один человек сделал большой ужин и звал многих

Толкование Евангелия на каждый день года.
Неделя 31-я по Пятидесятнице

Сказал Господь такую притчу: один человек сделал большой ужин и звал многих, и когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званым: идите, ибо уже все готово. И начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал ему: я купил землю и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня. Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня. Третий сказал: я женился и потому не могу придти. И, возвратившись, раб тот донес о сем господину своему. Тогда, разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых. И сказал раб: господин! исполнено, как приказал ты, и еще есть место. Господин сказал рабу: пойди по дорогам и изгородям и убеди придти, чтобы наполнился дом мой. Ибо сказываю вам, что никто из тех званых не вкусит моего ужина, ибо много званых, но мало избранных.

За две недели до Рождества Христова в Церкви читается Евангелие о званных на пир.

«Один человек сделал большой ужин и звал многих». В Ветхом Завете есть один образ, связанный с сегодняшним Евангелием. Он говорит о том, что будущее человечества, пребывающего с Богом, есть трапеза вечная. Об этом возвещает пророк Исаия, когда зовет всех жаждущих придти и почерпнуть воду бессмертия, и говорит о пище, которой все должны насытиться (Ис. 55, 1–2). А псалмопевец напоминает каждому из нас, когда мы готовимся ко Святому Причащению, что Господь «уготовал трапезу сопротив стужающих мне, умастил главу мою елеем и чаша моя упоявающая яко державна» (Пс. 22, 5). И подобно тому, как Премудрость, которая построила себе дом и зовет всех проходящих мимо людей вкусить хлеба и вина, так Церковь Божия зовет всех людей приобщиться трапезе, где хлеб и вино не просто образы того, что совершится, но реальная Божественная жизнь, которой мы уже сейчас приобщаемся, а самое главное – обещание лучшего, то есть пребывания с Богом, которое не кончится никогда.

В притче Хозяин этого пира – Бог, приглашенные на пир – иудеи. В течение всей истории Ветхого Завета они жили ожиданием дня, когда придет к ним Бог, Мессия. И когда Он пришел, они отвергли Его приглашение. Как это могло случиться, что это за потрясающее явление? Вся история, долгие века – путь к Мессии, а завершение пути – Его отвержение. Почему Иерусалим не узнал времени посещения своего?

Этот пир, то есть Царство Божие, отвергнут иудеями по вполне уважительным причинам. Один человек говорит, что он купил поле и ему надо хорошенько его осмотреть. Другой – что купил пять пар волов и ему надо испытать их. Третий еще убедительнее – что женился. У всех нашлись дела, и очень важные – все нужное, все полезное, все замечательное. Люди предпочли свое земное, естественное, понятное всем, – всему остальному. Но люди эти, говорит Господь, вовек не вкусят Царствия Божия. Они оказались только зваными, но отвергнутыми Господом, потому что не отозвались на то, что Господь совершил для человека.

Эта притча – о тайне числа 666. Блаженный Августин говорит, что мир был сотворен совершенным – «все добро зело» – в шесть дней. Но освятился он только в седьмой день, когда Бог почил от трудов Своих и как бы пригласил человека, и вместе с ним все творение, войти в радость Господа Своего, в дом Божий. Число 6 – совершенство само по себе. Совершенство природы – поле, совершенство творчества и труда – волы, совершенство любви, то есть высшего добра, – соединение двух жизней в одну в браке. Все получено от Бога, но еще не освящено седьмым днем, который есть пир Господень. Это совершенство без Бога, тройное самосовершенство – и есть число 666. В нем заложено разрушение всей Земли, обессмысливание всякого труда и разделение всех. Очень тонко и почти незаметно происходит эта подмена тайны Рождества Христова, «благочестия великой тайны: Бог явился во плоти» (1 Тим. 3, 16) – «тайной беззакония», которая есть антихрист.

У одного человека собственным полем его заполняются все дни с утра до вечера, так что некогда в Церковь пойти и некогда помолиться. Другой так захвачен вдохновением земного труда, что для Бога в сердце не остается места. Третий веселится на пиру земной любви, и никакого другого пира он знать не желает.

Так хотела бы Церковь подарить хозяину поля цветок, сорванный с небесных полей, который столь веселит сердце человека, как свидетельствует святой Димитрий Ростовский, что если бы человек смотрел на него, то не хотел бы ни есть и ни пить, и не ощущал никакого страдания! И этот цветок не увядает и цветет вечно. И владельца волов просит в этот день остановиться, на небо взглянуть, размышляя о Вифлеемской звезде, и выпрячь волов: и волы желают придти к яслям Богомладенца. И вступившему в брак говорит: нет ничего прекраснее дома и семьи. Чтобы полюбить по-настоящему хотя бы одного человека, надо иметь сердце, способное любить, но только у Бога можно научиться подлинной человеческой любви.

Кто-нибудь скажет, что по-русски это место звучит несколько иначе. Дело не в особенностях славянского языка. Молитва – это когда человек глубиною сердца своего лелеет самое дорогое для себя, бесконечно драгоценное. Потому-то апостол Павел корень всех зол – сребролюбие – называет идолопоклонством (Кол. 3, 5). Отдача этому греху происходит на уровне молитвы, только обращена эта молитва не к любящему человека Богу, а к диаволу, человекоубийце.

Неидущие на пир Господень, как говорит блаженный владыка Иоанн Максимович, неизбежно идут на пир Иродов, где совершается убийство величайшего праведника. Оттого, что дом Отца Небесного превращается в дом торговли и богоизбранный народ поклоняется золотому тельцу, «осанна» Иерусалима, встречающего своего Мессию, сменяется осатаневшим «распни, распни Его».

Обратим внимание, что дальше говорит Господь в притче. Господин посылает своего слугу, чтобы он звал на торжество, как сказано, «увечных, хромых и слепых». Да, конечно, если народ Израильский считал себя единственно достойным народом, то все остальные народы и были хромые, и слепые, и убогие. И наш народ ради отвержения Израиля оказался званым. Нас искал Господь по улицам и переулкам, по дорогам и изгородям, и суть праздника сегодняшнего в том, что весь Израиль, как говорит апостол Павел, спасется. Весь Израиль – это остаток Израиля и все языческие народы, которых убедили вестники Господа придти к Нему.

И вот мы присутствуем на этом пиру в Церкви Божией. И все мы убогие, и хромые, и бедные, и слепые. И оттого, что мы приходим на этот пир, оттого что Бог дает нам радость новой жизни, благодать Духа Святаго, купленную ценой Крови Его, мы начинаем ходить и скакать от радости, когда получаем это исцеление. Мы обретаем богатство, которое никто от нас никогда не отнимет. Мы начинаем видеть глубину всех вещей – всего, что совершается в мире, в истории, в судьбе каждого человека.

Источник

Толкования Священного Писания

Содержание

Толкования на Лк. 14:16

Свт. Игнатий (Брянчанинов)

Он же сказал ему: один человек сделал большой ужин и звал многих

Повесть о Великой Вечери – живописная притча, которою Господь наш Иисус Христос изобразил Царствие Божие, уготованное Небесным Отцем от сложения мира (Мф.25:34) для избранных Его, изобразил и то, каким образом принято благовестие об этом Царстве призванным к нему человечеством.

Кто – учредитель вечери? Святое Евангелие называет его «человеком некиим», то есть человеком неизвестным, неопределенным. Очевидно: это – Бог. Себя Он заменил в притче Своим образом – человеком. А как люди забыли Бога, потеряли истинное познание Его, правильное понятие о Нем, то Бог, наименовав Себя человеком, наименовал вместе и человеком неизвестным: «человек некий сотвори вечерю велию, и зва многи». Большое число приглашенных знаменует, что все человечество, без всякого исключения, предназначено Богом для вечного блаженства.

Аскетическая проповедь.

Свт. Филарет Московский

Ст. 16-20 Он же сказал ему: один человек сделал большой ужин и звал многих, и когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званым: идите, ибо уже всё готово. И начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал ему: я купил землю и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня. Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня. Третий сказал: я женился и потому не могу придти

Вот горькие плоды неверия! Сердце, не имущее веры, не только трудностей в подвиге Иисуса Христа, но и самых благ Его страшится и, подобно преступнику, подозревает самого Отца небесного. Одна вера приводит нас к Богу. Если мы истинноверны, то не только «село», «волы», «жена», но и весь мир, ни ангелы, ни настоящее, ни грядущее не возмогут разлучить нас от Бога. Обратим внимание на сей предмет, откроем сердце к принятию его.

Вы, может быть, сего не ожидали, а некоторые сочтут за излишнее говорить о вере верным. Но что, если вера зреет у них только в устах, а на делах нет ее и листвия, а в сердце еще не возникла? Дай Бог, чтобы опыт обманул нас – и тогда говорить о ней будет излишне. «Обличай премудра» (Притч. 9:8), говорит Премудрость, тогда не будет нужды отвращать от пороков, пленять красотою добродетелей: «аще корень свят, то и ветви» (Рим. 11:16). «Не может древо добро плоды злы творити» (Мф. 7:18).

Сия-то благодатная вера Адаму в невинности была ограждением: если бы праотец верил, что «смертию умрет, в оньже аще день снест от древа» (Быт. 2:17), не внял бы гласу прелестника; по падении – единственным утешением. Если бы не верил, что «семя жены сотрет главу змия» (Быт. 3:15), то его живого поглотили бы бездны адовы с его дражайшим наследием; Святии «вси послушествовани Быша верою» (Евр. 11:39). Сия самая вера гремела в устах пророков, пронесла проповедь Апостолов до конец вселенной, озлатила уста пастырей Церкви, в исповедниках и мучениках победила весь мир, наконец и до наших сердец достигла. Теперь посмотрим, сия столько живая вера жива ли в нас. А дабы узнать сие, открой нам, сосуде избранный, божественный Павле, ту веру, в ней же свидетельствовани Быша древнии! «Верою, – начинает он, – множайшую жертву Авель паче Каина принесе Богу» (Евр. 11:4). Мы приносим ли жертву. и какую? Давид поет: «жертва Богу дух сокрушен» (Пс. 50:19). И Сам Господь глаголет: «милости хощу» (Мф. 9:13). Но сколь часто дух наш в надмении возносится выше небес, в грубых удовольствиях плоти нисходит даже до ада. Сколь часто Лазари в язвах, от глада, от жажды издыхают пред вратами богатых. Сколь часто мы равнодушно слышим стоны больного – все кроме сердец наших воплями своими пронзающие: «человека не имам» (Ин. 5:7). «Верою …Сарра …паче времени возраста роди» (Евр. 11:11): наша неплоды – душа не только паче времени возраста, но и «во время благоприятно, во дни спасения» (2 Кор. 6:2) не приносит плодов покаяния и дел благих. «Верою… Авраам… единороднаго приношаше» (Евр. 11:17): мы, оставляя долу «осля» и «отроча» (Быт. 22:5) – плоть и буйный разум, восходим ли с ним на гору и приносим ли Исаака – собственное сердце? Ах! не только для Бога, но для собственного блаженства, не только своего сердца, но осла и волов своих нам жаль оставить. «Верою Моисей остави Египет» (Евр. 11:27). Нас вместо Моисея ведет Христос, вместо столпа огненного праведное нам воссия Солнце. И мы, осуждая ропот древнего Израиля в пустыне, сами еще не трогаемся из Египта, не престаем работать миру сему прелюбодейному и грешному и диаволу. «Верою», продолжал он; но довольно, ученик неба, ученик земли! Закрой сие зерцало, в коем очень ясно видим, каковы мы. Да и возможно ли ждать плодов веры, когда есть из нас такие, кои едва ли получили и зерно ее? Как можно искать ее в делах, когда часто не даем ей места в уме? Есть в наш век довольно таких, кои сами не желают и других учат ничему не верить, чего не может видеть ни око плотское, ни мудрость мира объюродевшая. Несмысленные! Или не знают они, сколько нужна вера в делах даже видимых и естественных! Стал ли бы земледелец сеять, когда не знал бы, что земля возвратит сторицею? Кто бы стал плавать по морю, когда не верил бы кораблю и кормчему? Кто бы мог излечиться от болезни, не имея доверенности ко врачу? Кто бы мог изучиться какому-нибудь искусству, если бы не верил художнику? И если отнять веру в сих делах, что выйдет из сего мира прекрасного? – Пустыня смерти, гроб, который живых нас погребл бы себе! Итак, если требуют веры от нас земля, вода, воздух, ближний наш для нашего же блага, то для чего мы отказываем Богу? Вы имеете ближних, друзей: не видя сердца их, им верите. Для чего же Бога лишаете того удовольствия, в коем не отказываете людям, во всем вам подобным? Чем Он заслужил такую недоверенность? Напишите другие уставы для вечной Премудрости, как Ей поступить с нами, и как нам соделаться блаженными. Или о богатстве благости Божией и кротости и долготерпении не радите? Вы слышали в чтенном ныне Евангелии суд Его о званных отрекшихся: «Глаголю …вам, – сказал он, – яко ни един мужей тех званных вкусит моей вечери» (Лк. 14:24). Подивитесь теперь особенной Его любви к нам. Мы многократно отрицались идти на вечерю к Нему, и Он доселе гласом Церкви не престает звать нас: «грядите». Се наступают дни покаяния! Он усугубит глас Свой, не ожесточая сердец наших: иззуим сапоги от ног своих, совлечемся греху, станем на месте святе чистыми, приимем дух веры – это есть «одеяние брачное» (Мф. 22:11). Потом приступим к сей трапезе вкусить вечери Господней; приобщимся крови заветной и Агнцу Божию. Приняв сие напутие живота вечного, поспешим на ту вечерю велию, где блага, «ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человека не взыдоша» (1 Кор. 2:9). Поспешим, не умедлим, и во взаимное уверение сердцем и устами скажем друг другу: аминь.

Слово 453 в неделю 28 по пятдесятнице. 1806-1808 гг.

Прп. Макарий Великий

[Только] мужественные и благородные души, презревшие все [земное], вступают в [эту духовную] брань. Моисей, намекая на тайную войну лукавых духов с душой и [указывая на то], какие души пригодны к ней, говорит: И кий человек, иже обручи себе жену, да не идет на рать; и кий человек, иже насади виноград, да не идет [на нее] (Втор. 20:6-7). Это он говорит о материальных узах: а подвизающийся против духов злобы никогда не сковывается ими. Ибо если пристрастие к наслаждениям и стяжанию [материальных благ] мешает человеку вступать на путь духовного подвига, то он лишается и небесной радости. Господь говорит в Евангелии о приглашенных на брачный пир и отказавшихся [прийти]: Первый сказал: я купил землю и не могу придти; другой сказал: я женился и не могу придти, прошу тебя, извини меня. Это вполне созвучно словам Моисея.

Беседа 53.

Блж. Феофилакт Болгарский

Ст. 16-20 Он же сказал ему: один человек сделал большой ужин и звал многих, и когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званым: идите, ибо уже всё готово. И начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал ему: я купил землю и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня. Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня. Третий сказал: я женился и потому не могу придти

Лопухин А.П.

Ст. 16-24 Он же сказал ему: один человек сделал большой ужин и звал многих, и когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званым: идите, ибо уже все готово. И начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал ему: я купил землю и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня. Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня. Третий сказал: я женился и потому не могу придти. И, возвратившись, раб тот донес о сем господину своему. Тогда, разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых. И сказал раб: господин! исполнено, как приказал ты, и еще есть место. Господин сказал рабу: пойди по дорогам и изгородям и убеди придти, чтобы наполнился дом мой. Ибо сказываю вам, что никто из тех званых не вкусит моего ужина, ибо много званых, но мало избранных

Христос отвечает на это восклицание притчей о званных на вечерю, в которой показывает, что никто из выдающихся членов теократического иудейского общества, которые считали себя вполне полноправными на участие в Царстве Мессии – здесь ближе всего разумеются фарисеи, – не будет принят в это Царство по причине своей собственной вины. Притча эта – та же, которая приведена у евангелиста Матфея (Мф. 22:1–14). Различия между ними несущественные. Там выводится царь, устроивший «брачный пир для сына своего», а здесь – просто «человек», который «сделал большой ужин и звал многих», т. е., конечно, прежде всего верных Закону Моисееву израильтян, какими являлись фарисеи и законники. Там царь посылает «рабов» – пророков Ветхого Завета, а здесь посылается один раб, по смыслу речи – Сам Христос, для оповещения званных, что вечеря готова (ср. Мф. 4:17). Затем то, что у евангелиста Матфея обозначено довольно глухо, именно, мотивы, по которым званные не пришли на вечерю, Лука раскрывает в подробностях. Причины, которые выставлены званными, вовсе не представляются совершенно нелепыми: действительно, могла быть нужда у купившего землю посмотреть, какие работы нужно поскорее на ней начать (можно упустить, например, время посева). Менее основательно извинение купившего волов, но все же и он мог иметь в виду, что, тотчас же испытав их и найдя негодными для работы, он имел возможность возвратить их скотоводу-хозяину, который гнал гурт волов в другое место и которого уже после нельзя было сыскать. Еще более основательной представляется извинение третьего, потому что и сам закон освобождал молодожена от исполнения общественных обязанностей (Втор. 24:5). Но, во всяком случае все эти причины, с точки зрения Христа, оказываются недостаточными, ясно, что Христос под «человеком», устроившим пир, имеет в виду Самого Бога, а для Бога, конечно, человек должен пожертвовать решительно всем в жизни: Евангелист Лука затем прибавляет, что новые гости были призваны в два раза (у Матфея – один раз): сначала с улиц и переулков собираются нищие, увечные, хромые и слепые, т. е. – по всей вероятности, такова мысль евангелиста Луки – мытари и грешники, а затем с дорог и из-под изгородей (из-под заборов) – еще более низко стоящие люди, т. е., по мысли евангелиста, язычники (ср. Рим. 2:17 и сл.). Их велено «понуждать» (ἀνάγκασον в русском переводе неточно – «убеди») войти на пир. Некоторые толкователи в этом выражении думали найти основание для насилия в области свободы совести, а римские инквизиторы на основании этого текста утверждали свое право преследовать еретиков. Но здесь, несомненно, речь идет о нравственном понуждении и ни о каком ином. В самом деле, мог ли один раб насильно привести с собой гостей, если бы и захотел так поступить? Нет, понуждение это, скорее, имело характер усиленного увещания. Ведь призываемые теперь на пир были люди самых низших слоев народа, и они могли стесняться идти на пир к богатому человеку: им нужно было выяснить, что их в самом деле приглашают на пир (Тренч, с. 308–309).

«Ибо сказываю вам» (стих 24). Это слова хозяина, а не Христа: Христос в притче изображен под видом раба.

«Вам» – здесь имеется в виду и раб, и вошедшие уже гости.

Источник

Притчи Иисуса Христа. 40 О брачном пире.

40 ПРИТЧА О БРАЧНОМ ПИРЕ…

«Иисус, продолжая говорить им притчами, сказал: Царство
Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный
пир для сына своего…» (Евангелие от Матфея, 22:1-2)

Один – не смог, другой не захотел,
был третий занят…
Столы давно накрыты… Нет гостей
в роскошном зале!
Царь приглашал на пир. Пренебрегли
тем приглашеньем.
Места пустуют, гости – не пришли…
И, вот, решенье:
«Не званных пригласить на торжество:
хромых, увечных,
Слепых и нищих, всех до одного –
на брачный вечер.
Незнатных, небогатых приглашать,
на пир – за руку!»
Рабы царя по улицам спешат,
по переулкам…
И стал гостями наполняться зал…
«О, проходите!»
Места свободны. Царь рабам сказал:
«Ещё зовите!»
И городских окраин нищета
на пир успела…
Рассаживались гости по местам
в одеждах белых,
В одеждах брачных… И на пир вошло
людей так много!
Царь знает этих избранных число,
пришедших к Богу.

*
«…ибо много званных, а мало избранных.»
(Евангелие от Луки, 14:24)

Девчонка приглашённой не была
средь званных первых…
Девчонка на окраине жила –
без веры.
Но званные не шли. На небеса
всех приглашали…
С окраины девчонку – чудеса! –
позвали.
Позвали в избранных счастливый круг,
на пир небесный…
«Не гостья ты, – она узнала вдруг. –
Невеста!» –
«Не может быть! Я буду у дверей,
за стол не сяду…» –
«Нет, ты со Мной, – сказал Спаситель ей. –
Ты – рядом!»
Девчонка растерялась: как же так?
Такое место?
Но платье белоснежное, как знак –
Невесты…
Она вошла на пир, на торжество!
И слёзы льются…
Ей не хватало только одного:
Иисуса.
На брачном пире лиц печальных нет,
на пире – радость!
Невесте украшением – венец!
Награда.
Но у Невесты – мокрое лицо.
Невеста плачет…
От слёз проснулась я… О, сладкий сон!
Что значит?

ПРИМЕЧАНИЕ
Притча о брачном пире…
Евангелие от Матфея, 22:1-14
Евангелие от Луки, 14:16-24

ПРИЛОЖЕНИЕ
Евангелие от Луки, 14:16-24
«16 Он же сказал ему: один человек сделал большой ужин и звал многих,
17 и когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званым: идите,
ибо уже все готово.
18 И начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал ему: я купил
землю и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня.
19 Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини
меня.
20 Третий сказал: я женился и потому не могу придти.
21 И, возвратившись, раб тот донес о сем господину своему. Тогда, разгневавшись,
хозяин дома сказал рабу своему: пойди скорее по улицам и переулкам города и
приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых.
22 И сказал раб: господин! исполнено, как приказал ты, и еще есть место.
23 Господин сказал рабу: пойди по дорогам и изгородям и убеди придти, чтобы
наполнился дом мой.
24 Ибо сказываю вам, что никто из тех званых не вкусит моего ужина, ибо много
званых, но мало избранных.»

Источник

Глава 14

Зач. 74. Исцеление Иисусом Христом страдавшего водяною болезнию и: речь Его по этому случаю.

Читается в субботу 1-й недели Великого поста.

1. И бы́сть егдá вни́ти емý в дóм не́коего кня́зя фарисéйска в суббóту хлеб я́сти, и тии бя́ху назирáюще егó.

2. И сé человек некий, имы́й водны́й трýд, бе пред ни́м.

(Случилось Ему в субботу прийти в дом одного из начальников фарисейских вкусить хлеба, и они наблюдали за Ним. И вот, предстал пред Него человек, страждущий водяною болезнью.)

Некоего князя фарисейска (одного из начальников фарисейских). О фарисеях чит. в объясн. 7 ст. 3 гл. У фарисеев, как секты, не было собственно должностных лиц, которые заведовали бы делами секты, но это значит, что этот человек или был одним из начальников иудейских, который состоял в фарисейской секте, или по строгости фарисейских правил жизни, положению, учености и т. п. имел большое значение и пользовался почетом и уважением у фарисеев, как напр. Гамалиил, учитель ап. Павла. (Мих.) Бяху назирающе Его (наблюдали за Ним). Иудеи, как известно (чит. в объясн. 14 ст. 13 гл.), покой субботы простирали до того, что считали грехом даже лечить больных в этот день; Иисус же Христос не раз исцелял больных и в субботу, чем были недовольны фарисеи и за что преследовали Его. (чит. тоже в объясн. 14 ст.) А между тем в доме фарисея оказался больной. Имый водный труд (страждущий водяною болезнию), – болезнию, считавшеюся неизлечимою. И вот теперь наблюдали за Иисусом, не исцелит ли Он сего больного. Как предстал пред Господом этот больной, когда по всей вероятности он и ходить не мог, в Евангелии не говорится. Быть может, его принесли, или он не был ли из членов семейства фарисея, в дом которого вошел Иисус Христос. (Мих ).

3. И отвещáв Иисýс речé к закóнником и фарисéом, глагóля: áще достои́т в суббóту цели́ти?

4. Они́ же умолчáша. И приéм исцели́ егó, и отпусти́.

(По сему случаю Иисус спросил законников и фарисеев: позволительно ли врачевать в субботу? Они молчали. И, прикоснувшись, исцелил его и отпустил.)

Аще достоит (позволительно ли) в субботу целити (врачевать)? Подобный сему вопрос Иисус Христос предлагал фарисеям пред исцелением сухорукого ( Лк.6:9 ), когда тоже наблюдали над Ним, чтобы, как прибавляет евангелист, обвинить Его. Потому Господь и здесь предложил этот вопрос, что видел, что наблюдают за Ним, и конечно с целию, чтобы обвинить. Теперь же, когда фарисеи не могли отвечать (они же умолчаша) на вопрос Христов, они уже не имели права обвинять. Не могли отвечать, конечно, потому, что в самом деле не закон, а только вымышленное предание старцев запрещало лечение больных в субботу (чит. в объясн. 14. ст. 13 гл.).

6. И не возмогóша отвещáти емý к си́м.

(При сем сказал им: если у кого из вас осёл или вол упадет в колодезь, не тотчас ли вытащит его и в субботу? И не могли отвечать Ему на это.)

Господь, исцелив больного в субботу, дал фарисеям подобающее назидание, несколько подобное тому, которое Он сделал еще недавно, при исцелении скорченой женщины (ст. 15 и 16 гл. 13). В студенец (колодезь), – так называемую цистерну; у еванг. Матфея, просто, в яму ( Мф.12:11 ). У евреев, в их каменистой и скудной потоками и дождями местности, колодцы обыкновенно устраивались таким образом: выдалбливалась более или менее глубокая яма, и во время осенних и зимних дождей в нее собиралась вода, которую и брали отсюда, как у нас берут из ключевого колодца, для употребления. Цистерны не всегда бывали огорожены и, по истощении воды, до новых дождей подолгу стояли пустыми. Поэтому животные легко могли падать в эти цистерны. Господь говорит излишним ревнителям субботнего покоя, что если не запрещается законом в субботу подать помощь в беде животному и освободить его от опасности, то неужели же противно ему подобное действие в отношении к человеку? Также не задолго пред сим, при исцелении скорченной женщины. Господь говорил им подобное: не отвязывает ли каждый из вас своего вола или осла от яслей в субботу, и не ведет ли поить? и это не считается грехом против субботы ( Лк.13:15 ). Господь говорил так ясно и убедительно. Потому и не могли отвечать (невозмогоша отвещати), т. е. возражать.

(Замечая же, как званые выбирали первые места, сказал им притчу:)

Глаголаше (сказал) притчу – притчу не в собственном смысле, а наставление, назидание (о притчах чит. в объясн. 36 ст. 5 гл.), по поводу того, что отличавшиеся гордостью и честолюбием, фарисеи, садясь за стол, выбирали первые места (/председания избираху. Чит. ст. 6. 23 гл. Еванг. Матфея), т. е места ближайшие к хозяину, который обыкновенно занимал первое, – среднее место стола. (Мих).

(когда ты будешь позван кем на брак, не садись на первое место, чтобы не случился кто из званых им почетнее тебя, и звавший тебя и его, подойдя, не сказал бы тебе: уступи ему место; и тогда со стыдом должен будешь занять последнее место.)

На брак, т. е. на пиршество по случаю брака; но здесь разумеется и всякое более или менее торжественное пиршество с званными гостями. Не сяди на преднем месте (не садись на первое место), т. е. вообще на высшее место. Начнеши со студом последнее место держати (со стыдом должен будешь занять последнее место). Стыд понятен в том случае, когда кто по гордости своей самовольно займет высокое место и затем принужден будет в виду всех сойти с него, как незаслуженного им, и уступить его достойному. Последнее место, т. е. вообще низшее того, которое занял было.

О смирении и гордости.

(Но когда зван будешь, придя, садись на последнее место, чтобы звавший тебя, подойдя, сказал: друг! пересядь выше; тогда будет тебе честь пред сидящими с тобою,)

Будет ти (тебе) слава (честь) пред званными (сидящими) с тобою; так как это будет значить, что ты заслуживаешь высшее место, и тебя ставят выше, почетнее других. В этих словах, конечно, Господь не дает правила, которым гордый человек мог бы пользоваться для удовлетворения своей страсти: ибо что говорится далее? всякий возвышающий и пр.

(ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится.)

Эти слова повторены Господом при произнесении притчи о смиренном мытаре и гордом фарисее (гл. 18, ст. 9–14). В них заключается весь смысл назидания, т. е. порицание гордости и похвала смирению, – что Господь весьма часто делал, так как гордость есть ужаснейший порок, смирение же – высочайшая добродетель. «И в житейских отношениях, замечает при сем еписк. Михаил, в подобных случаях гордость посрамляется, а смирение возвышается; тем более это будет в нравственном, духовном царстве Мессии, где основной закон – любовь к ближним и необходимая принадлежность таковой любви – смирение.»

Самая лучшая жертва Богу дух сокрушен, сказано царепророком Давидом ( Пс.50:19 ). «Смирение составляет хранилище всех добродетелей.» «Не спасет иас и подвижничество, если не будет при сем истинного смирения,» учат святые Исаак Сирин и Иоанн Лествичник. Нет порока, который был бы так противен Богу, как гордость, сказано премудрым Сирахом ( Сир.10:7 ). От гордости рождается множество грехов: самолюбие, самоослепление, своенравие и упрямство, презрение к другим, страсть осуждать других, дух клеветы, зависть и зложелательство, лицемерие, неблагодарность к Богу, неподчиненность начальству; наконец гордость, есть мать всех ересей», пишет еписк. Платон. (Нравств. Богосл.)

Зач. 75-е.

Читается в понедельник 26-й недели по Пятидесятнице.

13. Но егдá твори́ши пи́р, зови́ ни́щыя, маломóщныя, хромы́я, слепы́я:

14. и блажéн бýдеши, я́ко не и́мут ти́ чтó воздáти: воздáст же ти́ ся́ в воскрешéние прáведных.

(Сказал же и позвавшему Его: когда делаешь обед или ужин, не зови друзей твоих, ни братьев твоих, ни родственников твоих, ни соседей богатых, чтобы и они тебя когда не позвали, и не получил ты воздаяния. Но, когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых, и блажен будешь, что они не могут воздать тебе, ибо воздастся тебе в воскресение праведных.)

(Услышав это, некто из возлежащих с Ним сказал Ему: блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Божием!)

Блажен иже снест обед в царствии Божии – т. е. в земном царстве Мессии, так как царство сие нередко Самим Господом изображалось под видом вечери или брачного пиршества, и иудеи представляли его земным царством. Но Иисус Христос, как бы в ответ на эти слова, предлагает притчу о званных на вечерю, в которой высказывает, что не все будут участвовать в блаженстве Его царства, тем более фарисеи, которые так рассчитывали на него, и в числе коих, быть может, был и сам воскликнувший сказанные слова, а только одни достойные. Это Господь и разъясняет весьма наглядно в притче о званных на вечерю.

Зач. 76-е. Притча о званных на вечерю или ужин.

Читается в 28-ю неделю по Пятидесятнице и в неделю Праотец.

В притче о званных на вечерю или ужин Господь указывает евреям, что Он сначала призывал их в Свое царство, т. е. в Свою церковь на земле и к райскому блаженству на небе ( Лк.4:43 ) – но те, вследствие своего неправильного представления о Его царстве, отказались вступить в царство Христово; и тогда Господь призвал в него язычников.

(Он же сказал ему: один человек сделал большой ужин и звал многих,)

Здесь под человеком некиим (одним) разумеется Бог Отец, Творец всего и Господь славы; под вечерею или ужином – царство Мессии или Церковь Христова, как на земле со времени ее основания, – с пришествием Христа Спасителя, Сына Божия для спасения погибшего рода человеческого, так и на небе, со времени второго пришествия Христова для всемирного суда ( Мф.4:17, 22:1, 14 ). Царство Христово уподобляется вечери-пиршеству, потому что на земле оно приготовляет к блаженству, на небе дарует блаженство. Зва многи (звал многих) – сначала собственно евреев, которые были избранным от Бога народом для сохранения истинной Его веры. Звал их чрез данный им закон, чрез посылаемых к ним пророков, чрез Свои Божественные откровения им и чрез различные многообразные Свои действия в истории сего народа. Здесь разумеется ветхозаветное время, – до пришествия Господа на землю.

(и когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званым: идите, ибо уже всё готово.)

В год вечери (когда наступило время ужина), т. е. время царства Христова с Его пришествием на землю ( Мф.4:17 ). Посла раба своего. Здесь под рабом разумеется Господь Иисус Христос, Который, как Мессия, в ветхозаветных пророчествах изображался иногда под образом раба Иеговы ( Ис.52:13, 53:2 ) и Который, будучи Богом, в Своем воплощении принял знак раба ( Флп.2:4 ), чтобы послужить искуплению рода человеческого. Господь призывал в Свое Царство из евреев прежде всего их представителей и духовных руководителей, говоря им: приблизилось царство небесное, т. е. ожидаемое вами Царство Мое, царство Мессии ( Мф.4:17 ), подобно как говорится в притче: идите, ибо уже все готово – готово чрез Иисуса Христа-Искупителя отпущение грехов, общение Духа Св., благодать усыновления, блаженство в царстве небесном (Кирилл Александр.) Идите, т. е. веруйте в Сына Божия, пришедшего спасти человеков кровию Своею, возлюбите Его всем сердцем вашим, последуйте Его учению и примеру, соблюдите Его заповеди и не уклоняйтесь от указанного и устроенного Им пути к царствию Божию.

(И начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал ему: я купил землю и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня. Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня. Третий сказал: я женился и потому не могу прийти.)

Начали извиняться (начаша отрицатися), т. е. отказываться от вечери – от участия в царстве Мессии, именно не хотели веровать во Христа, принимать Его учение и сделаться христианами, и – отказываться под разными предлогами, и именно такими, которые все прямо указывали на чрезмерную привязанность к земному, чувственному: село купих (я купил землю); супруг волов купих пять (купил пять пар волов); жену поях (я женился). Хотя сии званные представляют, по-видимому, различные причины отречения своего от вечери, однако главное чувство, побуждающее их к такому недостойному поступку, одно, – именно пристрастие к земным благам мира. «Поле и волы суть знак пристрастия к богатству, а жена указывает на пристрастие к удовольствиям (Евсевий).» Под отказавшимися от вечери можно разуметь и христиан, чрезмерно преданных земному, любящих земные предметы и удовольствия больше Бога: они тоже далеки от Бога и Его царства (Евсев.). А как таковых много среди нас! сколь многие из нас из пристрастия к богатству делают всякие беззакония! сколь многие из пристрастия к чувственности и удовольствиям не знают постов, не блюдут праздничных Богослужений! В частности же этот отказ указывает на то, что представители и руководители евреев, неправильно понимая описания царства Мессии пророками, ждали Мессию, не как Искупителя душ, а как царя земного, который завоюет весь свет и сделает евреев правителями и обогатит. Так учили они и народ.

(И, возвратившись, раб тот донес о сем господину своему. Тогда, разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых.)

Изыди на распутия и стогны града (пойди по улицам и переулкам города) и пр. Это значит, что когда руководители еврейского народа отказались от участия в царстве Мессии, т. е. не слушали Его учения, Христос Спаситель обращается к простому народу. Народ представлен в притче под образом нищих, увечных, хромых и слепых и блуждающих по улицам и переулкам города; это указывает с одной стороны, на низшее положение и бедное состояние народа сравнительно с представителями его, а с другой, на такое же его нравственное состояние: слепота означает его неученость, невежество в учении веры и закона, хромота и увечье указывает на служение его и Богу и вместе миру и греху, бедность – на скудость добрыми делами. Бывшие на распутиях и стогнах означают тех, кои ходили по пространному пути разврата, жили без учения и постановлений. И проповедь среди простого еврейского народа, не то, что среди начальствующих, ученых и богатых: сопровождалась успехами. Так напр, от проповеди ап. Петра после сошествия Св. Духа сразу уверовали около трех тысяч, а затем при исцелении хромого 5000 человек.

(И сказал раб: господин! исполнено, как приказал ты, и еще есть место. Господин сказал рабу: пойди по дорогам и изгородям и убеди прийти, чтобы наполнился дом мой.)

Изыди на пути и халуги (пойди по дорогам и изгородям) и пр. Это указывает на призывание в царство Христово людей, не принадлежавших к избранному еврейскому народу, т. е. на язычников. «Хотя Бог Отец и прежде знал, – пишет св. Златоуст, – что иудеи, призванные к Евангелию, будут вымышлять извинения, но чтобы не оставить им никакого предлога к бесстыдному извинению, послал к ним Единородного Сына Своего, Который из них избрал Матерь Себе, и от них родился по плоти. Когда же они не были достойны, то вместо них призываются язычники». Господь призывал язычников чрез Своих Апостолов, когда пред вознесением Своим сказал им: идите научите есть народы, крестя их и пр. ( Мф.28:19 ). Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари ( Мк.16:15 ). Один из духовных писателей под позванными с путей и изгородей разумеет души, бывшие во аде, которым Сам Спаситель по отложении тела, т. е. после Своей смерти, до воскресения, проповедовал. (Воскр. Чт. год 24).

(Ибо сказываю вам, что никто из тех званых не вкусит моего ужина, ибо много званых, но мало избранных.)

То есть, никто из неуверовавших во Христа, представителей и руководителей еврейского народа, не будет участвовать в царстве Мессии, все они будут отвергнуты. Мнози бо суть звани, мало же избранных. Это значит, что многих из своих современников и единоплеменников звали в Церковь Христову и Сам Иисус Христос и Его Апостолы, но немногие из них вошли в нее. Затем, многие и из всех прочих народов призывались и призываются ко Христу, но сравнительно немногие принимают Его веру. Да и из самых призванных всегда сравнительно немного истинных христиан. «Для того и написано это, т. е. заключение притчи о званных на вечерю, словами: ни един мужей тех званных вкусит моея вечери (никто из тех званных не вкусит моего ужина), заключает толкование притчи еписк. Евсевий, чтобы угрозы Писания не исполнились на нас самым делом, чтобы не постигло нас оное бесчестие и наказание, но да послужат сии угрозы к наставлению и исправлению нашему и каждый из нас готовым да приступает к небесной вечери (Воскр. Чт. год 24).

Зачало 77. Наставление о самоотвержении. Приточные изречения о готовящемся строить башню, о царе, приготовляющемся к войне, и о соли.

Читается во вторник 26-й недели по Пятидесятнице.

Все это высказано Иисусом Христом после притчи о званых на вечерю, т. е. в царство Его, когда Он увидел многих, желающих туда войти, но не имеющих надлежащей решимости и подвигов, которые требуются для сего.

(С Ним шло множество народа; и Он, обратившись, сказал им: если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником;)

Грядет (приходит) ко Мне. Это значит тоже, что слова: хощет идти по Мне, во след Мене (за Мною; ст. 27. Марк. 8:34 ), – т.е. желает быть учеником, последователем Христовым. Не возненавидит отца своего и матерь, у Матфея: любит отца или мать более, нежели Меня ( Мф.10:37 ). Эти слова значат, что Господа, как Бога и Спасителя, даровавшего людям вечное спасение, должно любить больше всего на свете, больше самих родителей, детей и пр., так что если бы когда потребовалось, должно жертвовать любовию к ним для любви ко Христу (см. 51–53 ст.). Так поступали св. мученики и подвижники: первые принимали христианскую веру, несмотря на то, что родители и пр. стояли на том, чтобы они оставались в язычестве, вторые оставляли родной дом и удалялись в пустыню. «Повелевает Господь, говорит св. Златоуст, не просто возненавидеть; ибо это совершенно противозаконно: но если кто из них скажет, чтобы ты его любил более, нежели Меня, то в сем случае возненавидь его.» Возненавидет родителей и др., т. е. отрешиться отречься (сл. ст. 33), отстраниться от них, оставить их, разорвать с ними все. Еще же и душу свою (притом – не возненавидит и самой жизни своей). Душа в противоположность духу берется здесь, как начало греховное в человеке ( 1Кор.2:14, 15 ). Возненавидеть душу, т. е. возненавидеть греховное начало в себе, как препятствующее человеку творить все доброе, располагающее ко греху, возбуждающее и питающее страсти: должно возненавидеть это начало, т. е. не слушаться его, бороться с ним и подавлять его. «Смотри же, разъясняет блаж. Феофилакт, не соблазнись сим изречением. Ибо человеколюбец не бесчеловечию учит, не самоубийство внушает, но хочет, чтобы искренний Его ученик ненавидел своих родных тогда только, когда они препятствуют ему в деле богопочитания и когда он при отношениях к ним находит затруднения в совершении добра.» Ненависть христианина, пишет один из пастырей, не обнаруживается в тех разрушительных явлениях, которые сопровождают ненависть, внушаемую духом мира; она разрушает только злое, но спасает доброе. Если, по несчастию, христианин должен будет возненавидеть родителей, то он будет ненавидеть в них только врагов Христовых, и притом до тех пор, пока они остаются ими. Он будет противиться их незаконным повелениям, – может быть и обличит их, может быть и удалится и скроется от них из любви к Иисусу Христу, Которого они не любят, но в то же время не опустит возможных и приличных способов обратить их на путь истинный и не усумнится молиться о спасении душ их, о вразумлении и просвещении их свыше, особенно когда их вражда к Иисусу Христу есть следствие каких-нибудь их предрассудков, вражда бессознательная, слепая» (Душ. Чт. 1862 г).

(и кто не несет креста своего и идёт за Мною, не может быть Моим учеником.)

(Ибо кто из вас, желая построить башню, не сядет прежде и не вычислит издержек, имеет ли он, что нужно для совершения ее, дабы, когда положит основание и не возможет совершить, все видящие не стали смеяться над ним, говоря: этот человек начал строить и не мог окончить?)

Столп создати (построить башню), – вообще большое и хорошее здание. Быть может, образ взят от строения Вавилонской башни ( Быт.11 ). Разчтет имение, аще имат, еже есть на совершение (не вычислит издержек, имеет ли он что нужно для совершения ее). Смысл этих слов понятен, т. е. предварительно обдумает, сообразит, имеет ли он средства, достаточные для того, чтобы произвести постройку. Иначе, начав дело без достаточных средств и не окончив его, может подвергнуться осмеянию. Подобным образом и всякий последователь Христов должен постараться запастись трудным подвигом самоотвержения, (о котором Господь говорил выше, (ст. 26) и повторяет ниже (ст. 38): иначе он не может быть достойным Его учеником. Св. Григорий Двоеслов, применяя слова Христовы к христианскому смирению, говорит: «Если мы желаем построить столп смирения, то должны наперед приготовить себя к неприятностям века сего» (Сборн. Барс.).

(Или какой царь, идя на войну против другого царя, не сядет и не посоветуется прежде, силен ли он с десятью тысячами противостать идущему на него с двадцатью тысячами? Иначе, пока тот еще далеко, он пошлет к нему посольство просить о мире.)

Смысл приточного изречения о царе, желающем воевать, тот же, что и о человеке, желающем построить здание, т. е. что последователь Христов, чтобы быть достойным звания сего, должен иметь духовные средства к тому, из которых первое – самоотвержение: иначе он может подвергнуться поражению со стороны врагов духовных, каковы мир, плоть и диавол, и не достигнуть спасения. Прекрасно поучает св. Григорий Двоеслов по поводу сего изречения Спасителя: «Грядет с двумя против одного Тот, Кто будет вместе за дела и помышления судить нас. Что надобно нам делать? Пошлем к Нему посольство – слезы наши, дела милосердия, возложим на алтарь Его жертвы умилостивления, сознаемся, что не можем на суде состязаться с Ним, помыслим о могуществе Его и будем умолять о даровании нам мира. Вот в чем состоит посольство, которое умилостивляет грядущего Царя! Подумайте, братие, как благоснисходительно то, что Могущий стеснить нас Своим пришествием, медлит этим пришествием. Пошлем же к Нему, как мы сказали, посольство со слезами, дарами и священными жертвами» (Сбор. Барс.).

(Так всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником.)

Не отречется всего своего имения (не отрешится от всего, что имеет) – мысль та же, что и выше в словах: не возненавидит отца своего и матерь и пр. Т. е. ученику Христову должно отрешиться от всего, что может препятствовать истинному следованию его за Христом, будут ли то кровные привязанности, или греховные стремления души, страсти, или земные предметы и т. п.

(Соль – добрая вещь; но если соль потеряет силу, чем исправить ее? ни в землю, ни в навоз не годится; вон выбрасывают ее. Кто имеет уши слышать, да слышит!)

Приточное Христово изречение о соли есть и у еванг. Матфея ( Мф.5:13 ) и Марка ( Мк.9:50 ). Соль имеет свойство предохранять от порчи съедомые предметы и делать пищу здоровою и приятною; но она может и испортиться – потерять свою полезную силу, и тогда делается совершенно негодною ни к чему, – даже и для земли и для навоза не принесет пользы, и ее в таком случае бросают, как ни к чему негодную (ни в землю, ни в гной – навоз – потребна есть; вон изсыплют ю – (выбрасывают ее). Что соль для пищи, то самоотвержение для христианина: без самоотвержения христианин не может быть истинным последователем Христовым. И здесь смысл притчи о соли тот же, что выше о строителе башни и о царе. У еванг. Матфея Господь говорит, обращаясь к Своим ученикам: вы – соль земли; это значит: вы своею жизнию и делами – своим примером должны предохранять мир от нравственной порчи, т. е. от заблуждений и пороков, противодействовать распространению растлевающих мудрований и обычаев – и содействовать его нравственному здоровью, т. е. развивать и укреплять в нем добрые понятия, и возбуждать к доброй деятельности. Аще соль обуяет (потеряет силу) и пр. Это значит: если бы случилось так, что вы – Мои ученики и нравственный пример во вселенной – потеряли бы нравственную силу и влияние на мир, то кто же тогда может иметь эту силу и влияние? Что будет и с вами самими в таком случае? Вы тогда и сами погибнете, как соль, которая, потеряв силу, была бы выброшена. Епископ Феофан так поучает по поводу изречения Господня о соли: «Просвещение действует как соль, когда оно исполнено начал и элементов учения Господня, когда само состоит в ученичестве у Господа; а коль скоро оно отступает от этого направления, и, вместо уроков Господних, усвояет себе чуждые учения, тогда оно обуевает само и становится непотребным, само заражается гнилостию заблуждения и лжи и начинает действовать уже не целительно, а заразительно. История подтвердила и подтверждает это повседневными опытами» (сбор. Барс.). Имеяй уши слышати и пр. Это – изречение, которое Господь употреблял нередко, когда нужно было обратить особенное внимание на какое-либо Его учение (см. 8 ст. 8 гл.).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *