однажды я ловил рыбу на небольшом озере крутые берега которого густо заросли цепкой ежевикой
Однажды я ловил рыбу на небольшом озере крутые берега которого густо заросли цепкой ежевикой
Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Однажды я ловил рыбу на небольшом озере (1) крутые берега (2) которого (3) густо заросли цепкой ежевикой.
Пояснение (см. также Правило ниже).
Приведем верное написание.
Однажды я ловил рыбу на небольшом озере, крутые берега которого густо заросли цепкой ежевикой.
В сложноподчиненном предложении запятой 1 выделяется придаточная часть «крутые берега которого густо заросли цепкой ежевикой».
Запятая должна стоять на месте 1.
ЗАДАНИЕ 19 ЕГЭ (2016 год): РАССТАНОВКА ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ В СЛОЖНОПОДЧИНЁННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ.
Особенности выполнения задания 18.
Цель задания:Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. При такой формулировке ответ может содержать как одну, так и более цифр. Написание укажите все цифры(У) очень сильно облегчает задание и делает его более лёгким, чем остальные. Поэтому на РЕШУЕГЭ формулировка будет только такой.
От учащихся требуется проявить умение расставлять знаки препинания в сложноподчинённом предложении.
При этом в 100% случаев модель предложения одна: это сложноподчинённое предложение с придаточным определительным с союзным словом который. Почему именно такой тип? Видимо потому, что именно в предложениях с данным союзным словом учащиеся не видят границ предложения, следуя правилу начальной школы «Перед словом «который» ставь запятую». Такого правила нет.
Для выработки навыка осмысленной постановки знаков препинания необходимо:
2. Уметь определять основы главного и придаточного предложений;
3. Понимать, что союзное слово который далеко не всегда стоит в начале придаточного предложения и оно может быть в разном роде, числе падеже, с предлогом или без, что перед ним могут стоять другие члены придаточного предложения;
4. Учитывать, что главное предложение может быть осложнено однородными членами, в частности, сказуемыми;
5. Иметь в виду, что иногда в главном предложении могут быть причастные обороты, необособляемые запятыми, и искать запятую для их обособления не нужно. Таких запятых просто не будет.
Рассмотрим предложения из каталога РЕШУЕГЭ. Начнём с самых простых.
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Могучая дальневосточная тайга (1) удивительной красотой (2) которой (3) мы любовались (4) представляла безбрежный зеленый океан.
Как видно из разбора по членам предложения, в придаточном от основы ставятся вопросы ко второстепенным членам, и это одно предложение. Грубой ошибкой было бы не заметить, что слова «удивительной красотой» входят в придаточное, ведь смысл предложения в том, что любовались красотой, а не тайгой вообще.
Верный ответ 1 и 4.
В стихотворении (1) Пушкин вспоминает своё двухлетнее изгнание и няню (2) шагов (3) которой (4) он уже никогда не услышит.
Придаточное стоит после главного, дополнение «шагов» уточняет, что не услышит автор именно их, но они принадлежат той няне, что названа словом «которой».
Более сложный случай — предложение очень распространённое.
Городское и сельское духовенство (1) отдельные представители (2) которого (3) ещё до революции проявляли себя как интеллигенты (4) в какой-то момент снова выделило из своей среды ряд замечательных представителей интеллигенции.
Запишем два предложения отдельно, заменив слово «которого» на «духовенство».
Городское и сельское духовенство в какой-то момент снова выделило из своей среды ряд замечательных представителей интеллигенции. Отдельные представители духовенства (=которого) ещё до революции проявляли себя как интеллигенты.
Следует обратить внимание на предложения, в которых главная часть имеет однородные члены.
Отец и мать Грея были невольниками (1) богатства и законов того общества (2) по отношению (3) к которому принято говорить «высшее» (4) и своего положения в нём.
Отец и мать Грея были невольниками богатства и законов того общества, какого того? (по отношению к которому принято говорить «высшее»), и своего положения в нём.
Верный ответ 2 и 4.
Таким образом, следует отработать навык видения слов, связанных со словом «который», и не забывать ставить запятые.
. к мальчику, старшая сестра которого.
. Болгария, геостратегическое положение которой.
Золотая роза.
Груды цветов и трав
ГРУДЫ ЦВЕТОВ И ТРАВ
Не только лесник искал объяснения слов. Ищут их многие люди. И не успокаиваются, пока не находят.
Я помню, как меня поразило однажды слово «свей» в стихах у Сергея Есенина:
Я не знал, что значит «свей», но чувствовал, что в этом слове заложено поэтическое содержание. Это слово как бы само по себе излучало его.
Я долго не мог узнать значение этого слова, а все догадки ни к чему не приводили. Почему Есенин сказал «ветряный свей»? Очевидно, это понятие было как-то связано с ветром. Но как?
Узнал я смысл этого слова от писателя-краеведа Юрина.
Юрин был придирчиво-любопытен ко всему, что имело хотя бы малейшее отношение к природе, укладу жизни и истории Средней России.
Этим он напоминал тех знатоков и любителей своего края, кропотливых исследователей и собирателей по зернышкам и по капелькам всяких интересных черт из краевой, а то и из районной, географии, флоры, фауны и истории, что еще сохранились по маленьким российским городам.
Юрин приехал ко мне в деревню, и мы пошли с ним в луга, за реку. Мы шли к мостушкам по чистому речному песку. Накануне был ветер, и на песке, как всегда бывает после ветра, лежала волнистая рябь.
Я обрадовался, как, очевидно, радовался лесник, когда находил разъяснение слову.
Вот почему Есенин написал «ветряный свей» и упомянул про песок («по тому ль песку. «). Больше всего я был рад, что это слово выражало, как я и предполагал, простое и поэтическое явление природы.
В той стороне всегда садилось солнце. И мне с тех пор поэзия Есенина кажется наилучшим выражением широких закатов за Окой и сумерек в сырых лугах, когда на них ложится не то туман, не то синеватый дымок с лесных гарей.
В этих, как будто безлюдных лугах было у меня много всяких случаев и неожиданных встреч.
Однажды я ловил рыбу на небольшом озере с высокими, крутыми берегами, заросшими цепкой ежевикой. Озеро обступили старые ивы и осокори. Поэтому на нем всегда было безветренно и сумрачно, даже в солнечный день.
Наверху, надо мной, где по пояс стояли цветы, деревенские дети собирали щавель. Судя по голосам, там было три девочки и маленький мальчик.
Две девочки изображали в разговорах между собой многодетных деревенских женщин. Каждая, должно быть, подражала своей матери. Это у них была такая игра. Третья девочка все помалкивала и только запевала тоненьким голосом:
— Отвяжись ты от меня!
Мальчик непонятно почему, но сразу затих.
— Да не курослеп это, а медуница. Сам ты курослеп!
— Да не «мядуница», а «медуница». Скажи правильно.
— Это мята. Повтори за мной: мята!
Мальчику, видимо, понравилась эта игра. Он, посапывая, добросовестно повторял за Клавой названия цветов. А она так ими и сыпала:
— Вот, глянь, это подмаренник. А это купава. Вот та, с белыми колокольцами. А это кукушкины слезки.
Я слушал и только удивлялся. Девочка знала множество цветов. Она называла дрему, ночную красавицу, гвоздику, пастушью сумку, копытень, мыльный корень, шпажник, валерьяну, чебрец, зверобой, чистотел и много других цветов и трав.
Но этот удивительный урок ботаники был неожиданно сорван.
Слышно было, как к детям подошел старик. Он заглянул вниз, на озеро, увидел мои удочки и сказал:
— Тут человек рыбу лавит, а вы калган подняли на весь свет. Мало вам, что ли, лугов!
Дети вскоре ушли, и я их так и не видел. А старик постоял на берегу, подумал, деликатно покашлял и спросил неуверенным голосом:
— У вас, гражданин, покурить не найдется?
Я ответил, что найдется, и старик со страшным шумом, цепляясь за петли ежевики, срываясь на откосе и чертыхаясь, спустился ко мне за папироской.
— Я лозу пришел резать. Для корзин да вентерей. Плету помаленьку.
Я с удивлением взглянул на него. Старик попросил еще папироску и ушел. Вскоре ушел и я.
Девочки шли быстро. Было видно, как мелькают их пятки. Потом донесся тоненький голосок:
Солнце уже садилось за Окой, за селом Есениным, и освещало косым красноватым светом тянувшиеся стеной на востоке леса.
Однажды я ловил рыбу на небольшом озере крутые берега которого густо заросли цепкой ежевикой
Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Однажды я ловил рыбу на небольшом озере (1) крутые берега (2) которого (3) густо заросли цепкой ежевикой.
Пояснение (см. также Правило ниже).
Приведем верное написание.
Однажды я ловил рыбу на небольшом озере, крутые берега которого густо заросли цепкой ежевикой.
В сложноподчиненном предложении запятой 1 выделяется придаточная часть «крутые берега которого густо заросли цепкой ежевикой».
Запятая должна стоять на месте 1.
ЗАДАНИЕ 19 ЕГЭ (2016 год): РАССТАНОВКА ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ В СЛОЖНОПОДЧИНЁННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ.
Особенности выполнения задания 18.
Цель задания:Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. При такой формулировке ответ может содержать как одну, так и более цифр. Написание укажите все цифры(У) очень сильно облегчает задание и делает его более лёгким, чем остальные. Поэтому на РЕШУЕГЭ формулировка будет только такой.
От учащихся требуется проявить умение расставлять знаки препинания в сложноподчинённом предложении.
При этом в 100% случаев модель предложения одна: это сложноподчинённое предложение с придаточным определительным с союзным словом который. Почему именно такой тип? Видимо потому, что именно в предложениях с данным союзным словом учащиеся не видят границ предложения, следуя правилу начальной школы «Перед словом «который» ставь запятую». Такого правила нет.
Для выработки навыка осмысленной постановки знаков препинания необходимо:
2. Уметь определять основы главного и придаточного предложений;
3. Понимать, что союзное слово который далеко не всегда стоит в начале придаточного предложения и оно может быть в разном роде, числе падеже, с предлогом или без, что перед ним могут стоять другие члены придаточного предложения;
4. Учитывать, что главное предложение может быть осложнено однородными членами, в частности, сказуемыми;
5. Иметь в виду, что иногда в главном предложении могут быть причастные обороты, необособляемые запятыми, и искать запятую для их обособления не нужно. Таких запятых просто не будет.
Рассмотрим предложения из каталога РЕШУЕГЭ. Начнём с самых простых.
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Могучая дальневосточная тайга (1) удивительной красотой (2) которой (3) мы любовались (4) представляла безбрежный зеленый океан.
Как видно из разбора по членам предложения, в придаточном от основы ставятся вопросы ко второстепенным членам, и это одно предложение. Грубой ошибкой было бы не заметить, что слова «удивительной красотой» входят в придаточное, ведь смысл предложения в том, что любовались красотой, а не тайгой вообще.
Верный ответ 1 и 4.
В стихотворении (1) Пушкин вспоминает своё двухлетнее изгнание и няню (2) шагов (3) которой (4) он уже никогда не услышит.
Придаточное стоит после главного, дополнение «шагов» уточняет, что не услышит автор именно их, но они принадлежат той няне, что названа словом «которой».
Более сложный случай — предложение очень распространённое.
Городское и сельское духовенство (1) отдельные представители (2) которого (3) ещё до революции проявляли себя как интеллигенты (4) в какой-то момент снова выделило из своей среды ряд замечательных представителей интеллигенции.
Запишем два предложения отдельно, заменив слово «которого» на «духовенство».
Городское и сельское духовенство в какой-то момент снова выделило из своей среды ряд замечательных представителей интеллигенции. Отдельные представители духовенства (=которого) ещё до революции проявляли себя как интеллигенты.
Следует обратить внимание на предложения, в которых главная часть имеет однородные члены.
Отец и мать Грея были невольниками (1) богатства и законов того общества (2) по отношению (3) к которому принято говорить «высшее» (4) и своего положения в нём.
Отец и мать Грея были невольниками богатства и законов того общества, какого того? (по отношению к которому принято говорить «высшее»), и своего положения в нём.
Верный ответ 2 и 4.
Таким образом, следует отработать навык видения слов, связанных со словом «который», и не забывать ставить запятые.
. к мальчику, старшая сестра которого.
. Болгария, геостратегическое положение которой.
Константин Паустовский — Груды цветов и трав: Рассказ
Не только лесник искал объяснения слов. Ищут их многие люди. И не успокаиваются, пока не находят.
Я помню, как меня поразило однажды слово «свей» в стихах у Сергея Есенина:
И меня по ветряному свею,
По тому ль песку
Поведут с веревкою на шее
Полюбить тоску.
Я не знал, что значит «свей», но чувствовал, что в этом слове заложено поэтическое содержание. Это слово как бы само по себе излучало его.
Я долго не мог узнать значение этого слова, а все догадки ни к чему не приводили. Почему Есенин сказал «ветряный свей»? Очевидно, это понятие было как-то связано с ветром. Но как?
Узнал я смысл этого слова от писателя-краеведа Юрина.
Юрин был придирчиво-любопытен ко всему, что имело хотя бы малейшее отношение к природе, укладу жизни и истории Средней России.
Этим он напоминал тех знатоков и любителей своего края, кропотливых исследователей и собирателей по зернышкам и по капелькам всяких интересных черт из краевой, а то и из районной, географии, флоры, фауны и истории, что еще сохранились по маленьким российским городам.
Юрин приехал ко мне в деревню, и мы пошли с ним в луга, за реку. Мы шли к мостушкам по чистому речному песку. Накануне был ветер, и на песке, как всегда бывает после ветра, лежала волнистая рябь.
— Вы знаете, как это называется? — спросил меня Юрин и показал на песчаную рябь.
— Свей, — ответил Юрин. — Ветер свевает песок в эту рябь. Потому и такое слово.
Я обрадовался, как, очевидно, радовался лесник, когда находил разъяснение слову.
Вот почему Есенин написал «ветряный свей» и упомянул про песок («по тому ль песку… «). Больше всего я был рад, что это слово выражало, как я и предполагал, простое и поэтическое явление природы.
Родина Есенина — село Константинове (теперь Есенине) было недалеко за Окой.
В той стороне всегда садилось солнце. И мне с тех пор поэзия Есенина кажется наилучшим выражением широких закатов за Окой и сумерек в сырых лугах, когда на них ложится не то туман, не то синеватый дымок с лесных гарей.
В этих, как будто безлюдных лугах было у меня много всяких случаев и неожиданных встреч.
Однажды я ловил рыбу на небольшом озере с высокими, крутыми берегами, заросшими цепкой ежевикой. Озеро обступили старые ивы и осокори. Поэтому на нем всегда было безветренно и сумрачно, даже в солнечный день.
Сидел я у самой воды, в таких крепких зарослях, что сверху меня совершенно не было видно. По краю берега цвели желтые ирисы, а дальше в иловатой, но глубокой воде все время струились со дна пузырьки воздуха, — должно быть, караси копались в иле, отыскивали пищу.
Наверху, надо мной, где по пояс стояли цветы, деревенские дети собирали щавель. Судя по голосам, там было три девочки и маленький мальчик.
Две девочки изображали в разговорах между собой многодетных деревенских женщин. Каждая, должно быть, подражала своей матери. Это у них была такая игра. Третья девочка все помалкивала и только запевала тоненьким голосом:
Так во время воздушной трявоги
Народилась красавица дочь..
Дальше она слов не знала и, помолчав, снова заводила свою песню о воздушной тревоге.
— Трявога, трявога! — сердито сказала девочка с хрипловатым голосом. — Маешься цельный день, чтобы в школу их определить, всю эту ораву, всю братию, а чему они в школе научаются? Слово сказать и то не умеют по-людски! «Тревоги» надо говорить, а не «трявоги!» Вот скажу отцу, он тебя проучит.
— А мой Петька анадысь, — сказала другая девочка, — двойку приволок. По арифметике. Уж я его утюжила-утюжила. Аж руки замлели.
— Врешь ты все, Нюрка! — сказал басом маленький мальчик. — Петьку маменька утюжила. И то чуть.
— Ишь, сопливый! — прикрикнула Нюрка. — Разговаривай у меня!
— Слушайте, девочки! — радостно воскликнула хрипловатая. — Ой, что я вам сейчас расскажу! Где-то тут около Птичьего брода растет куст. Как ночь, так он весь, до самой макушки, как почнет гореть синим огнем! Как почнет! И так горит и не сгорает до самой зари. А подойти к нему страшно.
— А чего ж он горит, Клава? — испуганно спросила Нюрка.
— Клад показывает, — ответила Клава. — Клад под ним закопан. Золотой карандашик. Кто возьмет тот карандашик, напишет свои горячие желания — они тут же и сбудутся.
— Дай! — требовательно сказал мальчик.
— Отвяжись ты от меня!
— Дай!-крикнул мальчик и неожиданно заревел противным, оглушительным басом. — Дай карандашик, дурная!
— Ах, ты так?- крикнула Нюрка, и тотчас же раздался звонкий шлепок. — Несчастье мое! На что я тебя породила!
Мальчик непонятно почему, но сразу затих.
— А ты, милая, — сказала Клава притворным, сладеньким голосом, — не бей ребятишек своих. Недолго и паморки отбить. Ты вот как я действуй — учи их разуму. А то вырастут обалдуи — ни себе, ни людям никакой корысти.
— Чему его учить-то? — с сердцем ответила Нюрка. — Попробуй поучи его! Он те дасть!
— Как не поучить!-возразила Клава. — Их всему надо учить. Вот увязался за нами, скулит, а кругом, гляди, один цвет не похож на другой. Их тут сотни, этих цветов. А что он знает? Ничегошеньки он не знает. Даже как зовется вот этот цвет — и то не знает.
— Курослеп, — сказал мальчик.
— Да не курослеп это, а медуница. Сам ты курослеп!
— Да не «мядуница», а «медуница». Скажи правильно.
— Мядуница, — поспешно повторил мальчик и тут же спросил: — А это какой, розовый?
— Это мята. Повтори за мной: мята!
— Ну, мята, — согласился мальчик.
— Ты не нукай, а чисто за мной повторяй. А вот это таволга. Такая пахучая-пахучая! Такая нежная-пренежная! Хочешь, сорву?
Мальчику, видимо, понравилась эта игра. Он, посапывая, добросовестно повторял за Клавой названия цветов. А она так ими и сыпала:
— Вот, глянь, это подмаренник. А это купава. Вот та, с белыми колокольцами. А это кукушкины слезки.
Я слушал и только удивлялся. Девочка знала множество цветов. Она называла дрему, ночную красавицу, гвоздику, пастушью сумку, копытень, мыльный корень, шпажник, валерьяну, чебрец, зверобой, чистотел и много других цветов и трав.
Но этот удивительный урок ботаники был неожиданно сорван.
— Я обстрекалси-и-и! — вдруг густо заревел мальчик. — Куды вы меня завели, дурные?! В самые колючки! Теперь я домой не дойду!
— Эй, девчонки! — крикнул издали стариковский голос. — Вы чего малого обижаете?
— Да он, дед Пахом, сам обстрекалси! — крикнула в ответ поборница чистого произношения Клава и добавила вполголоса: — У-у-у, бессовестный! Ты сам всякого изобидишь!
Слышно было, как к детям подошел старик. Он заглянул вниз, на озеро, увидел мои удочки и сказал:
— Тут человек рыбу лавит, а вы калган подняли на весь свет. Мало вам, что ли, лугов!
— Где лавит? — поспешно спросил мальчик. — Пусть мне дасть поудить!
— Куда полез! — крикнула Нюрка. — Еще сорвешься в воду, неслух окаянный!
Дети вскоре ушли, и я их так и не видел. А старик постоял на берегу, подумал, деликатно покашлял и спросил неуверенным голосом:
— У вас, гражданин, покурить не найдется?
Я ответил, что найдется, и старик со страшным шумом, цепляясь за петли ежевики, срываясь на откосе и чертыхаясь, спустился ко мне за папироской.
— Я лозу пришел резать. Для корзин да вентерей. Плету помаленьку.
Я сказал старику, что вот какая тут была замечательная девочка — знает все цветы и травы.
— Это Клавка-то? — спросил он. — Да это колхозного конюха Карнаухова дочка. А чего ж ей не знать, когда у нее бабка первая травница на всю область! Вы с бабкой поговорите. Заслушаетесь. Да, — сказал он, помолчав, и вздохнул. — У каждого цвета свое наименование… Паспортизация, значит.
Я с удивлением взглянул на него. Старик попросил еще папироску и ушел. Вскоре ушел и я.
Когда я выбрался из зарослей на луговую дорогу, то увидел далеко впереди трех девочек. Они несли огромные охапки цветов. Одна из них тащила за руку маленького босого мальчика в большом картузе.
Девочки шли быстро. Было видно, как мелькают их пятки. Потом донесся тоненький голосок:
Так во время воздушной трявоги
Народилась красавица дочь...
Солнце уже садилось за Окой, за селом Есениным, и освещало косым красноватым светом тянувшиеся стеной на востоке леса.
РУСТЬЮТОРС
9 Вариант ЕГЭ по русскому языку 2020 по демоверсии ФИПИ
Решать тест ЕГЭ 2020 по русскому языку. Вариант 9
Прочитайте текст и выполните задания 1–3.
(1)Свёртывание крови – это многоэтапный ферментативный процесс, особая защитная реакция организма, которая предохраняет его от потери крови. (2)Механизм свёртывания крови очень сложный и строго последовательный, каждая реакция катализируется ферментом, образующимся в результате предыдущей реакции. (3)Этот механизм обеспечивает быстрое свёртывание крови при повреждении кровеносного сосуда.
Задание 1
Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) Быстрое свёртывание крови – многоэтапный, строго последовательный ферментативный процесс, защищающий организм от потери крови при повреждении кровеносных сосудов.
2) Механизм свёртывания крови – процесс небыстрый: каждая реакция катализируется ферментом, образующимся в результате предыдущей реакции.
3) Свёртывание крови – это защитная реакция организма, предохраняющая его от потери крови, причём важную роль в процессе свёртывания крови играют соли кальция.
4) Многоэтапный, строго последовательный ферментативный процесс быстрого свёртывания крови обеспечивает защиту организма от потери крови в случае повреждения кровеносного сосуда.
5) Фермент, образующийся в результате реакции организма на повреждение сосудов, обеспечивает постепенное свёртывание крови и в то же время препятствует её свёртыванию в неповреждённых сосудах.
Задание 2
Самостоятельно подберите подчинительный союз, который должен стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста. Запишите этот союз.
Задание 4
В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
Задание 5
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
Дедушка никогда не искал для себя материальной ВЫГОДЫ.
Во всех статьях автор обращается к одним и тем же проблемам, в результате чего сборник больше напоминает ЦЕЛОСТНЫЙ текст.
ДЕЛЬНОЕ предложение, которое внёс один из участников дискуссии, было всеми поддержано.
Став кинологом, я быстро научился РАЗЛИЧАТЬ одну породу собак от другой.
Начальник отдела лёгкой промышленности в своём докладе перечислил условия, которые могли бы обеспечить НАРАЩИВАНИЕ темпов производства.
Задание 6
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Творчеству А. П. Чехова посвящена серия лекций, на которых были прочитаны отрывки из его творчества.
Задание 7
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
нужны КОНТЕЙНЕРЫ
им ДВИЖЕТ тщеславие
банка ТОМАТОВ
ОБА супруга
в ТРЁХСТА книгах
Задание 8
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Б) ошибка в построении сложного предложения
B) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Д) ошибка в построении предложения с однородными членами предложения
2) В этом году МГУ провело несколько олимпиад для школьников.
3) Художники эпохи Возрождения использовали образцы античного искусства как в общей концепции своих произведений, так и в деталях.
4) Тот, кто отправился в поход и вынужден экономить на продуктах, может самостоятельно приготовить муку из корневища белой кувшинки.
5) В ночной тишине слышался стук падавших яблок с веток на тесовую крышу дома.
6) Оплатив счёт, необходимо письменно сообщить издательству номер платёжного поручения.
7) Воины селились непосредственно в месте прохождения линий обороны, которые несли службу на засечных чертах.
8) В сюжете «Отцов и детей» важное место занимают идеологические споры представителей разных социальных сил.
9) В 1975 году Нобелевская премия была присуждена не только известному физику А. Д. Сахарову, а и экономисту — академику Л. В. Канторовичу.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Задание 9
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.
1) выб..рать, гарм..ничный, подр..жание
2) пол..гать, расст..лать, заж..мать
3) отв..рить (картофель), (гости) п..руют, сг..ряча
4) забл..ставший, оз..ряться, распол..гаться
5) из..бразить, пом..стить (в колбу), тв..рец
Задание 10
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) и..гнать, не..гораемый, ра..грызть
2) гидропод..ёмник, с..езд, без..ядерный
3) по..бросить, на..бровный, о..биться
4) пр..скорбный, пр..града, пр..старелый
5) бе..печность, и..чезнуть, ни..провергать
Задание 11
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) устар..вать, придирч..вый
2) напутств..вать, наслед..вать
3) приветл..во, разобид..ться
4) никел..вый, наста..вать
5) нефт..ная (скважина), ветр..ная (мельница)
Задание 12
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) несдерж..нный (человек), слыш..щий
2) вскоч..шь, вспен..вшийся
3) замес..шь (тесто), воссоздава..мый
4) обяж..шь, предусмотр..нный
5) ищ..щий (правду), (куры) кудахч..т
Задание 13
Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
(НЕ)РАЗ мы возвращались к этому вопросу.
Ему было (НЕ)(ЗА)ЧЕМ туда ехать.
Мне (НЕ)(С)(КЕМ) посоветоваться.
Ответ на наш запрос (НЕ)ПОЛУЧЕН.
Ты (НЕ)ДОЛЖЕН верить слухам.
Задание 14
Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
Водолазы погрузились (В)ГЛУБЬ моря и (В)ТЕЧЕНИЕ часа изучали глубоководный мир.
Сидя на коне, командир (В)ПРОДОЛЖЕНИЕ нескольких минут пристально смотрел (В)ДАЛЬ.
Мартын плёлся к реке и слушал, как (ПО)ЗАДИ него (ПО)НЕМНОГУ замирали звуки свирели.
ЧТО(БЫ) ни говорили другие, я считаю, что человек сам (В)ПРАВЕ распоряжаться своим будущим.
Будучи просвещённейшим человеком своего века, А. С. Пушкин (НИ)РАЗУ не был (ЗА)ГРАНИЦЕЙ.
Задание 15
Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется НН.
Как ни густы бывают студё(1)ые осе(2)ие туманы, моряки найдут дорогу к родному берегу по размере(3)ым, неторопливым ударам стари(4)ого колокола.
Задание 16
Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Каравелла имела три мачты с прямыми и косыми парусами и могла двигаться в нужном направлении даже при встречном ветре.
2) Желтоватые или розовые лепестки этого растения растут по одному или парами.
3) На клумбе были посажены яркие маки и нежные тюльпаны и мохнатые ноготки.
4) Представители интеллигенции всегда стремились к смысловой точности и выразительности речи боролись против искажения и засорения родного языка.
5) И рабочая одежда и резиновые сапоги были сложены в углу комнаты.
Задание 17
Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Один за другим к костру (1) медленно угасающему в ночи (2) подходили кони и неподвижно останавливались (3) глядя на нас (4) умными глазами.
Задание 18
Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Низкий дом с голубыми ставнями (1)
Не забыть мне тебя никогда, —
Слишком были такими недавними
Отзвучавшие в сумрак года.
Восхищаться (2) уж (3) я не умею
И пропасть не хотел бы в глуши,
Но (4) наверно (5) навеки имею (6)
Нежность (7) грустную русской души.
(С. А. Есенин)
Задание 19
Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Однажды я ловил рыбу на небольшом озере (1) крутые берега (2) которого (3) густо заросли цепкой ежевикой.
Задание 20
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Туман таял (1) и (2) когда лодка пошла к берегу (3) видно было (4) как пятнышки кувшинок и лилий покачиваются на волнах.
Задание 21
Найдите предложения, в которых ТИРЕ ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)Кандалакшский залив Белого моря в Мурманской области прекрасен своей строгой красотой. (2)Неспешно и тихо перекатываются волны по его водной глади. (3)Временами только слышится неожиданный всплеск — это уточки гаги поднялись с воды. (4)Суровый северный край завораживает простотой и бесхитростностью. (5)Тут нет яркой зелени и роскошных цветов, наоборот: скалистые берега, редкие скромные растения, прозрачный холодный воздух создают атмосферу отстранённости от жизненной суеты. (6) Здесь хорошо думается: на фоне великой природы можно правильно определить приоритеты, отделить главное от пустого, принять важные решения. (7)К Кандалакшскому заливу выходит второй по величине горный массив Кольского полуострова — Домашние горы.
(8) У них изрезанные выветриванием скалистые склоны. (9)Посмотришь на склоны гор — глаза слепит от увиденного!
Прочитайте текст и выполните задания 22–27.
(1)С детства, со школьной скамьи человек привыкает к сочетанию слов «любовь к родине». (2)Осознаёт он эту любовь гораздо позже, а разобраться в сложном чувстве любви к родине, то есть что именно и за что он любит, дано уже в зрелом возрасте.
(3)Чувство это действительно сложное. (4)Тут и родная культура, и родная история, всё прошлое и всё будущее народа, всё, что народ успел совершить на протяжении своей истории и что ему совершить ещё предстоит. (5)На одном из первых мест в сложном чувстве любви к родине находится любовь к родной природе.
(6)Для человека, родившегося в горах, ничего не может быть милее скал и горных потоков, белоснежных вершин и крутых склонов. (7)Казалось бы, что любить в тундре? (8)Однообразная заболоченная земля с бесчисленными стёклышками озёр, поросшая лишайниками, однако ненец-оленевод не променяет свою тундру ни на какие там южные красоты. (9)Одним словом, кому мила степь, кому – горы, кому – морское, пропахшее рыбой побережье, а кому – родная среднерусская природа, тихие красавицы реки с жёлтыми кувшинками и белыми лилиями, доброе, тихое солнышко маленького города. (10)И чтобы жаворонок пел над полем ржи, и чтобы скворечник – на берёзе перед крыльцом.
(11)Было бы бессмысленно перечислять все приметы русской природы. (12)Но из тысяч примет и признаков складывается то общее, что мы зовём нашей родной природой и что мы, любя, быть может, и море, и горы, любим всё же сильнее, чем что-либо иное на всём белом свете.
(13)Всё это так. (14)Но нужно сказать, что это чувство любви к родной природе в нас не стихийно, оно не только возникло само собой, поскольку мы родились и выросли среди природы, но и воспитано в нас литературой, живописью, музыкой, теми великими учителями нашими, которые жили прежде нас, тоже любили родную землю и передали свою любовь нам, потомкам. (15)Разве не помним мы с детства наизусть лучшие строки
о природе Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Алексея Толстого, Тютчева, Фета? (16)Разве оставляют нас равнодушными, разве не учат ничему описания природы у Тургенева, Аксакова, Льва Толстого, Пришвина, Леонова, Паустовского. (17)А живопись? (18)Шишкин и Левитан, Поленов и Саврасов, Нестеров и Пластов – разве они не учили и не учат нас любить родную природу?
(19)В ряду этих славных учителей занимает достойное место имя замечательного русского писателя Ивана Сергеевича Соколова-Микитова. (20)Иван Сергеевич прожил долгую и богатую жизнь. (21)Он был моряком, путешественником, охотником, этнографом. (22)Но, главное, он был талантливым и ярким писателем. (23)Последние двадцать лет жизни Соколова-Микитова были связаны с Карачаровом на Волге, где у Ивана Сергеевича в ста шагах от воды, на краю леса был простой бревенчатый домик. (24)Широкая гладь воды, перелески и деревеньки на том берегу, обилие цветов, лесных птиц, грибов – всё это ещё больше сближало писателя с родной природой. (25)Из охотника, как это часто бывает с людьми под старость, он превратился во внимательного наблюдателя, и не только потому, что, скажем, ослабло зрение или рука, но и потому, что проснулось в душе бережное, любовное, воистину сыновнее отношение к русской природе. (26)В эти годы Иван Сергеевич пишет лучшие свои страницы о родной русской природе, о деревьях и птицах, о цветах и зверях.
(27)Добрый и мудрый человек учит нас тому, что природа есть наше не только материальное, но и духовное богатство, знание природы и любовь к ней воспитывают чувство патриотизма, чувство человечности, доброты, развивают чувство прекрасного. (28)Поколения русских людей будут учиться этому у Ивана Сергеевича Соколова-Микитова, как они учатся у Тургенева и Аксакова, у Некрасова и Пришвина, у Паустовского и Леонова.
Задание 23
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) Предложения 4, 5 поясняют, раскрывают содержание предложения 3.
2) В предложениях 6–8 содержатся рассуждение и описание.
3) Предложения 11, 12 содержат повествование.
4) В предложении 25 представлено описание.
5) В предложениях 27, 28 представлено рассуждение.
Задание 24
Из предложений 12–14 выпишите один фразеологизм.
Задание 25
Среди предложений 9–14 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью союза, форм слов и синонимов. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
Задание 26
«В.А. Солоухин – мастер художественного пейзажа. Тропы: (А)__________ («белоснежных вершин» в предложении 6, «доброе, тихое солнышко» в предложении 9) и (Б)__________ («стёклышками озёр» в предложении 8) – помогают писателю передать красоту природы. Сложность чувства любви к Родине подчёркивают приём – (В)__________ («чувство» в предложении 27) и синтаксическое средство – (Г)__________ (предложения 17, 18)».
Список терминов:
1) эпитет
2) гипербола
3) восклицательные предложения
4) метафора
5) фразеологизм
6) лексический повтор
7) анафора
8) вопросительные предложения
9) диалектизм
Задание 27
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Текст Солоухина с проблемами и авторской позицией
Теория ЕГЭ по русскому языку 2020