она смотрела на меня глазами добрыми улыбчивыми
Презентация по русскому языку на тему «Осложнённое простое предложение. Предложение с однородными членами».
Описание презентации по отдельным слайдам:
П.Светлогорск Выполнил: Рюмикова О.В. учитель русского языка и литературы Осложнённое простое предложение. Предложение с однородными членами. ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ МОУ «Светлогорская СШ»
К осложненным относятся предложения:
Пример: «По утрам солнце бьёт в беседку сквозь пурпурную, лиловую, зелёную и лимонную листву» (К. Паустовский). Первые три определения связаны интонацией перечисления; третье и четвёртое — соединительным союзом и. Особенности предложений с однородными членами Однородные члены соединены между собой сочинительной связью (интонацией перечисления, сочинительными союзами).
Пример: «Он говорил медленно (нареч.), с большими паузами (сущ. с предл.), покачиваясь из стороны в сторону»(дееприч. об.). Особенности предложений с однородными членами Однородные члены обычно выражаются словами одной части речи, но могут быть выражены и разными частями речи. _._._._._._._._ _._._._._._._ _._._._._._._ _ _._._._._._._._._._._._._._._._._._._._._._._
Пример: «Могучий, оглушительный ливень хлынул на город» (сила ливня). Однородные и неоднородные определения Однородные определения характеризуют определяемое слово с одной и той же стороны (размер, цвет, качество, материал, физическое состояние и т. п.).
Пример: «Она смотрела на меня глазами добрыми, улыбчивыми, родными». Однородные и неоднородные определения Однородные определения произносятся с перечислительной интонацией. Между ними обычно можно вставить союзы и, но. Пример: «Счастливая (и) озорная улыбка осветила его лицо». Определения, стоящие после определяемого слова (инверсия), обычно однородны.
Однородные и неоднородные определения Неоднородные определения характеризуют предмет (лицо) с разных сторон. Пример: «Отец нёс большой кожаный чемодан (размер и материал)». Внимание! Между однородными определениями, соединёнными бессоюзной связью, ставится запятая, а между неоднородными — не ставится.
[и О, и О, и О]. Пример: «Сестра и шьёт, и готовит, и вяжет». [О и О, О и О]. Пример: «В нашем лесу живут белки и зайцы, лисы и волки». Запятые при повторяющемся союзе и ставятся в следующих случаях:
во фразеологических оборотах: ни рыба ни мясо, ни свет ни заря, ни то ни сё, и днём и ночью и др. если союз и соединяет разные пары однородных членов: «Дети и взрослые шумели и смеялись по поводу и без повода». Запятая не ставится: _._._._._._ _._._._._._ _._
http://www.yaklass.ru Использованные ресурсы:
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
В данной презентации представлен материал по теме «Осложнённое простое предложение. Предложение с однородными членами». Даются ответы на вопросы: какие предложения относятся к осложнённым, какие члены предложения называются однородными, какие члены предложения не относятся к однородным, на что необходимо обратить внимание, чтобы их с однородными членами предложения не путать. Так же предоставлена информация об условиях расстановки знаков препинания в предложениях с однородными членами. Весь теоретический материал подкреплён примерами, схемами предложений с однородными членами.
Номер материала: ДБ-953129
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Бельгийский город будет платить детям виртуальные деньги за отказ от неэкологичного транспорта
Время чтения: 0 минут
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Учителя Кубани смогут получить миллион рублей на взнос по ипотеке
Время чтения: 1 минута
Школьники из России выиграли 8 медалей на Международном турнире по информатике
Время чтения: 3 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Каждый третий российский школьник хотел бы стать разработчиком игр
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Дидактический материал по русскому языку на тему «Однородные члены предложения»
Дидактический материал на тему «Однородные члены предложения»
Определения, стоящие после определяемого слова (инверсия), обычно однородны.
Она смотрела на меня глазами добрыми, улыбчивыми, родными.
Неоднородные определения характеризуют предмет (лицо) с разных сторон.
Отец нёс большой кожаный чемодан (размер и материал).
Между однородными определениями, соединёнными бессоюзной связью, ставится запятая, а между неоднородными — не ставится.
Однородные члены, связанные сочинительными союзами и знаки препинания при них
Запятая ставится между однородными членами, если они соединены
одиночными противительными союзами;
Он коллекционировал не марки, а значки.
Он коллекционировал не только марки, но и значки.
Запятая не ставится во фразеологических оборотах: ни рыба ни мясо, ни свет ни заря, ни то ни сё, и днём и ночью и др.
Запятые при повторяющемся союзе и ставится в следующих случаях:
В нашем лесу живут белки и зайцы, лисы и волки.
Запятая не ставится, если союз и соединяет разные пары однородных членов:
Дети и взрослые шумели и смеялись по поводу и без повода.
Союз и может соединять части сложносочинённого предложения:
[Стало холодно], и [утром выпал снег].
Обобщающие слова при однородных членах
В предложении с однородными членами может быть обобщающее слово или словосочетание, дающее общее (обобщённое) название однородным членам.
Обобщающее слово и уточняющие его однородные члены отвечают на один и тот же вопрос и являются одним членом предложения.
Всё мы видели: и дома, и парки, и музеи. Обощающее слово ВСЁ.
Пример: ВСЮДУ слышны голоса: в поле, в роще, в садах.
Пример: В поле, в роще, в садах — ВСЮДУ слышны голоса.
Пример: ВСЮДУ: в поле, в роще, в садах— слышны голоса.
Однородные члены предложения (8 класс)
Запятые при однородных членах предложения. Спишите, расставьте знаки препинания, начертите схемы. Вставьте пропущенные буквы.
На ней было голубое платьице и ленты и цветы.
Я же не только любовался но с восторже(н,нн)ым умилением смотрел на них.
Работал я эти десять лет и день и ночь.
Владимир отпер к_моды и ящики и занялся ра_бором бумаг покойного.
Щедр на слова да скуп на дела.
Меня радует не столько успех сколько отсутствие (не)успеха.
Надо отметить что театральные контракты за границей чем выгодней тем ж_стче.
Юра смотрел то на самолёт то на часы.
Каждый день мы слышали рассказы о бандах Маруси или Махно или безымянных атаманах.
Прекрасное содержание внешнего мира проявляется не только в законах звёздного неба но и в законах поэзии.
Там в переулке всегда были глубокие сугробы и ухабы и розвальней много.
Но всё (же) он выделялся среди студентов хотя и не стр_мился к этому.
Обобщающие слова при однородных членах предложения. Спишите, расставьте знаки препинания, начертите схемы. Вставьте пропущенные буквы.
Ещё ему казалось, будто всё вокруг и лес и долину и снежные глыбы гор он видит впервые.
Его выг_вор широкое заг_релое лицо прич_ска наивный взгляд голубых гла_ всё обл_чало в нём деревенского жителя.
(Не)смотря ни на какие отговорки, Дружина Андреевич принудил своего гостя отведать многочисле(н,нн)ых блюд студней разного рода жарких похлёбок кулебяк и буженины.
Вова и я мы знали каждый час жизни Леонии.
У покинутого стола находились трое Давенант Сногден и Ван-Конет.
Всюду (в)верху и (в)низу пели жаворонки.
Жирный чад горелого зерна пропитал всё насквозь и воздух и еду и одежду.
Каждая мелочь разбитый цветочный горшок полузабытая фотография поблёскивающая в мусоре пуговица рассыпа(н,нн)ые фигурки шахмат всё напоминало о хозяевах.
Питанием и лекарствами жилищем и одеждой светом и теплом словом всем необходимым обеспечивает природа человека.
Известно что есть много на свете таких лиц над отделкою которых пр_рода не мудрила не употребляла н_каких мелких инструментов как(то) напильников буравчиков и прочего но просто рубила со всего плеча.
Шапка борода старый полушубок валенки всё в снегу всё обмёрзло.
Всё что я брал с собой пара белья ложка кружка носки всё поместилось в старом мамином портфеле.
Ему подавали обычные в трактирах блюда как(то) щи мозги с горошком сосиски с капустой.
Среди птиц насекомых в сухой траве словом всюду, даже в воздухе, чувствовалось приближение осени.
Вчера Алексей намечал себе какие(то) ориентиры сосну пенёк ухаб на дороге и к ним стремился.
Однородные и неоднородные определения. Спишите, расставьте знаки препинания, начертите схемы. Вставьте пропущенные буквы.
Бывают сла_чайшие драгоце(н,нн)ые памятные на всю жизнь гло_ки воздуха.
В начале хх века крестьяне чаще покупали сдела(н,нн)ую на заводах ф_рфорувую ф_янсовую и стекеля(н,нн)ую посуду.
Деревья и кусты вырисовывались бледными (не)ясными одното(н,нн)ыми пятнами.
У ног моих лежал маленький поросший лилиями пруд.
Башилов был высокий насмешливый офицер.
Он потонул в белом куда(то) беше(н,нн)о несущемся степном море.
Леса по г_ризонту терялись в сухом розовом тумане.
Теперь это захудалый заброше(н,нн)ый городишко.
Плыли мы как(то) (в)низ по Ветлуге на старой деревя(н,нн)ой барже.
Стена казалась ему огне(н,нн)ой и вся бежала пр_чудл_выми (не)сказа(н,нн)о вел_колепными грозными видениями.
С высокого купола по стенам собора скатывались т_ж_лые серые потоки.
Это был полный румяный мужчина.
В сундуке я наш_л пожелтевшую написа(н,нн)ую (по)латыни гетманскую грамоту.
В гости(н,нн)ую втащили большую мёрзлую ёлку.
Слыш_тся сдержа(н,нн)ый (не)ясный ш_пот ночи.
И тихая скромная речка огласилась фырканьем плеском и криками.
Однородные члены предложения, соединённые одиночным союзом.
I. Спишите, расставьте знаки препинания, постройте схемы предложений.
II. Спишите, расставьте знаки препинания, постройте схемы предложений.
1.Хотел бы я долгие годы на родине милой прожить любить её светлые воды и тёмные воды любить. ( В. Соколов ) 2.В тебя Отечество родное бессмертная моя любовь в поля и в небо дождевое я вглядываюсь вновь и вновь. ( Ю. Смуул ) 3.Первое правило настоящего разведчика- лучше знать да молчать чем знать да болтать. ( Кат.) 4.Ложью свет пройдёшь да не воротишься. (Посл.) 5.Отсталый да угрюмый всегда позади. ( Посл.) 6.Птица далеко летает да старое гнездо не забывает.( Посл.)
III. Спишите, расставьте знаки препинания, постройте схемы предложений.
1.Человека ценят не по годам не по делам а по разуму. 2.Живи своим умом а честь расти трудом. 3.Откладывай безделье да не откладывай дела. 4.В умной беседе ума наберёшься а в глупой свой растеряешь.( Посл.) 5.Я медленно уходил от грозы преодолел густой ельник и вышел в сухой корявый сосняк. 6.Здешний соловей был как бы слишком застенчив и быстро замолкал.( В. Белов )
Однородные члены, соединённые повторяющимися союзами
I.Спишите, расставьте знаки препинания, постройте схемы предложений.
1.Родней всех встают и красивей леса и поля и края.( Прок.) 2.Ни жертвы ни потери ни страданья народную любовь не охладят.(Сим.) 3.Одесса дралась жестоко непоколебимо упорно не желая отдавать врагу ни одного камня ни одного клочка земли. (Пауст.) 4.В то утро простился с тобою твой муж или брат или сын и ты со своею судьбою осталась один на один. ( Исак.) 5.Голос наковальни да скрип мехов да шум огня с далёкой той поры начальной в ушах не молкнет у меня.( Исак.)
II.Спишите, расставьте знаки препинания, постройте схемы предложений.
1.Радостно молодо было и на небе и на земле и в сердце человека. (Л. Т.) 2.Я брат зверью и ящерам и рыбам мне ясен рост весной встающих трав.( Бр.) 3.Море может быть в час заката то лиловым то красноватым то молчащим то говорливым с гордой гривой в часы прилива.( И. Поженян ) 4.Брожу то лесом то подлеском в полшага чтобы где-нибудь случайным шорохом иль треском косули робкой не спугнуть.(И. Бабаев ) 5.Ни раба ни повелителя дружбе не надо.Дружба любит равенство.( Гонч.)
Однородные члены, соединённые двойными союзами
Спишите, расставьте знаки препинания, постройте схемы предложений.
Попарное соединение однородных членов
Однородные и неоднородные определения
I.Однородны или неоднородны определения? Расставьте недостающие знаки препинания.
IV.Спишите, согласуйте определения с определяемыми словами. Расставьте знаки препинания и объясните их.
1.Эта дымка придаёт величественн. расплывчат… очертания дубов… рощам. 2.Сутулый человек был одет в сер… тонк… костюм лежавш… на нём свободно и мягко. 3.Дождь перестал но ранн… утро было сыр… пропитан… запахом дождя. 4.В сам… гуще парка телега остановилась около маленьк… деревянн… дома с освещен… окнами. 5.Я спускался с обрыва около стар… крепостн… валов и шёл по узкой тропинке. ( Пауст.)
Обобщающие слова при однородных членах
I.Спишите, расставьте знаки препинания. Укажите обобщающие слова.
1.Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как неточно приблизительно неверно.( А. Н. Т.) 2.Я поэзии одну разрешаю форму краткость точность математических формул. ( Маяк.) 3. Я ничего от песен не припрятал ни дружбу ни сомненья ни любовь. (Д. Алтаузен ) 4.Прекрасно это солнце это небо всё вокруг нас прекрасно. ( Т.) 5.Майские сумерки нежная молодая зелень с тенями запах сирени гуденье жуков тишина тепло как всё это ново и как необыкновенно хотя весна повторяется каждый год! ( Ч.) 6.Среди птиц насекомых в сухой траве всюду чувствовалось приближение осени. ( В. Арсеньев )
II.Спишите, расставьте знаки препинания, укажите обобщающие слова.
Повторительные упражнения ( домашнее задание)
1.Спишите, расставьте знаки препинания.
1.Ничего нет в мире милее для меня чем мой народ его судьба чем волшебный русский язык и трогающая то силой то грустью то покоем и радостью наша природа.( Пауст.) 2.Я навек за туманы и росы полюбил у берёзки стан и её золотистые косы и холщовый её сарафан. ( Есенин ) 3.Не утаишь от меня не спрячешь великолепия дел и вещей мощи земли, молодой и горячей, страсти ума и ума страстей. ( Без.) 4.Для человека всё должно быть дорого на своей Родине и её народ и её семья и её история и её завтрашний день. 5.Смотрю на весеннее выступление жизни – силы жизни одной и той же во всём и в траве и в почках деревьев и в цветах и в насекомых и в птицах. (Л. Т.)
2.Спишите, расставьте знаки препинания.
1.И всё это пышная вершина клёна светло-зелёная гряда аллеи подвенечная белизна яблонь груш черёмух солнце синева неба всё поражало своей густой свежестью и новизной. ( Бун.) 2.Солнце уже взошло и светлыми яркими пятнами и тенями расцветило зелень и блестело в каплях росы. ( Л. Т.) 3.И видишь ты синий свод неба да солнце да лес. 4.Радостно было на небе и на земле и в сердце человека. (Л. Т.) 5.Всё пахло кусты акации листья сирени листья смородины лопуха цветы трава земля. ( Бун.) 6.Сазаны иногда скрывались под зелёными щитами кувшинок и снова выплывали на чистое хватали тонущие мокрые листочки вербы. ( Шол.)
3.Спишите, расставьте знаки препинания.
1.Аксинья с живым любопытством рассматривала заснеженную сугробистую степь натёртую до глянца дорогу далёкие тонущие во мгле горизонты. 3.В крохотной комнатушке на грязном земляном полу спало человек десять казаков. 4.До зари слышались людские голоса конское ржанье скрип полозьев. 5.Дни потянулись серые и безрадостные. 6.Повитая туманом даль затопленные талой водой яблони в саду мокрая огорожа и дорога за ней всё казалось невиданно красивым цвело густыми и нежными красками. 7.Она отчётливо видела быков арбу с раскинутым над ней пологом слышала трескучий звон кузнечиков вдыхала приторно горький запах полыни. 8.Она увидела и себя молодую рослую красивую…