описание картины за завтраком серебряковой
За завтраком
Описание картины «За завтраком»
За столом изображены трое старших детей художницы. По дальнюю сторону – восьмилетний Женя, на переднем плане – Саша, которому 6-7 лет, справа двухлетняя Тата. Младшей, Катюше, за стол пока рано, она еще на руках у кормилицы.
Отдельный персонаж – руки кого-то взрослого, разливающие суп. Мы не знаем, кто это – бабушка, няня или кухарка. Но именно ее руки добавляют уюта и ощущения защищенности картине. Дети не оставлены, они под присмотром, их кормят. Смотреть, как ест ребенок – особое, понятное каждой матери ощущение. Это о том, что дети здесь, рядом, с ними всё хорошо, они сыты и здоровы.
Руки на этом портрете вообще написаны виртуозно: разливающие суп руки взрослой женщины, мягкие, пухлые ладошки Таты, длинные пальцы уже большого Жени, Сашина ладонь с зажатой в ней ложкой – еще не такая вытянутая, как у старшего брата, еще таящая отголоски детский пухлости, но уже гораздо более «взрослая», чем младенческая ладошка Таты.
Эта работа – одно из самых интимных и обаятельных произведений Серебряковой. Она на долгие годы стала образцом семейного и детского портрета. По словам Александра Бенуа, Зинаида Серебрякова, «не знает себе соперников» в этом жанре.
Картина «За завтраком » возникла не на пустом месте. Предварительные портреты, эскизы – в них уже заметно мастерство, с которым Серебрякова пишет детей: материнская интонация бесконечной нежности и при этом ни малейшего намека на слащавость, сентиментальность, сюсюканье. Так ребенка видит любящая его мать, а не дамы в салоне, умиляющиеся над парадным вариантом абстрактного ангелочка в кудряшках. Работы, предваряющие появление «За завтраком»: «Так заснул Бинька», «Портрет Жени», «В детской».
Если попытаться сравнить детские портреты Серебряковой с кем-то, то разве с классиками. Впрочем, сама она такой аналогией была бы возмущена до глубины души, потому что чрезвычайно скромно оценивала собственное дарование и боготворила классиков.
Описание картины Зинаиды Серебряковой «За завтраком»
Художница Зинаида Серебрякова любила изображать на картинах своих детей. На своих картинах ей удавалось передать их характеры, уникальную детскую непоседливость и любознательность. Дети, в свою очередь, любили позировать матери, их завораживал волшебный мир живописи, который ей удавалось создать.
Картина «За завтраком» имеет также альтернативное название «За обедом», потому что еда, расставленная на столе, подходит скорее для полуденного приема пищи.
В центре стола стоит большая фарфоровая супница, из которой няня или бабушка наливает ребятам суп заботливой рукой. Рядом – прозрачный графин с водой и сдобные булочки, которые ели вместо хлеба. Чуть в стороне стоит желтый кувшин с молоком и тарелка с печеньями – это десерт.
Но дети не слишком заинтересованы едой. Их гораздо больше увлекает процесс живописи, магия изображения, появляющегося на холсте. На первом плане изображен мальчик в синей рубашке. Ему уже налили суп, но он отвлекся от тарелки и с интересом смотрит на мать. Рядом его трехлетняя сестренка в нарядной одежде – на ней надето темное платье и белый передник с рюшами. В ее пытливых карих глазах любопытство и нотка удивления.
Единственный, кто не смотрит на мать – старший мальчик на заднем плане. Он задумчиво пьет воду из стакана, погруженный в свои, уже не детские проблемы.
Стол освещается мягкими лучами солнца, на холсте доминируют оттенки синего и голубого, а теплые коричневые, охристые тона. Такая гамма как нельзя лучше передает атмосферу теплого семейного обеда, когда все собираются за общим столом, общаются, делятся впечатлениями.
Все произведение наполнено настроением домашнего тепла и уюта. Вокруг царит спокойная атмосфера безоблачного детства, радость от вкусного обеда, приготовленного заботливой бабушкой, предвкушение веселых совместных игр. Каждого, кто проникнется произведением, картина на мгновение уносит в его собственное детство, навевая теплые трогательные воспоминания.
Сочинение-описание картины «За завтраком» Серебряковой З.Е.
Вариант 1. Пример сочинения к учебнику за 6 класс
Напишем небольшой рассказ по этой картине.
Примерный план сочинения:
1. Описание сюжета
2. Определяем возраст детей
3. Перечень столовых предметов, их особенности
4. Руки матери как символ заботы
Семья Серебряковой на картине
Зинаида Серебрякова изобразила на групповом портрете «За завтраком» своих троих детей. Они собрались за деревянным столом прямоугольной формы. Он очень большой. Мы видим только угловую часть столешницы. Она покрыта белоснежной накрахмаленной скатертью. На ней собрано много столовых приборов и три блюда.
Произведем математические расчеты. Картина написана в 1914 году. Старший сын Зинаиды, Евгений, родился в 1907 году. Значит, мальчику на переднем плане предположительно семь или восемь лет. Он ел суп. И на мгновение остановился, чтобы внимательно посмотреть в сторону зрителя. Но ложку из рук он не выпустил.
Напротив сидит Александр. Он на год младше. Ребенок сосредоточенно пьет воду. Во главе стола – Татьяна, 1914 год рождения. Ей три годика. Она с интересом повернулась к нам. Ее рука лежит на мелкой тарелке. За спиной девочки видно, что мама насыпает ей суп. Интересно, что первое блюдо подается в двух тарелках. Сам суп налит в одну фарфоровую супницу на ножке. Так он медленнее остывает.
Основу натюрморта составляет столовый сервиз. Четыре мелких тарелки, две глубоких, солонка и супница (по одной) оформлены в белоснежном цвете с нежно-сиреневой каймой и цветочными узорами. У мамы в руке – золотистый или медный половник. Количество кристально-чистых стаканов озадачивает. Их пять. Я думаю, два из них наполнены молоком.
На столе есть две емкости для напитков: стеклянный графин с водой и желтый кувшин с молоком. Возле графина – две пышные, хрустящие булочки. А на сладкое детей возле кувшина ожидают пять сладких пряников с кремом. Примечательно то, что под приборами есть две подставки, чтобы не испачкать скатерть.
Я думаю, что количество стульев символично. Их четыре. Но заняты только три. Четвертый стул – для мамы. Мы не видим ее лица. Только заботливые руки. Вероятно, автор указывает на то, что труд матери порой незаметен. Но в хлопотах ей некогда завтракать. Для нее нет приборов. Деревянные стулья с высокими спинками большие для детей. Художественная деталь: у Таты стул с подушечкой, возле нее – единственная салфетка в виде трубочки. Маленькой девочке требуется больше внимания. Но все равно скоро все вырастут, станут взрослыми. И мама может позавтракать с семейством за одним столом.
Вариант 2. Кратко, своими словами
Примерный план сочинения:
1. Об авторе
2. Сюжет
3. Описание внешности главных героев
4. Детали
5. Цвета красок
6. Мое отношение к полотну
Картина «За завтраком» написана в 1914 году русской художницей Зинаидой Серебряковой. Она выполнила работу маслом на холсте. Нам представлен групповой портрет своих детей художницы: Тани, Шуры и Жени. Сейчас полотно находится в Государственной Третьяковской галерее.
На картине изображен завтрак детей. Они сидят за столом, покрытым белой скатертью. Мальчик, что повернулся лицом к зрителю, уже получил свою порцию супа, в отличие от брата и сестры. Паренек, что подальше в ожидание завтрака пьет воду. Осмотрев стол, можно увидеть четвертую тарелку. Возможно, она предназначена для девушки, которая разливает половником похлебку ребятишкам.
Кроме кастрюли с супом, стоящей на доске, на столе лежит буханка белого хлеба, соль и сахар. Тут же стоят стеклянный бутыль, наполненный водой и стаканы. Чуть дальше лежит шоколадное печенье, которое дети получат на десерт. Рядом — большой желтый кувшин. Можно предположить, что в нем молоком или компот. На заднем плане, возле стены, располагается деревянный сервант.
Мальчишки одеты в синие широкие блузы. Девочка, наряженная в строгий черный сарафан с белым кружевным фартуком, очень милая. Она похожа на брата, который смотрит в нашу сторону. У обоих детей темно-карие глаза и каштановые волосы. А вот у мальчишки, сидящего позади всех, волосы русые. И хотя мы не можем точно рассмотреть цвет его глаз, мне кажется, что они серые или голубые. Женщина, раскладывающая по тарелкам еду, нам почти не видна. Единственное, что можно сказать о ней, что она одета в длинное темно-зеленое платье.
Если присмотреться, увидим, что девочка сидит на большой подушке. Ее подложили, чтобы ребенку было удобно сидеть за столом и кушать.
Я думаю, что у художницы не было цели тщательно подбирать цвета для портрета. Она показала обычный завтрак своих детей. На картине преобладают насыщенные оттенки: темно-синий, коричневый, серый, белый и черный. А желтый кувшин — яркое пятно на полотне, служит контрастом темным краскам композиции.
От этой картины исходит тепло и любовь. Автор, рисуя своих детей, с любовью думала о них. Мимо такой работы не пройдешь мимо, она сразу цепляет внимание. Глядя на полотно, можно почувствовать детскую беззаботность, радость и счастье, царящие в доме.
Вариант 3. Пример подробного сочинения для старших классов
1. Зинаида Серебрякова – особенная художница конца 19 начала 20 века. Уникальность её в том, что она стала одной из первых русских женщин-художниц с мировой известностью. До начала 20 века занятия живописью считались неприличными для женщины. Серебрякова выросла в семье творческих людей в атмосфере красоты и искусства. Она увлечённо рисовала, едва научившись держать в руке карандаш. Уже в юные годы девушка заявила о себе как о самобытном художнике с неподражаемым почерком.
2. Картина «За завтраком» написана матерью большого семейства в 1914 году. Серебрякова жила в это время в родительском имении в селе Нескучное. На полотне она изобразила своих детей — Женю, Сашу и маленькую Таню. Лишь самая младшая из четверых осталась за рамками детского семейного портрета.
3. На картине изображены трое детей за столом в очень уютной столовой небогатой дворянской семьи. Дети собираются завтракать. Мы видим руки бабушки, заботливо разливающей суп в тарелки. Атмосфера домашнего счастья и поэзия повседневности царят на этом полотне.
4. На переднем плане изображены сидящий мальчик в тёплой синей рубашке и темноглазая трёхлетняя малышка в белом фартучке поверх синего платья. Лица детей обращены в сторону зрителей. Художница, обладающая тонким пониманием детских натур, передала особенности характера каждого ребёнка на портрете. По выражению лица мы можем понять, что обернувшийся мальчик любознателен, а девочка чуть обижена, что мама не села есть рядом с ней.
5. На заднем плане картины на фоне тёмной мебели и белой печи расположены два стула. На одном из них сидит задумчивый мальчик благородной внешности. Он грустно смотрит куда-то в стакан с водой, который держит в руках. Мальчик о чём-то мечтает или размышляет. Мы понимаем, что у него спокойный характер, медлительная, рассудительная натура. Рядом стоящий стул пуст. Возможно, он ждёт бабушку, которая пока занята кормлением внуков.
6. Трапеза юных членов семейства проходит среди красивых предметов на столе. Привлекает внимание столовый фарфор. Нарядные тарелки и супница говорят о том, что родители стараются сделать окружающий детей мир эстетичным и дарящим радость красоты. Яркости столу добавляет жёлтый кувшин необычной формы и золотистые булочки. Блики на горшочке для сметаны, кувшине, стеклянных стаканах и графине придают картине мирного сияния и говорят о присутствии солнечного света. Он льётся из невидимых окон, наполняя полото приятным светом.
7. В картине много примечательных деталей. Тёплая одежда детей говорит о том, что позирование происходит в зимнее время. Добротность и даже некоторая нарядность костюмов, белоснежность скатерти и салфеток указывают на то, что семья не бедствует. Кружевной фартук малышки призван воспитывать в ней аккуратность во время еды. Особенного уюта и чувства защищенности детей придаёт полотну такая деталь, как заботливые руки, наливающие суп.
8. В цветовой гамме преобладают спокойные тона, заметен контраст белого и синих оттенков. Коричневый и золотистый придают полотну умиротворенную домашнюю атмосферу. Сияние стеклянной посуды и яркие блики на фарфоре наполняют картину ощущением чистоты.
9. Серебрякова не просто написала семейный портрет. Она создала удивительное произведение, озарённое светом большой материнской любви, наполненное семейной теплотой. В этом беззаботном времени завтрака она запечатлела частичку своей жизни и доброту отношения к детям, которые находятся под надёжной защитой любящих близких.
10. Меня впечатлила в картине красота обыденных мелочей, уютная атмосфера дома и благородная внешностью детей. Как приятно посмотреть на неторопливый завтрак в кругу самых близких людей.
Описание картины «За обедом (За завтраком)» Зинаиды Серебряковой
Картину “За обедом” (“За завтраком”) написала русская художница Зинаида Серебрякова в 1914 году.
Настоящий домашний уют в страшные предвоенные дни
Автор стала символом уходящей эпохи XIX века. Несмотря на происходившие в то время политические изменения, эта картина стала своеобразным “островком спокойствия и безмятежности”.
На полотне изображены дети художницы: восьмилетний Женя, семилетний Шура и двухлетняя Таня. Женя в задумчивости сидит у противоположного зрителю угла стола, а Шура и Таня с интересом повернулись в сторону смотрящего.
На столе разложена белая скатерть, на которой можно увидеть разнообразные блюда. Тут и супница, и тарелка с пирожками, и чай в красивых чашечках.
В сюжете также присутствует чья-то рука. Можно предположить, что это бабушка детей разливает по тарелкам суп. Вся картина наполнена чувством спокойствия и умиротворенности многодетной семьи, которая собралась пообедать. Как будто им не важно, что сейчас происходит в мире (в 1914 году началась Первая мировая война), и дети радуются времени, что могут провести с мамой и бабушкой.
Палитра картины очень мягкая, можно сказать даже пастельная. Цвета насыщенные, но не слишком бросающиеся в глаза. Групповой портрет выполнен в естественных оттенках. Дети кажутся довольными и сытыми, благодаря палитре оттенков кожи. Умелое сочетание грубого черного с пастельными бежевыми дает совершенно уникальный набор красок.
Дети в картинах художницы всегда занимали особое место. И правда – Серебрякова была мастером детских портретов. Все трое детей, изображенных на полотне, связали свою жизнь с различными сферами искусства. Женя стал архитектором, Шура – художником, а Таня работала в театре.
Картина находилась в частной коллекции Л.Руслановой до конца 1940-х годов. В 1949 году женщину арестовали люди из НКВД. Секретно множество картин ее коллекции были переданы в Третьяковскую галерею. Однако, Русланову реабилитировали и потребовали вернуть все объекты в собственность. Женщина согласилась на то, чтобы часть картин осталась в галерее. Так, картину “За обедом” сейчас можно увидеть в залах Третьяковской галереи.
Картина «За завтраком» Зинаиды Серебряковой — обаяние детства и домашнего уюта
«За завтраком» — известная картина Зинаиды Евгеньевны Серебряковой (Zinaida Yevgenyevna Serebriakova), одна из наиболее обаятельных и интимных работ художницы. Перед зрителем предстают трое детей из дворянской семьи, два мальчика и девочка, расположившиеся за столом. На белой скатерти стоит фарфоровая супница, и кто-то взрослый — бабушка, няня, а может кухарка — разливает первое блюдо по тарелкам. Здесь же — сдобные булочки, печенье, графин с водой, желтый кувшин, наполненный молоком.
Однако ребятня не очень заинтересована едой. Мальчуган в синей рубашке и его маленькая сестренка увлечены процессом живописи, они повернулись к художнице и с любопытством наблюдают за ее работой. Старший же брат о чем-то задумался и, погрузившись в свои мысли, пьет воду.
В цветовой гамме произведения преобладают теплые желто-коричневые оттенки и синие тона. Эта палитра передает атмосферу домашнего уюта, душевного семейного обеда. Картина наверняка напомнит зрителю о собственном периоде детства с его трогательными моментами.
Зинаида Серебрякова — талантливая русская художница XX столетия с очень узнаваемой манерой письма. Все ее произведения светлые и жизнерадостные: будь то обаятельные портреты, лирические пейзажи или сцены из крестьянской жизни. На картине «За завтраком» Серебрякова изобразила собственных детей — сыновей Женю и Сашу, а также дочь Таню. Самая же младшая, Катя, осталась за рамками семейной композиции. Отдельным персонажем произведения можно назвать руки взрослого человека, разливающего суп. Они добавляют в сцену уюта, вызывают ощущение защищенности: ребята находятся под присмотром и будут накормлены.
Изобразив близких людей, художница уделила особое внимание их рукам. Так, у Таты они еще по-младенчески пухлые, ладонь Саши пока не так вытянута, как у брата Жени, но уже более «взрослая», чем у малышки-сестры.
Помимо великолепных портретных образов, Серебрякова создала замечательный натюрморт. Художница мастерски передает фактуру предметов, виртуозно изображает сияющее столовое серебро, кувшин, блестящий под лучами солнца, поджаристые хлебные корочки, белизну скатерти, массивные деревянные стулья.
Интересно, что у картины есть второе название «За обедом», ведь еда, представленная перед зрителем, больше подходит для дневного приема пищи. Дело в том, что в семье Серебряковых практиковался европейский режим: утро начиналось с легкого перекуса, а за ним уже следовал второй завтрак, более плотный. Именно он и изображен на холсте.
Картина «За завтраком» Зинаиды Серебряковой пронизана чувством большой материнской нежности, любованием своими детьми, домашней теплотой. При этом произведение лишено сентиментальности и слащавости. Художница детально и реалистично изобразила эпизод из жизни собственной семьи, повседневный и в то же время трогательный.