетинских народов блюдо всегда подается на стол, поскольку является традиционным. Поэтому многим интересно, что означают символы и настолько ли это важно.
Что такое осетинский пирог и в чем символичность его подачи
Не все знакомы с тем, что символизирует осетинские пироги. Но они всегда вызывают аппетит, особенно когда внутри скрывается мясо, сыр и другие не менее востребованные начинки. Один, как правило, не подается, поскольку символика делает предпочтительным число три.
Осетия – место, где традиции живут веками, а числу приписывали эзотерические качества многие поколения. Осетинская выпечка в таком количестве считается совершенной, приносящей счастье, на три главные составляющие делили мир еще во времена Вавилона.
Современный рецепт пирогов в большей части случаев рассчитан на подачу блюд в честь солнца, бога и земли. В других народах значение магического числа отличается, но в любом случае число является удачным. Осетинскими пирогами символизируют части мира, заботу людей друг о друге, абстрактные части мира, человеческую любовь в общем смысле слова. Неважно, с чем делают осетинские пироги, они в любом случае отражают пожелания душевного спокойствия, счастья и здоровья.
Райское удовольствие: Непередаваемый вкус вишни и яркий аромат сочного яблока подарит Вам хорошее настроение на весь день
Райское удовольствие: Непередаваемый вкус вишни и яркий аромат сочного яблока подарит Вам хорошее настроение на весь день
Для ценителей: Ароматная начинка из молодой говядины, тушенной капусты и осетинского сыра, утолят твой голод!
Для ценителей: Ароматная начинка из молодой говядины, тушенной капусты и осетинского сыра, утолят твой голод!
Как дома: Нежное тесто и ароматная начинка картофеля и золотистого лука-ммм…вкус как дома!
Как дома: Нежное тесто и ароматная начинка картофеля и золотистого лука-ммм…вкус как дома!
С чем бывают пироги и их главные виды
В осетинском варианте выпечки вариаций наполнения много, есть грибные, мясные, с семгой, овощи, сыр. Тесто может быть одинаковым, а начинка разнообразной. Кухня осетин достаточно разнообразна, но традиционным считается пресное тесто с самым легким наполнением.
С чем бывают осетинские пироги? В числе востребованных начинок следующее:
Осетинский пирог в чем особенность? Блюда отличаются выпеканием при большой температуре, плоской формой, соотношением начинки. В пирогах примерно одинаковое количество теста и наполнения. Существует и традиционная форма пирога – в большей части случаев он круглый.
Итоги
Мы узнали, что такое осетинский пирог и о его особенностях. Давние традиции, продуманная рецептура и множество вариаций наполнения делает блюдо желанным дополнением к любому празднику, подходящим перекусом и вкусным блюдом, которое всегда будет к месту.
Кавказская пицца: почему россиянам так полюбились осетинские пироги и где их делают по древним рецептам
Фото: Дмитрий Феоктистов / ТАСС
Максим Зиневич шеф-пекарь исторического музея «Калачная» в Коломне, разработчик уникальных рецептур выпечки, эксперт по хлебобулочным изделиям
Осетинские пироги — горячо любимое блюдо большинства россиян. Их заказывают на праздники и торжества, а зачастую просто едят на обед. Популярность этого вида выпечки вышла далеко за пределы Осетии и мало чем уступает итальянской пицце. Но что это за блюдо? Откуда оно возникло и какое значение имеет для самих осетин? Давайте разбираться.
История приготовления таких пирогов отсылает нас к истории древних народов сармат и алан, считающихся предками современного осетинского населения. По легенде, во времена татаро-монгольского ига племена алан согнали с их территорий в горы, где было мало плодородных участков, и урожай пшеницы получался крайне скудным.
В итоге пироги приходилось делать из очень тонкого теста — они получались пресными и невкусными. Однако позже осетины усовершенствовали рецепт, добавив в блюдо сыр в качестве начинки. Так лепешки приобрели привычный нам вкус, стали сытными и могли долго храниться, поэтому отлично подходили для перекуса охотников и солдат.
Для осетин блюдо всегда имело сакральное значение: например, существует старинный обряд «три пирога» — так, в праздничные дни на одной тарелке подается сразу три лепешки, располагающихся друг на друге. Считается, что таким образом пироги символизируют единство воды, земли и солнца. Кроме того, такая подача может означать связь между вчерашним, нынешним и будущим. Во время обряда осетины обычно произносят молитвы в определенном порядке, а иногда сопровождается жертвоприношением животного.
Осетинские пироги — неизменный атрибут любого торжества в осетинской семье. Лепешки всегда подавались в нечетном количестве, а на поминальном обеде один из пирогов, символизирующий солнце, убирался после первого тоста, поскольку солнце навсегда погасло для усопшего.
Процесс приготовления осетинских пирогов часто становился ритуалом: для хозяйки обязательным было спрятать волосы под платок, а замес теста происходил в полном молчании, пекарь целиком сосредоточивался на процессе.
Часто осетинские пироги помимо стихий носили и религиозный подтекст. Три пирога олицетворяли триединство Отца, Сына и Святого Духа. Некоторые предания гласят, что осетинские пироги могли послужить прообразом итальянской пиццы. Якобы римляне, попробовавши аланские пироги, восхитились их вкусом настолько, что попытались повторить это блюдо у себя на родине. Но затея потерпела неудачу — римским мастерам не удалось сделать качественный пирог с начинкой внутри. Тогда они решили создать блюдо, у которого вся начинка будет снаружи, а рецепт осетинских пирогов так и остался традицией аланских племен.
Во времена Советского Союза популярное изделие распространилось далеко за пределы республики. Из неподтвержденных источников известно, что несколько десятилетий назад осетинские пироги везли из Владикавказа в столицу и крупные города. Для этого могли использоваться поезда и даже самолеты. Настолько советской интеллигенции полюбилось это блюдо.
Позднее доставка осетинских пирогов уже не требовала таких сложных логистических решений — их стали готовить повсеместно. Однако, по мнению осетин, настоящий пирог можно попробовать только в Осетии. И вот в чем секрет: вода для приготовления блюда бралась из минеральных источников, богатых витаминами и минералами, имеющих лечебные свойства. Ввиду географического расположения вода в Осетии — мягкая и вкусная, оттого и тесто в пирогах легкое, пышное и воздушное.
При этом жители высокогорного села Вакац, расположенного в 120 километрах от Владикавказа, утверждают, что они владеют древним 600-летним рецептом приготовления осетинского пирога. И те, кто пробовал их, действительно удивляются тому, как сильно лепешки отличаются от тех, что подаются в сетевых заведениях. Они насыщаются ароматом фруктовых дров, на которых пекутся, обладают тонкой хрустящей корочкой, а внутри томится нежнейший свежий сыр.
Те же, кто хочет разнообразить рацион, могут пробовать лепешки не только с сыром — в современных реалиях существует множество разных видов осетинских пирогов на любой вкус. Например, среди начинок могут быть капуста, картофель, тыква, мясо, лук, фасоль, а в некоторых случаях, когда изделие хотят сделать десертным, кладут даже вишню.
Осетинские пироги отлично вписались в рацион россиян и стали одним из самых популярных блюд у жителей многих регионов. Часто знаменитые круглые лепешки можно встретить на разного рода праздниках, а многие россияне порой даже предпочитают их пицце, которая, возможно, и появилась на свет благодаря осетинским пирогам!
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора