он остановился не заметив меня

Заметив, что пароход не остановился и не спустил шлюпки, матрос немного успокоился. Прежде всего он поспешил скинуть робу, мешавшую плыть

Побег

Заметив, что пароход не остановился и не спустил шлюпки, матрос немного успокоился. Прежде всего он поспешил скинуть робу, мешавшую плыть. Отделаться от пиджака было легче всего. Перевернувшись несколько раз и отплевываясь от солоновато-горькой волны, матрос стянул пиджак.

Пиджак, раскинув рукава, плыл некоторое время, не желая расставаться с хозяином и норовя обвиться вокруг его ног.

Матрос пихнул его несколько раз, и пиджак начал медленно тонуть, качаясь и переходя из слоя в слой.

Больше всего возни было с сапогами. Они, словно наполненные клеем, липли к ногам. Матрос яростно сдирал эти флотские сапоги с рыжими голенищами, уличавшие его. Гребя руками, он танцевал в воде, то проваливаясь с головой, то высовываясь из волны. Погрузившись с головой в волну, от стал тянуть сапог за скользкий каблук, мысленно ругаясь и проклиная все на свете.

Грамматическое задание

1. Сделайте синтаксический разбор предложений:

1-й вариант – Прежде всего он поспешил скинуть робу, мешавшую плыть.;

он остановился не заметив меня. image72. он остановился не заметив меня фото. он остановился не заметив меня-image72. картинка он остановился не заметив меня. картинка image72. Побег(Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, осложнено деепричастным оборотом).

2-й вариант – Перевернувшись несколько раз и отплевываясь от солоновато-горькой волны, матрос стянул пиджак.

он остановился не заметив меня. image73. он остановился не заметив меня фото. он остановился не заметив меня-image73. картинка он остановился не заметив меня. картинка image73. Побег

(Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, осложнено деепричастным оборотом).

2. Выпишите подчинительное словосочетание со связью управление:

1-й вариантиз четвертого предложения последнего абзаца;

2-й вариантпоследнее предложение последнего абзаца.

Погрузившись в волну.

3. Определите способ образования слов:

1-й вариантпароход ← пар; ходит (сложение корней);

2-й вариантнемного ← много (приставочный).

© 2021Copyright. Все права защищены. Правообладатель SIA Ksenokss.
Адрес: 1069, Курземес проспект 106/45, Рига, Латвия.
Тел.: +371 29-851-888 E-mail: [email protected]

Источник

Заметив, что пароход не остановился и не спустил шлюпки, матрос немного успокоился. Прежде всего он поспешил скинуть робу, мешавшую плыть

Побег

Заметив, что пароход не остановился и не спустил шлюпки, матрос немного успокоился. Прежде всего он поспешил скинуть робу, мешавшую плыть. Отделаться от пиджака было легче всего. Перевернувшись несколько раз и отплевываясь от солоновато-горькой волны, матрос стянул пиджак.

Пиджак, раскинув рукава, плыл некоторое время, не желая расставаться с хозяином и норовя обвиться вокруг его ног.

Матрос пихнул его несколько раз, и пиджак начал медленно тонуть, качаясь и переходя из слоя в слой.

Больше всего возни было с сапогами. Они, словно наполненные клеем, липли к ногам. Матрос яростно сдирал эти флотские сапоги с рыжими голенищами, уличавшие его. Гребя руками, он танцевал в воде, то проваливаясь с головой, то высовываясь из волны. Погрузившись с головой в волну, от стал тянуть сапог за скользкий каблук, мысленно ругаясь и проклиная все на свете.

Грамматическое задание

1. Сделайте синтаксический разбор предложений:

1-й вариант – Прежде всего он поспешил скинуть робу, мешавшую плыть.;

он остановился не заметив меня. image72. он остановился не заметив меня фото. он остановился не заметив меня-image72. картинка он остановился не заметив меня. картинка image72. Побег(Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, осложнено деепричастным оборотом).

2-й вариант – Перевернувшись несколько раз и отплевываясь от солоновато-горькой волны, матрос стянул пиджак.

он остановился не заметив меня. image73. он остановился не заметив меня фото. он остановился не заметив меня-image73. картинка он остановился не заметив меня. картинка image73. Побег

(Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, осложнено деепричастным оборотом).

2. Выпишите подчинительное словосочетание со связью управление:

1-й вариантиз четвертого предложения последнего абзаца;

2-й вариантпоследнее предложение последнего абзаца.

Погрузившись в волну.

3. Определите способ образования слов:

1-й вариантпароход ← пар; ходит (сложение корней);

2-й вариантнемного ← много (приставочный).

© 2021Copyright. Все права защищены. Правообладатель SIA Ksenokss.
Адрес: 1069, Курземес проспект 106/45, Рига, Латвия.
Тел.: +371 29-851-888 E-mail: [email protected]

Источник

2. бюллетень дивиденд

Главная > Бюллетень

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте ко­торых пишется две буквы НН?

На стенах, оклее( 1 )ых зеле(2)ыми обоями, были развеше(3)ы три огромные картины, писа(4)ые масля(5)ыми красками.

1) 1, 4, 5 2) 1, 4 3) 1, 4, 5 4) 1, 2, 3, 4

2. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется одна буква Н?

1) осли. ое упрямство, плетё. ая из камыша крыша

2) торжестве. о обещать, пута. ые мысли

3) обещание сдержа. о, мочё. ые яблоки

4) була. ый конь, замечание це. о

3. В каком примере к выделенному слову применимо следующее правило: «В суффиксах кратких страдательных причастий пишется одна буква Н»?

1) авантюра рискован. а 3) полы покраше. ы

2) девушка легкомыслен. а 4) абитуриентка весьма начитан. а

4. В каком слове на месте пропуска пишется две буквы НН?

1) ране. ый молодой солдат 3) овся. ое печенье

2) ядро раздробле. о 4) подкова. ая лошадь

5. В каком слове на месте пропуска пишется две буквы НН?

1) тка. ая шёлком салфетка 3) смышле. ый мальчик

2) полотня. ая салфетка 4) окна отворе. ы

6. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте ко­торых пишутся две буквы НН?

В кафе широкий ассортимент: разнообразные сорта кофе, слоё(1)ые масля(2)ым кремом пирожные, глазирова(3)ые фрук­ты, коктейли.

1) 3 2) 1, 3 3) 2, 3 4) 1, 2

7. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется одна буква Н?

1) неожида. о, реше. а

2) калё. ый, петуши. ый

4) некраше. ый, решё. ый

8. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте ко­торых пишется две буквы НН?

1) 1, 2, 3 2) 2, 3 3) 2, 3, 5 4) 3, 4, 6

9. В каком слове на месте пропуска пишется одна буква Н?

1) подстреле. ая птица 3) рва. ая рана

2) кричал отчая. о 4) бесприда. ица

10. В каком слове на месте пропуска пишется НН?

1) доски настеле. ы 3) крепкая плетё. ая изгородь

2) демобилизова…ый сержант 4) ледя. ая корка

11. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте ко­торых пишется одна буква Н?

Просторная комната была густо заставле(1)а запылё(2)ыми цве­тами в краше(3)ых охрою кадках и глиня(4)ых горшках.

1) 1,4 2) 2 3) 2, 4 4) 1, 3

12. В каком ряду во всех словах пропущены две буквы НН?

1) клее. ый, утре. ий, блаже. ый

2) доклее. ый,числе. ый, решё. ый

3) наклее. ый, дровя. ой,деревя. ый

4) овся. ый, сбережё. ый, обеде. ый

13. В каком ряду во всех словах пропущены две буквы НН?

1) слое. ый пирог, воинстве. ая поза, невида. ый успех

2) лицо заплака. о, уката. ая дорога, бли. ая мука

3) выбеле. ая ткань, свяще. ый долг, свежезамороже. ые овощи

4) стекля. ые бусы, пшё. ая каша, пута. ый вопрос

14. В каком примере на месте пропуска пишется две буквы НН?

1) нескоше. ая рожь 3) зва. ый обед

2) зёрна очище. ы от сора 4) некоше. ая бурая трава

15. В каком слове на месте пропуска пишется две буквы НН?

1) немощё. ая дорога 3) посея. ые озимые

2) свежемороже. ое мясо 4) мощё. ая брусчатая дорога

1. В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?

1) Люди, (не)бывавшие в тропиках, не могут представить себе зимний дождь.

2) Птиц гонит на юг (не)наступающий холод, а отсутствие корма.

3) В детстве Чехов был (не)истощим на выдумки.

4) Андрей поспешно вошёл в ещё (не)оштукатуренную комнату.

2. В каком ряду НЕ со всеми словами пишется слитно?

1) (не) пользуясь льготами, времени всегда (не) достаёт

2) сегодня (не) здоровится, (не) заменимый сотрудник

3) сказать (не)что по секрету, провал есть (не) что иное, как кратер

4) (не) видимый для охотника след, уйти в (не) былое

3. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

1) Ему серьёзности (не)достаёт.

2) Словом, (не)взирая ни на какие трудности, нужно было быстро оформить документы.

3) Как же (не)легко далось ему принятое решение!

4) Земля в его поместье была ещё (не)вспахана.

4. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте ко­торых пишется И?

Как он н(1) напрягал внимание, он н(2)чего н(3) мог н(4) по­нять, н(5) разобрать.

1) 3, 4, 5 2) 1, 3, 4 3) 2, 4 4) 1, 2, 4, 5

5. В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?

1) Среди ещё (не)одетых деревьев черёмуха была зелёная.

2) При проверке они (не)дополучили необходимых документов.

3) Задача далеко (не)проста.

4) Он шёл по дороге, (не)смотря под ноги.

6. На месте каких(-ой) цифр(-ы) пишется НИ?

Н( 1 ) у кого из гостей, н(2) знавших Булгакова, н(3) было ника­ких сомнений в том, что перед ними сидит молодой немец.

1) 1, 2, 3 2) 3 3) I, 2 4) 1

7. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

1) В диктанте были (не)замеченные ошибки.

2) Слышался (не)умолкающий грохот.

3) На все вопросы он отвечал (не)хотя.

4) Письмо было (не)распечатано.

8. В каком ряду НЕ со словами пишется слитно?

1) (не)зачем спешить, (не)решённая задача

2) (не)кого послушать, (не)зная ответа

3) отнюдь (не)весело, (не)достаёт выдержки

4) (не)жалко отдать, (не )изжитый вовремя страх

9. В каком предложении причастие пишется с НЕ слитно?

1) (Не)поетроенное к сроку здание стало постепенно разрушаться.

2) Просёлочная дорога (не)изъезжена машинами.

3) (Не)законченные сборы помешали нам вовремя прийти в школу.

4) Эта задача никем из учеников (не)решена.

10. На месте каких(-ой) цифр(-ы) пишется НИ?

Н(1) существовало, пожалуй, ничего, что бы н(2) вызывало у него поэтического отзыва, будь то выжатый ломтик лимона, вели­чавый гул прибоя или визг флюгера на вышке пароходного агент­ства. Н(3) на минуту он н(4) переставал делать своё дело.

1)1, 2 2) 3 3) 2, 3, 4 4) 1, 2, 3, 4

11. В каком предложении пишется частица НЕ?

1) Откуда н. возьмись, выскакивает на поляну лось.

2) Н. обещали, а всё выполнили.

3) Куда только н. ступала нога смелых путешественников: и на ле­дяные поля Арктики, и на высочайшие вершины.

4) Ему было приказано вернуться во что бы то н. стало.

12. На месте каких(-ой) цифр(-ы) пишется НИ?

И как бы мы н( 1 ) относились к творчеству Булгакова, принимая его или н(2) принимая, мы должны склониться перед памятью этого писателя и человека, преданного родной стране и её искусству и прошедшего свою нелёгкую жизнь искренне, честно, н(3) в чём н(4) изменив себе.

1) 1, 3, 4 2) 2, 4 3) 1, 3 4) 1, 2, 4

13. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

1) Это была (не)привычная работа.

2) Она сделала крайне (не)обоснованное заявление.

3) Он остановился, (не)заметив меня.

4) Это был честный и (не)подкупный человек.

14. В каком ряду НЕ со всеми словами пишется слитно?

1) делал (не) правильно, не (с) кем поговорить

2) (не) где жить, рассказывал (не) былицы

3) (не) чем хвалиться, говорил (не) громко, а тихо

4) это был (не) кто в чёрном, (не) у кого взять книгу

15. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

1) (Не)смотря на светлые волосы, усы у него были чёрные.

2) Ивану Ильичу (не)здоровится.

3) На этот раз (не)удачно всё получилось.

4) Петя (не)мог отвечать.

1. В каком словосочетании соблюдены синтаксические нормы?

1) крепкое кофе 3) одержал поражение

2) говорил за книгу 4) согласно плану

2. В каком предложении нет грамматической ошибки?

1) Вопреки наших уговоров он поступил так, как хотел.

2) Не стоит придавать особого значения этой информации.

3) Заведующий поликлиники принял нас быстро.

4) Для абитуриента, желающего учиться на этом факультете, нужно будет обязательно знать английский язык.

3. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением син­таксической нормы).

1) Молнии в потёмках казались белее и ослепительнее, так что глазам было больно.

2) Когда солнце поднялось из-за моря, оно осветило горные верши­ны, покрываемые снегом.

3) Метель всё усиливалась, как будто полчища снежных великанов прилетели откуда-то из-за Волги и начали размахивать широкими белыми рукавами.

4) Вид, который открывается перед путешественником, вышедшим на берег Байкала, остаётся в памяти на всю жизнь.

4. В каком предложении нет грамматической ошибки (синтаксические нормы не нарушены)?

1) На каникулах я поеду до бабушки в деревню, которая находится на берегу Дона.

2) Вчера мы вернулись со школы поздним вечером.

3) «Я за тобой скучаю», — написала я в письме.

4) Наиболее древние памятники литературы, дошедшие до нас, отно­сятся к XI веку.

5. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением син­таксической нормы).

2) Настроение экипажа, сверх обыкновения, было приподнятое.

3) Тотчас стало слышно, как ветром шумит в кроне деревьев.

4) Несмотря на штормовую погоду в море вышел сторожевой ко­рабль.

6. Укажите предложение с грамматической ошибкой.

1) Когда спектакль закончился, все актёры вышли на сцену и кланя­ются.

2) В своих дневниках автор детально описывает путешествие на Кав­каз.

3) Тургенев был писателем, необыкновенно чутким к красоте слова.

4) Шаляпин был гениальным на драматической сцене так же, как и на оперной.

7. Укажите предложение, в котором нет грамматической ошибки.

1) Я не только читаю газеты, но и журналы.

2) В «Огоньке» по-прежнему можно найти много интересного мате­риала.

3) Этому учащихся воспитывали в школе.

4) Я взял книгу, лежащую на столе и которая принадлежала учителю.

8. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением син­таксической нормы).

1) Пламя перебежало на хвою и, раздуваемое ветром, разгоралось со стоном и свистом.

2) Несмотря на ранний час улицы были полны народа.

3) Стоянка наша в бухте, вопреки ожиданиям многих, затянулась.

4) Эта осень ворвалась в родные места хоть и в положенное время, но всё же особенно внезапно и резко.

9. В каком предложении нет грамматической ошибки?

1) Вопреки прогнозу пошёл дождь.

2) После школы я пойду до бабушки.

3) Со школы я возвратился поздно.

4) Я выздоровел благодаря лечения.

10. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением син­таксической нормы).

1) Положение дел в фирме оставляют желать лучшего.

2) Мой друг большой сластёна.

3) Мы искренне радовались их успехам.

4) Доминик стоял почти на самом берегу речки, круто спускающейся к видневшимся вдали скалам.

11. Укажите предложение без грамматических ошибок (правильно по­строенное).

1) В рассказе «Попрыгунье» Чехов осуждает праздность.

2) Весь домик был наполнен не только вздохами, но и тревожными скрипами.

3) Одному из героев романа, ищущим смысл жизни, открывается путь к внутренней свободе.

4) Сочинительный союз употребляется и соединяет однородные чле­ны предложения.

12. Укажите предложение, в котором нет грамматической ошибки.

1) Сразу же по приезду домой я созвонился с друзьями.

2) Приехав на пару дней раньше и принимаясь за давно откладывае­мую работу, я вдруг почувствовал непреодолимую усталость.

3) Его постоянно спрашивали, что будет ли он завершать начатую книгу.

4) Густая сирень разрослась около его дома.

13. Укажите предложение с грамматической ошибкой.

1) До сих пор нет рецензий на премьерный спектакль театра.

2) Мать тревожилась за него и за Нину.

3) Зимой мы скучали по морю.

4) Люди почитают и преклоняются перед заслугами этого знаменито­го доктора.

14. В каком предложении нет грамматической ошибки?

1) Не обращай внимания на такие пустяки.

2) Это был характерный ему почерк.

3) Иваси был несвежий.

4) Кто бы ни приезжали в наш город, восхищались его провинциаль­ной стариной.

15. В каком предложении нет грамматической ошибки?

1) Нельзя не отметить о высокой активности аудитории.

2) Я тебе за это и говорю.

3) Нужно уплатить за проезд.

4) Я соскучился за семьёй.

1. В каком предложении перед И ставится запятая?

1) Грин мало рассказывал о себе, он не успел окончить свою авто­биографию () и потому многие годы его жизни почти никому не известны.

2) В сенях пахло свежими яблоками () и висели волчьи и лисьи шкуры.

3) Уже совсем рассвело () и народ стал подниматься, когда я вер­нулся в свою комнату.

4) К ночи облака сползли на дно ущелий () и показалась низкая луна.

2. В каком предложении перед И ставится запятая?

1) Там сверкали бенгальским огнём стены занесённых снегом двор­цов () и оловянные солдатики стояли на часах на одной ноге.

2) Ярко светила луна () и было тихо.

3) Неужели впереди болото () и путь к отступлению отрезан?

4) Пока мы укладывали вещи, заря угасла () и всё вокруг приняло одну общую однотонную окраску

3. В каком предложении запятая перед союзом КАК не ставится?

1) Он не просто слушал, а впитывал его слова () как губка влагу.

2) Он, задрав голову, смотрел на чтеца () как мышь на колокольню.

Источник

ГДЗ Русский язык 11 класс Греков В. Ф. §48 Вопрос 268 Объясните (устно) правописание неопределённых и отрицательных местоимений.

Привет всем! Скоро самостоятельная и требуется ответ на вопрос, вдруг попадется…спасиб…
Спишите. Объясните (устно) правописание неопределённых
и отрицательных местоимений.
I. 1) Тарантьев был человек ума бойкого и хитрого;
(н..)кто лучше его не рассудит какого (н..)будь общего жи-
тейского вопроса. (Гонч.) 2) Никогда он не стеснялся
(н..)чьим присутствием и в карман за словом не ходил.
(Гонч.) 3) Пантелей рассказал ещё (кое)что. (Ч.) 4) На его
зов (н..)кто не явился. (Ч.) 5) Его шальной, насмешливый
взгляд (н..)(на)чём не останавливался. (Ч.) 6) Её [Анну
Сергеевну] увидел (н..)кто Одинцов. (Т.) 7) (Н..)какими
средствами и стараниями нельзя было докопаться, из чего
сделан его [Плюшкина] халат. (Г.) 8) Швейцару дан был
строжайший приказ не принимать (н..)(в)какое время и
(н..)(под)каким видом Чичикова. (Г.) 9) Чиновники, гово-
ря попросту, перебесились и поссорились (н..)(за)что. (Г.)
9) Его [Раскольникова] (н..)кто не заметил, и навстречу
ему (н..)кто не попался. (Дост.) 11) Он (н..)(о)чём не думал,
но какая(то) тоска волновала его и мучила. (Дост.)
12) Княжне Марье в Москве (н..)(с)кем было поговорить,
(н..)кому поверить своего горя. (Л. Т.) 13) Все были увере-
ны, что он [Дубровский], а (н..)кто другой, предводитель-
ствовал отважными злодеями. (П.)
II. 1) Предполагаемая статья есть (н..)что иное, как вве-
дение в статью собственно о Пушкине. (Бел.) 2) Что(то)
случилось. (Кое)кто из дачников вышел за калитку.
(А. Н. Т.) 3) (Н..)кто в классе не знает пока, (н..)кто это
сделал, (н..)что руководило этим учеником. 4) Соседняя
дача пока (н..)кем не занята. 5) Я не знаю, (н..)кем это по-
мещение снято, (н..)чем занимаются занявшие его люди.
6) Этот провал есть (н..)что иное, как угасший кратер. (Л.)
Старцев бывал в разных домах и встречал много людей,
но (н..)(с)кем не сходился близко. (Ч.) 8) Кругом не было (н..)кого. (М. Г.) 9) Говорить с ним было (н..) о чем, да он и
(н..)словоохотлив был. (Бун.)

Источник

Он остановился не заметив меня

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Мы так и остались в (НЕ)ДОУМЕНИИ, когда странный гость внезапно удалился.

Невозможно овладеть высшей математикой, (НЕ)ЗНАЯ элементарных математических понятий.

Нельзя допустить ничем (НЕ)ОПРАВДАННОЕ отрицание нового в науке.

Героине (НЕ)СУЖДЕНО было связать свою жизнь с жизнью любимого человека.

Когда Артур выбрался на противоположный берег, то оказался у ранее (НЕ)ЗАМЕЧЕННОГО им загона для овец.

Пояснение (см. также Правило ниже).

Приведем верное написание:

Мы так и остались в НЕДОУМЕНИИ, когда странный гость внезапно удалился. (Без НЕ не употребляется)

Невозможно овладеть высшей математикой, НЕ ЗНАЯ элементарных математических понятий. (Не с деепричастиями раздельно)

Нельзя допустить ничем НЕ ОПРАВДАННОЕ отрицание нового в науке. (При причастии зависимое слово)

Героине НЕ СУЖДЕНО было связать свою жизнь с жизнью любимого человека. (С кратким причастием раздельно)

Когда Артур выбрался на противоположный берег, то оказался у ранее НЕ ЗАМЕЧЕННОГО им загона для овец. (При причастии зависимое слово)

Правописание НЕ и НИ.

По спецификации в задании данного типа проверяется:

−умение отличать частицу НЕ от частицы НИ;

−умение отличать приставку НЕ от приставки НИ;

−умение писать слитно или раздельно НЕ со всеми частями речи.

В связи с этим обращаем внимание на то, что условие заданий в зависимости от его целей может существенно различаться. При этом также отмечаем, что в типовых заданиях ЕГЭ (авторы Цыбулько И.П., Львов, Егораева) проверяется лишь умение писать слитно или раздельно НЕ с разными частями речи, а в заданиях других авторов, в том числе Сениной, ММИО (СтатГрад) представлены и задания на выбор НЕ или НИ. Редакция РЕШУЕГЭ также считает необходимым расширять типы данного задания в пределах спецификации текущего года.

Также обращаем внимание на то, что ряд правил, при помощи которых проверяется написание, не изучается в школьном курсе. Такие правила отмечены значком *.

12.1 Слитное и раздельное написание частиц НЕ и НИ.

Частица НЕ пишется раздельно:

1) Если есть или подразумевается противопоставление с именами, наречиями и причастиями.

Следует различать прямое противопоставление, при котором один из двух признаков, названных прилагательными, отрицается, а второй—утверждается, и противопоставление с уступительным оттенком значения, при котором оба признака, названные прилагательными, приписываются предмету, т. е. имеется противопоставление, но без отрицания.

1) Это не счастье, а горе. Река не мелкая (глубокая). Ты мне не друг. Шли не быстро, а медленно. Не смолкающий, а нарастающий гул.

а) вовсе не, отнюдь не, далеко не, ничуть не, нимало не;

б) отрицательными местоименными словами: нисколько не, никак не, никого не, никому не, никем не, никогда не, никуда не, никакой не, ничего не, ничему не, ничем не и т. п.

Для удобства пояснений называем их о т р и ц а т е л ь н ы м и усилителями.

а) Это вовсе не правда; Этот случай вовсе не уникален; Это отнюдь не очевидно; Она далеко не храбрая; Человек он ничуть не глупый; Рассказывать об этом ничуть не весело; Нимало не смущён; Она вовсе не образованнее мужа;

б)Случай никак не подходящий; Никуда не годный проект; Никакой он мне не приятель; нисколько не завистливый, никому не нужный, ни в коем случае не бесполезный, ни на что не годный, ни к чему не способен, ничем не интересный; Он нисколько не красивее своей сестры;

3) *С краткими прилагательными, которые не употребляются в полной форме.

3) не рад, не должен, не прав, не виден, не намерен, не расположен, не готов, не обязан, не нужен, не согласен.

4) С полными причастиями при наличии зависимых слов (кроме слов усилителей степени, список смотрите) или противопоставления (по общему правилу)4) Виднелись ещё не убранные поля ржи. Не смеющийся, а плачущий ребёнок.

К прилагательным этого типа относятся: невидимый, невменяемый, невос-пламеняемый, негасимый, недвижимый, неделимый, незабываемый, не-зримый, неизменяемый, нелюбимый, немыслимый, необлагаемый, неот-чуждаемый, непереводимый, непередаваемый, непознаваемый, непроверяемый, неспрягаемый, нетерпимый и др. Ср. их написание при наличии пояснительных слов: неделимое на три число, незабываемые для нас встречи, сквозь незримые миру слезы, немыслимые в недавнем прошлом рекорды, непередаваемые простыми словами чувства, непроверяемые с давних пор счета, непроходимая в весеннюю пору грязь, несклоняемые в русском языке существительные, нетерпимое в нашем обществе поведение и т.д.

6) *С наречиями и словами категории состояния

а) в сравнительной степени

б) в роли сказуемого безличного сказуемого

6) двигался не громче, говорил не быстрее

мне не надо, ей не нужно

7) в отрицательных местоимениях с предлогом с ударением

7) не с кем, не в чем, не о ком

7) в отрицательных местоимениях с предлогом без ударения

7) ни с кем, ни в чём, ни о ком

12.2 Слитное написание НЕ и НИ.

Частица не пишется слитно:

1) Если слово без НЕ не употребляется.

а) Существительные: небылица, неваляшка, невежество, невежда, невзгода, невидаль, невидимка, невольник, негодяй, недотрога, недуг, незабудка, ненависть, ненастье, неполадки, непоседа, неряха, несмышлёныш, неудачник, нехристь;

б) прилагательные и наречия, образованные от них: небрежный, невзрачный, невозвратимый, невредимый, неизбежный, неизменный, нелепый, необходимый, непобедимый, непрестанный, неразлучный, несказанный, нескончаемый, несмолкаемый, несомненный, несравненный, несуразный, несчастный, неуклюжий, нестерпимый, непоколебимый, непререкаемый, неукротимый; небрежно, нелепо, необходимо, несомненно;

в) глаголы: невзвидеть, невзлюбить, негодовать, недомогать, несдобровать, ненавидеть, нездоровиться, неможется, недоумевать, нейдёт, неймётся;

г) наречия и другие неизменяемые слова: невмоготу, невмочь, невтерпёж, невдомёк, невзначай, невпроворот, нельзя, ненароком, неужто,нехотя; несмотря на, невзирая на (предлоги)

2) Ребёнку очень НЕДОставало заботы родителей. Во время войны дети НЕДОедали и НЕДОсыпали. Рождественский слишком верил в свои силы, считая себя гениальным, но НЕДОоценил способностей своего противника.

3) несчастье (беда), нелёгкий (трудный), нелёгок, некрасив, недалеко (близко), неподалеку

4) *В сочетании с прилагательными и наречиями слова, обозначающих степень качества: очень, крайне, весьма, чрезвычайно, явно, довольно (довольно-таки), достаточно, вопиюще, исключительно, в высшей степени не оказывают влияния на слитное или раздельное написание, поэтому НЕ пишется слитно.

Для удобства пояснений называем их у с и л и т е л я м и степени.4) Весьма неприятное происшествие. Была придумана совсем неинтересная игра. Он говорил довольно-таки непонятно.

5) С полными причастиями при отсутствии зависимых слов или *когда зависимыми словами являются усилители степени5) Мы шли по неосвещённым улицам городка. Принял совсем необдуманное решение.

6) неувядаемый, неиссякаемый, непримиримый, непреодолимый, неукротимый, неисчерпаемый, несокрушимый.

7) в отрицательных и неопределённых местоимениях и наречиях в зависимости от ударения, Е или И, но слитно.

7) нЕкого-никогО, нЕчего-ничегО, нЕкем-никЕм, нЕчем-ничЕм, нЕгде-нигдЕ, нЕоткуда-нИоткуда, нЕзачем-низачЕм, некогда-никогдА.

12.3. Частицы НЕ и НИ отличаются по значению:

Для правильного выбора частиц НЕ и НИ следует учитывать их смысловые различия. Отразим их в таблицах.

Основные случаи употребления отрицательных частиц

Писем и телеграмм не было.

Брат не похож на обманщика.

Не луна, не звезды интересуют меня, а только метеориты.

Частица НЕ используетсяЧастица НИ используется
1) для усиления отрицания, выраженного частицей НЕ

Ни писем, ни телеграмм не было.

Брат не похож ни на обманщика, ни на шутника.

Меня не интересуют ни звёзды, ни луна.

2) для выражения утверждения с оттенком долженствования (двойное отрицание):

Он не мог не позвонить.

Мы не могли не заметить.

2) для выражения количественного отрицания:

На небе ни облачка.

3) для выражения невозможности в безличных предложениях:

Не догнать тебе бешеной тройки!

Не бывать войне-пожару!

3) для эмоционального выражения запрета, приказа, долженствования:

Ни звука! Ни дня без строчки!

4) при выражении неуверенности, опасения или восхищения:

Не гость ли ты мой?

Как бы мороз не ударил!

Ну чем не герой!

4) для выражения неопределённости:

Он ни стар, ни молод, ни толст, ни тонок (ср.: Он не то стар, не то молод).

Во фразеологизмах: Ни то ни сё, ни рыба ни мясо.

5) в вопросительно-восклицательных предложениях при выражении подчеркнутого утверждения:

Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранился!

Разве не правда, что мы поумнели?

Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало.

Когда его ни спроси, за словом в карман не полезет.

Сложные случаи разграничения НИ и НЕ

1.В придаточных предложениях. Сравните:

НЕ выражает отрицание:

Когда брат не приходил, все чувствовали скуку.

Не бывает войн, где солдаты не погибают.

НИ выражает утверждение с оттенком обобщенности:

Когда бы брат ни приходил, он всегда вносил оживление и радость.

Где бы солдаты ни погибли, их следует помнить и чтить.

2. В оборотах не один и ни один; не раз и ни разу. Сравните:

Не выражает отрицание:

Не один из нас (т.е. многие) был готов к восхождению.

Не раз (т.е. много раз) приходилось мне встречаться с диким зверем.Ни выражает усиление отрицания:

Ни один из нас (т.е. никто) не был к восхождению.

Ни одного раза (т.е. никогда) не приходилось мне встречаться с диким зверем.

3. В местоименных оборотах. Сравните:

Не кто иной, как дятел, глухо стучал в лесу.

Перед нами было не что иное, как древняя пещера.

Никто иной не вывел бы нас на верную тропу.

Ничто иное, кроме музыки, меня не увлекало так сильно.

Составные усилительные обороты с частицей ни:

во что бы то ни cталo, как бы то ни было, где бы то ни было, куда бы то ни было, как ни в чём не бывало и др.

Различается написание не с отглагольными прилагательными на -мый и с причастиями на -мый; при наличии пояснительных слов первые пишутся слитно (как и отыменные прилагательные), вторые — раздельно, например:

а) необитаемый с давних пор остров, нерастворимые в воде кристаллы, неразличимые в темноте фигуры людей;

б) не посещаемые охотниками заповедники, не читаемые неспециалистами журналы, не любимый матерью ребенок.

К прилагательным на -мый относятся слова, образованные от непереходных глаголов (например: независимый, непромокаемый, несгораемый) или от глаголов совершенного вида (например: неисправимый, неосуществимый, неразрушимый). На эти слова распространяются общие правила написания не с прилагательными, т. е. они пишутся слитно и при наличии пояснительных слов (примеры см. выше), а также в краткой форме (например: остров необитаем, болезнь неизлечима, эти страны экономически независимы). Однако остается в силе правило раздельного написания прилагательных с не, если в качестве пояснительных слов выступают местоимения и наречия, начинающиеся с ни, или сочетания далеко не, вовсе не, отнюдь не (см. выше, п. 6, примеч. 1. подпункт 2), например: ни с чем не сравнимое впечатление, ни от кого не зависимые страны, отнюдь не растворимые кристаллы; это явление ни из жизни, ни из искусства не устранимо. Исключение составляют слова, которые без не не употребляются, например: никем непобедимая армия, ни для кого непостижимый случай, ни при каких условиях неповторимый эксперимент.

Следует различать написание не со словами на -мый, образованными от переходных глаголов несовершенного вида: такие слова могут быть как страдательными причастиями настоящего времени, так и прилагательными (в первом случае написание с не раздельное, во втором — слитное). Причастиями они являются, если при них в качестве пояснительного слова употребляется творительный падеж действующего лица, реже творительный орудия (так называемый инструментальный); при наличии других пояснительных слов они становятся прилагательными (теряют значение страдательности и значение времени и приобретают качественное значение). Ср.: не любимый матерью ребенок — нелюбимые в детстве игры (во втором случае слово нелюбимый указывает на постоянный признак, обозначает при-мерно то же, что «неприятный», «нежелательный»); движение, не тормозимое воздухом — невидимая с Земли сторона Луны.

К прилагательным этого типа относятся: невидимый, невменяемый, невоспламеняемый, негасимый, недвижимый, неделимый, незабываемый, не-зримый, неизменяемый, нелюбимый, немыслимый, необлагаемый, неотчуждаемый, непереводимый, непередаваемый, непознаваемый, непроверяемый, неспрягаемый, нетерпимый и др. Ср. их написание при наличии пояснительных слов: неделимое на три число, незабываемые для нас встречи, сквозь незримые миру слезы, немыслимые в недавнем прошлом рекорды, непередаваемые простыми словами чувства, непроверяемые с давних пор счета, непроходимая в весеннюю пору грязь, несклоняемые в русском языке существительные, нетерпимое в нашем обществе поведение и т. д.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *