опыты с кабачками на пришкольном участке
Опыты с кабачками на пришкольном участке
Опыты на пришкольном участке
Тематика опытов для проведения на пришкольном учебно-опытном участке
1. «Безрассадный способ выращивания капусты»
2. «Влияние густоты стояния растений на урожайность»
3. «Влияние подготовки семян и рассады на урожайность огурца и томата»
4. «конвейерное производство зеленых овощных культур»
5. «Сортоизучение пшеницы»
6. «Сортоизучение ячменя»
7. «Влияние площади питания на урожайные качества картофеля при посадке клубнями мелкой фракции»
8. «Выращивание декоративных кустарников из стеблевых черенков»
9. «Влияние сроков зелёного черенкования и местоположения черенка на побеге на выход и качество посадочного материала чёрной смородины и крыжовника»
10. «Влияние сроков зелёного черенкования чёрной смородины и местоположения черенка на побеге на выход и качество посадочного материала»
11. «Выращивание гибридных сеянцев картофеля 1 года жизни»
12. «Дайкон, перспектива выращивания и использования на участке»
13. «Изучеие гибридных сортов огурца»
14. «Сортоизучение земляники»
15. «Сортоизучение белокочанной капусты»
16. «Влияние сроков сбора семян бархатцев на их всхожесть, развитие и декоративность»
17, «Влияние внесения растительных остатков бархатцев на рост, развитие и урожайность моркови»
18. «Выращивание лука репчатого из семян подвергнутых различным способам обработки»
19. «Использование декоративных растений природной формы в зелёном строительстве»
20. «Оценка экологического состояния УОУ»
21. «Отработка биоиндикации окружающей среды с помощью растений, используемых в озеленении»
Опыты на пришкольном участке
Опыты на пришкольном участке для 6- 7 классов.
Просмотр содержимого документа
«Опыты на пришкольном участке»
Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение
Лестранхозовская Средняя Общеобразовательная Школа
Влияние различных культур на урожайность свеклы.
Директор МБОУ Лестранхозовская СОШ
Щекочихина Александра Аниковна
Учебно-опытный участок в нашей школе является базой опытнической работы учащихся. Выполняя несложные опыты с растениями, они знакомятся с условиями роста и развития сельскохозяйственных растений, учатся правильно выращивать их, а также проводят опыты и наблюдения, закрепляют, углубляют и расширяют знания по биологии, полученные на уроках. В процессе проведения опытнической работы у учащихся воспитывается ответственность за порученное дело, они привыкают доводить начатое дело до конца.
Учебно-опытный участок занимает важное место в познании учащимися природы, в воспитании у них интереса к природе родного края и формировании любви и бережного отношения к ней.
Большое место на школьном участке занимают внеурочные работы по проведению наблюдений и учебных опытов, здесь проводятся занятия кружка юннатов, многие общешкольные мероприятия (День урожая, День сада и Праздник Птиц и др.).
Учебо-опытный участок используется как основной источник для выращивания и заготовки натурального наглядного материала, без которого невозможно вести уроки сельскохозяйственного труда и биологии на уровне современных требований.
В нашей школе выращивают различные овощные культуры, для школьной столовой используя большую площадь, но урожаи овощей получают не высокие, мы решили поставить опыт на овощной культуре – свекле. Для начала поставили цель: как можно получать высокие урожаи на небольшой площади. Изучив литературу и ресурсы интернета, пришли к выводу, что для достижения нашей цели можно использовать уплотнённые посевы с различными культурами. Составили план работы, подготовили всё необходимое, провели опыт, результаты которого фиксировали в дневнике наблюдений.
Опыт проводили на пришкольном учебно-опытном участке,
используя площадь 15 кв.м
МБОУ ЛЕСТРАНХОЗОВСКАЯ СОШ
звена №1 юных опытников-
растениеводов обучающихся 7,8 классов
Устименко Кирилл – звеньевой;
Суровцева Анастасия – почвовед;
Коркина Анна – агроном;
Добрынин Иван – селекционер;
Санникова Лена – растениевод;
Чернов Дмитрий – гидролог;
Сигова Катя – учетчик.
Руководител опыта: Сигова Н.А
Закрепление, расширение, углубление знаний по биологии.
Овладение методами управления ростом и развитием растений.
Воспитание ответственности за порученное дело, коммуникативное воспитание.
Дата закладки: 21.05.2014 г
Свекла «Красный шар»
Горох «Сахарный низкорослый»
Салат » Московский парниковый»
Фасоль спаржевая » Масляный король»
Редька » Зимняя круглая чёрная»
Тема: » Влияние различных культур на урожайность свеклы «.
Цель опыта: получить большой урожай с меньшей площади, используя уплотненные посевы с различных культур.
Биологические особенности свеклы:
Свекла — двулетнее растение семейства лебедовых (маревых). В первый год жизни растения образуют крупную розетку листьев и корнеплод. Размеры и масса корнеплода зависят от сортовых особенностей и условий произрастания. Его форма изменяется от плоской, до удлиненно-конической или веретеновидной, кожица и мякоть также разнообразной окраски.
Благодаря хорошо развитой корневой системе свекла может переносить временный недостаток влаги в почве. Но в период прорастания семян влажность почвы должна составлять не менее 65—70% НВ, так как семена поглощают воды в два раза больше своей массы.
Велико значение обеспеченности почвы влагой также в период укоренения всходов и формирования корнеплодов. Вместе с тем избыточное количество влага задерживает рост и развитие растений из-за недостатка воздуха, пониженной температуры и повышенной кислотности почвы.
Свекла хорошо растет на рыхлых, хорошо дренированных и аэрируемых почвах, богатых органическим веществом и отличающихся глубоким культурным (пахотным) слоем. На тяжелых, заплывающих и плохо обработанных почвах наблюдается массовое поражение растений корнеедом.
Лучшие почвы — с нейтральной реакцией среды (рН 6—7). На кислых и щелочных почвах растения имеют угнетенный вид, образуют мелкие красновато-фиолетовые листья и легко подвергаются физиологическим заболеваниям. Свекла устойчива к повышенной концентрации почвенного раствора (до 2,5—3%).
По требовательности к наличию в почве основных питательных элементов свекла занимает одно из первых мест среди овощных культур. В начальный период при усиленном росте вегетативной массы свекла наиболее активно потребляет азот. При его недостатке угнетается рост растений, листья становятся мелкими, кончики их желтеют. Однако избыток азота также нежелателен. В этом случае наблюдается усиленный рост вегетативной массы, возможно увеличение цветушных растений, снижается качество корнеплодов: в них накапливаются нитраты, уменьшается количество Сахаров и сухого вещества, ухудшается интенсивность окраски, появляются дряблость и водянистость.
Во время формирования корнеплодов ощущается большая потребность в калии и фосфоре. При недостатке последнего листья приобретают тусклый темно-зеленый цвет и в дальнейшем краснеют, а при нехватке калия они постепенно теряют зеленую окраску и становятся темно-красными.
Свекла чувствительна и к наличию в почве бора, особенно при внесении извести, так как в данном случае этот микроэлемент малодоступен для растений. При дефиците бора загнивает сердечко корнеплода. Преждевременное покраснение листьев наблюдается также вследствие недостатка в почве магния и марганца. Признаком нехватки железа служит пожелтение (хлороз) молодых листьев.
(Агрономический портал «Основы сельского хозяйства»).
Календарный план работы по проведению опыта
Исследовательская работа «Сортоиспытание кабачков»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЛЕЩАНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
ВОРОБЬЁВСКОГО РАЙОНА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
Рыбасов Илья, 9 класс
МКОУ «Лещановская СОШ» Воробьёвского района
МКУДО «Воробьёвский центр развития творчества
Руководитель: Дурова Людмила Васильевн а,
учитель биологии МКОУ «Лещановская СОШ»
2.1Биологические особенности кабачков…………………………………..7-8
2.2 Выбор участка и как подготовить почву……………………………….8
2.4 Из чего складывается уход за растениями……………………………..9
2.7 Как сохранить кабачки……………………………………………………11
III Ход выполнения исследования ………………………………………….11-14
3.1 Испытание сортов кабачков……………………………………………..12
3.2 Материал и методы исследования………………………………………14
IV Результаты исследования ………………………………………………..14-16
Цель работы: провести сортоиспытание указанных сортов кабачков в условиях Воробьёвского района.
Чтобы достичь поставленной цели, я должен был решить ряд задач:
1. Изучить литературу о выращивании кабачков на приусадебном участке в открытом грунте.
2. Изучить морфологические особенности кабачков.
3. Провести сортоиспытание по выявлению наиболее урожайного сорта в сравнении с местными сортами.
4. Оценить урожайность зеленцов данных сортов, провести сортоиспытание указанных сортов кабачков в условиях Воробьёвского района.
5. Рекомендовать те или иные сорта кабачков, наиболее подходящие для возделывания в Воробьёвском районе.
Новизна исследований. Впервые на моём участке рассматривается вопрос о сортоиспытании кабачков.
Место и сроки проведения опыта: сортоиспытание проводилось с мая 2020 года по сентябрь 2020года на приусадебном участке семьи Рыбасовых в селе Лещаное, Воробьёвского района. Воронежской области.
Характеристика опытного участка: рельеф участка – ровный. Предшествующая культура – картофель. Почва – чернозём.
Обзор литературы. О биологических особенностях я прочитал в книге «Биологические основы растениеводства». Сортов кабачков сейчас множество, среди них имеются цуккини, которые различаются кустистостью куста, компактностью и множеством плодов. Есть гибриды ( F1), которые славятся своими вкусовыми качествами и противостоят всем погодным условиям. Об этом я прочёл в журналах «Дача круглый год», которые выписываем в течение нескольких лет. Руководствовался методическими указаниями «Учебно-опытная работа на пришкольном участке» Папоркова М.А. Агротехнические приёмы описаны в книге «Овощеводство» Родникова Н.П. и использование сайта, помогло в выращивании кабачков, чтобы избежать множества ошибок. Для зимних заготовок приготовления блюд помогли книги и журналы по кулинарии.
Семейство : Тыквенные (лат.С ucurbitaceae)
Вид: Тыква обыкновенная
Подвид: Кабачок ( Cucurbita pero var qiromontina)
Сорта: Грибовские 37, Якорь, Ролик, Чёрный красавец, Цукеша, Цуккини Аэронавт.
Предмет исследования: сортоиспытание
Объект исследования: кабачки.
Сорта для исследования:
· Сорт «Чёрный красавец» раннеспелый сорт, период вегетации 50-55 дней. Растение компактное, кустовое. Плод цилиндрический, слаборебристый, массой 0,8-1кг. Мякоть светлая, нежная, хороших вкусовых качеств. Сорт относительно устойчив к мучнистой росе. Урожайность с одного растения достигает 10кг.
· Сорт «Цуккини Аэронавт». Среднеранний сорт. От всходов до сбора урожая 48-50 дней. Растение средней силы роста, хорошо облиственное Плоды цилиндрические, длиной 18-20см, зелёного цвета с продольными светло-зелёными полосами. При достаточном поливе плодоносит на протяжении всего летнего периода. Хорошо переносит засуху.
· универсального использования. Плод овальный, гладкий, светло-зелёной окраски, массой 0,9-1.3кг. Сетка и рисунок отсутствуют. Мякоть светло-зелёная, рыхлая, нежная. Сорт устойчив к пониженным температурам. Хорошо отзывается на внесение органических удобрений.
1. Теоретические (изучение и анализ литературы по проблеме исследования)
2. Эмпирические (эксперимент, сравнение, фенологические наблюдения)
3. Математические (обработка и анализ данных эксперимента)
4. Аналитические (сопоставление, анализ данных эксперимента)
В животноводстве при скармливании кабачков у коров увеличиваются надои молока, у молодняка – прирост массы.
Кабачок – продукт с минимальным количеством противопоказаний. Его не рекомендуют только людям с нарушением вывода калия почками и больным страдающим язвами, гастритами. Изучив специальную литературу, я пришёл к выводу, что кабачки – это не только овощ с многовековой историей, но и невероятно полезный и незаменимый продукт для рациона человека. Но серьёзные научные исследования кабачка только начинаются, открывая несколько перспективных направлений. Именно поэтому нам необходимо знать об этом овоще и об особенностях его агротехники как можно больше.
2.1 Биологические особенности кабачков и требования к условиям
Латинское название кабачка Cucurbita pepo var. giromontina. По научной классификации кабачок относят к царству растений, отделу покрытосеменных, классу двудольных, порядку тыквоцветных, семейству
тыквенных, роду тыквы, виду тыква обыкновенная, подвиду кабачок.
Кабачок — травянистое однолетнее растение.
Стебель бороздчатый, гранёный, прямостоячий у кустовых форм и стелющийся у плетистых. Стебель шиповатый, колючий. Листья крупные, темно-зеленые или зеленые с белой пятнистостью.
Цветок крупный, ярко-желтый, колокольчиковидный, состоит из 5—6 лепестков. Плод в фазе технической спелости (зеленец) мелкий или средней величины, цилиндрический или удлиненно-овальный, белой, салатной или зеленой окраски. Кожица плода тонкая. Мякоть белая, кремовая или светло-зеленая, нежного вкуса. Плод в фазе биологической спелости (семенник) крупный, удлиненно-цилиндрической формы, гладкий или слаборебристый, желтой, кремовой или
оранжевой окраски. Кора твердая, деревянистая. Плодоножка толстая или средней толщины, граненая. Семена светло-кремовой окраски, с ясно выраженным боковым ободком.
Кабачок — растение короткого дня, светолюбив. Чем лучше освещенность, тем быстрее наступает плодоношение и тем выше бывает урожайность. Корневая система у кабачка стержневая. Основная масса корней находится в пахотном горизонте. При длительном отсутствии осадков растения нуждаются в регулярных поливах.
Высокие урожаи кабачок дает на супесчаных, легко и среднесуглинистых плодородных, хорошо прогреваемых почвах. Он выносит умеренное засоление почвы. Оптимальная реакция почвенной среды — нейтральная (рН 6—7). Растения отзывчивы на внесение органических и минеральных удобрений, а также микроэлементов: бора, меди, марганца, цинка и др.
2.2 Выбор участка и как подготовить почву.
Кабачкам надо отвести солнечное место на воздушном и мягком грунте. Считается, что лучшие предшественники это томаты, картофель, лук, морковь, свёкла. Не следует высаживать кабачки после родственных тыквенных культур. Так что раньше чем через 3 года на одно и тоже место тыквенные лучше не высаживать. Некоторые огородники, например Инна Андреева из г. Димитровграда (Журнал «Дача круглый год» №14 2019г.) не рекомендует устраивать грядки кабачков рядом с такими соседями как арбузы, огурцы и дыни.
Для посева лучше брать семена районированных сортов. Покупая в магазине, надо всегда смотреть на дату (сроки реализации или годность). Не следует брать для посадки молодые или старые семена, или завязи будет мало или совсем не взойдут. Кстати, семена кабачков сохраняют всхожесть 5-8 лет. Посев семян производят в конце мая по 5 июня после того, как минуют весенние заморозки. Кабачки высаживают с интервалами 60х40см, 50х50см, 70х100см. Главное, чтобы на 1растение приходилось 1м 2 площади. Если есть уверенность в высокой всхожести и благоприятные условия для прорастания, то можно высевать 1 семя в лунку. Если же условия совершенно противоположные, то лучше высевать по 2 семени в лунку с последующим прореживанием. Если площади большие, то в среднем уходит на 1га 4-5 кг семян. Глубина заделки семян 5-8см на лёгких почвах и 4-5см на тяжёлых. Я высевал по одному семени в лунку.
2.4 Из чего складывается уход за растениями?
Для повышения урожая у некоторых сортов кабачков можно провести ручное
опыление. Во время цветения опыление производят вручную. Для этого срывают мужской цветок, обрывают его лепестки и наносят пыльцу на пестик женского цветка, в центр цветка. С помощью одного такого мужского
цветка можно опылить 2-3 женских цветка. Женские цветки можно опознать по характерному утолщению на стебле непосредственно под цветком. Мужской цветок не имеет утолщения стебля в этом месте [ Приложение 4]
Можно привлечь пчёл для опыления кабачков, но я этого не делал, так как у нас соседи содержат пчёл и необходимость в дополнительном опылении отпадает. А рекомендуют вот такой рецепт: взять 1 чайную ложку мёда и растворить в 1 стакане воды. А утром опрыснуть кабачки этой сладкой водичкой.
2.5 Подкормка растений
Чтобы кабачки росли лучше, следует их подкармливать. Вместе с поливами за сезон проводят 2–3 подкормки минеральными удобрениями. Если всходы развиваются медленно, то 1 подкормку можно сделать только азотными удобрениями. При хорошем развитии растений 1подкормку проводят перед цветением, используя комплексные удобрения, а 2-ю и 3-ю при необходимости фосфорно-калийные.
На этот счёт есть и другое мнение. Если грунт был заправлен удобрениями осенью и весной, подкормки культуре практически не нужны.
Можно обойтись без подкормок и на чернозёмах.
Здесь главное соблюдать севооборот. Дефицит питательных веществ проявится, глядя на слабое развитие плодов. Тогда уже подкармливать надо будет через каждые 10-12 дней. Что касается сухих удобрений, то вносить их следует перед поливом. Я старался не пичкать кабачки всякими удобрениями, хотел, чтобы мои кабачки, которые употребляет моя семья, были экологически чистыми.
В журналах «Дача круглый год» №11 2020г и №18 2017г. я прочитал, что кабачкам нужны органические и минеральные удобрения. От минеральных я отказался сразу, и всё лето подкармливал органикой. Без особых затрат, а главное продукция без нитратов. Можно использовать свежий навоз, жижу навозную, птичий помёт и сорняки. У меня есть голуби, поэтому я использовал голубиный помёт и жгучую крапиву. Бочку надо заполнить измельчённой крапивой на половину, залить водой и поставить на солнечное место, накрыть плёнкой. После брожения жидкость приобретает мутновато-жёлто-зелёный цвет с очень неприятным запахом. Когда всё в бочке успокоится, жидкость станет насыщено-зелёной, значит удобрение готово. Жидкий раствор разбавляется 1:10 и используется для подкормки. Голубиный помёт в количестве 0,5л залить в ведре (10л) воды. Дать настояться 1-2 дня и можно использовать. Но перед любой подкормкой грядки с кабачками требуется пролить обычной водой, чтобы избежать ожога корней. После подкормок мои кабачки чувствовали себя прекрасно. Ну и чтобы продлить жизнь кабачкам, я последний раз в августе подкормил настоем крапивы с золой. [ Приложение 8 ]
Собирать урожай всегда приятно, да если он ещё и удался. Первые кабачки я собирал примерно через 1,5 месяца после посева. При благоприятных условиях и хорошем уходе они так быстро растут, что собирать их можно через неделю после цветения. При массовом плодоношении собирать кабачки надо 3-4 раза в неделю, иначе они перерастают, кожица у них становится толстой, и такие кабачки идут только на корм животным.
Урожай начинают убирать по достижении потребительской спелости
Если вовремя не снимать кабачки, все питательные вещества будут уходить в старые плоды и это замедлит рост новой завязи.
2.7 Как сохранить кабачки
Лучше всего хранятся кабачки среднепоздних и поздних сортов. Отлично себя показали в этом отношении сорта Грибовские и Аэронавт. Собранные плоды нужно аккуратно отряхнуть от земли, но мыть или мочить их категорически не рекомендуют.
Для длительного хранения им нужно обеспечить хорошие условия. Влажность воздуха 80-85%, температура от 0 до +5 0 С. Даже лёгкое подмораживание приводит к порче продукции. Кроме того, нужны темнота, хорошая вентиляция и кабачки не должны соприкасаться друг с другом. Обеспечить такие условия можно в погребе или в подполе. (Журнал «Дача круглый год» №2 2019г)
III Ход выполнения исследования
Полевой опыт проводился в условиях усадьбы семьи Рыбасовых с. Лещаное с мая по август 2020г. Вариантов и повторностей я не проводил. Посев семян проводил в открытый грунт, когда минули холодные дни с заморозками, это была третья декада мая. Предшественником кабачков был картофель. Посев производил в лунки, в каждую луку сажал по 1 семени. [ Приложение 6]. Рекомендованная всхожесть (на пакетике) семян до 2023 года. Семена все взошли, можно сказать, всхожесть составила 100%.
Предмет исследования: сортоиспытание.
Объект исследования – кабачки.
1. Дата посева. 2. Дата появления всходов (семядольных листочков). 3. Дата начала цветения (появление первых цветов, примерно 10-15%). 4. Дата полного цветения. 5. Дата первого сбора. 6. Дата последнего сбора.
После окончания вегетационного периода подсчитал общий урожай каждого сорта.
3.1 Испытание сортов кабачка.
Для исследования были взяты шесть сортов кабачков: Якорь, Ролик, Грибовские 37, Чёрный красавец, Цуккини Аэронавт, Цукеша, которые были испытаны в течение весенне-летнего сезона 2020 года. Перед началом исследования был составлен примерный план агротехнических мероприятий (Таблица 1), который в зависимости от погодных условий подвергался корректировке.
Таблица 1. Агротехнические мероприятия по выращиванию кабачков
« Учебно – опытническая работа на пришкольном участке» Раздел «Овощеводство»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 23 Кущевского района Краснодарского края
Тема: « Учебно – опытническая работа на пришкольном участке»
Руководитель: Клещева Елена Владимировна, учитель технологии.
— проблематика: необходимость и актуальность наличия участка;
— цели и задачи опытнической работы;
— погодно-климатические условия и почвы края (района);
— краткая справка по участку.
2. Практическое выполнение опытнической работы:
— методика проведения опыта;
4. Список литературы.
Ж изнь не стоит на месте… В современном мире на нас интенсивно действуют довольно многочисленные неблагоприятные факторы, ухудшающие здоровье, особенно при низких температурах и резких перепадах давления воздуха. Многочисленные исследования показали, что полноценным питанием, употребляя в пищу достаточное количество плодов и овощей, можно сгладить вредное действие неблагоприятных факторов и даже в какой-то мере их устранить.
Если раньше человеку приходилось много работать физически, то в современных городах и поселках значительная часть населения не занимается таким трудом. Сегодня, когда на прилавках магазинов появляется много некачественной продукции, возникает проблема: где взять экологически чистые овощи и фрукты, чтобы здоровью они принесли только пользу?
Чем больше заковывает человек землю в бетон и асфальт, тем чаще тянет его на природу, поближе к земле. К той, которая по весне дышит как живая, к той, чья зелень успокаивает уставшие глаза и нервы, к той, что по осени одаривает урожаем.
В последние годы эта тяга заметно усилилась. Люди хотят своими руками выращивать фрукты, овощи и цветы, строить дома, разбивать клумбы и цветники, то есть хотя бы короткий летний сезон побыть поближе к природе. Сельскохозяйственный труд легким никогда не был. И тот, кто решил посвятить себя этому делу, должен помнить о том, что богатый и полновесный урожай можно получить лишь там, где этому отданы немалый труд, умение и старание. Может, сначала не все и получится. Ведь как бы мы ни хотели, а погода все-таки диктует нам свои условия. В сухое лето поливами еще как – то можно спасти будущий урожай, а вот если дожди зарядят, тут уж как выйдет.
Процесс обучения и воспитания двухсторонний, и его эффект достигается совместными усилиями педагогов и обучаемых. Поэтому рост познавательной активности учащихся, расширение их участия в трудовой деятельности, развитие творческих способностей составляют важные стороны учебной и воспитательной работы со школьниками. Именно в школе должен сформироваться у ученика интерес к какой-либо области деятельности, должно возникнуть желание глубже ознакомиться с ней. Практическая реализация этого положения требует коренного улучшения содержания и методов развития с/х опытничества школьников. Развитие с/х опытничества в школе должно помогать реализации идей комплексного подхода к воспитанию школьников на основе единства трудового, нравственного, физического, экологического и эстетического воспитания учащихся. Нравственное воспитание осуществляется во всем многообразии социально значимой деятельности школьников: в учебе, труде, художественно-творческой, спортивной деятельности, а также в деятельности свободного общения. Оно обуславливает отношение человека к окружающей действительности, к самому себе, помогая определить достойное место в обществе с позиций гражданского служения ему. Эстетическое воспитание предполагает развитие у детей способности воспринимать прекрасное в окружающей действительности: в природе, в труде, человеческих отношениях. Осуществление экологического воспитания должно быть направлено на более глубокое понимание взаимосвязей в природе. Назначение правильно поставленного физического воспитания – забота о нормальном росте и развитии детского организма в процессе всех видов деятельности. Формирование всесторонне и гармонично развитой личности школьника немыслимо без трудового воспитания, цель которых – готовить учащихся к активной трудовой и общественной деятельности, развивать творческое отношение к труду.
При организации опытнической работы наиболее важными являются два условия: труд учащихся должен быть разнообразным, интересным и посильным; школьники при этом должны решать конкретные производственные задачи. Такой подход к организации опытнической работы позволит увлечь учащихся и дать им возможность на практике убедиться в значении их деятельности, ввести их в круг актуальных проблем с/х производства, мобилизовать знания школьников на планирование и организацию своего труда, на качественное выполнение его, расширять биологический кругозор.
Опытническая работа является продолжением учебной программы многих предметов: трудового обучения, природоведения, географии, биологии, экологии, химии, некоторых тем физики, математики. Теоретические знания по этим предметам находят свое применение в проведении полевого или лабораторного эксперимента. Но этих знаний обычно бывает недостаточно, и для решения возникающих проблем приходится обращаться к дополнительным источникам информации, овладевать новыми методами познания.
В повседневной жизни мы так привыкли к овощам, что зачастую и не задумываемся над тем, что они для нас значат.
Хлеб, молоко, мясо как продукты питания необходимы. Но если человек ограничивается только ими, у него нарушается пищеварение, и он заболевает. Чтобы этого не случилось, необходимо больше использовать в пищу овощи, содержащие различные соли. Речь идёт не об обычной поваренной соли, без которой пища кажется пресной, человеку необходимы и другие соли, в том числе и те, которые содержатся в различных овощах. Эту особенность овощей мы и помним и ставим превыше всего, когда планируем работу на УОУ на целый год. Здесь нужно учитывать всё: и как обработать землю, что внести, чтобы почва была плодородной, что и сколько сажать, чтобы хватило до весны в столовой, как собрать урожай, как его хранить и др.
Красивый, ухоженный пришкольный участок воспитывает в школьниках эстетические чувства, любовь к родной природе, к сельскохозяйственному труду. Школьный участок – место, где учащиеся приобретают основы экологических знаний, знания дизайнерского искусства. Правильно спланированный пришкольный участок обеспечивает большую часть работы на открытом воздухе.
Работы на участке способствуют расширению и углублению знаний по биологии, приобретению знаний и умений по выращиванию растений, воспитанию у обучающихся качеств рачительного хозяина земли, бережного отношения к природе, творческого отношения к труду.
Самое пристальное внимание при организации труда учащихся на пришкольном участке должно быть уделено опытнической работе. Тематические опыты с растениями направляются на решение вопросов, связанных с повышением урожайности растений.
Учебно-опытный участок школы позволяет решить познавательные и воспитательные задачи:
реализация биологического образования, опытнической работы и трудового обучения;
практическая направленность учебно-опытного участка позволяет вырастить овощи для школьной столовой, рассаду цветов и овощей для населения;
развивает у школьников интерес к сельскохозяйственным профессиям;
формирует у школьников ответственное отношение к труду, к организации мер по защите окружающей среды;
развивает интеллект и эстетические чувства школьников;
учебно-опытный участок – это место проведения экскурсий и практических занятий в течение всего учебного года с 5 по 11 класс. Для более полной реализации поставленных задач на участке школьники под руководством учителя технологии производят закладку опытов; самостоятельные наблюдения, групповые экскурсии;
Собирать семена, производить калибровку, проверять их всхожесть, производить посев;
Использовать органические и минеральные удобрения;
Проводить работу по размножению и пересадке комнатных растений, распознавать их виды;
Проводить прополку, знать сорные растения, болезни растений;
Проводить механическую, химическую и биологическую борьбу с вредителями растений;
Проводить простейшие опыты с растениями на учебно-опытном участке, наблюдать и объяснять результаты, анализировать.
Что такое почва, плодородие, её структура и химический состав;
Способы повышения плодородия с помощью внесения удобрений;
Зерновые технические, кормовые, овощные, лекарственные растения, цветочно-декоративные растения, комнатные, плодово-ягодные культуры;
Способы размножения растений;
Значение зеленых растений для других живых организмов на Земле.
Учебно-опытный участок в нашей школе является базой опытнической работы учащихся. Выполняя несложные опыты с растениями, они знакомятся с условиями роста и развития сельскохозяйственных растений, учатся правильно выращивать их, а также проводят опыты и наблюдения, закрепляют, углубляют и расширяют знания по биологии, полученные на уроках. В процессе проведения опытнической работы у учащихся воспитывается ответственность за порученное дело, они привыкают доводить начатое дело до конца.
Учебно-опытный участок занимает важное место в познании учащимися природы, в воспитании у них интереса к природе родного края и формировании любви и бережного отношения к ней.
Большое место на школьном участке занимают внеурочные работы по проведению наблюдений и учебных опытов, здесь проводятся занятия кружка юннатов, многие общешкольные мероприятия (День урожая, День сада и Праздник Птиц и др.).
Учебо-опытный участок используется как основной источник для выращивания и заготовки натурального наглядного материала, без которого невозможно вести уроки сельскохозяйственного труда и биологии на уровне современных требований.
Наш УОУ совсем новый, т. к. весной этого года был заложен на территории школьного двора. И поэтому провели всего 2 результативных опыта (в последствии планируется 5-6 опытов ежегодно).
2. Практическое выполнение опытнической работы.
Биологические особенности культуры
Чеснок — луковичное однолетнее растение из семейства лилейных. Укороченный стебель — донце высотой несколько миллиметров — значительно шире, чем у репчатого лука.
Луковица чеснока состоит из долек-зубков, отделенных друг от друга сухими чешуйками и обернутых общей чешуей. Наружные зубки в луковице крупнее внутренних.
В отличие от репчатого лука листья чеснока не имеют полости. Они линейные, жесткие, с пленчатым основанием.
Чеснок размножается только вегетативно. Выращивают чеснок повсеместно.
Различают стрелкующиеся и нестрелкующиеся, озимые и яровые сорта чеснока. Биологические особенности у них разные. Стрелкующиеся сорта образуют цветочную стрелку, в семенных шапках которых вместо цветков появляются мелкие воздушные луковички, которыми чеснок размножают. Кроме того, его размножают и зубками. Нестрелкующийся чеснок размножают только зубками. Стрелкующиеся сорта чеснока чаще озимые, нестрелкующиеся — и яровые, и озимые.
Чеснок холодостоек и морозостоек (стрелкующийся обладает более высокой зимостойкостью), нуждается во влаге и в плодородной почве. Он отзывчив на органические удобрения, но непосредственно под чеснок можно вносить лишь перегной или торфокомпосты. Размещать чеснок следует после культуры, под которую вносили высокие дозы органических удобрений (ранняя капуста, огурцы). Чеснок можно сажать под зиму и ранней весной. Под зиму сажают с таким расчетом, чтобы растения укоренились, но не успели еще прорасти. Укоренившиеся растения рано весной трогаются в рост, развивают мощную листовую массу и в 1,5—2 раза увеличивают урожай.
План опыта с чесноком
Тема опыта: Влияние удаления стрелок на урожай чеснока.
Цель опыта: Выяснить, как влияет на урожайность чеснока удаление стрелок.
Подготовка почвы. Под посадку чеснока выделить участок, где под предшественник были внесены высокие дозы органических удобрений. Произвести глубокую вспашку.
Подготовка посадочного материала. Луковицу чеснока разделить на отдельные зубки. Для посадки отобрать из наружной части луковицы наиболее крупные, выравненные. Это гарантирует одновременное созревание луковиц.
Посадка. Высадить четырехстрочными лентами с междурядьями в 20 см и с расстоянием между растениями 6—8 см, на глубину 4—5 см (за 3—4 недели до наступления устойчивых холодов). (20 сентября — 1 октября.)
Уход. Участок поддерживать в рыхлом и чистом от сорняков состоянии, при необходимости (засушливая погода) поливать.
Провести подкормки полным минеральным удобрением.
Первая подкормка. На 10 м 2 внести 40 г аммиачной селитры, 85 г суперфосфата, 50 г хлорида калия или 140 г нитрофоски в бороздки между рядами чеснока, не ближе чем на 8 см от растения и заделать на глубину 5—6 см. (20-25 мая.)
На пищевых участках чеснока выломать стрелки в момент их появления. Это повысит величину луковиц. (10—15 июня.)
Вторая подкормка. На 10 м 2 внести 55 г аммиачной селитры, 167 г суперфосфата, 70 г хлорида калия или 200 г нитрофоски. (15—20 июня.)
Уборка. Уборку начать, когда у стрелкующихся форм чеснока листья начнут желтеть, а у нестрелкующихся — полегать. (15—25 августа.) Задерживать уборку чеснока нельзя, так как общие чешуи быстро разрушаются, луковицы распадаются на зубки и становятся непригодными к длительному хранению.
Убирать в сухую теплую погоду, подкапывая лопатой, выбрать из земли. Легким потиранием корней одной луковицы о другую удалить землю с корней и разложить рядами для просушки. В дождливую погоду сушить под навесом. После просушки листья обрезать на высоте 3—5 см от верхушки луковицы, не задевая пятки. Зимой хранить при температуре 1—3°С тепла.
Опыт – стрелки выламываются
Контроль – стрелки не удаляются.
0,5м 1 м 0,5 м 1 м 0,5 м
I повторность II повторность III повторность
На каждой было высажено по 15 зубков чеснока в ряду. Всего на грядке 10 рядов.
Результаты опыта: собрав и взвесив урожай с опытных и контрольных делянок, мы пришли к выводу: удаление стрелок повышает урожайность чеснока на 20%. Кроме того, чесночные стрелки используются в пищу в маринованном, жареном и свежем виде.
Тема опыта: влияние минеральных удобрений на урожай кабачков.
Цель опыта: выявить, как влияет внесение минеральных удобрений в виде подкормки на урожайность кабачков сорта «грибовские».
План расположения рядов в опыте
1 –контроль минеральные удобрения не вносились
2 – одноразовая подкорка
3 – двух разовая подкормка, комбинированными минеральными удобрениями.
4 – трёх разовая подкормка
Биологические особенности кабачков.
Краткая информация об огородном растении
Тип растения : однолетник
Условия выращивания : открытый грунт, теплица, оранжерея
Отношение к свету : светолюбивое
Отношение к влаге : влаголюбивое, умеренно влаголюбивое
Зимовка : не зимует
Употребление в пищу : плоды, цветы
Кабачок. Скороспелая и урожайная овощная культура. Плоды кабачка пригодны к употреблению через 3–10 дней после оплодотворения завязи. Плоды кабачка — продукт диетического и лечебного питания, лучше всего подходящий для первого прикорма маленьких детей.
Однолетнее травянистое растение, разновидность тыквы обыкновенной с прямостоячими, слабо ветвящимися, обычно не стелющимися стеблями, и мощной корневой системой. Плод — тыквина, как правило, продолговатой формы, зеленого, желтого или белого цвета.
У кабачка используют в основном молодую завязь, такие плоды непригодны для длительного хранения. Качество и величина урожая повышаются при своевременных и регулярных сборах.